архимандрит павел кривоногов биография

Архимандрит Павел (Кривоногов)

архимандрит павел кривоногов биография. 46339464465 564ea7e8e2 o. архимандрит павел кривоногов биография фото. архимандрит павел кривоногов биография-46339464465 564ea7e8e2 o. картинка архимандрит павел кривоногов биография. картинка 46339464465 564ea7e8e2 o.

Биография:

Родился 18 июня 1970 г. Свердловская область, г. Алапаевск.

1990 г. Служил в рядах Вооруженных сил

В 1987 г. окончил школу № 1, г. Порхов Псковской области.

1994 г. окончил Московскую Духовную Семинарию.

1998 г. окончил Московскую Духовную Академию

Даты пострига и рукоположений:

13 апреля 1995 г. пострижен в монашество Наместником Свято — Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом Феогностом в Троицком соборе Лавры в честь апостола Павла.

7 октября 1997 г. – рукоположен во иеродиакона Высокопреосвященнейшим Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры.

17 декабря 1998 г. – рукоположен во иеромонаха Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в храме св. мч. Иоанна Воина, г. Москва.

1998 г. – Набедренник

2001 г. – Наперсный крест

2001 г. – Сан игумена

2003 г. – Крест с украшениями

2004 г. – Сан архимандрита

2017 г. – Юбилейная медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»

1994 – 2019 гг.– Насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

2001 – 2019 гг.– Благочинный Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

С 30.08.2019 г. по настоящее время — Наместник Саввино — Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Источник

«У каждого своя дорога. »: интервью благочинного Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Кривоногова)

архимандрит павел кривоногов биография. 85de3992732080ee9c2d2d29ad58dea7. архимандрит павел кривоногов биография фото. архимандрит павел кривоногов биография-85de3992732080ee9c2d2d29ad58dea7. картинка архимандрит павел кривоногов биография. картинка 85de3992732080ee9c2d2d29ad58dea7.

Троице-Сергиева Лавра, говоря современным языком, для Сергиева Посада – градообразующий центр. И хотя слободы, когда-то возникшие вокруг монастыря и долгое время обеспечивавшие его быт, давно живут сами по себе, Лавра представляет интерес не только для людей глубоко воцерковленных, но и для тех, кто далек от религии. Что происходит там, за стенами монастыря, кто населяет обитель?

Монаха можно уподобить воину или спортсмену, который готов до изнурения работать над собой, чтобы держать себя в форме и одолеть соперника. Монаху надлежит укреплять свой дух и противоборствовать извечному врагу.

Троице-Сергиева Лавра была закрыта с 1919 по 1946 год, и образовалась брешь в многовековой истории монастыря. Эту брешь заделывают новые насельники. Духовная крепость заняла форпост и переживет века.

Благочинный Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов) прост в общении, но если он прищуривает глаз, то кажется, что видит собеседника насквозь. Не хочешь, а поежишься, отметишь про себя: «Не так уж он и прост».

Отец Павел, существует выражение: подвести под монастырь. В былые времена заточали в монастырь, насильно постригали царственных особ. Это было наказание. И в то же время люди уходили и уходят в монастырь по доброй воле. Как это понимать?

Да, в истории много примеров насильственного пострижения, насильственного изменения социального статуса человека. И, конечно, для людей, которые жили в роскоши, это было сущим наказанием. Но те, кто в монастырь идет сознательно, – люди другого склада. В монастырь приходят умирать и готовиться к вечной жизни, дают обет жить в послушании и в совершенном нестяжании. Монашество – это один из путей спасения, избавления, освобождения от грехов и страстей. Одним людям Господь положил в сердце добровольно вступить на этот путь, а иных привел через разные обстоятельства, как некогда из гонителя Церкви Савла сделал апостола Павла.

Вспоминается поучительная судьба Петра Калнышевского, последнего атамана Запорожской Сечи. Он был заточен в Соловецкий монастырь и провел там 28 лет. Потом ему даровали свободу, но он остался на суровом Севере, остался при монастыре и принял схиму. Останки его покоятся у стен Преображенского собора, рядом с останками знаменитого келаря Авраамия (Палицына).

У каждого своя дорога в монастырь. У меня осознанное желание идти в монастырь по­явилось лет так в 13–14, и это было мое личное желание. Я ездил с детства в качестве паломника в Псково-Печерский монастырь. Сначала, когда был маленьким, ездил с семьей, потом, когда стал взрослым, ездил сам. Видел старцев, подвижников: архимандрита Иоанна (Крестьянкина), отца Андриана.

У отца Иоанна (Крестьянкина) исповедовался, он был некоторое время моим духовником, пока я не пошел в монастырь. Доброе влияние примера старцев и подвижников было благотворно для меня.

Когда Вы пришли в монастырь?

Сначала я поступил в Московскую духовную семинарию, предметно испытал свое желание и после учебы в 1994 году пришел в монастырь. Мне было 24 года.

Родители не отговаривали Вас от этого решения?

Нет. Отец обращал внимание на важность такого шага и указывал на то, что обратного пути не будет. Он священник, а мама была домохозяйкой и пела в храме на клиросе. Мама уже умерла, а папа жив, ему сейчас девятый десяток, он живет на Псковщине и является почетным настоятелем храма. Служит до сих пор, но редко, сами понимаете, по возрасту.

Вы пришли в монастырь молодым человеком, Вам было 24 года. И уже через семь лет стали благочинным. У Вас было стремление сделать карьеру?

Я пришел в монастырь не карьеру делать. Лавра для меня – это дом родной, и я не имею никакого желания уходить из монастыря. Для меня это самое родное место на земле, а в каком качестве дома у себя служить – не имеет большого значения.

Что входит в круг обязанностей благочинного?

Благочинный является ближайшим помощником наместника Лавры, а круг обязанностей довольно широкий: тут и составление богослужебных расписаний, и прием официальных церковных и светских делегаций, и многое-многое другое…

У Вас в монастыре живет отец Наум. С ним ищут встречи многие миряне, называют его прозорливцем и ясновидящим.

Я не думаю, что слово «ясновидящий» можно применить к отцу Науму или к другому духовному человеку. Прозорливец? Пожалуй. Отец Наум около 60 лет в монастыре, ему скоро будет 90 лет. За десятилетия практически беспрерывной молитвы он очистил свое сердце, очистил свой ум, и Господь дает ему ответы на вопросы. Но сейчас старец тяжело болен и никого не может принимать.

Сколько в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре монахов?

На сегодняшний день 295 человек. Непосредственно в Лавре проживает 200 человек, остальные на скитах и подворьях. Самому старшему 90 лет, а самому младшему 25. Примерно, семьдесят процентов братии, помимо семинарии, имеют светское образование: средне-специальное или высшее.

У каждого своя келия?

Да, но новоначальные послушники живут в общей.

Келии одинаково обставлены или каждый волен что-то обустроить на свой лад?

Келии, во-первых, разные по величине в зависимости от корпуса, а обстановка классическая: кровать, стол, стул, шкаф. Но мебель неодинаковая, не как в казарме. Меняется мебель по мере обветшалости и выхода из строя; старая мебель кочует по келиям, и она зачастую прочней новой.

Может, например, монах в келии у себя держать котенка?

А почему бы и нет? У нас держат.

А если кто-то у себя поставит телевизор?

Для чего тогда он в монастырь пришел? Фильмы смотреть?

Понятно. Как рано производится в монастыре подъем?

В монастыре нет такого понятия, как подъем. В братском корпусе в 5 часов утра по коридору проходит будильщик, звоня в колокольчик. Мой, уже покойный, сосед архимандрит Пимен, если мы с ним встречались в коридоре, например, в половине первого ночи, говорил мне: «Доброе утро», – потому что он уже встал для совершения своего монашеского молитвенного правила. Каждый брат со своим духовником советуется, как правильно распределить время для молитвы, труда и отдыха.

В половине шестого утра братский молебен в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия, затем утренние молитвы, полунощница, Литургия, потом насельники идут на послушания. В полдень у нас совершается обязательная для всех насельников монастыря братская трапеза. В 17 часов – вечернее богослужение, после которого ужин, хотя кто-то, может быть, не ужинает.

Монастырская трапезапредмет особого разговора.

Трапеза совершается с соблюдением монастырского Устава, который предписывает поститься перед Святой Пасхой в дни Великого поста, перед праздником Рождества Христова, перед праздником Успения Божией Матери и перед празднованием святых апостолов Петра и Павла. Всего четыре поста. Особенно строгий пост –Великий, когда в первую и последнюю неделю поста трапеза совершается один раз в сутки, без горячей пищи. Кроме продолжительных постов, у нас есть постные дни – среда, пятница, – другие особо установленные дни. Мясные продукты на трапезу не подаются никогда.

Я часто бываю в Троицком соборе и вижу, что у раки преподобного Сергия монахи сменяют друг друга и стоят как на часах.

Молебны у мощей преподобного Сергия служат только иеромонахи, то есть монахи, которые являются священниками, только они там стоят, сменяя друг друга каждые два часа. Так это совершается уже несколько столетий.

В монашестве существует своя иерархия: послушник, инок, монах, иеродиакон, иеромонах. Эти ступени надо последовательно пройти или можно через какую-то переступить?

Это невозможно. Конечно, быстрота прохождения ступеней у каждого может быть разная, но нельзя переступить ни через одну ступень. Существует еще схима. Схимонах – это монах, который второй раз дает обет, от него требуется больше самопонуждения и самоотречения.

Последний раз хоронили на территории монастыря в феврале 2017 года, когда был погребен духовник Лавры архимандрит Кирилл. Это случай исключительный?

Исключительный. У нас есть подворье в Деулине – это историческое место, где в 1618 году был заключен «Вечный мир» с Польшей, – и там мы погребаем свою братию.

Бывают случаи, что изгоняют из монастыря?

Бывают, но в Лавре это единичные случаи. За последние десять лет из монастыря исключили двух монахов, и было два-три случая, когда люди уходили сами –ошиблись в своем выборе.

Случается, что в монастырь приходит человек, чем-то потрясенный, не нашедший себя в окружающем мире, уставший от жизненной борьбы и невзгод, разочарованный, ищущий утешения, покоя и духовной свободы. Но, когда закрываются за ним монастырские врата, чаще всего он может не обрести ни того, ни другого, ни третьего, так как человек, оставаясь человеком, принес с собой в монастырь свои слабости. А между тем преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз».

Надо много работать над собой для приобретения свободы, чтобы не быть рабом греха. На это уходят годы. Монах обязан исполнять обет, который он дал при постриге. Надо понуждать себя, и при всем при этом настраивать себя жить с радостью. Монах должен не пробалтывать слова, а совершать молитву, а подвижники молились и во сне.

Люди ищут счастья на земле. Кто-то нашел его в детях, кто-то считает, что нашел его в деньгах, кто-то говорит, что счастья нет. Вы считаете себя счастливым человеком?

Без всякого пафоса скажу, что счастье, озвученное Вами, – это счастье в светском понимании, от которого я осознанно, добровольно, без всякого сожаления отказался и подал прошение в монастырь. В Троицком соборе у мощей преподобного Сергия мне тепло и уютно, как ребенку на руках у мамы, и я счастлив, что видел монахов, уходящих в вечность в мире и радости.

…В дни, когда я заканчивал работать над материалом, пришла весть, что умер отец Наум. Случилось это 13 октября.

Похоронили старца в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре рядом с архимандритом Кириллом. Я был на погребении. Проводить в последний путь отца Наума пришли и приехали сотни и сотни людей из самых разных уголков, даже с Горного Алтая.

Благочинный Лавры отец Павел на следующий день прокомментировал: «Захоронение в Лавре архимандрита Кирилла (Павлова) и архимандрита Наума (Байбородина) – это исключение, сделанное Святейшим Патриархом для этих двух духоносных старцев. Думаю, в нашей Церкви нет такого храма, где бы не знали их имена».

Отец Павел выговаривал по слову, едва слышно, и было это похоже на то, как в тихую погоду осенью дерево роняет листья.

Источник

«В Лавре постоянно происходят чудеса»

Беседа с благочинным Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кривоноговым)

Троице-Сергиева Лавра – один из центров православной духовной жизни России. Но, даже совершая паломничество в эту святую обитель, нам не всегда удается прикоснуться к тайно совершаемому подвигу насельников монастыря. О том, чем живет Лавра сегодня, рассказал порталу “Православие.Ru” благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Кривоногов).

– Отец Павел, многие наши читатели знакомы с Троице-Сергиевой Лаврой, бывали здесь на богослужениях, читали или слышали о ее славной истории. А как живет Лавра Преподобного Сергия сегодня?

Лавра Преподобного Сергия живет Преподобным Сергием, и все, кто пришли сюда – братия, студенты, паломники, сотрудники – пришли, чтобы поклониться и попросить помощи Преподобного Сергия.

Преподобный Сергий – игумен Земли Русской и игумен Лавры: он управляет Лаврой. Он тихо, спокойно правит. И всякий, внимающий его правлению, видит его руководство. А не внимающий – не видит этого. Человек, живущий по своей воле, по своему норову, не может увидеть тихую, но твердую руку Преподобного Сергия.

Лавра представляет собой ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, размещенный почти что в центре Центральной России. И этот монастырь, как и вся Россия, находится под покровом Аввы Сергия. Мы являемся свидетелями этого чудного покрова над братией, над монастырем, над всеми, кто приходит к Преподобному за помощью, и над всей Русской Церковью. Игумен Земли Русской покрывает, помогает и поддерживает каждого, обращающегося к нему за помощью человека.

Мы имеем немало свидетельств исцелений по молитвам Преподобного Сергия, имеем и наблюдаем опыт духовной жизни подвижников благочестия, которые жили и живут в Лавре и в окрестностях монастыря, приходящих к Преподобному, приезжающих – часто или редко – в Лавру Преподобного. И примеров этих немало.

Благодарение Богу, мы застали сонм подвижников, которые жили под покровом Преподобного и жили Преподобным: в радости, благодушии и терпении.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца.

Каждый, кто приходит к Преподобному, получает по мере своей просьбы, по мере открытости и чистоты своего сердца. Преподобный каждого наделяет по мере возможности восприятия этого дара, этого его благословения.

Дай Бог, чтобы каждому Господь через Преподобного давал сил, давал поддержку и помощь в несении креста, в радости и благодушии: не унывая, не печалясь, но с молитвой, с терпением исполнять свое служение, данное каждому Богом.

Совсем недавно мы праздновали 700-летие Преподобного Сергия, в связи с чем Лавра очень сильно обновилась. Многие здания отремонтированы, наведен образцовый порядок. Остались ли еще какие-то нереализованные планы по реставрации и ремонту – в Лавре или же в близлежащих скитах или храмах?

Проблемы всегда есть. Сказать о том, что сделано все, просто невозможно. В Лавре расположен Патриарший Архитектурно-реставрационный центр, который занимается как раз проблемами реставрации, контролем зданий, сооружений, памятников архитектуры и контролем над ними, а также есть реставрационно-иконописная мастерская, которая специализируется на реставрации икон. В том числе икон, расположенных в иконостасе Троицкого собора. Эта работа никогда не прерывается, в настоящее время тоже.

Троицкий собор – это в определенном смысле сердце и Лавры, и Сергиева Посада. Сюда ежедневно притекает множество паломников, среди которых множество туристов. В Лавре в настоящее время, особенно по выходным, просто засилье иностранных туристов, в последнее время преимущественно китайских. Это громадное нашествие в Сергиев Посад и в Лавру – оно с чем-то связано, как Вы думаете, отец Павел?

Как мне думается, это устроил Господь Своим Промыслом: желая помочь и дать возможность китайцу увидеть Христа, увидеть жизнь христианскую, увидеть людей, старающихся жить по Христу и со Христом, увидеть жизнь людей, поставивших во главу угла христианский идеал. Ведь у себя на родине они этого не могут увидеть, они оторваны от этой традиции, традиции веры.

Поэтому, думаю, что для них – это момент «духовной экскурсии», чтобы они смогли это все увидеть. И Преподобный сам дает определенное «послание» каждому из приезжающих сюда китайцев – в его сердце, в его ум, чтобы он что-то почувствовал, о чем-то задумался, что-то увидел, что-то услышал, что-то понял и переоценил свою жизнь.

А придут ли они ко Христу все или же почти никто из них не обратится в Православие? Господь призывает всех, но «много званых, а мало избранных».

Чтобы потом никто не сказал: «китайцев много, а их никто не звал»… Господь зовет всех, Он зовет и китайцев…

Как совершается в Лавре память о покойной братии? Вспоминают ли ушедших в их памятные дни? Что с этим связано?

– К сожалению, кладбище в Деулино, где хоронят братию Лавры очень быстро – особенно в последнее время – увеличивается. Многие братья уходят, особенно старцы. Каждого брата, который скончался, мы помним. В день его кончины мы совершаем поминовение, здесь на братской трапезе служим панихиду. Служим панихиду, может быть, и на кладбище, на его могиле. На каждой Божественной Литургии поминаем почившую братию.

Кроме того, на сайте Лавры есть раздел, посвященный жизни старой почившей братии Лавры. Это «Братский помянник», который рассказывает о жизни того или иного, особенно недавно почившего, старца.

– В Лавре постоянно происходят чудеса. И, несмотря на то, что наши современники активно ищут явных чудес, Вы уже сказали, что Преподобный Сергий творит чудеса незаметно, в тихости, каждому открывая свое. Фиксируются ли сегодня какие-то яркие случаи?

– В настоящее время, как правило, люди, получившие помощь (и даже исцеление), чаще всего скрывают это. Потому что помощь бывает разная. Но исцеления происходят, и случаи такие у мощей Преподобного мы регулярно наблюдаем.

Для кого-то, может быть, это мелочь, но когда студент Академии подходит к мощам Преподобного и просит помощи на предстоящем экзамене, зная только один билет, а потом вытягивает именно его – это ведь настоящее чудо! А обоснованием такой его «нерадивости» было лишь то, что он помогал старцу и был занят уходом за умиравшим старцем. И вот, он идет сдавать экзамен и получает пять баллов за тот билет, который – единственный – он подготовил!

– Да, действительно, это очень яркий случай…

– Можно, конечно, спорить: чудо это или не чудо, но такие случаи происходят. Один студент помогал престарелому монаху, тот был немощный, и он ходил к нему каждый день. Студент делал ему разные процедуры, но к урокам и экзаменам готовился плохо. Готовился, но на бегу, на ходу, на переменах… И вот, год кончился, он идет в канцелярию Академии, чтобы получить табель об успеваемости, и видит, что там стоят только одни пятерки! Он был очень удивлен: целый год-то вроде бы и не учился, все бегал между старцем и учебой… Но когда старец почил, а студент этот, по старой памяти, стал несколько лениться и прохладно относиться к занятиям (дескать, он ведь отличник!), то в конце года картина изменилась!

И он стал ходить помогать другому старцу, стал просить помощи Преподобного Сергия, чтобы тот помог ему усвоить материал, и прекрасно сдал экзамены! С помощью Преподобного Сергия…

Именно поэтому существует у нас традиция, когда все студенты идут к раке мощей Преподобного, прося его помощи и благословения на свою учебу. Не только для того, чтобы отлично сдать экзамен, а для того именно, чтобы усвоить материал. А сделать – это уже дело другое…

– Троице-Сергиева Лавра неразрывно уже связана с именем нашего Главного регента монастыря, легендарного архимандрита Матфея (Мормыля). Записи лаврского хора уже разошлись, наверное, по всему миру – не только в России. Троице-Сергиеву Лавру уже практически не отделяют от звучания этого хора. Люди слушают, молятся, вспоминают… А что сегодня происходит с лаврской певческой традицией?

– Конечно, отца Матфея нам недостает. Конечно, то значение, которое имел отец Матфей, сейчас все более и более становится очевидным. Его значение все больше и больше увеличивается и осознается. Но, к сожалению, его реальное участие в жизни хора все более и более отдаляется, потому что отца Матфея с нами нет уже почти десять лет.

А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Время идет, вырастает молодое поколение, приходят молодые ребята, которые уже не помнят отца Матфея. Да, видели на фотографии или на видео. Да, слышали его хор. Но реально они не переживали того, как он управлял. Это чувство хора, которое имел отец Матфей, монолит певческого коллектива, его видение музыкального произведения, этот мощный звук, который исходил от хора и катился, как огромный шар, по всему храму, заполняя собой все пространство… Редко, кому из регентов удается добиться такого звучания хора… А отец Матфей обладал такой способностью: его хор пел и духовно, и музыкально, и очень молитвенно.

Помню такой случай, когда отец Матфей управлял хором в последний раз: регентует Херувимской, а сам плачет, сидя на своей колясочке (он в последние годы не ходил). И хор пел просто непередаваемо! Несмотря на то, что хор был смешанным, но он был настолько сплочен, настолько слит, что непонятно даже, где какие звучали голоса – мужские или женские… Это был единый молитвенный звук… Вопль молитвенный, торжество молитвы – забыть это невозможно!

И сегодня говорить о том, что это «было и ушло», нельзя. Это было, оно есть и сейчас. Есть, потому что мы помним отца Матфея.

Один из наших духовников рассказывал такой случай. Где-то в 80-е годы группа людей из Архангельской области, живших долгое время в церковном расколе, приехали в Троице-Сергиеву Лавру. Они не признавали Патриарха, не признавали Церковь. Считали, что Церковь уже не сохранилась… И вот, они попадают в Успенский собор на Литургию. Пел отец Матфей. Они пережили эту волну благодатного духовного и музыкального пения, после чего признались сами себе, что Церковь – жива. Они поисповедовались в Лавре, покаялись, причастились Святых Таин и радовались, что Церковь – жива. Это было свидетельство жизни Церкви.

И дай Бог, чтобы в Лавре не прекращалась такая певческая традиция, чтобы Преподобный Сергий воздвигал подвижников церковного пения. Чтобы пение церковное проповедовало, назидало, укрепляло людей на их пути ко Христу.

– Когда мы поднимались к Вам в келию, отец Павел, я обратил внимание на дверцу братской келии с номером 16, на которой висит надпись: «Архимандрит Кирилл». Мне посчастливилось несколько раз бывать в этой келии: Батюшка встречал у себя, молился, отвечал на многие и многие житейские вопросы…

– Мы говорим сейчас о воспоминаниях, но Батюшка жив. И каждый раз, приходя к Батюшке, мы обращаемся к живому Батюшке. Да, может быть, мы не получаем такого полного ответа. Но мы получаем поддержку, какие-то сигналы получаем от Батюшки, которые он нам может подать.

Да, он сейчас почти что не говорит, но Господь дает ему силы, и он, вопреки всем законам физиологии, продолжает поддерживать приходящую братию. Кого-то – пытаясь ему что-то сказать, кому-то просто потрясет руку или задержит ее в своей. И человек тут же ощущает какую-то помощь в решении того или иного своего вопроса или проблемы.

Мы благодарим Бога, что Батюшка с нами, и за его молитвы мы еще живем в мире и тишине. А это много.

– Молодая братия всегда научается от старой братии. Есть сегодня еще старцы в монастыре?

– Слава Богу, что в Лавре еще есть старшая братия, которая живет, подвизается. Вспоминаю отца архимандрита Пимена (ныне покойного). Помню, иду по братскому коридору около полуночи в умывальную комнату, а мне навстречу – отец Пимен. И говорит мне: «Доброе утро!» И так было несколько раз. Сначала я подумал, что старец шутит со мной: полночь почти, а он говорит мне «Доброе утро!» А, может быть, перепутал старец по старости своей (ему уже 80 лет было). А потом я заметил: нет, старец уже проснулся. Это у него утро началось. Он проснулся и шел, умывшись, на молитвенное правило…

У нас сейчас есть старая братия, к которым молодые приходят прочитывать им правило. К кому-то в три часа ночи приходят читать правило… Это очень поучительно и очень поддерживает всех.

Один молодой монах как-то сказал: «Бывает, не хочется идти, но надо старцу помочь. Если я не приду, он же не сможет прочитать сам!» И вот, он идет в три часа ночи и читает ему правило. Это очень поучительно.

Но, конечно, у современного человека много проблем. В основном, проблема своего «я». Такой человек все пропускает через свое сознание, через свой ум, анализирует, а с этим анализом, чаще всего, он может потерять понятие послушания и не увидеть его.

И вот здесь послушнику (или монаху) нужно задуматься: зачем он пришел в монастырь? Творить свою волю, делать все по-своему, или же делать, как ему благословят?

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле.

В монастыре воля не ломается, а подчиняется Божией воле. И если человек внимательно живет в Лавре, он видит, что управляет всем Преподобный Сергий. Не администрация, не какое-то начальство, а сам Преподобный тихо, спокойно правит монастырем! Братия, ведущая настоящую духовную жизнь, видит это, знает, замечает и в терпении ждет, – если имеет какое-то искушение – что Преподобный сам все расставит на свои места и все решит.

– В Лавре есть большая библиотека, может ли монах сегодня повысить свой образовательный уровень, находясь в стенах обители?

– Есть библиотека с хорошим читальным залом. А кроме тех книг, которые там имеются, усилиями братии была переснята на электронные носители вся прежняя лаврская библиотека, сохранившаяся после Смутных времен в Москве, будучи вывезенной в РГБ. Там она и сейчас хранится, а братия все полностью пересняла, большая часть материалов сейчас размещена на сайте Лавры. Переснят и дореволюционный архив Лавры. Это очень помогает человеку, имеющему желание изучать историю, быт Лавры, ее духовную, богослужебную жизнь. Можно придти, воспользоваться компьютером, и братия с успехом этим пользуется.

– Первое, что обращает на себя внимание паломника, попадающего в Троицкий собор Лавры – это, конечно, удивительные росписи наших святых иконописцев – преподобных Андрея Рублева и Даниила Черного, а также их учеников. В Троицком соборе действительно сохранились их подлинники?

– Иконостас Троицкого собора написан преподобным Андреем Рублевым и его учениками, в частности, Даниилом Черным. Пятый (верхний) ярус иконостаса относится к XVII веку. Царские врата – это дар Михаила Федоровича Романова, первого из династии Романовых. В первом ряду иконостаса – иконы XV-XVI веков. Там же была и рублевская Троица, на месте которой сейчас размещена копия иконописца Баранова, который исполнил ее в 1927 году.

Да, Андрей Рублев расписал весь собор, но, к сожалению, его фрески не сохранились. В XVII веке они были срублены и заменены новыми фресками. Мы сейчас имеем остатки фресок XVII века. Они отреставрированы, поновлены частью, но это остатки фресок XVII века.

– Известно паломникам, что в Серапионовой палате – место бывшей келии Преподобного Сергия. Это действительно то самое место?

– В исторических повествованиях мы читаем, что келия его была около храма. Прежний храм Живоначальной Троицы стоял на месте Троицкого собора. А поскольку он был деревянным, меньшим по размеру, то и получается, что «келия у храма» попадает как раз на место, где сейчас Серапионова палата.

Есть предположение, что келия Преподобного отчасти находилась даже под нынешней территорией Троицкого собора.

Момент явления Матери Божией Преподобному Сергию – это один из важнейших моментов в жизни как Преподобного Сергия, так и в жизни Лавры. Память об этом сохраняется в Лавре, и каждую пятницу совершается акафистное пение в честь Матери Божией, потому что, как мы помним, явление это было в ночь с пятницы на субботу, во время молитвы Преподобного с его учеником, преподобным Михеем.

– «Большой келией Преподобного Сергия» называют Московские духовные школы, которые уже давно исторически обосновались в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Сегодня жизнь Академии и семинарии неразрывно связана с жизнью обители. Как происходит общение братии монастыря и преподавателей и студентов Московских духовных школ?

– Во-первых, студенты участвуют в Лаврских богослужениях. Они поют на клиросах во время воскресных богослужений, на большие праздники церковные. Происходит и исповедь студентов в особо установленные дни: например, перед Рождеством, перед Пасхой, перед Успением, перед Преображением. Есть специальные дни, когда администрация Академии считает нужным, духовники Лавры приходят и совершают исповедь студентов Академии и преподавателей. Студенты и самостоятельно регулярно посещают лаврских духовников: приходят на исповедь, открывают помыслы, получают духовные советы – такая нормальная, живая христианская жизнь, это очень хорошо.

Молитвами Преподобного Сергия да пребудет над всеми нами покров Игумена Земли русской – в благословение каждому из нас, в радость, утешение и терпение своего жизненного креста!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *