а иошпе и с рахимов биография
Песня длиною в 60 лет и уход с разницей в 40 дней: Алла Иошпе и Стахан Рахимов
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главный приз
Алла Иошпе и Стахан Рахимов на конкурсе студенческой самодеятельности были фаворитами, и оба стали победителями. Но главный свой приз они забрали чуть позже, когда поняли: они такие разные, но совершенно не могут жить друг без друга.
Она родилась в Москве в еврейской семье, он рос в Ташкенте и воспитывала его одна мама. У каждого к моменту знакомства была своя семья, и жили они довольно счастливо. Просто после окончания конкурса Стахан Рахимов отправился провожать Аллу Иошпе домой. Никто в тот момент даже не думал о каких-то чувствах… Хотя Стахан предусмотрительно снял обручальное кольцо и положил его в карман.
Алла Иошпе с детства очень хромала. После перенесённого заражения крови и многочисленных операций ей удалось сохранить ногу, но боли мучили её на протяжении всей жизни. И на сцене она часто пела сидя.
Когда Алла Иошпе и Стахан Рахимов поняли, что не смогут жить друг без друга, они оставили свои семьи. Оба понимали, какую боль причиняют своим близким, но чувства были сильнее. Родственники влюблённых были против этого брака. Аллу убеждали: узбек не станет хранить ей верность. Стахану предлагали одуматься и не жениться на избалованной москвичке, за которой ему придётся ухаживать всю жизнь из-за проблем с ногой. Но они не могли себе представить жизни порознь.
Первый муж Аллы Иошпе, Роберт Чумак, уговаривал супругу не жечь мосты, обещал не вспоминать о её увлечении узбекским певцом и собирался ждать, пока они расстанутся, говорил – они не пара. Но Алла Иошпе приняла решение быть рядом с тем, кого любит.
«Музыка в отказе»
Свадьбу Алла Иошпе и Стахан Рахимов отметили в кругу самых близких, а вскоре созданный супругами яркий сценический дуэт стал одним из самых популярных в стране. Они блистали не только в Советском Союзе, но с успехом гастролировали за рубежом. Зрителям импонировала мягкая лиричная манера, а песням «Алеша», «Соловьи», «До свидания, мальчики», «Ночка луговая» вместе с Аллой Иошпе и Стаханом Рахимовым пели сотни и тысячи зрителей на их концертах.
Но в конце 1970-х разразился скандал. Здоровье Аллы Иошпе ухудшалось, требовалась операция за рубежом. Они подали заявление на выезд на операцию за границей и получили отказ. Тогда супруги решили эмигрировать в Израиль на ПМЖ, но власти в ответ наложили запрет не только на их отъезд за рубеж, но и на работу в стране.
Последовало лишение званий и наград, уничтожение записей и отказ в концертной деятельности. Дочь Аллы Иошпе Татьяну исключили из института, а ещё всю семью по очереди вызывали на Лубянку, предлагая супругам отказаться друг от друга, а дочери – от родителей. Их жизнь превратилась в настоящий кошмар: звонки и письма с угрозами, подожженные двери, разбитая машина…
Для прессы они словно умерли, лишь иногда лекторы общества «Знание» во время своих выступлений на предприятиях говорили о том, что Иошпе и Рахимов эмигрировали в Израиль, живут в нужде и полном забвении, просятся назад в Советский Союз, но «стране предатели не нужны».
Десять лет продолжался их «домашний арест». За это время ушли все накопления, были проданы автомобиль, мебель и все мало-мальски ценные вещи. В один из дней супруги написали сто писем и отправили их в различные издания. Они писали о том, что не уехали, но их творчество находится под запретом. Тогда им стали звонить незнакомые люди из телефонов-автоматов. Они говорили слова поддержки. А знакомые стали приходить в гости с гостинцами и, конечно, просили спеть…
С тех пор каждую субботу распахивались двери дома Аллы Иошпе и Стахана Рахимова, чтобы вновь все могли услышать чарующие голоса супругов. К ним приходили актёры, академики, музыканты. Субботние выступления домашнего театра после получили название «Музыка в отказе», эмблемой которого стала картина одного из запрещённых художников с изображением двух птиц с клювами, запертыми на амбарный замок.
Долгих десять лет прошло до того времени, когда супругам всё же разрешили вернуться на сцену. Поначалу они выступали исключительно в небольших отдалённых городках. Лишь благодаря участию Иосифа Кобзона супругам всё же дали возможность снова выйти на большую сцену. Они снова собирали полные залы и звучали в унисон их голоса.
Они прожили вместе 60 долгих лет и были неизменно счастливы, несмотря на все те испытания, через которые им довелось пройти. Даже в забвении они были друг у друга и пели друг для друга. Ибо их любовь помогала, согревала и не давала упасть или потерять надежду.
Вместе они могли всё. Порознь не могли даже дышать. Когда-то Стахан Рахимов сказал: «Мы не можем не петь вместе. Мы не можем не жить вместе. Это исключено». Эти слова оказались пророческими. 30 января 2021 года ушла из жизни Алла Иошпе. А спустя ровно 40 дней не стало и Стахана Рахимова. Они просто не могли жить друг без друга.
Артисты эстрады, которые в 1960-е годы радовали советских слушателей своими лирическими песнями, спустя какое-то время вдруг стали один за одним пропадать с экранов телевизоров и радиоэфиров. Тогда многие талантливые исполнители попали в так называемый «черный» список Сергея Лапина, чиновника, занявшего в начале 1970-х кресло Председателя Госкомитета СССР по телевидению и радио. С его именем связано установление довольно жёсткой цензуры. Каждый из артистов по-своему переживал забвение после славы, а потому и судьбы их сложились по-разному.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Алла Иошпе и Стахан Рахимов — биография и история любви
12 марта 2021 года умер народный артист России С. Рахимов. Он пережил на 40 дней свою супругу А. Иошпе. Этот великолепный дует несколько десятилетий назад пользовался огромной популярностью и всенародной любовью, но затем был незаслуженно забыт. Расскажем, какой была история Аллы Иошпе и Стахана Рахимова.
Детство и юность
Поговаривали, что отцом Стахана Рахимова был У. Юсупов, I секретарь ЦК Компартии Узбекистана. Мать была солисткой Театра музыкальной драмы в Ташкенте. После переезда в Москву будущий известный артист окончил школу и стал учиться в московском институте, готовясь к профессии энергетика. Петь он начал с детства, и в вузе выступал на студенческих концертах.
Затем он начал принимать участие в конкурсах самодеятельности, которые в Советском союзе были распространенным явлением и вывели на сцену многих знаменитостей. Там он и встретился с любовью всей своей жизни.
Алла Иошпе родилась в Украине. Новорожденной девочке повредили ногу, из-за чего начался сепсис и ей грозила ампутация. Но мать сопротивлялась изо всех сил, и вскоре девочка стала поправляться. С трудом добираясь до школы, она отлично училась, пела и играла на гитаре.
Как семья из Украины попала в Москву — история умалчивает, но способная девочка закончила философский факультет МГУ и даже стала кандидатом педагогических наук. Научная деятельность не мешала ей петь с эстрадно-симфоническим оркестром университета.
Биография и история любви Аллы Иошпе и Стахана Рахимова с какого-то момента стала неразделимой, даже несмотря на то, что у Аллы был муж, а Стахан был женат. У А. Иошпе, которая была замужем за братом Алана Чумака, Владимиром, подрастала дочь. С. Рахимов был женат на узбечке и тоже имел дочь.
У знаменитого дуэта не было совместных детей, но от этого они ничуть не меньше любили друг друга.
Опала и забытие
Официальной причиной конца их карьеры называют исполнение еврейской песни «Хава нагила». После этого отменили гастроли и концерты, а некоторое время спустя запретили исполнение песен, написанных Иошпе. Затем певица выразила желание выехать в Израиль на лечение ноги, которую неоднократно оперировали, но безрезультатно. В выезде ей было отказано, записи концертов уничтожили.
На протяжении 10 лет их не выпускали на сцену, но они подавали документы на выезд каждые полгода и организовывали домашние выступления. В их квартире собирались друзья и случайные люди, часть еврейского бомонда, который тоже хотел уехать и не получал разрешения на выезд. Из известных личностей у них бывали пианист В. Фельцман и артист Савелий Крамаров.
Несколько позднее им разрешили выступать на провинциальной сцене, в глухой периферии. В период перестройки они стали с удовольствием петь еврейские песни, выступать в крупных городах и ездить за границу на гастроли. На совместных фото они вполне счастливы. В начале нынешнего столетия им присвоили звания Народных артистов РФ, каждый год в декабре в Москве проходил концерт, посвященный Хануке.
Дочь Аллы, врач по образованию, родила Алле внука, Костю, который теперь проживает в Лондоне. Его звездная пара воспитывала вдвоем. О дочери Рахимова по имени Лола ничего не известно. Алла пыталась наладить общение детей, но бывшая жена так и не простила Стахана Рахимова и не приветствовала такое общение.
Прожив вместе почти 6 десятилетий, они не отметили юбилей, потому что Алла скончалась из-за давнишней сердечной патологии, прожив 84 года. Стахан Мамаджанович умер в Боткинской больнице, где пролежал две недели с теми же симптомами, что и у жены.
Итоги
Народные артисты РФ А. Иошпе и С. Рахимов – звездный дуэт:
Оцените автора материала. Статью уже оценили 2 чел.
Алла Иошпе: «Увидев меня, Стахан снял обручальное кольцо»
Ровно 40 лет назад жизнь народных артистов России Аллы Иошпе и Стахана Рахимова круто изменилась. Обласканные любовью публики артисты остались без выступлений на сцене, записей в студии и съемок на телевидении, лишились всех званий. Все прекратилось после того, как 19 марта 1979 года они подали документы на выезд в Израиль. Там Алла могла пройти необходимое ей лечение. Но им отказали. А в назидание устроили травлю.
Стахан Мамаджанович говорит, что, когда они с женой услышали о трагедии с Юлией Началовой, ужаснулись: слишком остро история молодой певицы напомнила то, что происходило в их семье. Мама Аллы заложила все что можно, чтобы раздобыть редкий антибиотик, который помог.
Фото Надежды Носиковой
Чемодан с валютой
Мы пьем чай с халвой в уютной квартире Аллы Яковлевны и Стахана Мамаджановича. Глава семейства рассказывает о событиях 40-летней давности.
Хозяин дома увлекается объёмной резьбой. Эта работа появилась первой, когда дуэт отлучили от сцены. Фото Надежды Носиковой
К маме Стахана, Шаходат Рахимовой, был неравнодушен сам Сталин. Фото: © РИА «Новости»
Что тут началось! Наверху решили, что я не очень уважительно отозвался о России. Так я стал «предателем Родины и партии» и по собственному заявлению был отчислен из рядов КПСС.
Спали на полках
Мы не могли без творчества и стали организовывать концертные программы у нас дома. Так родился наш маленький театр «Музыка в отказе». Денег мы не брали, иначе нам могли еще что-нибудь приписать. Но в холодильнике всегда находили оставленные кем-то продукты.
На заводе в Ташкенте должна была выйти наша грампластинка. По моей просьбе мама, народная артистка Узбекистана Шаходат Рахимова, попыталась спасти хотя бы несколько штук. Но ей не разрешили. Директор отвел маму в цех, где на ее глазах пластинки дробили на мелкие кусочки. Записи убирали отовсюду. К счастью, часть архива работники Госфильмофонда и Радиофонда сохранили у себя дома.
Только факт
Одна заменила мужу гарем
Алла Иошпе подписала для нас одну из своих книг. Их у неё уже пять
Познакомилась пара на конкурсе студенческой самодеятельности. И Алла с психфака МГУ, и Стахан из МЭИ выступили так, что жюри наградило обоих. Пылкий восточный мужчина, хоть и был женат, сразу положил глаз на утонченную столичную красавицу.
Алла Иошпе подписала для нас одну из своих книг. Их у неё уже пять
Секрет узбекского плова
Алла Иошпе
Биография
Алла Иошпе была советской и российской певицей, исполнительницей лирических шлягеров. Музыка помогала артистке справиться с болезнью, а любовь супруга – с преследованиями со стороны властей.
Детство и юность
Алла Яковлевна Иошпе родилась 13 июня 1937 года в Украине, еврейка по национальности. Детство провела в Москве вместе со старшей сестрой Фаиной, во время Великой Отечественной войны пережила эвакуацию на Урал. Ехали в автобусе и по пути попали под немецкую бомбардировку. Испугавшись, дети выскочили и спрятались в траве, но все обошлось.
В возрасте 10 лет в канун Нового года девочка поранила ногу, и началось заражение. Родители продали все, что можно, чтобы покупать лекарства. Врачи настаивали на ампутации. Чудесным образом болезнь отступила, но проблемы со здоровьем остались на всю жизнь.
Именно в тот период Алла захотела стать артисткой, с завистью глядя на то, как танцуют и поют другие ребята. Она решила, что ничего лучше на свете нет.
Иошпе окончила философский факультет МГУ и защитила кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Скорость произвольных двигательных реакций в норме и при лобных опухолях мозга».
Музыка
Биографию артистки Иошпе начала еще в студенчестве, совмещая учебу с выступлениями в университетском оркестре. В исполнении Аллы Яковлевны стали популярными песни «Царевна Несмеяна» и «За окошком света мало».
В 1961 году ансамбль выступал в кафе «Молодежное» на улице Горького, и среди приглашенных гостей на концерте присутствовал узбекский артист Стахан Мамаджанович Рахимов. Артистка начала исполнять песню о Тбилиси, и на мужчину это произвело такое впечатление, что он поднялся на сцену и запел вторым голосом. В зале притихли, а после исполнения второй композиции перестали танцевать. А потом попросили выйти на бис. Молодые люди поняли, что чувствуют друг друга и нужно выступать вместе. По их словам, дуэт – это не просто пение вдвоем, нужно в точности понимать, что делает партнер, даже дыхание брать одновременно.
Иошпе и Рахимов выступали под собственными фамилиями, поскольку хотели выделяться на фоне других групп и оркестров. Стахан Мамаджанович повел себя по-джентльменски, согласившись поставить первым женское имя. Большая часть их альбомов даже не имела названий, фотографий певцов на обложке было достаточно, чтобы пластинки раскупались.
Алла Иошпе — «Евроейский портной»В их репертуаре были такие хиты, как «Ночка луговая», «Алеша», «Осенние листья», «До свиданья, мальчики», «Три плюс пять», «Осенние колокола». Артисты объездили с концертами весь СССР и полмира, но в 1979 году впали в немилость к руководству. Причиной стало их решение переехать на полгода в Израиль из-за обострения болезни у Аллы Яковлевны. Отечественные специалисты помочь ничем не могли.
Только 10 лет спустя благодаря помощи Иосифа Кобзона дуэту снова разрешили выступать. В 1988 году их дискография пополнилась альбомом «Дороги артистов».
26 сентября 2020 года в выпуске передачи «Привет, Андрей!», посвященной творчеству Михаила Шуфутинского, Алла Иошпе исполнила «Песню еврейского портного». В октябре артистка вместе с мужем стала гостем программы Натальи Барбье «На дачу!».
29 января 2021 года Алла Иошпе и Стахан Рахимов стали гостями программы «Судьба человека». Артисты рассказали Борису Корчевникову о том, как начался их роман, о секретах долголетия совместной жизни, о запрете концертов и о том, почему в браке не появились дети.
Личная жизнь
Музыка не только дарила Алле Иошпе возможность творческого самовыражения, но и помогала в личной жизни. В 15 лет, выступая на семейном празднике, девушка встретила будущего мужа Владимира, за которого вышла в 1960 году. Жили в одном доме с его родителями, братьями Робертом и Алланом Чумаком, будущим знаменитым экстрасенсом. У супругов родилась дочь Татьяна, она стала врачом. Внук певицы, Константин, живет в Лондоне.
Брак был счастливым, но вскоре певица ушла к Стахану Рахимову, в которого влюбилась с первого взгляда. Тот сам устроил серьезный разговор с Владимиром, и развод удалось пережить без скандалов. Для мужчины это тоже был не первый брак. Встретив Аллу, узбек спрятал обручальное кольцо в карман и предложил проводить домой. Артист не заставлял Иошпе брать его фамилию, поскольку певица уже стала популярной под своей. С бывшим супругом она сохранила добрые отношения.
Интервью с Аллой Иошпе и Стаханом Рахимовым
ОДНА ЖИЗНЬ НА ДВОИХ
Они входили в пятёрку самых популярных эстрадных исполнителей Советского Союза. Но за оглушительным успехом последовали почти десять лет забвения. Казалось бы, после такого испытания можно опустить руки. Но нет, их союз до сих пор крепок и продолжает радовать поклонников.
ДОСЬЕ
Алла Яковлевна Иошпе и Стахан Мамаджанович Рахимов – одногодки, она родилась в Москве, он – в Андижане (Республика Узбекистан). Оба очень рано увлеклись музыкой, активно участвовали в художественной самодеятельности, сначала – школьной, затем – вузовской.
Их судьбоносная встреча состоялась на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы в 1961 году. С этого времени они пошли по жизни вместе. А с 1963 года начали выступать дуэтом на профессиональной сцене.
Популярность к дуэту пришла очень быстро: радио, телевидение, пластинки большими тиражами, сотрудничество с самыми известными композиторами и поэтами-песенниками страны. Дуэт Иошпе и Рахимова объездил с гастролями не только весь Советский Союз, но и полмира.
Однако в 1979 году из популярнейших артистов они в одночасье превратились в изгоев. Причина была в их намерении выехать на постоянное местожительство в Израиль. Их объявили врагами Родины и запретили выступать на сцене. Записи дуэта на радио и телевидении были размагничены. Последующее десятилетие Алла Иошпе и Стахан Рахимов провели практически «под домашним арестом». И только в конце 1980-х занавес молчания стал приоткрываться. Им разрешили петь сначала на небольших площадках, а затем и на главных сценах страны.
В 2002 году Алле Иошпе и Стахану Рахимову были присвоены звания народных артистов России.
– Поскольку все мы – родом из детства, то и мой первый вопрос о нём. Не могли бы вы вспомнить самое яркое событие, которое произошло с вами в детстве?
Стахан Рахимов:
– Для меня – первый выход на сцену. Хотя это был не совсем выход (смеётся). В общем, дело было так. Поскольку мама – певица (народная артистка Узбекской ССР Шаходат Рахимова – прим. авт.), то я буквально вырос за кулисами. Она была очень популярной в Узбекистане. Каждый день – спектакли. Где мама – там всегда аншлаг. Оставить меня было не с кем, и она брала меня с собой. И вот как-то я оказался слишком близко к подмосткам. А по сюжету героиню, которую играла моя мама, партнёр должен был душить. Когда я это увидел, то выскочил из-за кулис с криком: «Мама!» Тем самым сорвал спектакль. Потом, когда мы выходили из театра, многие, показывая на меня, говорили: «Вот этот выскочил на сцену». Такой был дебют.
– Сколько лет Вам тогда было?
– Четыре года.
Алла Иошпе:
– А у меня самые яркие впечатления оставила эвакуация. Немцы стояли под Москвой. Меня забрали у родителей и отправили на Урал. Помню, ехали в автобусе, и неожиданно началась бомбёжка. Мы выскочили и спрятались в траве. Было очень страшно, но всё, слава Богу, обошлось.
– Кстати сказать, ни в одном интервью ни Вы, Алла Яковлевна, ни Вы, Стахан Мамаджанович, не упоминаете об этом периоде. Не могли бы вы вспомнить ещё что-нибудь?
Алла Иошпе:
– Из эвакуации очень скоро родители нас забрали, и мы вернулись в Москву. Но дальше у меня – грустные воспоминания: о том, как я в очередной раз сломала ногу, как мама с папой несли меня на носилках в Филатовскую больницу. Дело было вечером. Я лежала и смотрела на звёзды. Это было как раз в канун Нового года. После операции меня положили в отдельную палату. И папа, чтобы поднять мне настроение, принёс в больницу огромного Деда Мороза, который был ростом даже выше его. Этого исполина он увидел в какой-то витрине и уговорил продать ему реквизит. Деда Мороза установили у всех на виду, но так, чтобы я из-за своей ширмы тоже могла его видеть.
Стахан Рахимов:
– Наши с Аллой биографии в чём-то перекликаются, но всё-таки у меня другие воспоминания о военном периоде. Мне почему-то очень запомнились лепёшки из жмыха. Хотя недостатка еды в доме никогда не было. Маме всё время что-то приносили – пшеницу, рис, буквально мешками. Мы жили в многоквартирном доме, пожалуй, одном из первых многоэтажных домов в Ташкенте, так называемом «Доме специалистов». Нашими соседями были известные учёные, писатели, музыканты, композиторы, певцы. Но была ещё и дача. Эту дачу маме подарили за её вклад в Победу. Дело в том, что она передала огромную по тем временам сумму, заработанную на своих концертах, в помощь фронту, и на эти деньги изготовили даже не один, а несколько танков. Сохранилась телеграмма от Сталина, в которой он лично благодарит её за эту поддержку.
А материальной благодарностью стала дача. Благодаря даче, можно сказать, что я вырос на земле.
– С чего началось ваше приобщение к музыке? Ваши семьи этому способствовали, поощряли ваши начинания?
Алла Иошпе:
– У меня папа пел в хоре. А потом, когда уже стал взрослым, играл короля Лира в самодеятельном театре. Публика рыдала. К тому же детство моё прошло во дворе Еврейского театра. Это, видимо, и предопределило мою судьбу. В театре знали больную девочку, которую мама вывозила во двор зимой на санках, а летом просто оставляла на стульчике. И мне разрешали смотреть не только сами спектакли, но и репетиции. Это было интереснее любых детских игр. А потом родители купили мне пианино, и мама говорила: «Учись играть! Музыка станет твоей профессией!» Так и случилось.
Стахан Рахимов:
– Мои первые публичные выступления начались года в три. Няня, она, кстати сказать, была русская, обратила внимание на то, что я всё время что-то напеваю. И когда она брала меня с собой, отлучаясь по хозяйственным делам, то я пел эти песенки в магазине, на рынке, в парикмахерской. Так я начал получать первые «гонорары» в виде сладостей и, конечно же, аплодисментов. А дальнейшему моему приобщению к искусству способствовал мамин пример.
– Вы, как и многие, начинали свой путь с художественной самодеятельности. Сегодня вы оба – народные артисты, то есть мастера эстрады. Потребовалось ли для этого приобретение дополнительных навыков и знаний или всё постигалось в процессе работы?
Алла Иошпе:
– Нашей главной школой была именно самодеятельность. Я к ней приобщилась ещё со школы. Начала играть в театре. Но поскольку со здоровьем всегда были проблемы, мне предлагали в основном сидячие роли. Но без сцены я просто не могла. А потом были университетская самодеятельность, гастроли с оркестром. А это уже настоящая творческая жизнь и хорошая практика.
Стахан Рахимов:
– Я всё детство провёл во дворцах пионеров. Занимался в различных кружках. В Ташкенте это был драмкружок. Потому что из хора меня выгнали, так как голос «торчал», а в солисты почему-то не взяли. Потом был танцевальный кружок. Я даже какой-то приз завоевал, что примечательно – за русский перепляс. А когда приехал с мамой в Москву, то ходил ещё в рисовальный кружок. Что касается непосредственно музыки, то учился я в основном на маминых занятиях, пока она была на переподготовке в Московской консерватории. Я даже подсказывал ей, когда она забывала какие-то куски. Потом её педагоги посоветовали мне заниматься вокалом и игрой на фортепьяно. Правда, я был очень неусидчив. Но окончательно я проникся музыкой после смерти Сталина… Да, да, в 1953 году. Дело в том, что в дни траура по радио звучала исключительно камерная музыка. И я буквально заболел ею. Очень скоро выучил всего Чайковского, Мусоргского и других композиторов. Я просто плакал от этой музыки. Произошёл переворот в сознании.
– То есть получается, что к мастерству в профессии вы оба пришли путём самообразования?
Стахан Рахимов:
– То, что мы с Аллой закончили – она университет и аспирантуру, я – Московский энергетический институт, а потом ещё четыре года работал в конструкторском бюро, от многого нас спасло. Я не прогибаюсь перед сильными мира сего, и в то же время у меня нет надменности по отношению к простым людям. А театральный институт, консерватория, они портят взаимоотношения между людьми одной профессии, делают так, что ты в каждом начинаешь видеть конкурента.
Ещё на втором курсе МЭИ мне предлагали поступить в театральный институт, причём без экзаменов, а потом совмещать учёбу в обоих вузах. Но, слава Богу, нашлись люди, которые меня вразумили. Например, в Москонцерте был такой администратор – Лёня Степанов. И он мне так сказал: «В тот момент, когда ты переступишь порог театрального института, уже никакого МЭИ не будет, потому что театральный институт – это круглосуточное понятие». И я задумался. Но последней инстанцией стала, естественно, моя мама. Она сказала: «Ни в коем случае! Закончи МЭИ, получи профессию, а если Бог дал, то всё равно прорвёт…» И я её послушал. Теперь ничуть не жалею.
– Кстати, перечисляя всё, чем Вы занимались помимо музыки, Вы кажется, упустили ещё одно направление… Я имею в виду бокс.
Стахан Рахимов:
– Да, Вы совершенно верно подметили. До того как основательно заняться музыкой, я некоторое время пробовал себя в этом виде спорта. У меня был первый юношеский разряд. Я выходил в финал первенства Узбекистана, правда, меня там нокаутировали. В память об этом периоде осталось одна юношеская фотография, где я в боксёрских перчатках.
– Ваш дуэт входил в пятёрку лучших артистов СССР. Лишь обстоятельства выбили вас из обоймы. Жалеете ли вы об этом?
Алла Иошпе:
– Конечно, жалею. Было очень тяжело. Хотя Стахану было даже тяжелее, чем мне.
Стахан Рахимов:
– Наверное, тяжелее. Но если бы мы тогда не решили уехать из Советского Союза, то, наверное, сейчас бы уже не пели. Я бы пошёл по партийной линии и стал бы чиновником. Ведь я уже в то время был секретарём по идеологии в Мосэстраде.
– И всё-таки, после того как гонения на Вас прекратились, Вы на протяжении нескольких лет возглавляли Москонцерт? Чем особенно запомнился этот период?
Стахан Рахимов:
– Тем, что заметно пошатнулось здоровье. Я просто перестал спать ночами. Представляете, 900 человек, и у всех – свои проблемы. Сопереживал каждому. Чиновничья работа – это особая работа. Чиновником, наверное, надо родиться. Артисту этим заниматься нельзя!
– Ваш дуэт исполнил со сцены более тысячи песен. Как подбирался репертуар? Чему отдавалось предпочтение?
Алла Иошпе:
– Я начинала с бардовских песен. Мой первый шлягер был «ЦаревнаНесмеяна». Эту песню написал Ген ШангинБерезовский, профессормикробиолог, вообще очень интересный человек. Я с ней впервые попала на телевидение и сразу обратила на себя внимание. Затем в моём репертуаре появились изумительные песни Ады Якушевой. А потом за нас со Стаханом взялись профессиональные композиторы. И первым был Эдуард Савельевич Колмановский. Он предложил мне свою песню «Товарищ мой придёт». Стахан до сих пор плачет, когда её слушает. Потом был Андрей Эшпай, который очень жалел, что не первым нас разглядел. С Марком Фрадкиным мы очень серьёзно работали. Планировали издать пластинку его песен. Но не случилось. Хотя песни уже были записаны, но мы как раз подали документы на выезд в Израиль. Лучшие свои песни в конце жизни написал для нас Оскар Фельцман. Это были «Осенние колокола», «Седые юбилеи», «А самовар кипит», «Тумбочка». Все – на стихи Юрия Гарина.
Отдельного разговора заслуживает моя встреча с Микаэлом Таривердиевым. Он позвонил и предложил мне выступить с ним по телевидению, в «Кинопанораме». За три дня я выучила несколько его песен, и почти сорок минут пела их в программе. А он мне аккомпанировал. Потом Микаэл сказал: «Знаешь, что про тебя мне сказал автор слов – Вознесенский? Она поёт лучше, чем мы пишем». Я понимала, что это, конечно, не так, песни были сказочные.
Но однажды мы с Микаэлом поссорились. Вернее, он на меня обиделся. Он принёс мне песню «Вагончики», которая позже вошла в фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром». Но тогда я сказала, что не буду её исполнять. Он поинтересовался: «Почему?» А я говорю: «Вам неприлично писать такие легкомысленные песни». «Дурочка, ты дурочка, её все будут петь», – ответил он мне тогда. Наверное, я действительно была дурочкой.
– Алла Яковлевна, может быть, несколько слов о самой свежей работе?
– Да. Это песни Саши Морозова. Совсем недавно мы со Стаханом записали совершенно потрясающий диск, на нём – 14 песен.
– Какая или какие из совместно исполненных песен вам особенно дороги и почему?
Алла Иошпе:
– Наверное, самая первая. А это была «Ночка луговая», или ещё как её называли «Сенокосная пора», композитора Георгия Дехтярова на стихи Антона Пришельца. Мне позвонила редактор радиостанции «Юность» Ирина Зинкина и сказала: «Аллочка, песня из Сибири пришла, прямо для тебя. Срочно приезжай!» Я приехала, тут же записали. Я исполнила её на два голоса – первым и вторым. Для того времени это была редкость. Всё получилось замечательно. Но когда я рассказала Стахану про песню и даже напела чуть-чуть, он воскликнул: «Алла, это же песня про нас с тобой! Это должен был быть наш дуэт!» И тогда я позвонила на радио и попросила послушать нас со Стаханом. Мы перезаписали песню в дуэтном исполнении. И многие годы без неё не обходился ни один наш концерт.
– А вообще, трудно ли петь дуэтом?
Алла Иошпе:
– Мы сами по себе достаточно сильные вокалисты. Если бы мы пели по отдельности, то каждый из нас мог бы сделать неплохую сольную карьеру. Вот, правда, насколько долго мы бы продержались на эстраде, неизвестно. А в дуэте приходится отказываться от собственного «я». В дуэте нельзя быть эгоистом. Надо слушать и слышать партнёра. Только тогда может родиться то, что родилось у нас со Стаханом.
Когда я пою первым голосом, он тут же переходит на второй. Иногда сходу меняемся партиями. Фишка такая, как принято сейчас говорить. Мы любим своё дело, нам интересно друг с другом.
– Как вы считаете, в правильном ли направлении движется сегодняшняя эстрада?
Алла Иошпе:
– Понимаете, очень хорошо спел Кобзон: «На эстраде племя незнакомое, песни незнакомые поёт». Я не считаю, что племя незнакомое, племя знакомое, но очень мало, что нам близко, мы – другие.
Стахан Рахимов:
– Простите, но иногда мне кажется, что идёт банальное оглупление народа. И заключается оно в том, чтобы люди ни о чём не думали. Например, этот Новый год стал первым, когда мы смотрели телевизор без звука. Чтото там прыгало, плясало, но звук мы не включали. В этом не было потребности. Потому что лично меня это уже начинает раздражать. При том что талантливые люди, с хорошими голосами, а занимаются чёрте-чем: переодеваются, изображают из себя клоунов.
Я никого не хочу обидеть, но иногда мне кажется, что сегодняшние исполнители даже не подозревают, что существует такое понятие, как «драматургия песни». А если дуэт, то это вообще спектакль! Когда мы с Аллой делали свои программы, с нами работали театральные режиссёры, такие, например, как Леонид Викторович Варпаховский. Он ставил нам программу.
– Как Вы считаете, есть какойто шанс на оздоровление?
Стахан Рахимов:
– Когда появились ВИА, они же были фактически в каждом дворе. Я тогда сказал: «Это пена. Пройдёт 5–6 лет, и всё спадёт, останутся лучшие». И действительно, прошло время, и на эстраде заблистали «Ариэль», «Самоцветы», «Ялла», бакинский «Гая», белорусские «Песняры», грузинский «Орэра» и многие другие. То есть остались нормальные, достойные коллективы. Так, может, и сейчас произойдёт нечто подобное. Хотя надежды мало.
– Сегодня у знаменитого вокального дуэта появилось ещё одно направление в творчестве. Я говорю о литературном труде. Алла Яковлевна, о чём Ваши книги?
Алла Иошпе:
– Первая книга «Песня длиною в жизнь» – это книга воспоминаний. Вторая книга «Хлеб с солью и пылью» – про встречи с самыми разными людьми, с известными и не очень. Но в ней есть такой бонус, как два самостоятельных художественных рассказа. В третьей книге «В городе белой вороны» рассказов уже больше половины и немного стихов. А в четвёртой «Бочка счастья» – целая глава отведена поэзии. И все книги, кроме первой, проиллюстрированы рисунками мужа. Мне кажется, что он – хороший художник.
– Вам в жизни довелось встречаться с множеством замечательных людей. Не могли бы вы вспомнить наиболее яркие из этих встреч?
Алла Иошпе:
– Как я уже сказала, моя вторая книга как раз посвящена этим воспоминаниям. Но чтото я, пожалуй, выделю.
Мы в Америке. Нас выпустили. Во многом благодаря Иосифу Кобзону. Была комиссия, которая решала судьбу нашей поездки, много спорили. Он вошёл и сказал: «Да отстаньте вы уже от них наконец!» И выезд нам разрешили.
Прилетаем в Сан-Франциско. Выступаем. Отработали концерт. А на следующий день такой же концерт даёт Муслим Магомаев. И мы решили задержаться на один день, специально, чтобы посетить концерт Муслима. Хотели сделать ему сюрприз. Купили цветы, сидим. А администратор успел предупредить Муслима, что мы в зале. Муслим всегда был необыкновенно деликатным человеком. Спел несколько песен и сказал: «А сейчас я хочу поблагодарить тех, кого очень уважаю и кто пришёл сегодня на мой концерт, тем более так далеко от дома, и так приятно, что это мои коллеги». Он назвал наши имена, мы встали, и зал зааплодировал. Понимаете, не каждый артист отдаст часть своего успеха, особенно коллегам по цеху. А Муслим это делал. Это я запомнила на всю жизнь.
И ещё запомнилась встреча с Клавдией Ивановной Шульженко. Мы пели с ней в одном концерте. Я ещё начинающая, а она – звезда! Так получилось, что не хватало гримёрок. Её попросили впустить к себе в гримёрку кого-нибудь из участников концерта, на её выбор. Даже дали список выступающих. И вот из всего списка она выбрала меня! Я была очень горда и счастлива. В память об этой встрече у меня осталась её фотография с автографом, которую я храню до сих пор.
Стахан Рахимов:
– Встреч действительно было много. Например, в то время, когда были под запретом, то устраивали домашние концерты. К нам приходили многие известные актёры, Савелий Крамаров, например, и другие.
Но мне вспоминается одна более ранняя встреча. Это было в 1957 году. Первый Фестиваль молодёжи и студентов, где, по сути, состоялся мой дебют на профессиональной сцене. А у меня к тому времени в репертуаре были уже индийские и итальянские песни. Так вот, на этот фестиваль приехал отец известного актёра Раджа Капура – Притхвирадж. И когда он услышал песню бродяги из одноимённого фильма в моём исполнении, то подарил мне свою пилотку.
– И всётаки, что стало с вашими старыми записями? Неужели ничего не сохранилось?
Стахан Рахимов:
– У нас было очень много записей, но всё, что хранилось в фондах, в один момент было уничтожено. И всё-таки кое-что осталось у людей, на руках. В этом плане наши поклонники творят настоящие чудеса. Отовсюду присылают диски, по две, по три песни. Недавно из СанктПетербурга прислали 19 наших старых песен, причём не просто песен, а телевизионные съёмки. А кто-то нам прислал старую пластинку, ещё 76 оборотов, толстую, виниловую, а на ней – «Слушайте горы» и «Люблю костёр», то, что у нас пропало когда-то. А в прошлом году из Германии нам прислали диск с концерта 1963 года, который состоялся в Колонном зале Дома союзов. На нём – запись пяти моих песен и пяти песен Аллы, с реакцией публики, с аплодисментами. И вот слушаешь даже сейчас эту запись, вроде такие молодые и неокрепшие голоса, но с другой стороны, придраться не к чему, с точки зрения музыкальности всё идеально.
– Вот уже более 50 лет длится ваш творческий и семейный союз. Что является его цементирующим звеном? И происходили ли с годами переоценки?
Алла Иошпе:
– Конечно! Мы со Стаханом очень разные люди. И по идее, если бы не музыка, я думаю, что мы бы не смогли быть вместе. Он – восточный человек, очень вспыльчивый, обидчивый. У него в крови – жена должна подчиняться. А я – избалованная московская девчонка, с характером. Взять узбеку такую жену, как я, в чём-то даже подвиг. Но с годами у меня выработалось несколько правил, которые помогли сохранить наш союз. Одно из них – уметь уступать, даже когда очевидно, что супруг неправ. Второе – уметь прощать. Он же никогда не попросит прощения. И, наконец, третье – никогда не возвращаться к старым обидам.
– Что бы вы могли пожелать читателям журнала «Содружество», основную часть которых составляют сотрудники органов внутренних дел стран СНГ?
Алла Иошпе:
– Мы живём в очень трудное время. Поэтому хочется пожелать выдержки и терпения! А также понимания близких!
Стахан Рахимов:
– Здоровья! И успехов в службе!
Оба:
– И, конечно же, мира!
В сентябре 2017 года вышла в свет моя новая книга «Поэзия быстрого реагирования», изданная по программе «Печать по требованию». Книгу можно приобрести во всех крупных интернет-магазинах, достаточно набрать ее название в поисковой строке.