актер игравший инженера гарина
Как Абдулов снимал «Гиперболоид инженера Гарина»: судьба незавершённого фильма
Александр Абдулов много лет мечтал снять фильм по фантастическому роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». В июле 2007-го артист наконец смог взяться за работу. Однако завершить картину, увы, оказалось не суждено — прямо со съёмок Александра Гавриловича увезли в севастопольский медцентр.
В СССР предпринималось несколько попыток экранизации книги Толстого. Первая (с Евгением Евстигнеевым в роли Гарина) была прохладно принята зрителями. Вторую (с Гариным-Олегом Борисовым) подвергли серьёзной критике в прессе. И, наверное, было за что…
Какую историю хотел сделать Абдулов?
Актёр собирался учесть ошибки предшественников и снять захватывающий фильм, в котором были бы и экшн, и научная фантастика со сецэффектами — взрывами, погонями и сложными каскадёрскими трюками.
Александр планировал стать режиссёром экранизации, исполнителем роли Гарина, а также продюсером проекта. В течение почти 10 лет артист договаривался со спонсорами, готовыми поддержать съёмки рублём.
Интересно, что Абдулов рассматривал вариант с «переименованием» главного героя в «Горина».
Чего ещё хотел «добавить» в картину Александр Абдулов
Гарин Олега Борисова
Актёр-режиссёр планировал осовременить сюжет книги, добавить в фильм реалий XXI-го века. В истории могли появиться и участие одной из героинь в музыкальном конкурсе «Евровидение», и депутаты Госдумы.
Конечно, не факт, что всё это пошло бы на пользу фильму — у Абдулова уже был не очень удачный опыт «осовременивания» «Бременских музыкантов».
Кто должен был сыграть в фильме?
Приглашение Александра Гавриловича сыграть в фильме приняли многие известные актёры. В их числе — Леонид Броневой, Сергей Никоненко, Георгий Мартиросян и артист Ленкома Сергей Степанченко (последний должен был появиться в образе Шельги — человека, который всё время гоняется за Гариным, но не может его поймать).
Сергей Степанченко
Также в картину была приглашена Мила Йолович.
Уже участвовал в съёмках и известный боксёр Константин Дзю. Он играл в фильме спортсмена с фантастическими способностями. Например, вместо зажигалки персонаж должен был использовать. дымящийся палец на руке.
Что успел снять Абдулов?
Александр Гаврилович и его команда успели снять серию эпизодов в Астрахани. Там было создано несколько масштабных сцен, для которых местные военные предоставили артисту боевые вертолёты и самолёт.
Работать над фильмом-мечтой Абдулову мешали странные боли в спине. Из-за них артист часто был раздражительным и иногда срывался на актёров. К докторам актёр при этом обращаться не спешил — в интервью он заявлял, что «если сейчас не снимет эту картину, то не снимет её никогда».
Какова судьба проекта
После ухода Александра Абдулова появились разговоры о том, что фильм об инженере Гарине продолжит снимать его друг Леонид Ярмольник, который выступал сопродюсером картины.
Рассматривались два варианта — завершение съёмок с другим исполнителем главной роли или же использование готового материала (сцен с Абдуловым-Гариным было готово уже немало). Однако, как сообщала пресса, Ярмольник выступил против этого. Он заявил, что «снять фильм так, как его видел Саша, не сможет уже никто».
Пока решено ничего не предпринимать. Хотя отснята примерно четверть материала.
Советский актёр, исполнивший заглавную роль в фильме «Гиперболоид инженера Гарина» (10 букв)
Е В С Т И Г Н Е Е В
Другие варианты определений к слову :
1. Артист, сыгравший профессоров Преображенского и Плейшнера.
4. Российский актёр, исполнивший роль Калачева в фильме «Зигзаг удачи».
5. Российский актёр, исполнивший роль режиссёра в фильме «Берегись автомобиля».
6. Исполнитель роли товарища Дынина в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён».
8. Российский актёр, исполнивший роль профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце».
9. Российский актёр, исполнивший роль генерала Николая Оттовича фон Эссена в фильме «Моонзунд».
10. Советский актёр, исполнивший роль Петра Ручникова в фильме «Место встречи изменить нельзя».
11. Сыгранный им персонаж излагал: «И естественно, что актёр, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением!».
12. Советский актёр, исполнивший роль Николая Ивановича в фильме «Девять дней одного года».
13. В «Современнике» он одинаково блистательно играл и Александра II в «Народовольцах», и Луначарского в «Большевиках».
14. Советский актёр, исполнивший роль хромого итальянца в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России».
15. Российский актёр, исполнивший роль Николая в фильме «По семейным обстоятельствам».
16. Российский актёр, исполнивший роль Корзухина в фильме «Бег».
17. Российский актёр, исполнивший роль Никиты в фильме «Демидовы».
18. Российский актёр, исполнивший роль дяди в фильме «Любимая женщина механика Гаврилина».
19. Российский актёр, исполнивший роль Павла Павловича Горяева в фильме «Повесть о неизвестном актёре».
20. Российский актёр, исполнивший роль батюшки в фильме «Чёрная курица, или Подземные жители».
Инженер Гарин
История персонажа
История создания
Алексей Толстой закончил работу над фантастической книгой «Гиперболоид инженера Гарина» в 1927 году. Идея романа пришла Толстому в голову после беседы со знакомым по фамилии Оленин. Тот рассказал писателю о разработках некоего инженера, погибшего в 1918 году. Этот инженер якобы построил агрегат, подобный описанному Толстым гиперболоиду.
Работая над романом, писатель привлекал экспертов, например, академика Петра Лазарева, знаменитого в то время физика. Толстой также ознакомился с передовыми на тот период теориями молекулярной физики. Заметки, сделанные во время подготовки к работе над романом, находят в записных книжках писателя еще за начало 20-ых годов ХХ века. Автор собирался написать роман из трех частей, первая должна была стать авантюрной, вторая — героической, а третья — утопической.
Книги Алексея Толстого
Первую часть романа опубликовали еще до того, как весь текст был закончен — в 1925 году в трех номерах журнала «Красная новь». Через год в этом же журнале вышла в печать и вторая часть романа. В феврале 1927 года Толстой опубликовал в «Красной нови» новый вариант концовки романа, которую озаглавил «Гарин-диктатор».
Толстой собирался опубликовать в журнале и третью часть романа о Гарине, но так и не написал. Писатель набросал план третьей части еще летом 1924 года. Предполагалось, что временем действия романа станет ближайшее будущее — 1930 год, фоном — начинающаяся Вторая мировая война, а закончиться все должно было европейской революцией.
Иллюстрация к книге Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»
Однако эта задумка так и не оказалась реализована. Сюжет романа, в итоге написанного Толстым, сильно отличается от первоначального плана. После завершения работы над текстом автор еще некоторое время продолжал редактировать роман. В 1934 году Толстой внес изменения в стилистику и выбросил из текста часть глав, а часть — сократил.
Еще через два года роман пришлось переработать под детскую аудиторию и выкинуть «взрослые» сцены. В 1937 году писатель опять переделывает текст и включает в роман новые главы, добавляет новый финал, «вычищает» из текста научные термины. Последние стилистические правки сделаны в 1939 году, и тогда же были восстановлены некоторые пропущенные места.
«Гиперболоид инженера Гарина»
По сюжету, Петр Гарин конструирует аппарат, который называет «гиперболоид», используя для этого наработки собственного учителя Николая Манцева. Сам Манцев был ученым-геологом и погиб во время экспедиции в тайгу. На материалах этой экспедиции Гарин и сумел построить теоретическую базу для авантюры, которую задумал.
Гарин находит партнера в лице Роллинга — американского миллиардера, влиятельного финансиста и промышленника. Используя гиперболоид, Гарин стирает с лица земли заводы, принадлежавшие немецким конкурентам Роллинга. Миллиардер предоставляет герою деньги, которые Гарин использует, чтобы захватить остров в Тихом океане. На этом острове герой принимается добывать золото. Мощность гиперболоида дает Гарину пробиться в недра Земли, которые до этого оставались недоступными. В результате герой получает доступ к неисчерпаемым залежам золота.
Петр Гарин (кадр из фильма)
Из-за делишек Гарина оказывается подорван золотой стандарт, и западный «капиталистический» мир погружается в глубочайший кризис. Воспользовавшись ситуацией, Гарин скупает в Соединенных Штатах крупнейшие промышленные предприятия и в конечном счете приобретает такое влияние, что становится диктатором.
Герой берет новое имя — Пьер Гарри, однако долго править Америкой Гарину не выпадает шанса. Агент советского государства Василий Шельга вместе с группой революционеров захватывает гиперболоид, на обладании которым держится власть Гарина. Вслед за этим происходит всеобщее восстание рабочих.
Экранизации
В 1965 году на киностудии имени Горького в Москве вышел научно-фантастический фильм «Гиперболоид инженера Гарина» по мотивам романа Алексея Толстого. Роль Гарина там исполнил актер Евгений Евстигнеев, а режиссером фильма стал Александр Гинцбург. Критик советского времени Всеволод Ревич назвал фильм «приключенческим боевиком с поверхностной философией». Другие критики делали упор на то, что черно-белый «Гарин» снят в эстетике американских фильмов «нуар» и необычен и интересен с визуальной точки зрения.
В 1973 году на киностудии «Ленфильм» вышел четырехсерийный мини-сериал «Крах инженера Гарина» с Олегом Борисовым в главной роли. Режиссер фильма — Леонид Квинихидзе. Создатели фильма отказались от масштабной фантастической антиутопии, созданной Толстым. Характеры персонажей фильма изображены «заземленными». Гарин из фанатика с фантастическими планами превращается в человека, который хочет только обогатиться. Зоя, любовница Гарина, из харизматичной авантюристки, которая действует с размахом, превращается в нервную дамочку.
Олег Борисов в роли инженера Гарина
В фильме много отступлений от сюжета романа. К примеру, персонаж Шефер в книге играет второстепенную роль. В фильме же этот человек показан агентом некой организации фашистов, который постоянно влияет на происходящие события. В то же время отношения главных героев переданы в фильме схематично.
Василий Шельга в романе — сотрудник уголовного розыска в Петрограде и советский агент, который занимается устройством пролетарских революций. В фильме же этот герой превратился в начинающего физика, который занят делом инженера Гарина из неких патриотических соображений и научного любопытства, а вовсе не по долгу службы.
Кадр из фильма «Крах инженера Гарина»
Также в экранизации отсутствуют глобальные события, описанные в романе, — мировой кризис, устроенный Гариным, противостояние главного героя и Василия Шельги, мировая революция и прочее. Сам гиперболоид в фильме также не похож на аппарат, описанный в романе.
Цитаты
«Наступил мучительный час: куда ехать «дальше», каким сатанинским смычком сыграть на усталых нервах что-нибудь веселенькое?»
«Торопливым любовникам, выскочившим на часок из кипящего Парижа, ослепленным огненными воплями Эйфелевой башни, было не до шелеста листьев, не до любви. Нынче — все на скорости, все на бензине. «Алло, малютка, в нашем распоряжении час двадцать минут! Нужно успеть в кино, скушать обед и полежать в кровати. Ничего не поделаешь, Ми-Ми, это — цивилизация».
«Второй закон Золотого острова гласит: никто не должен пытаться проникнуть в тайну конструкции гиперболоида. Всякий, прикоснувшийся хотя бы к верхнему кожуху гиперболоида, подлежит смертной казни».
«Вы все еще никак не можете выкарабкаться из-под обломков морали. Ах, Шельга, Шельга. Что это за полочки: на этой полочке — хорошее, на этой — плохое. Я понимаю, дегустатор: пробует, плюет, жует корочку, — это, говорит, вино хорошее, это плохое. Но ведь руководится он вкусом, пупырышками на языке. Это реальность. А где ваш дегустатор моральных марок? Какими пупырышками он это пробует?»
Угасшая звезда Нонны Терентьевой: Что стало причиной раннего ухода «русской Мэрилин Монро»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Нонна Терентьева (в девичестве – Новосядлова) мечтала об актерской карьере с самого детства – ее мать была актрисой и передала дочери свое увлечение театром и кино. Творческая биография Нонны началась рано и складывалась очень успешно: она начала сниматься в кино еще в студенческие годы. Слава пришла к ней после роли Екатерины Туркиной в экранизации рассказа Чехова «Ионыч» «В городе С.».
С этим фильмом она поехала в Канны на Международный кинофестиваль в 1966 г. И хотя эту картину там показали во внеконкурсной программе, молодая актриса произвела фурор – ее красотой и талантом восхищались зарубежные зрители, а западные режиссеры засыпали предложениями сниматься в кино. Но для советской актрисы этот путь был закрыт – киночиновники на все эти предложения отвечали отказом, мотивируя это тем, что Нонна слишком занята на съемках в СССР.
На самом деле это было не совсем так. После своего триумфа она действительно продолжала сниматься, но в 1970-х гг. ей доставались преимущественно роли второго плана и малозаметные эпизоды. Казалось, ее красота сыграла с ней злую шутку – ее называли женщиной из другой эпохи, похожей на красавиц Серебряного века, а с такой «несоветской» внешностью рассчитывать на главные роли не приходилось.
Самой известной ролью Нонны Теретьевой стала Зоя Монроз в фильме «Крах инженера Гарина». Впрочем, эту работу нельзя было назвать однозначной творческой победой актрисы: критики назвали эту киноверсию романа Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» неудачной, а игру актеров, сыгравших главные роли, – неубедительной. Так, В. Ревич писал, что в романе она была представлена « авантюристкой с размахом, глобального масштаба », в которой « есть какое-то зловещее очарование, напоминающее очарование «трехмушкетерской Миледи », а вот на экранах воплотить такой образ не удалось: « Авторы фильма выдают нам другую Зою – взбалмошную, слабонервную дамочку, которая чуть что принимается рыдать или молиться… Главная героиня романа превратилась в проходной, не оказывающий никакого влияния на сюжет персонаж, настолько необязательный, что опять-таки авторы не знают, что с ним делать, и убирают Зою из жизни и из фильма в начале четвёртой серии ». Следует отметить, что не все разделяли это мнение – например, кинокритик А. Федоров, напротив, считал, что « Зоя в «Крахе…» представлена менее схематично, чем в романе А. Толстого ».
Как бы то ни было, после этой роли за Нонной Терентьевой закрепилось ампула роковой красотки, циничной авантюристки, и многие зрители стали отождествлять актрису с ее героиней. На самом деле в реальной жизни у них было мало общего – «русская Мэрилин Монро», как называли Терентьеву на Западе, никогда не пользовалась своей красотой в корыстных целях. А режиссеры видели ее только в таком образе и предлагали однотипные роли («Бешеное золото», «Транссибирский экспресс», «Похождения графа Невзорова», «Дворянское гнездо», «Таланты и поклонники»).
В 1980-х гг. Нонна Терентьева и вовсе пропала с экранов. Но помимо актерского таланта, у нее были хорошие вокальные данные, и она ездила по стране с концертами, исполняя песни Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона. Кроме того, она писала сценарии и в последние годы жизни работала над либретто для своей рок-оперы. Но завершить его ей так и не удалось.
О том, что у Нонны Терентьевой диагностировали рак груди, никто не знал – она не рассказала об этом даже родным. Чтобы дочь не была свидетельницей ее мучений, она отправила ее за границу. Последние дни одна из самых красивых актрис провела в одиночестве, сознательно изолировав себя от внешнего мира. С ней оставалась только ее мать. Станислав Садальский рассказывал: « Актриса Нонна Терентьева умирала страшно и мучительно. О ее смерти так бы никто и не узнал, если бы не актер Андрей Вертоградов, позвонивший ей абсолютно случайно за две недели до смерти. Андрей пытался связаться с Союзом кинематографистов России. Ответ – полное безразличие. От отчаяния Андрей связался с хосписом – американской больницей, где помогают умирающим раковым больным. Представительница этой больницы Нэнси Генуэй оказала ей помощь. Из Института Бурденко приходила каждый день русская женщина Татьяна Петровна, которая безвозмездно ставила капельницы, чтобы как-то облегчить страдания… Но болезнь все-таки забрала ее окончательно ».
Она угасла всего за месяц. Для многих знакомых ее преждевременный уход стал шоком – почти никто не знал о ее болезни, к тому же актриса великолепно выглядела. Ей было на тот момент 54 года, но ей можно было дать не больше 40. Ее однокурсник, известный актер Евгений Стеблов на похоронах не мог поверить в то, что произошло. Он вспоминал: « Нонна лежала, как будто спящая принцесса в хрустальном гробу. Казалось, сейчас подойдет принц, поцелует ее, и она оживет ». А дочь Нонны Терептьевой Ксения добавляла: « Наверное, ей суждено было умереть молодой, потому что она очень не хотела стареть… ».
Один из поклонников актрисы, с которым у нее когда-то был роман, – поэт и публицист Игорь Волгин – посвятил ей одной из своих стихотворений:
Идет девчонка по Москве,
идет и песню напевает.
И как синицу в рукаве,
в глазах хитриночку скрывает.
Как разноцветные шары,
над ней сияют светофоры.
И молодые маляры
с ней затевают разговоры.
Она следит из-под ресниц
за их кистями в синих каплях.
Она у белых продавщиц
берет мороженое в вафлях.
Она мелькает в проходных,
в зрачках
и в зелени акаций,
как героиня тех цветных,
забытых мной мультипликаций.
И мы, мужчины разных лет –
народ серьезный и бывалый,
мы улыбаемся ей вслед,
чуть-чуть растерянно, пожалуй.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Гиперболоид инженера Гарина 1965
Аннотация: Последние несколько лет по российскому телевидению можно увидеть лишь Гарина 1973 года выпуска ( «Крах инженера Гарина» ). Но насколько я знаю, в советское время более популярным был именно «Гиперболоид инженера Гарина», о котором сейчас многие забыли.
Как сейчас помню, что впервые «Гиперболоид инженера Гарина» я увидел в детстве. Действие было абстрагировано, а многие связи были нарушены за счет сокращения романа до формата полуторачасового хронометража фильма, что немного может сбить зрителя с толку. Тогда в моих воспоминаниях не осталось практически никаких основных линий, лишь размыто сохранился яркий луч и огромное количество убийств. Но при этом очень ярким отпечатком оказалась картинка с таинственным стилем.
Вот уже в более сознательном возрасте я решил пересмотреть «Гиперболоид инженера Гарина», который неоднократно доказал, что советское кино бывает очень разнообразным и широким. От того очень странно, что данный осколок советского фантастического нуара до сих пор не открыли для себя западные кинематографисты или критики и не поставили в список ретроспективы, получившей статус культового.
«Гиперболоид инженера Гарина» создает очень дымчатый черно-белый мир подвалов, лестниц, мостов, в котором главный герой – мошенник и злодей с самым опасным вооружением в мире, а основная героиня – циничная и солидная Зоя с волной перегидроленных волос. Полностью западный стиль загадок, неясности, недосказанности и саспенса в совокупности с отрицательными героями и их дурными поступками, выделяет «Гиперболоид инженера Гарина» из нашего кино того времени, заставляя игнорировать все недостатки.
Отдельного внимания заслуживает операторская работа. Основную атмосферу создал именно оператор и, вне всякого сомнения, именно это и делает ее такой необычной и нестандартной. Особенно для своего времени. Здесь все было подчинено операторским поискам, а так же амбициям.
Актерский состав очень внушительный. В особенности хочется выделить Евстигнеева, Сафонова, Кузнецова, Дружникова и Климову. Их персонажи беспринципные эгоисты, которые ищут наживу во всем. Дуэт Климова-Евстигнеев по-настоящему зловещий. Зоя – это одна из самых лучших ролей Климовой. Есть в ней то самое необходимое ледяное спокойствие. А так же необходимое самообладание.
Гарин в исполнении Евстигнеева очень хорош. Играет он своего персонажа с воодушевлением, интересом.
Но будет неправильным решением писать исключительно о плюсах фильма, поэтому отмечу несколько отрицательных моментов. Основная проблема заключается в том, что фильм обладает драматической слабиной и нечеткостью. Безусловно, такова была идея, которая претендовала не неясность и возможность поставить своего зрителя в тупик. Но, если во многих подобных картинах это удается и идет фильму на пользу, то «Гиперболоид инженера Гарина» заходит в тупик и в нем чувствуется недостаток режиссуры. Линии не могут сойтись в одно единое целое.
Но при всем этом, «Гиперболоид инженера Гарина» оставляет положительные ощущения от просмотра, поэтому некоторые огрехи можно и простить.