актеры эпизодов советского кино мужчины
10 замечательных советских актёров, которые с гордостью несли звание короля эпизода
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эраст Гарин
Он был настоящим мастером перевоплощения, снискавшим славу, прежде всего, как театральный актёр. Играя в кино небольшие роли, он умел ярко и точно отобразить характер своего героя, показывая зрителю его слабые и сильные стороны. Невозможно забыть Эраста Гарина в роли профессора Мальцева в «Джентльменах удачи» или в образе Короля из потрясающей сказки «Золушка». Если же пересмотреть всю фильмографию актёра, насчитывающую 40 ролей, то можно отметить практически каждую работу настоящего таланта. Впрочем, Эраст Гарин не только играл в театре и кино, он сам ставил спектакли, выступал в качестве режиссёра и сценариста в кино.
Борис Новиков
Его фильмография насчитывает более 150 работ, однако среди них нет ни одной главной роли. При этом каждое его появление на экране было незабываемым, будь то Митька Коршунов в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон», Исаак Либерзон в «Адъютанте его превосходительства» или же бандит Хрящ в детском фильме «На графских развалинах». Борис Новиков великолепно играл отрицательных персонажей и мог в течение нескольких минут на экране показать драму своего героя. Он много снимался для сатирического журнала «Фитиль», а ещё озвучивал мультфильмы. Это его голосом говорят почтальон Печкин в трилогии Простоквашино и Курочкин из «Васи Куролесова».
Сергей Филиппов
Этот замечательный актёр впервые появился на экранах в роли белофинна в фильме «За Советскую Родину» ещё в 1937 году. В его обширной фильмографии есть множество прекрасных работ, он великолепно играл как главные, так и второстепенные роли. И в каждой можно отметить непревзойдённое мастерство великого таланта. Настоящим королём эпизода его сделали роли лектора Некадилова в «Карнавальной ночи», шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Впрочем, каждая работа Сергея Филиппова становилась настоящим событием, ибо он в каждом своём персонаже искал характер, а затем безошибочно воплощал его на экране.
Борислав Брондуков
Зиновий Гердт
Карьера в кино всенародного любимца началась довольно поздно: он впервые появился в эпизоде фильма «Человек с планеты земля» в 1958 году, когда Зиновию Гердту было уже 42 года. Но сам актёр считал, что его настоящий дебют состоялся ещё позже, в 1962 году, когда Зиновий Гердт снялся в «Семи няньках» у Ролана Быкова. Он никогда не играл чётко по сценарию, а наделял каждого своего персонажа придуманным им самим характером, привносил в образ своё восприятие и свой смысл. Удивительно, но главных ролей у Зямы, как его с любовью называли не только близкие люди, но и зрители, было очень немного. Однако каждая его работа становилась событием, а появление на экране – шедевром. Стоит вспомнить его Михал Михалыча в «Месте встречи изменить нельзя», человека в клетчатом пальто в «Вас вызывает Таймыр», могильщика из фильма «Трое в лодке, не считая собаки» или продавца попугаев в картине «О бедном гусаре замолвите слово», чтобы понять всю глубину необыкновенного таланта великого актёра.
Лев Перфилов
Актёр сыграл очень много ролей в кино, мастерски воплощая на экране образы отрицательные, над которыми было интересно работать самому Льву Перфилову. При этом актёра сравнивали со сверкающим алмазом, который прекрасен с любой стороны. Многогранный талант Льва Перфилова был востребован, а зрители полюбили его героев из «Капитана Немо» и «Места встречи изменить нельзя», «Старой крепости» и фильма «Циклон начинается ночью». Впрочем, в фильмографии Льва Перфилова более 120 работ, каждую из которых можно назвать значимой.
Николай Парфёнов
В послужном списке этого удивительного актёра многолетняя работа на театральной сцене, съёмки в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш», а ещё больше 130 сыгранных ролей в кино. Николай Парфёнов учился не только у своих коллег по сцене. Но и у простых людей, с которыми он встречался каждый день. Он отмечал характерные черты, запоминал и затем блестяще отображал их в своих персонажах. Начальник поезда в «Чародеях» и Трофимов в фильме «Не ходите, девки, замуж», начальник горкомхоза в картине «Семь стариков и одна девушка» и ещё множество запоминающихся, ярких ролей сделали Николая Парфёнова поистине всенародным любимцем.
Готлиб Ронинсон
Его талант комика открыл, по сути, Эльдар Рязанов. Хотя Готлиб Ронинсон сыграл в театре немало ярких характерных ролей, настоящим триумфом актёра стало появление его на экранах. Его потрясающие работы в фильмах Рязанова «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ирония судьбы, или С легким паром» заставили обратить внимание на актёра не только зрителей, но и других режиссёров.
Николай Прокопович
С самого начала своей кинокарьеры успешный театральный актёр продемонстрировал зрителям невероятную лёгкость передачи образов своих героев. Он блестяще сыграл Гиммлера в фильме «Семнадцать мгновений весны», Мымрикова в картине «Неисправимый лгун» и еще много самых разных героев. В его фильмографии более 50 самых разных ролей, заставляющих зрителей восхищаться великим талантом Николая Прокоповича.
Роман Филиппов
Трудно перечислить все роли Романа Филиппова в театре и кино, однако его было невозможно не запомнить. Он мастерски перевоплощался в течение нескольких минут из грубияна и задиры в добродушного «своего парня» в «Бриллиантовой руке», а из авторитетного рецидивиста в испуганного заключённого в «Джентльменах удачи». Впрочем, в каждой своей роли Сергей Филиппов был действительно неподражаем.
Этих актрис называли королевами эпизода – появляясь на экранах всего на несколько минут, они иногда затмевали главных героинь и тут же запоминались зрителям. Но почти все они чувствовали себя несчастными из-за того, что режиссеры не давали им возможности реализовать свой творческий потенциал в полной мере. И нередко это приводило к трагедиям.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Короли эпизода советского кино (21 фото)
Лев Перфилов
Лев Перфилов родился 13 февраля 1933 года в городе Коломна Московской области. Школьные годы мальчика прошли в огне Великой Отечественной войны. Но большая мечта стать артистом, выйти на сцену, окрыляла юношу и помогала пережить все тяготы этой нелегкой жизни. Окончив знаменитую «Щуку» в 1956 году, Лев Перфилов стал актером в киевском театре.
Лев Перфилов один из самых интересных актеров второго плана отечественного кинематографа. Он обладал необычным хрипловатым тембром голоса.
С первой же роли в кино он зарекомендовал себя актером темпераментным, ярким. Его Франц Клавичек в дебютной героико-романтической драме «Павел Корчагин» Александра Алова и Владимира Наумова привлек искренностью, свежестью образа.
Новой же ступенью в творческой биографии артиста стали съемки у режиссера Ады Неретниецы в героико-приключенческой киноленте о Великой Отечественной войне «Циклон начнется ночью». После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста Вольдемара, все газеты дружно отмечали: «Наконец-то появился актер, так убедительно играющий мерзавцев». Артист блестяще создал «маленький» образ, который не затерся, а наоборот был ярким пятном на фоне главных героев, сыгранных именитыми актерами: Анатолием Ромашиным, Петром Гориным и Велтой Лине.
Потом в киношную копилку Льва Перфилова посыпалось несчетное количество воров, убийц, алкашей, шпионов, пиратов и прочей «всякой нечести». Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Перфилов был искренне рад, что так произошло, ибо считал эти роли куда интересней, нежели безликие рабочие, шахтеры и пахари.
Творческой же вершиной в кино Льва Перфилова явилась роль фотографа Гриши «шесть-на-девять» в сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», которая раскрыла новые грани дарования актера, принесла ему новый всплеск всенародной популярности. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать образ человека идейного, увлеченного, настоящего друга, не приемлющего фальши, обладающего обостренным чувством справедливости, открытого добру и правде. Вместе с тем, герой Перфилова не лишен обычных человеческих слабостей, он может запросто прихвастнуть перед друзьями.
Все это вкупе сделало образ перфиловского Гриши живым и полнокровным. Перфилов сумел не затеряться рядом с такими незаурядными актерами, как Владимир Конкин, Владимир Высоцкий и Сергей Юрский.
К сожалению, подобных ролей Лев Перфилов больше не получал, постепенно он перешел на бухгалтеров и мелких чиновников. Но и эти образы оказались подвластны незаурядному таланту Перфилова.
Скончался актер 24 января 2000 года от тяжелой, продолжительной болезни.
Николай Парфенов
Родился 26 августа 1912 года в селе Сергеевы Горки Владимирской губернии.
Семья его была раскулачена; трудовой путь он начинал рабочим. Окончил театральную студию при театре Моссовета (1935). В 1935-1989 годах — актёр академического театра имени Моссовета. В кино Николай Парфёнов начал сниматься с 1946 года; свою первую роль, Горбунова, исполнил в фильме «Сын полка».
Учителями Николая Парфенова были не только корифеи сцены и экрана, но и обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы — он впитывал из жизни человеческие характеры. «Учебным заведением» для него стал Черемушкинский рынок, недалеко от которого он жил. Николай Иванович приходил туда постоянно, бродил по торговым рядам и наблюдал за людьми.
Актер стал любимцем киножурнала «Фитиль» и его бессменного главного редактора Сергея Михалкова. Как только в сценарии появлялся персонаж парфеновского профиля, ни о каком другом актере даже не думали. «Засветился» он и в другом киножурнале — «Ералаше», где сыграл в том числе — и Достоевского.
Николай Парфенов один из самых снимаемых актеров отечественного кино и настоящий король эпизода. На его счету более 130 ролей в кино. Он был типичным бытовым актером, но в своем ремесле он был непревзойдённым мастером.
Николай Парфенов сыграл на эстраде две тысячи концертов. Он объездил всю страну и даже был за рубежом. Он не пил, и не курил. Главными увлечениями Николая Парфенова всю жизнь были стихи и спорт. В молодости много занимался, хорошо играл в теннис. Увлекался рыбной ловлей и охотой. Сниматься Парфёнов прекратил, когда ему исполнилось 80 лет.
Николай Иванович был дважды женат. Юный, обаятельный, похожий на Есенина, студент Коля Парфенов женился на актрисе театра Ольге Васильевой. От этого брака у них родилась дочь Ирина. Но брак был недолгим и, как он сам говорил, не очень счастливым. После чего Николай Иванович стал сторониться женщин и ни с кем не хотел встречаться. Но друзья познакомили его однажды с работницей Моссовета, утонченной и изысканной Ларисой Алексеевной, с которой они и прожили вместе 47 лет. Общих детей у них не было, и Николай Иванович дарил свое внимание дочери Ирине и сыну Ларисы Алексеевны.
Кризис 1992 года сыграл злую шутку с финансовым благосостоянием Парфенова. Вклады обесценились. После смерти супруги, Ларисы Алексеевны, с которой Парфенов прожил 47 лет, он хотел попасть в пансионат для престарелых при Доме актера. Именно туда со временем переселились некоторые его коллеги и практически ровесники. Но взамен на проживание в пансионате требовалось отдать квартиру в пользу государства. Парфенов так и собирался сделать. Однако, выяснилось, что супруга втайне от мужа прописала в квартире на улице Гарибальди свою внучку. В результате Николаю Ивановичу отказали.
Родственники время от времени заглядывали к старику только лишь затем, чтобы вывезти что-нибудь из ценных вещей. Так исчез телевизор и практически вся мебель. Оставили Николаю Ивановичу только старый провалившийся диван, на котором он спал. Близкими людьми старого актера остались только дочь Ирина и сестра Антонина Ивановна. Только в Черемушкинском парке, где пожилой артист часто гулял, он часто слышал теплые слова от узнававших его прохожих.
Николай Иванович тихо и незаметно умер на руках у своей родной сестры Антонины на православное Рождество 7 января 1999 года на восемьдесят седьмом году жизни.
Смерть популярного артиста осталась незамеченной. Об этом не знали не только в Театре, но даже его соседи по дому. Хоронила актера родная сестра, жившая на пенсию.
Готлиб Ронинсон
Родился 12 февраля 1916 года в оккупированном немецкими войсками городе Вильно (ныне — Вильнюс, Литва).
После переезда семьи из Вильно в Москву, в начале 20-х, отец куда–то исчез от жены и сына, и мать воспитывала Гошу одна. Денег вечно не хватало, и Ронинсон рано пошел работать, не закончив даже десятилетку.
Лет в 15 юноша, параллельно с работой, поступил в детский хор Большого театра – педагоги надеялись, что в результате подростковой ломки голоса удастся получить прекрасного тенора. Но, как это часто случается, оперный голос «не сложился», но его оставили солистом миманса Большого театра СССР. Правда, и на этом поприще его карьера быстро завершилась — слишком уж яркими были бессловесные появления артиста в массовке и всегда вызывали смех.
Юный Готлиб был заядлым театралом, не пропускал ни одной столичной премьеры. Особенно часто он ходил во МХАТ, который был его любимым театром. Гоша знал поимённо не только всю труппу Художественного, но и выучил наизусть весь его репертуар. Там же он познакомился с Михаилом Булгаковым, который в ту пору писал для МХАТа свои пьесы.
Когда началась война, Готлиба Ронинсона не взяли на фронт по состоянию здоровья. Но мечта отдать жизнь театру не покидала Ронинсона и, вернувшись после эвакуации в Москву, он поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина.
По окончанию знаменитой «Щуки», молодого актера приняли в труппу Московского театра драмы и комедии на Таганке, где он и проработал всю жизнь. На великой сцене за свою театральную жизнь, актёр сыграл самые разные роли — мужские, женские, комические, трагические.
А когда пришел в театр новый режиссер Юрий Любимов, Готлиб Михайлович Ронинсон оказался одним из всего лишь трех актеров, которые числились в труппе до прихода Юрия Любимова и остались в ней при новом руководстве. Для Таганки началась новая эра: Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Игорь Кваша…
Разумеется, Готлиб Михайлович годился им в отцы, но и в этом обновленном блистательном театре он прижился, занял свою нишу. Коллеги его искренне любили. В первом спектакле новой Таганки, «Десять дней, которые потрясли мир», актер, вместе со всеми участвовал в массовке: выскакивал на улицу с гармошкой, не видя ничего в этом зазорного. Скорее наоборот, настоящему актеру достаточно сказать одно-два слова, чтобы его заметили. Это называется «эффект присутствия». Вот Готлиб Ронинсон всегда был заметен на сцене. Актер так же участвовал в таких знаменитых спектаклях, как: «Мастер и Маргарита», «А зори здесь тихие…».
Первая роль, можно сказать и незаметная, Готлиба Ронинсона в кино — это пират-турок в историко-биографической кинодилогии «Адмирал Ушаков» режиссера Михаила Ромма аж в 1953 году.
А вот потом, уже в конце пятидесятых Ронинсона впервые на сцене Таганки, еще до прихода Любимова, увидел сам Эльдар Рязанов. Театр в ту пору популярностью не пользовался, москвичи его не особо жаловали. Шла какая–то малозаметная бытовая комедия. Ронинсон играл лифтера-заику, которому врач посоветовал петь, чтобы избавиться от заикания – и поэтому на протяжении всего спектакля этот замечательный лифтер пел. А для драматического актера Готлиб Михайлович пел просто прекрасно, да и вообще умел держать зал. Вот и запомнил его Рязанов и решил приглашать актера в свои комедии.
Так с рязановского «Берегись автомобиля» – с знаменитой реплики начальника Юрия Деточкина: «А вы не знаете, так и молчите!» состоялся большой дебют актера в кино. Затем последовала роль мужа Лидии Сергеевны в «Зигзаге удачи». Потом величайший режиссер Эльдар Рязанов находил роли Ронинсону почти во всех своих комедиях: это и врач в «Стариках-разбойниках», и пассажир в аэропорту в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!», и, конечно же, Мамзон Марк Юрьевич в бессмертной комедии «О бедном гусаре замолвите слово».
Мастер гротеска, Ронинсон потрясающе владел мимикой, а его чуть заикающаяся речь придавала героям неповторимый шарм. Герои Готлиба Ронинсона всегда вызывали смех. Сам же актер был бесконечно предан искусству и так же бесконечно одинок. Семьи у него не было, а были только друзья. Готлиб Михайлович всегда попадал в смешные истории, он казался всем немного нелепым и чудаковатым, но коллеги ценили его доброту и желание всем помочь.
Работал Ронинсон до последнего дня, несмотря на то, что память начала его подводить и выходить на сцену становилось все трудней.
В последние годы Готлиб Михайлович много и часто болел. Он перенес несколько операций и каждый шаг давался ему с большим трудом. Умер актер в полном одиночестве 25 декабря 1991 года.
Сергей Филиппов
Родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, а мать портнихой. В школе Сергей Филиппов учился неважно, и в старших классах даже прослыл хулиганом. Один из его любимых предметов (таких было всего два — литература и химия) и подвёл его: как-то в отсутствие учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов. После такого эксперимента по всей школе распространился ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, а Сергея Филиппова исключили из школы.
После исключения из школы устроился учеником пекаря в частной пекарне. Но эта работа его интересовала мало, и в течение последующих месяцев он перепробовал несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. Занятия настолько увлекли Сергея, что через несколько недель он считался лучшим учеником и перед ним открывалось блестящее будущее в балете. В 1929 году по совету преподавателей Филиппов отправился в Москву, поступать в балетное училище при Большом театре.
Приехав в столицу, он узнал, что приёмные экзамены уже закончились, и по совету знающих людей отправился в Ленинград, в хореографическое училище. Но и на эти экзамены он опоздал и подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят. Преподаватели прочили одарённому студенту блестящее будущее и после окончания техникума, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета.
Карьера балетного танцора оказалась слишком короткой — во время очередного спектакля Филиппову стало плохо. Приехавшие врачи констатировали сердечный приступ и посоветовали уйти из балета. Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актёру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.
В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.
Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду. Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом.
Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!
После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.
В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.
Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.
Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.
В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность — он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев».
В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году жены он остался совсем один, без средств к существованию. Беспомощного старика навещали друг Константин и актриса Любовь Тищенко. Они убирали квартиру, кормили его.
За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, — вздыхал Филиппов. — Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину». Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года.
Евгений Моргунов вспоминал о похоронах Филиппова: «Он умер один в своей квартире, и долгое время об этом никто не знал. Соседи обратились на «Ленфильм», но киностудия отказалась финансировать похороны. И только Саша Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. А на могиле написали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».