В чем выражаются основные экономические результаты промышленной политики
Промышленная экономическая политика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Концепция промышленной экономической политики
Концепция промышленной экономической политики – одна из наиболее обсуждаемых теорий в современной экономической науке. Круг дискуссионных вопросов, включает как научные споры по вопросам содержания понятия «промышленная экономическая политика», так и дискуссии по основным направлениям и вариантам ее реализации в стране.
Термин «промышленная экономическая политика» появился и начал обсуждаться в отечественной экономической литературе в начале 90-х годов прошлого века, ее оригинальное название «industrial policy» заимствовано из различных источников представителей западной экономической науки.
В современных экономических источниках отечественных ученых рядом с определением «промышленная экономическая политика» на равных правах существует также определение (дефиниция) «структурная политика», которая ранее использовалась в рамках господствующей в СССР концепции государственно-плановой экономики, некоторые авторы довольно часто придают этим экономическим терминам значение синонимов.
Однако западные авторы в определение «структурная политика» вкладывают несколько иной смысл, понимая под «структурной политикой» определенный преобразования таких «институтов», как «приватизация экономики», «реформа системы монополий», «инфраструктура содействия развитию малого и среднего предпринимательства».
В настоящее время в экономической науке используется следующее общепризнанное определение – «промышленная экономическая политика – это комплекс экономических, политических, законодательных и организационных действий государства, которые направленны на целевое изменение отраслевой структуры экономики за счет создания более благоприятных условий для развития определенных отраслей, секторов и производств».
Таким образом, необходимо заметить, что проведение современной промышленной экономической политики государства предполагает наличие у государства четких экономических приоритетов в отношении отдельных отраслей, секторов, промышленных производств экономики.
Готовые работы на аналогичную тему
Цели промышленной экономической политики
Основные цели реализации промышленной экономической политики:
При проведении эффективной «промышленная экономической политики» предполагается создание более благоприятных условий для развития приоритетных секторов, отраслей, отдельных производств и соответственно создание условий, которые сдерживают рост в других секторах, отраслях, отдельных производств экономики страны.
Соответственно, под основной целью «промышленной экономической политики» следует понимать целенаправленное изменение сложившейся структуры отраслей, секторов, отдельных производств национальной экономики, повышение доли приоритетных отраслей в создаваемом ВВП и ВНП государства.
Соответственно, критерием оценки эффективности «промышленной экономической политики» следует считать чистый экономический эффект национальной экономики от ускоренного развития одних секторов, отраслей, отдельных производств и, соответственно, замедления темпов развития других.
Основные инструменты промышленной экономической политики
К основным инструментам «промышленной экономической политики» государства следует отнести:
Базовые инструменты финансово-бюджетной политики, которая осуществляется путем предоставления различны дотаций и видов кредитов за счет средств централизованного бюджета государства, реализация государственной инвестиционной политики для отдельных секторов, отраслей, приоритетных производств национальной экономики с целью усовершенствования существующей и создания современной производственной базы, объектов инфраструктуры
Различные инструменты налоговой политики:
Все это в приоритетных отраслях и экономических регионах оказывает важную стимулирующую функцию, изменяет структуру расходов на производство и реализацию продуктов труда (товаров, услуг, работ), уровни отраслевой рентабельности производства. Это коренным образом изменяет отраслевую структуру вложений в основные фонды, перенаправляет капиталы в приоритетные сектора, отрасли, производства экономики страны, увеличивает их конкурентоспособность.
Инструменты денежно-кредитной политики, которые направленны на регулирование уровня монетизации национальной экономики, величины сбережений и кредитования в экономике страны;
Инструменты валютной политики:
Инструменты политики институциональных преобразований:
Инструменты внешнеэкономической политики:
Различные инструменты инвестиционной политики:
Таким образом, реализация «промышленной экономической политики» требует серьезного государственного вмешательства в процессы функционирования национальной экономики.
Шпаргалка по государственному регулированию экономики
Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:25, шпаргалка
Описание работы
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по «Экономике».
Работа содержит 1 файл
Шпоры по ГРЭ.doc
Безработица по мнению Кейнса порождается: недостаточным уровнем совокупного спроса;
Большинство рынков в современной экономике Казахстана представляют собой: совокупность конкурентных и монополистических элементов;
Большинство рынков в современной экономике Казахстана представляют собой: совокупность конкурентных и монополистических элементов;
Большинство экономистов считает, что в краткосрочном периоде уровень занятости и объем производства определяется: уровнем совокупных расходов;
В задачи антимонопольного комитета РК входит: все ответы верны.
В задачи антимонопольного комитета РК входит: все ответы верны;
В каких отраслях экономики чаще всего представлен государственный сектор? в инфраструктуре;
В общественных коммуникациях разрешается существование монополий потому, что: конкуренция неуместна, т.к. она увеличивает общественные затраты;
В основе какой модели взаимоотношений государства и экономики лежит положение о невмешательстве государства в экономическую жизнь?кейнсиан ской модели;
В основе какой модели взаимоотношений государства и экономики лежит положение о главенствующей роли государства в управлении экономическими процессами? марксистской модели;
В основе какой модели взаимоотношений государства и экономики лежит положение о главенствующей роли государства в управлении экономическими процессами? марксистской модели;
В основе какой модели взаимоотношений государства и экономики лежит положение о невмешательстве государства в экономическую жизнь? кейнсианской модели;
В современной экономической теории цикличность экономического развития признается как: объективная реальность, проявляющаяся с определенной регулярностью;
В чем выражаются основные экономические результаты промышленной политики?
В чем заключается ограничение на вхождение в отрасль при естественной монополии? в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формальной свободе на вхождение в отрасль;
В чем заключается ограничение на вхождение в отрасль при легальной монополии? в запретах налагаемых государством;
В чем состоит позитивное свойство безработицы? нет верного ответа.
Валютный курс представляет собой: цену валюты одной страны, выраженную в цене валюты другой страны;
Величина чистого внутреннего продукта (ЧВП) может быть получена путем: корректировки ВВП с учетом амортизации;
Взаимосвязь между ставкой налога и величиной налоговых поступлений в бюджет отражается: кривой Лаффера;
Внешнеэкономическая политика – это : комплекс государственных мер по определению режима внешнеэкономических связей с целью достижения оптимального участия страны в международном разделении труда;
Возможно ли введение монополии государства на внешнюю торговлю в РК? невозможно;
Все условия Парето-оптимальности соблюдаются только при: совершенной конкуренции;
Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой направлена на: перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов;
Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой направлена на: перераспределение доходов через систему налогов и социальных трансфертов;
движение капитала и рабочей силы;
Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда: сумма расходов государства превышает его доходы;
Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда: сумма расходов государства превышает сумму налоговых поступлений;
Для обоснования государственной антициклической политики используются теоретические принципы: мультипликационного эффекта воздействия государственных инвестиций на производство;
Для обоснования государственной антициклической политики используются теоретические принципы: мультипликативного эффекта воздействия государственных инвестиций на производство;
Для чего разрабатываются государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС)? для обеспечения удовлетворения важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;
Если государство ужесточит требования к сохранению окружающей среды, это вызовет: рост издержек производства на единицу продукции и сокращение совокупного предложения;
Если государство установит потолок процентной ставки ниже равновесного уровня, то: объем спроса на деньги будет больше, чем объем предложения денег;
Если национальный банк повышает учетную ставку, то эта мера, являющаяся частью денежной политики, вместе с другими мерами направлена в первую очередь на: снижение общей величины резервов коммерческих банков;
Если Национальный банк повышает учетную ставку, то эта мера, являющаяся частью денежной политики, вместе с другими мерами направлена в первую очередь на: снижение общей величины резервов коммерческих банков;
Если Национальный банк продает большое количество государственных ценных бумаг на открытом рынке, то он преследует цель: уменьшить общую массу денег в обращении;
Если Национальный банк стремится увеличить объем ВНП, какие из перечисленных ниже мер он не должен предпринимать? повышение процентных ставок с тем, чтобы сделать кредиты привлекательными для владельцев наличных денег;
Если номинальный доход увеличился на 8 %, а общий уровень цен вырос на 10 %, то реальный доход: снизился на 2%;
Если объем равновесного ВНП больше его потенциального уровня, то: уровень цен повысится;
Если объем равновесного ВНП оказывается больше его потенциального уровня, то: уровень цен повысится;
Если правительство предполагает повысить уровень реального ЧНП, оно может: снизить налоги;
Если реальная процентная ставка увеличится, то: инвестиционные расходы сокращаются;
Если реальная процентная ставка увеличится, то: кривая спроса на инвестиции сдвигается вправо;
Если страна имеет положительное торговое сальдо, то: повышается курс национальной валюты;
Если Центральный банк повышает учетную ставку процента, то это может привести: к снижению общей величины резервов коммерческих банков;
Задача территориального регулирования экономики – это: все ответы верны.
Законодательно утверждаемые документы, регламентирующие экономическое развитие страны: концепция социально-экономического развития;
Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если: растет спрос на землю;
Изменение уровня цен: снижает действенность мер фискальной политики;
Инвестиционный кризис – это такое состояние экономики, которое характеризуется устойчивой тенденцией снижения: общего объема инвестиций;
Инвестиционный кризис – это такое состояние экономки, которое характеризуется устойчивой тенденцией снижения: общего объема инвестиций;
Интенсивный экономический рост осуществляется за счет: применения более совершенных факторов производства:
К каким экономическим последствиям может привести государственный долг? увеличению совокупных национальных расходов;
К какой группе инструментов регионального развития относится «налоговая политика»? к макроинструментам;
К какой форме государственного регулирования относится амортизационная политика? к финансово-кредитной;
К основным принципам кредитования не относятся: материальная обеспеченность;
К основным факторам, определяющим динамику инвестиций относятся: реальная ставка процента;
К основным функциям банка не относятся: аккумулирование временно свободных денежных средств;
К функциям государства относятся: все ответы верны.
К экономическим функциям государства относятся: все ответы верны;
Как называется показатель, отражающий степень монополизации рынка? индекс Харфинделла-Хиршмана;
Как называется ситуация, когда при сделках между фирмами оговаривается, что один из них не должен закупать товары у конкурентов? исключительные контракты;
Как называется территория, которая не в состоянии самостоятельно решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой богатый потенциал без поддержки государства? все ответы верны.
Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике? централизованное планирование;
Какая из теоретических концепций о роли денежно-кредитной политики исходила из необходимости регулировать только объем эмиссии денежной массы: монетаристская;
Какие из нижеперечисленных проблем не решает государственное регулирование: определение курса ценных бумаг национальных корпораций;
Какие из перечисленных ниже действий не подпадают под антимонопольное регулирование? исключительные контракты.
Какие из перечисленных ниже факторов не влияют на динамику инвестиций? демографическая ситуация;
Какие меры воздействия на импорт Вы отнесете к нетарифным? установление национальных технических стандартов;
Какие меры воздействия на импорт Вы отнесете к тарифным? введение или повышение импортных пошлин;
Какие меры используются для поддержки сельхозпроизводителей? все ответы верны;
Какие меры необходимо принимать для поддержания устойчивого предложения и спроса на сельхозпродукцию? все ответы верны;
Какие меры необходимы при наличии высокой инфляции для достижения финансово-экономической стабилизации? сдерживание роста зарплаты и других денежных доходов населения;
Какие социальные группы людей более всего нуждаются в государственной поддержке в условиях быстрой инфляции? лица с фиксированными номинальными доходами;
Какие функции выполняют государственные программы в государственном регулировании экономики? концентрируют ресурсы на стратегических направлениях социально-экономического развития;
Каким задачам соответствует применение административных методов государственного регулирования экономики? корректировке рыночного механизма там и в той мере, где экономическими средствами корректировать его невозможно;
Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство? определять круг товаров и услуг, в которых нуждается общество, независимо от вкусов и предпочтений какой-то группы.
Каково соотношение понятий «рынок труда» и «рынок рабочей силы»? идентичные понятия;
Каковы непосредственные следствия повышения налога на землю? повышение цен на сельскохозяйственную продукцию;
Какое из перечисленных ниже действий относится к видам недобросовестной конкуренции, согласно Закону РК «О недобросовестной конкуренции»? все ответы верны.
Какое из нижеперечисленных понятий денежно-кредитной политики не относится к инструментам денежно-кредитного регулирования: налоговая база.
Какое из нижеперечисленных понятий денежно-кредитной политики относится к механизмам денежно-кредитного регулирования: все ответы верны.
Какое из перечисленных утверждений не относится к положительным сторонам деятельности монополий? усиление социальной напряженности;
Какое из перечисленных явлений не соответствует периоду экономического спада? снижение прибылей корпораций
Какое из этих утверждений не относится к отрицательным сторонам деятельности монополий? эффект от масштаба;
Какой вид прогнозов исследует отдельные элементы производительных сил и производственных отношений?экономические;
Какой вид прогнозов исследует тенденции потребления населения, розничный товарооборот? социальные;
Какой из перечисленных ниже налогов относится к косвенным налогам? налог на добавленную стоимость;
Какой из перечисленных ниже налогов переносится на конечного потребителя? акцизы;
Какой из перечисленных принципов планирования исходит из учета интересов человека и общества? социальной направленности;
Какой из перечисленных принципов планирования исходит из учета того, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны? приоритетности;
Какой из показателей может служить приоритетным индикатором экономической безопасности страны? доля импорта во внутреннем потреблении;
Какой их названных источников инвестиций является наиболее существенным для промышленной политики государства? собственные средства предприятий;
Discovered
О финансах и не только…
Промышленная политика государства
Промышленная политика: цели и задачи. Виды промышленной политики
Судя по названию, промышленная политика — это некоторые действия правительства (центрального и (или) местного) в сфере промышленности. Иначе говоря, это определенный вид экономической политики наряду с такими широко признанными ее видами, как стабилизационная, финансовая, торговая и др. Однако, в отличие от этих ее видов, носящих характер общеэкономических, промышленная политика в строгом смысле является отраслевой (sectoral) политикой; она предназначена для продвижения отраслей, где вмешательство должно иметь место по причинам национальной независимости, технологической автономии, провалов частной инициативы, упадка традиционных видов деятельности, географического или политического баланса.
С тем, что промышленная политика носит отраслевой (секторальный) характер, согласны и многие специалисты. Промышленная политика — это, в основном, любой тип избирательного вмешательства или политики правительства, нацеленный на изменение отраслевой структуры производства в направлении отраслей, которые, как ожидается, предлагают лучшие перспективы экономического роста, чем при отсутствии такого вмешательства, то есть в условиях рыночного равновесия.
Изменение отраслевой структуры промышленного производства выступает элементом структурной трансформации (реструктуризации) экономики в целом. Поэтому можно сказать, что промышленная политика представляет собой многообразие государственных мер, предназначенных для управления и контроля за процессами структурной трансформации экономики. Причем акцент делается именно на промышленности, поскольку процесс индустриализации важен для преобразования экономики в целом, и можно воздействовать на этот процесс так, чтобы управлять всем механизмом структурных изменений.
С несколько иных позиций выступает Д. Родрик: «Нет никаких доказательств, что те типы провалов рынка, которые призывают к промышленной политике, имеют место, преимущественно, в промышленности (industry)». Поэтому, за неимением более подходящего названия, он обозначает термином «промышленная политика» все действия по экономической реструктуризации в пользу более динамических видов деятельности вообще — «независимо от того, относятся ли они к промышленности или производству непосредственно», — и приводит примеры такой политики (в том числе из сельского хозяйства и сферы услуг).
Однако такая расширенная трактовка уводит в сторону от традиционного понимания промышленной политики, что, в свою очередь, затрудняет исследование этого явления в историческом аспекте. Поэтому Дж. Формен-Пек, выполнивший ретроспективный анализ европейской промышленной политики в XX в., относит к ее сфере только производящие (manufacturing) и инфраструктурные (infrastructure) отрасли (industries). И хотя он считает, что в принципе термин «industry» может быть распространен на любой источник занятости — будь-то горное дело, сельское хозяйство или сфера услуг (исходя из того, что классификация рабочих мест несколько произвольна), все же «политики правительств по отношению к сельскому хозяйству и услугам в целом отличались от политик по отношению к промышленности, определенной более строго, а поэтому поле исследования должно быть ограничено так, чтобы с ним можно было управляться».
Обращение к историческим аспектам проблемы позволяет выявить определенный сдвиг в ее исследовательской парадигме. Если до 80-х годов XX в. промышленную политику обычно понимали как действия по непосредственному вмешательству государства в экономику и директивному контролю правительства за производственным аппаратом, то в настоящее время этот термин, наоборот, обозначает разнообразие политик, которые осуществляются разными институциональными субъектами в целях стимулирования создания фирм, в пользу их концентрации, содействия инновациям и конкурентоспособному развитию в контексте открытой экономики. Поэтому новая промышленная политика — это главным образом политика промышленного развития, в рамках которой отрасль неявно рассматривается как организация, а также стратегического управления человеческими компетенциями и техническими возможностями.
В современной терминологии традиционный секторальный тип промышленной политики, оказывающий влияние на относительное значение отдельных отраслей и предприятий, получил название «вертикальная политика», а новый функциональный ее тип — соответственно, «горизонтальная политика». К последней относятся общие для большого числа отраслей и предприятий действия в сфере нормативно-правового обеспечения хозяйственной деятельности, защиты прав собственности, устранения административных барьеров, содействия инновациям и др. На горизонтальный тип промышленной политики делает упор Европейская комиссия (высший орган исполнительной власти ЕС), которая предлагает меры по обеспечению конкурентоспособности европейской обрабатывающей промышленности (manufacturing industry) на том основании, что большинство инноваций имеют место именно в этой отрасли.
Сама необходимость проведения промышленной политики обусловлена, во-первых, объективно существующей потребностью в развитии высокотехнологичных отраслей, являющихся результатом функционирования национальных инновационных систем, а во-вторых – необходимостью координировать развитие отдельных фирм и инвестиций смежных отраслей по технологической цепочке производства добавленной стоимости в условиях глобальной конкуренции. Так, реализация планов развития предприятий отечественного оборонного комплекса, получающих финансирование из бюджета, не возможна без инвестиций в смежные отрасли (и прежде всего, в машиностроительный комплекс). Здесь объективно необходима координация действий между предприятиями, получающими заказы на конкурентной основе от конечных производителей. Таким способом могут восстанавливаться кооперационные связи в сфере машиностроения.
Следовательно, необходимость координации планов развития отдельных предприятий и инвестиций смежных отраслей, связанных технологически, становится объективным основанием для существования промышленной политики. Сами по себе рыночные сигналы не могут выполнять эту координирующую роль, в чем и заключается их ограниченная природа. Их дополняют государственное стратегическое планирование и регулирование: они должны снимать риски для инвестора, поскольку ни один инвестор не решится сделать стартовые капитальные вложения, пока не будет уверен в их возврате и окупаемости.
Промышленная политика – это целостная и скоординированная система мероприятий государственных органов власти, направленная на развитие промышленности в целом и отдельных (приоритетных) ее отраслей, которая подкрепляется соответствующими механизмами реализации (стимулирование, регулирование и контроль через соответствующие институты государства и рынка), нацеленными на решение стратегических и тактических задач развития реального сектора:
Объектом промышленной политики выступает весь индустриальный комплекс страны, как единый организм.
Целями промышленной политики являются:
Повышение конкурентоспособности — ключевая задача промышленной политики. По традиционному определению конкурентоспособности в самом общем виде она понимается как способность различных субъектов рынка к успешному соревнованию со своими конкурентами, активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению.
Задачами промышленной политики являются:
Наиболее часто используются три основных подхода к оценке и межстрановым сопоставлениям конкурентоспособности на макроуровне:
В современных условиях конкурентоспособность и эффективность промышленных предприятий определяется их способностью адаптироваться к меняющимся потребностям рынка, которая, в свою очередь, опирается на механизм быстрой модернизации выпускаемой продукции. Поэтому представляется необходимым сместить акценты в традиционном понимании конкурентоспособности промышленных предприятий, так как гибкость, адаптивность к потребностям рынка зависят от эффективности функционирования финансового рынка, рационального использования современных методов, инструментов финансирования.
В этой связи, современный маркетинг должен основываться не на цене, а на быстром внедрении инноваций, что требует использования всего инструментария, который обеспечивает валютно-финансовый рынок (акции, облигации, варранты, IPO).
Таким образом, предлагается смещение акцентов в характере ведения промышленной политики, а именно:
Инструментарий промышленной политики за рубежом традиционно включал и включает в себя разнообразный набор механизмов воздействия на структурные процессы в промышленности, к которым относятся как собственно механизмы воздействия на промышленность, так и макроэкономические инструменты, косвенно затрагивающие этот сектор хозяйства. Эта вторая группа механизмов приобретает в последнее время новое значение и все большую важность как средство формирования благоприятной национальной среды для повышения конкурентоспособности промышленных компаний. К ее основным инструментам можно отнести финансово-кредитную, валютную, образовательную, инфраструктурную политики и другие формы воздействия государства на экономику.
В современных условиях встает вопрос о наборе методов, эффективно решающих задачи промышленной политики в области повышения конкурентоспособности страны, так как национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Поэтому существенным является создание в стране благоприятной макро- и микроэкономической среды для развития конкурентных преимуществ, которая обеспечивается, в частности, политикой правительства в интересах внедрения компаниями инноваций и создания конкурентоспособной продукции.
Основными принципами промышленной политики являются:
Современные тенденции в развитии индустриального сектора
При формировании конкурентоспособности страны и отечественных промышленных предприятий развитие валютно-финансовой сферы имеет определяющее значение. Валютно-финансовая система влияет на многие направления экономического развития страны, причем в современных условиях они становятся ключевыми. Их можно разделить на два блока:
В связи с усилением роли иностранных инвестиций, обосновывается необходимостью более широкой интеграции внутреннего и внешнего финансового рынка. В настоящее время национальная валютно-финансовая система является частью глобальной валютно-финансовой системы, а не только элементом денежной системы страны. Эта появившаяся особенность интегрированной системы позволяет гибко использовать все богатство инструментария финансирования инвестиций отечественных предприятий.
Кроме того, на современном этапе развития постиндустриальной экономики произошло качественное изменение экономической идеологии, заключающееся в разнице механизма (логике) ценообразования в предпринимательской экономике и современной финансовой экономике; выявлена переориентация участников сделки при оценке результативности на ожидаемый доход вместо экономии затрат; показана растущая доля информационной и интеллектуальной составляющей современной промышленной продукции, которая определяется оценкой потенциального дохода от его использования, что изменяет ценообразование современной техники. Это также является принципиально новым явлением.
Мировая экономика XXI века, как показывают многие исследования, характеризуется значительным расширением международных финансовых рынков и заметным ростом объемов сделок на валютном рынке и рынках капитала. Процесс в информационных и телекоммуникационных технологиях, либерализация рынков капитала и разработка новых финансовых инструментов стимулируют увеличение международных потоков капитала.
Отличительной чертой глобализации является повышенная мобильность капитала в межстрановом пространстве, усиление роли международных финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), приобретение международным капиталом самостоятельного и самодовлеющего значения. В этих условиях финансовая глобализация становится одной из определяющих характеристик процесса экономической глобализации. Эти современные условия становятся новой средой для формирования национальной конкурентоспособности. По мере интернационализации денежно-кредитных рынков, слабые национальные экономические системы стремительно утрачивают возможности регулирования собственного развития, контроль над финансовыми потоками, масштабами и контурами участия в международном разделении труда.
Для одних стран это оборачивается укреплением доминирующих позиций, для других (главным образом развивающихся стран) – потерями в виде нарастающей технико-технологической и социальной отсталости, неизбежными деформациями в структуре хозяйства. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Происходит не конвергенция или выравнивание доходов, а скорее их поляризация. Развертывание процессов глобализации грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.
В этих условиях особую важность приобретают исследования направлений воздействия финансовой глобализации на развитие национальных экономик, а также поиск мер по контролю и управлению возможными последствиями финансовой глобализации, при которой закрепляется и расширяются возможности существующих центров доминирования при ослаблении перспектив у стран «периферии».
Модели промышленной политики. Преимущества и недостатки промышленной политики
На сегодняшний день нет единых подходов к классификации моделей промышленной политики, поскольку разными исследователями используются различные критерии или признаки, по которым они определяют ту или иную модель. Некоторые ученые для классификации используют критерий
доминирования в модели одних инструментов и механизмов политики над другими. Согласно этого подхода рассматривают такие модели промышленной политики, как «жесткая» (синонимы — «вертикальная», «активная») и «мягкая» (синоним — «горизонтальная»).
Модель жесткой промышленной политики ориентирована на развитие отдельных приоритетных секторов экономики посредством распределения или перераспределения ресурсов для производственной деятельности, осуществляемой непосредственно государством. К средствам или инструментам, которые доминируют при проведении такой политики, относятся:
Среди классических методов, применяемых в модели жесткой промышленной политики, можно выделить: протекционизм, стимулирование экспорта, поддержку отдельных отраслей, создание «национальных чемпионов», «точек» или «локомотивов» роста, государственный заказ, производство товаров и оказание услуг на государственных предприятиях, регулирования цен и тарифов, государственное финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований.
Использование в проведении промышленной политики мягкой модели базируется на идее поддержания конкурентоспособности национальных компаний, ориентации на создание благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса во всех отраслях, без выделения отдельных субъектов государственной поддержки. Мягкая модель минимизирует перераспределение ресурсов как таковой, она призвана изменить мотивы и ожидания производителей прежде всего за счет уменьшения рисков инвестиционной и производственной деятельности. К основным средствам мягкой промышленной политики относятся:
Согласно целевым ориентирам развития промышленности можно выделить следующие модели промышленной политики:
Экспортоориентированная модель промышленной политики предполагает всестороннее стимулирование производств, продукция которых предназначена в основном для экспорта. Среди средств стимулирования экспортных отраслей используются инструменты жесткой и мягкой моделей промышленной политики. Кроме привязки к мировой конъюнктуре и упадка производства для внутреннего рынка, существуют и другие недостатки этой модели, связанные, прежде всего со структурой экспорта.
Если экспорт имеет сырьевой уклон, это приводит к примитивизации собственного производства, сокращению цепочки и соответственно размеров добавленной стоимости, создаваемой внутри страны, оттоку высококвалифицированных кадров из обрабатывающих отраслей, снижению квалификации и деградации трудовых ресурсов, а также общему снижению уровня доходов населения. В стратегической перспективе сырьевой уклон отвергает потребность в получении новых знаний, поскольку наиболее интенсивно они накапливаются именно в обрабатывающих отраслях. Стагнация последних провоцирует прогрессирующее отставание от мировых технологических тенденций и вызывает необходимость импортировать новую технику, ставит страну в полную внешнюю технологическую зависимость и исключает любые инновационные прорывы.
Высокотехнологичный экспорт продукции конечного потребления также содержит скрытые угрозы для экономики, если эта продукция изготавливается из иностранных комплектующих. Во-первых, цена продукции привязывается к стоимости комплектующих. Во-вторых, стагнируют собственные предприятия-смежники — производители комплектующих, отрицательный совокупный эффект в целом для страны может превысить положительный эффект от расширения технологического экспорта, так же как и при сырьевой ориентации, за счет сокращения цепочки создания новой стоимости внутри страны. При импорте готовых комплектующих есть и другая угроза — отпадает потребность в собственных инженерно-технических и научных кадрах, которые могли бы быть задействованы в разработке и выпуске собственных высокотехнологичных изделий. Как следствие, приходит в упадок собственная научно-техническая и инновационная деятельность и государство снова попадает в технологическую зависимость от более развитых стран.
В целом экспортоориентированная модель хорошо себя зарекомендовала в странах со слабодиверсифицированным и малоразвитым производством как в технологическом, так и в организационном плане, имеющих естественно ограниченный внутренний спрос не столько из-за низких доходов, сколько за счет устоявшихся культурных традиций непритязательного потребления и благоприятных для проживания природно-климатических факторов.
Модель импортозамещения предусматривает превалирование развития внутреннего рынка над экспортной направленностью за счет собственного производства. Эта модель основана на идее протекционизма национального производителя, в ней доминируют средства из арсенала жесткой промышленной политики. Она способствует улучшению структуры платежного баланса, удовлетворению внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию отраслей обрабатывающей промышленности, в том числе высокотехнологичных.
Оборотной стороной импортозамещения является угроза самоизоляции страны, что может привести к технологическому отставанию, искривлению экономических стимулов у производителей вследствие создания им «тепличных» условий, снижению качества отечественной продукции вследствие малоощутимой конкуренции со стороны иностранных производителей, необходимости выстраивания полностью замкнутых внутри страны технологических цепочек без учета преимуществ международной интеграции и возможностей, которые она предоставляет, сокращения общих производственных затрат путем оптимизации внешних и внутренних поставок комплектующих по ценовому критерию.
Инновационная модель промышленной политики сочетает в себе положительные черты как экспортной, так и импортозамещающей моделей, и практически лишена их отрицательных черт. Инновации обусловливают качественные положительные изменения как в производственно-технологическом и организационно-управленческом, так и в социально-трудовом потенциалах, обеспечивая их непрерывное воспроизведение. Основной задачей этой модели является создание условий, позволяющих:
Для успешной реализации инновационной модели промышленной политики государство должно взять на себя значительные расходы на создание инновационной и информационной инфраструктуры, подготовку научных кадров, организацию системы эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера технологий, страхования рисков инновационной деятельности.
Кроме того, она должна сформировать соответствующие мотивационные экономические сигналы для бизнеса, которые в выборе сфер вложения капиталов предпочитали бы именно вложения в производство новых инновационных продуктов. Иными словами, государство должно создать условия, при которых возникнет спрос на собственные нововведения, а доходность инновационной сферы будет по крайней мере не меньше доходности других сфер вложения средств.
По характеру стратегического видения страны в международном экономическом пространстве выделяют такие модели промышленной политики:
Эти модели преимущественно соответствуют рассмотренным выше моделям экспортной ориентации, импортозамещения и инновационной.
Защитная промышленная политика ориентируется на сохранение сложившейся структуры промышленности, поддержание занятости, защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов. Она в определенной степени пересекается с моделью импортозамещения со всеми ее преимуществами и
недостатками.
Адаптивная промышленная политика ставит своей целью адаптацию промышленности к структуре и динамике спроса на мировом рынке, изменениям условий хозяйствования на нем. Эта политика по своим признакам напоминает экспортно ориентированную модель.
Инициативная модель промышленной политики предусматривает использование средств, позволяющих интенсивно влиять на изменение технологического уровня промышленности, ее организационную, управленческую и производственную структуру, на основе желаемого перспективного видения промышленности в будущей средне- или долгосрочной перспективе. Инициативная промышленная политика имеет все признаки инновационной модели промышленной политики.
Выбор той или иной модели (моделей) промышленной политики всегда базируется на господствующей в стране экономической идеологии взаимоотношений государства, бизнеса и общества, которая обобщается в основных теоретических течениях экономической мысли. Среди последних наиболее влиятельными ныне являются концепции неолиберализма, дирижизма и институционализма.
Аргументы «за» и «против» промышленной политики, представленные в этих концепциях, должны учитываться при выборе модели, однако они не могут быть ни окончательно доказаны, ни опровергнуты.
Среди аргументов «за» можно выделить такие:
Аргументы «против» промышленной политики заключаются, в частности, в том, что она:
Однако приведенные аргументы «против» промышленной политики касательно неоптимального распределения ресурсов государством, невозможности определения ним реальных точек роста и установления неравных условий хозяйствования выглядят недостаточно обоснованными. Возникает вопрос, почему частный субъект способен точно определить точки роста, если информация о рынке, которой он владеет, является асимметричной, причем ее уровень тем больше для каждого субъекта, чем меньше его размер и большее количество субъектов, представленных на рынке.
Государство в своем расположении имеет гораздо больше средств, чтобы достоверно оценить рынок и возможности его развития, и для него уровень ассиметричности будет значительно меньше, чем для отдельного субъекта хозяйствования, что соответственно будет определять разную точность прогнозов, сделанных государством и отдельными субъектами. Эти же аргументы можно привести и о якобы генерировании государством более существенных дисбалансов по сравнению с рынком.
Аргумент, что промышленная политика создает почву для коррупции и лоббизма, не выдерживает критики, поскольку любые правила игры, которые устанавливает государство, всегда сопровождались лоббированием определенных групп интересов, заинтересованных в этих правилах. Следует отказаться от наивного подхода к видению государства как института справедливости для всех при либеральных концепциях развития, поскольку государственная власть, которая в значительной мере может рассматриваться как олицетворение государства, в любом обществе является отражением тех групп интересов, в том числе бизнеса, которые получили в борьбе с другими группами легитимные права на управление страной. Этот тезис усиливается тем обстоятельством, что именно современные транснациональные корпоративные структуры являются наиболее заинтересованными и наиболее влиятельными группами, которые лоббируют свои интересы во власти, поэтому предполагать, что им не нужна промышленная политика, неоправданно.
Любые решения государства по выбору точек роста можно смело рассматривать как выбор, сделанный группой интересов, в том числе бизнес-группой, которая находится у власти, следовательно, утверждать, что государство хуже определяет сферы применения капитала, чем бизнес, также не совсем оправдано.
Таким образом, несмотря на все сложности и ограничения, которые сопровождают промышленную политику, разрабатывать ее необходимо, особенно в странах с переходной экономикой. Это позволит свести воедино информацию о конкурентоспособности отраслей и секторов, уменьшит степень субъективности в принятии решений о стимулировании тех или иных секторов, будет побуждать правительство разрабатывать комплексный долгосрочный социально-экономический прогноз развития страны, который может дать важные ориентиры для бизнеса, создаст реальную основу для совместной работы последнего с властью в поиске взаимных интересов и налаживании конструктивного диалога.