актеры театра на таганке фото и фамилии
Актеры Московского театра на Таганке. ФОТО
Московский театр на Таганке. Какие актеры играют в Московском театре на Таганке.
Здание, где расположен театр, появилось, когда в 1870-х годах на Земляном Валу объединили несколько построек XVIII века. В 1911-м к нему достроили кинотеатр немого кино «Вулкан» по проекту архитектора Густава Гельриха. До 1946 года помещения занимали филиал Малого театра и Театр Сафонова.
В 1946 году был образован Московский театр драмы и комедии, который разместился в здании бывшего кинотеатра «Вулкан». Первоначально в труппе состояли воспитанники московских театральных студий, в том числе Готлиб Ронинсон, и актеры периферийных театров. Первым спектаклем стал «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана, поставленный под руководством режиссера Александра Плотникова. Театр не пользовался популярностью у зрителей и имел низкие рейтинги. В октябре 1963 года новым директором стал ведущий актер Театра имени Станиславского и секретарь парткома Николай Дупак.
В 1963 году студенты третьего курса Щукинского училища под руководством актера и педагога Театра имени Вахтангова Юрия Любимова в качестве дипломной работы представили спектакль «Добрый человек из Сезуана» по мотивам пьесы Бертольта Брехта. Постановка отличалась от направлений тех лет: критики отмечали в ней яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность сценических приемов. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева.
В январе 1964 года Александр Плотников перешел на должность главного режиссера Всесоюзного радио Гостелерадио СССР, Николай Дупак пригласил Юрия Любимова в театр и назначил его главным режиссером. Вместе с ним пришли и его ученики. Был проведен дополнительный набор в труппу, к ней присоединились Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Николай Губенко, Владимир Высоцкий. Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Вениамин Смехов, Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев.
Состав постоянно пополнялся выпускниками театральных училищ, в основном Щукинского. Из вахтанговской школы в конце 1960-х годов в театр пришли Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и другие.
Открытие Московского театра драмы и комедии на Таганке состоялось 23 апреля 1964 года, был показан спектакль «Добрый человек из Сезуана», для постановки которого Юрий Любимов сформировал труппу из актеров, близких ему по эстетическим принципам. Вскоре за театром закрепилось народное название «Таганка» из-за его местоположения.
Под руководством Николая Дупака и Юрия Любимова театр приобрел репутацию самого авангардного театра страны. В 1970-х годах билет в Театр на Таганке стал знаком престижа для определенной публики, наравне с фирменной одеждой, автомобилями и кооперативной квартирой.
В 1976-м на Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» был удостоен гран-при, а в 1980-м Юрий Любимов получил первую премию на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи». В этом же году для театра было построено новое здание с современным техническим оснащением и проведены реставрационные работы в старом помещении.
Спектакли Юрия Любимова постоянно находились под угрозой запрета, по этой причине режиссер стал «официальным диссидентом». Однако его разногласия с министерством культуры не отражались на отношении к театру. Ситуация ухудшилась, когда были запрещены спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов» и репетиции «Театрального романа».
В 1983 году Юрий Любимов во время заграничных гастролей дал критическое интервью о жизни в СССР и решил остаться за границей. Через год после этого он был уволен и лишен советского гражданства.
Юрий Любимов приход нового режиссера расценил как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Несколько артистов демонстративно покинули труппу, а оставшиеся объявили новому режиссеру бойкот.
После смерти Анатолия Эфроса в начале 1987 года его место по просьбе коллектива занял Николай Губенко. Два года он потратил на восстановление Юрию Любимову советского гражданства, после чего вернул ему должность режиссера, а сам остался актером. В театре возобновили ранее запрещенные спектакли, а также поставили новые. Юрий Любимов был вынужден совмещать работу в театре с постановками по ранее заключенным зарубежным контрактам. В работу театра также вмешались экономические и политические изменения в СССР.
В 1992 году Юрий Любимов решил подписать с мэром Москвы Гавриилом Поповым контракт, согласно которому становился директором Театра на Таганке с неограниченными полномочиями, а также получал здание театра в собственность. У Губенко с Любимовым возникли разногласия о будущем театра, в результате чего труппа разделилась.
В 1993 году большая часть артистов под руководством Губенко образовала «Содружество актеров Таганки» и заняла новое здание театра, которое достроили в 1980-х годах. Артисты Любимова, среди которых Валерий Золотухин, Виталий Шаповалов, Борис Хмельницкий, Александр Трофимов, Алексей Граббе, Иван Бортник и другие, остались в старом здании.
В 1994 году Юрий Любимов принял в театр выпускников своего Щукинского курса, чем значительно омолодил труппу. В 1997-м он полностью отказался от зарубежных контрактов и поставил ряд спектаклей по классическим и современным произведениям. С этого же года, начиная с постановки «Братьев Карамазовых», режиссер постоянно работал с композитором Владимиром Мартыновым.
В 1999 году к 35-летию театра была представлена новая редакция спектакля «Добрый человек из Сезуана».
В 2001 году Юрий Любимов набрал курс актеров музыкального театра в РАТИ и уже в 2002 году первокурсники в полном составе участвовали в новой постановке «Фауст».
Новым директором назначили Владимира Флейшера, который ранее возглавлял Центр имени Мейерхольда. Одновременно с этим Юрий Любимов объявил о намерении снять постановки, так как беспокоился, что его авторские спектакли ставятся без его участия. Руководство театра и Департамент культуры Москвы попросили о поиске компромисса. Несмотря на то, что Любимов запретил играть поставленные им спектакли, они все равно остались в репертуаре театра.
В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. Она создала лабораторию «Открытая репетиция», в рамках проекта приглашенные режиссеры могут приходить с собственными пьесами, артисты распределяют роли и проводят несколько репетиций, после чего спектакль показывают зрителям. Благодаря лаборатории в репертуаре театра появились спектакли: «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе.
В 2018 году Максим Диденко представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого. Спектакль получил «Золотую Маску» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Репертуар Московского театра на Таганке:
Труппа Московского театра на Таганке
Приглашенные актеры Московского театра на Таганке
Архивные спектакли Московского театра на Таганке:
Актеры Таганки объединились после 30-летнего раскола
Таганка и Театр на Таганке объединили труппы
Содружество актеров Таганки и Театра на таганке объединилось в один коллектив. Теперь это будет единая труппа под названием «Новая сцена». Уже 16 декабря на новой сцене должна состояться премьера мюзикла «Онегин» постановщика Алексея Франетти. На старой — 2 декабря покажут новый спектакль «Урожай».
О воссоединении театров РИА «Новости» сообщила директор театра Ирина Апексимова. Она также напомнила, что 30 сентября уже прошла премьера спектакля с объединенной труппой. День выбрали не случайно — это день рождения основателя театра Юрия Любимова.
Апексимова заявила, что наступило время «собирать камни».
«Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом. Мы все наследники легендарного Театра на Таганке и должны вместе идти вперед, помогая и поддерживая друг друга», — приводятся слова директора театра на официальном сайте мэры Москвы.
По ее словам, причиной раскола стала в свое время высокотехнологичная сцена, появившаяся в театре. Сейчас смысл обид и разногласий утерян, но актеры так и остались по разные стороны баррикад.
«За шесть лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра — это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится. Об этом мы не раз говорили с Николаем Николаевичем Губенко, делали шаги навстречу», — добавила Ирина Апексимова.
На пост худрука Театра сатиры в Москве был назначен Сергей Газаров. Он продолжит работать в Московском драмтеатре под руководством Армена Джигарханяна. К своим новым обязанностям Газаров приступит 13 октября 2021 года.
Театр на Таганке объединили после 30-летнего раскола
Московские Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» объединились после конфликта, который в начале 1990-х привел к расколу труппы театра на две разных. Об этом сообщила директор обоих театров Ирина Апексимова, передает «РИА Новости».
Объединенный театр будет называться Театр на Таганке. Часть здания, где играли члены «Содружества актеров Таганки», теперь будет называться Новой сценой.
Изначально в Москве в 1946 году был создан Московский театр драмы и комедии. В 1964 году его главным режиссером стал Юрий Любимов, и театр переименовали в Театр на Таганке. Спектакли Любимова отличались от привычных советскому зрителю и приобрели широкую известность, но сталкивались с недовольством советских властей. Несколько постановок были запрещены. В 1983 году Любимов дал за границей критическое интервью о жизни в СССР, через год его уволили из театра и лишили советского гражданства. Главным режиссером Театра на Таганке стал Анатолий Эфрос.
После смерти Эфроса в начале 1987 года его место занял артист Николай Губенко. Он хотел, чтобы театр возглавлял Любимов, и сумел добиться его возвращения на родину. Однако затем между Губенко, который вскоре был назначен министром культуры СССР, и Любимовым вспыхнули разногласия насчет будущего театра, в конфликт втянулись артисты. В итоге труппа распалась на две части: одна осталась с Любимовым на старой сцене, другая во главе с Губенко организовала в 1993 году «Содружество театра на Таганке».
Ирина Апексимова является директором Театра на Таганке с 2015 года. В 2020 году вскоре после смерти Губенко она стала директором и «Содружества актеров на Таганке». «Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом. За шесть лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра — это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится», — считает она.
В конце сентября артисты двух трупп выступили в одном спектакле «Земляничная поляна». В декабре в Театре на Таганке состоятся премьеры на обеих сценах. На Новой — мюзикл «Онегин» в постановке Алексея Франдетти, на Старой — спектакль «Урожай» режиссера Марфы Горвиц по пьесе Павла Пряжко.
Помимо объединения двух театров в московской театральной среде прошел ряд других организационных изменений. Художественным руководителем столичного театра «Ромэн» стал Николай Сергиенко. Ранее он занимал должность заместителя художественного руководителя театра. Прежний руководитель театра Николай Сличенко умер в июле.
Новым художественным руководителем еврейского театра «Шалом» в Москве назначен Олег Липовецкий. Его предшественник Александр Левенбук возглавлял театр 34 года и ушел в отставку.
Художественным руководителем Московского академического театра сатиры с 13 октября станет Сергей Газаров, худрук Московского драматического театра Армена Джигарханяна. Прежним худруком Театра сатиры был Александр Ширвиндт, который решил уйти в связи с возрастом (ему 87 лет).
Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» вновь стали единым театром
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Театр «Содружество актеров Таганки» и Московский театр на Таганке воссоединились после более чем 30 лет раскола. Премьера спектакля с участием актеров из обоих трупп состоялась 30 сентября, в день рождения основателя театра Юрия Любимова. Об этом сообщается на портале мэра и правительства Москвы.
Директор Театра на Таганке Ирина Апексимова прокомментировала данное событие, отметив, что артисты сделали выбор в пользу общего пути и взаимной поддержки.
«За год моего руководства двумя театрами стало совершенно понятно, что наступило время собирать камни. Это очевидно показал успех премьеры спектакля «Земляничная поляна», когда актеры некогда единой труппы вновь выходят на сцену вместе. Мы не должны больше оставаться заложниками прошлых конфликтов и ошибок, попыток обособиться, отгородиться железным занавесом», – заявила она.
Апексимова напомнила, что раскол, произошедший в Театре на Таганке в 1989 году, сопровождался скандалами из-за всплеска разногласий и пересечения амбиций разных деятелей искусства. Сегодня главных участников тех событий нет, обиды исчезли, но оставался раскол, который продолжал влиять на судьбы современных режиссеров и актеров, заметила Апексимова.
«За шесть лет моего руководства Таганкой я никогда не сомневалась, что оба театра – это две части единого целого и рано или поздно воссоединение состоится. Об этом мы не раз говорили с (художественным руководителем «Содружества актеров Таганки». – Прим. ред.) Николаем Николаевичем Губенко, делали шаги навстречу», – подчеркнула Апексимова.
Ранее сообщалось, что в Москве с 25 по 31 октября пройдет Всероссийский фестиваль молодой режиссуры «Артмиграция – детям», в рамках которого покажут лучшие спектакли, поставленные для детей и подростков режиссерами в регионах России. В текущем году на конкурс прислали 83 заявки от региональных театров.
Полвека на Таганке: как работали и любили легенды театра
Театральный мир всегда жил по своим правилам. Закулисные интриги, кулуарные разговоры, тесная дружба, искренняя зависть, творческое соперничество – в театрах все это приобретает особый смысл и оттенки. Творческая труппа – это всегда большая семья со своими ссорами, тайнами и особыми взаимоотношениями.
Театр на Таганке был основан в 1949 году, но в начале 60-х Александр Плотников ушел с поста руководителя из-за слишком низкой посещаемости. Театр был одним из самых непопулярных в Москве. В 1964 году на пост руководителя пришел Юрий Любимов, который полностью сменил репертуар и ощутимую часть актерского состава. Именно под руководством Любимова театр быстро набирал популярность и приобрел репутацию самого авангардного театра в Москве.
В 1984 году Любимова лишили гражданства за публикацию в Times, где он критиковал культурную политику СССР, и, несмотря на все свои заслуги, он был вынужден эмигрировать. В 1988 году Юрию Любимову гражданство вернули, и в 1989 году он снова приступил к руководству Театром, который за время его отсутствия успел сменить двух руководителей: Анатолия Эфроса и Николая Губенко.
В 1992 году театр раскололся, часть актеров, которые были недовольны репертуарной политикой Любимова, организовала новый театр – «Содружество актеров Таганки». После скандала в 2011 году, связанного с выдачей гонораров вернувшимся с гастролей в Чехии актерам, Юрий Любимов окончательно покинул пост руководителя театра. Однако невозможно недооценивать вклад, который внес этот человек в развитие театра.
Еще в институте на пятом курсе он женился на одной из будущих коллег по театру Нине Шацкой. О начале их отношений мы расскажем чуть позже. Со второй женой Тамарой Золотухин познакомился в Запорожье на съемках фильма «Единственная». Тамару их первая встреча изрядно напугала, ведь Валерий влез к ней в окно прямо по водосточной трубе. Причиной тому послужили прекрасные звуки скрипки, которые Валерий услышал, проходя мимо гостинцы Тамары.
Известность к нему пришла хоть и не сразу, зато громко. После роли участкового Сережкина («Хозяин тайги», «Пропажа свидетеля», «Предварительное расследование») и главной роли Бумбараша в одноименном фильме его начали узнавать на улицах, чему страстно завидовал его лучший друг Владимир Высоцкий.
Ходило много пересудов, насколько искренней была дружба Высоцкого и Золотухина. Однако Владимир, не колеблясь, всегда называл его лучшим другом, а Валерий в свою очередь написал по своим воспоминаниям книгу «Секрет Высоцкого».
В 2011 году после ухода Юрия Любимова Валерий Золотухин возглавил Театр на Таганке. За время его деятельности в театре было поставлено шесть новых спектаклей, но, увы, в марте 2013 года Валерий Сергеевич отказался от занимаемого поста из-за онкологического заболевания.
Несмотря на то что брак Нины Шацкой и Валерия Золотухина нельзя назвать образцовым и счастливым, история начала их отношений безумно романтичная.
«Она была у нас первой красавицей. За ней, например, ухаживал один студент, так однажды она заставила его прыгать на одной ноге от ГИТИСа до ее дома – в район сегодняшнего спорткомплекса «Олимпийский». И он допрыгал!
Для меня же она была совершенно недосягаемой. Я это понимал и потому еще больше ее ненавидел. Но все-таки мы сошлись. Я был секретарем комсомольской организации, а она – прогульщицей. Однажды Шацкая попросила у меня какую-то лекцию, а я ответил: есть, но надо идти в общежитие. Согласилась. А общежитие – это, между прочим, кова-арный плацдарм! Тогда я поставил вопрос еще лучше: целоваться будем? Будем, говорит.
О коньяке я тогда даже не подумал: наш роман был связан с сушеными бананами. Началось все с того, что мы стали их поедать… с разных сторон. А потом Нина не приходила в институт дня три: до того нацеловались, что нанесли друг другу почти что физические увечья – губы были искусаны до крови. Правда, тогда только этим и обошлось…
Затем она сама пригласила меня встретить с ней Новый год в Павловском Посаде. Мы долго ходили по этой деревне – елки, огни, сугробы, любовь… Вернулся я оттуда уже мужем… А 14 февраля 1963 года мы расписались. Потом я познакомился с ее матерью: пришел к ним домой в своих коротких штанах, в кургузом пальто. Нина сказала: «Мама, это мой муж…» Мать заплакала, я принял это на свой счет. Но сейчас понимаю, что заплакала она не столько от моего вида, сколько от заявления дочери.
Теща пошла в магазин, купила бутылку «Старки», мы ее выпили, а потом ушли с Ниной в общежитие, где и прожили четыре года…»
Леонид Алексеевич Филатов был не только талантливым актером Театра на Таганке, он был еще и режиссером, телеведущим, выдающимся публицистом. В 1990 году снял по собственному сценарию фильм «Сукины дети», вел программу «Чтобы помнили» с 1993 года до последних дней, опубликовал книги «Про Федота-стрельца, молодого удальца», «Любовь к трем апельсинам», «Большая любовь Робин Гуда» и многие другие.
После Щукинского училища Леонид в 1969 году стал играть в Театре на Таганке. Многие знакомые говорили ему, что этот театр не сочетается с его характером. Леонид был спокойным и уравновешенным, тогда как театр жил и творил в атмосфере постоянного взрыва и вдохновенного напряжения. Актер ни разу не пожалел о сделанном выборе, ведь именно атмосфера Театра на Таганке помогла ему раскрыть творческий потенциал.
Первой женой Леонида была Лидия Савченко, тоже актриса Театра на Таганке. Увы, брак распался. Второй женой Леонида стала Нина Шацкая, с которой они жили душа в душу. Нина иногда принимала участие в его литературном творчестве. Например, однажды она попросила приспособить слово «егоза» в сказку про Федота-стрельца. Так и появилось четверостишие:
Погляди людям в глаза?
Лично я не удержуся —
Врежу саблей два раза.
Законченную сказку Нина Шацкая отнесла в журнал «Юность», который ее и напечатал в 1985 году. В журнале Леонид написал Нине посвящение.
Хотелось бы отдельно рассказать о фильме, который Леонид Филатов снял по собственному сценарию в 1990 году. Сюжет фильма основан на реальной ситуации, которая сложилась в Театре на Таганке в 1984 году. Тогда руководитель театра Юрий Любимов, столь горячо любимый Филатовым, был лишен гражданства за несколько антипартийных высказываний, был отстранен от руководства Театром и вынужденно эмигрировал. В фильме Леонид Филатов показал события, которых никогда не было, но которые могли бы произойти: забастовка артистов, голодовка, угроза самосожжения. Фильм был снят за всего за 24 дня, во время съемок Леонид Филатов перенес инсульт, чем и подорвал свое здоровье.
Настоящая фамилия Семена Фарады – Фердман. Под псевдонимом, который похож на таджикскую фамилию, в то время было проще сниматься. Семен Фарада в итоге снялся в 155 фильмах. Режиссеры его безгранично ценили и называли мастером эпизода. Например, на съемках картины «Дом, который построил Свифт» Семен играл судью, во время эпизода кисточка с его судейской шапки постоянно щекотала ему нос, ему приходилось постоянно от нее отмахиваться. Перед одним из дублей он загодя подготовил ножницы и во время съемки, не предупредив режиссера, взял и отстриг эту кисточку. Именно этот дубль вошел в фильм.
Семен Фарада никогда и нигде не учился актерскому мастерству. Окончил МГТУ имени Баумана, откуда его постоянно пытались отчислить за задолженности и безудержную самодеятельность. Со второго курса Семена Фараду призвали в армию, где он отслужил четыре года во флоте. Именно в армии молодому таланту удалось раскрыть свой потенциал. Семен выступал в эстрадной группе Краснознаменного Балтийского флота (состоящего из него одного) и в драматическом коллективе Дома офицеров в Балтийске. Фарада так играл, что ради маленькой роли матроса-анархиста ему, единственному из состава, разрешили носить длинные волосы. После армии ему выдали два рекомендательных письма: Юрию Завадскому и Аркадию Райкину.
И в 1972 году Семен Фарада был приглашен в Театр на Таганке Юрием Любимовым.
Безусловно, Владимир Высоцкий не нуждается в представлении. Не одна книга написана о его жизни, не один фильм снят. Фантастическая популярность Владимира Высоцкого была феноменом в СССР. Его песни становились народными, хоть в СМИ его имя практически не звучало. Он написал 412 песен и несметное количество стихов. Есть легенда, что однажды известные в советские времена популярнейшие поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский в приватной беседе поспорили, кто из них останется в веках в звании поэта эпохи. И опрос ВЦИОМ 2010 года показал, что Владимир Высоцкий занимает второе место в списке кумиров XX века после Юрия Гагарина. Вот таким непредсказуемым образом завершился спор.
По настоянию семьи Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В. Куйбышева и после первого же семестра ушел оттуда. Вместе со школьным другом они решили провести новогоднюю ночь, сидя за чертежами. И вот в два часа ночи, когда чертежи уже были готовы, Владимир вылил на них не то тушь, не то кофе из своей кружки и сказал, что у него есть еще целых полгода для подготовки к поступлению в театральное.
Владимир поступил во МХАТ в 1956 году, познакомился там со своей первой женой Изой Жуковой. С 1960 по 1964 год с перерывами работал в Московском драматическом театре, где играл в основном эпизодические роли. В 1961 году на съемках фильма «731-й просит посадку» познакомился со своей второй женой Людмилой Абрамовой. В это же время стали появляться его первые песни.
В 1964 году Юрий Любимов пригласил Владимира Высоцкого в Театр на Таганке, где он и проработал до конца жизни. С труппой Театра Владимир Высоцкий часто ездил на гастроли за границу.
Самостоятельно он дал около 1000 концертов за свою жизнь. Записал 10 радиоспектаклей… Перечислять можно бесконечно.
Его третья жена Марина Влади вспоминает, что Юрия Любимова и Владимира Высоцкого связывали такие отношения, словно они были отец и сын. Режиссер очень любил Высоцкого, прощал ему то, что не прощал другим артистам. Не последнюю роль Юрий Любимов сыграл в 1980 году, при организации похорон Владимира Высоцкого. Возможно, это и послужило поводом к лишению Любимова гражданства.