а в жвалевский е б пастернак радость жизни урок 8 класс
Типа смотри короче
Все смешалось в 7 «А»: война и любовь, взрывы и катастрофы, сражения и… опять любовь. Такой уж это возраст – прыжок из детства в юность. Поход в кино с девочкой равносилен добыче золотого руна. Драка на пустыре по бессмысленности не уступает любой из мировых войн, а розы на пороге могут полностью изменить мир, пусть всего на несколько минут. Но окружающие взрослые всего этого не понимают. И слов, чтобы объяснить им, так мало. Потому что типа… смотри… ну, короче… Многие рассказы из этой книги входили в сборник «Шекспиру и не снилось», который в 2012 году стал одним из победителей Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру».
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Типа смотри короче предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
— Вы совершенно бесчувственные! У вас нет ничего святого! Что вы… — Марь Иванна попыталась подобрать литературное выражение, но не сдержалась, — ржёте как кони? Тут нет ничего смешного! Это трагедия!
Пацаны на задних партах с огромным трудом держали серьёзные лица.
Прочитанное по программе произведение действительно было трагедией, главный герой умирал от страшной болезни, умирал всю последнюю главу.
Таня сидела за первой партой, и, чтобы посмотреть на класс, ей пришлось оглянуться. Большинство отбывало урок, равнодушно уткнувшись в учебник. Или делали вид, что уткнулись в учебник, а сами занимались своими делами.
— Что смешного? — с отчаянием в голосе спросила учительница.
— Да Марь Иванна, что ж они все умирают-то? — спросил Препяхин. — В прошлой повести героя на войне убили, этот от болезни умирает, Муму утопили. Сил нет их всех жалеть!
Класс грохнул. Марь Иванна впала в ступор.
— Настоящая серьёзная литература всегда трагична, — выдавила она.
Таня задумалась, отключившись от того, что происходило в классе.
«Мальчика из книги жалко. Хороший мальчик, способный. И умер. Но я больше люблю, когда не умирают, — подумала Таня. — Я люблю, когда болел-болел, а потом выздоровел. Потому что когда болеешь, а потом выздоравливаешь, сразу хорошо. А тут умер. Плохо. Навсегда».
Таня включилась на минутку и услышала про то, что нужно тренировать душу страданиями, иначе «вы все так и останетесь эмоциональными калеками». Таня опять отключилась.
«А если долго болеть, то, наверное, выходишь на улицу, а там солнце, воздух — счастье. Или если нога была долго сломана, а тут раз — гипс сняли. И бежишь. Счастье. Наверное.
Или если думал, что кто-то умер, а этот кто-то раз — и живой. Наверное, больше с ним не будешь ругаться никогда, не будешь цепляться по мелочам. Вот если б Ксюша чуть не умерла, мы б с ней больше никогда не ссорились! Мы б ценили… Или если б Милка умерла…»
Таня посмотрела в сторону Кислицыной и представила, как в один прекрасный момент к ним в кабинет придет классная и срывающимся голосом объявит, что Милки больше нет. И как все оцепенеют и заплачут. И что будет с её местом в классе? Неужели на него кто-нибудь осмелится сесть?
Таня вообще-то не очень любила Кислицыну, но от одной мысли о том, что она её больше никогда не увидит, по спине побежал противный холодок. Сразу вспомнилось, как когда-то в детстве, в пятом классе, Милка защитила её от старшеклассника. И как они мороженое ели на скорость, за углом школы. И как Милка у неё дома готовила обед, — она-то умеет, она дома уже давно всё готовит. Танина мама была потрясена тогда, весь мозг Тане вынесла, что она лентяйка и неумеха. А Мила, когда не понтуется, очень даже нормальная. И если она вдруг, не дай бог, тьфу-тьфу-тьфу…
Таня, подчиняясь неясному порыву, схватила телефон и написала сообщение: «Мила, приходи ко мне в гости после школы!» Оглянулась. Посмотрела, как Мила полезла в карман за телефоном, как изумлённо поднялись её тщательно выщипанные брови. Потом она встретилась взглядом с Таней. Неожиданно улыбнулась. Кивнула.
И Тане сразу стало так хорошо! Как будто успела сделать что-то важное.
А тут и яркое солнце ударило в окно.
«А ведь не обязательно умирать! — сообразила Таня. — Ведь и так можно не ссориться. И солнце — это счастье! И воздух! И пойдём гулять сегодня».
— Татьяна. Что ты улыбаешься? Это просто невозможно! Я вам о серьёзных вещах, а вы… Как ты себя ведёшь! Дай дневник!
«А всё равно хорошо!» — думала Таня, рассматривая размашистую запись в дневнике.
Типа смотри короче
Радость жизни
– Вы совершенно бесчувственные! У вас нет ничего святого! Что вы… – Марь Иванна попыталась подобрать литературное выражение, но не сдержалась, – ржёте как кони? Тут нет ничего смешного! Это трагедия!
Пацаны на задних партах с огромным трудом держали серьёзные лица.
Прочитанное по программе произведение действительно было трагедией, главный герой умирал от страшной болезни, умирал всю последнюю главу.
Таня сидела за первой партой, и, чтобы посмотреть на класс, ей пришлось оглянуться. Большинство отбывало урок, равнодушно уткнувшись в учебник. Или делали вид, что уткнулись в учебник, а сами занимались своими делами.
– Что смешного? – с отчаянием в голосе спросила учительница.
– Да Марь Иванна, что ж они все умирают-то? – спросил Препяхин. – В прошлой повести героя на войне убили, этот от болезни умирает, Муму утопили. Сил нет их всех жалеть!
Класс грохнул. Марь Иванна впала в ступор.
– Настоящая серьёзная литература всегда трагична, – выдавила она.
Таня задумалась, отключившись от того, что происходило в классе.
«Мальчика из книги жалко. Хороший мальчик, способный. И умер. Но я больше люблю, когда не умирают, – подумала Таня. – Я люблю, когда болел-болел, а потом выздоровел. Потому что когда болеешь, а потом выздоравливаешь, сразу хорошо. А тут умер. Плохо. Навсегда».
Таня включилась на минутку и услышала про то, что нужно тренировать душу страданиями, иначе «вы все так и останетесь эмоциональными калеками». Таня опять отключилась.
«А если долго болеть, то, наверное, выходишь на улицу, а там солнце, воздух – счастье. Или если нога была долго сломана, а тут раз – гипс сняли. И бежишь. Счастье. Наверное.
Или если думал, что кто-то умер, а этот кто-то раз – и живой. Наверное, больше с ним не будешь ругаться никогда, не будешь цепляться по мелочам. Вот если б Ксюша чуть не умерла, мы б с ней больше никогда не ссорились! Мы б ценили… Или если б Милка умерла…»
Таня посмотрела в сторону Кислицыной и представила, как в один прекрасный момент к ним в кабинет придет классная и срывающимся голосом объявит, что Милки больше нет. И как все оцепенеют и заплачут. И что будет с её местом в классе? Неужели на него кто-нибудь осмелится сесть?
Таня вообще-то не очень любила Кислицыну, но от одной мысли о том, что она её больше никогда не увидит, по спине побежал противный холодок. Сразу вспомнилось, как когда-то в детстве, в пятом классе, Милка защитила её от старшеклассника. И как они мороженое ели на скорость, за углом школы. И как Милка у неё дома готовила обед, – она-то умеет, она дома уже давно всё готовит. Танина мама была потрясена тогда, весь мозг Тане вынесла, что она лентяйка и неумеха. А Мила, когда не понтуется, очень даже нормальная. И если она вдруг, не дай бог, тьфу-тьфу-тьфу…
Таня, подчиняясь неясному порыву, схватила телефон и написала сообщение: «Мила, приходи ко мне в гости после школы!» Оглянулась. Посмотрела, как Мила полезла в карман за телефоном, как изумлённо поднялись её тщательно выщипанные брови. Потом она встретилась взглядом с Таней. Неожиданно улыбнулась. Кивнула.
И Тане сразу стало так хорошо! Как будто успела сделать что-то важное.
А тут и яркое солнце ударило в окно.
«А ведь не обязательно умирать! – сообразила Таня. – Ведь и так можно не ссориться. И солнце – это счастье! И воздух! И пойдём гулять сегодня».
– Татьяна. Что ты улыбаешься? Это просто невозможно! Я вам о серьёзных вещах, а вы… Как ты себя ведёшь! Дай дневник!
«А всё равно хорошо!» – думала Таня, рассматривая размашистую запись в дневнике.
Презентация по родной литературе «Творчество Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак» (8 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак
Описание слайда:
Описание слайда:
Совсем недавно наша страна заслуженно обладала статусом самой читающей в мире, за хорошими книгами выстраивались очереди. Читали все: и дети, и взрослые. Сегодня ситуация изменилась. Современная молодёжь предпочитает книге компьютерную игру или общение в социальных сетях
Описание слайда:
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём,-
Значит нужные книги ты в детстве читал!
В. Высоцкий
Описание слайда:
Физики по образованию, лирики в душе — так можно сказать о потрясающем писательском дуэте Андрей Жвалевский — Евгения Пастернак. Они действительно мечтали заниматься наукой: в университете с утра до вечера зубрили законы термодинамики, строчили курсовые. Но после того как дети пожаловались им на скудный выбор подростковой литературы, решили податься в лирики и стали писать истории для ребят. Сегодня в их творческой копилке более 50 совместных книг, причем читают авторов и взрослые.
Описание слайда:
«Мы такой двухголовый писатель Жвалевский-Пастернак!»-
говорит Андрей.-
Вообще пишем по очереди. Кусочек текса пишет Андрей, потом пересылает мне, я его продолжаю. Но перед тем как начать книгу, обязательно собираемся вместе, пишем план, решаем, каким будет финал.
Описание слайда:
Лауреаты литературных премий «Алые паруса» и «Заветная мечта» за книгу «Правдивая история Деда Мороза»[2], премии Алиса (2010) и Книгуру сезона 2010—2011 года за «Время всегда хорошее», премии Книгуру сезона 2011—2012 за сборник «Шекспиру и не снилось». Финалисты премий им. Крапивина и им. Михалкова.
Описание слайда:
По итогам профессионального конкурса «Брэнд года—2012», проводимого в Белоруссии[K 1] (25 января 2013 года), Андрей Жвалевский стал бренд-персоной 2012 года в номинации «Культура»
В 2015 году совместно с Евгенией Пастернак стал лауреатом премии «Размышления о Маленьком Принце».
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Андрей и Евгения понравились сразу – милые, скромные, открытые, с хорошим чувством юмора
Описание слайда:
А наше время хорошее?
Евгения Пастернак:
-Конечно, живем мы сейчас, время выбирать не можем, нам надо жить так, чтобы время было хорошим.
Описание слайда:
— Как вы относитесь к ошибкам подростков? Существуют ли непоправимые ошибки, и как с этим быть?- как-то спросил корреспондент писателей
Евгения: Один из посылов нашей последней книги в том, что абсолютно любой человек может совершать ошибки. Бывает, что непоправимые.
Андрей: У каждого человека в жизни случается такой момент, когда он что-то совершил, а исправить невозможно. Значит, надо просто пережить.
Евгения: У этого переживания есть положительный момент — это опыт. Когда снаружи уже ничего не изменить, всё случилось, можно всегда поменяться внутренне. Ты можешь на весь мир обидеться и сказать, что это они все козлы, а я хороший, просто мир плохой, а можно сделать какие-то выводы на будущее.
Описание слайда:
Все, что создано умом,
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
За что мы любим Жвалевского- Пастернак?
За умение сказать о сложном простыми словами («Правдивая история Деда Мороза»). За бесстрашное обращение к пугающим и «запретным» в подростковой литературе темам («Охота на василиска», «52-е февраля», «Грабли сансары»). А еще — за умение найти увлекательный сюжет в реальной истории и написать о нем так, чтобы книга читалась взахлеб. За разговор с подростками на их языке, без нотаций и сюсюканья («Типа смотри короче»).
Описание слайда:
«Живите полной жизнью и делайте то, что вам нравится! Никогда не забывайте о книгах, которые помогут найти верный путь, подскажут, как поступить в той или иной ситуации»,- обращаются к своим читателям Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак
Описание слайда:
Книгу заменить ничем нельзя. Несмотря на
новейшие открытия, новые виды сохранения
информации, не будем спешить
расставаться с книгой.
Дмитрий Лихачев
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Тест по даргинской литературе для 5 класса
«Подвигу жить в веках»
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
Открытое внеклассное мероприятие по родной литературе в 8-11 классах
Открытое внеклассное мероприятие по родной литературе в 5 классе
Открытый урок по родной литературе в 8 классе
Открытый урок по родной литературе в 7 классе
Рабочая программа по родной (русской) литературе 6 класс, 17 часов
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5158665 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Онлайн-регистрация на ГИА для школьников Москвы откроется 1 октября
Время чтения: 2 минуты
В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год
Время чтения: 1 минута
Понятие «образовательные услуги» будет исключено из закона об образовании
Время чтения: 1 минута
В России оценили уровень комфорта обучения в образовательных организациях
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
А в жвалевский е б пастернак радость жизни урок 8 класс
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак
Типа смотри короче
© Жвалевский А. В., Пастернак Е. Б., 2019
7 «А» класс ввалился в холл, топая, чтобы стряхнуть налипший снег, и тут же устроил небольшую давку у гардероба. Девчонки, не переставая визжать и шептаться, оккупировали зеркало, мальчишки, вынужденные снять капюшоны курток, натянули капюшоны от баек и с равнодушным видом стали вдоль стен, уткнувшись в телефоны.
– Все разделись? – громко спросила Полина Александровна.
– Угу, – отвечал ей нестройный хор.
– Тогда пойдём наверх! – жизнерадостно воскликнула классная и повела неорганизованную толпу на новогодний вечер.
Девчонки галдели, как вольер с попугайчиками.
– Ой, смотри, смотри, Кислицына на каких каблучищах…
– Интересно, медляки будут ставить?
– А зачем тебе медляки – Витечку своего будешь приглашать?
– Смотри, в чём Лопахина пришла! Юбка в звёздочку, как в детском садике.
Мальчишки сурово и мужественно шагали по ступенькам, не поднимая глаз и не вынимая рук из карманов. В актовый зал ввалились все разом.
7 «А» остановился на пороге, с недоумением уставившись на юную красавицу Снегурочку. Она стояла, лучезарно улыбаясь и сверкая разноцветными огнями в свете ярких прожекторов.
– Какие, на фиг, дети? – огрызнулся Радомский.
– Павел! – одёрнула его бдительная классная. – Следи за языком!
– Заходите, гости дорогие, – продолжала Снегурочка. – Дедушка Мороз уже в пути, а пока он едет, мы с вами поиграем!
Классная, одобрительно кивнув, скрылась в коридоре. Снегурочка ей явно понравилась.
– Они чё, с дуба упали? – поинтересовалась Милка, глядя на Снегурочку, как на привидение.
Из колонок полилась радостная детская песенка, Снегурочка схватила за руку Полину, та – Лопухина, Лопух рефлекторно схватил Витьку, Витька Таньку… Семиклассники опомниться не успели, как оказались втянутыми в хоровод. На их лицах было ошеломление, смешанное с отчаянием.
Снегурочка, как танк с неимоверной тягловой силой, тащила за собой всю цепочку. Она с удивительной проворностью вкручивалась в толпу, заворачивая её на манер серпантина.
– Ай, молодцы, ай, удальцы! – расхохоталась она, прилетев к сцене. – А сейчас мне нужны три сильных и ловких мальчика, которые не боятся трудностей.
Пацаны все как один сделали шаг назад.
– Я знала, что ты согласишься! – бодро вскрикнула Снегурочка и направилась прямо к Лопуху.
– Нет, – твёрдо сказал он.
– Испугался? – спросила девушка мимо микрофона.
– Кто первый участник нашего конкурса?
– Лопух! – заржал класс.
– Лопух! – радостно завершила Снегурочка.
Следующие две жертвы были вытянуты точно так же – быстро и ловко. За секунду у них оказались связанными руки, а перед носом появились яблоки, подвешенные на ниточке. А ещё через секунду на глазах очутились плотные повязки.
– Лопух! Лопух! – заскандировала Снегурочка в микрофон. – Давай, давай!
Лопухин с удовольствием бы ушёл, но… Очки у Снегурочки, глаза завязаны, направление неизвестно. Даже если содрать повязку, в темноте можно и в стенку впечататься с разбегу! Лопух представил, как над ним покатывается весь класс, и остался на месте.
– Кирилл! Кирилл! – заорала Снегурочка.
«Чего это Кирилл, а не я?» – обиделся Лопух и принялся кусать.
Яблоко было твёрдое, холодное. Оно противно било по носу и выскальзывало изо рта.
Он приободрился и постарался ухватить с другой стороны.
Лопухов разозлился и открыл пошире рот.
– Кирилл! Кирилл! Девочки, давайте хором!
Это-то Лопухова и добило. Он вывернулся, ухватил яблоко за ножку и вгрызся в него зубами.
– А-а-а! – От вопля Снегурки он чуть не подавился, но удержал яблоко в зубах. – Лопух победил! Всем спасибо! Теперь конкурс для девочек.
Сняв повязку с глаз, Лопухов заметил, что беспощадная Снегурочка выволокла из угла Кислицыну и тащит её за собой в центр зала. Он выплюнул надкусанное яблоко и принялся орать с остальными:
И тут же, поддерживая бодрую, как белка, Снегурочку:
– Демидова! Демидова! Ириша! Ириша!
Тем временем помощница Деда Мороза зафиксировала трёх упирающихся семиклассниц в центре круга.
– Конкурс танцевальный! – теперь Снегурка отложила микрофон и орала на весь зал. – Кто победит, объявляется королевой сегодняшнего вечера!
Невольные участницы танцевального шоу ревниво переглянулись. Ириша третий год ходит на бальные танцы. Лера Демидова занимается фигурным катанием, где каждую тренировку мучают хореографической подготовкой. Только у Тани Лопахиной не было в этом соревновании никаких шансов.
– Приготовились! – Снегурочка подбежала к стоящему в углу ноутбуку. – Начали!
И она ткнула в клавишу. Из колонок грянула «В лесу родилась ёлочка». Лера, Таня и Ириша замерли в ступоре. Остальные девчонки ехидно зашушукались. Сильная половина класса похохатывала в кулак. Снегурочка перекрикивала музыку:
– Неужели никто не хочет стать самой-самой? Никому не нужно звание Снежной Королевы?
Первой не выдержала Ириша. Она хотела быть королевой и собиралась бороться за это звание. Раскинув руки, как учил тренер, она мысленно отсчитала «раз-два-три-четыре… раз» – и принялась изгибаться в румбе.
Трудно представить себе более нелепое зрелище, чем бразильский танец любви, сопровождаемый словами «Трусишика зайка серенький под ёлочкой скакал…»
Грохнули все разом, даже Снегурочка хихикала, не скрываясь.
Ириша покрылась пятнами, но продолжала плавно покачивать бёдрами и выводить замысловатые кренделя руками. Теперь казалось, что она отгоняет от себя мух. Лера, не рискуя разделить позор с подругой, бросилась из круга и укрылась за спинами одноклассников. В центре, рядом с судорожно «танцующей» Иришей осталась только Таня. Она ещё полкуплета тормозила, но на словах «А в дровнях мужичок» неожиданно для себя самой испустила тоненький писк и принялась отплясывать нечто среднее между кадрилью, полькой и присядкой. Класс повалился от хохота.
– Ай, молодцы! – как ни в чём не бывало подбадривала Снегурочка. – Ай, умнички!
В Таню словно кто-то вселился. Он заставлял приседать и подпрыгивать, кружиться вокруг своей оси, а попутно ещё и строить невозможные рожи.
– Круто! Прикол! – вопили одноклассники. – Жесть!
Ириша, сцепив зубы, держала ритм и ждала, когда эта мучительно долгая песня закончится. Но на последних словах Снегурочка заявила: «Победитель не определён!» и запустила «Ёлочку» сначала – к общему восторгу зрителей.
Это только воодушевило Таню. Она выкидывала такие коленца, что сама удивилась бы, если бы видела себя со стороны. А чего стесняться, если по приколу?
Ира закусила губу и уже собиралась покинуть поле боя, но к ней подскочил Радомский.
– По приколу! – заявил он и закружил Иришу в каком-то варварском танце.
– Прикол! По приколу! – подхватили остальные мальчишки, хватая визжащих одноклассниц.
– Танцуют все! – приказала Снегурочка…
И все принялись танцевать. Даже мальчишки, которые обычно подпирали стенки. Даже скромница Полина Ковалёва. Даже угловатый Витька. А Никитос, вспомнив золотое детство, вскочил на стул и принялся декламировать:
– Однажды в студёную зимнюю пору…
Хотя хороводная музыка всё ещё гремела, семиклассники остановились как вкопанные. В дверях зала стояла классная.
– Препяхин, немедленно слезай со стула! Лопахина! Что это за дикие танцы!
Наведя порядок, учительница сухо кивнула притихшей Снегурочке:
Рабочая программа «Родная литература» 8 класс
Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»
Протокол № 1 на заседании МС директор школы
от «____»_____2021г. от «____»_____2021г. О.И. Елозина _____
Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2021г.
Учитель: Филькова Е.А.
Учебный год 2021-2022
1. Пояснительная записка
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю
историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
· осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
· получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
· выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
· формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
· накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
· формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
· развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»
Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.
Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.
Предметные результаты освоения примерной программы по
учебному предмету «Родная литература (русская)» в 8 классе
· развитие умения выделять проблематику и понимать
эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской
для развития представлений о нравственных идеалах русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой
русской реке Волге;
· развитие представлений о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русские национальные
традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве
душ русских людей;
· развитие представлений о русском национальном характере в
произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
· развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический
анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа
эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками
информации и овладения основными способами её обработки и презентации.
3. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской
По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы
Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка. » (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе
старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира
Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана
Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. « Третий мучительный сонет».
Тематическое планирование уроков родной литературы 8 класса