Афинская школа что это
Афинская школа: особенности, история и интересные факты
Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа» в ярких художественных образах изображает одно из замечательных явлений античной истории. Возникшая в Древних Афинах в классический период, эта школа стала эталоном учреждения по воспитанию свободного гармонично развитого человека.
Образование в Древних Афинах: особенности
Еще одним принципом образования в Афинах была агонистика. То есть использовался дух соревновательности, основанный на личном превосходстве.
Типы школ в древних Афинах
Среди основных типов афинских школ можно выделить:
Описание афинской школы
В образовательных школах мальчиков обучали грамоте и счету. Учиться здесь могли подростки любых сословий, как городские, так и сельские.
В ходе воспитательно-образовательного процесса учитель мог не только применять поощрительные методы, например, раньше дать писать на папирусе, но и наказания. Для этого у него в руках всегда была плетка из бычьих хвостов.
В обычных школах с самого начала обучения вводились занятия гимнастикой, ведь без физической красоты и здоровья невозможно воспитать гармонично развитого человека.
Как говорит история
В афинских школах и гимназиях делался упор на внешнюю форму. Для более серьезных занятий спортом служили палестры. Их мальчики могли посещать с двенадцати лет. В палестре они занимались гимнастикой, в которую тогда были включены бег, борьба, прыжки и метание копья и диска.
Главным идеалом спортивной фигуры служили выставленные в портиках палестры скульптуры знаменитых греческих мастеров: Мирона «Дискобол» и Поликлета «Диадумен» и «Дорифор».
Интересно, что в палестрах еще обучали началам красноречия и пению песен, которые позже молодые афиняне пели на пирах. Также ученые мужи с ними вели беседы о политике и нравственности.
Обучение в гимнасиях
Гимнасии служили для продолжения образования, и занимались в них взрослые граждане Афин. Здесь были представлены возможности как для духовного, так и спортивного развития человека.
Обычно гимнасии строились за городом среди красивой природы. В них были площадки для занятия гимнастикой, бассейны и бани, а также помещения для отдыха и ведения длительных интеллектуальных бесед и споров.
Здесь можно было поприсутствовать на выступлениях известных ученых того времени, а также поучиться красноречию и риторике, умению грамотно вести споры и отстаивать свое мнение.
Роль педагогов в афинском образовании
В афинском обществе в семьях знатных граждан было принято, что мальчики до семи лет только играли в подвижные игры, но потом для них подбирали педагога для сопровождения и воспитания. Само слово «педагог» в переводе с греческого дословно означает «сопровождающий ребенка». Обычно на эту должность брали старого, подчас увечного раба, который иногда даже плохо слышал и почти не говорил на греческом языке.
Педагоги отвечали за ежедневное посещение ребенком школы: сопровождали до нее и обратно, несли школьные принадлежности и музыкальные инструменты, на которых должен был уметь играть любой афинянин. Чаще всего это была флейта.
Дома в обязанности педагога входило обучение мальчика этикету и хорошим манерам. Также педагог должен был наказывать воспитанника розгами за невыполнение требований и провинности.
История Академии Платона
История афинской школы связана с философским течением соратников и последователей греческого мыслителя Платона, стоявшего у его основания. Представители течения с 4 в. до н. э. собирались в стенах Афинской Академии, основанной также Платоном.
Академия имела четыре возобновления. При Спевсиппе, племяннике Платона, в Академии стали обучать на платной основе и готовили преимущественно ораторов и государственных деятелей. Здесь была распространена платонико-пифагорийская философия. А сама Академия стала духовным центром для аристократов и образованных афинян. К обучению в Академии стремились даже женщины.
Аркесилай же повернул вектор Академии в другом направлении: он придерживался теории полного воздержания от суждений, выяснял точку зрения своих слушателей и вел с ними активную беседу. Во главу угла ставился разум ученика, а не авторитет учителя. Выступал против догматизма. Преемниками Аркесилая в качестве главы Академии стали Лакид и Карнеад. Последний отрицал чувственное и инстинктивное восприятие мира и попытку его познания через них.
Попытку возрождения Академии в духе Платона совершил Антиох Асколонский.
Знаменитое творение Рафаэля
Афинская школа
О работе:
Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.
«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н.э. Рафаэлю было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой рощи. Но, тем не менее, он изображает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, подобное строение казалось Рафаэлю более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем природный пейзаж.
При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображённые над ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображённого здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.
Всего на фреске представлено свыше 50 фигур. Многие из них не поддаются атрибуции, на счёт других нет единой точки зрения.
Статуя Аполлона
В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применён контраст, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплотив в себе мужскую красоту и разум, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках.
В противоположном нефе в стенной ниши стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений.
Платон и Аристотель
Автопортрет с древними греками
На фреске Рафаэль написал самого себя, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу. Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром вселенной.
Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, скорее всего Гиппарх, древнегреческий астроном. По другим версиям фигура принадлежит персидскому пророку Зороастру.
Евклид и ученики
Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.
Киник Диоген
Математика и музыка
В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчёта гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате«Тимей», с которым он и изображён на фреске.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
История одного шедевра:Афинская школа Рафаэля Санти
Афинская школа (итал. Scuola di Atene) — фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.
1. Зенон Китийский или Зенон Элейский
2. Эпикур
3. Фредерико II, герцог Мантуи
4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский
5. Аверроэс
6. Пифагор
7. Алкивиад или Александр Македонский
8. Антисфен или Ксенофонт
9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты)
10. Эсхин или Ксенофонт
11. Парменид
12. Сократ
13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело)
14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.
15. Аристотель, держащий Никомахову этику
16. Диоген
17. Плотин
18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте)
19. Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра
20. Клавдий Птолемей
21. Протоген
R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)
Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян – здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, насчет некоторых нет единой точки зрения).
Зенон Китийский или Зенон Элейский
Эпикур
Аверроэс и Пифагор
Пифагор
Алкивиад или Александр Македонский и Антисфен или Ксенофонт
Франческо Мария I делла Ровере или возлюбленная Рафаэля в образе Гипатии и Парменид
Парменид
Эсхин и Сократ
Микеланджело в образе Гераклита Эфесского
Леонардо да Винчи в образе Платона
Аристотель
Диоген
Донато Браманте в образе Евклида или Архимеда
Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино или Тимотео Вити в образе Протогена
В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.
В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.
Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания.
Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.
Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.
В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).
Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.
Описание фрески Рафаэля Санти «Афинская школа»
Фреску “Афинская школа” написал итальянский художник Рафаэль Санти в 1511 году.
Большое полотно о великих людях
Это произведение – одна из четырех величайших работ эпохи Ренессанса для парадных залов дворца Ватикана. Здесь изображены своды, уходящие в бесконечность, а у их основания — свыше 50 фигур.
Прообразом такого прекрасного, монументального строения стала Академия, учрежденная великим мыслителем Платоном. Творение Рафаэля впечатляет размерами, ведь все персонажи изображены в натуральную величину, а само произведение в высоту составляет четыре человеческих роста.
Эта фреска – олицетворение философской мысли и разума человеческого общества. Изображенные на ней персонажи — признанные философы и люди науки самых разных эпох: Архимед, Эпикур, Сократ, Платон, Пифагор, Аристотель и многие другие. Общаясь со своими учениками и последователями, они передают им саму суть философского мышления.
В центре фрески — величайший мудрец и мыслитель Платон со своим главным трактатом “Тимей”. Рядом с ним Рафаэль расположил еще одного древнегреческого философа — Аристотеля, который держит в руках, по всей видимости, одно из своих сочинений “Этика Никомаха”.
А, например, в руках у Пифагора изображена книга с какими-то записями, напоминающими математические формулы. Архимед, как и положено ученому-инженеру, что-то чертит на табличке, показывая и рассказывая основы геометрии.
Конечно, при создании произведения Рафаэль не мог знать, как на самом деле выглядят все написанные им фигуры, поэтому многие из образов художник просто додумывал. Но так или иначе, вся работа пронизана символизмом и реализмом одновременно.
Фреска выполнена в широкой палитре. Оттенки подобраны таким образом, что невероятно точно передают атмосферу античности. Они все обладают естественностью, натуральностью. Простых классических цветов (черный, белый, красный, синий) в чистом виде вроде и нет, но они настолько изящно субтонированы, что бежевые, красновато-бордовые, коричневые, синеватые оттенки производят только благоприятное визуальное впечатление. При этом каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. Потому что язык цвета — это тоже философия. По-другому у Рафаэля и быть не могло.
Афинская школа
Афинская школа — направление в философии Древней Греции объединяющее последователей Платона, начиная с IV в. до н.э. и дислоцирующиеся в основном в Академии, основанной все тем же Платоном, близ Афин.
В 380-х гг. до н.э. Платон основал свою знаменитую Академию близ Афин. В ней разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог). Представители этой школы были последователями непосредственно Платона; находились под влиянием пифагореизма и способствовали развитию математики и астрономии.
Среди членов Древней Академии известны:
Все эти философы и объеденены в так называемую Афинскую школу.
После того как Аркесилай в 266 г. до н.э. стал сколархом, в Академии начал доминировать скептицизм, острие которого направляется против стоицизма.
Вслед за «скептическим» платонизмом 2-й (266-155 гг. до н.э.) и 3-й Академии (155-87 гг. до н.э.) приходит «эклектический» платонизм, основателем которой является Антиох из Аскалона. В 87 г. до н.э. Академия была закрыта.
Отличительной особенностью 4-й Академии (I в. до н.э. — III в. н.э.) является синтез с аристотелизмом и стоицизмом. Этот платонизм лишь наследует традиции Академии, но развивается в разных центрах: Александрия, Афины, Рим. Его представителями были Апулей, Гален, Нумений, Плутарх, Филон Александрийский. В этике центральный пункт — это уподобление божеству, а в физике — различие Бога-творца и благого Бога, предвосхитившее философию гностицизма.
В 176 г. римский император Марк Аврелий восстанавливает академию в Афинах. Сколархом новой школы становится Аттик — ученик Кальвена Тавра.
Основателем неоплатонизма (начиная с III в.) является Плотин. Центром этого направления становится Египет, однако при Ямвлихе и Прокле неоплатонизм проникает и в Афинскую Академию. В 529 г. декретом императора Юстиниана Платоновская академия была закрыта. Сколарх последней афинской Академии Дамаский перебирается в Персию.
Афинская школа работы Рафаэля Санти. Фреска в Ватиканском дворце, 1509-1511 гг. Размер 700х500 см. На фреске изображены представители Афинской школы, включая Платона, Аристотеля, Диогена, Плотина Евклида (Архимеда), Пифагора и др.