ассасины в реальной жизни в наше время
Реальная история Ассасинов и Тамплиеров
РЕАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ АССАСИНОВ И ТАМПЛИЕРОВ.
Наверное каждый знает, что основной конфликт игры строится на противостоянии двух орденов Ассасинов и Тамплиеров.
Поэтому давайте обратимся к истории, и узнаем какими в действительности были эти самые Ассассины и Тамплиеры, проследим за тем как зародились и погибли эти ордена, узнаем какой они придерживались идеологии, к каким целям стремились, а также попробуем выяснить существовал ли между ними реальный конфликт.
И начнем конечно же с братства ассасинов.
АССАСИН ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА.
Впервые термин ассасин появляется в сочинениях западных летописцев начала 12 века, ассасинами — крестоносцы называли воинствующих сирийских низаритов.
Ведется много споров о происхождении этого термина и сегодня уже докопаться до истины не возможно, но основных версий три. Первая и самая распространенная говорит нам о том, что термин ассасин является производным от слова «Хашишийа». Именно так Мусталиты обращались к низшему социальному сословию, а позже к своим врагам низаритам.
Еще одна теория, отсылает нас к персидскому языку, в котором «Асасаном» называют человека приверженца истинного пути.
Так же, предполагается и третья версия — от арабского слова «Хасанит», или последователь Хасана, Хасана Ибн Саббаха основателя низаритского государства.
РОЖДЕНИЕ ОРДЕНА АССАСИНОВ.
Пророк Мухаммед в седьмом веке смог создать целый культ вокруг своей личности и объединить разобщенные народы востока в новое сильнейшее религиозное государство.
Впрочем, сразу после смерти Мухаммеда, его наследники и ученики, в лучших традициях игры престолов, вгрызлись друг другу в глотки, и на протяжении следующих пяти сотен лет приложили все усилия чтобы разорвать на клочки наследие последнего из пророков.
Но давайте не будем углубляться в религиозную тему, чтобы не дай бог не оскорбить случайно чьих либо чувств, и возьмем на заметку лишь тот факт, что в ходе всех междоусобных войн и интриг, в исламе произошел раскол на два враждующих течения — Суннизм и Шиизм.
حسن صباح (перс.) Хасан Ибн Саббах
Итак, история ассасинов началась с шиитского исмайлита и проповедника — Хасана ибн Саббаха. В 80-е годы XI века ему удалось сплотить вокруг себя множество последователей и учеников, а уже в 90-е, у них получается захватить крепость Аламут в горных районах Западной Персии не пролив ни единой капли крови.
Здесь, в Аламуте, зародилось новое государство. Государство которого на протяжении двух веков будут бояться сильнейшие средневековые монархи.
Хасан ибн Саббах был человеком глубокой веры, и стремился вселить эту веру в сердца и умы всех своих последователей.
Таким образом, на заре низаритского государства ему удалось создать фактически средневековую утопию, в которой все граждане имеют равные права, а устами духовного лидера говорит сам Аллах.
Хасан до самой смерти служил примером для своих последователей, придерживался аскетичного образа жизни и не нарушал законов ислама, однако, при всей своей набожности, обладал пытливым умом и прагматичным подходом в вопросах внешней политики.
За время своего правления он отменил налоги установленные Сельджуками, приказал гражданам своего государства строить дороги, рыть каналы, возводить мосты и неприступные крепости.
Он приглашал в Аламут ученых, врачей и философов со всего мира, а если те не соглашались то тайно похищал их и держал в заключении.
Он собрал огромную библиотеку из книг и манускриптов.
А разработанная низаритами того времени система фортификаций, вообще на многие годы опередила свою эпоху.
Но история запомнит ассасинов, как бесстрашных убийц-смертников, способных пойти на всё ради достижения своей цели.
Однако, Хасан ибн Саббах не сразу пришел к этой, во всех смыслах, убийственной тактике решения политических вопросов. Существует легенда, что всё произошло по воле случая.
Звучит эта легенда так:
Во всем исламском мире шпионы-проповедники Хасана распространяли свое учение. Местные власти часто были не рады такой пропаганде, так, в городе Сава, в 1092 году, по приказу визиря Альмулька схватили и публично казнили целую группу низаритов.
В Аламуте эта казнь вызвала бурю негодования, перед домом Саббаха собралась целая толпа возмущенных. Желая успокоить учеников, правитель в сердцах заявил, что Убийство этого шайтана-визиря предвосхитит райское блаженство.
Не успел ибн Саббах даже осмыслить сказанного, как из толпы вышел молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, упав на колени, изъявил желание привести в исполнение вынесенный смертный приговор. Включать заднюю было уже поздно, и Хасану не оставалось ничего кроме как благословить Аррани от имени Аллаха
Следующим же утром юноша отправился на дело. Проникнув каким-то непостижимым образом во дворец, новоиспеченный убийца затаился в саду. Где-то около полудня, на аллее появился человек одетый в очень богатые одеяния. Аррани никогда не видел визиря, но судя по тому что человека, идущего по аллее, окружало большое количество рабов и несколько сонных телохранителей, убийца решил что это и есть Альмульк.
Аррани выскочил как шайтан из табакерки, застав врасплох и визиря и всю его свиту. Стражники даже глазом моргнуть не успели, как убийца нанес их господину несколько смертельных ударов отравленным кинжалом.
Разъяренные солдаты буквально на месте разорвали убийцу на сирийский флаг, но это было уже не важно, Аранни выполнил свой долг.
Очень быстро весть об ассасинах разнеслась далеко за пределы исламского мира. Деятельность убийц не имеющих ни страха ни сомнений, распространилась на запад в Византийские земли и Европу, на юг в Северную Африку и Среднюю Азию.
Так почему же данная тактика возымела такой небывалый успех?
Ответ прост. Давайте вспомним как было принято решать конфликты в те времена? Два благородных господина ссорились, публично высказывали всё что думали друг о друге, потом официально объявляли войну, собирали армию, и стоя на холме друг против друга, наблюдали как в низине простые солдаты сходились стенка на стенку в кровавой мясорубке.
Хасан ибн Саббах пришел к простому выводу, если убрать этих двух ряженых шутов, то и необходимость в войне отпадет. И он оказался прав. Как только очередной агрессивно настроенный феодал отправлялся к праотцам, его войска расходились, а наследники увязали в спорах и междоусобицах. В народе же плодились слухи и возрастали тревожные настроения.
ОРДЕН ПОСЛЕ СМЕРТИ ИБН САББАХА.
Хассан ибн Саббах умер в 1124 году, в возрасте 73 лет. После гибели основателя Аламут еще 132 года оставался неприступным для врага. Однако, дела у низаритов шли не так гладко как раньше, а рост границ практически прекратился.
Аль-Ма́лик ан-На́сир Сала́х ад-Дунийа ва-д-Дин Абу́ль-Муза́ффар Ю́суф ибн Айю́б
Первые серьезные удары по крепостям низаритов нанес Салах-ад-Дин, свергнувший Фатимидский халифат, и с армией мамлюков вторгшийся в земли крестоносцев и Западную Сирию.
Саладин, как его называли христиане, был приверженцем суннитского течения и поставил себе первоочередную цель очистить ислам от шиитской ереси. А низариты, как мы знаем, были шиитскими-исмайлитами, поэтому вражды с сарацинами избежать не удалось.
Тем временем, христиане истощенные после первого крестового похода против сельджуков и отрезанные от Европы, тоже ощутили на своей шкуре всю мощь объединенной армии Саладина и были вынуждены искать союзников на востоке. Как говорится враг моего врага мой друг.
Так низариты и крестоносцы стали союзниками и выступили против общего врага, назвавшего себя последним и единственным защитником ислама.
Небольшая область земли между графством Триполи и княжеством Антиохия продается крестоносцами во владение ассасинов.
Ассасины перебираются на святую землю и начинают принимать активное участие в священной войне. Их столицей здесь становится крепость Масиаф. В 1163 году главой Масиафа становится Рашид-Ад Дин Синан, именно он послужил прототипом игрового Альмуалима. В следующие десять лет ассасины предпринимают несколько попыток убийства Саладина, но увы все они терпят крах.
А в 1176 году Салах Ад Дин решает покончить с ассасинами раз и навсегда и берет Масиаф в осаду.
Христианские союзники не приходят на помощь к ассасинам, более того новый король крестоносцев Конрад Монфератский негативно относится к дружбе с иноверцами. Он грабит и изгоняет из Иерусалима низаритских купцов.
Казалось бы гибели не избежать, но неожиданно Саладин снимает осаду Масиафа и уводит войска в пустыню. А в скором времени король Конрад погибает от клинка ассасинов. Совпадение скажете вы? Возможно. Но с этого момента низариты начинают воевать на два фронта. При этом дабы сохранять некий нейтралитет ассасинам приходилось выступать исполнителями заказных убийств, как на стороне крестоносцев, так и сарацин.
В этот период от рук ассасинов погибают: шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских правителей, в их числе, помимо уже упомянутого Конрада, Раймунд II и герцог Баварский.
Орден изменился. Если Хасан ибн Саббах действовал исключительно в личных религиозных целях и сам искренне верил в праведность своего учения. То его наследники не были столь радикальны. Учение отца основателя они искажали и использовали в угоду своим потребностям.
Организация ассасинов имела строгую иерархию.
В самом низу находились рядовые члены — «фидАины» — исполнители смертных приговоров. Они действовали в слепом повиновении и если выживали, что бывало крайне редко, повышались до звания — «рафИка».
Далее в иерархической пирамиде шли «даИ». Именно они передавали волю правителя фидаинам и рафИкам.
Продолжая продвигаться по служебной лестнице, можно было подняться и до статуса «дай аль-кирбаль», это были самые привилегированные из членов ордена, и только они были посвящены во все тайны на равне со Старцем горы.
И вот ведь в чем ирония, чем выше ассасин поднимался по служебной лестнице, тем дальше он отдалялся от веры и обещанного рая. Высшая степень посвящения почти не имела ничего общего с религией, а приобретала чисто политический характер.
Из всего этого можно сделать вывод, что верхушка правления братства ассасинов, в конце 12 века, придерживалась тщательно скрываемого от внешнего мира и рядовых членов «религиозного прагматизма», посредством которого решались насущные политические вопросы.
В первой игре про Альтаира сохранена реальная иерархия ордена. Например Рафик — начальник бюро в Дамаске это не имя как вы могли подумать, а его звание. Сам Альтаир в начале игры находится в звании Даи, о чем говорят стражники приветствующие его у входа в цитадель при первом посещении Масиафа. А так же этим званием награждают Малика после того, как он доставляет яблоко Альмуалиму, это можно услышать из разговора Альтаира и Малика во время мисси по убийству Мажд-ад-Дина. Государство низаритов смогло просуществовать до 1256 года. Но в конечном итоге Аламут, как и весь средний и ближний восток, пал под натиском могучей золотой орды. А последний старец горы, сильно отличавшийся от отца основателя и во взглядах и в силе духа, после неудачной попытки покушения на жизнь Хана, сдался монголам и был казнен.
Ассасины больше не восстановили своего могущества. Однако, исмаилитское движение продолжило своё существование и сохранилось до наших дней.
МИФЫ ПРО АССАСИНОВ.
Легенды об ассасинах распространялись в Европе еще во времена существования ордена.
Говорили о том что ибн Саббах приглашал учеников в большой зал, где на блюде лежала отсеченная голова. По воле Старца Горы, голова начинала вещать, убеждая учеников в праведности ассасинских догматов. На самом деле голова вовсе не была отрублена. В полу была ниша в которую садился один из фидаинов, просунув шею в отверстие импровизированного блюда он изображал отсеченную голову. А потом, когда ученики выходили во двор, Хасан действительно отрубал фидаину голову и выносил её на общее обозрение, чтобы люди еще больше уверились в способностях правителя.
Так же существует легенда о большом количестве двойников Ибн Саббаха, которые от имени старца горы то бросались со скал, то совершали самосожжение, а на следующий день после их смерти, Хасан являлся ученикам и говорил, что побывал в раю и снизошел на землю чтобы привести в райские кущи всех своих последователей.
На этом мы закончим историю ордена убийц, и поговорим, о извечных врагах ассасинов в игровой вселенной, рыцарском ордене тамплиеров.
ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ.
Иерусалим — центр Христианского мира, храм гроба господня, город в котором на горе Голгофе распяли Иисуса. До 1071 года в Иерусалиме более менее мирно уживались представители трех главенствующих религиозных конфессий — Христиане, Иудеи и Мусульмане. Но в 1071-ом с востока пришла тьма. Катившаяся неостановимой волной армия Сельджуков, еще недавно бывшая лишь маленьким племенем, захлестнула всю восточную часть Византийской империи и нависла тенью над Иерусалимом.
Сельджуки отличались от своих мусульманских братьев арабов, до этого хозяйничавших в Иерусалиме, крайней нетерпимостью и агрессией в отношении всех тех кто не сходился с ними в религиозных взглядах. Они сразу учинили в Христовом граде бесчинства. Пылали и рушились церкви и монастыри. Завоеватели оскверняли христианские святыни, подвергали изощренным пыткам и убивали священников и монахов, принуждали местное население принимать ислам, истребляя всех кто оказывал сопротивление.
Возмущенные таким бесчеловечным и варварским поведением сельджуков, христиане европейских монархий, во главе с папой римским, приняли единственное верное решение — собрать объединенную армию со всех уголков Европы и прогнать захватчиков из святой земли. Вооружившись праведной верой и начертав на своих одеждах и щитах кресты, освободители назвались крестоносцами и с божьим благословением в 1099 году вырвали священный город из когтей еретиков, при этом, конечно же не забыв учинить кровавую расправу среди мирного мусульманского населения.
Формально крестоносцы победили, но победа эта не стала триумфом. Кровопролитная война вдали от Европы нанесла серьезный ущерб по экономике. Множество аристократов и рыцарей, вложивших свое состояние в богоугодную военную кампанию, оказались просто на просто разорены.
Hugues de Payns (фр.) Гуго Де Пейн
Одним из таких рыцарей стал шампанский дворянин Гуго Де Пейн оказавшийся в начале нового века у разбитого корыта. Он и еще несколько таких же маргиналов дворян встали перед выбором, опустится на самое днище социальной лестницы или стать монахами и сохранить человеческий облик, отдав душу и тело в аренду господу богу.
Выбор был очевиден и вскоре рыцари были пострижены. Однако Гуго и его товарищи просто не были созданы для спокойной монашеской жизни, бурная солдатская кровь не давала им покоя, и в 1118 году в голову Гуго пришла одна гениальная мысль.
Дело в том, что после того, как Иерусалим официально стал христианским королевством, со всех уголков Европы к гробу господню, неостановимым потоком, начали стекаться пилигримы и паломники. Путь в Иерусалим пролегал горными тропами, а они были населены большим количеством разбойничьих банд. Пилигримы постоянно подвергались нападению бандитов и вопрос о защите дорог остро встал перед церковью.
Гуго де Пейн решил организовать новый духовный орден, монахи которого будут не просто молиться и выполнять церковную работу, а встанут на защиту христианских пилигримов. Это будет орден члены которого станут одновременно и рыцарями и служителями бога.
Церковь положительно отнеслась к инициативе Де Пейна. Нанимать профессиональных солдат для защиты горных троп выходило накладно, а Гуго и его собратья готовы были рисковать жизнями за идею и еду.
Они назвались бедными рыцарями Христа, им выделили место под штаб-квартиру в юго-восточном крыле мечети Аль-Акса и подарили скудный клочок земли в палестине. На протяжении следующих десяти лет рыцари-монахи успешно справлялись со своей миссией. Путь в Иерусалим стал относительно безопасным.
Де факто орден стал отдельной военно-религиозной организацией, но юридически ни каких бедных рыцарей Христа не существовало. И в 1128 году Гуго Де Пейн отправился на родину в город Труа, где на церковном соборе предъявил требования об официальном признании ордена папой римским. Результатом собора стала булла папы Гонория второго, официально признающая создание нового ордена, получившего название — орден рыцарей Тамплиеров.
После официального признания ордена, Гуго и другие высокопоставленные тамплиеры путешествовали по всей Европе, проводили рекрутские наборы в свои ряды, способствовали строительству храмов и вербовочных центров.
В соответствии с уставом, орден был обязан защищать христиан от любой угрозы, и если изначально под этим подразумевалась защита от разбойников и бандитов, то ближе к середине XII века Тамплиеры стали активно участвовать в стычках с мусульманами. А уже во втором крестовом походе приняли полноценное участие присоединившись к армии крестоносцев.
Тамплиеров считали карающим мечом самого господа бога. Рыцари храма носили белые одеяния на которых были начертаны большие алые кресты, а в бой брали священные христианские символы и мощи святых. Появление рыцарей тамплиеров на поле боя вселяло отвагу в сердца союзников и ужас в сердца врагов.
Образ божьего воина получил необычайную популярность. Во всех концах христианского мира рыцари, аристократы и духовники шли к вербовочным пунктам тамплиеров чтобы вступить в ряды божьей армии.
ПУТЬ К БОГАТСТВУ
Погруженные в войну, Тамплиеры не забыли и о своей первоначальной цели — защите паломников. Для того чтобы эффективней справляться с этой задачей Тамплиеры придумали способ, как пилигримы могли сохранить свое имущество и деньги со стопроцентной гарантией.
Христианин, собравшийся совершить паломничество к гробу господню, мог прийти в отделение тамплиеров в своем королевстве, отдать всё нажитое казначею Храма, а взамен получить чек с тамплиерской печатью. По прибытии в Иерусалим, паломник прьедъявлял чек в Иерусалимское казначейство ордена и получал свои деньги обратно, естественно за вычетом определенного процента. Это была гениальная схема, по сути своей тамплиеры изобрели первую банковскую сеть.
Формально это можно было считать ростовщичеством, монополия на которое принадлежала церкви, однако Тамплиерам, как духовной организации, были дозволены подобные манипуляции, с разрешения самого папы римского.
Со временем орден становится всё более влиятельным. Банковской сетью тамплиеров пользовались все начиная от обычных крестьян и заканчивая монархами. Им преподносили щедрые дары, отдавали во владения земли и замки по всей Европе и в святой земле.
Будучи образованными, храмовники хорошо знали что такое бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, им были знакомы чековые расчеты и сложные проценты.
Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею ордена исполнение функций министра финансов. А королевская казна Франции так и вовсе переехала в Тампль — твердыню ордена. Главный казначей ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной в руках Тамплиеров.
С каждым годом рыцари ордена всё сильнее отдаляются от своей первоначальной цели. Из доблестных божьих воинов превращаясь в разжиревших банкиров, землевладельцев и купцов.
Начиная с 1244 года орден терпит череду сокрушительных поражений на святой земле. Сначала в битве при Форбии египетская армия почти полностью истребляет войско тамплиеров. Потом, весной 1291 года, крестоносцы теряют Акру, летом Тир, Бейрут и Сидон. Орден тамплиеров терпит сокрушительное поражение в священной войне и навсегда покидает святую землю.
После поражения в святой войне Тамплиеры переносят свою резиденцию на Кипр.
КРАХ ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ.
Рыцари храма проводят свои тайные встречи и обряды, устраивают пиры и балы, ходят слухи об оргиях и сектантских ритуалах. В общем тамплиеры занимаются всем, кроме своей прямой обязанности защиты христианского наследия.
Церковь, аристократия и простой народ были готовы мирится с подозрительной тайной деятельностью и ритуалами внутри ордена, покуда Тамплиеры символизировали всему миру образ защитников христианской веры, но поражения в священной войне им не простили.
У столь могущественной и богатой организации конечно же были завистники, и теперь они нашли реальный повод чтобы уничтожить орден и завладеть его богатствами.
МИФЫ О ТАМПЛИЕРАХ
Вся история и деятельность ордена окутана тайнами и загадками, на основании которых родилось множество мифов и легенд.
Более всего распространен миф о проклятии Жака де Моле, который гласит, что магистр ордена перед смертью проклял короля Филиппа, папу Климента и их потомство до тринадцатого колена.
Тут то и начинается самое интересное.
Чуть более чем через месяц после казни де Моле, на охоте скоропостижно погибает папа Климент, в ноябре того же года от инсульта скончался король Филип, а далее в течении четырнадцати лет не оставив наследников умирают и три его сына.
Но и на этом еще не конец. После гибели всех Капетингов бразды правления берет родственная им династия Валуа, на которую тут же обрушиваются неслыханные бедствия. Двоих королей из этой династии постигла печальная участь. Один — Жан Добрый погиб в плену у англичан, а второй — Карл шестой тронулся умом. Династию Валуа постигла та же участь что и династию Капетингов полное вырождение. И даже Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие последнего магистра тамплиеров.
Следует заметить, что орден в глазах современников виделся как некий мистический культ. Рыцарей Храма подозревали в колдовстве и алхимии. Ходили слухи, что тамплиеры связаны с тёмными силами и запретными знаниями.
Так же существует немало мифов о том откуда у бедных рыцарей появились такие несметные богатства.
Одна из версий, выдвинутая исследователем Жаком де Майе и немецкой писательницей Инге Отт, гласит, что Тамплиеры уже с 1125 года нашли путь в Америку, где открыли серебряные копи и держали маршрут в земли неисчерпаемых богатств в строжайшем секрете.
Другая версия приписывает ордену владение Святым граалем, являющимся источником всякого богатства и плодородия на земле. Эта легенда рождена циклом эпических поэм о Годфруа Бульонском.
Кроме всего прочего орден в разные периоды времени причисляли к разным сектам, то членов ордена обвиняли в Катаризме, то причисляли их к последователям Бафомета, то заявляли, что Тамплиеры проповедовали идею строительства утопического государства нового типа, с религией впитавшей в себя всё лучшее из христианства, ислама и иудаизма.
ИТОГ
Орден Тамплиеров был одним из самых могущественных и влиятельных рыцарских орденов двенадцатого-тринадцатого веков. Он обладал властью, деньгами и славой. Орден Храма просуществовал недолго, но оставил глубокий след в истории. От самого своего основания и до печального финала, он был окутан мистической аурой.
И до сегодняшних дней писатели романисты, сценаристы, и создатели видеоигр переплетают сюжеты своих произведений с таинственной деятельностью этого средневекового ордена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такими были Ассасины и Тамплиеры в действительности. Два разных ордена из двух разных миров. Но есть в их истории что-то общее. И тот и другой орден были созданы радикальными идеологами. Приверженность своему делу и следование четко обозначенным принципам привело и тех и других на пик славы. И ассасины и тамплиеры со временем отошли от первоначальных целеей и идеалов, изменяясь не в лучшую сторону. И те и другие были очень скрытными для непосвященных организациями, из-за чего впоследствии породили множество мистических историй и таинственных легенд.
А теперь пришла пора ответить на главный вопрос. Враждовали ли в реальности ассассины и тамплиеры?
И Мне не удалось найти никаких исторических подтверждений тому, что интересы тамплиеров и ассасинов когда-то, где-то пересекались. Нет, конечно же во времена крестовых походов вполне вероятно, что низаритам и тамплиерам приходилось сражаться как бок о бок, так и друг против друга. Вряд ли вообще в те времена были какие-то фракции, оставшиеся в стороне от священной войны.
Но весьма сомнительно, то что между верхушкой правления Тамплиеров и Ассасинов возникала какая либо идеологическая или политическая вражда.
Поэтому конфликт ассасинов и тамплиеров является скорее всего исключительно авторской выдумкой компании Юбисофт. Если вам известны какие-то факты, которые возможно были упущены мной, напишите о них в комментариях, буду рад любому аргументированному мнению.