актеры фильма освобождение озерова
Настоящее прошлое: Киноэпопея «Освобождение» (17 фото + 1 видео)
Юрий Николаевич Озеров
Юрий Васильевич Бондарев
Оскар Курганов (Оскар Иеремеевич Эстеркин)
Боевые товарищи – фронтовые корреспонденты (слева направо): Оскар Курганов (газета «Правда»), Константин Симонов («Красная звезда»), Евгений Кригер и Павел Трошкин («Известия»). 1942 год
Игорь Михайлович Слабневич
Юлий Михайлович Кун
Из воспоминаний Юрия Озерова: «Незадолго до того, как я взялся за работу над «Освобождением», на Западе вышло несколько фильмов о войне, где была смазана или принижалась роль Советской Армии, советского народа в победе над фашизмом, где извращалась история. И мне как старому солдату было нестерпимо обидно видеть подобные ленты. Мне хотелось сделать фильм о нашей недавней истории, рассказать о том, как всё было на самом деле».
Первые серии фильма, вышли 9 мая 1970 года. Начинается фильм с «Курской битвы», сражения, которое переломило весь ход войны и с которого началось освобождение земли захваченной фашистскими агрессорами. По задумкам авторов, киноэпопея должна была называться «Освобождение Европы», а состоять из трех фильмов: «Европа-43», «Европа-44» и «Европа-45».
Режиссёр старался снимать исторические события, в тех местах, где они проходили на самом деле. Съёмочная группа приезжала в Курск, на место реальных событий первого фильма «Огненная дуга». Режиссёр выезжал на места танковых сражений в районы Понырей и Прохоровки, делал фотоснимки этих мест, разговаривал с очевидцами событий, местными жителями, с участниками Курской битвы. Это был 1968 год, прошло всего 25 лет, со дня Великого сражения, ещё свежи были воспоминания людей переживших страшную войну, человеческая память ещё не растеряла тех мелочей, из которых можно было сложить единое целое и настоящее. И всё же съёмку, на политой кровью курской земле не разрешили.
Съемки киноэпопеи «Освобождение». Режиссер фильма Юрий Озеров с участниками съемок. 18.04.1968 года. Фото К.Саввина /Фотохроника ТАСС/
Съёмку первого фильма «Огненная дуга», проводили под Киевом, в окрестностях города Переяслав-Хмельницкий. Для фильма, необходимо было много реквизита, особенно военной техники. К сожалению, после войны, не задумывались о том, чтобы сохранить для использования в кино достаточного количества экземпляров танков, самолётов и автомобилей военных лет. Что говорить о кино, если даже для истории их не хватает. Ведь в Курской области нет ни одного памятника – танка, истинного участника Курской битвы. Повсюду установлены Т-34 образца 1944 года.
Если говорить о немецкой технике, то кроме как нескольких музейных экспонатов, практически не осталось ничего. Поэтому, специально для фильма «Освобождение», на Львовском ремонтно-механическом заводе были заказаны 8 «Пантер» и 10 «Тигров» на базе советских Т-44. По словам фронтовиков, получилось похоже, но на самом деле «Тигр» был несколько больше в размерах. С «Пантерами», как то не заладилось, получилось нечто вообще не похожее на танк, а вот пять самоходок «Фердинанд», вышли вполне прилично.
Для съёмок на заднем плане, министерством обороны СССР, были выделены 100 единиц Т-62, которые раскрасили в цвета танков Вермахта. Для батальных сцен, наших Т-34, тоже требовалось больше, чем имелось в наличие, поэтому на задних планах применяли послевоенные Т-54, зрители-фронтовики, моментально определяли подделку.
Изготовленная на Львовском заводе копия немецкого «Тигра»
Настоящий «Тигр» на дороге под Курском.
«Пантера» получилась не удачно.
При съёмки фильма, возникало масса технических проблем, которые приходилось решать очень быстро, непосредственно на съёмочной площадке. Например, чтобы показать, как вспыхивает танк, после попадания в него снаряда, на части танков смонтировали газовые горелки, которые трубками соединили с баллоном, установленным внутри танка. Водитель танка получал, в нужный момент, по рации команду от режиссёра, открывал газ и с помощью искры «поджигал» свой танк.
Ничего не ускользало от глаз придирчивых фронтовиков, особенно бывших танкистов. Самое начало первого фильма, где трофейный Т-34, образца 1944 года (Т-34-85) пробивает насквозь броню Тигра, не соответствует действительности. Т-34 не пробивал лобовую броню Тигра даже с 200 метров. Собственно Т-34-85 и не участвовал в Курской битве, так как его производство начали лишь в 1944 году.
Не понравился фронтовикам эпизод, где загоревшиеся советский и немецкий танки, заезжают в реку, а сами танкисты вступают в рукопашную. По словам фронтовых танкистов, такое часто случалось, но и наши и немцы, не обращая друг на друга внимания, тушили технику и сами себя, а после разъезжались в разные стороны. Это психология танкиста, психология человека, который хотя бы один раз горел в танке.
Конечно, об этом знал Юрий Озеров, но в то время, когда снимался фильм, такое показывать было нельзя.
Георгий Константинович, как раз в то время закончил писать первую часть своих мемуаров о войне. Книга не понравилась руководству страны, особенно военному, так министр обороны Гречко, другие военные Епишев, Штеменко, Ворошилов обрушились с резкой критикой, как на книгу, так и на самого автора. Вызывает большие сомнения, что Г. К. Жуков мог написать неправду, изложить не так ход войны или приписать себе больше заслуг. Это теперь мы понимаем, чтобы они делали без Жукова, а такие, как бывший кавалерист Ворошилов, проваливал все задания и возложенные на него поручения высшего командования. Главным консультантом фильма, был назначен генерал армии С.М. Штеменко.
Начальник Генерального штаба генерал армии А.И. Антонов и начальник Оперативного управления генерал-полковник С.М. Штеменко. 1944 г.
Как известно, в киноэпопее «Освобождение», действует 51 реальный исторический персонаж. Безусловно, центральная роль в фильме – это роль Жукова, которого блестяще сыграл Михаил Ульянов. Не смотря ни на какую критику о чрезмерной роли полководца, по другому никогда и ни у кого не получится снять подобное кино о войне, исключив роль Жукова. Во многих других фильмах, Михаил Ульянов играл великого полководца. Будто большая киноэнциклопедия, собрание работ разных режиссёров и сценаристов, которые смотришь не отрываясь, по которым можно изучать историю Великой Отечественной войны.
Такие киношедевры, как «Освобождение», «Блокада» (1977 г.), «Битва за Москву» (1985 г.), «Война на западном направление» (1990 г.), «Контрудар» (1985 г.), «Сталинград» (1989 г.), «Победа» (1984 г.) и другие, где М. Ульянов сыграл Жукова, вошли в золотой фонд отечественного кино. Все эти фильмы, сделаны в стиле, который режиссёр-сценарист Ю. Озеров применил в «Освобождении».
Сочетание исторических сцен, с показом масштабных батальных сцен, которые максимально приближены к реальным событиям. В фильм вошли и документальные кадры, которые очень профессионально соединили с игровым кино, этот приём почти не заметен зрителю. Показанная через красный светофильтр, кульминация сражения, это как отражение того, «ада кромешного», через который прошли солдаты-фронтовики. Маршал Жуков, вспоминая Курскую битву, всегда говорил, что он больше никогда не видел такого, «это был ад кромешный», так выразился Жуков.
Вячеслав Стржельчик (справа) в роли генерала Антонова, Бухути Закариадзе (в центре) в роли Сталина и Михаил Ульянов (слева) в роли маршала Жукова в фильме Юрия Озерова «Освобождение».
Впервые, в фильме показали перешедшего на сторону фашистов, генерала Власова.
Показ Власова, был разрешён с условием, что его имя не будет упоминаться ни в фильме, ни в титрах. Собственно, определить, что это именно тот генерал Власов, можно было по портретному сходству, Юрий Озеров, вообще не был уверен, что эпизод с Власовым, не будет вообще вырезан.
Актер-фронтовик Юрий Померанцев в роли предателя генерала А. Власова
Грузинский актер Бухути Закариадзе был широко известен зрителю по культовому фильму 1966 года «Вертикаль». Юрий Озеров пригласил Бухути Александровича на роль Сталина. Как позже вспоминал артист, он не хотел играть роль своего великого земляка. Но «высокая инстанция» очень вежливо попросила Закариадзе об этом, и ему пришлось согласиться…
А Озерову и сценаристу Курганову та же «инстанция» посоветовала тщательно отработать все диалоги, в которых будет участвовать экранный Иосиф Виссарионович.
Бухути Александрович Закариадзе в роли И.В. Сталина
Еще сложнее было подобрать актера на роль Гитлера. Рассмотрели несколько десятков кандидатов, и в конце концов выбор пал на театрального актера из Германской Демократической Республики Фрица Дитца. Но тот оказался убежденным антифашистом, и его пришлось долго уговаривать.
После роли в киноэпопеи Фриц Диц так и считается лучшим исполнителем роли Гитлера, хотя очевидно, что семикратное появление на экране в этой роли в разных картинах вряд ли доставляло ему такое уж большое творческое удовлетворение.
Фриц Диц в роли А. Гитлера
«Освобождение» не только реконструирует события, крупнейшие баталии, показывает исторических деятелей. Кроме подлинных исторических персонажей, в фильме действуют герои, вызванные к жизни авторским воображением: капитан Цветаев (Н. Олялин), медсестра Зоя (Л. Голубкина), комбат Орлов (Б. Зайденберг), подполковник Лукин (В. Санаев), полковник Громов (В. Самойлов), сержант Дорожкин (В. Носик), ординарец Сашка (С. Никоненко), лейтенант Васильев (Ю. Каморный), лейтенант Ярцев (М. Ножкин), капитан Неустроев (В. Корнеев)… Это живые, подлинные характеры дали возможность показать войну с разных точек зрения — и глазами солдат, и глазами полководцев, сделать фильм не только событийным, но и психологическим.
Особенно запомнился зрителям капитан Цветаев. Режиссёр взял на эту важную роль молодого актёра Красноярского ТЮЗа Николая Олялина. Конечно, решающее значение сыграл типаж актёра, одного его появления на экране было достаточно, чтобы зритель сказал: да, это — русский солдат.
Строгий и решительный командир, прекрасный товарищ, беспощадный к врагам, Цветаев оставил в своём сердце место и для любви. Через всю войну пронёс он трогательную нежность к медсестре Зое (Л. Голубкина), с которой сражался рядом. Их любовь знает горечь разлук, радость коротких встреч, ежеминутную опасность смерти дорогого человека.
Герой Олялина лучше всего раскрывается в азарте боя на Курской дуге, в экстремальной ситуации, когда спасает немецких женщин и детей в затопленном берлинском метро и сам погибает.
Николай Владимирович Олялин в роли капитана Сергея Цветаева
И всё же «Освобождение», пожалуй, первый фильм, правдиво раскрывший основные моменты событий самой страшной войны на земле и показавший, что перед СССР, предстал очень серьёзный противник. Вполне соответствует и название киноэпопеи, показывающей на экране победный этап Второй мировой войны, истинное, реальное освобождение СССР и Европы от фашистов.
Четвёртый и пятый фильмы, вышли в 1971 году.
Четвёртый фильм, «Битва за Берлин», рассказывает о сражениях на подступах к Берлину и освобождении стран Европы.
Пятый, заключительный фильм «Последний штурм», пожалуй самый зрелищный и самый яркий, снимался непосредственно в Берлине, тогда столице ГДР. Съёмочной группе повезло тем, что в Берлине решили реконструировать старый район города, снести старые дома и на их месте возвести новые.
Отношение к эпопее было и осталось неоднозначным, как по части художественных достоинств, так и, в особенности, по исторической достоверности. Ветераны ворчали, вспоминая свой опыт и соотнося его с тем, что увидели на экране. Но сравнительно с более поздними фильмами сегодня киноэпопея «Освобождение» воспринимается как эталон. Признано, что эта киноэпопея — одно из лучших и самое масштабное произведение о Великой Отечественной, само уже ставшее частью нашей советской истории.
Культовый фильм Юрия Озерова «Освобождение» только что представили после полной цифровой реставрации
«Освобождение». Прошлое всегда настоящее
На этот раз речь идет не о «раскрашивании» ленты, хотя в киноэпопее, как известно, есть и черно-белые фрагменты. Мастера «Мосфильма» снова (они уже делали это в 2002 году) отреставрировали изображение (670 тысяч кадров) и звук (8 часов). Работы продолжались 8 месяцев, окончились лишь в этом апреле (когда сотрудники уже находились в режиме самоизоляции) и, по словам гендиректора киноконцерна Карена Шахназарова, целиком были оплачены за счет собственных средств «Мосфильма», без господдержки.
Братья Озеровы — Николай и Юрий. Каждый из них стал легендой в СССР.
Специалисты киностудии в ручном режиме устраняли все обнаруженные недостатки, свойственные для старых картин: многорядные царапины, искажение геометрии кадра, сколы, пятна.
— Пришлось работать с массой дефектов, — говорит Виктор Тамазин, главный инженер ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». — Например, эпизод освобождения узников концлагеря на железнодорожной станции («Битва за Берлин») был сильно поврежден коварным дефектом — это так называемые потертости. Никакие автоматические программные фильтры в этой ситуации не работают. В отличие от царапины, потертость не имеет ярко выраженных краев и зачастую не только размыта, но и в некоторой степени прозрачна. И здесь работа шла исключительно вручную. Можно говорить о том, что некоторые фрагменты фильма были воссозданы заново!
По мнению Карена Шахназарова, «Освобождение», снятое 50 лет назад, и сегодня смотрится очень современно.
— Картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств, — считает Карен Георгиевич. — Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал — уникальную. Батальные сцены — их масштаб, качество съемки — просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший еще из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось — не было компьютерной графики. Там все по-настоящему летает, стреляет, взрывается.
В главной роли — история
Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актеров на роли этих персонажей оказался непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что в большинстве своем герои и прототипы героев фильма были еще живы. Многие из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съемочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актером.
Танки, дивизии, берлинские развалины — все было настоящее.
На роль Сталина Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе — младшего брата Серго Захариадзе, того самого «отца солдата» из одноименного фильма.
Существует мнение, что впервые после XX съезда КПСС Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении», однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, еще до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965). Другое дело, что все эти картины были малоизвестны — как в свое время, так и сейчас.
Еще в процессе написания сценария Юрий Озеров твердо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что было вполне оправданно).
Однако он не учел обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Штеменко). Тем не менее Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съемок. Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Гречко, Алексея Епишева и Сергея Штеменко, которые отрицательно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне. На роль Жукова был приглашен Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актера; впоследствии он исполнял ее не один раз (в том числе в последующих фильмах Озерова о войне).
фото информационного центра «Мосфильм-Инфо».
В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал‑лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешен с условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съемках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Участник войны, Померанцев почти всю жизнь проработал в Алма‑Атинском русском драматическом театре. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр имени Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там на одном из спектаклей на актера обратил внимание ассистент режиссера Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съемку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актер торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдете себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошел в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съемкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссером из Алма‑Аты.
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съемок «Освобождения», в 1967 году, актер киностудии «ДЕФА» Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замерзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актеру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актера на съемки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.
«Освобождение»: в каждом кадре была война.
Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для съемки побривший голову наголо.
Популярный румынский актер Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.
Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
По материалам Википедии.
Михаил Ножкин: От холостого выстрела в Берлине вылетели стекла
Танки, дивизии, полки, берлинские развалины — все было настоящее. А как мы били холостыми! Громче, чем боевыми, — вспоминает Ножкин. — Мы начали снимать в Берлине в 1967 году — и Запад ошалел от страха. Несколько месяцев в Европе говорили: «Это русские под видом кино нагнали военной техники — будут брать Западный Берлин». Помню, бегу по улице — и тут залп. Холостой. А дело было на площади, метрах в трехстах от нас — офис. Грандиозный скандал! Оказалось, от ближайшей к месту выстрела стены внутри отлетела вся мебель, да еще и во всем квартале стекла в окнах вылетели. Полицейские бегут: «Скорее запретить съемки». Юрий Николаевич честит всех вокруг всякими русскими словами. А полковник, я помню, командир подразделения говорит: «Что, они опять шумят? Пусть спасибо скажут, что не боевыми. Когда мы брали Берлин, тут из каждого подвала фаусники (ракеты) нас долбили. Это ничего. А здесь холостыми. Кино снимают, вот стекла и вылетают».
Освобождение (фильм, 1968)
Освобождение (фильм, 1968)
«Освобождение» | |
Жанр | |
---|---|
«Освобождение» — художественный многосерийный фильм о Великой Отечественной войне, снятый режиссёром Юрием Озеровым по сценарию Юрия Бондарева и Оскара Курганова в период с 1969 по 1972 год.
Содержание
История создания
До постановки киноэпопеи «Освобождение» в советском кинематографе примерами монументальных кинопостановок были такие картины сталинских времен как: «Падение Берлина», «Третий удар», «Сталинградская битва». Режиссёром-постановщиком новой монументальной кинокартины был утверждён кинорежиссёр Юрий Озеров. Сценарий был поручен двум известным писателям — Оскару Курганову (он взялся за исторические сцены) и Юрию Бондареву, который должен был написать все «окопные» эпизоды с Цветаевым, Орловым, Лукиным и остальными героями. Здесь Бондарев использовал уже готовые свои произведения. И прежде всего, «Батальоны просят огня» (откуда и вышел Сашка — герой Сергея Никоненко). Впоследствии «Батальоны просят огня» (1985) были отдельно экранизированы на ТВ. После того, как обе части были готовы, все трое приступили к созданию единого сценария. Утверждался он тяжело, а в ходе съёмок претерпевал различные изменения. Непосредственное курирование работы съёмочной группы осуществлялось из ЦК КПСС. С самого начала Озерова предупредили, что о первых двух годах войны не может быть и речи. Картина должна сразу начинаться с Курской битвы.
Техника и реквизит
Идеологическая установка на создание эпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием нескольких европейских социалистических государств, львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были немалыми. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам, была жена Озерова Диляра). Мундир Сталина пошил сам автор настоящих сталинских мундиров. Немецкие мундиры также шили. Каски (для меньшего веса) изготовили из пластмассы на Мосфильме. Там же сделали и немецкие ордена. Все советское обмундирование сохранилось на складах. Так что с ним трудностей не было.
Зато проблема возникла с военным снаряжением. Особенно с немецким. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «тигров» и «фердинандов». Их пришлось заказать на Львовском металлургическом заводе, где были изготовлены 10 «тигров» и 8 «пантер». Министр обороны маршал Малиновский добавил ещё сотню отечественных машин, которые перекрасили под немецкие и сняли на заднем плане. Всего же в картине участвовали более 150 танков. Также были изготовлены и некоторые самолёты.
Съёмки проходили почти как настоящие сражения. Оборудовались штабы, прокладывалась связь, кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился режиссёр). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, и она была решена. Всего в съёмках принимали участие более 3000 солдат.
Актёрский состав
Подбор актёров на роли реальных исторических персонажей оказался тоже весьма непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что практически все прототипы героев фильма были ещё живы. Большинство из них занимали высокие посты и очень заинтересованно относились к тому, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие на того или иного актёра. Картину консультировали сотни специалистов и участников тех событий.
От немцев, например, выступал полковник фон Вицлебен, племянник фельдмаршала Эрвина фон Вицлебена — одного из участников «заговора генералов» 20 июля 1944 года. Всего же здесь действует 51 реальный персонаж. И для каждого подбирался портретный грим, искался соответствующий актёр. Делалось это очень тщательно — здравствующим прототипам было далеко не всё равно, как они выглядят на экране.
Иосиф Сталин
Впервые со времени XX съезда в советском кино перед зрителями предстал Сталин. На эту роль режиссёр пригласил Бухути Закариадзе. Надо сказать, что в сценарии никакого Сталина и не было. Все эти эпизоды Озеров снимал по ночам, на свой страх и риск. Но очень точно уловил все настроения в руководстве и обществе. И оказался прав. Появление генералиссимуса на экране вызвало бурный восторг у значительной части общества, особенно у ветеранов войны, которые на каждом просмотре картины приветствовали экранного вождя аплодисментами и вставали с мест.
Маршал Георгий Жуков
Ещё в процессе написания сценария Юрий Озеров твёрдо намеревался сделать Жукова главным консультантом картины (что, в общем, было вполне оправданно). Однако он не учёл обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал руководство страны. Причём не только военное, но и партийное. Жукова не утвердили консультантом (им стал предложенный маршалом Штеменко). Тем не менее, Георгий Константинович передал Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съёмок. Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Гречко, Епишева и Штеменко, которые нелицеприятно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения»,где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли маршала Жукова в войне. На роль Жукова был приглашён Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение маршала, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актёра. Он играл её и все последующие годы.
Генерал-лейтенант Андрей Власов
В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал-лейтенант Андрей Андреевич Власов. В то время даже упоминание этого имени было под запретом. Огромной удачей для режиссёра было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с Яковом Сталиным, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешён с тем условием, что имя его нигде упоминаться не будет. Не только в фильме, но и на съёмках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».
На роль Андрея Власова пригласили Юрия Померанцева. Померанцев, участник войны, почти всю жизнь проработал в Алма-Атинском русском драматическом театре им. М. Лермонтова. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там на одном из спектаклей на актёра обратил внимание один из ассистентов Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но легко гримировался под него. Съёмку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актёр торопился на спектакль, Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдёте себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошёл в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съёмкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Имя его уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссёром из Алма-Аты.
Адольф Гитлер
Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных героев сразу начинал с тех, кто уже их играл раньше. Как раз только что, в 1967 году, актёр ДЕФА Фриц Диц сыграл Гитлера сразу в двух картинах. В том числе, в «Замёрзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но Дицу казалось, что он станет заложником одной роли. Тем более, такой, как Адольф Гитлер. Антифашисту Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в своём театре, ему порядком надоела. С большим трудом удалось уговорить актёра, который продолжил свою гитлериану и в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемой им «Битве за Москву».
Другие актёры
Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов, на роль Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Популярный румынский актёр Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых были в советском прокате) сыграл Отто Скорцени. А итальянец Иво Гаррани, не похожий на дуче внешне, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.
В известном телесериале ГДР «Без борьбы нет победы», шедшем по советскому ТВ, роль полковника Штауффенберга сыграл Альфред Штруве. Его же и пригласили в «Освобождение». В других немецких ролях заняты известные актёры ГДР Ханньо Хассе, Зигфрид Вайс, Петер Штурм, Герд-Михаэль Хеннеберг и многие другие. В «польских» эпизодах снялись Барбара Брыльска, Даниэль Ольбрыхский, Игнацы Маховский, Адам Пежик и другие. Один из самых выдающихся актеров современной Польши Ян Энглерт играет поляка-танкиста из армии Катукова. А Станислав Яськевич — Франклина Д. Рузвельта.
Выход на экран
К 1968 году первый фильм эпопеи, «Огненная дуга», был завершён. Сначала его просмотрел Штеменко. Вопреки ожиданиям Озерова, генерал обе ленты воспринял, в целом, неплохо. Сделал всего два замечания. Первое касалось эпизода, где лейтенант Васильев развлекается с девушкой в танке («это не разрешалось»). А также не очень остался доволен «собой». Собственно, к самому актеру Клену Протасову у него претензий не было. Только к режиссёру. Штеменко обратил внимание Озерова, что в июле 1943 года у него была ещё одна звёздочка на погонах. Да и орденов явно не хватает. На что режиссёр ответил, что все соответствует документам, предоставленным Военным архивом. Значит, в них были именно такие данные. Следующими картину увидели Гречко с Епишевым. Оба сидели недовольные и мрачные. Так молча и уехали. После этого картина легла на полку и пролежала там до лета 1969 года. В течение этого времени Озеров переделывал её четыре раза.
К лету 1969 года режиссёр закончил также и второй фильм («Прорыв»), так что обе ленты вышли в прокат одновременно и демонстрировались на одном сеансе. В конце 1970 — начале 1971 года вышел третий фильм эпопеи — «Направление главного удара» (в двух частях). А в конце 1971 года — два заключительных фильма. «Битва за Берлин» и «Последний штурм». В 2002 году лента была полностью отреставрирована на киностудии «Мосфильм».
Фильм первый — «Огненная дуга», 1969 год
Фильм второй — «Прорыв», 1969 год
Освобождение Орла и Белгорода. Оставление немцами Харькова. Впереди форсирование Днепра. Реальный факт создания ложного плацдарма на левом берегу Днепра с тем, чтобы оттянуть на него крупные силы немцев. Плацдарм был полностью окружён, и большая часть его защитников погибла. Лишь немногим удалось прорвать окружение и выйти к основной переправе советских войск. В этот список авторы включили и своих героев — Цветаева и Орлова. В это же самое время Бенито Муссолини был арестован в ходе заговора маршала Бадольо. По приказу Гитлера дуче освободила специальная группа Отто Скорцени. Германские войска вторглись в Италию. Фильм заканчивается Тегеранской конференцией
Фильм третий — «Направление главного удара», 1969 год
Рассказ о решающих и драматических событиях 1944 года, о Белорусской наступательной операции («Багратион») и полном освобождении территории СССР. В начале июня союзники высаживаются в Нормандии. Несмотря на то, что немецкий агент «Цицерон» сумел выкрасть документы об открытии Второго фронта, немцам не удаётся предотвратить высадку. Неудачи на фронтах порождают заговор генералитета с целью убийства Гитлера и заключения сепаратного мира с западными союзниками. Покушение 20 июля не удаётся. Заговор раскрыт, и мятеж подавлен. Военные съёмки велись там же, где и два предыдущих фильма — на специально выделенной территории около Переславля-Залесского.
Фильм четвертый — «Битва за Берлин», 1971 год
Главное сражение на подступах к германской столице, штурм Зееловских высот. Ялтинская конференция. По указанию Гитлера Гиммлер посылает начальника штаба СС обергруппенфюрера Карла Вольфа в Берн, на переговоры с Алленом Даллесом
Фильм пятый — «Последний штурм», 1971 год
Последний фильм эпопеи. Его просмотрело больше всего зрителей, так как в течение многих лет он демонстрировался по ЦТ каждый день Победы 9 мая. В отличие от предыдущих лент, пятый фильм снимался непосредственно в столице ГДР.
Особое место в картине занимает эпизод с затоплением метро (Гитлер приказал открыть шлюзы и спустить воды Шпрее в метро, чтобы не допустить прохода по нему советских войск). Эти съёмки прошли под Москвой. На одном из шлюзов Москва-реки построили декорацию берлинской подземки, куда привезли настоящие немецкие вагоны. Затопление «метро» происходило в результате открытия шлюза.