адвокат гарифулла япаров биография
Адвокат гарифулла япаров биография
«Любой адвокат сам определяет условия договора с подзащитным»: вице-президент ГРА Фото: Олег Яровиков
Адвокат сам определяет условия составления договора с подзащитным, в том числе стоимость его услуг, это не регулирует ни Гильдия адвокатов, ни Адвокатская палата, ни Коллегия адвокатов. Об этом «Башинформу» заявил вице-президент Гильдии российских адвокатов, почетный адвокат России Валерий Аббасов, комментируя информацию о том, что один из лидеров протеста в защиту Куштау Гарифулла Япаров зарабатывает на оказании коммерческих юридических услуг задержанным.
«Адвокат может заключить и безвозмездный договор, и договор на 1 рубль, это его право. Мы часто работаем бесплатно. Таким образом, доводы о том, что защитник становится каким-то неполноценным защитником, если ему доверитель не заплатил по коммерческой стоимости, считаю необоснованными», — сказал Валерий Аббасов.
Напомним, что один из лидеров протестного движения против разработки шихана Куштау в Башкирии Гарифулла Япаров признался в своём «Фейсбуке», что зарабатывал на задержанных в ходе противостояния с полицией активистах, оказывая им коммерческие юридические услуги.
По данным телеграм-каналов, с вышедших вчера, 20 августа, на свободу активистов Руслана Нуртдинова и Байраса Габидуллина Япаров запросил по 15 тысяч рублей. При этом адвокат не смог добиться для них наказания, не связанного с лишением свободы (административный арест на несколько суток), хотя защитники других активистов добивались в судах вместо арестов незначительных штрафов для своих подзащитных (от 500 до 1000 рублей).
Гарифулла Япаров: «Попытаются внедрить провокаторов, чтобы движение слить»
Адвокат Гарифулла Япаров, представляющий интересы некоторых задержанных на Куштау, высказал свое мнение по поводу последних событий, на своей странице в социальной сети Facebook:
Вчера, 19 августа, в ходе очередного заседания координационного Совета (КС) в Урняке, куда меня официально не пригласил руководитель Байбулатов Урал, озвучено, что после мероприятия подробности выложит для людей, для всех защитников Куштау, которые нам доверили снять все вопросы. Однако, ограничились маленьким сюжетом видео. Я за кулуарность и секретность КС не голосовал, и как профессиональный журналист, выкладываю некоторые подробности, чтоб снять массы звонков мне по этому поводу.
1. Координационный Совет (КС) признал лицом и лидером движения за сохранение шиханов, в т. ч. Куштау, Ф.Алчинова. Я голосовал – за.
2. Временным руководителем Координационного Совета настояли оставить Урала Байбулатова до выхода из-под ареста. Я голосовал против, я требовал освободить его от должности вообще за утрату доверия и вести в КС сопредседательство, то есть, чтоб каждое заседание вел другой председатель. Настояли голосованием, чтоб Фаиль после выхода из-под стражи становился руководителем Координационного Совета, а Байбулатов У. уходит с поста! Я голосовал – за! Решение такое принято!
3. Большинством голосов принято решение поехать в Уфу к Хабирову Р.Ф., я требовал приезда его на Куштау, землякам, которых он якобы уважает, так как он обещал ночью 17 августа 2020 публично на экранах, но свое приглашение делегатов к себе 17 августа провалил. Большинством принято решение ехать к нему на встречу в пятницу в 4 часа.
Я задал вопрос Байбулатову, откуда узнал Хабиров Р.Ф. о будущем координационном Совете защитников Куштау, о котором лично меж собой говорили Байбулатов и Алчинов, когда Байбулатов напросился к Алчинову на встречу перед субботником на Куштау? Ответ не последовал. На мой вопрос, как он оказался прямо перед Хабировым Р.Ф. на горе, да еще с громкоговорителем, что там запрещено было иметь – ответ не последовал. На мой вопрос, почему он всегда ссылается на Алчинова, который якобы ему делегировал быть лидером движения, он не ответил никак. Я, когда показал письменное обращение Алчинова к башкортостанцам, где он пишет, что попытаются внедрить провокаторов в движение, чтоб движение слить, что он никому и никогда не перепоручал что-то, кроме как адвокату, не поручал выступать никому от его имени и просил убедительно, не верить тем, кто на него ссылается, кроме тех аксакалов и адвоката, которым он доверяет. На двадцатиминутном выступлении Байбулатова У., когда нам давали всего 3-5 минут, он на эти вопросы ответить не смог.
Почему Координационный Совет протокол совещания от 19 августа 2020 года Байбултаов Урал и Роберт, модератор, скрывают от других защитников Куштау и от жителей Башкортостана! Мы представители народа и должны вести прямую трансляцию, чтоб видели люди, как и кто из членов КС защищает народ, и кто защищает открыто Хабирова Р.Ф., как Главу РБ! Вчера Роберт, как модератор вчерашнего мероприятия, даже предложил вопрос Куштау решать, как на выборах и референдумах, что вызвало откровенный смех у всех! Этим все сказано! Это объясняет, почему Байбулатов Урал, вчера меня не пригласив, без меня, как члена КС и без Марс-агая Сафарова, решил собрать кулуарно очередное совещание Координационного Совета и решить там свои шкурные интересы.
Я, как адвокат, выполняя непосредственные и личные поручения моих подзащитных: Алчинова Ф.Ф. и Мухаметшина Р.А. и других, которые объявили голодовку, и в целях защиты их прав и законных интересов, и как журналист, член Союза журналистов России, публикую по личной просьбе их заявления, чтоб помочь тем, кто сегодня сидит в Ишимбайском ИВС в Управлении полиции (список прилагаю), так как питерцу и парню из Удмуртии некому прийти с передачами! Желаю успехов всем! Спасибо за поддержку! Дата выхода на свободу указана в списках! Встречайте их, пожалуйста!
Урал Байбулатов ответил, что в курсе этого поста, однако отказался от комментариев (аудиозапись разговора имеется в распоряжении редакции).
ProUfu.ru будет следить за развитием ситуации.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
«Если я пойду домой, у меня вырастут крылья»: обвиняемая в экстремизме уфимка рассказала, что сделает после освобождения
Репортаж UFA1.RU из зала суда
Рамиля Саитова была уверена, что сегодня судья отпустит ее домой
Фото: Марк Константинов
Обвиняемой в экстремизме Рамиле Саитовой из Уфы продлили меру пресечения
Показания эксперта
Адвокат спросил, почему эксперт посчитала, что в видеороликах Саитовой содержатся признаки побуждения нарушения территориальной целостности Российской Федерации. Лингвист зачитала отрывок своего заключения:
— Диктором сообщается, что на момент создания видеоролика им воссоздано незаконно расформированное башкирское правительство.
Защитника это не удовлетворило.
— Вы не ответили, — сказал Гарифулла Япаров.
После вопросы стала задавать сама обвиняемая. Рамиля Саитова отметила, что эксперт в исследованиях опиралась на другой видеоролик, но Якина заявила, что это была лишь техническая ошибка.
— Вы уверены, что это единственная техническая ошибка? — спросила Саитова. — И что во все иные выводы не могла вкрасться вот такая техническая ошибка?
— Это техническая ошибка, совершенно не влияющая на выводы, — ответила эксперт.
Рамиля Саитова отметила, что, согласно уголовному праву, эксперт не имеет права самостоятельно собирать материалы для экспертизы.
— Вы говорили, что имеются иные видео, которые влияют на оценку исследованного видео. Можете ли вы подтвердить, что ваш вывод по одному из трех выводов является самодостаточным, чтобы его в отдельности положить в основу приговора? — поинтересовалась обвиняемая.
— Вопрос поставлен некорректно. Все видео предоставлены следствием. Мы ничего не разыскивали самостоятельно, — ответила лингвист.
Отпустите домой
После показаний эксперта прокурор подала ходатайство о продлении подсудимой меры пресечения, поскольку срок содержания Саитовой в СИЗО истечет 14 октября. Сторона обвинения просила продлить его еще на месяц, до 14 ноября. Подсудимая и ее защитники возразили.
— Меня необходимо просто освободить, — заявила Саитова. — У меня стабильное социальное положение, ко мне приходят общественные люди. На судебные заседания приходят дети, которые выглядят благополучно. У меня есть квартира, которая сейчас пустует, поэтому содержание меня в тюрьме под стражей необоснованно. Уголовно-процессуальный кодекс позволяет отпустить [обвиняемого] на время следствие при условии содержания под стражей полгода и дальше безо всякого перерыва. Если был перерыв, значит я должна быть на свободе. 6 ноября я была заключена под стражу, но у нас появился пробел в 8 дней, который ничем не обоснован. Следователям и суду очевидно хочется, чтобы я сидела и проводила время в СИЗО, — сказала обвиняемая.
Она отметила, что, если и продлевать меру пресечения до 6 ноября, тогда должен быть вынесен приговор.
— Если вы продлите больше чем на 6 ноября, то у меня комментариев нет. Это значит, что меня просто судят за то, что я — это я, и имею свое мнение. Прослеживается желание просто содержать меня в СИЗО подальше от общества, — отметила Саитова.
Подсудимая добавила, что, согласно Уголовному кодексу, женщин запрещено содержать в строгих условиях.
— СИЗО имеет пыточные условия. У меня анемия, отеки, я просто утрачиваю здоровье. Я прошу вас это тоже учесть, — обратилась она к судье.
Сторона защиты поддержала доводы своей подзащитной.
— Рамиля Саитова никакой угрозы для общества не несет. Она просто является человеком, который имеет свое мнение, отличное от других граждан Российской Федерации. Пресекательный срок давно истек. Мы просим ее отпустить, она всё же женщина, мама и бабушка, — сказал Гарифулла Япаров.
Адвокат Эльвира Шамсутдинова отметила, что Саитова не собирается скрываться и уничтожать доказательства.
— Продолжительность под стражей не должна превышать разумных пределов, — подчеркнула адвокат Эльвира Шамсутдинова. Перед нами сидит женщина, она мать двух детей. Она также является бабушкой, у нее двое внуков. Она длительное время содержится под стражей. Общественность молится, чтобы Рамиля Саитова покинула стены СИЗО, — заявила сторона защиты.
После судья объявил перерыв, чтобы обвиняемая могла пообщаться с родными, адвокатами и журналистами. Рамиля Саитова заявила, что до последнего была уверена, что ее отпустят домой.
— Видела сон, что я надеваю теплые сапоги, брюки в тюрьме, — призналась женщина. — Если я пойду домой, у меня вырастут крылья. Я полечу.
Рамиля Саитова добавила, что, если ее отпустят, она будет больше времени проводить с родными: сначала сходит к дочери, а потом — к сыну.
Несмотря на трогательную речь подсудимой с просьбой отпустить ее домой, судья всё же продлил меру пресечения еще на месяц. Заседание отложили и на этот раз. На следующих слушаниях планируется провести прения сторон.
СЮЖЕТ
Напомним, ранее Рамиля Саитова неожиданно провозгласила себя иудейским мессией и заявила, что теперь ее статус «выше, чем статус судьи и президента». На прошлом заседании она заявила, что ее перестали пытать в СИЗО, как она «объявила свой статус».
Уфимка рассказала, что ее перестали пытать в СИЗО, после того как она провозгласила себя мессией
Репортаж UFA1.RU из зала суда над Рамилей Саитовой, которую обвиняют в призывах к экстремизму
Рамиля Саитова улыбалась и не отводила взгляд от нацеленных на нее объективов
Фото: Марк Константинов
Во время заседания подсудимая заявила, что не просто коротает время в камере, а активно работает над своими эпосами, которые она зачитает в дальнейшем в суде. Подробнее — в материале журналиста UFA1.RU Марка Константинова из зала суда.
Размышления о религии
Позже обвиняемая заявила, что хочет вызволить всех узников СИЗО. Она отметила, что там находится около 2,5% настоящих преступников.
— Это будет дешевле, потому что, по моей оценке, в 100 тысяч обходится содержание одного заключенного в месяц. Сюда входит плата конвою, административному персоналу, — сказала подсудимая.
Рамиля Саитова, несмотря на грозящий срок, была в хорошем настроении
Фото: Марк Константинов
Рамиля Саитова также добавила, что сейчас активно работает над своими стихотворными эпосами, где затрагивает тему религии.
Активистка призналась, что из-за написания своего эпоса она мало спит и мало ест.
— Я ограничиваю себя, даже не разрешаю себе спать. Пишу эти эпосы. Я их написала, считала гениальными, а через некоторое время их перечитала и поняла, что надо переписывать. По смыслу я хорошо раскрыла, а форму мне надо дорабатывать, — рассмеялась Саитова.
Слово эксперту
После недолгой беседы началось слушание. Судья пригласил в зал специалиста — peлигиoвeда и преподавателя БашГУ факультета башкирской филологии и журналистики Искандера Саитбатталова. Он рассказал, что прошел специальные курсы переподготовки по программе теологии и ислама в 2018 году и вместе с другими экспертами проводил исследование видеороликов Саитовой.
Адвокат Гарифулла Япаров удивился, что в группу экспертов по религиозным вопросам входила лингвист БашГУ Елена Кислова, поскольку это не ее отрасль. Саитбатталов ответил, что исследование специалистов имело комплексный и коллегиальный характер. После сторона защиты поинтересовалась, почему из 14 вопросов ответы были даны лишь на 12. Этот же вопрос задала и сама Рамиля Саитова.
Сначала Саитбатталов предположил, что эти два вопроса, вероятно, не входили в компетенцию peлигиoвeда, а позже заявил, что в документе возникла техническая ошибка.
— Если допущены технические ошибки по тексту, в чём вы сами признаётесь, можем ли мы доверять объективности вашего заключения? Можем ли мы быть уверены, что нет иных ошибок? — задала вопрос подсудимая.
Также подсудимая спросила у эксперта, является ли он мусульманином и читает ли он намаз (каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. — Прим. ред.).
— Гражданин Российской Федерации не обязан сообщать о своей религиозной принадлежности, — ответил специалист.
Саитова же отметила, что если он истинный мусульманин и читает намаз по пять раз в день, то является заинтересованным лицом и не имеет права проводить исследование.
— Я не являюсь активным участником какой-либо религиозной организации и могу соблюдать принцип нейтралитета и беспрестанности, — сказал специалист.
После адвокат Япаров заметил, что заключение Саитбатталова и окончательные выводы экспертов не сходятся.
— Вы что — делали два исследования по одному и тому же тексту? — поинтересовался он.
Религиовед ответил, что исследованием занималась группа экспертов и выводы — это синтез по ответам специалистов.
Япаров отметил, что в некоторых вопросах, касающихся ислама, давали ответы специалист по христианству, лингвист и психолог.
— Какое отношение они имеют к вопросам ислама? Как они могут повлиять на итоговое заключение, за что отвечаете персонально вы? — задала вопросы сторона защиты.
СЮЖЕТ
Эксперт сказал, что вопросы требовали совместной работы и общих ответов специалистов.
Прения сторон по делу Рамили Саитовой не состоялись и на этот раз, поскольку на следующих заседаниях суд планирует заслушать специалиста по христианству и эксперта из Пензы.
Напомним, на прошлом заседании стороны наконец перешли к исследованию письменных доказательств и заслушали лингвиста. Адвокаты Саитовой обвинили эксперта в нарушении принципов исследования. Ранее обвиняемая неожиданно провозгласила себя иудейским мессией и заявила, что теперь ее статус «выше, чем статус судьи и президента».
«Чем дольше она в СИЗО, тем больше поддержка»
В суде по делу Рамили Саитовой выступила ее соратница
В Кировском районном суде Уфы продолжается процесс по уголовному делу башкирской националистки Рамили Саитовой, обвиняемой в призывах к экстремистской деятельности. Во вторник суд допросил свидетеля защиты — соратницу обвиняемой Альфию Узянбаеву. Она рассказала, что Рамиля Саитова — известная активистка, защитница экологии и политик, который критикует коррупцию. Адвокаты подсудимой попросили суд исключить из материалов уголовного дела результаты лингвистической экспертизы, сославшись на то, что она выполнена непрофессионально, а также повторно ходатайствовали о допросе экспертов в сфере религиоведения и психологии.
Фото: Елена Чиркова
Фото: Елена Чиркова
Вчера в Кировском районном суде прошло очередное заседание по уголовному делу башкирской националистки Рамили Саитовой, обвиняемой в призывах к экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ).
В начале заседания адвокаты подсудимой попросили пустить в зал в качестве слушателя общественника Сагита Исмагилова. Судья согласился, хотя на предыдущие заседания слушателей пускать отказывались, ссылаясь на антиковидные меры.
Следом адвокат Гарифулла Япаров заявил сразу несколько ходатайств об исключении из материалов дела протокол допроса доцента кафедры современного русского языка БашГУ Елены Кисловой, которая проводила лингвистическую экспертизу видеороликов Рамили Саитовой. По словам адвоката, госпожа Кислова показала на допросе «полную некомпетентность» и «как специалист ничего не смогла научного предоставить». Свою позицию Гарифулла Япаров обосновал тем, что Елена Кислова «говорила обычным языком». «Лингвист не имеет права в суде говорить обычным языком, она должна говорить научным языком»,— заявил адвокат. На заседании 23 сентября госпожа Кислова поясняла, что текст экспертизы составлялся с использованием «общеупотребительной лексики и профессиональной терминологии».
Гарифулла Япаров также ходатайствовал о признании недопустимым доказательством стенограмм видеороликов Рамили Саитовой, которые делал сотрудник прокуратуры, и акта осмотра видеороликов, в котором «нет указания на персональный IP-адрес», который подтвердил бы, что видео изготовила и опубликовала сама Рамиля Саитова. Подсудимая добавила, что несколько стенограмм сделал оперативник УФСБ Роман Мозговой, который является заинтересованным лицом и «неоднократно выражал неприязненное отношение» к ней. Кроме того, адвокаты попросили исключить из дела результаты экспертиз, поскольку «заключения содержат нарушения, субъективны и научно не обоснованы». Судья Азамат Бикчурин пообещал изучить эти ходатайства в совещательной комнате при вынесении приговора.
Вчера суд должен был допросить в качестве свидетелей экспертов АНО «Пензенская лаборатория судебной экспертизы», а также специалистов в области религии и психологии, однако ни один из них не смог явиться из-за болезни. Вместо экспертов была допрошена соратница Рамили Саитовой — активистка Альфия Узянбаева.
Свидетель заявила, что может охарактеризовать Рамилю Саитову «только с положительной стороны» как защитницу экологии и одну из ярких общественных деятелей. Госпожа Узянбаева затруднилась уточнить, когда и при каких обстоятельствах познакомилась с подсудимой, а на вопрос прокурора о том, снималась ли она вместе с Рамилей Саитовой в видеороликах ответила «возможно».
По словам Альфии Узянбаевой, с подсудимой они встречались только на мероприятиях, а после ареста Рамили Саитовой с госпожой Узянбаевой неоднократно пытались связываться «сибайские эшники» (сотрудники отдела полиции по борьбе с экстремизмом.— “Ъ”). Она не ответила на вопрос адвоката Эльвиры Шамсутдиновой о том, чувствовала ли реальную угрозу, но заявила, что «не хотела бы встречаться с силовиками».
В завершении Альфия Узянбаева отметила, что Рамиля Саитова «привлекает своей нравственностью», а в ее материалах «есть моменты борьбы с коррупцией». В доказательство этого свидетель принесла один из старых номеров уфимской газеты «Бонус» (ныне — «Пруфы»), которую хотела передать судье. «Все ее материалы имеют информационный характер, это своего рода СМИ. Чем дольше она в СИЗО, тем больше поддержка, люди молятся за нее и за то, чтобы она вышла»,— добавила свидетель.
У Рамили Саитовой вопросов к свидетелю не было, она только поблагодарила ее за то, что госпожа Узянбаева пришла.
Следующее судебное заседание назначено на 29 сентября. На нем суд планирует по видеосвязи допросить одного из пензенских экспертов.