ассистент по актерам на площадке обязанности
Ассистент режиссера по актёрам
Главная задача ассистента — обеспечить режиссера максимально полной и объективной информацией об актерах для принятия правильного решения.
Ассистент режиссера по актёрам — это правая рука режиссера в подборе актёров на фильм. В международном кинематографе эта профессия носит название кастинг-директора. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Кастинг — процесс подбора актеров в кинофильм, который состоит из 3 этапов:
Кастинг актёров — важнейший этап в создании фильма. Если, как говорят в кинопроизводстве, отличный сценарий составляет 50% успеха, то правильный подбор актёров — все 80%. Поэтому ассистент режиссёра по актерам работает в тесном сотрудничестве с режиссёром и решающее слово остаётся за последним. Ведь только режиссёр изначально знает — как выглядит внешне главный герой его фильма, как двигается, разговаривает и т. д. Замысел нового фильма рождается в голове режиссера и все герои уже существуют в его воображении.
Ассистент режиссёра по актёрам (или кастинг-директор) собирает информацию об актерах в так называемой актерской базе или агентствах Москвы и Петербурга либо ищет новые лица в учебных заведениях в соответствии с идеей сценариста и режиссера. Настоящие профи хорошо ориентируются в этой среде, всегда в курсе того — какие актеры насколько и где заняты, как ведут себя во время съёмок. У опытных ассистентов есть своя актёрская база, постоянно обновляемая, которая состоит не только из фотографий, но и видеоматериалов.
Чтобы безошибочно подобрать варианты кандидатов, ассистент должен чувствовать и знать потребности режиссера. А в голове надо постоянно держать «фотобанк» – целую галерею лиц и фамилий актёров. После утверждения актёров на роли и начала съёмок ассистент режиссёра остаётся на связи с актёрами, составляя графики их съёмочных дней.
Особенности профессии
Профессиональные обязанности ассистента режиссёра зависят от периода съёмок. В первые дни после прочтения сценария ассистент мысленно подбирает актёров, которые бы могли соответствовать типажу и характеру героев.
В подготовительный период он занимается:
Во время съёмочного периода в задачи ассистента входит:
Но даже если ассистент режиссёра не участвует в каком-либо проекте, он постоянно работает над обновлением и совершенствованием своей актерской базы, посещает театры, учебные студенческие спектакли, дипломные работы выпускников, общается с кастинг-директорами других фильмов.
Кем можно устроиться на подработку в киностудию, сколько там платят и что надо уметь
Когда ты молод и активен, любишь киноиндустрию и хочешь попробовать себя в чем-то новом – все дороги ведут на киностудию. По крайней мере, меня туда занесло именно по этой причине.
Хотя, что греха таить, основной интерес был все же материальным – ну кто не был студентом? Деньги всегда нужны.
Почему-то мало кто помнит, что съемка кино – это ж не только актеры, но и целый список персонала, который трудится по ту сторону экрана. И одним из этих тружеников может стать обычный человек.
Историей поделился мой читатель Алексей В.
Кто нужен на киностудии
Если не брать во внимание «ключевых действующих лиц», кто исполняет главные и второстепенные роли и, конечно же, режиссеров, в список вакансий входят:
Мне несколько раз приходилось работать в группе сценаристов в юмористических проектах.
Сразу скажу, что этот процесс действительно затягивает, но со временем приходит понимание, что, либо должно быть призвание и тогда процесс поиска новых идей существенно упрощается, или это превращается в нескончаемую гонку, когда ты находишься на грани морального истощения.
За месяц с лишним мне тогда удалось заработать 50 тыс. р.
Ассистенты разного толка
Не один съемочный процесс не обходится без помощников того или иного специалиста.
Если есть желание подработать и при этом нет профильного образования, нужны деньги для оплаты учебы или хочется узнать все тонкости профессии изнутри, то вакансии ассистентов стоит рассмотреть повнимательнее.
Итак, что для таких соискателей предлагает киноиндустрия? В первую очередь поисковик выдает ссылки, где указан ассистент оператора или первый помощник оператора.
Как второй человек на площадке с множеством обязанностей, зарплата такого сотрудника в среднем 30-35 тыс. р.
Это, безусловно, не голливудский размах, а российская действительность, поэтому все гораздо скромнее. Все зависит от бюджета картины, так сказать, престижа.
Аналогичные ставки публикуют для ассистента режиссера-постановщика.
Кажется маленькая, но на самом деле очень значимая должность – второй ассистент оператора. Если не вдаваться в детали, то это всем известный «хлопушечник», который вступает в дело перед каждым дублем.
Еще одно интересное предложение из этой же серии – ассистент художника-гримера. Рутинная работа быть подмастерьем, поддерживать внешний вид актеров на площадке.
Все те же задачи с одной лишь разницей, что дело касается создания визуального образа персонажей, входят в обязанности ассистента художника по костюмам.
Если не образование, то соответствующие навыки и знания здесь точно нужны, зато есть возможность совмещать несколько проектов или постановок.
Обогатиться таким образом вряд ли получится – предлагают 11-80 тыс. р., но на практике выходит примерно 45 тыс.
Гримеры, визажисты, стилисты, декораторы
Считается, что перечень этих специальностей больше подходит для женщин – без исключения все любят себя украшать, но и мужчины в списке визажистов и стилистов уже отнюдь не редкость – их имена давно на слуху.
Каждой из этих профессий стоит уделить внимание:
Несколько моих знакомых студенток подрабатывает визажистами, ведь, чтобы начать зарабатывать, достаточно пройти базовый курс по основам макияжа за 20-60 тыс. и сделать себе в качестве примера небольшое портфолио.
Вакансий много, съемочные процессы идут повсеместно. Что касается крупных городов, средний доход визажиста составляет порядка 40-45 тысяч руб.
Различные менеджеры
Активному и коммуникабельному человеку можно порекомендовать рассмотреть вариант менеджера или агента. Это настоящая палочка-выручалочка для актера, он берет на себя рутину административных вопросов.
Планировать график съемок, договариваться с продюсерами и режиссерами, условиями сотрудничества и оплаты.
Менеджер работает за процент от гонорара артиста. Востребованность и уровень дохода звезды гарантирует благополучие агента. В общем — волка ноги кормят.
Еще одна современная специальность – локейшн-менеджер или менеджер по выбору натуры.
Ключевая задача – подбор мест для съемок + при необходимости оформление разрешений для работы на охраняемых территориях, где это требуется. Характер работы разъездной, поэтому необходим запас личного времени и транспорт.
Киностудия – своего рода государство с огромным количеством вариантов, которые можно и стоит рассматривать в качестве подработки.
Помимо финансовой части, процесс съемок еще и дополнительный шанс открыть и реализовать свой творческий потенциал, получить уникальный опыт, расширить круг общения, обзавестись полезными знакомствами.
Временный источник дохода способен круто изменить жизнь, найти удачный баланс заработок/удовольствие и даже стать делом всей жизни.
А вы хотели бы влиться в киноиндустрию и оказаться по ту сторону большого экрана? Интересно узнать ваше мнение. Оставляйте свои комментарии подписывайтесь на наш канал.
cinematographua
Записки продюсера
Filmmaker Magazine составил список отделов, которые участвуют в съемках, и рассказал об их обязанностях и функциях, а также о преимуществах каждой профессии.
Производство
Персонал: супервайзер, координатор, секретарь, офисные ассистенты, ассистенты продюсеров и режиссеров.
Обязанности: Организация, подготовка и завершение съемок, помощь актерам, продюсерам, режиссерам и финансистам.
Стоит устраиваться, если вы любите: работать над фильмом, не будучи привязанным к площадке; знать все, что происходит; решать проблемы, то есть возиться с постоянными претензиями.
Любимая игра: искать новый объект для ненависти каждый день.
Ассистенты режиссера
Персонал: второй режиссер, хлопушка, режиссер массовки, ассистенты съемочной площадки
Обязанности: разбор сценария и составление расписания съемок; общение со всеми департаментами, чтобы съемки продолжались (включает составление вызывных листов), мониторинг и обеспечение безопасности на площадке.
Стоит устраиваться, если вы любите: сотрудничать с творческими отделами, чтобы достигать целей; военную иерархию или кодовые слова; паниковать, когда на площадке внезапно нужны зонты.
Любимое развлечение: придумывать прозвища.
Механики
Персонал: старший механик, дольщик, механик обвесов и т.д.
Обязанности: сбор и поддержание в рабочем состоянии оборудования для камеры, включая тележки, рельсы и краны; установка стоек для осветителей, а также приборов контроля света, таких как отражатели.
Стоит устраиваться, если вы любите: инженерные расчеты; головоломки, ручной труд.
Можно узнать по: затейливо завязанным банданам
Электричество
Персонал: гаффер, помощник гаффера, инженер по генераторам, электрики
Обязанности: выполнение инструкций оператора-посстановщика и гаффера; настройка света и прокладывание кабелей, включая «рабочий свет» и энергоснабжение оборудования для других департаментов.
Стоит устраиваться, если вы любите: искусство освещения:когда вас каждый день просят подключить к сети кофеварку.
Главный источник адреналина: вас каждый день может сильно ударить током.
Камера
Персонал: оператор-постановщик, первый помощник оператора, второй помощник оператора, техник цифрового оборудования (DIT), фотограф.
Обязанности: подготовка и работа с камерой, подготовка мониторов (если на площадке нет команды плейбэка); контроль материала, а также управление цифровыми данными или материалами на пленке.
Стоит устраиваться, если вы любите: работать с безумно дорогим оборудованием; математику.
Любимый аксессуар: самостоятельно собранный держатель для какой-нибудь повседневной вещи (например, чехол для ручки на липучке, держатель для изоленты с ручкой из грецкого ореха и т.д).
Реквизит
Персонал: реквизитор, помощник реквизитора, ассистенты.
Стоит устраиваться, если вы любите: находить нужный предмет на любой случай жизни.
Больше всего злит: когда кто-то, кроме актеров, ест реквизит.
Художественное оформление
Персонал: художник-постановщик, арт-директор, координатор департамента, декоратор, руководитель, ассистенты.
Обязанности: все объекты в кадре, включая декорации (мебель, украшения окон, покрытие пола), освоение объектов, постройка декораций (на крупных производствах строительство и украшение площадки и декораций поручают разным департаментам, подчиняющимся художнику-постановщику и арт-директору).
Стоит устраиваться, если вы любите: блошиные рынки, двигать мебель, двигать еще больше мебели.
Постоянные приятели: синяки.
Костюм
Персонал: костюмер, ассистент костюмера, закупщики, супервайзеры, швея.
Обязанности: дизайн и закупка костюмов для актеров, включая покраску, старение и внесение изменений. Супервайзеры и костюмеры на площадке отвечают за примерку костюмов на площадке для актеров и массовки. На больших фильмах обязанности распределяются между двумя департаментами: «Костюм» и «Гардероб». Первый отвечает за получение и создание костюмов, второй одевает актеров и следит за последовательностью.
Стоит устраиваться, если вы любите: одежду, зеркала во весь рост.
Чему чаще всего удивляются новички: мешок с одеждой очень тяжелый.
Сценарий
Обязанности: разбор сценария, анализ целостности блокинга, реквизита, грима и костюмов, отслеживание хода съемок по сценарию.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть одним в отделе; всегда быть правым
Преимущество: весь день сидит на стуле.
Грим/прическа
Персонал: глава парикмахерского отдела и ассистенты, глава отдела грима и ассистенты, особый грим.
Обязанности: прическа и грим всех актеров на экране, включая простые накладки, наращивание волос и так далее. При необходимости особый грим можно выделить в отдельный департамент.
Стоит устраиваться, если вы любите: общаться с актерами, узнавать их секреты.
Также известны, как: «Отряд гламура», «Модники»
Локации
Персонал: Локейшн-менеджер, ассистенты и помощники
Обязанности: поиск локаций, связи с окружающим миром, открытие и закрытие площадки, перекрытие локаций.
Стоит устраиваться, если вы любите: карты, общения с большим количеством людей, включая полицейских, пожарных, чиновников и интересующихся соседей.
Наиболее полезный инструмент: наличные, чтобы платить подросткам, громко слушающим музыку и настойчивым продавцам.
Звук
Персонал: оператор бума, звукооператор, звукоинженер
Обязанности: запись и организация аудиодорожки, включая диалоги, шум на заднем плане и атмосферу комнаты.
Стоит устраиваться, если вы любите: искать новые необычные места для микрофонов на площадке; слушать, как актеры жалуются на режиссера, думая, что их никто не слышит; пытаться вставить футляр для оборудование в держатель для кабелей.
Наиболее полезный инструмент: непробиваемый pocker-face
Питание
Персонал: поставщик, повар, помощники повара
Обязанности: приготовление и сервировка обедов на площадке для актеров и команды.
Стоит устраиваться, если вы любите: делать людей счастливыми при помощи еды; когда вас постоянно спрашивают про экзотические острые соусы.
Наиболее полезный инструмент: электрическая жаровня
Буфет
Персонал: буфетчик, ассистенты.
Обязанности: обеспечение площадки едой и напитками в виде буфета, в зависимости от бюджета.
Стоит устраиваться, если вы любите: творчески нарезать фрукты и овощи.
Наиболее полезный инструмент: минидуховка.
Спецэффекты
Персонал: супервайзер спецэффектов, старший рабочий, техники.
Обязанности: подготовка и исполнение всех практических эффектов на площадке, включая дым и туман, ветер, снег/дождь, а также пиротехнику.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть самым крутым на площадке
Наиболее полезный инструмент: огнетушитель
Медик
Обязанности: следить за нуждами команды и актерского состава.
Стоит устраиваться, если вы любите: когда вас постоянно просят лосьон от загара.
Наиболее полезный инструмент: складной стул.
Визуальные эффекты
Обязанности: управление и слежка за творческим и техническим исполнением непрактических элементов визуальных эффектов.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть тем, кто говорит последнее слово в споре о том, нужно ли использовать пометки.
Самый полезный инструмент: персональный монитор, которому завидуют все остальные.
Перевозка
Персонал: Главный по перевозкам, координатор, водители и т.д.
Обязанности: транспортировка всех членов команды, реквизита, декораций и т.д.
Стоит устраиваться, если вы любите: быть на площадке раньше всех остальных и уезжать позже всех.
Наиболее полезный инструмент: кофе.
«Все готовы к началу! Темнитель в зал! Музыка!», или как работает помощник режиссера
Сцена – это ее рабочее место. Здесь ей подчиняются артисты, осветители, костюмеры, монтировщики, гримеры и все театральные цеха. Она всегда начеку, все видит, слышит и готова в любую минуту прийти на помощь. Она – психолог, медсестра, администратор и руководитель в одном лице. Она – помреж – незаметный и такой важный сотрудник театра. Какого это, быть первым человеком после режиссера, корр. ИА AmurMedia спросил у помрежа Хабаровского краевого театра драмы с восьмилетним стажем Ольги Смышляевой.
— Ольга, расскажите, как проходит Ваш день?
— На работу я должна прийти раньше всех. Если это день репетиции, то к 10 часам утра. После иду на сцену и проверяю «выгородку» — это макет декорации — на предмет крепежа, чтобы она, не дай Бог, не завалились. Оцениваю чистоту сцены, даю указания по уборке. Затем мониторю реквизит, костюмы и прочие необходимые для репетиции вещи.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Да, я точно знаю, какой у какого артиста должен быть костюм и обувь к нему. Более того, я поминутно помню, когда включается свет и какая музыка должна звучать в ходе спектакля. Единственное, текст сценария наизусть не помню, это в мои обязанности не входит.
— Ох, сколько всего нужно помнить. Надеюсь, на этом все?
— Это только начало! Далее я должна убедиться, что все артисты находятся в театре. Если кто-либо опаздывает, он обязан позвонить и поставить меня в известность. В ином случае, я сама дозваниваюсь до актера и узнаю причину задержки, информацию о которой после доношу до режиссера. Когда все в сборе, я по трансляции объявляю начало репетиции.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Это, по сути, громкая связь и в случае необходимости меня слышат актеры, монтировщики, осветители, костюмеры, гримеры – все, кроме зрителя в зале. Во время спектаклей, за 15 и 5 минут, я по трансляции объявляю всем цехам начало работы. Собираются артисты, я проверяю готовность «всех систем»: наличие костюмов, реквизита, правильную расстановка декораций, работу осветительных приборов и звукового оборудования. Перед самым стартом, даю третий звонок «Все готовятся к началу спектакля!». А начинается все с моих слов «Темнитель в зал! Музыка!» и поехали.
— Даже не представляла, что у помощника режиссера столько обязанностей.
— И даже больше. Вплоть до того, когда актеры идут обедать, я обязана быть об этом осведомлена и если понадобится, поименно отчитаться перед режиссером, кто и куда отлучился.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Редко, и все они, можно сказать, штатные. Бывает, артист забыл текст, я могу со своего рабочего места, ему тихонечко шепнуть или жестами показать. Один раз была ситуация в спектакле «Тетки»: там один из героев должен выходить к зрителю через окно. А монтировщики прикрутили эту раму так, что та перестала открываться. Благо она была без стекол, и актер смог протиснуться сквозь закрытый оконный проем.
— И никто в зале не заметил заминки?
— Зритель всей нашей кухни не знает и думает, что так и должно быть. А я в антракте отправила монтировщиков срочно «откручивать» оконную раму. Был еще один момент, во время спектакля «Семейная идиллия», от большой нагрузки и нервного перенапряжения актриса упала в обморок прямо на сцене. Артисты, конечно, сориентировались, мягко обыграли ситуацию, а за кулисами я уже встречала с нашатырем и аптечкой.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Помощник режиссера для артистов – это мамка, которая выслушает, пожалеет, даст совет. Актеры ведь люди тонкой душевной организации. Вот случилось у него что-то дома, он пришел в театр взвинченный, расстроенный, а ему через полчаса на сцену выходить. Я всегда подойду, обласкаю, успокою, скажу, что он самый лучший в мире! Вот человеку уже и полегче.
— А для режиссера Вы кто?
— Для него я правая, а иной раз и левая рука. На мне ответственность практически за все.
— Столько задач для одного человека, немалое количество людей в подчинении. Наверно, иногда приходится повышать голос?
— Бывает, что приходиться. Вообще, я человек мягкий и достаточно спокойный, всех очень люблю и уважаю, но порой могу «гаркнуть», чтобы люди меня наконец-то поняли. Рабочий процесс, что тут скажешь.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Сложно сказать, ведь попала я сюда практически случайно – в театре работала моя родственница, которая предложила мне занять открывшуюся вакансию помрежа, а я просто решила попробовать. Думаю, в каждой профессии есть свои плюсы и минусы. В моей работе самое сложное – это то количество информации, которую мне приходится пропускать через себя. К тому же, я не умею дистанцироваться от чужих переживаний. И когда человек делится со мной чем-то, например, выплескивает негатив, то я воспринимаю все это близко к сердцу и переживаю вместе с ним.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Конечно! У меня невероятно интересная работа! Несмотря на все сложности и постоянное нервное напряжение. Я каждый день работаю с потрясающими неординарными людьми. Общаюсь, как с местными актерами, так и с артистами из других городов. Я работала с московскими труппами, знаю много знаменитостей кино и театра.
Помощник режиссера. Фото: Семен Руденко
— В этом, конечно, есть сложность, ведь порой домой приезжаю только переночевать. Иной раз приходишь, и не хочется ничего: только вытянуть ноги на кровати и спать. У меня трое детей, младшему шесть лет и сегодня он приболел, а я, к сожалению, не могу себе позволить взять больничный и остаться с ребенком дома. Тем не менее, недостатка внимания и любви с моей стороны у домашних точно нет, ведь каждую свободную минуту я провожу именно с ними.
Помощник режисера. Фото: Семен Руденко
— Сложно ответить… Одно могу сказать точно, что когда некоторые артисты подходят после спектакля, дарят мне цветы, обнимают и говорят «Ты самый лучший помреж в мире!» — это дорогого стоит.
Персонал (Съемочная группа)
Штат съемочной группы, естественно, в значительной степени варьируется в зависимости от бюджета и масштабов и типа кинопроекта. В этом разделы представлен список всех должностей кинопроизводства, какие только возможны, а также приведены их основные обязанности и профессиональные задачи.
Классификация по этапам
Подготовительный период
Творческий этап подготовительного периода кинопроекта начинается со Сценариста. Сценарист создаёт киносценарий (письменную версию ещё не снятого кинофильма) основываясь либо на ранее написанном материале (романе, рассказе или пьесе) либо на некоем оригинальном замысле. Сценарист может написать сценарий по собственной инициативе и замыслу, чтобы затем попытаться продать его продюсеру, или может быть приглашен продюсером либо студией для написания сценария по специальному заказу. Бывает, что сценарии приходится многократно переписывать, причем над одним сценарием могут работать несколько сценаристов. Продюсер осуществляет контроль над всем производством картины в целом, и он же несет главную ответственность за успех или провал кинопроекта; этот человек работает на проекте с самого его начала и до окончательного его завершения. Задача продюсера состоит в организации и продвижении всего проекта вплоть до выпуска успешного кинофильма. Если в конечном итоге фильм получает, например, премию Американской академии кинематографических искусств и наук (“Оскара”) за лучший кинофильм года, награду непременно принимает продюсер.
Режиссер интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения (режиссёрский сценарий), несущего, безусловно, на себе отпечаток его индивидуальности. Режиссера можно уподобить дирижеру большого оркестра. Он должен уметь руководить людьми, осуществлять контроль, спрашивать с них, заставлять выполнять свои указания, оставаясь при этом в хороших отношениях со всеми участниками кинопроцесса.
Оператор-постановщик (Оператор, DP, DOP), отвечает за качество фотографической съёмки и за «кинематографичность» действия картины. Он воплощает замыслы сценариста и режиссера в зрительные образы – в изображение. Для того чтобы зритель мог испытать нужные режиссеру эмоции, оператор-постановщик, используя знание методов освещения, типов объективов, кинокамер и фотографических эмульсий, придает каждому кадру соответствующие настроение, атмосферу и визуальный стиль. Работая в тесном контакте с режиссером-постановщиком, оператор-постановщик выбирает для каждого плана ракурс съемки, выстраивает композицию, а также схему движения съемочной камеры. Оператор-постановщик также подбирает осветительную аппаратуру, определяет тип и число необходимых для съемки камер. Для достижения желаемого эффекта оператор-постановщик заказывает осветительные приборы, дает указания по организации освещения, и расположению камер на площадке.
Пока творческая группа работает над концептуализацией картины, финансовый директор составляет смету расходов, ведет учет стоимости каждой материальной единицы с целью удержания производства в рамках бюджета. (В малобюджетном кинопроизводстве этим занимается сам продюсер или его ассистент).
Все затраты делятся на две основных категории: фиксированные затраты (above-the-line costs) и переменные затраты. Общее правило для высокобюджетных полнометражных картин состоит в том, что затраты фиксированные затраты должны составлять примерно 75% совокупного бюджета фильма. Такие затраты оговариваются до начала производства и считаются неизменными.
Переменные затраты включают в себя зарплаты ведущих творческих работников, а также любые авторские права на книгу, пьесу или статью. Они считаются “фиксированными затратами” поскольку после согласования на переговорах не меняются в течение всего периода производства.
Переменные затраты могут достигать 25% бюджета картины. Они покрывают текущие затраты на обеспечение продвижения производства. Переменные затраты объединяют все затраты, не входящие в разряд фиксированных, такие, как зарплаты членов съемочной группы, расходы на питание, проживание, транспорт, аренду камер, обработку пленки, монтаж, спецэффекты, костюмы, освещение, декорации, реквизит и прочие расходы.
Художник-постановщик работает в тесном сотрудничестве с режиссером-постановщиком по обеспечению реализации его художественного замысла на стадии, когда концептуализация завершена и может быть воплощена на съёмочной площадке. Художник-постановщик возглавляет художественно-декораторскую службу и, руководя художественным оформлением съёмочной площадки, отвечает за создание общего визуального впечатления снимаемых элементов сцены – фон, декорации, костюмы, и т.д.
Художественный руководитель работает под руководством художника-постановщика и следит, чтобы выбранная натура или декорации соответствовали замыслу художника-постановщика. Художественный руководитель осуществляет общий контроль за работой групп художников и рабочих-декораторов, а также отвечает за костюмы, грим и реквизит.
Декорациями называют любой искусственный пейзаж или декоративную обстановку, выстроенную в специальном павильоне или на натуре для использования в киносъёмке. Художник по декорациям, часто являясь художником с архитектурным образованием, вычерчивает планы и составляет спецификации по материалам для строительства декораций на основе словесного описания или эскизов, предоставляемых художественным руководителем. Из-за высокой стоимости работ по строительству декораций художник по декорациям при планировании старается предусмотреть строительство только тех объектов или их элементов, которые реально попадут в объектив кинокамеры.
Реквизиторская группа работает под началом ассистента декоратора и занимается сбором и доставкой всех необходимых для съемки предметов на съемочную площадку.
Плотник подчиняется координатору по оформлению сцены и осуществляет строительство декорации согласно полученным планам и спецификациям.
Ассистент плотника подчиняется плотнику и помогает ему в сооружении декораций.
Дизайнер по костюмам продумывает и рисует эскизы костюмов для киноактеров в то время как осуществляется сооружение декораций. Прежде чем эти готовые эскизы поступят к портному, которому предстоит шить костюмы, они утверждаются художником-постановщиком, режиссером-постановщиком и продюсером.
Портной – производит пошив комплекта костюмов согласно утвержденным эскизам.
Директор по кастингу (или помощник режиссера по кастингу) предлагает и оценивает кандидатуры потенциально подходящих для съемок актеров, назначает встречи актеров с продюсером, или с продюсером и режиссером, а также нередко помогает продюсеру вести переговоры с представителем актера или его адвокатом относительно условий предполагаемого контракта. Когда вопрос о найме согласован, директор по кастингу помогает представителю актера и режиссеру в обсуждении конкретных условий контракта.
Менеджер по выбору натуры осматривает и подбирает места для съемок и оформляет официальные разрешения на производство съемок в тех местах, где они необходимы.
Технический консультант может быть приглашён режиссером для консультирования в определенной области знаний с целью корректного отображения в кинофильме особых событий или ситуаций, требующих специальных знаний и опыта. Специалист по истории приглашается, например, для правдоподобного отображения событий Гражданской войны в США. По поводу сцен в суде может консультировать юрист. За консультациями по поводу народных обычаев или костюмов Лаоса могут обратиться к уроженцу Лаоса. Или для уточнения фактов из жизни дельфинов могут пригласить профессионального биолога.
Если в фильме предусмотрены спецэффекты, трюки или задействованы животные, к работе над ним дополнительно привлекаются следующие специалисты:
Координатор спецэффектов, (или директор по спецэффектам) следит, чтобы команда по спецэффектам осуществляла постановку спецэффектов в соответствии с указаниями режиссера-постановщика.
Режиссёр-постановщик трюков отвечает за постановку трюков, их правдоподобие и безопасность.Иногда в съёмках кинофильмов используются животные. Как правило, их доставляют на съёмочную площадку в сопровождении дрессировщика или конюха (если речь идёт о лошадях), которые либо занимаются дрессировкой этого животного, либо умеют заставить его выполнять нужные команды, например с помощью подкормки. Часто одну и ту же роль исполняет несколько похожих друг на друга животных. Благодаря умелому монтажу их произвольные движения выглядят в кадре осмысленными.
Линейный продюсер осуществляет оперативное ежедневное руководство всеми съемочными мероприятиями. Он договаривается об использовании натурных площадок, транспорте, подбирает дополнительных статистов для участия в сценах, заказывает оборудование, на время выездных съемок арендует жилье для артистов и персонала, весь день находится на съемочной площадке и следит за слаженным ходом съёмочного процесса. Линейный продюсер, как правило, приглашается на весь период работы над фильмом от подготовительного периода и до постпроизводства включительно. Подчиняется напрямую продюсеру.
В ходе подготовительного периода осуществляется подготовка всего необходимого для съемок:
По завершении подготовительного периода начинается собственно стадия съёмок картины.
Производство
Производством называется этап, на котором осуществляется собственно фактическая съемка кинокартины (также – «съёмочный период»). В ней принимает участие множество специалистов разного профиля, актёров и других творческих личностей:
Оператор-постановщик (DP, DOP, Cinematographer), принимавший также участие в работе над фильмом на подготовительном этапе, играет ведущую роль и на стадии производства. На этот раз его главной функцией является выбор и установка правильного освещения сцены на съемочной площадке. В зависимости от стиля работы режиссера оператор-постановщик может принимать для себя решение о “визуальном представлении” фильма на киноплёнке, а также, после обсуждения с режиссером-постановщиком (обычно также и с членами художественно-декораторской группой), ему может быть доверена установка освещения сцены по его собственному усмотрению. В качестве альтернативного варианта, если режиссер сам имеет четкое или особенное представление о “визуальном представлении” фильма, оператор-постановщик выполняет его указания.
Поскольку оператор-постановщик “назначает” состав членов съёмочной группы, он же несет за них ответственность и может уволить, если те не удовлетворяют требуемым профессиональным стандартам. Положительным в такой практике является право оператора-постановщика подбирать съемочную команду по своему усмотрению, чаще всего состоящую из проверенных специалистов, часто с опытом совместной работы на других картинах.
Помощник режиссера (или «первый помощник», A.D.), следит за графиком съемок и отвечает за его соблюдение. Помощник режиссера несет ответственность за решение текущих оперативных вопросов, например, вызов на съемочную площадку актеров или членов съемочной группы, срочное решение хозяйственных вопросов на площадке. Он дает возможность режиссеру сосредоточить все внимание на творческих аспектах производства фильма. Помощник режиссера следит за порядком на съемочной площадке, например известным призывом “Тишина на площадке!”. Помощник режиссера также имеет своих собственных помощников.
Второй помощник (или “второй помощник режиссера” Second A.D.) является ассистентом помощника режиссера и следит за сменой исполнителей на площадке и составляет для каждой сцены график вызова актеров с указанием времени их появления на площадке. Второй помощник режиссера часто является связующим звеном между съемочной площадкой и офисом студии. Существует и третий помощник (Third A.D.), который также ассистирует помощнику режиссера.
Режиссер массовок ставит крупномасштабные сцены, как правило, связанные со сложными спецэффектами и участием в
съемках большого количества дополнительных лиц, каскадеров и животных.
Ответственный за грим, или художник-гример, является лицом, отвечающим за грим, накладываемый непосредственно на кожу актеров в косметических целях, достижения того или иного эффекта при освещении, придания соответствующего характера или создания образа. Обычно актера гримируют перед съемкой, однако в ходе работы грим иногда расползается, и тогда его наносят повторно или подправляют. Задача гримёра состоит в поддержании требуемого внешнего вида актера на протяжении всего съемочного цикла.
Парикмахер, или стилист по прическам, отвечает за сохранность прически актера на протяжении всего съемочного цикла.
Первый помощник оператора (Ассистент оператора) ассистирует оператору при съёмке. Он обслуживает и поддерживает в рабочем состоянии кинокамеру, а также заполняет съемочный лист, в который подробно записывает все детали, касающиеся отснятых сцен. Во многих операторских группах первый помощник оператора исполняет также обязанности “фокусника” и/или “хлопушечника”.
Но, наверное, самой важной обязанностью второго ассистента является ведение учётных записей. Съёмочный лист, который впоследствии передаётся в лабораторию вместе с отснятым материалом, должен заполняться четко и понятно, иначе при обработке и монтаже негатива будет трудно отыскать нужный ролик.
Звукооператор отвечает за все аудиоэлементы картины аналогично художнику-постановщику в отношении визуальных элементов.
Оператор микрофона управляет “журавлем”, длинным раздвижным шестом для позиционирования и управления микрофоном во время съемки. Благодаря “журавлю” можно записать диалог, поместив микрофон прямо над головой актера, притом что сам микрофон не попадет в поле обзора камеры. Оператор “журавля” должен вовремя разворачивать микрофон поочерёдно в сторону каждого говорящего актера, что на деле означает доскональное знание последовательности реплик.
Старший рабочий-механик подчиняется оператору-постановщику и руководит работой со всеми аксессуарами, связанными с кинокамерой на съемочной площадке. Он руководит рабочими постановочного цеха (Грип, Grips), которых может быть от пяти до пятнадцати человек.
На съемочной площадке грипп готовит к съемке всевозможные аксессуары, связанные с использованием кинокамер и условиями съёмки в целом. Эти аксессуары включают, разного рода приспособления для камер (штативы, краны, тележки, рельсы, и т.д.), позволяющие производить съемку с разных точек обзора или в движении по желанию оператора-постановщика. К примеру, может потребоваться, безопасный и удобный монтаж кинокамеры на движущемся автомобиле, вертолёте и т.д. В некоторых случаях также необходимо возведение лесов для установки камеры на высокую точку обзора
относительно сцены. Грип (grip) работает в тесном контакте с Электриками и Группой осветителей, занимающимися установкой осветительного оборудования.
Помощник оператора по наводке на фокус, или “фокусник”, изменяет фокусировку объектива, когда актер или сюжетно важный объект приближается или отдаляется от камеры или когда камера перемещается относительно него, например, при съемке тележки Долли. Главная задача “фокусника” состоит в том, чтобы нужный объект или действие на изображении были всегда резким.
Если планируется съемка в движении “фокусник” еще до начала съемки отмечает при помощи специальной клейкой ленты на полу положение актеров и измеряет расстояние между объективом и ключевыми точками по всей траектории движения камеры таким образом, чтобы обеспечить плавную регулировку фокуса на всём протяжении съёмки длинного плана. “Фокусник” также отвечает за установку значения диафрагмы по требованью оператора-постановщика.
Кроме того в сферу ответственности “фокусника” входит обслуживание самой кинокамеры. Сюда входит ее сборка и приведение в рабочее состояние утром, а также разборка и упаковка по окончании съемки. “Фокусник” обязан содержать объективы в абсолютной чистоте, а также осуществлять в период съемки своевременное техническое обслуживание камеры и аксессуаров.
В отличие от помощника оператора, который имеет возможность отлучиться от камеры для обсуждения с режиссером и оператором-постановщиком предстоящих планов съемки, “фокусник” практически никогда с камерой не расстается. При подготовке камеры к съемке следующего плана второй ассистент (хлопушка) помогает “фокуснику” собрать нужный комплект аксессуаров для кинокамеры. Можно считать, что в течение всего съемочного дня камера полностью принадлежит “фокуснику”.
После завершения съемки плана и команды “снято” “фокусник” должен быть способен по требованию дать подробную информацию относительно деталей снятого плана, в том числе о фокусном расстоянии объектива, фокусировке и значении диафрагмы.
Во время любой профессиональной киносъёмки, члены операторской группы обязаны быть на площадке как минимум за полчаса до установленного времени начала проверки по списку участников. Еще до начала переклички камера должна быть установлена на штативе или операторской тележке (Долли) строго на месте предстоящей съемки первого кадра съёмочного дня и готова к работе.
Помощник режиссера по сценарию (Script Supervisor, Скрипт) ведет во время съемок особую запись (заметки) по каждой сцене, чтобы при съемке очередной сцены можно было вернуться назад и убедиться в правильности последовательности следования сценарию во всех деталях. Он обязан убедиться, что никаких отклонений от этих деталей не произошло. Скрипт также отслеживает число отснятых за день страниц и сцен сценария, число планов, оценивает предполагаемое экранное время, а также отмечает случаи отступления от сценария, например, если записанный диалог актеров отличается от диалога, записанного в сценарии.
Фотограф съемочной группы делает фотоснимки, которые впоследствии будут использованы для публикаций и рекламы картины. Фотографическая съёмка постоянно ведётся на съёмочной площадке, что даёт возможность поддерживать и отслеживать очерёдность снимаемых сцен и планов и их соответствие сценарию.
Главный осветитель (Бригадир светотехников, Гаффер, Gaffer), возглавляет группу, отвечающую во время съемок за освещение и другие вопросы, связанные с электроприборами. Гаффер напрямую подчиняется оператору-постановщику и следит за точным исполнением его указаний, касающихся освещения сцены.
Помощник гаффера (“бест-бой”, Best Boy), является ассистентом Гаффера. Он занимается заказом необходимого осветительного оборудования и дает указания группам рабочих-осветителей.
Постпроизводство
Руководитель по постпроизводству или руководитель подразделения цифровых эффектов выполняют для вас непосредственную работу и являются вашими прямыми контактами на самой студии. Они присутствуют во время выполнения технологических операций, осуществляют надзор за процессами монтажа и цветоустановкой; они же утверждают проделанную студией работу.
Технические специалисты по сканированию и записи изображения отвечают за эксплуатацию и оптимизацию функционирования фильм-сканнеров и рекордеров, а также следят за соответствием качества сканирования и записи ожидаемому качеству изображения.
Режиссеры монтажа реализуют список монтажных решений (EDL), объединяя сцены путем монтажных переходов, наплывов и прочих требуемых эффектов.
Монтажёры звука собирают и монтируют различные элементы звукозаписи проекта в окончательную оригинальную фонограмму.
Дизайнеры графики осуществляют компьютерную обработку изображения. В их задачи входит:
Полная съемочная группа полнометражного фильма
Структура съёмочной технической группы бывает разной в зависимости от фильма, его бюджета и требований сценария. Ниже приведены две наиболее типичные комбинации состава съёмочной группы.
Камера: | Освещение: | Звук: |
---|---|---|
Оператор-постановщик | Гаффер | Звукооператор |
Оператор | Помощник Гаффера | Оператор микрофона |
Фокусник/Перезарядка камеры | Бригада осветителей | |
Хлопушка | Старший рабочий-постановщик (Старший грипп) | |
Оператор «Долли» | Бригада Дольщиков |
Сокращённая съемочная группа малобюджетного фильма
В “малобюджетной группе” оператор-постановщик обычно заведует освещением и самостоятельно работает с камерой. Это довольно распространённый подход при съемке малобюджетных кинофильмов и телевизионных сериалов.
Камера: | Освещение: | Звук: |
---|---|---|
Оператор-постановщик | Гаффер | Звукооператор |
Фокусник/Перезарядка камеры | Инженер осветитель | Оператор микрофона |
Старший рабочий-постановщик (Старший грипп) | ||
Помощник Гаффера (Best Boy) |
Классификация по отделам
Должности делятся на департаменты или отделы. Какие-то должности могут относиться и к нескольким из них, и будут перечислены во всех отделах, где они применяются.