Астрономия в 11 классе что изучают
Урок 1
Астрономия — фундаментальная наука, изучающая строение, движение, происхождение и развитие небесных тел.
Слово «астрономия» происходит от греческих слов астрон (звезда) и номос (закон).
Задачами астрономии являются: изучение положений и движений небесных тел в пространстве, определение их размеров и формы, изучение физического строения небесных тел.
Что понимают под Галактикой?
Большая обособленная гравитационно связанная совокупность звёзд.
Что понимают под Вселенной?
Максимально большая область пространства и все тела в ней.
Как возникла наука астрономия?
Из практических потребностей человека: необходимость ориентации в пространстве.
Какие объекты и явления изучает астрономия?
Небесные объекты: галактики, звёзды, планеты, спутники планет.
Астрономические наблюдения — целенаправленная и активная регистрация информации о процессах во Вселенной.
Химический элемент гелий впервые был обнаружен с помощью астрономических наблюдений.
Оптический телескоп предназначен для собирания света исследуемых небесных тел и получения им изображения. Телескоп увеличивает угол зрения, под которым видны небесные тела.
Раздел астрономии | Краткая характеристика |
Практическая астрономия | координаты, азимуты, точное время, применяемые при этом инструменты |
Небесная механика | изучает законы движения небесных тел, массы и формы |
Сравнительная планетология | изучение физики планет Солнечной системы |
Астрофизика | изучение звёзд, происходящие процессы на небесных телах |
Звёздная астрономия | изучение физического состояния и процессов тел |
Космология | изучает общие закономерности строения и развития Вселенной |
Космогония | изучает происхождение небесных тел |
Астрономия решает многие проблемы космонавтики: оптимальный выбор и точный расчёт орбит искусственных небесных тел; определение расстояния до небесных тел; выбор время, наиболее подходящее для межпланетных перелётов; позволяет изучать материю и влияние Солнечной энергии на человека.
Рабочая программа по астрономии для 11 класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Рассмотрено на заседании
методической кафедры учителей
Протокол №_____ от___________
Утверждаю: Директор МАОУ №5 «Гимназия»
Заместитель директора по УР
Заместитель директора по МР
Протокол заседания методического
совета школы № _____ от _______
Рабочая программа учебного предмета
«Астрономия» (базовый уровень) для 11Г класса
на 2017-2018 учебный год
Зиганурова А.Г., учитель физики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Рабочая программа по учебному предмету «Астрономия» для 11Г класса МАОУ №5 «Гимназия» на 2017-2018 учебный год разработана на основании:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004 с учётом внесённых изменений приказами Министерства образования и науки РФ от 19.10.2009 № 427, от 31.01.2012 №69;
Образовательной программы основного общего образования МАОУ №5 «Гимназия» на 2017-2018 учебный год;
Учебного плана МАОУ №5 «Гимназия» на 2017-2018 учебный год;
Порядкa о разработкe и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов и программ внеурочной деятельности педагогов МАОУ № 5 «Гимназия»;
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. — М. : Дрофа, 2017.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. — М. : Дрофа, 2017.
Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2017.
4. Авторская программа учебного курса Б. А. Воронцов-Вельяминов и Е.К. Страуата.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения астрономии на ступени среднего (полного) образования. Количество учебных недель составляет 35. В связи с этим, рабочая программа для обучающихся 11 класса рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю (базовый уровень).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ
Изучение астрономии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МАОУ №5 «Гимназия». Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по астрономии и авторской программой учебного курса Б. А. Воронцов-Вельяминов и Е.К. Страуата. Астрономия как учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
в ценности методов исследования природы;
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентиры содержания курса астрономии рассматриваются как формирование:
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
правильного использования астрономической терминологии и символики;
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Введение в предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики.
Практические основы астрономии (10 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы движения небесных тел. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (5 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (4 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов, освоение обучающимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения астрономии на базовом уровне обучающийся 11 класса должен
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина; смысл физического закона Хаббла; основные этапы освоения космического пространства; гипотезы происхождения Солнечной системы; основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие астрономии;
приводить примеры : роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять : различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
осуществлять самостоятельный поиск инфор мации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
сформированность познавательных интересов, творческих способностей учащихся;
убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения астрономии в средней школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний и организации учебной деятельности;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
формирование умений воспринимать, перерабатывать анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
приобретени е опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
Частными предметными результатами обучения в 11 классе,
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
— формулировать закон Хаббла;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Приоритетами для школьного курса астрономии на этапе среднего (полного) образования являются:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Поиск и выделение необходимой информации.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
Умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Сознательная ориентация обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Умение интегрироваться в группу сверстников при работе в группах.
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при изучении темы.
Умение использовать адекватные языковые средства.
Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения как приобретение знаний и умений для использования в практической и повседневной жизни; овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности; освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях образования, с логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
Личностная ориентация выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность ученика понимать причину и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физико-астрономической науке и технике, усилению мотивации к познанию и творчеству, нацелена на воспитание общественно ценных качеств, в том числе гражданственности и толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Это поможет школьнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, конструктивно взаимодействовать с окружающими людьми. Деятельностный подход в обучении астрономии является основной базой для формирования информационной, коммуникативной компетенций и компетенции личностного саморазвития.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Система учебных заня тий по астрономии включает также в себя практические занятия ( решение задач),уроки семинары.
Поэтому рабочая программа по астрономии для достижения поставленных целей урока и реализации компетентностного подхода в образовании предусматривает использование элементов современных образовательных технологий, таких как проблемное обучение, интегративное обучение, дифференцированное обучение, исследовательская и проектная деятельность обучающихся, использование новых информационно-коммуникационных технологий.
Комплексное применение на уроках астрономии элементов педагогических технологий в различных вариациях способствует более эффективной организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности, реализации компетентного поведения учителя.