В чем выражается значение памяти в обучении двигательным действиям
Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры
Анастасия Ткаченко
Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры
«Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…»
В наше время в обществе к физической культуре сложилось отношение как явлению далеко не первостепенной важности. В связи с этим, сфера двигательной памяти выступает особенно адекватной для осуществления исследования физической культуры учащихся общеобразовательной школы.
Во время проведения уроков по физкультуре наблюдаются все виды памяти. Так, зрительная память проявляется у детей при просмотре физических упражнений. А словесно-логическая и слуховая память наблюдаются при объяснении учителем тех или иных упражнений. При выполнении упражнений у детей проявляется двигательная, вестибулярная и тактильная память.
На уроках физкультуры к одним из главных видов памяти относятся: двигательная, тактильная и вестибулярная. Данные виды памяти связаны с воспроизведением, запоминанием, и сохранением сигналов, которые поступают в кору головного мозга с проприорецепторов и с рецепторов вестибулярного аппарата, а также кожи. Данные виды памяти человек использует при разучивании физических упражнений и при самостоятельном их выполнении. Всем известно, что различные физические движения запоминаются с различной степенью прочности. Труднее всего, детьми запоминаются ощущения, которые возникают в результате мышечной работы организма, необходимые для выполнения различных движений, пространственные параметры действий. Проще дети запоминают временные параметры движений. [1; С. 238].
Значение двигательной памяти заключается в том, чтобы запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения или комплексы движений. Двигательная память служит для формирования практических и трудовых навыков (навыки ходьбы). Если бы человек не обладал данным видом памяти, то ему приходилось бы постоянно учиться ходить и выполнять все необходимые для этого движения.
В наше время развитию двигательной памяти уделяется намного меньше внимания, чем на другие виды памяти. Благодаря проведению нашего исследования доказано, что двигательная память в значительной мере определяет точность и согласованность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В период обучения в школе двигательную память явно можно пронаблюдать на уроках физкультуры [4].
В основе так называемой «моторной неловкости», характерной для значительного числа школьников, чаще всего лежит именно низкий уровень развития моторной памяти. Одну из главных ролей в развитии двигательной памяти играет семья. Дети усваивают все традиции своей семьи, образ жизни, вредные привычки и непосредственно отношение к своему здоровью и окружающих его людей. Далее все эти усвоенные правила, ребенок переносит во взрослую жизнь. Большое влияние оказывает двигательная активность детей (соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, своевременное правильное питание, отказ от вредных привычек, обращение за медицинской помощью, правильное лечение, положительное отношение к профилактическим мероприятиям и т. д.) [2; С. 287].
В нашем исследовании по изучению развития двигательной памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики второго класса школы № 16 в селе Александровском, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 20 человек.
В ходе исследования мы пользовались следующими методиками:
1 Оценка двигательной кратковременной памяти (И. А. Синица).
2. Оценка образной и вербально-логической кратковременной памяти Е. И. Рогова [3; С. 529].
3. Оценка, направленная на определение объема двигательной памяти ребенка.
На уроках по физкультуре главную роль играет двигательная память,поэтому исследования проводились в два этапа: в начале учебного года и в конце января. Показатели объема развития памяти у учащихся в начале эксперимента и в конце были занесены в таблицу № 1.
Таблица № 1- Результаты проведения данной методики направленной на определение объема двигательной памяти ребенка.
Анализируя показатели детей, полученные в результате проведения эксперимента, видим, что в начале эксперимента показатели были очень низкие. Сравнение после поведения педагогического эксперимента, проведения родительского собрания с родителями этого класса,проведения презентации на тему: «Двигательная память», проведения социологического исследования показало более высокую оценку показателей учащихся.
Для достижения поставленной задачи был проведен социологический опрос в начале нашего эксперимента (сентябрь 2015 года) и в конце эксперимента (январь 2016 года, в котором участвовали родители учащихся.
Опрос состоял из следующих вопросов: 1. Способствуете ли Вы формированию здорового образа жизни в Вашей семье, используя зрительную информацию, слуховую, наглядную, тактильную? 2. Как часто Вы ходите с детьми на прогулку, используя дополнительное изучение окружающего мира? 3. Способствуете ли Вы соблюдению с раннего детства режима дня ребенком? 4. Выполняет ли Ваш ребенок самостоятельно (без напоминания) утреннюю зарядку в правильном порядке? 5. Осуществляются ли Вашим ребенком самостоятельные выполнения правил гигиены? 6. Занимается ли Ваш ребенок спортом, с пониманием того, что это ему нужно?
Для наглядной демонстрации результатов опроса родителей, были построены диаграммы, отображающие отношение родителей до эксперимента (рис. 1) и после эксперимента (рис. 2) к развитию двигательной памяти детей в условиях домашнего воспитания.
На первой диаграмме показано, что большинство семей занимались развитием двигательной памяти своих детей в основном на среднем уровне. Преобладал низкий уровень, а вот высокий уровень развития двигательной памяти в домашних условиях очень низок.
По окончании нашего исследования родителям был дан тот же опрос. На диаграмме видно, что показатели сильно изменились. На первом месте высокий уровень развития памяти у детей в условиях домашнего воспитания. Низкий уровень практически удалось устранить в столь короткий временной период.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод об положительном влиянии двигательной памяти ребенка на уроках физической культуры и активном участии родителей в данном процессе.
Наша работа отражает отдельные фундаментальные аспекты отношения семьи, а также детей к двигательной памяти. Важнейшим из них является убеждение в том, что в здоровых семьях вырастают здоровые дети. При этом семья для ребенка должна являться примером хорошего физического и нравственного воспитания. Физически здоровый и счастливый ребенок должен представлять собой главную элементарную составляющую умной, здравомыслящей, благополучной, процветающей, крепкой семьи.
2. Ильин Е. П.Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание». – М. : Просвещение, 1987. – 287 с.
3. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М. : Владос, 1995 г. – 529 с.
Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.
Прием «Рафт». Развитие креативности мышления на уроках начальной школы. РАФТ- один из приемов технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов: R – role (роль) A – audience (аудитория).
Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию.
Развитие интереса дошкольников к двигательной деятельности Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании.
Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.
Развитие памяти у детей 2–3 лет Развитие памяти у ребенка 2-3 лет. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику,.
Развитие памяти у дошкольников Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление.
Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.
Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства используя нетрадиционные художественные техники Для обучающихся 1 ступени Изобразительное искусство — это наиболее подходящее занятие,развивающее мелкую моторику: чем больше обучающихся.
Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.4. Особенности проявления памяти
Память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память — это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.
Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
На уроках физической культуры проявляются все виды памяти: при показе физических упражнений ведущая роль принадлежит зрительной памяти; при объяснении (описании, рассказе) — слуховая и словесно-логическая; при выполнении физических упражнений — двигательная, тактильная, вестибулярная.
Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т. д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.
Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий, еще легче — временные параметры движений. Экспериментально доказано, что соотношение степени прочности запоминания по этим параметрам может быть представлено как 7:2:1. Известны и особенности запоминания параметров движений согласно возрастным периодам. Так, учащиеся I–III классов затрачивают большее количество времени на заучивание движений. По сравнению со старшеклассниками, они тратят больше времени: на 50 % — заучивая степень мышечных усилий; на 25 % — запоминая амплитуды движений; на 11 % — усваивая временные соотношения движений.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания.
Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.
Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, вестибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.
Читайте еще:
Если ваш настрой — «Я просто хочу быть собой!», прикиньте, что происходит, когда вы заходите в кафе и заказываете чашку кофе. Вы не ждете, что ее подарят, потому что «эта чашка кофе для меня». Вы знаете, что никакое ваше «я» не даст вам бесплатную чашку кофе. Просто будучи собой и ничего больше.
И далее вопрос для прикладника: что будет, если он во время работы позволит себе видеть принципы, на которых строится поведение нуждающегося в помощи человека, так же, как и его идеалы?
Что касается невротизма или N, как его кратко называют, то люди, которые имеют высокий показатель в тесте N, как правило, эмоционально изменчивы. Они предрасположены к тревоге и беспокойству, к соматическим болям, депрессии и сильным эмоциональным реакциям (Eysenck, 1999). Считается, что за.
нежных чувств по отношению к ней. Казалось бы, она полностью отказывается от собственного эгоизма. Но это не так. Эгоистические желания просто мутируют. Ей нужно, чтобы ее любили, демонстрировали это. Ей нужна награда за ее любовь и жертвенность. И это означает, что она угодила в ловушку.
Хотя на это жалуется меньше людей, мы заметили, что многие столь же уязвимы для лести, как и для критики. Окружающие могут “умаслить” их комплиментами и приобрести преимущество над ними, или сделать их слепыми к проблемному поведению, которое им следовало бы исправить. Один из наших любимых.
Пока мы не узнаем, что вилка падает «к гостям», а черная кошка будет виновата во всех наших бедах, мы не ловим на лету вилку, чтобы теща застряла в лифте, и в опоздании автобуса не виним животное.
Если жене лень освацвать премудрости отбора (тии №2), то все пробелы восполняют сторонние тренеры-консультанты, коучи, гуру ичто чаще бывает, — полугурки. Результат цикличен — 1 месяц= 1 тренинг=1 разочарование
Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
10. Он также отмечал, что запах, который он приписывал амфетамину, выходившему из него с потом, усиливался, когда он находился поблизости от медицинского персонала, то есть когда ему измеряли пульс и давление крови.
Минимизация интервенции (вмешательства), как одно из направлений экономизации действий и их дальнейшего совершенствования, обусловлена необходимостью снятия напряжения организаторской деятельности менеджера, выражающейся в постоянном интенсивном и напряженном воздействий на работников в виде.
Но прибывшее подкрепление решило исход всей операции. Вскоре немцы захватили бухту Суда, которую стали использовать для приема транспортных гидропланов.
Двигательная память человека — что это такое
В процессе повседневной деятельности человек сталкивается с различного рода информацией. Для ее обработки и запоминания люди задействуют разные анализаторные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную. Однако для освоения жизненно важных навыков, совершения элементарных действий человеку необходима двигательная память. Если навык закрепился в моторной памяти, это означает, что он автоматизируется.
Определение двигательной памяти в психологии
Двигательная память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения тех или иных движений. Моторная память относится к высшим психическим функциям и обусловлена работой нервной системы.
Внимание! В двигательной памяти сохраняется не только механическое воспроизведение движения, но и оптимальная скорость его выполнения, направленность, амплитуда и продолжительность исполнения. Несоблюдение технических характеристик действия может привести к его искажению и низкой результативности деятельности.
Особенности и характеристика
В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.
Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.
Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).
Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.
Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.
Функции и значение двигательной памяти
Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.
В быту
Двигательная память в быту
Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.
Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.
В обучении
Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:
В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.
Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.
Развитие моторной памяти
В профессиональной области
Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:
Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.
Как натренировать моторную память
Развивать двигательную память крайне важно. Для детей дошкольного возраста высокий уровень развития этого психического процесса необходим для обретения ловкости, овладения координацией движений в подвижных играх. Для школьника повышение уровня развития моторной памяти сопряжено с выработкой красивого почерка, успешным выступлением на спортивных соревнованиях. Взрослые люди, развивая двигательные навыки, повышают эффективность своего труда.
Внимание! Тренировать моторную память можно в любом возрасте.
Игры и упражнения на развитие двигательной памяти
Игра на развитие двигательной памяти
Существуют специальные иры и упражнения, выполнение которых создает условия для развития моторной памяти. Так, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:
Эффективными упражнениями для развития двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальчиковая, утренняя, артикуляционная, бодрящая.
С момента поступления в школу двигательная память детей развивается на уроках при выполнении практических заданий. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют становлению моторных умений школьников. Кроме того, в период обучения в школе дети имеют возможность развивать свою двигательную память посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.
Взрослые совершенствуют моторные навыки на протяжении всей жизни в ходе:
Для развития двигательных навыков у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:
Психологи и педагоги с уверенностью говорят о том, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства и до старости. Высокий уровень развития моторной координации является необходимым условием овладения различными видами деятельности. Если человек задастся целью совершенствовать свою моторную память, будет выполнять специальные упражнения, то он добьется результата, независимо от своего возраста.
Развитие двигательной памяти
Видео
Двигательная память в быту, обучении и профессиональной деятельности: её функции и развитие
Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память.
Многие психологи считают её одной из базовых, так как именно благодаря ей мы можем совершать элементарные действия, даже не задумываясь о них и не тратя на их освоение время снова и снова. Мы не учимся каждый день заново ходить, печатать на компьютере, готовить кофе, водить машину. Однажды приобретя навыки, мы пользуемся ими автоматически. Столь простой нашу жизнь делает именно двигательная, или, как её ещё называют, моторная, память.
Что это такое
Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. Причём фиксируется не только их механика, но и то, как именно они совершаются — с какой амплитудой, длительностью, скоростью и в каком направлении. Иногда точность имеет огромное значение, и любое отклонение чревато опасными последствиями.
Самый яркий пример — хирург, одно неверное движение которого может закончиться смертью пациента. В быту столь ювелирная точность уже не так актуальна: каждая хозяйка варит борщ по своему рецепту, и её алгоритм может отличаться от общепринятого.
Механизм
Двигательная память в психологии — это высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность ЦНС. Запоминая, а потом воспроизводя какие-то движения, человек задействует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.
Например, вы смотрите по телевизору исполнение танца. Вы хотели бы выучить его па, и это желание улавливается нейронами АРС. Однако мотивация не сильна, обстановка не та, поэтому сигнал тормозится — и вы остаётесь сидеть дальше на диване и наслаждаться телепередачей. Если же вы поставили себе конкретную цель, специально освободили время, соответствующе оделись, скачали видео с мастер-классом и планируете выучить данный танец, АРС фиксирует важность этого материала для вас и отправляет сигнал дальше, в кору больших полушарий.
После этого в работу включается двигательный анализатор, который располагается в лобной части головного мозга. Одновременно в медиальных височных отделах задействуется гиппокамп, отвечающий за сохранение информации. Попутно начинают работать вестибулярный аппарат и мышечная система (поэтому данная функция называется психофизической). Начинается обучение, вы путём многократного просмотра видео и большого количества повторений выучиваете танцевальные па — так происходит фиксация и сохранение необходимых вам движений. В дальнейшем при их воспроизведении опять будут включаться те же отделы головного мозга, но сигнал пойдёт уже по проторенной дорожке. Это обеспечит быстроту и автоматизм совершаемых действий.
Функции
В быту
Основное назначение двигательной памяти — освоение бытовых навыков, обеспечивающих полноценное существование человека с самого детства. Им обучают ребёнка с самых ранних лет, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. В течение жизни они постоянно дополняются новыми (учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т. д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:
Всё это — навыки самообслуживания, приобрести которые человеку позволяет именно двигательная память, а не рефлексы. Нам, взрослым, кажется всё это настолько простым и элементарным, что возникает недоумение: как это можно не освоить? Но вспомните, как вы учили своего малыша чистить зубки в первый раз и как потом ещё долго перепроверяли, правильно ли он это делает. Ведь получилось далеко не сразу. Или подумайте о тех, кого поразила болезнь Альцгеймера — работа гиппокампа серьёзно нарушается, и установленные ранее нейронные связи оказываются потерянными. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их моторная память больше не работает.
В быту двигательная память оказывается необходимой и в момент освоения нового прибора. Купили холодильник, микроволновку, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочесть инструкцию и научиться пользоваться ими. Если ранее подобная техника уже была в доме, срабатывают старые нейронные связи, и на автоматизме рука сама включает шнур в розетку и нажимает на кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга, и двигательную память приходится корректировать в соответствии с новыми рекомендациями.
С подобными моторными навыками связан феномен, который психологи называют «старое лучше нового». Когда прежнюю бытовую технику заменяют современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что в последней больше функций и выглядит она куда более стильной. Подобные негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выстроиться для пользования старым прибором. Как только инструкция и конструкция новой техники будет освоена, она покажется вам самой лучшей и удобной для пользования.
В обучении
Моторная память необходима в процессе обучения. Психологи утверждают, что для первоклассников она является ведущей, так как позволяет освоить письмо. Но для того, чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую моторику рук, так как двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми.
Параллельно с обучением письму ребёнок активизирует двигательную память прежде всего на уроках технологии, на которых продолжают развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:
На физкультуре двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командных игр. Чтобы дополнительно развивать её, родителям рекомендуется уже в начальной школе отдать ребёнка в спортивные или танцевальные секции. В раннем возрасте ЦНС ещё максимально пластична, поэтому те же танцевальные па 6-летний ребёнок запомнит быстрее и воспроизведёт точнее, чем многие взрослые. Доказано, что моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, одна из самых долговременных. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, который выучил в детстве, но при этом не вспомнит, как его зовут.
Значение физкультуры в жизни и ребёнка, и взрослого переоценить сложно. Чем лучше она развивает двигательную память, тем активнее работают мышечные анализаторы, тем качественнее формируется вестибулярный аппарат — и всё это самым положительным образом влияет на здоровье.
В профессиональной деятельности
Без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. Водителю нужно научиться, на какую педаль нажимать и как крутить рулём. Секретарю — как быстро напечатать текст. В каждой специальности задействованы навыки, которые с течением времени доводятся до автоматизма. Для некоторых это имеет жизненно важное значение. Уже говорили ранее о том, что от одного неверного движения хирурга зависит чья-то жизнь. То же самое можно сказать об электриках, каскадёрах, сапёрах.
Некоторые профессии не считаются опасными, но плохая моторная память и для них чревата последствиями. Представьте, что будет, если в каком-то движении ошибутся медсестра, когда ставит укол; ювелир, делающий огранку дорогого бриллианта; водопроводчик, ремонтирующий систему водоснабжения; машинист поезда или пилот во время пути. Большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок. Не всегда оказывается виноватой двигательная память. Иногда нейронная связь не срабатывает под воздействием других факторов — усталости, невнимания. У молодых специалистов это порой происходит из-за того, что профессиональный навык не освоен в полном объёме.
Развитие
Существуют игры и упражнения на развитие двигательной памяти для любого возраста.
Развитие двигательной памяти в начальной и средней школе происходит на уроках технологии, ИЗО и физкультуры. Родители дома могут тоже мастерить с ребёнком различные поделки, играть в подвижные игры, приобщать к спорту.
Подросток уже должен определиться с интересами и самостоятельно развивать двигательную память в соответствии с ними. Девушки могут увлекаться бисероплетением, скрапбукингом, танцами, аэробикой. Парни — командными или силовыми видами спорта, резьбой по дереву, ремонтом компьютеров.
Взрослые должны на протяжении всей жизни, независимо от возраста:
Есть специальные упражнения на развитие моторики у взрослых. Они предполагают разноплановые и не сочетающиеся между собой движения руками и ногами и заставляют работать оба полушария. Примеры:
Без преувеличения можно сделать вывод о том, что двигательная память имеет важную ценность в жизни каждого человека. Именно поэтому её нужно тренировать в любом возрасте.