Артизанальная парфюмерия что это
Артизанальная парфюмерия
Парфюмерия – это искусство. И как для любого вида искусства для нее характерны свои течения и метаморфозы. Современную парфюмерию можно разделить на несколько, хотя и довольно условных, направлений. Это привычный, недорогой и доступный масс-маркет; люксовая парфюмерия, представленная модными брендами; нишевый (селективный) парфюм, ставший уже признаком «хорошего вкуса» и инди-парфюмерия – небольшое сообщество парфюмером создающих натуральные ароматы в небольшом количестве в кустарных условиях.
Именно об инди-парфюмерии (ее еще называют крафтовой и артизанальной, т.е. кустарной) мне хочется сегодня поговорить. Свое название эта ветвь парфюмерии берет от слова independent – независимый. Этим очень много сказано, выражена суть работы инди-парфюмеров. Они независимы ни от чего и ничем не ограничены, кроме собственного воображения. Крафтовая парфюмерия не ограничивается рамками IFRA (The International Fragrance Association — Международная ассоциация по ароматическим веществам), модными тенденциями, требованиями рынка и необходимостями массового производства. Это не коммерческие проекты, хотя продажи важны для продолжения деятельности. Еще одним важным отличием артизанальной парфюмерии является ее натуральность. В духах этого направления никогда не встретишь синтетических ингредиентов. Поэтому есть еще одно название данного течения – натуральная парфюмерия.
В Европе и Америке инди-парфюмерия уже давно прочно заняла место в индустрии ароматов, а вот в России ей чуть больше 10 лет. Первопроходцем натуральной парфюмерии у нас стала Анна Зворыкина. Сегодня она является учителем и вдохновителем большинства российских артизанальных парфюмеров. Именно благодаря ей в 2015 году состоялся первый отечественный фестиваль инди-парфюмерии. А ведь у наших крафтовых носов очень нелегкие творческие будни, сопряженные с множеством проблем. И если вопросы с поставками сырья сейчас решаются достаточно просто, то проблемы с достойной упаковкой и сертификацией не решены и по сей день. Последнее, по сути, выводит деятельность инди-парфюмеров на уровень подпольной торговли.
Артизанальная парфюмерия – продукт не массового потребления, она рассчитана на очень ограниченный круг людей. Поэтому и отношение к ней довольно неоднозначное. Некоторые пренебрежительно считают ее чем-то несерьезным и незаслуживающим внимания. Но все чаще можно встретить и противоположные мнения. Связано это с перенасыщением рынка парфюмерией других видов, сейчас все сложнее подобрать запах, который не услышишь в толпе пусть не на каждом втором, но уж на каждом десятом точно. Еще на популяризацию инди-парфюмерии влияет массовое увлечение всем экологичным и натуральным. Настоящие ценители считают, что артизанальная парфюмерия является своеобразным эталоном в мире ароматов. Именно к пониманию и любви к ней должен в конечном итоге прийти каждый парфманьяк пройдя все этапы от масс-маркета до ниши.
Полюбить инди-парфюмерию не так уж и легко, ведь она не отвечает привычным стандартам. Анна Зворыкина говорит о ней так: «Это духи не для «статуса» не для того, чтобы казаться всем самой сексуальной женщиной. Это другая чашка чаю. Это духи для изменения собственного настроения. Розовые или черные очки – для того, чтобы видеть мир в каком-то определенном свете. Это ароматы гибкие и изменчивые, если вы хотите продлить звучание – просто добавьте еще одну каплю духов». Натуральные ароматы не могут быть свежими и легкими, они всегда очень насыщенны и довольно тяжелы. Такие духи не наденешь на каждый день в офис, они должны соответствовать моменту, точнее он должен соответствовать им. Они звучат от 1 часа до 5 и не имеют сильного шлейфа. Зато любой артизанальный аромат — это целая история, которая будет только вашей и парфюмера, их создавшего.
Понравилась статья? Расскажите о ней в социальных сетях!
Первый фестиваль INDIE-парфюмерии, организованный натур-парфюмером Анной Зворыкиной, это некоммерческое мероприятие, объединяющее людей, любящих ароматы и творящих новое с помощью ароматов.
Вот, что Анна рассказывает о своей задумке:
«Независимая, INDIE-парфюмерия является небольшой, но очень творческой областью парфюмерии. Термин «инди» связывают со словом independent – независимый.
Сторонники этого направления искусств проповедуют свободу творчества, независимость от крупных компаний и закупщиков.
Для независимых художников искусство, а не материальная выгода, являются главным направлением деятельности.
Инди-парфюмерия называется так же артизанальной, крафтовой, артистической, хенд-мейд и парфюмерией ручной работы.
Часто инди-парфюмеры – самоучки, которые годами оттачивают свое мастерство и делятся находками друг с другом.
Задача фестиваля – создать прецедент творческого диалога между мастерами и теми, кто любит парфюмерию, говорит и пишет о ней, и дать возможность заинтересованной аудитории познакомиться с таким явлением, как независимая парфюмерия.
Для того, чтобы творческий диалог состоялся, избранные обзорщики определили тему первого фестиваля, создав бриф, по которому парфюмерные художники создали свой аромат за 6 недель.
Тема фестиваля – пара Роза/Вода. Это может быть мокрая роза, замороженная роза, вареная роза, утонувшая, упавшая в снег или морской песок».
Среди парфюмерных художников, принимающих участие в фестивале в этом году:
Матвей Юдов, Галина Анни, Anna Kravchenko, Анна Герасимова, Oleksandr Perevertaylo, Валентина Грибанова, Алексей Кузин, Svetlana Odinochkina, Злата Татьяна, Лидия Лозовая, Anastasia Denisenkova, Виталий Мостовой, Мария Страздас, Фаина Глазырина, Мария Соколова, Yulia Agapkina, Анна Втюрина, Анна Зворыкина.
Обзорщики:
Сергей Борисов, Екатерина Хмелевская, Любовь Берлянская, Александр Суменков, Julietta Ptoyan, Jane Wonder и я — Марьяна Рыжаускас (Parfumistika).
На прошлой неделе я получила свой пакет с восемнадцатью ароматами-участниками.
Оценивать работы очень трудно, так как сделаны они совсем недавно, а значит еще долго будут дозревать и меняться. Кроме того, я обычный человек, со своими предпочтениями, которые могут повлиять на выбор аромата, но ничего не скажут о том, насколько он прекрасен или ужасен на самом деле, так как тут крайне сложно дать объективную оценку.
Но, так или иначе, сегодня я выбрала три лучших, на мой взгляд, аромата, и хочу рассказать о них вам.
Rosa Fisk (Mat Yudov)
В начале Rosa Fisk напомнила мне один из моих любимых розовых ароматов — Perles De Lalique. Много маслянистой розы, ещё больше — чёрного перца, и характерный аромат сырости, как будто букет роз стоит в холодном тёмном земляном подвале. Однако уже через каких-то десять минут аромат Rosa Fisk начал согреваться и вскоре из подвала переселился в светлый и уютный мезонин. Розы осветились тёплым осенним солнцем, и замерли в тот прекрасный миг своего существования, когда все бутоны уже распустились, но увядание, с его характерным прелым запахом, ещё не началось.
Вот, что пишет о своем аромате автор:
«“На суд общественности я выставляю свой розово-водяной аромат Rosa Fisk. Так могла бы пахнуть роза, если бы она была водорослью. Или какой-то очень особенный день, когда вы гуляете вечером по берегу моря с огромной охапкой роз в руках. Если Secretions Magnifiques повествует о плотской любви русалки, то мой аромат — это скорее букетный период этой трогательной истории. Основные акценты аромата — роза (в том числе изрядно натуральных материалов), аккорд морской воды, специи, амбра.”
Marilyn’s Kiss (Galina Anni)
Аромат, созданный Галиной Анни, известным коллекционером винтажной парфюмерии, как мне кажется, немного не вписался в тему фестивального задания. Роза есть, да ещё какая, а вот воды нет. Однако это единственный аромат из всех представленных работ, который лично я хотела бы носить.
Роза Галины Анни получилась очень нежной, гурманской и немного будуарной, с ощутимыми помадными нотами. Она немного напоминает мне мою самую любимую парфюмерную розу — PG13 Brulure de Rose Parfumerie Generale и одновременно с этим ассоциируется с ароматами «съедобных» и розовых лашевских ароматов — Snowcake, Rose Jam, Vanillary.
Нет, это не в тему фестиваля, и да — я хочу целый флакон.
Галина Анни о своём аромате:
“Еще недавно Норма Джин Бейкер, но уже Мэрилин. У нее детский взгляд, нежная кожа, розовые губы и ослепительная, всепобеждающая улыбка. Ее влажное дыхание пахнет мятной свежестью, ванильным мороженым, экзотическими фрукт ами, жевательной резинкой, смешиваясь с розово-мускусным запахом губной помады. Постепенно поцелуй высыхает, теплеет и остается на теле зефирным облачком, близким к запаху самой кожи, от которого не оторваться. Аромат цветочно-восточный, гурманский.” Верхние ноты: белый грейпфрут, мята. Сердце: роза майская, роза галльская, иланг- иланг, жасмин, османтус, аккорд тропических фруктов. Шлейф: мускус, ваниль, сандал, молочные ноты».
«Лепестки Дождя» (Татьяна «Злата» Горбанёва)
Представьте себе — 55-й км от МКАД по Киевскому шоссе (можно подставить любую дорогу и любой километраж), дачный кооператив (тут нужно вписать название ваших шести соток), только что закончился июньский ливень, и вы, напившись чаю с вареньем на скрипучей веранде, выбегаете босыми ногами на улицу, чтобы насобирать малины в дачных зарослях.
Кусты мокрые настолько, что одно неловкое движение — и вас обдаёт с головы до ног дождевой водой, напополам со сбитыми грозой лепестками шиповниками, который растёт вперемежку с малиной.
Зябко передёргивая плечами, и поджимая попеременно то одну, то другую, выпачканную в мокрой земле ногу, вы пихаете мокрыми руками в рот мокрые ягоды. Аромат. Блаженство. Ох ты ж, чёрт! Кажется, на этой ягоде отсиживался клоп. Но ничего, вон ещё сколько.
Аромат «Лепестки Дождя» пахнет дождевой водой и колючими зарослями, на которых гуляют очень натуральные подмосковные клопы. Аромат «Лепестки Дождя» пахнет дождевой водой и колючими зарослями, на которых гуляют очень натуральные подмосковные клопы с романтичным названием Palomena prasina.
Ничего более реалистичного я в парфюмерии не встречала. Пользоваться таким ароматом я бы не стала, но, тем не менее, Demeter Fragrance с его природными опусами скромно курит в уголке.
Татьяна «Злата» Горбанёва о своем аромате:
“Так я назвала свою композицию для первого фестиваля INDIE-парфюмерии по теме “Роза/вода”. Почему? Я слушаю аромат, и вот…. Вначале рождается яркая- яркая роза. Но вот застучали капли дождя и постепенно, понемногу прибывает вода… Ее становится все больше и больше… Лепестки роз тонут, их уносят струи дождя, и остается только вода… Много воды… И совсем скоро ручьями упавший дождь разбегается в разные стороны по земле, приобретая легкий привкус корней… В какой-то момент вода испаряется легкой дымкой, однако со мной всегда остается легкое свежее воспоминание о прекрасных лепестках дождя”.
Виды парфюмерии
Классификация брендов по сегментам: от гранд-марок и гигантов масс-маркета до независимых нишевых и артизанальных проектов. Откройте для себя новые имена и узнайте о них больше.
Духи от знаменитостей
Натуральная парфюмерия
Артизанальная парфюмерия
Парфюмерия премиум
Нишевая парфюмерия
Парфюмерия масс-маркет
Номерная парфюмерия
Парфюмерия люкс
В первую очередь надо уточнить, что ароматы можно классифицировать по нескольким признакам: концентрация, ольфакторная группа или сегмент. По концентрации различают композиции с разным содержанием в них эфирного масла. Принадлежность к той или иной ольфакторной группе определяется тем, какие ноты составляют пирамиду аромата, то есть, чем он по факту пахнет. По сегментам же разделяют парфюмерию согласно коммерческому позиционированию. Проанализировав такие показатели как цена, доступность, наличие или отсутствие рекламы, масштаб производства и т.п., можно отнести аромат или бренд к тому или иному сегменту.
Какие виды духов существуют?
Парфюмерный рынок можно грубо разделить на восемь сегментов (или видов парфюма с коммерческой точки зрения). Почему грубо? Потому что практически ни один бренд нельзя строго соотнести с тем или иным сегментом — их границы очень размыты, и у большей части марок есть ароматы или целые коллекции, принадлежащие к разным сегментам. Более того, существуют бренды, по ценовой политике, принципам дистрибуции и производства попадающие в тот или иной сегмент, но имеющие яркий отличительный признак, связанный с коммерческим позиционированием не напрямую (как пример — натуральная парфюмерия). Однако, благодаря этому признаку встаёт вопрос о необходимости выделения подобных брендов в отдельную категорию. В связи с такими сложностями классификации многие эксперты утверждают, что распределение ароматов по коммерческим классам не имеет смысла как раз из-за отсутствия четких критериев и однозначных трактовок.
Мы абсолютно согласны с тем, что распределение брендов по сегментам весьма условно, однако считаем правильным это сделать, рассказав об отличительных чертах каждого сегмента, так как даже условная классификация и выделение разных типов парфюмов дают возможность немного структурировать информацию и попробовать избежать хаоса. Мы остановились на следующих сегментах: люксовая парфюмерия, нишевая парфюмерия, натуральная, артизанальная, масс-маркет, премиум, парфюмерия от знаменитостей и так называемая номерная парфюмерия.
Люксовая парфюмерия
Люкс — это ароматы знаменитых, как правило, модных домов. Chanel, Dior, Yves Saint Laurent, Chloé, Burberry, Givenchy, Dolce&Gabbana и многие другие — все они готовы дать покупателю возможность быть причастным к своей великой истории и имиджу всего лишь по цене флакона духов. Выпуск парфюмерии уже давно стал традицией для модных брендов, и эта традиция неизменно приносит прибыль. Потому парфюмерия люксового сегмента всегда активно рекламируется, продвигается и продается во всех заметных парфюмерно-косметических сетях. Лицами ароматов становятся самые популярные актёры и актрисы, модели и спортсмены, так как люкс торгует в основном образами, которые поклонникам брендов хочется примерить на себя. Зачастую люксовые марки в погоне за гарантированной прибылью выпускают исключительно безликие композиции, главная цель которых — быть приятными и не вызывать раздражение. Возвращаясь к размытости границ в попытке сегментировать парфюмерию, стоит отметить, что с появлением моды на нишевую парфюмерию, о которой – ниже, люксовые марки взяли за правило выпускать отдельные коллекции в характерной для ниши стилистике —с упором на качество ингредиентов и ограниченную дистрибуцию.
Стоит оговориться, что все вышесказанное характерно в первую очередь для текущей ситуации. О том, как развивался и из чего вырос сегодняшний люкс читайте подробнее на странице сегмента.
Нишевая парфюмерия
Ниша — вид парфюмерии, появившийся в 70-х годах XX века как реакция на художественный регресс парфюмерии люксовой и достигший расцвета в 2010 годах века XXI. Пионерами жанра принято считать французские марки L’Artisan Parfumeur и Serge Lutens. Популярностью нишевая парфюмерия обязана чувству избранности и причастности к чему-то редкому, возникающему у приверженцев ниши благодаря ограниченной дистрибуции, отсутствию рекламы и в целом эксплуатации идеи «парфюмерии не для всех». Эта популярность привела к тому, что с одной стороны ниша срослась с артизанальным сегментом, так как новые нишевые бренды в середине 2010-х ежегодно появлялись сотнями и многие из них состояли из одного человека, создающего духи в домашней лаборатории. С другой стороны ниша срослась с люксом, так как рынок не упустит ни одного модного явления, не постаравшись извлечь из него финансовую выгоду. О том, что все люксовые дома с определенного момента в обязательном порядке стали выпускать «нишевые», безусловно, более дорогие, коллекции, мы упоминали выше. Более важным свидетельством того, что в развитии нишевой парфюмерии произошел значительный поворот, стала покупка в конце 2010-х американским люксовым гигантом Estée Lauder нишевых парфюмерных домов Le Labo, By Kilian и Éditions de Parfums Frédéric Malle.
Артизанальная парфюмерия
Мы выделили в отдельный сегмент парфюмерию от брендов, которые можно назвать микро-производствами. Это парфюмеры-энтузиасты, которые практически в одиночку занимаются созданием, упаковкой и продажей своих ароматов. Как уже упоминалось, артизанальный сегмент тесно связан с нишевым (можно рассматривать его и как часть последнего). Как пример можно привести такие марки, как Oliver&Co или Anna Zworykina Perfumes.
Натуральная парфюмерия
Такой тип духов как натуральные полностью пересекается с артизанальным сегментом и, таким образом, является частью нишевого, однако мы выделили их по причине того, что это редкий случай, когда при создании аромата художественные решения обуславливаются принципом использования исключительно натуральных компонентов. Этот принцип определяет уникальность натурального сегмента в первую очередь с ольфакторной точки зрения. Впрочем, сложность восприятия и понимания такой парфюмерии определяет и коммерческие аспекты деятельности предлагающих ее брендов.
Парфюмерия масс-маркет
Обычно термин «масс-маркет» отмечает нечто доступное — как по цене, так и в смысле физической доступности. Это марки, представленные в бюджетных отделах популярных сетей, на полках обычных супермаркетов или в бюджетных несетевых магазинах, цена на ароматы которых не превышает 1000 рублей.
В России можно назвать феноменом бренд Brocard, ароматы которого по стоимости напрямую попадают в категорию масс-маркет, но при этом их, по многочисленным замечаниям, достаточно сложно найти.
Парфюмерия «премиум»
Это вид парфюма, характеризующийся относительно низкой стоимостью и доступностью в большинстве популярных магазинов. Часто к этому сегменту относят «каталожную» парфюмерию, как Oriflame или Avon, которые находятся на границе премиум и масс-маркет сегментов.
Парфюмерия от знаменитостей
Сегмент ароматов с именем поп-звезд на флаконах чаще всего и по качеству, и по стоимости пересекается с премиум-сегментом. В отдельный класс селебрити-парфюмерию мы вынесли в связи с тем, что это популярный коммерческий прием и, как было сказано выше, этот вид духов имеет яркую отличительную черту, выделяющую ее из премиума.
Номерная парфюмерия
В отдельный сегмент мы вынесли условно «теневую» часть рынка парфюмерной продукции: всевозможные аналоги и реплики известных композиций. В отличие от явных подделок, эти ароматы имеют собственный дизайн и названия, но содержимое пытается повторить бестселлеры известных брендов. Часто названия этих ароматов представляют собой набор цифр, отсюда и название, которым мы определили данный сегмент.
В разговоре о типах духов часто встречается вопрос о видах мужской туалетной воды или женской туалетной воды. В контексте разговора о парфюмерных сегментах такие формулировки некорректны, так как ни гендерная принадлежность, ни концентрация не являются определяющими в распределении ароматов по коммерческим классам.
Подробнее о видах духов читайте на страницах сегментов.
Классы парфюмерии
Каждая современная девушка и женщина стремится быть во всем самой прекрасной. Абсолютным украшением любого повседневного, делового или вечернего образа является парфюм, которым пользуется человек. Именно поэтому перед его приобретением следует изучить множество факторов, а также протестировать звучание на себе.
Довольно сложно бывает определиться с выбором, когда на прилавках магазинов представлен такой богатый ассортимент. При покупке обязательно следует учитывать образ жизни будущего владельца парфюма, а также его возраст и статус в обществе.
В основном принято выделять несколько основных классификаций парфюмерной продукции: товары масс-маркета, люксовые, нишевые и Mastige. Последний тип является производной от Mass market и является неким связующим звеном между бюджетными духами и продукцией более дорогого сегмента.
Типы продукции
Рассмотрим основные ступени классификации парфюмерной продукции далее.
Люксовая
Особое направление парфюмерной индустрии. Тут производством духов занимаются крупнейшие модные дома, а также легендарные бренды и даже ювелирные марки, например, Тифани
Отличительными особенностями подобной продукции можно назвать достаточно широкую распространенность в различных магазинах, бутиках и сетевых гипермаркетах. Также такие товары представлены в магазинах беспошлинной торговли Duty Free.
Кроме того, абсолютно все ароматы таких марок имеют довольно высокий уровень цен и осуществляют рекламные кампании внушительных размеров, приглашая при этом знаменитых актеров и певцов в качестве «лица» марки.
Все права на производство люксовой косметики и духов, как правило, принадлежат нескольким крупным гигантам: LVMH, Estée Lauder, Clarins.
Для повышения лояльности покупателей могут выходить новые линейки продукции и лимитированные серии, нацеленные на конкретные города или страны.
Яркими представителями этого класс являются:
Нишевая
Один из самых молодых и при этом быстро развивающихся сегментов парфюмерного рынка. Имеет стабильный рост и развитие на протяжении последних 10 лет.
В основном нишевыми принято называть обособленные концептуальные марки с очень высокой ценой на продукцию. Такие духи достаточно сложно отыскать в обычном магазине, они представляются в бутиках или персональных корнерах крупных косметических маркетов.
Ароматы разрабатываются самими владельцами брендов или нанятыми ими лично для осуществления этой работы специалистами.
К этому направлению традиционно принято относить следующие бренды:
В качестве подраздела этого сегмента выступает особое направление – натуральные духи.
Артизанальная парфюмерия
Также является одним из направлений нишевой парфюмерии, в который входят марки с самым мелким производством. Чаще всего такое производство базируется в домашних условиях и подразумевает наличие минимального числа сотрудников, а также полное исключение затрат на рекламные акции.
Чаще всего среди артизанальных марок представлены яркие концептуальные мотивы по довольно высоким ценам. Такое ценообразование объясняется использованием в работе сырья наивысшего качества, а также выпуском маленьких партий.
Особенно яркие представители данного направления:
Парфюмерия от звезд
Отдельный класс парфюмерии, в котором представлен очень широкий диапазон цен от масс-маркета до парфюмерии типа «люкс». Как уже понятно из названия, основное отличие такой продукции от прочих марок в ассоциации с какой-либо звездой сцены. Как правило, лицом таких брендов становятся сами звезды, что и позволяет делать продукцию таких марок очень популярной.
Такие духи являются плодом тесного сотрудничества и совместной работы звезды и одного из известных парфюмерных домов современности. В таком случае звезда должна продать лицензию на право выпуска своей именно коллекции.
Такие запахи легко встретить в магазине, бутиках или супермаркетах города. Самыми популярными считаются следующие марки:
Премиальная
Данный сегмент занимают те бренды, которые предлагают продукцию по доступным ценам. Такие духи и туалетную воду можно приобрести в любом бутике и косметическом магазине среднего размера. Стоимость их товаров, как правило, может быть различной друг от друга, но при этом она всегда будет находится между показателями стоимости на люксовые товары и товары масс-маркета.
Премиальные бренды очень много времени и внимания уделяют проведению крупных рекламных кампаний, а также задействуют в работе профессиональных дизайнеров упаковки. Кроме того, в рекламе таких марок часто участвуют звезды эстрады и кино.
Основными действующими лицами этого направления можно назвать:
Номерная
Номерная парфюмерия представляет собой особый подраздел класса масс-маркет. Суть деятельности таких компаний заключается в разработке и выпуске качественных аналогов более дорогой продукции. В названиях таких духов полностью отсутствуют привычные уху потребителя имена и фамилии, тут все продукты имеют свой номер.
Довольно часто такие компании умалчивают о какой-либо связи с ароматными предшественниками своей продукции, но существуют на рынке и фирмы, которые, наоборот, стараются везде упомянуть об этом.
Такая продукция парфюмерного бизнеса в основном относится к среднему ценовому диапазону, поэтому купить такие духи могут себе позволить многие.
Можно выделить следующих производителей:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.