В чем взаимосвязь культуры и цивилизации кратко
Вопр. Взаимодействие культуры и цивилизации. Типы цивилизации
Цивилизация-материально-техническая, технологическая, материально-бытовая основа общества и его культуры, степень сложности, совершенства, своеобразие экономических, социальных, политических институтов данного общества. Впервые термин употребил франц.экономист Мирабо в труде «Друг людей, или Трактат о народонаселении»
Взаимоотношения культуры и цивилизации. Культура и цивилизация образуют двухчастную систему. Цивилизация удовлетворяет первичные жизненные потребности. Ее цель: ускорение технико-технологической модернизации, быстрый рост производства, облегчение и продление жизни, демократизация экономич., государственно-правовых институтов,призванных обеспечивать безопасность и ролевую деятельность индивидов в обществе. Культура генирирует информацию в виде нового знания, необходимую для развития и функционирования цивилизации. Ее цель: развитие и реализация творч.способностей, расширение партнерства, проектирование гармоничной картины мира, преображение среды обитания чел-ка.
Культура создает, воспроизводит, хранит образцы, вырабатывает систему идей, ценностных ориентаций и нормативных установок. Цивилизация подвергает стереотипизации эти образцы, воплощает их в более совершенные технологии, экономич.и политич.системы. Культура есть информационная, ментальная, духовная основа цивилизации. В свою очередь цивилизация подводит под культуру технологический базис, систему материального, жизненного обеспечения. Однако культуре требуется длительное историческое время, чтобы доказать свое превосходство над цивилизацией и продемонстрировать ведущую роль в творческом обновлении и гуманизации общественной жизни.
Подвижное динамическое равновесие между культурой и цив-ей в обществе массового потребления сегодня нарушено из-за (замеченного Шпенглером в «закате Европы ») превращения цивил-ии в цель, а культуры-в средство. Выживание человечества в третьем тысячелетии напрямую зависит от достижения обратного.
Типы цив-ий.Следует различать современные и исторические типы цив-ии, не отрывая их друг от друга.
современные типы цив-ии: национальные и общенациональные, региональные и суперрегиональные, и мировая цивилизация-представляет общие достижения, стандарты разномаштабных локальных цивилизаций.
Эталоны мировой культуры прокладывают информационные каналы взаимодействия, взаимного обмена достижениями между национальными, общенациональными, (супер)региональными цивилизациями (пример: интернет)
Основными факторами самосохранения той или иной цивилиз-ии явл.: сохранение характера нации, обогощение национального экономич.,политического менталитетов; пеемственность и модернизация исторически сложившегося стиля; рационального использования энергии; положительная динамика экономич.развития; совершенствование национально социально-экономического, государственно-политич.строя на базе системного развития.
Исторические типы цив-ии: а) сохранившиеся цив-ии Индии, Китая, Западной Европы, России и др.; б)погребенные историей ассимилированные цив-ии Месопотамии, Др.Египта, Др.Греции, Др.Рима и др.
В 1-ой классификации по Данилевскому положено понятие культурно-исторического типа и выделяют 10 положительных:1.египетская; 2.китайская; 3.ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская; 4. индийская; 5.иранская; 6.еврейская; 7.греческая; 8.римская; 9.новосемитическая; 10.германо-романская циви-ии
Другая классификация англ.историка Тойнби«Постижения истории», охватывает 21 цив-ию(7 живых,14 мертвых). Гибель по мнению автора была ускорена войнами и внешними завоеваниями. Он допускал возможность выживания территориально-локальных культур и цивилизаций.
Тойнбиделит циви-ии на: независимые: египетская, шумерская, минойская, китайская,майянская,андская;
Связанные:*связанные внешним пролетариатом-индская,хеттская,сирийская(на их развитие оказали завоеватели и войны);*аффилированные внутренним пролетариатом (производящим блага большинством населения) и имеющие чужой творческий источник-дальневосточная (в Корее, Японии), западная, православно-христиангская (в России); *аффилированные внутренним пролетариатом и имеющие свой творческий источник-индуистская,иранская,арабская;* связанные господствующим меньшинством-вавилонская,юкатанская,мексиканская.
Культура и цив-ия выживают,если сохраняют порыв к ментальной идентификации и духовному самоопределению, способность сберегать и обогащать свой стиль как «некое движущееся целое» (Крёбер)
В настоящую эпоху самосохранение и развитие цивилизаций обуславливаются:
*их способностью образовывать с однокоренными культурами ментальные и стилистические целостности, в которых внутренняя модернизация преобладает над привнесенной;
*включением в региональные и суперрегиональные цивилизации и самостоятельным самоопределением в их границах;
*обретением каждой (обще)национальной культурой и цивилизацией подвижной индивидуальной меры открытости-закрытости, выработкой рациональной модели коммуникации с иными разномаштабными культурно-цивилизационными мирами.
Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации
1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»
Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.
Истоки слова «цивилизация» восходят к античным временам, культуре Древней Греции и Древнего Рима. Основным типом политической системы в античности была самоуправляемая община свободных граждан, город-государство, которое греки называли «полис», а римляне – «цивитас». Понятие «цивитас» связывалось у римлян с представлениями о благоустроенной жизни свободного государства, фундаментом которого являются разумные и справедливые законы, установленные мудрыми людьми.
Само латинское существительное civitas означает «гражданство, гражданское общество, государство, город». И вполне естественно, что с точки зрения римлян образцом «цивитас» был сам Рим. За пределами Римского государства простирался мир варваров и восточных царей-деспотов.
Первые характеризуются естественностью, дикостью и невежеством людей, существующих по законам природы, а вторые – несправедливостью и жестокостью, которые проистекают из незнания истинной мудрости, отсутствия образованности, воспитанности и гуманности. Обращает на себя внимание и тот факт, что «цивитас» у римлян ассоциировался с городом, резко отличавшимся от «нецивилизованной» деревни.
Само же понятие «цивилизация» появляется в XVIII в., в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации.
Так же, как во времена Римского государства, в эпоху Просвещения противопоставлялись цивилизованная Европа, современная просветителям, и нецивилизованные народы древности, Средних веков, все неевропейцы. О цивилизованности европейских наций свидетельствует, по мнению просветителей, не только их желание следовать законам разума, но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Итак, как мы видим, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над другими людьми.
Вся история понятия «цивилизация» теснейшим образом связана с историей понятия «культура». Последние два столетия эти понятия в большинстве случаев выступают как синонимы, однозначные термины. Так же, как и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей и идей, искусственно созданных человеком.
Кроме того, понятие «цивилизация» (как и понятие «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или границами какой-либо эпохи. Например, говорят о «восточной цивилизации», «европейской цивилизации», «античной цивилизации» и т. д. Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические координаты цивилизации (точнее, цивилизаций), называется теорией локальных цивилизаций.
Одно из значений понятия «цивилизация» – это уровень, ступень общественного и культурного развития. С такой точки зрения в истории человечества выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизаций. Впрочем, они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам. Американский антрополог Л.Г. Морган в XIX в. выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. На первом этапе этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охоты, рыбной ловли, собирательства), на втором появляются земледелие и скотоводство, а на третьем – ремесло, торговля, государство. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступени исторического развития сохраняется.
«Цивилизация» также может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых существ или наделенных интеллектом существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей неопознанные летающие объекты) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.
2. Типы цивилизаций
В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Цивилизации разделяются по:
1) господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные;
2) принципу естественно-географической среды – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные;
3) религиозному принципу.
Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная.
Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.
Такая типология выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного развития.
В концепции многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен современный этап междисциплинарных исследований.
Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив параллелизмы в развитии культур в сходных географических условиях.
В.С.Степиным создана концепция о двух типах цивилизаци-онного развития в истории человечества: традиционном и техногенном.
Различия между техногенной и традиционной цивилизациями произошли из различий в понимании человека, природы, истины, власти, личности и пр.
Эти типы цивилизаций существуют одновременно.
3. Специфика и основные черты техногенной цивилизации
Европейская цивилизация стала приобретать техногенный характер за счет быстро расширяющегося процесса технокра-тизации.
Техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты:
1) особое представление о природе как о поле для приложения сил человека;
2) человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир;
3) понимание человеческой деятельности как направление на преобразование предметов, а не на самого человека;
3) акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого, социокультурного измерения.
В основе техногенной цивилизации лежат:
1) быстрое, в геометрической прогрессии изменение предметного мира, влияющего на образ жизни, динамику социальных связей;
2) доминирование научной рациональности;
3) пуританская этика;
4) ориентация на автономию личности, ее права, свободы;
5) особое понимание власти, силы, их характера и природы. Идет процесс глобализации стилей жизни: становятся массовыми культура, пища, одежда.
Процессу глобализации способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт.
Глобализация стилей жизни поднимает вопрос борьбы за сохранение уникальности национальных культур.
Большинство мыслителей ХХ в. пришли к выводу о кризисе техногенной цивилизации.
Тем не менее существуют пути преодоления:
1) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, создание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;
2) смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок вместе с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения;
3) глобальные изменения инженерного мышления и действия, которые появились еще на рубеже XIX и XX вв. Инженерное мышление призвано понять природу принципов действия технических устройств.
На современном этапе инженерного мышления связано с социокультурным осмыслением техники. Это позволяет преодолеть технократическую односторонность.
4. Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация»
Важнейшее место в современном культурологическим знании занимают понятия «культура» и «цивилизация». Оба эти термина тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям.
Тем не менее между этими понятиями имеются существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в различных контекстах.
В связи с тем что термины «культура» и «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим лишь основные из них.
И «культура», и «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие человека от природы, человеческого общества от естественной среды.
Оба понятия могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п.
Как «культура», так и «цивилизация» применяются для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры.
«Античная культура» и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения означают одно и то же, если только автор специально не проводит между ними различия.
Оба слова могут указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам природы к культурному состоянию или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем цивилизация.
Например, почти всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны с их происхождением. Поскольку понятие «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали.
Понятие же «цивилизация» ведет свое происхождение из политического и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых находились общественные проблемы их времени.
Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям т. н. «материальной культуры» (техника, производительные силы, экономика, жилище, транспорт и связь и т. д.) и к общественной жизни.
Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных странах», имеют в виду страны с высоким уровнем экономического, технического и социального развития. На данном этапе это США, западноевропейские государства, Япония.
Однако «культурной страной», «страной высокой культуры» могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним уровнем социально-экономического и технического развития. По этой же причине современные политологи и политическим обозреватели обычно говорят о «конфликте цивилизации» (например, западной, исламской и дальневосточной), а не о «конфликте культур». Также термин «конфликт культур» часто употребляется культурологами и социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур (аккультурации), которые нередко приводят к ожесточенной вражде их представителей. Интерес же политологов распространяется прежде всего на столкновение экономических и политических интересов, образа жизни различных цивилизаций.
Понятие «цивилизация» чаще всего обозначает особенности социально-культурной системы, а понятие «культура» – культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре» и об «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать и о «европейской культуре». Некоторые культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и «цивилизацией». Наиболее известным примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в своей книге «Закат Европы».
По Шпенглеру, культура и цивилизация представляют собой раннюю и позднюю стадии развития локальных «культур-организмов». Эпоха поздней, угасающей культуры (или цивилизации) характеризуется упадком и деградацией религии, философии, искусства и одновременным расцветом машинной техники и технологии, управления людьми, стремлением к комфорту, скоплением огромных человеческих масс в городах – мегаполисах, истребительными войнами.
Цивилизация – период распада органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
12.1. Взаимосвязь культуры и деятельности
12.1. Взаимосвязь культуры и деятельности Раскрытие природы и истории развития культуры во взаимосвязи со структурой и содержанием человеческой деятельности – одно из направлений современной культурологии. Однако понимание связи культуры со всем многообразием видов
Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры
Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной
Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры
Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о
Лекция 9. Модели культуры
Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,
Лекция 11. Локальные культуры
Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:
Лекция 17. Культуры Востока
Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением
18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ
18 ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ Вопросы осмысления культуры как целого занимают одно из важнейших мест в ряду философских проблем.Традиции философского осмысления культуры были заложены еще в эпоху античности. На протяжении дальнейшего развития в Средние века.
19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ
19 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ Культура теснейшим образом связана с историей. Пересечение этих феноменов неизбежно.Во—первых, исторический подход (изучение общества в конкретных для определенного времени формах и условиях его существования) распространяется и на
50 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
50 ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ В научной литературе по вопросу о взаимоотношении понятий «культура» и «цивилизация» существует несколько позиций – отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.Первоначально эти понятия использовались как
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции
ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная
ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры
ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества
ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания
ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь
ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности
ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует
ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры
ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры 1. Гендерный подход к анализу культуры Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и
4.1.2. Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры
4.1.2. Религиозные верования в процессах становления цивилизации и культуры В древнейшую эпоху, когда человеческий род еще формировался, уже существовали некие предметы, тотемы, фетиши, талисманы, обереги, амулеты и т. д. Их трудно назвать божествами в более поздних
Культура и цивилизация: философия их взаимоотношений
Содержание статьи
Рассматривая соотношение культуры и цивилизации, необходимо представлять себе, какой смысл вкладывается в эти понятия. Этот смысл варьировался от эпохи к эпохи, и даже в настоящее время данные термины могут употребляться в разных значениях.
Понятие культуры и цивилизации
Слово «цивилизация» происходит от латинского «civilis» – «государственный», «городской». Таким образом, понятие цивилизации изначально ассоциируется с городами и сосредоточенной в них государственностью – внешним фактором, диктующим человеку правила жизни.
В философии 18-19 вв. цивилизация понимается как состояние общества, следующее за стадиями дикости и варварства. Другое понимание цивилизации – определенная ступень развития общества, в этом смысле говорят о цивилизации античной, индустриальной или постиндустриальной. Нередко под цивилизацией понимается крупная межэтническая общность, возникшая на основе единой системы ценностей и обладающая неповторимым чертами.
Слово «культура» восходит к латинскому «colero» – возделывать. Подразумевается возделывание земли, освоение ее человеком, в широком смысле – человеческим обществом. Позднее это было переосмыслено как «возделывание» души, придание ей подлинно человеческих качеств.
Впервые термин «культура» употребил немецкий историк С.Пуфендорф, характеризуя этим словом воспитанного в обществе «человека искусственного», в противоположность необразованному «человеку естественному». В этом смысле понятие культуры сближается с понятием цивилизации: нечто противоположное варварству и дикости.
Соотношение культуры и цивилизации
Впервые понятия культуры и цивилизации противопоставил И.Кант. Он называет цивилизацией внешнюю, техническую сторону жизни общества, а культурой – его духовную жизнь. Такое понимание культуры и цивилизации сохраняется и в настоящее время. Интересное его переосмысление предлагает О.Шпенглер в своей книге «Закат Европы»: цивилизация – это упадок культуры, предсмертная стадия ее развития, когда господствует политика, техника и спорт, а духовное начало отходит на второй план.
Цивилизация как внешняя, материальная сторона жизни общества и культура как ее внутренняя, духовная сущность находятся в неразрывной связи и взаимодействии.
Культура – это духовные возможности общества на определенной исторической стадии, а цивилизация – условия для их реализации. Культура определяет цели бытия – как общественного, так и личностного, а цивилизация обеспечивает реальное воплощение этих идеальных планов путем вовлечения огромных масс людей в их реализацию. Сущность культуры – гуманистическое начало, сущность цивилизации – прагматизм.
Таким образом, понятие цивилизации ассоциируется в первую очередь с материальной стороной человеческого бытия, а понятие культуры – с духовной.