Артикуляционная диспраксия у детей что это
Диспраксия
Диспраксия – задержка (нарушение) формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при сохранности мышечной силы и амплитуды движений.
Причины
Нарушения в сфере праксиса связаны с недостаточным функционированием соответствующих отделов коры головного мозга, отвечающих за управление данной функцией. В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.
Нарушения праксиса проявляются как в мануальной, так и в артикуляционной сфере. Это обусловлено близкой локализацией и совместной работой моторных зон коры, отвечающих за осуществление сложных двигательных актов.
Таким образом, диагностируя у ребенка мануальную диспраксию, мы с высокой долей вероятности, можем прогнозировать у него трудности формирования речи, мышления, а впоследствии, возможно, дисграфию и дислексию, т.е. трудности формирования всех видов деятельности, где необходимо построение плана отдельных движений и действий, переключение с одного элемента на другой, осуществление целой «моторной программы».
Классификация
В зависимости от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:
Лечение
Преодолением диспраксии занимаются нейропсихолог, логопед и невролог (при артикуляционной диспраксии). Также бывают необходимы курсы логопедического массажа, общего медицинского массажа и остеопатического лечения).
Формирование праксиса и диспраксия у детей
Диспраксия у детей (диспраксия развития) – это несформированность произвольных предметных движений и действий при сохранном интеллекте. Если мы говорим про взрослых, то аналогичное нарушение, возникшее после инсульта или черепно-мозговой травмы называется апраксия (это утрата уже сформированного навыка).
Этапы развития двигательной сферы у детей:
Таким образом, в основе праксиса, то есть произвольных движений, лежит восприятие и сенсорная интеграция.
С 2 лет уже можно говорить о формировании первичного праксиса. По мнению доктора психологических наук, профессора Т.Г. Визель, мануальный, пальцевый праксис можно оценивать с 2.5 лет. Оральный праксис – с 3 лет. Артикуляторный – с 4 лет.
Виды нарушений двигательной сферы у детей:
Также можно выделить диспраксии по видам деятельности: конструктивная, графомоторная, диспраксия выражения эмоций, диспраксия еды и т.д., но это уже частные случаи.
Виды диспраксии по локализации:
Рекомендации родителям при диспраксии у детей
Диспраксия – это нарушение формирования навыков. Тренируя конкретный навык, будь то произнесение звуков или езда на велосипеде, диспраксия не устраняется. Но формировать жизненно важные навыки необходимо, а также важно преодолевать психологическую установку неуспешности у ребенка. Родителям нужно многократно повторять действия вместе с ребенком, ободряя его и снимая фокус внимания с самого действия, чтобы не акцентировать внимание на том, что не получается. Не ругать и не сравнивать с другими.
Также важно формировать предпосылки к формированию праксиса, заниматься видами активности, которые приводят в порядок «нижние уровни» организации моторной сферы (ствол — вестибулярные ядра – мозжечок — кора).
Примеры занятий: ортоковрики, полусферы, различные балансиры, прыгуны, беговел, батут, игры с мячом, «классики», «жмурки», «догонялки», методика занятий с кинезиологическими мешочками и мячиками BAL-A-VIS X, бассейн, коньки, ролики, ЛФК, АФК, кинезиология, логоритмика, барабаны, игры на подражание движениям («зеркало», «попробуй, повтори»), действия по устной инструкции (сложное действие дробить на части и проговаривать пошагово, как в игре «Робот», сложные можно в виде квеста), развитие новых способов использования игрушек и вещей.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Диспраксия
У ребенка может не быть паралича и явных нарушений мышечного тонуса, но ему все равно трудно совершать сложные движения и последовательные действия, сохранять координацию. Например, у него не получается завязать шнурки, самостоятельно одеться, хорошо прочистить зубы щеткой без посторонней помощи. Это расстройство называют диспраксией или «синдромом неуклюжего ребенка». 8 из 10 таких детей имеют проблемы с поведением. Они замыкаются в себе, легко впадают в беспокойство, ни с того, ни с сего проявляют агрессию, демонстрируют заниженную самооценку.
Диспраксия не поддается полному излечению, но хорошо поддается коррекции. Для улучшения познавательной деятельности, повышения самооценки и восстановления двигательных навыков детям нужна помощь врачей: логопедов, неврологов, нейропсихологов, остеопатов. В нашем центре работают такие специалисты. Они составляют план реабилитации для каждого ребенка и вовлекают его в работу над собой в игровой форме. В результате развитие расстройства приостанавливается, человек чувствует себя увереннее и с удовольствием приобретает новые навыки.
Причины
Врачи пока не знают точную причину этого расстройства. Но они обнаружили, что у ребенка с недоразвитыми нейронами мозга больше шансов столкнуться с диспраксией, потому что недоразвитые нейроны не умеют передавать сигналы в двигательный аппарат. Еще есть мнение, что проблема передается по наследству, становится следствием нехватки ребенку кислорода в материнской утробе.
Диспраксию не считают болезнью. Врачи называют ее «фазой развития»: поскольку нейроны, отвечающие за плавность и последовательность движений, развиты плохо, им нужно помочь путем использования реабилитационных технологий. Выписывать человеку лекарства бесполезно.
Симптомы
Дети с таким расстройством выглядят неловкими и неуклюжими. За неуклюжесть им «достается» от ровесников: насмешки, тыканье пальцами, отказ дружить. Из-за этого дети отказываются участвовать в командных играх, расстраиваются, становятся пассивными, стеснительными и упрямыми. Они быстро устают, потому что элементарные бытовые действия требуют бОльших усилий.
Если у ребенка диспраксия, возможно, родители заметят:
Такой ребенок спотыкается и падает на ровном месте, может путать порядок слов в предложениях. Ему бывает непросто контролировать глазами движения рук.
Виды диспраксии
Диагноз «диспраксия» ставит детский невролог или психолог после осмотра и беседы с ребенком и родителями. Во время осмотра врач может выявить у ребенка артикуляционную, кинетическую или кинестетическую диспраксию.
Артикуляционная — когда у человека есть небольшие избирательные дефекты речи, но нет грубых искажений произношения.
Кинетическая — когда ребенку не удается быстро совершать согласованные движения, переключаться с одного движения на другое. Например, ему трудно бегать, танцевать под быструю музыку или плавать.
Кинестетическая — когда у человека слегка нарушена мелкая моторика. Например, у него не получается с первого раза застегнуть пуговицы или завязать шнурки.
Для каждого вида диспраксии нужна своя программа реабилитации. Ее составляет врач по результатам личной беседы с ребенком.
Реабилитация
Вместе с врачами ребенок с таким расстройством выполняет следующие задачи:
Детский психолог помогает систематизировать мышление и разобраться с комплексами. Встречи со специалистом придают ребенку уверенность в себе, учат грамотно любить себя, несмотря на особенности развития и мнение окружающих.
Логопед помогает улучшить речь, справиться с задержками и развить память.
Также пациент реабилитационного центра обучается сложным движениям через их разбивку на мелкие движения, привыкает участвовать в активных играх и общаться с ровесниками без стеснения.
Как родители могут помочь ребенку
Лекарства от диспраксии не бывает. Чем раньше родители заметят двигательные или речевые расстройства и отведут ребенка на прием к психологу, тем быстрее врачи приостановят развитие проблемы. Они покажут такому пациенту, как выполнять движения, которые считаются естественными для здоровых детей, но ему даются с трудом. При грамотной работе над собой под присмотром специалистов затруднения будут сглаживаться и с возрастом могут окончательно пройти.
Что такое стертая дизартрия?
Стертая дизартрия – это нарушение речи, которое напрямую связано с артикуляционным расстройством, возникающим при поражении нервной системы (микроорганических поражениях головного мозга). Для этого нарушения характерны нечеткое произношение, расстройство тембра, темпа, ритма, а также неправильная постановка ударения (просодического компонента).
Современные исследования показывают, что более 40% детей от 4 до 6 лет имеют логопедические нарушения различной степени тяжести, 10% из них − стертая дизартрия. По степени тяжести эта патология относится к легким формам речевых расстройств, при этом чаще всего диагностируется она достаточно поздно – в возрасте 5-6 лет.
Сам термин ввела в науку логопед О.А. Токарева в 1969 году. Она раскрыла понятие «стертая дизартрия», дала определение невыраженной форме нарушения. При этом дефектологи до сих полемизируют на тему сути данной патологии, пытаясь ее конкретизировать. В Европе специалисты используют другое название – артикуляционная диспраксия.
На наш взгляд, эти термины не являются синонимами. В отличие от дизартрии, при артикуляционной диспраксии ребёнок испытывает трудности:
Причины появления стертой дизартрии
Зачастую речевые расстройства вызваны слабостью или чрезмерной напряженностью органов артикуляции – мягкого неба, языка и губ. Такое состояние объясняется поражением определенных участков ЦНС. Часто стертая форма дизартрии связана с негативными факторами, которые воздействовали на головной мозг ребенка в разные периоды его развития.
Для понимания сути патологии и составления грамотной схемы коррекции, необходимо знать, какие причины могут привести к стертой дизартрии. Их несколько:
Данная патология характерна для дошкольного возраста. При этом это легкий вид речевого нарушения, поэтому родители не всегда замечают эту проблему. В большинстве случаев ребенок устанавливает нормальную коммуникацию со своими сверстниками, но проблема выявляется, когда он начинает обучение в школе, где у него возникают сложности с четким произношением звуков.
В зависимости от того, какой участок головного мозга был поражен, выделяют несколько форм стертой дизартрии:
Для стертой дизартрии характерна слабо выраженная симптоматика, поэтому родителям зачастую трудно распознать эту проблему. Речевые нарушения незначительны, поэтому патология чаще всего выявляется в ходе проведения логопедического обследования.
Как правило, расстройство становится очевидным в возрасте 5-6 лет. При этом клиническая картина у детей может отличаться в зависимости от того, какая область мозга была поражена: у кого-то выражены фонетические нарушения, у других детей – просодические, у третьей группы пациентов – оба расстройства присутствуют в равном объеме.
Особенностью проявления стертой дизартрии является относительная бедность мимики, а также асимметрия носогубных складок.
Стертая дизартрия: диагностика у детей дошкольного возраста
Диагностика данной патологии вызывает определенные сложности, что объясняется схожестью симптоматики с другими патологиями – афазией и дислалией. Обязательно изучается анамнез малыша, выясняются особенности течения беременности у матери.
Диагностическое обследование включает в себя:
Со всеми полученными результатами ребенок вновь направляется к логопеду, который должен на основании полученных сведений составить план работы, необходимые коррекционные упражнения для исправления патологии.
Лечение и коррекция
Коррекционная работа с ребенком при стертой дизартрии должна проводиться комплексно. Как правило, в терапии задействованы логопед, невролог и психолог. Такая стратегия позволяет добиться скорейшей положительной динамики, а также закрепить полученный результат.
С медицинской стороны терапии важно добиться стимуляции мозгового кровообращения. Для этого назначаются витаминные комплексы, а также ноотропные средства. Положительно влияют занятия плаванием, лечебные массажи и рефлексотерапия.
Работа с логопедом
Логопедическая работа на начальном этапе заключается в постановке неправильно произносимых звуков – потом этот навык будет доводиться до автоматизма. Нужно быть готовыми к достаточно длительной терапии, которая может превышать 1 год.
Специалист использует следующие методики:
«Неуклюжий ребенок» или синдром диспраксии у детей
Все дети в ходе своего роста и развития проходят через стадию неуклюжести. Если жалобы на трудности координации и нарушения мелкой моторики сохраняются после 7 лет, необходимо выяснить, нет ли у этого ребенка диспраксии.
От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.
Причины возникновения диспраксии
Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.
Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом.
Проявления синдрома «неуклюжего ребенка»:
Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.