Аристотель утверждал что политический строй держится
Аристотель о власти и что-то вне его
Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей но встречаещейся крайне «редко и у немногих». Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
« Отклонение от монархии даёт тиранию,
отклонение от аристократии — олигархию,
отклонение от политии — демократию.
отклонение от демократии — охлократию»
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно противоречит идее права».
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель был убеждённым сторонником рабства, но даже при исключение рабов из политической системы, он считал, что свободные граждане очень редко достигают устройства власти в интересах их всех хотя бы не рабов.
Толпа свободных но второсортных склонна к охлократии при малейшей нестабильности.
Охлокра;тия (лат. ochlocratia ; от др.-греч. толпа + власть) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов, революций.
55. Вашим Покровителем является только Аллах, Его Посланник и верующие, которые совершают намаз, выплачивают закят и преклоняются.
56. Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями.
Самый совершенный строй в исламе выборная власть с народом без сословий, когда в покровители берутся верующие исполняющие ритуалы, выплачивающие налоги (закят) и прекланяющиеся (искренне несущие веру и мораль).
То есть моральные люди выплачивающие налоги.
Австрийская республика долго не могла договориться с ЕЕС о вступление, не желая отказаться от выборной власти, когда право голоса имеют только граждане выплачивающие налоги.
Нищий с правом голоса и готовый его продать или поверить пустой демагогии, без своего морального чёткого критерия внутри, не лучший выборщик, по мнению очень многих начиная с Аристотеля.
Подобные мысли не давали покоя и отцам основателям США и они в выборах президента предпочли систему выборщиков от каждого штата, усложнив выборы и сузив количество имеющих право выбирать президента напрямую, мотивируя это тем, что много ограниченных или без ответственных людей которым нельзя доверять судьбу страны.
В результате зачастую кандидат набравший в США больше голосов всех граждан проигрывает выборы кандидату набравшему большинство голосов выборщиков.
Глава 32 Политическая теория Аристотеля
Политическая теория Аристотеля
Взгляд Платона и Аристотеля на государство как на образование, помогающее человеку достичь своей цели – прожить достойно свою жизнь или стать счастливым, – которое, по природе своей, выше отдельного человека и семьи, оказал огромное влияние на всю последующую философию. В Средние века христианские философы (что было для них совершенно естественно) отдали пальму первенства личности и семье и создали новую концепцию «совершенного общества», под которым они понимали Церковь. Ее цель более возвышенна, чем цель государства (это объяснялось еще и тем, что национальные государства в Средние века отличались известной слабостью). Однако стоит только вспомнить о Гегеле в Германии и Брэдли и Бозанкете в Англии, как становится ясным, что греческая концепция государства не умерла вместе с греческой свободой. Более того, хотя в этой концепции роль государства была сильно преувеличена (особенно там, куда не дошел свет христианства и не смог внести коррективы в это одностороннее преувеличение), она отличается большим разнообразием и находится ближе к истине, чем концепция Герберта Спенсера, например. Ибо государство существует ради благополучия своих подданных, то есть играет положительную, а вовсе не отрицательную роль; подобная позитивная концепция государства имеет полное право на существование, если она, конечно, не отягощена мистическими преувеличениями тоталитарного государства. Несмотря на то что горизонт Аристотеля был ограничен рамками греческих городов-государств (хотя он и поддерживал связь с Александром Великим) и он почти ничего не знал о нациях и империях, он сумел гораздо глубже познать сущность и назначение государства, чем теоретики laissez-faire[7] и британской школы от Локка до Спенсера.
3. Существуют в целом два разных способа наживать состояние и один занимающий среднее место между этими двумя.
i) «Естественный» способ заключается в накоплении необходимых для жизни средств с помощью занятий земледелием, скотоводством и охотой.
ii) Способ, занимающий среднее место, – это натуральный обмен. В нем вещь используется «не по назначению», но поскольку она используется для приобретения того, что нужно для жизни, то мы можем назвать обмен естественным способом приобретения состояния.
iii) Третий, «неестественный», способ заключается в накоплении денег, которые можно обменять на товары. Нам кажется странным, что Аристотель с таким презрением относился к торговле, однако оно в значительной степени определялось обычным для греков отношением к коммерции как к чему-то нечестному и потому недостойному свободного человека. Очень важно отметить презрение Аристотеля к «ростовщичеству», или порождению денег деньгами, как он его назвал. «Деньги были созданы для обмена, а не для того, чтобы приносить прибыль». Такое заявление отвергает все способы получения прибыли, но Аристотель, по-видимому, имел в виду деятельность ростовщиков, которые наживаются на тех, кто испытывает нужду, легковерен или невежествен, хотя конечно же Аристотель обосновывал свое отношение к ростовщичеству идеей «естественного» предназначения денег. Численность коров, овец, а также плодов увеличивается естественным образом, зато количество денег таким путем увеличиваться не может. Деньги были созданы только для обмена, и ни для чего больше. Служить средством обмена – это их естественное предназначение, а если они не меняются на товары и не служат для оплаты труда, а пускаются в рост – это неестественный способ использования денег. Следует ли говорить, что Аристотель и представить себе не мог современной финансовой системы? Если бы он жил в наше время, трудно предвидеть, как бы он отреагировал на современные финансовые операции – отверг их полностью или, может быть, пересмотрел свои взгляды.
4. Аристотель, как и следовало ожидать, не позволил себе увлечься картиной идеального государства Платона. Он не думал, что радикальные преобразования, предложенные Платоном, так уж необходимы; не считал он их и желательными, даже если бы их можно было осуществить. Он отвергал, например, Платонову идею о яслях для детей стражей на том основании, что общие дети – это ничьи дети. Уж лучше быть двоюродным братом в собственном смысле, чем сыном в том смысле, в каком понимал его Платон! Аналогичным образом он критиковал коммунистические принципы организации такого государства, поскольку они способны только породить раздоры и привести к неэффективному использованию общей собственности и т. д. Обладание собственностью вызывает чувство удовольствия, и Платону не следовало говорить, что государство станет процветать, если лишить стражей этого источника счастья, ибо если стражи будут несчастны, то кто же тогда будет счастлив? Платон в целом стремился ко всеобщей унификации. Аристотель в целом не одобрял накопления богатств, но он хорошо понимал, что необходимо не столько уравнять всех граждан в отношении собственности, сколько отучить их от стремления к наживе, а если кого-нибудь отучить не удастся, то надо поставить его в такое положение, чтобы он не смог чрезмерно обогатиться.
5. Аристотель определял обязанности граждан исходя из практики афинской демократии, которая сильно отличалась от современной выборной системы. По его мнению, все граждане должны научиться властвовать и быть подвластными, а для этого они должны попеременно пребывать и в том и в другом состоянии, кроме того, они обязаны участвовать в работе совета и суда. Таким образом, «о том, кто участвует в законосовещательной или судебной власти, мы можем утверждать, что он и является гражданином данного государства».
Аристотель считал, что гражданин обязан участвовать в работе совета и заседать в суде, поэтому он исключил из числа граждан ремесленников и мастеровых, как не имеющих для этого необходимого досуга. Другой причиной, по мнению Аристотеля, было то, что ручной труд закрепощает душу и делает ее невосприимчивой к истинной добродетели.
7. Аристотель показал себя тонким знатоком политического анализа, описывая различные типы переворотов, соответствующие различным видам конституций, причины, порождающие их, и способы их предотвращения. Благодаря своим обширным историческим познаниям он сумел привести яркие исторические примеры положений, которые он отстаивал. Он указывает, к примеру, что революционные настроения порождаются главным образом односторонним пониманием справедливости – демократы думают, что люди, равные по своему свободному рождению, должны быть равны во всем; олигархи же полагают, что, поскольку люди не равны по богатству, они не должны быть равны ни в чем. Он подчеркивает, что правители не должны обладать возможностью наживаться за счет своего поста. Аристотель говорит, что те, кто намерен занимать высшие государственные должности, должны обладать тремя следующими качествами: «во– первых, сочувствовать существующему государственному строю; затем, иметь большие способности к выполнению обязанностей, сопряженных с должностью; в-третьих, отличаться добродетелью и справедливостью». К какому бы типу ни относилась конституция государства, не следует ударяться в крайности, ибо, если при демократии или олигархии жизнь одних групп населения будет очень сильно отличаться от жизни других, то недовольство обиженных непременно приведет к перевороту.
8. В седьмой и восьмой книгах «Политики» Аристотель высказывает свои идеи о том, каким должно быть идеальное государство.
i) Государство должно быть достаточно большим, чтобы обеспечить себя всем необходимым (конечно же Аристотелево представление о самодовлеющем сообществе сильно отличается от нынешнего), однако оно не должно быть чрезмерно крупным, поскольку таким государством трудно управлять. Иными словами, оно должно иметь столько населения, сколько позволит ему достичь своих целей. И конечно же количество населения, необходимое для этого, не может быть определено а priori.
ii) Аналогичным образом обстоит дело и с территориальными размерами государства. Оно не должно быть слишком маленьким, ибо в этом случае население не сможет наслаждаться досугом и свободой (а поэтому не будет развиваться культура), но и не слишком большим, чтобы не потворствовать стремлению к роскоши. Город– государство не должен ставить перед собой целью накопление богатств – он должен ввозить лишь то, что ему необходимо, и вывозить излишки в другие страны.
iii) Граждане. Городу нужны землепашцы и ремесленники, но они не должны иметь гражданских прав. Гражданами в полном смысле этого слова могут быть только воины. В юном возрасте они будут служить в войске, в зрелом – выполнять государственные обязанности, а в преклонном станут жрецами. Каждый гражданин должен владеть одним земельным наделом недалеко от города и другим – у границ государства (чтобы все были заинтересованы в защите своей страны от нападения). Эту землю должны обрабатывать работники, не имеющие гражданских прав.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА IX Воззрения Аристотеля
ГЛАВА IX Воззрения Аристотеля Видно, что Аристотель испытывает затруднения, когда он говорит о монархии. Он устанавливает пять родов ее и различает их не по форме государственного устройства, а по случайным признакам, каковы добродетели или пороки государя, или по
Глава 27 Жизнь и произведения Аристотеля
Глава 27 Жизнь и произведения Аристотеля Аристотель родился в 384 году до н. э. в городе Стагира во Фракии. Он был сыном Никомаха, врача македонского царя Аминты II. Не достигнув еще и семнадцати лет, он отправился учиться в Афины и около 368 года до н. э. стал слушателем
Глава 28 Логика Аристотеля
Глава 28 Логика Аристотеля 1. Аристотель систематизировал философию по самым разным основаниям, однако в целом он выделял в ней следующие разделы.Теоретическая философия, целью которой является не достижение практических результатов, а знание, как таковое. Она, в свою
Глава 29 Метафизика Аристотеля
Глава 29 Метафизика Аристотеля 1. «Все люди от природы стремятся к знанию»1. Таким оптимистичным заявлением начинается Аристотелева «Метафизика», книга или, скорее, собрание лекций, которые очень трудно читать (арабский философ Авиценна признавался, что он прочитал
Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля
Глава 30 Философия природы и психологическая теория Аристотеля 1. Природа есть фатальность материальных объектов, подверженных движению (подвижных). Аристотель не дает четкого определения понятия «природа», однако из того, что он пишет в «Физике»1, становится ясно, что он
Глава 31 Этика Аристотеля
Глава 31 Этика Аристотеля 1. Этика Аристотеля носит откровенно телеологический характер. Его интересует не действие, правильное само по себе, независимо от каких-либо соображений, но действие, направленное на достижение блага. Все, что помогает достичь этого блага или
Глава 33 Эстетическая теория Аристотеля
Глава 33 Эстетическая теория Аристотеля Красота 1. Аристотель отличал прекрасное от просто приятного. К примеру, в «Проблемах» он противопоставлял выбор, основанный на чувственном влечении, выбору, основанному на эстетическом восприятии, отличая, таким образом, реальную
2. Теория национального вопроса и будущая политическая судьба Сталина
2. Теория национального вопроса и будущая политическая судьба Сталина Трудно сказать, осталось бы в анналах истории имя Сталина как автора работы «Марксизм и национальный вопрос», если бы ему не была уготована та судьба, которая его ожидала. Скорее всего, эта его работа
Четвертая политическая теория и Россия
Четвертая политическая теория и Россия Сегодня многие интуитивно догадываются, что в «дивном новом мире» мирового глобализма, Постмодерна и Постлиберализма России нет места. Мало того что мировое государство и мировое правительство постепенно отменят все национальные
Четвертая политическая теория как идеология новой России
Четвертая политическая теория как идеология новой России Есть три главные политические идеологии Модерна: либерализм (всех видов), коммунизм (всех видов) и фашизм (всех видов). Они бились между собой в XX веке насмерть. В какой-то момент существовали все они с опорой на
§ 5. Политическая теория Ивана IV
§ 5. Политическая теория Ивана IV Иван IV (1530—1584) известен прежде всего как Московский государь, взошедший на престол после смерти Василия III в 1533 г. и правивший Московией вплоть до своей кончины в 1584 г. В 1547 г. он венчался на царство и после подтверждения своего царского
Книга 1
Аристотель определяет государство как общину, организованную ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье, естественным путём возникшей для удовлетворения повседневных надобностей.
Семьи, объединённые в селения, составляют неотъемлемую часть государства. Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы, а глава семьи уподоблен монарху. В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим.
Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности», прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться». Домохозяйство (экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления.
Книга 2
Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота». По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение».
Книга 3
Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7-й книге — и крестьянам. По количеству граждан в государстве он различал три «правильные» (то есть нацеленные на реализацию общего блага) формы правления:
Царская власть (монархия) — форма правления, при которой власть принадлежит одному правителю, получающему её по наследству, или же к власти приходит избранник. Извращением царской власти является тирания.
Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Извращением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоду состоятельных граждан).
Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Извращением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоду неимущих, то есть нищих). В следующей главе он назовёт политию смешением олигархии и демократии.
Книга 4
Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство:
Народ — крестьяне, производящие продукты питания;
Ремесленники — создают орудия труда;
Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров;
Чиновники — рационально управляют государством;
Военные — защищают государство.
Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть способствовать благоденствию «граждан, обладающих собственностью средней, но достаточной». Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:
Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней;
Должностной орган;
Судебный орган.
Книга 5
Аристотель разбирает причины конфликтов в государстве. Одной из причин нестабильности он называет «разноплемённость населения», личные противоречия в среде правящего класса, а также демагогию, посредством которой один человек способен сосредоточить в своих руках всю полноту власти и стать тираном.
Для укрепления стабильности Аристотель предлагает «возбуждать у граждан разные опасения», а также упрочить власть закона, разделить обязанности и заботиться о воспитании подрастающего поколения.
Книга 6
Аристотель анализирует различие между демократией и олигархией.
Книга 7
Аристотель проявляет эллинский патриотизм, заявляя, что только у эллинов мужество и ум находятся в гармонии. У европейцев есть мужество, но недостаёт ума, тогда как у азиатов есть ум, но недостаёт мужества.
Высшим благом Аристотель называет счастье. Задачами государства являются:
Обеспечение пропитанием;
Обеспечение комфорта;
Защита;
Достаток;
Религиозный культ;
Справедливость.
Аристотель указывает, что гражданам необходим досуг и известная свобода от удовлетворения первичных потребностей для размышления и участия в делах государства.
Книга 8
Аристотель поднимает проблему «воспитания молодёжи», замечая, что там, «где этого нет, сам государственный строй терпит ущерб». Существует четыре основных обучающих предмета:
Грамматика;
Гимнастика;
Музыка;
Рисование.
Основные мысли политико-правового учения Аристотеля
Общие особенности доктрины
Великий философ древней Греции, мыслитель и энциклопедист Аристотель является основоположником логики и политической науки.
Он был рожден в Стагире (Фракия), его отцом был придворный врач македонского царя Аминты III. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в академию Платона. Там он сначала обучается, а потом преподает. В общей сложности в стенах этого учебного заведения он проводит около 20 лет.
После того как умер Платон Аристотель странствует по разным местам своей страны. В конце 340-х гг. ему поступило приглашение от македонского царя Филиппа с просьбой стать воспитателем его сына, который в будущем стал Александром Македонским. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и открыл собственную философскую школу – Ликей (Лицей), в котором преподает до конца жизни.
Аристотеля считают основателем политической науки, так как именно он обозначил ее предмет в качестве государства и его элементов. Им же был определен метод науки (сравнительный метод и эмпирическое наблюдение). Обобщив опыт устройства 158 полисов Греции, ученый сформулировал законы политической науки. Политико-правовое учение Аристотеля было изложено в его трудах «Политика», «Никомахова этика», «Афинская политика».
Политико-правовое учение не являлось самостоятельной формой знания. Оно представляло собой составную часть его философии, прежде всего, этики. Аристотель отверг наивный идеализм, который рассматривался его учителем Платоном в учении о мире идей и вещей. Он выделил 4 базовых начала мира:
Философ полагал, что любые вещи состоят из материи и формы, при этом первая из них включает «то, из чего состоит вещь». Материя имеет пассивный, безжизненный характер, она не может ничего породить самостоятельно. Сущность вещи и источник ее существования в качестве отдельной вещи представлен формой (идеей). Материя способна приобретать завершенный вид только с помощью целесообразности, которая действует в природе.
Опираясь на данную теоретическую предпосылку, Аристотель определял государство в качестве «формы общежития граждан, которые пользуются известным политическим устройством». Целью государства он считал не только выполнение экономических и правовых функций, непозволение людям учинять в отношении друг друга несправедливость и помощь в удовлетворении своих материальных потребностей, но и счастливую жизнь. Он полагал, что целью «человеческого общежития» является не просто то, чтобы жить, а гораздо более то, чтобы жить счастливо». Важное условие счастья заключается в наличии человеке добродетелей, включая мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они «не даны от природы», а представляют собой приобретенные свойства души. Аристотель связывал учение о политике с этикой в качестве науки о душе. Эо давало возможность отличать человека от животных.
Понятие политической доктрины Аристотеля
Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.
Обосновывая суть политики, Аристотель брал за основу природу человека. Он считал человека «по природе своей существом политическим». Это значило, что он, во-первых, наделен от природы желанием общаться, жить с кем-то. Во-вторых, «от других животных его отличает то, что он обладает сознанием о добре и зле, о справедливости и ее отсутствии». Аристотель рассматривал справедливость в качестве общего блага, достижению которого и должна помогать политика, так как это ее главная цель.
Политику необходимо учитывать испорченность человеческой природы, поскольку он подвержен страстям и порокам. Аристотель отмечал, что «без добродетели человек может стать самым нечестивым и диким существом, а в отношении к половому наслаждению и пище он в этом случае хуже, чем любое животное». Именно поэтому политики не должны ставить своей целью воспитание нравственно-совершенных граждан. Достаточным является то, что все граждане обладают добродетелью гражданина, что представлено умением повиноваться закону и власти.
Реализация потребности в общении и воспитании гражданской добродетели происходит в рамках государства, служащему «общему благу». Оно представляет собой высшую форму человеческого общежития. Как и «совершеннейшая форма жизни», для государства характерно определенное политическое устройство, которое Аристотель рассматривал в качестве «порядка, лежащего в основе распределения государственных властей». Политическое устройство состоит из:
Государство состоит из граждан, являющихся его основными элементами. Граждане это те, кто принимает участие в суде, в управлении. По Аристотелю они несут военную службу и служат богам. По этой причине в число граждан в то время не включали рабов и варваров, не развитых духовно и не способных к политическому общению.
Воззрения Аристотеля отличались от позиции Платона. Первый относил к возникновению государства положение, что оно является продуктом естественного развития. Человек — политическое существо, он формирует для общения соответствующие формы совместной жизни.
Первая форма такого общежития представлена семьей, где существовали отношения 3 типов:
По мере того, как растут потребности и совершенствуется обмен несколько семей формируют селение. Несколько селений составляют государство. Можно сказать, что Аристотель перенес отношения патриархальной семьи на государство. Он определял государственную власть как продолжение власти главы. На этой основе была создана патриархальная теория государства.
Аристотель осуществил не только описание существующего государственного устройства, но и попытался найти самую совершенную форму, поскольку только она выступает «средой счастливой жизни».
Особенности политической доктрины
В трактате «Политика» Аристотель произвел классификацию форм государства по нескольким составляющим:
По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы:
Существуют и 3 неправильные формы:
Неправильные формы не служат общему благу и противостоят правильным формам государства. Аристотель резко осуждал тиранию, так как «тираническая власть не соответствует природе человека». Поэтому он оправдывал убийство тирана: «Чести больше не тому, кто убивает вора, а тому, кто убивает тирана». Аристотель отрицательно относился к олигархии, которая, с его позиции, представляла правление, служащее частным интересам богатого меньшинства. Из совокупности неправильных форм он отдавал предпочтение умеренной (цензовой) демократии, в которой верховная власть принадлежала не демосу, а закону.
Третий критерий привел всю совокупность форм правления к двум: олигархия (власть принадлежит богатым) и демократия (власть принадлежит неимущим). Аристотель сформулировал различия этих 2 форм. Он считал, что демократия представляет собой такой строй, при котором большинство свободных и неимущих обладают верховной властью. Олигархия же представлена таким строем, в котором власть находится в руках благородных и богатых людей, которые составляют меньшинство.
Аристотель полагал, что государство представляет собой самую совершенную форму жизни. Оно предназначено для службы общему благу, являясь воплощением справедливости. Тем не менее, философ не все существующие формы рассматривал в качестве способных в равной степени справедливо распределять блага в соответствии с достоинством людей. Возможность для всякого человека благоденствовать и быть счастливым обеспечивается только правильными формами.
Самой древней и самой божественной формой правления является монархия. Она допускается при действии в государстве превосходнейшего человека, который превосходит всех людей. Он поднимается над законом и является богом между людьми. Таких людей в государстве считали большой редкостью, но если они были, то они «суть вечные цари их», а другим людям «остается только повиноваться».
Более предпочтительной формой является аристократия. Здесь власть находится в руках немногих лиц, которые обладают личным достоинством. Аристократическая форма предусмотрена при наличии 2 условий только там, где народ ценит личное достоинство, при этом оно присуще благородным.
Самая лучшая форма правления представляет собой смешанную форму – политию (республику). Здесь у власти находится средний класс в большинстве. Он наделен воинской добродетелью, общей для всех. По этой причине «республика включает людей, носящих оружие». Достоинство политии представлено тем, что она свободна от недостатков и крайностей. Средний элемент в данной форме преобладает во всем, включая нравы (умеренность), имущество (средний достаток), властвование (средний класс). «Та страна, которая состоит из «средних» людей, будет обладать и максимально лучшим государственным строем».
В отличие от Платона, который описал идеальный строй, возможный лишь в прошлом (золотом веке), Аристотель стал прагматиком. Он основывался на опыте государственного устройства 158 городов (полисов), различая 2 государственные формы: абсолютно наилучшую и реально возможную.
Первая из них представляла собой политическое устройство, которое напоминало аристократию. С позиции нравственности идеальная форма правления характерна для государства, где граждане проявляют стремление к достижению добродетельной жизни, чтобы «жить счастливо». В качестве условий существования идеального государства можно назвать ограниченную территорию и численность граждан. Численность должна быть достаточной для обеспечения себя всем необходимым, территория должна быть обозримой для защиты ее от противников. Аристотель считал, что из числа граждан нужно исключить ремесленников, земледельцев и торговцев, поскольку данный род деятельности не располагает к добродетели (по мнению философа гражданами могут стать только воины и правители).
Все граждане страны должны принимать участие в общественных трапезах, средства на которые поступали из земельного общественного фонда. Философ хотел разделить землю в идеальном государстве на общественную и частную. Общественные земли он желал делить на 2 части. Доходы с первой из них должны идти на покрытие издержек, которые связаны с религиозными жертвоприношениями, со второй доход шел на общественные трапезы.
Но Аристотель, который был прагматиком, понимал, что идеальное государство неосуществимо.
Реально возможна форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна обладать умеренностью, преодолевать крайности и недостатки олигархии и демократии. Также для нее должен быть характерен смешанный характер, который способен соединить их добродетели. Данная форма была названа политией (республикой), в состав признаков которой необходимо включить:
Принцип справедливости состоит в 2 видах:
С помощью равенства по достоинству обеспечивается абсолютное неравенство. Это характерно для олигархии.
Заметим, что Аристотель не разделил непреодолимой преградой правильные и неправильные формы, развивая концепцию круговорота или перехода одной формы в другую. Так, по его мнению, олигархия при подчинении одному лицу может стать тиранией, а при ослаблении демократией. Полития способна переходить в олигархию, а тирания становится демократией, при этом власть царя вырождается в аристократию (политию).
Правовая доктрина философа рассматривается в его труде «Этика». Аристотель вывел право, как и политику и государство, из этики. В качестве объекта политики как области деятельности человека выступают прекрасное и справедливое. Они создаются в стране, которая представлена высшей формой человеческого общения. Именно оно обеспечивает достижение общего блага. Аристотелем общее благо рассматривалось как политическая справедливость. В ходе политического общения свободных и доброжелательных граждан происходит возникновение права, выражающего отношение одного лица к другому. Аристотель отмечал, что люди, которые не находятся в подобных отношениях, не способны иметь в отношении друг друга политическую справедливость. По мнению философа категория справедливость связана с представлениями о государстве, поскольку право служит критерием справедливости и представляет собой регулирующую норму политического общения.
Право Аристотеля обладает политическим характером. Это связано с тем, что человеческие добродетели, включая мудрость, мужество, разумность, умеренность и справедливость, представлены результатом воспитания. Это и есть удел государства и хорошего законодательства, которые побуждают человека к добродетели и прекрасному. Именно поэтому право отсутствует в деспотиях, в отношениях господ и рабов, детей и отцов. В рамках правовой доктрины категория «справедливость» имеет другое толкование, чем в теории политики. Философ отметил, что «понятие «справедливость» означает одновременно законное и равномерное отношение к людям, а несправедливость – противозаконное и неравномерное.
По аналогии с Сократом и Платоном, Аристотель приравнивал закон и право, так как они призваны олицетворять политическую справедливость, которая необходима для обеспечения надлежащего распределения благ, формирующего стабильность и устойчивость страны.
В состав политической справедливости у Аристотеля было включено 2 вида:
Если обратиться к двойственной природе человека в качестве «политического животного», то необходимо разделить по Аристотелю политическое право на 2 вида:
Автор в трактате утверждал, что естественное право везде обладает одинаковым значением и не зависит от признания (непризнания). Условное право изначально могло существовать без значительного различия, но поскольку оно определено, то безразличие прекращается.
Естественное и условное право не тождественны, но включены в состав политики, являясь мерой политической справедливости. Политическая справедливость у Аристотеля проявляется только между свободными и равными гражданами, принадлежащим к одному полису в качестве формы общения.
Аристотель не стал сводить все право к условному, то есть к тому, которое установили люди с помощью закона и всеобщих соглашений. Волеустановленное право представляет собой равную меру, установление которой происходит с целью регулирования отношений людей на основании их взаимного согласия. Данную меру закрепляет закон (писаное право) и обычаи (неписаное право). Аристотель уменьшал правовую силу законов, которые принимало народное собрание. Он считал демократию неправильной формой, увеличивая значение законов, которые были основаны на обычаях, как более справедливых. Тем не менее, любой закон должен вступать в соответствие с требованиями политической справедливости. Лишь правильные формы государства обладают правовым характером, так как они могут обеспечивать возможность достижения всеобщего блага.
Естественное право представляет собой систему общих представлений и требований, максимально полно отражающих природную склонность человека общаться, проживать совместно для достижения счастливой жизни. Для счастья каждого свободного гражданина необходимо наличие своего, надлежащего ему. Для этого важна равная мера за равное. Предписания этого характера нигде не были доказаны специально. Их формирование происходит в соответствии с политической природой человека, а их действию подчинена семья, отношения собственности, борьба с варварами и др. Естественное право, таким образом, представляет собой право человеческого разума.
Роль закона в обеспечении стабильного процветания страны Аристотель выразил так: «Кто требует, чтоб закон властвовал, требует. чтобы властвовало божество и разум; а кто требует, чтобы властвовал человек, привносит в свое требование своего рода животный элемент, ибо страстность есть нечто животное, да и гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон – уравновешенный разум».