актеры фильма 3096 дней
В Австрии сбежавшая от маньяка Наташа Кампуш купила дом своего садиста
История, напоминающая сценарий триллера, началась в пригороде австрийской столицы в далеком 1998 году, когда безработный Вольфганг Приклопил увез 10-летнюю школьницу Наташу Кампуш в своем фургоне. Поиски похитителя по горячим следам успехом не увенчались. Никто не верил, что девочка однажды вернется домой. Но в августе 2006 года 18-летняя Наташа сбежала от мужчины, удерживавшего ее в заточении 8 лет
12 лет назад ее история потрясла мир. Наташа сумела сбежать от маньяка, который долгие годы держал ее в подвале. И вот теперь она снова, уже по собственной воле, вернулась в дом ужасов.
Дом, в котором. Обычный для австрийской глубинки коттедж. Кованые ворота, много зелени вокруг. Здесь происходила ужасная история. Ее история. Она делает шаг в прошлое.
Август 2006 года. Полиция ведет к машине девушку. Ее лицо скрывают от прессы и от солнца. Восемь лет маньяк-педофил удерживал Наташу Кампуш в подвале дома. Она отвыкла от яркого света.
Тот самый подвал. Крохотная потайная комната. Кровать, полки и больше ничего. Девушка провела здесь три тысячи девяносто шесть дней. И ее не нашли. Она сама вырвалась.
Это «стокгольмский синдром», считают психологи, одно из проявлений. Заложник испытывает симпатию к похитителю. После освобождения Наташа Кампуш говорила, что иногда обнимала своего мучителя — ей нужен был кто-то рядом. Обмолвилась: Вольфганг Приклопил держал ее в заточении, зато она не начала курить. Он дарил ей подарки на Рождество и даже изредка водил гулять в город.
Австрийский журналист Кристоф Фоерштайн первым брал интервью у Наташи. Они поддерживают связь. Он снял про нее документальный фильм. Тогда и сейчас. Разобрался, что у нее в душе.
Забыть невозможно. Все десять лет Наташа пытается что-то сделать с пережитым. Она не замкнулась. Дала сотни интервью — все за деньги. Написала книгу — тираж разошелся в считанные дни. По книге сняли художественный фильм «3096 дней» (режиссер Шерри Хорман, Constantin Film, 2013 год). Кстати, в первые дни после освобождения у Наташи появился пиар-менеджер, как директор у эстрадной звезды.
Общество разделилась. Как можно зарабатывать на собственной трагедии?! С другой стороны: если весь этот ужас был в ее жизни — пусть хотя бы окупится. Тем более, австрийское правительство не выделило Наташе на реабилитацию ни единого евро.
Раз в месяц Наташа Кампуш приходит в свой дом, с призраками прошлого. Подвал, в котором ее запирал маньяк-педофил, залили бетоном. Ей осталось избавиться от него внутри себя.
Дом, полный призраков
Кампуш, написавшая о заточении уже две книги, не берется комментировать мотивы своего тюремщика, замечая, что она не психиатр. Зато рассказывает, чем руководствовалась, приобретая дом Приклопила. Она отчаянно не хотела, чтобы жилье маньяка оказалось в чужих руках и дом превратился в место паломничества для странных людей, в глубине души восхищающихся самим психопатом, или в страшный аттракцион для тех, кто хочет пощекотать нервы. Несмотря на то, что Наташе, по ее собственным словам, тяжело находиться внутри здания, она регулярно приезжает в Штрассгоф. Кампуш уверяет всех, что простила своего мучителя, чтобы освободиться от балласта прошлого, но все ее поступки говорят о том, что Приклопил все еще занимает одно из самых важных мест в ее жизни. Даже глобальную перестановку в доме девушка делать не стала. Разве что избавилась от темницы, в которой провела 8 лет жизни. И то не по собственной воле. Власти прислали официальное письмо о том, что в ее владениях была сделана несанкционированная перепланировка, и помещение, где прошло ее заточение, предстоит ликвидировать. Деньги и немного любви Наташу многие не любят за то, что она делает деньги на собственной трагедии. Источники ее дохода пересчитать несложно — эксклюзивные интервью (первое телеинтервью принесло ей 600 тысяч евро), две книги, снятый на основе реальных событий фильм. Но Кампуш, когда ее прямо спрашивают о том, каково это — монетизировать свою ужасную историю, всегда задает встречный вопрос: «Если не я, то кто же должен на ней разбогатеть?».
С личной жизнью у Наташи все не так радужно, несмотря на то, что дважды в неделю она ходит к психотерапевту. Сама девушка уверяет, что «способна на отношения», однако признает, что ей сложно знакомиться с новыми людьми. Что-то нам подсказывает, что реализовать эту свою способность она сможет только тогда, когда окончательно избавится от мрачных теней прошлого. Но можно ли это сделать, превратив дом монстра в место памяти?
3096 дней в руках маньяка: реальная история на киноэкране
КОНТЕКСТ
Восемь лет в руках маньяка: откровенная книга Наташи Кампуш
Новая жизнь Наташи Кампуш
Сбежавшую из плена австрийку преследуют журналисты и издатели
Сбежавшая из плена Наташа Кампуш отказывается от интервью
Художественный фильм «3096», рассказывающий историю Наташи Кампуш (Natascha Kampusch), которая была похищена десятилетней девочкой и провела в заточении у своего похитителя восемь с половиной лет, вызвал в Германии довольно противоречивые отклики. Кому-то фильм показался чересчур натуралистичным и не использующим в полной мере доступные кинематографу визуальные средства, чтобы достаточно глубоко раскрыть психологию жертвы и преступника. Другие сочли его адекватным именно в силу его сдержанного реализма. Так или иначе, фильм нельзя упрекнуть в эстетизации или эксплуатации реальной трагедии.
Режиссер Шерри Хорман (Sherry Horman), американка немецкого происхождения, инсценировала «крутой маршрут» Наташи Кампуш предельно тактично. В этом можно, конечно, усмотреть не только уважение к реальному человеку, чья история многолетнего мученичества перенесена на киноэкран, но и желание не распугать зрителей, выпуская фильм в кинопрокат. Фильм, как говорят его создатели, показывает все так, как было. На самом же деле, говорит Наташа Кампуш, все было, намного страшнее и жестче. Как бы там ни было, сама Наташа Кампуш, на основе книги и рассказов которой снят этот фильм, и которая была на съемочной площадке, одобрила конечный продукт.
Реальная Наташа Кампуш у плаката фильма «3096»
Вена. 1998 год. В возрасте 10 лет австрийскую девочку Наташу Кампуш похитил 34-летний безработный электротехник Вольфганг Приклопиль (Wolfgang Priklopil). Подкараулил по дороге в школу, сгреб в охапку и затолкал в белый пикап с затемненными стеклами. Девочка в этот день получила незаслуженный нагоняй от матери и ушла в школу одна, хлопнув дверью. История ее не самого благополучного раннего детства, при живущих раздельно отце и матери, которые не проявляли к ней избыточной любви, в фильме рассказана за пять минут. Но это только предыстория. И начинается фильм не в подвале, где в тесной подземной конуре площадью шесть квадратных метров очнулась похищенная девочка, и где провела последующие восемь с половиной лет.
Не поймите превратно. Фильм не упрекает свою трагическую героиню в безволии. Наоборот. Фильм показывает, как, вопреки всему, несмотря на отчаяние и безысходность, которые она пыталась прервать попытками самоубийства, Наташа Кампуш не сдавалась и крепла. Дожив до верного момента, они тихо ушла: «Было ясно… только один из нас выживет… И это оказалась, в конце концов, я… Не он».
Похититель, которого датский актер Туре Линдхардт играет как непроницаемого, нормального с виду, но жестокого бюргера, морит жертву голодом, избивает ее, добиваясь беспрекословного послушания, считает ее своим прекрасным творением, а себя чуть ли не богом. Когда девочка вырастает в подростка, он превращает ее в домохозяйку, разнорабочую и наложницу.
Наташу Кампуш играют в фильме две актрисы. 12-летняя Амелия Пиджен из Англии, для которой это первая роль в кино, и она с ней справилась блестяще, уступает место, когда фильм совершает прыжок на четыре года вперед, 29-летней Антонии Кэмпбелл-Хьюджес, тоже из Англии. Нельзя сказать, что она похожа на реальную Наташу Кампуш, но сравнения абсолютно излишни при виде ее истощенного тела, ее выразительных глаз, ее сдержанной манеры игры.
Немецкий продюсер Бернд Айхингер (Bernd Eichinger), который не успел завершить работу над сценарием, скоропостижно скончавшись в январе 2011 года, хотел инсценировать похищение Наташи Кампуш как камерную драму с двумя протагонистами. Трудно сказать, насколько лучше или хуже был бы этот не снятый фильм. «3096» в постановке Шерри Хорман – это морально устойчивая психологическая драма с рядом интенсивных моментов, без режиссерских погрешностей и скандальных подробностей.
Своего рода побочная сенсация фильма – тот факт, что оператором его был Михаэль Бальхаус (Michael Ballhaus), супруг Хорман, который ради нее и ради, возможно, Наташи Кампуш вернулся из своего заслуженного отдыха на съемочную площадку. Фильму это явно не повредило.
Шок! Актриса заморила себя голодом ради роли
Актриса не стала скрывать свою худобу и для красной дорожки выбрала полупрозрачное платье Alberta Ferretti из весенней коллекции 2013года, открывающее ее выпирающие кости. Антония сейчас снимается в фильме «3096», рассказывающем о судьбе похищенной австрийской девушки Наташи Кампуш, которая 8 лет провела в плену у педофила Вольфганга Приклопила. После побега Наташа весила всего 48 кг при росте 157 см, это всего на 3 кг больше, чем во время похищения в 1998 году, когда ей было 10 лет. Картина станет экранизацией автобиографии Кампуш под таким же названием, которое означает количество дней, проведенных в заточении до побега в 2006 году. Съемки начались в мае в Мюнхене и расскажут о жизни Наташи с 1998 по 2006 годы.
10-летняя Кампуш была похищена на улице по дороге в школу, другая девочка рассказала полиции, что Наташу силой заставили сесть в белый микроавтобус. Было обыскано более 700 автомобилей, включая машину похитителя Вольфганга Приклопила, однако найти школьницу не удалось. Полиция удовлетворилась объяснением, что микроавтобус используется для перевозки строительных материалов.
Марина Голубева фото: Bulls Press, AFP/LETA