актеры снимавшиеся в фильме покровские ворота
«Покровские ворота» 33 года спустя. Актеры и роли. Интересные факты (22 фото + 5 видео)
Родился 8 ноября 1960 года, в городе Серпухов, Московской области, в семье военного инженера и врача.
Народный артист России (05.06.2003).
После окончания общеобразовательной и музыкальной школ (1977) поступил в Московское театральное училище им. Щепкина, на курс Н.Н. Афонина. Со своими однокурсниками создавал номера, поставил спектакль, капустники.
Дебют в кино состоялся в 1980 году в картине Сурена Шахбазяна «Жду и надеюсь». Затем последовали фильмы «Родня» Никиты Михалкова и «Полёты во сне и наяву» Романа Балаяна, где Олег Меньшиков обратил на себя внимание даже в эпизодических ролях.
В 1981 году, после окончания театрального училища, поступил в Малый театр.
Продолжая сниматься в кино, сыграв главную роль в фильме Александра Хвана «Дюба-дюба» (1992), Олег Меньшиков в 1994 году снялся в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Роль в фильме-лауреате американской премии «Оскар» (1994) стала одной из самый ярких в творческой биографии актёра и принесла ему несколько премий.
Следующая роль в фильме режиссера Сергея Бодрова-старшего «Кавказский пленник» (1996) была также отмечена наградами.
В 1998 году вновь снялся у Никиты Михалкова в фильме «Сибирский цирюльник», за работу в котором удостоился Государственной премии России.
В 1995 году организовал антрепризу «Театральное товарищество 814», где в качестве постановщика и актёра создал спектакли «Горе от ума» (1995), «Кухня» (2000), «Игроки» (2001) и сыграл главную роль в постановке Кирилла Серебренникова «Демон» (2003).
В Голливуде Меньшикова прозвали «русский, который не приезжает» за то, что он отказывается от неоднократно поступающих предложений сняться на «фабрике грёз».
Родился 17 декабря 1928 года в Киеве.
Заслуженный артист РСФСР (26.02.1971).
Народный артист РСФСР (22.02.1979).
Народный артист СССР (20.05.1987).
В 1955 году, по окончании Школы-студии, актёр снова уехал в провинцию: сначала работал в Театре имени М.Ю. Лермонтова в Грозном, потом работал в труппе Иркутского драматического театра. Играл роли во многих спектаклях — например, Сергея в драме «На Байкале», Яшу Дубровского в «Дмитрии Стоянове», Коха в «Последней остановке».
Здесь у Леонида Сергеевича и его жены Валентины родилась дочь. Броневой подружился с Виталием Венгером, они были заняты вместе в спектаклях. В «Улице Трех Соловьев, 17», например, артисты играли роли двух приятелей — толстого и тонкого, Броневой, естественно, был толстым, а Венгер — тонким.
С 1958 по 1962 год играл Театре имени Кольцова в Воронеже. Здесь Леонида Броневого постигло несчастье — умерла его первая супруга, оставив 4-летнюю дочку. Актёр переехал в Москву, где несколько месяцев безуспешно пытался устроиться на работу в театр.
Осенью 1962 года был принят в труппу Театра на Малой Бронной, во главе которого стоял Андрей Гончаров. В этом театре актёр проработал 25 лет, из которых 16 лет — с великим Анатолием Эфросом.
В Театре на Малой Бронной Леонид Броневой занял ведущее положение. Он переиграл множество ролей в спектаклях А. Эфроса, А. Дунаева, Л. Дурова, Е. Лазарева, других режиссёров.
В кино Леонид Броневой дебютировал в 1964 году ролью жандармского полковника в фильме «Товарищ Арсений». Особую популярность актёр завоевал после исполнения роли Мюллера в легендарном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973). Роль Мюллера стала визитной карточкой Леонида Броневого.
С 1988 года — актёр театра «Ленком».
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Родилась 30 июня 1934 года в Горловке Донецкой области Украинской ССР.
Заслуженная артистка РСФСР (30.05.1989).
Отец был крупным горным инженером, затем заместителем министра, мать работала строителем. После переезда в Москву семья жила в доме Совета Министров, где три подъезда были отданы известным кинематографистам. Инна почти каждый день встречала Герасимова и Макарову, Ладынину и Пырьева. И, разумеется, мечтала стать актрисой.
Окончила Московское театральное училище имени Б.В. Щукина (1957).
В 1957-1963 годах — актриса Ленинградского государственного театра Комедии.
В 1964-1992 года — актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке.
В 1993-2005 года — актриса Московского театра «Содружество актёров Таганки».
Играла в театре Василия Ливанова «Детектив» («Ловушка для одинокого мужчины»), у Александра Яцко («Генрих IV», «Ричард II»), антрепризах Михаила Козакова и Сергея Арцыбашева («Женитьба»).
В кино Инна Ульянова начала сниматься с 1956 года, в основном, в эпизодах и небольших характерных ролях. Лучший из них — образ пьяной Дамы с лисой в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Поначалу актрису узнавали именно по этой роли. Но в 1982 году она сыграла Маргариту Хоботову («Покровские ворота») и стала безумно популярной. Правда, на экране она не стала появляться чаще, хотя были и такие заметные работы, как в фильмах «Где находится нофелет?», «Когда опаздывают в загс», «Наша дача», «Мсье Робина», в сюжетах «Ералаша» и ряде комедийных короткометражек.
В конце 1990-х годов стала «фирменным лицом» чистящего порошка Comet. Вела телепрограммы «Дело хозяйское» и «На здоровье».
Ушла из жизни в Москве 9 июня 2005 года. Похоронена актриса на Ваганьковском кладбище, на Васильевской аллее (10 участок).
В июне 2008 года на могиле Инны Ульяновой был установлен памятник.
Родился 14 июня 1934 года в Оренбурге.
Заслуженный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист РСФСР (10.07.1989).
Окончил Театральное училище имени М.С. Щепкина (1957).
Его педагогом была Вера Николаевна Пашенная, а однокурсниками — Юрий Соломин, Алексей Эйбоженко и Роман Филиппов. С тех пор служил Малому театру, в котором проработал почти 50 лет.
Ведущий актёр Малого театра, исполнитель ролей «здоровяков», крепких телом и духом, но не всегда удачливых в жизни.
Ушёл из жизни 20 мая 2008 года в Москве. Похоронен актёр 23 мая на Троекуровском кладбище Москвы (участок № 6).
Родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (7.05.1973).
Народный артист РСФСР (10.03.1983).
В 1954 году поступил в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино, который закончил в 1958 году.
В 1958-1961 годах работал в драматическом театре Комсомольска-на-Амуре, в 1961-1962 годах играл на сцене Сталинградского театра имени М. Горького.
В 1962 году стал актером Ленинградского театра имени Ленсовета, где его партнерами были Игорь Владимиров, Михаил Боярский, Алиса Фрейндлих. На театральной сцене им сыграны роли Карлсона, Мармеладова, Санчо Пансы, Фирса, Пичема, Журдена, Аметистова.
В Санкт-Петербургский академический театр Комедии им. Н. П. Акимова пришел в 1988 году уже зрелым мастером сцены, популярным актером кино и телевидения. Умный артист, обладающий яркой творческой индивидуальностью и неисчерпаемыми профессиональными возможностями, сочетающимися в его актерской органике с искрометным юмором, искусством перевоплощения, великолепным даром импровизационности, он играл роли от комедийных, фарсовых до глубоко психологических. Огромным успехом пользовались спектакли с участием актера «Страсти по Мольеру» и «Хочу сниматься в кино».
В кино до начала 1980-х годов снимался в ролях второго плана, но уже первая крупная роль, Льва Хоботова, в комедийной ленте Михаила Козакова «Покровские ворота» (1982), привлекла к артисту внимание зрителей и кинематографистов.
Впрочем, кино Анатолий Равикович недолюбливал, считая его искусством «режиссёрским».
Автор книг: «Негероический герой: Воспоминания» и «Продолжения больше не будет».
Ушел из жизни 8 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.
Был женат на актрисе Ирине Мазуркевич.
Родилась 3 октября 1953 года в Москве.
Дочь кинорежиссёра Алексея Коренева (1927-1995).
В 1975 году окончила Театральное училище имени Б.В.Щукина, а в 1999 году — Высшие режиссёрские курсы (мастерская А.Н.Митты).
В 1975-1977 годах — актриса Московского театра «Современник».
В 1977-1979 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной.
С 1981 года жила в США, снималась в небольших ролях в кино и играла в театральных постановках («Дядя Ваня»).
После возвращения в Россию, в 1996 году, продолжила работу в кино.
С 2008 года играет в театре «Школа современной пьесы»
Написала автобиографические романы «Идиотка» (2001) и
«Нетленка» (2007).
Родилась 17 мая 1911 года в Красноярске, так как туда был сослан её отец — политический деятель. Родители её — поляки. Крестили девочку в Польше, где она получила имя Софья Аделаида Антуанетта.
Окончила драматическую студию З.С. Соколовой (1931).
С 1931 года — актриса МХАТ СССР имени Горького. С 1954 года — педагог Школы-студии имени В.И. Немировича-Данченко, профессор (1972). В кино — с 1949 года.
Заслуженная артистка РСФСР (1947).
Народная артистка РСФСР (1963).
Народная артистка СССР (1991).
Ушла из жизни 21 января 2000 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Родилась 12 апреля 1958 года.
Родилась 27 февраля 1957 года в Москве.
Заслуженная артистка РСФСР (7.08.1989).
Народная артистка России (18.11.2000).
В 1998 году дебютировала как режиссёр, поставив спектакль «Лунный свет, медовый месяц».
Студенткой снималась в эпизодических ролях. Первой главной ролью стала Нинка в картине «Безбилетная пассажирка» (1978, реж. Юрий Победоносцев). Этапной стала роль продавщицы Надежды в картине «Блондинка за углом» (1984, реж. Владимир Бортко), где актриса открыла для экрана новый социальный тип — по-женски очаровательной, но твёрдо стоящей «на всех четырёх» хозяйки жизни из всемогущей советской сферы обслуживания.
27 апреля 1927, Москва — 25 июня 1999, Москва.
Заслуженный артист РСФСР (16.08.1978).
Отца Моргунов не помнил: тот ушёл, когда сыну едва исполнился год. Его мама работала в роддоме санитаркой. Когда началась война, 14-летний Женя устроился на завод в Сокольниках, где делали артиллерийские снаряды, — вытачивал болванки. А в свободное время бегал заниматься в драмкружок при Дворце культуры, ходил в театры, в консерваторию.
Евгений очень хотел работать в театре, но директор завода его не отпускал. И тогда он взял и написал письмо Сталину: «Примите меня в искусство, я хочу быть таким, как Станиславский и Немирович-Данченко». Удивительно, но ему ответили. На имя директора завода пришло письмо, подписанное Сталиным, согласно которому мальчика направили в Камерный театр Таирова, во вспомогательный состав. Там Евгений постигал азы актерского искусства, а через год, в 1944 году, поступил во ВГИК, на курс Сергея Герасимова. Ему исполнилось 17 лет, он был самым молодым на курсе.
Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (1948, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).
В 1948-1950 и с 1953 года — актёр Театра-студии киноактёра, с 20 декабря 1950 по 15 сентября 1952 года — актёр академического Малого театра.
Всенародную популярность Моргунову принесла роль Бывалого в серии кинокомедий Леонида Гайдая 60-х годов.
Родилась 24 ноября 1938 года в Москве в актёрской семье.
Российская характерная актриса.
В детстве Наталья была очень шаловливым ребенком. Семья всегда жила при театре, поэтому девочка не мыслила жизни вне актёрской профессии. Сдавая экзамены в историко-архивный институт, одновременно решилась поступать и во ВГИК, в мастерскую Владимира Белокурова. Начала учиться на первом курсе, но попала под машину и серьёзно повредила зрение, врачи запретили ей продолжать учебу.
Благодаря мужу произошло знакомство Натальи Леонидовны с Леонидом Гайдаем, который пригласил непрофессиональную актрису сыграть мадам Грицацуеву в «Двенадцати стульях». Эта роль стала началом славы Натальи Крачковской как яркой комедийной и острохарактерной актрисы.
Крачковская продолжала сниматься во многих гайдаевских комедиях и в дальнейшем («Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Частный детектив или Операция «Кооперация» и др.)
90-е годы, когда кинематограф переживал тяжелое время, стали для Н.Л. Крачковской периодом плодотворной актёрской работы.
Играет в антрепризных спектаклях.
Заслуженная артистка России (1998).
17 мая 1941 — 28 октября 1997, Москва.
Заслуженная артистка РСФСР (19.07.1984).
Похоронена актриса на Востряковском кладбище в Москве (участок № 17).
Родился 29 мая 1927 года в Ленинграде.
Заслуженный артист РСФСР (10.12.1963).
Народный артист РСФСР (15.08.1988).
Отец, Борис Петрович Дмитриев — профессиональный спортсмен. Мать, Елена Ильинична Тауберг, окончив балетную школу в Петрограде, танцевала на сценах России, работала в Мюзик-холле, танцевала и на арене цирка. Праправнук Анны Павловны Шерер (упоминается в романе Толстого «Война и мир»), фрейлины императрицы Марии Фёдоровны.
осле ухода из театра — актёр Студии киноактёра «Ленфильма».
Первая значительная роль в кино — Евгений Листницкий в фильме «Тихий Дон» (1957).
В пёстром, контрастном потоке персонажей, воплощённых актёром на экране, были министры, князья, генералы, губернаторы, были учёные, сыщики, учителя, наездники, врачи — кого только не было! Характеры большей частью комедийные, иногда откровенно гротескные, изредка драматические, ещё реже трагические.
Помимо отечественных актёр много работал на киностудиях Венгрии, Польши, ГДР, США, Марокко, Алжира.
Много лет голос Игоря Дмитриева звучал на Петербургском радио. Дом радио дал возможность актёру сыграть много разных ролей — в «Станционном смотрителе» Пушкина или «Портрете» Гоголя, например, Дмитриев сыграл буквально все роли. Так же, как и в «Скверном анекдоте» Достоевского, и в «Кентервильском привидении» Уайльда. Без него не приобрела бы такую популярность музыкально-литературная программа Льва Мархасева «В лёгком жанре», которая шла в эфире более 17 лет.
Игорь Дмитриев — автор около 30 телепрограмм из цикла «У Игоря Д. » на телевидении Санкт-Петербурга. Этот цикл был удостоен Гран-при «Золотой конёк» на международном фестивале «Бархатный сезон».
В 1984 году Игорь Дмитриев был принят в труппу Ленинградского академического театра комедии имени Н. П. Акимова, на сцене которого дебютировал в роли Чинзанова в спектакле по пьесе Сергея Михалкова «Всё могут короли». Возвращение актёра на театральную сцену стало заметным событием культурной жизни Ленинграда 1984 года.
В 2000 году был юбилей — 50 лет на сцене. Для бенефиса выбрали пьесу «Милый лжец» Д. Килти и Б. Шоу и 9 сентября на сцене Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии имени Н. П. Акимова состоялась премьера спектакля. Партнёршей юбиляра была Эра Зиганшина.
Сотрудничал с Санкт-Петербургским театром «Русская антреприза» имени Андрея Миронова и играл в спектакле «Таланты и поклонники» в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова.
Игорь Дмитриев воскресил жанр мелодекламации и, сумев достичь подлинной гармонии звука и слова, являлся единственным российским актёром, владеющим этим искусством.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Член Английского клуба и Всемирного клуба Петербуржцев.
К юбилею актёра телеканалом «Россия» снят документальный фильм о жизни и творчестве Игоря Дмитриева «Народный маркиз Советского Союза» (2007).
Игорь Борисович скончался в Санкт-Петербурге 25 января 2008 года в 23:55 вечера. Похоронен актёр 29 января на Серафимовском кладбище северной столицы.
Родился 14 октября 1934 года в Ленинграде.
Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, чтец.
Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (18.12.1980).
Отец — Козаков Михаил Эммануилович (1897-1954), известный писатель, мать — Никитина Зоя Александровна (1902-1973), литературовед. В квартире Козаковых на канале Грибоедова бывали Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Анатолий Мариенгоф, Борис Эйхенбаум, Анна Ахматова и многие другие литературные знаменитости.
В 1956 году окончил Школу-студию МХАТ. Этот год был необычайно счастливым в жизни молодого актёра: летом вышла картина Михаила Ромма «Убийство на улице Данте», и осенью этого же года — роль Гамлета в замечательном охлопковском спектакле в Театре имени Маяковского.
С 1956 года по 1959 год — актёр Театра имени Маяковского.
С 1959 года по 1970 год — актёр Театра «Современник».
С 1971 года по 1972 год — актёр МХАТ.
Во МХАТе Козаков ставил пьесу Леонида Зорина «Медная бабушка», где роль А.С. Пушкина репетировал Ролан Быков. Спектакль закрыли и Козаков ушёл в Театр на Малой Бронной к А. Дунаеву и А.В. Эфросу.
С 1972 года по 1981 год — актёр Театра на Малой Бронной.
По признанию самого актёра, он уходил тогда, когда считал нужным. Уходил, научившись чему-то главному у своих учителей. У него их трое — Николай Охлопков, Олег Ефремов и Анатолий Эфрос. И у каждого он учился режиссуре. Был самый главный учитель — Олег Ефремов, который был одним из его педагогов в Школе-студии МХАТа, художественным руководителем «Современника».
Актёр активно снимался в кино, в том числе в ярких острохарактерных ролях, в картинах различных жанров.
В 1978 году дебютировал как кинорежиссёр, поставив на телевидении двухсерийный фильм «Безымянная звезда», созданный по мотивам пьесы Михаила Себастьяна.
Многогранность таланта актёра раскрылась и на концертной эстраде, где он читал поэзию от Александра Пушкина до Иосифа Бродского, Козаков читал поэзию и на радио, и на телеэкране, записывал диски.
В 1999 году актёр совместно с саксофонистом Игорем Бутманом поставил спектакль-концерт по стихам Иосифа Бродского «Концерт для голоса и саксофона».
В 1997 году вышла «Актёрская книга» М.М. Козакова, в которой он рассказывает о прожитой жизни, о разных временах и людях искусства в них.
Ушёл из жизни 22 апреля 2011 года после продолжительной болезни в клинике израильского города Рамат-Ган близ Тель-Авива. Михаил Козаков похоронен 27 апреля в Москве на Введенском кладбище (участок № 5) рядом с родителями, как и завещал великий актёр.
Владимир Пицек — один из лучших эпизодников советского кино. Его образы украшали фильмы самых разных жанров и направлений. Интеллигентные и малообразованные, подвижные и вялые герои Пицека органично вписывались в любые коллизии и сюжеты фильмов 1950-1980-х годов.
Впервые вышел на сцену в детстве. В восемь лет он стал активно участвовать в постановках Юрия Завадского на сцене театра имени МОСПС, а впоследствии учился в училище при этом театре (ныне — Театра имени Моссовета).
В первые годы войны Владимир Пицек работал в театре имени ВТО, затем воевал. Много работал в провинциальных музыкальных театрах, снимался в кино в эпизодах.
Заслуженный работник культуры России (1987).
С 1945 года — артист Московского музыкально-драматического театра, Минского и Сталинградского театров музкомедии.
В 1960-1982 годах — актёр в Театре-студии киноактёра.
Похоронен на Перепечинском кладбище.
Фильм «Покровские ворота» мог вообще не появиться. Дело в том, что Козаков неоднократно отказывался от роли Дзержинского в фильме «Государственная граница» (куда его утверждали без кинопроб). Руководство Госкино поставило Козакова перед выбором: либо он соглашается на роль Дзержинского, либо ему не позволят снимать «Покровские ворота». Козаков согласился и получил за это три премии — Государственную и две премии КГБ!
За несколько лет до фильма Михаил Козаков поставил (в 1974) одноимённый спектакль в Театре на Малой Бронной
В фильме в начале и в конце показывается, как на граммофон ставится пластинка в идущем на слом доме — в начале фильма звучит тема в исполнении джаз-бэнда «Мелодия» «Девушка спешит на свидание» — в конце фильма звучит песня Леонида и Эдит Утесовых «Дорогие москвичи» в версии с окончанием «в терцию».
Тётушка Костика, Алиса Витальевна, смотрит по телевизору фильм «Убийство на улице Данте» (где «наши играют французскую жизнь»). В этом фильме сыграл свою первую роль в кино Михаил Козаков — режиссёр «Покровских ворот», также сыгравший в собственном фильме роль взрослого Костика.
Убедительно сыгравший «фронтовика» Савву Игнатьевича Виктор Борцов таковым на самом деле не являлся — год его рождения 1934. А вот его фронтовой друг Леонтий сыгран действительно воевавшим Владимиром Пицеком.
Первое свидание Людочки и Хоботова. После прогулки по городу они садятся в трамвайный вагон КМ под номером 2170. Этот же трамвай под тем же номером присутствует в финальной сцене фильма «Законный брак» и в фильме «Место встречи изменить нельзя». Этот же трамвай мы видим и в начале фильма «В последнюю очередь», действие которого происходит весной 1945 года. Он же снимался в фильмах «Папа» и «Холодное лето 53-го».
9 мая 1924, Москва, РСФСР, СССР — 12 июня 1997, Париж, Франция.
Поэт, бард. В кино выступал как актёр, сценарист, автор песен и стихов.
Родители были репрессированы, мальчик рос у бабушки в Москве, в 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.
Участник Великой Отечественной войны.
Окончил Тбилисский государственный университет (1950). Работал учителем.
Публиковался с 1953 года, выступал с концертами. Один из общепризнанных основоположников «авторской песни». Писал песни для кинофильмов Марлена Хуциева, Валерия Рубинчика, Петра Тодоровского, Владимира Мотыля, Динары Асановой, Андрея Смирнова и других режиссёров.
Автор незабываемых песен: «Опять весна на белом свете», «Я вновь повстречался с надеждой», «Часовые любви». Сборники стихов: «Лирика» (1956), «Острова» (1959), «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976). Повести: «Будь здоров, школяр» (1961), «Фронт приходит к нам» (1967). Исторические повести: «Бедный Авросимов» (1969, «Глоток свободы» — 1971), «Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль» (1971). Романы «Путешествие дилетантов» (1-2 кн., 1976-1978), «Свидание с Бонапартом» (1983).
В 1997 году указом Президента РФ утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы за «создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру».
В Переделкино (Подмосковье) открыт музей Б.Ш. Окуджавы.
Похоронен 18 июня в Москве на Ваганьковском кладбище, участок № 24.
Актеры фильма «Покровские ворота»
Кто принимал участие в съемках фильма «Покровские ворота»
С художественным фильмом «Покровские ворота» советские кинозрители смогли познакомиться в 1982 году. Двухсерийная картина Михаила Козакова снята по одноименной пьесе Леонида Зорина. Действие происходит в Москве во второй половине 50-х годов. Главные герои музыкально-лирической комедии – жители коммунальной квартиры у Покровских ворот.
В фильме снимались:
Олег Меньшиков
Для начинающего актера эта картина стала прекрасным стартом в карьере. После выхода фильма молодой Меньшиков стал очень популярен.
Ему прекрасно удалась роль Костика Ромина – веселого, не обремененного проблемами аспиранта. С переездом в Москву из провинции его жизнь стала более легкомысленной и ветреной.
Талант Меньшикова заметили и оценили в Голливуде. Ему много раз предлагали сниматься в американском кино, но он предпочитал отечественную киноиндустрию.
Софья Пилявская
Выдающаяся актриса, народная артистка СССР Софья Пилявская воплотила на экране роль тетушки Костика Алисы Витальевны.
В свое время именно Пилявская сделала все для того, чтобы картину начали снимать. До этого режиссер не мог получить разрешения, так как фильм признавали второсортным.
Снявшись в «Покровских воротах», артистка участвовала в съемках еще двух картин, а после этого начала вести тихую жизнь, не привлекая к себе внимания ни журналистов, ни поклонников.
Валентина Воилкова
Артистка играет роль возлюбленной Костика – сотрудницы загса Риты. Благодаря съемкам в этой картине Воилкова обрела большую популярность среди зрителей всей страны.
С конца 80-х годов она перестала появляться в новых картинах, так как вместе с мужем переехала жить во Францию. В настоящее время Валентина Дмитриевна проживает в Париже. Свою связь с миром кино она не прекратила. Сейчас она дублирует зарубежные фильмы и делает переводы картин.
Татьяна Догилева
В киноленте Догилева появляется в образе пловчихи Светланы Поповой. Артистка смогла построить успешную карьеру. Она приняла участие в 140 проектах. Многие зрители запомнили ее по популярному сериалу «Люба, дети и завод».
Артистка играла в кино и выступала на театральных подмостках. А в 1998 году попробовала себя в новой роли – режиссера и выпустила дебютный спектакль «Лунный свет, медовый месяц».
Елена Коренева
Роль юной медсестры Людочки, возлюбленной Хоботова, досталась актрисе Елене Кореневой.
Выйдя замуж за американца, Коренева с конца 80-х годов проживала в Америке. В 1996 году она вернулась в Россию и занялась любимой работой. С 2008 года артистка стала участвовать в театральных постановках.
Марина Дюжева
Актриса снялась в роли Анны Адамовны, одной из многочисленных поклонниц Костика. Несмотря на небольшую роль, Дюжева сыграла так, что ее игра и импровизация произвели неизгладимое впечатление на зрителя.
Ее фразы из фильма стали крылатыми. А сама актриса покорила своей неповторимостью и театральностью.
Дюжева и сегодня продолжает заниматься любимым делом. Ей часто предлагают роли в современных сериалах. Она занимается и озвучкой кинокартин. Артистка утверждает, что сегодня она снимается в кино чаще, чем в молодые годы.
Анатолий Равикович
В то время, когда Козаков приступил к съемкам картины, Равикович уже был известным театральным актером.
Лев Хоботов в исполнении Равиковича – очень интеллигентный и порядочный человек. Он не может противостоять бывшей супруге, поэтому делает все так, как она велит.
Своей игрой артист покорил сердца зрителей. Все с нетерпением ждали выхода новых картин с участием этого талантливого актера. После успеха в «Покровских воротах» Равикович снялся в картинах «Джокеръ», «Загадка Эндхауза», «Репортаж», прочее.
Инна Ульянова
Ульяновой досталась очень выразительная и яркая роль Маргариты Хоботовой, бывшей жены Льва Евгеньевича. Талантливейшая артистка, обладающая неповторимым шармом и сумасшедшим темпераментом, она сыграла пугающую своими действиями и одновременно смешную женщину, которая не хочет потерять власть над бывшим супругом.
Фильм принес актрисе большую популярность. Кроме этого, Ульянова попробовала себя в качестве ведущей и заключила контракт с рекламной компанией.
В других ролях снимались:
В эпизодических ролях снимались:
Съемочная группа
Над фильмом работали:
В картине звучит музыка в исполнении Государственного симфонического оркестра кинематографии и ансамбля «Мелодия» под управлением Г. Гараняна.
Сюжет фильма
Начало 80-х годов. Герой картины стоит в московском дворике и наблюдает за сносом старого жилого дома. В его голове всплывают картины Москвы второй половины 50-х годов. К этому времени относятся основные события картины.
Костик Ромин (О. Меньшиков) – молодой аспирант-историк, приезжает из провинции в столицу и поселяется в коммунальной квартире тетушки Алисы Витальевны (С. Пилявская). Парня ждет учеба в университете, но больше всего его влечет незнакомая столичная жизнь. Коммунальная квартира – особый мир со своими историями, романами, семейными драмами и нелепыми ситуациями.
У молодящегося артиста Мосэстрады Аркадия Варламовича Велюрова (Л. Броневой) возникли серьезные любовные чувства к молоденькой пловчихе общества «Трудовые резервы» Светлане (Т. Догилева).
Необъяснимые отношения царят между переводчицей Маргаритой Павловной (Инна Ульянова), ее бывшим супругом Львом Евгеньевичем Хоботовым (А. Равикович) и новым мужем Саввой Игнатьевичем (В. Борцов). Не желая упускать из виду бывшего мужа, Хоботова пытается создать так называемый «тройственный союз».
У Льва совсем другие планы. Ему хочется освободиться от назойливого внимания Маргариты, которая считает, что бывших супругов не бывает, и настойчиво вмешивается в личную жизнь Хоботова. Она не одобряет его лирические отношения со скромной медсестрой Людочкой (Е. Коренева).
У Костика сразу находится свое место в этом «скворечнике». Его задача – стать посредником между жильцами. Например, чего стоит его пафосное общение с Велюровым. Он пытается объяснить артисту, что пришло время побороть его пагубную страсть к горячительным напиткам. Но при этом озорной юноша провоцирует Велюрова на новую попойку, делая ему незавуалированное предложение: «Аркадий Варламович, а не хлопнуть ли нам по рюмашке?»
Для Хоботова и его возлюбленной Людочки Костик становится ангелом-хранителем. Он ловко проворачивает операцию с переодеванием попавшего в больницу Льва Евгеньевича и освобождает его от слишком «заботливой» бывшей супруги.
Сам Ромин также находит свою любовь. С появлением в его жизни сотрудницы загса Риты (В. Воилкова) молодой человек резко меняет свои привычки, расстается с многочисленными поклонницами и все внимание дарит своей возлюбленной.
Что будет дальше с героями картины, неизвестно. Никто так и не узнает, смог ли Хоботов построить крепкую семью с Людочкой, смирилась ли с потерей власти над бывшим мужем Маргарита Павловна, и была ли она счастлива с Саввой Игнатьевичем, как сложилась артистическая карьера Велюрова.
В финальной сцене повзрослевший Костик (М. Козаков) с грустью вспоминает о былых друзьях: «Где вы теперь, друзья моей юности? Вы, бескорыстные подружки?»
История создания
Сценарий Леонида Зорина очень понравился режиссеру Михаилу Козакову, и он отправился с ним на телевидение к руководству творческого объединения «Экран», которое занималось производством телевизионных фильмов.
Режиссер был уверен, что получит согласие на съемки картины о Москве и москвичах. Но реакция директора ТО «Экран» Бориса Хессина была неожиданной. Он посчитал, что фильм не ко времени, так как на дворе начало 80-х, а в сценарии прослеживается ностальгия по хрущевской оттепели.
У Хессина были свои планы на Козакова, он предлагает ему компромисс – в обмен на разрешение на съемки «сомнительной комедии» сыграть Дзержинского в фильме Марка Орлова «Синдикат-2». Но на этой картине дело не закончилось, дальше настоятельными уговорами Козакова заставляют сыграть и в следующих фильмах о «железном Феликсе» – «Государственная граница. Мирное лето 21-го года» и «20 декабря».
Козаков пытался отказать от ролей Дзержинского в других фильмах. Но Хессин говорил, что невозможно, чтобы в картинах, выходящих почти одновременно, одного и того же героя играли разные актеры.
Согласившись на роль, Козаков никак не смог приблизить работу над собственной картиной. В 1980 году он играет Дзержинского в трех картинах, а вопрос с его «Покровскими воротами » так и остается в подвешенном состоянии.
Отчаявшись, режиссер начинает искать иные способы решения вопроса. Он обращается за помощью к знаменитой актрисе МХАТ Софье Пилявской. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин уважительно относился к театру и к самой приме.
Пилявская любезно согласилась выполнить просьбу Козакова и встретилась с Лапиным. Результат встречи был положительным, и Козаков начал снимать свою картину. Пилявской он предложил роль Алисы Витальевны – тетушки Ромина.
Когда вопрос с производством картины счастливо разрешился, возникла иная проблема. Оказалось, что Олег Меньшиков уже утвержден на другую роль. Он должен был сниматься в картине Юлия Райзмана «Частная жизнь».
Сценарист Леонид Зорин вспоминал, что кроме Меньшикова на роль Костика они никого брать не хотели. Это была его роль, по-другому быть не могло. Зорин пишет письмо Райзману и просит отдать им «Костика» для участия в съемках «Покровских ворот». К удивлению всех, постановщик «Частной жизни» смилостивился над создателями картины и отпустил молодого артиста, дав ему шанс сыграть главную роль.
Хотя есть иная версия этой истории. Киновед Эльга Лындина утверждает, что Меньшиков сам отказался от участия в «Частной жизни». Дело в том, что ему пришлось бы играть вместе с Михаилом Ульяновым, известным и талантливым актером. Молодому артисту не хотелось находиться в тени великого Ульянова, поэтому он и договорился с Райзманом об уходе в картину «Покровские ворота».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Актеры фильма «Гараж».
Отзывы и рецензии
Первый показ картины на телевидении состоялся 11 февраля 1983 года. Хотя некоторые любители кино смогли увидеть его раньше, когда «Покровские ворота» показали в Доме кино. Большинство коллег по цеху поздравили Козакова с выходом успешной картины, их реакция на историю, рассказанную создателями и актерами, была положительной.
Хотя были и другие мнения. Например, актер Михаил Ульянов назвал веселую музыкальную комедию неуместной на фоне не слишком радостных событий, происходящих в стране. Нелестными также были отзывы Никиты Михалкова. Еще до съемок картины он отказался в ней участвовать, так как ему не понравился сценарий.
После показа фильма на голубых экранах страны, в газете «Советская культура» появилась статья Аллы Гербер под названием «Скворечник на Покровке». Автор статьи пишет о том, что эксцентричная комедия берет за душу, игра актеров отвечает задумкам режиссера, который через свою картину доносит до зрителя положительный заряд 50-х.
По мнению Гербер, посыл картины ощущается как «состояние души» ее создателя. Через несколько дней после телевизионной премьеры выходит стихотворная рецензия – обращение к режиссеру поэта Давида Самойлова:
«Не пишу тебе рецензий,
Как Рассадин Станислав,
А без всяческих претензий
Заявляю, что ты прав,
Создавая эту ленту
Не для разных мудаков.
И тебе, интеллигенту,
Слава, Миша Козаков».
Даже через несколько лет интерес критиков к фильму не иссяк. В 1987 году выходит книга Елены Сабашниковой «Диапазон. Рассказы о телевизионных режиссерах», в которой она вспоминает и об этой картине. В частности, в книге говорится о том, что Козаков смог развить идеи, которые были заложены ранее в спектакле Театра на Малой Бронной.
Действие фильма получилось с легким «грустно-лирическим обрамлением». Другая особенность ленты – появление в ней самого автора, который делится со зрителем воспоминаниями о молодости.
«Покровским воротам» характерна особая природа смеха. Станислав Рассадин, известный литературный критик, вспоминал о том, как один из телевизионных начальников, не желая принимать фильм, указал на его схожесть с Зощенко.
Отношение к писателю было неоднозначным. Некоторых идеологов напрягали его шутки над «богами» и «святынями», а также их раздражала его откровенная «независимость».
Рассадин писал о том, что герои картины Козакова – простые, искрение люди, имеющие обычные человеческие слабости и недостатки. Он называет их «обществом простаков».
По утверждению критика, «Покровские ворота» – это не просто ироничная, а самоироничная «комедия со страданиями». В образах Велюрова и Хоботова прослеживаются черты самого режиссера.
Посмотрите видео: Тайны кино. Фильм «Покровские ворота»: