актеры фильма ночь перед рождеством 1961 год
Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961)
Только на территории России:
«Вечера на хуторе близ Диканьки» — советский художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу.
Содержание
Сюжет
Экранизация повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» поставлена «мастером киносказки» Александром Роу. Разыгрывается сказочная история, произошедшая на хуторе близ Диканьки в ночь перед Рождеством, когда кузнец Вакула, оседлав чёрта, привёз своей любимой Оксане «черевички» царицы из самой столицы — Санкт-Петербурга.
В главных ролях
В эпизодах
Съёмочная группа
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961)» в других словарях:
Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вечера на хуторе близ Диканьки. Известно несколько экранизаций сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и фильмов, снятых по его мотивам: Вечера на хуторе близ Диканьки… … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм — Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961) У этого термина существуют и другие значения, см. Вечера на хуторе близ Диканьки (значения). Иное название этого понятия «Ночь перед Рождеством»; см. также другие значения. Вечера на хуторе близ… … Википедия
Вечера на хуторе близ Диканьки (значения) — Вечера на хуторе близ Диканьки: Вечера на хуторе близ Диканьки сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, вышедший в 1831 1832 годах. Вечера на хуторе близ Диканьки (фильм, 1961) экранизация повести «Ночь перед Рождеством» из… … Википедия
1961 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Мировое кино 1.2 Советское кино … Википедия
Хрустальный башмачок (фильм, 1960) — О американском фильме см. Хрустальный башмачок (фильм, 1955). Хрустальный башмачок Жанр фильм балет Режиссёр Александр Роу Ростислав Захаров … Википедия
Музыкальный фильм — Музыкальный фильм жанр киноискусства, особенность которого состоит в том, что актёры фильма не только участвуют в диалогах, но и исполняют песни, содержание которых дополняет сюжет. Множество музыкальных фильмов снимается на основе мюзиклов … Википедия
Ночь перед Рождеством (фильм, 1913) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ночь перед Рождеством (значения). Ночь перед Рождеством Жанр Комедия Фантастика Режиссёр … Википедия
Формат кинематографа — Формат кинематографа совокупность технических характеристик, заложенных в оборудование для производства и демонстрации кинофильма, определяющие тип применяемого носителя, соотношение сторон изображения на экране и его фотографическое… … Википедия
Демьяненко, Александр Сергеевич — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Демьяненко … Википедия
Хвыля, Александр — Александр Хвыля Имя при рождении: Александр Леопольдович Брессем Дата рождения: 15 июля 1905 Место рождения: Ека … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Как снимали фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Когда Александр Роу сообщил в Госкино о намерении снять свой одиннадцатый фильм по повести Гоголя «Ночь перед Рождеством», чиновники наотрез отказались запускать в производство картину с таким названием, усмотрев в нем религиозную пропаганду. Но Роу не намерен был отказываться от задуманного, и просто переименовал свою будущую ленту в «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Фильм Роу по праву считается одной из лучших экранизаций произведений Гоголя. Роу, как и во всех своих картинах, удачно сочетает игровые эпизоды с анимацией, комбинированными съемками и спецэффектами, которые порой были по-настоящему революционными для своего времени.
Благодаря этому «Вечера на хуторе близ Диканьки» до сих пор смотрятся вполне современно.
Успеху фильма во многом способствовал и великолепно подобранный исполнительский состав, в который вошли как начинающие артисты — дебютант Юрий Тавров и Людмила Мызникова, для которой роль Оксаны стала первой крупной киноработой, так и их именитые коллеги: ставшая звездой экрана после «Тихого Дона» и «Поднятой целины» Людмила Хитяева, мастера комедии Сергей Мартинсон и Георгий Милляр, а также замечательные актеры Анатолий Кубацкий, Вера Алтайская, Николай Яковченко, Ирина Мурзаева, Зоя Василькова и другие.
Людмила Мызникова вспоминала, как на кастинге совершенно неожиданно для себя она опередила своих конкуренток, и о том, как ей работалось: «Ко мне подбежал какой-то человек и закричал: «Вот моя Оксана!», я просто опешила. До меня перебрали около 5000 претенденток. С Юрием Тавровым (Вакулой) у нас дружба не сложилась. Мне казалось, что он чересчур замкнутый, и было тяжело играть к нему любовь. А вот плакалось в кадре легко — я скучала по дому, по маме, вспоминала киевский дом — и рыдала!».
Первоначально у создателей картины была мысль снимать натурные эпизоды в тех местах, о которых рассказывается в повести – в деревне Диканька, расположенной в Полтавской области Украины.
Но так как начало съемочного процесса было запланировано на март 1961 года, от этой идеи пришлось отказаться, и отправиться на север – на Кольский полуостров. Неподалеку от города Кировска Мурманской области, в поселке «13-й километр» в считанные дни мастера-декораторы соорудили настоящую малороссийскую деревню – хаты с плетнями и сараями и небольшую церквушку.
Кузнец Вакула (Юрий Тавров) — серьезный и основательный, но влюбленный до робости. Первая, дипломная, роль Юрия стала чинным, можно сказать, триумфальным шествием справного, воистину гоголевского парубка по экранам и сердцам миллионов.
Ведь и полвека спустя другого Вакулу как-то и представлять не желается. Равно как и прочих отождествленных с гоголевскими героями актеров из плеяды А. Роу.
Красавица Оксана (Людмила Мызникова) – кокетливая и веселая. Александр Артурович Роу увидел Мызникову, 19-летнюю студийку, в коридоре киевской киностудии (ее позвали представители «Беларусь-фильма» на пробы) и тут же пригласил на роль Оксаны в фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки». Между Роу и Людмилой на съемках сложились очень теплые отношения, режиссер по-отечески опекал молодую актрису.
Чуб, отец Оксаны (Александр Хвыля) — солидный и важный, настоящий почтенный отец. Солоха, мать Вакулы (Людмила Хитяева) – эффектная деревенская ведьма, любящая мужиков и горилку, на месте «доброй бабы» Солохи никого, кроме Людмилы Хитяевой, невозможно и представить.
И, конечно же, главный персонаж — черт в исполнении Георгия Милляра. Нос пятачком, хвостик крючком, ужасно обаятельный и проказливый. «Самый обыкновенный черт» — одна из лучших ролей Георгия Милляра.
Сьёмки происходили на Кольском полуостров в марте 1961 года. До этого в Мурманской области снимали другие северные регионы страны, снимали Сибирь, Дальний Восток.
Вчитаемся в дивные, почти поэтические строки классика: «Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.
Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».
Где найти похожую натуру? Роу обнаружил ее под Кировском. В поселке «13-й километр» за несколько дней возвели «настоящую» деревушку. Белые хаты и плетни тонули в сугробах пушистого снега, поодаль прогуливались, перешучиваясь меж собой, парубки и гарные дивчины, среди которых находились и участвовавшие в массовке кировские рабочие, студенты, самодеятельные артисты. Вот разве что дым не шел из труб, а в остальном — все было натурально.
И в повести, и в процессе создания кинокартины больше всех досталось черту. В него перевоплотился Георгий Милляр, к тому времени уже прочно известный всему населению страны как «народная Баба-яга Советского Союза».
По Гоголю его и бьют, и используют в качестве гужевого транспорта, и окунают в прорубь. Милляр был «любимчиком» Роу, его близким другом, и режиссер хотел, насколько возможно, пожалеть актера.
Сцену с прорубью планировали делать в павильоне, но Георгий Францевич запротестовал. Поэтому снимали вживую, на взаправдашнем заполярном водоеме. Выдержавшему несколько дублей в ледяной воде Милляру впору было присваивать звание «моржа». Кроме того, костюм черта ему поначалу сшили меховой, чтобы не простудился.
Но он стеснял движения, и Милляр попросил изготовить другой костюм — холодный, но легкий и обтягивающий. В нем и работал. И, как всегда в этом фильме — сложнейший грим. Снова гумоза, пластикаты. И при этом живое, подвижное лицо. За артистом водился еще один грешок — страсть к словесному хулиганству, за что он сам себя называл «Стариком Похабычем»
Например, актера Анатолия Кубацкого, игравшего Панаса в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», прозвал Поносом, он то декламировал фривольные стишки, то придумывал такие афоризмы, от которых юные костюмерши заливались краской.
В декабре 1961 года в большом зале Дворца культуры комбината «Апатит» состоялся общественный просмотр нового фильма. Кировчане стали первыми его зрителями. Оказывается, что спецэффекты и театрализованные премьерные показы созданы совсем не в нашем 21 веке.
Очевидцы рассказывают, что в далеком 1961 году на премьере «Вечеров на хуторе близ Диканьки» устроили такую чертовщину, что сегодняшним креативщикам и не снилось! По фойе Дома кино бегали настоящие черти и забрасывали зрителей настоящими бутафорскими снежками.
Картину представляли специально приехавшие на премьеру второй режиссер В. Д. Лосев и Чуб — он же Александр Хвыля. Отзывы о картине жителей горняцкого города, многие из которых к тому же увидели на экране себя, были восторженными.
Единственным, кто решился добавить ложку дегтя в бочку меда, стал врач В. Яновский, отметивший, что «на общем хорошем фоне фильма проскальзывают мелочи, которых могло и не быть.
Например, в мешках у кузнеца Вакулы хранился древесный уголь, но вылезший из одного из них казак Чуб оказался чистым, а Голова после пребывания в мешке стряхивает с себя что-то серое, удивительно похожее на пыль апатитового концентрата. А о черевичках можно сказать, что размеры и форма их все-таки не соответствуют сказочным — выглядят они слишком большими».
Но в целом лента была принята чрезвычайно тепло, о чем свидетельствует и отзыв газеты «Кировский рабочий», поместившей подборку материалов о картине под общим заголовком «Очень хороший фильм!».
С названием фильма у Роу возникли проблемы. В СССР даже само слово «Рождество» не только писалось с маленькой буквы, но и как бы не одобрялось для употребления.
Поэтому забавно, что именно в разгар хрущевской антирелигиозной кампании начала 60-х годов при экранизации «Ночи перед Рождеством» режиссёром-сказочником Александром Роу было выбрано общее заглавие ранних гоголевских повестей.
По всей видимости, постановщик был вынужден усилить в трактовке рождественской язвительной фантасмагории Гоголя, прежде всего, образы дьяка, сыгранного Сергеем Мартинсоном и явно эксцентрического чёрта в исполнении Георгия Милляра.
Теперь уже трудно сказать, что подверглось новой редакции в 1970 году, поскольку мы уже имеем дело с исправленной копией, которую, кстати, ныне любят показывать на телевидении именно на Рождество.
Но достаточно подробное воспроизведение в фильме давних рождественских ритуалов, включая обряд колядования и народного веселья, поданных с юмором, как раз удивляет, если принять во внимание, что в 1961 году показ сцен празднования всё-таки религиозного торжества, пусть и в национальном преломлении, вполне мог быть воспринят властями в качестве любования и прославления якобы отживших традиций.
Интересные факты о фильме Вечера на хуторе близ Диканьки
—В 1970 году лента подверглась частичной реставрации, в результате которой некоторые реплики персонажей были незначительно изменены.
—Актер Павел Загребельный дважды участвовал в экранизациях «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в 1961 году в картине Александра Роу он снялся в роли добродия, а в 1983 году у Юрия Ткаченко сыграл Пацюка.
— Съемка сцены встречи Вакулы с императрицей проходили в Эрмитаже. Администрация музея пустила киношников снимать только по ночам, на что они с радостью согласились, так как днем было много посетителей, которые мешали бы творческому процессу.
— Александр Роу – не первый, кто осуществил экранизацию гоголевской повести. В 1913 годуВладислав Старевич снял немой фильм «Ночь перед Рождеством», в 1944 году увидела свет киноверсия оперы П. И. Чайковского «Черевички», и в 1951 году был выпущен мультфильм «Ночь перед Рождеством».
— Алксандр Роу собирался снять в роли дьяка популярного в те годы артиста эстрады Юрия Тимошенко — знаменитого Тарапуньку. Но этой задумке не суждено было осуществиться.
Обрадованный претендент порекомендовал Роу на роль Оксаны свою будущую жену — певицу Юлию Пашковскую. Режиссер, ничего не подозревавший о романтических отношениях между Тимошенко и Пашковской, так и сделал, но когда обо всем узнал, то уволил обоих.
— Для съемки самого сложного в техническом плане эпизода – полета черта по небу – был приглашен акробат из цирка, который должен был сняться вместо Милляра.
Но в результате несчастного случая дублер получил травму, и 58-летнему Георгию Францевичу пришлось исполнять высотные трюки самому. Актер, несмотря на боязнь высоты, так вошел во вкус, что выделывал головокружительные пируэты в воздухе даже при выключенной камере. Кроме того, Милляр сам сыграл в сцене, когда его персонаж оказывался в проруби, при том, что во время съемок стоял тридцатиградусный мороз.
— В фильме звучат настоящие украинские рождественские колядки, а также отрывок из православного рождественского тропаря.
— «Вечера на хуторе близ Диканьки» — вторая экранизация Александра Роу произведений Гоголя. Впервые Роу обратился к творчеству классика русской литературы в 1952 году, сняв фильм «Майская ночь, или Утопленница».
— По воспоминаниям Людмилы Мызниковой, Георгий Милляр и Людмила Хитяева не только в кадре составляли великолепный дуэт, но и после окончания рабочего дня никому из съемочной группы не давали скучать, устраивая застолья и конкурсы на лучшее исполнение украинских народных песен.
В процессе изучения гоголевского текста, режиссер-постановщик спектакля «Ночь перед Рождеством» в Пермском ТЮЗе Владимир Гурфинкель обнаружил некоторые неточности, которые использовал Александр Роу.
«Когда Вакуле в руки попались черевички, он воскликнул: «Боже мой, да в таких черевичках, неужели вы ходите на лед ковзаться?» (скользить, значит)», — говорит Владимир Гурфинкель. — «Получается, если проанализировать текст Гоголя, то наша дорогая царица подарила ему коньки».
«Ночь перед Рождеством». Чёртова дюжина киновоплощений
Сколько обычный зритель знает переосмыслений этого произведения, которые можно посмотреть на киноэкране? Одно? Два? Кое-кто может назвать три, но вообще их. не менее десяти! А если к ним добавить ещё и театральные воплощения, то, наверное, чёртова дюжина точно наберётся, а то и больше. Давайте посчитаем вместе.
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Время написания и публикации «Вечеров. » — 1830-1832.
Для этой повести писатель выбрал очень интересную идею. Считается, что 12 дней, предшествующих Рождеству — это время, когда как бы растворяется граница между мирами («тем» и «этим» светом), поэтому эти дни хорошо подходят для разных гаданий. В дохристианские времена, т.е. до Рождества Христова, подобные верования относились к предновогодним дням, в трансформированном виде они сохранились и поныне. 31 декабря отмечается день Св.Сильвестра, который победил ветхозаветного змея, поэтому до сих пор поддерживается традиция в новогоднюю ночь отпугивать злых существ громкими криками, шумом, фейерверками.
В 1913 году вышла экранизация повести «Ночь перед Рождеством» (№4). Вот она:
Этот сорокаминутный фильм с замечательными актёрами, который не то что понять, досмотреть до конца в наши дни смогут не все. Тем не менее он вошёл в историю как самая первая экранизация вышеназванной повести Гоголя и как превосходная киноработа. Роль чёрта сыграл самый красивый, не побоюсь этого слова, актёр российского кино Иван Мозжухин.
Под №5 в нашем списке будет музыкальный фильм «Черевички», экранизация оперы Чайковского. Вот он:
Чёрно-белый фильм-опера создан в 1944 году «по повести Н.В.Гоголя», как написано в титрах. Премьера этого фильма состоялась в апреле 1945 г. Главные роли исполнили советские оперные певцы, а роль Чёрта сыграл актёр театра и кино Георгий Константинович Гумилевский.
И вот, наверное, №6 должен быть уже известен многим. В 1951 году появился советский рисованный мультипликационный фильм сестёр Валентины и Зинаиды Брумберг «Ночь перед Рождеством». Вот он:
Прекрасная киноработа, в которой как раз звучит музыка Н.Римского-Корсакова.
А №7 — это самый известный советскому зрителю художественный фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рождеством», который был снят режиссёром Александром Роу в 1961 году.
Премьера этого фильма состоялась 8 января 1962 года, а вот дальше. дальше я вам покажу один мультик, о котором мало кто знает.
№8. «Приключения кузнеца Вакулы» (1977).
№9. Художественно-документальный фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки». Или как его ещё называют, фильм-фантазия, где рассказ о реальной жизни Гоголя переплетается со сценами из его произведений. Вышел на студии телевизионных фильмов «Укртелефильм» в 1983 г. В роли рассказчика здесь выступает Олег Янковский.
№10. Интересная история приключилась в 1997 году: на студии «Анимафильм» Московского детского фонда при поддержке Госкино России был снят кукольный мультфильм «Ночь перед Рождеством» (режиссёр Екатерина Михайлова). Оценить его можно по фрагменту:
Полностью посмотреть можно здесь. От себя скажу, что очень классные актёры были привлечены к озвучанию! Только из-за этого можно познакомиться с данной работой.
В конце XX столетия, аккурат в 2000 году, появилась немного странноватая мультяшка от Маски-шоу «Новый год на хуторе близ Диканьки. От заката до рассвета» (это у нас будет №11). Выглядит она так:
Под №12 у нас будет числиться новогоднияя кинокомедия-мюзикл Константина Меладзе «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2001), с которой, я думаю, тоже многие знакомы.
И. аккурат под №13 можно поставить мультяшно-компьютерную чертовщину (свят-свят-свят!) от Квартала-95. Я здесь прямую ссылку давать на неё не буду, она легко находится по ключевым словам на том же youtube.
Ну вот, у нас и получился список из одной только «Ночи перед Рождеством» на любой вкус и цвет. Это если не считать ещё разных театральных постановок, о которых мы можем даже не догадываться, но. всё-таки об одном о-бал-ден-ном! спектакле, который был поставлен по мотивам этой же повести и который я смотрела из зрительного зала, я не могу не рассказать. Но это будет позже.
По моим данным, «Ночь перед Рождеством» занимает третью позицию в списке самых экранизируемых «сказочно-мифологических» произведений Н.В.Гоголя. О других экранизациях произведений писателя можно узнать из моего специального обзора «Я почитаюсь загадкою для всех. » Произведения Гоголя в кинематографе».
Заглавная иллюстрация: https://www.vse-skazki.com/ (активная ссылка на аудиокнигу).
А какую из постановок / экранизаций «Ночи перед Рождеством» вы смотрели / слушали и какая вам понравилась больше всего?