Аугсбургская ночь что это
Аугсбургский религиозный мир
Аугсбургский религиозный мир — соглашение, заключённое 25 сентября 1555 года [1] на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V. Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильности в Германии на протяжении второй половины XVI века. В то же время Аугсбургский мир не признал свободы вероисповедания подданных империи, что привело к возникновению принципа cujus regio, ejus religio и создало почву для возобновления конфессионального противостояния. Система, созданная на основе Аугсбургского мира, распалась в начале XVII века, что стало одной из причин Тридцатилетней войны.
Содержание
Предпосылки
Реформация, начавшаяся в Германии с выступления Мартина Лютера в 1517 году, привела к религиозному расколу Священной Римской империи и системному кризису её государственной организации. Противостояние католических и лютеранских князей, усугублявшееся попытками Карла V создать мировую империю с сильной универсальной центральной властью, вылилось в Шмалькальденскую войну 1546—1547 годов. Война потрясла основы империи и продемонстрировала неэффективность функционирования крупных религиозно-политических объединений, созданных противостоящими лагерями. Угроза коллапса империи, реальность которой стала очевидной в ходе войны, заставила лидеров обеих группировок начать движение на достижение компромисса по политическим и конфессиональным вопросам. Этому также способствовали охлаждение отношений императора с папой римским и боязнь немецких князей передачи имперского престола старшему сыну Карла V Филиппу II, представителю испанской линии Габсбургов.
На переговорах в Пассау в 1552 году, завершивших очередное восстание лютеранских князей против императора, впервые сложилась политическая группа нейтральных князей, посредничавших при достижении соглашения между враждующими группировками, во главе которой стоял римский король, младший брат императора, Фердинанд I. В отличие от Карла V Фердинанд был готов пойти на признание лютеранства без ограничения сроков и реформу государственного устройства империи на основе компромисса с князьями обеих конфессий. Совместные действия Фердинанда I и курфюрста Морица Саксонского, лидера протестантской партии, в 1553 году при подавлении восстания Альбрехта Арчибальда, маркграфа Бранденбург-Кульмбахского, а также подписание в том же году Гейдельбергского соглашения о защите мира нейтральными князьями, среди которых были правители католических Майнца, Трира и Баварии и лютеранских Пфальца и Вюртемберга, способствовали сближению позиций основных политических группировок в империи. Большое значение также имело трёхстороннее соглашение, заключённое в марте 1555 году между Саксонией, Гессеном и Бранденбургом о согласовании позиций на переговорах с императором. В стороне от процесса сближения остался император Карл V, продолжавший отказываться от уступок протестантам и имперским князьям. В 1554 году должен был состояться рейхстаг империи, однако император затягивал его открытие, а после того как дал, наконец, согласие на созыв рейхстага, отказался прибыть на его заседания. При этом Карл V предоставил все полномочия для ведения переговоров и утверждения решений рейхстага своему брату Фердинанду I.
Переговоры
5 февраля 1555 года в Аугсбурге официально открылся рейхстаг Священной Римской империи. Председательствовал на нём римский король Фердинанд I, действующий от имени императора Карла V, который всё более отходил от ведения дел в империи. С самого начала на рейхстаге начались бурные дебаты о путях выхода из конфессионально-политического кризиса. Повестка дня собрания, предложенная императором, под давлением сословий была изменена и на первый план вышел религиозный вопрос. Протестантские князья выступили с требованием заключения всеобъемлющего соглашения, которое бы предоставило гарантии свободному исповеданию лютеранства и санкционировало секуляризацию церковных владений в протестантских государствах. Католическая партия была более слабой, во многом из-за пассивности папы римского и императора, и была готова легитимизировать лютеранскую конфессию в рамках империи при условии сохранения статус-кво в церковных княжествах. Реальной альтернативы религиозно-политическому компромиссу на рейхстаге предложено не было. Переговоры велись по куриям: курфюрстов, князей и свободных городов.
К 21 июля 1555 года был подготовлен проект соглашения, который был направлен на утверждение королю. Затем последовали ещё несколько месяцев двусторонних обсуждений и согласований, в ходе которых лютеранские князья пытались добиться признания свободы вероисповедания для каждого подданного империи, а католики настаивали на предоставлении гарантий неприкосновенности владений Римско-католической церкви. Попытки Фердинанда I устраниться от утверждения проекта соглашения и выдвинутая им идея закрытия или переноса рейхстага были решительно отвергнуты протестантскими курфюрстами и князьями. В результате, осенью 1555 года король был вынужден форсировать переговоры. 21 сентября 1555 года текст соглашения был утверждён рейхстагом, а 25 сентября — подписан Фердинандом I. Незадолго до этого, 19 сентября 1555 года император Карл V подписал отречение от престола, одной из причин которого было несогласие с текстом Аугсбургского соглашения. Поэтому официально Аугсбургский религиозный мир вступил в силу лишь в 1556 году, после завершения процедуры отречения Карла V и передачи престола Фердинанду I.
В текст соглашения не вошли гарантии против принуждения лютеранских подданных католических субъектов империи к переходу в католичество. Они стали предметом отдельной «Декларации Фердинанда» за подписью римского короля, которая, однако, не получила статуса закона империи.
Условия соглашения
Аугсбургский религиозный мир представлял собой компромисс между католическими и протестантскими субъектами Священной Римской империи, направленный на поддержание мира и стабильности в биконфессиональной стране. В этом отношении соглашение являлось очередным шагом в развитии идеи «земского мира», утверждённой ещё в 1495 году в качестве имперского закона. Хотя конфессиональный раскол Германии на католический и протестантский лагеря сохранялся, в государственно-правовой и общественно-политической сфере Аугсбургский мир восстановил единство империи.
Важнейшим положением Аугсбургского религиозного мира стало признание лютеранства в качестве легитимной конфессии. Само соглашение представляло по-сути договор между католическими и лютеранскими субъектами империи под главенством объединяющих институтов — имперских учреждений и императора из дома Габсбургов. Однако в тексте Аугсбургского мира не содержались чёткие критерии отнесения исповедуемой конфессии к лютеранству: под лютеранами понимались лица, исповедующие Аугсбургское исповедание 1530 года, и «конфессионально родственные им члены». Эта оговорка позволила в дальнейшем кальвинистам также претендовать на легитимность и полноправное участие в государственной системе империи. Другие протестантские конфессии (цвинглианство, анабаптизм, спиритуализм) не получили признания в империи и оказались вне закона. Утвердив легитимность лютеранства, Аугсбургский мир также провозгласил амнистию для всех лиц, осуждённых из-за своей принадлежности к этому вероисповеданию, и прекращение юрисдикции католических церковных судов над лютеранами.
Cujus regio, ejus religio
Католической партии удалось внести в текст Аугсбургского мира так называемую «духовную оговорку» (лат. Reservatum Ecclesiasticum ), в соответствии с которой в случае перехода духовного князя (епископа или аббата) в лютеранство он подлежал отрешению от власти, а на его место избирался католик. Таким образом гарантировалось сохранение за католиками всех духовных владений, существовавших на 1552 год. Церковные земли, секуляризированные ранее, оставались под властью лютеранских правителей.
Значение
Аугсбургский религиозный мир положил конец политическому расколу Священной Римской империи, восстановил её единство и мир в Центральной Европе. Кризис, вызванный лютеранской Реформацией, был на время преодолён. Признав лютеранство в качестве конфессии, равноправной с католицизмом, Аугсбургское соглашение впервые в Европе выработало способ мирного сосуществования нескольких вероисповеданий в рамках одного государственного образования. Благодаря этому была восстановлена работоспособность государственных институтов империи, в том числе рейхстага, имперского суда и самого поста императора, и сделан важный шаг на пути трансформации Священной Римской империи в соответствии с требованиям нового времени. Сословия имперского общества получили гарантии сохранения своих прав, была достигнута относительная социальная стабильность. Система равновесия, заложенная Аугсбургским миром, позволила сохранять мир и спокойствие в Германии на протяжении более половины столетия (до начала XVII века). В немецкой историографии Аугсбургский религиозный мир часто рассматривается как одна из важнейших общественно-политических вех в развитии страны и начало так называемой «конфессиональной эпохи», охватывающий период с 1555 года до Вестфальского мира 1648 года.
Тем не менее, в компромиссных формулировках Аугсбургского мира содержались потенциальные угрозы для стабильного развития империи. Непризнание договором кальвинистского вероисповедания, наряду с расплывчатостью понятия лютеранства в тексте соглашения, создали почву для особого пути развития реформатской церкви в Германии, характеризующегося острой конфликтностью как с католицизмом, так и с лютеранством, а также её маргинализацией в рамках имперской структуры. Отсутствие правовых гарантий для подданных иного вероисповедания, чем их правитель, означало потенциальную возможность применения силы князьями для обращения населения своих владений в ту или иную религию. Это было особенно опасно в условиях нарастания контрреформационных тенденций в католическом лагере. Кроме того, хотя Аугсбургский мир был нацелен на установление стабильности и поддержание статус-кво в империи, предоставленное имперским сословиям право выбора религии создало перспективы для дальнейшей территориальной экспансии лютеранской конфессии, с одной стороны, и реставрации католицизма в протестантских княжествах, с другой. Это вело к возобновлению конфликта между обеими религиозными группировками, эскалация которого в начале XVII века вылилась в Тридцатилетнюю войну.
Христианские святыни Аугсбурга
Город в честь римского императора Августа
Базилика святых Ульрика и Афры |
Уже в 15 году до Р.Х. на месте современного баварского города Аугсбурга находилось поселение Augusta Vindelicorum (названо так в честь императора Августа), основанное как римский военный лагерь. Легионы римского императора Августа, покорив альпийские племена, перешли Альпы и после битвы у Боденского озера подчинили себе области ретов и винделиков. Продвигаясь к Рейну, римляне обустроили один из своих военных лагерей на землях кельтского племени винделиков в долине между реками Лех и Вертах. Поселение стало центром римской провинции Реция. В южной части города сохранился до сегодняшних дней фундамент несколько раз перестраиваемых Красных ворот (Rotes Tor), через которые проходила военная дорога, ведущая из Рима в германские земли и названная именем императора Клавдия Via Claudia Augusta. Среди аугсбургцев бытует мнение, что как раз по отрезку этого древнего пути сегодня проходит автомагистраль № 17 и одна из современных и самых красивых улиц города – Максимилианштрасе.
В период раннего средневековья на месте опустевшего и полуразрушенного римского лагеря образовалось поселение городского типа, представлявшее собой укрепленный пункт – крепость («бург»). Августа Винделиков стала называться Augustus Burg – город Августа. Так возникло название города – Аугсбург. С 530 года на занимаемой алеманами территории образуется племенное герцогство Швабия (Аллемания), административным центром которого и стал город Аугсбург.
К 1316 году свободный императорский город, где до конца XII века правили известные в Западной Европе епископы, значительно вырос и стал одним из самых богатых и могущественных городов Германии, но Тридцатилетняя война (1618–1648) положила конец его процветанию. В настоящее время Аугсбург является третьим по величине городом Баварии и одним из старейших в Германии.
Святая Афра – покровительница Аугсбурга
Одной из первых, кто пролил кровь за Христа, была святая мученица Афра († 304, память 7 августа), чья гробница находится в крипте Аугсбургского собора святых Ульриха и Афры (Basilika St. Ulrich und Afra; Ulrichsplatz, 19).
Имя Афра происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». Ученые считают, что имя это восходит и к античному греческому имени Афродита. По преданию, Афра была уроженкой Кипра, где до переезда ее семьи в город Августа Винделиков она была посвящена матерью Иларией (Гиларой) служению богине любви Афродите. По другим данным, Афра была дочерью кипрского короля.
Во время гонений на христиан епископ Нарцисс бежал из Героны с диаконом Феликсом в Августу Винделиков, где нашел убежище в доме Афры. Епископ Нарцисс обратил в христианство не только Афру, но и всех ее родственников. Впоследствии, гласит предание, епископ возвратился в Герону. Афра же, став христианкой, отказалась принимать участие в языческих обрядах и за твердую преданность вере была 7 августа 304 года заживо сожжена на одном из небольших островов реки Лех. По другим данным, страшная казнь Афры была совершена на римском кладбище, следы которого были обнаружены под аугсбургской базиликой святых Ульриха и Афры.
Реликварий с крестом святого Ульриха в музее имени святой Афры |
Как отмечает «Православная энциклопедия» (Т. 4. М., 2002. С. 182–183), в ряде древних источников, в том числе в Иеронимовом мартирологе, указано, что в один день с памятью Афры отмечалась память Венереи, мученицы Антиохийской, имя которой было неправильно истолковано как прозвище Афры – «служительница Венеры». Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что Афра до своего обращения была блудницей. Однако во многих мартирологах и в аугсбургских календарях XI века отмечено, что Афра почиталась как дева.
Специалисты считают, что древняя гробница святой Афры свидетельствует о существовании в первые годы распространения христианства на немецких землях активной христианской общины в Аугсбурге. Первая церковь на могиле святой Афры была построена в 582 году. В средние века легенда об Афре была достаточно широко известна, и ее гробница в Аугсбурге была популярным местом паломничества христиан Западной Европы. Около 800 года рядом с гробницей возник монастырь регулярных каноников, служивший до 1006 года местом захоронения аугсбургских епископов. В 1012 году Бруно, епископ Аугсбургский, передал монастырь ордену бенедиктинцев. В 1064 году при перестройке монастыря были найдены каменный саркофаг с мощами Афры и свинцовый саркофаг с мощами мученицы Евпрепии. В этом же году Афра была причислена папой Римским Александром II к лику святых.
В 1467 году на месте прежней монастырской церкви было начато строительство позднеготической базилики во имя святых Ульриха и Афры. Во второй половине XVIII века базилика перестроена в стиле барокко. Монастырь же после ряда реорганизаций был закрыт в 1802 году. В 1804 году, когда Аугсбург отмечал 1500-летие мученичества святой Афры, было открыты место ее погребения и римский саркофаг, находившийся в склепе церкви святого Ульриха. Ее мощи перенесли в новый, мраморный, серого цвета саркофаг; они покоятся сейчас вместе с мощами святого Ульриха в крипте базилики.
Гробница святой Афры |
Имя святой Афры носит открытый в 2000 году Музей диоцеза Аугсбурга (Diözesanmuseum St. Afra Augsburg; Kornhausgasse, 3–5). Среди экспонатов музея – уникальные изображения, на которых святая Афра представлена в короне мученицы (иногда в платке), с пальмовой ветвью, пихтовой шишкой и кедровым орехом; она привязана к колонне или стволу дерева, тело ее охвачено пламенем костра. К святой Афре обращаются за защитой от пожаров и возгораний, а также получившие ожоги люди.
Материалы Музея диоцеза свидетельствуют, что почитание святой Афры, считающейся покровительницей кающихся женщин, распространилось из Аугсбурга по всей Южной Германии, в немецких Альпах и в Эльзасе, а также во Франции, в Голландии и Дании.
Легенда о жизни святой Афры стала основой вышедшей в 1992 году книги немецкой писательницы Евы Демски «Афра», а поэт М. Адельгарт посвятил этой святой песню, которая стала популярной среди верующих Аугсбурга.
Экспонаты музея рассказывают и о том, что укрепление епископства в VIII веке в Аугсбурге связано с именем «апостола Альгойского» святого Мангуса (Magnus, Maginold, Sankt Mang; 669–772; память 6 сентября), чьи мощи находятся ныне в баварском Фюссене, в церкви его имени.
Святой епископ Симперт – спаситель исчезнувших детей
Влиятельным аугсбургским епископом в VIII и начале IX века был святой Симперт (память 13 октября).
Симперт родился около 750 года в Аугсбурге в знатной семье. Его мать Симфониара была родной сестрой императора Карла Великого, а отец, которого звали Амберт, – лотарингским герцогом.
О детских и юношеских годах Симперта сохранились противоречивые сведения. По распространенным данным, Симперт обучался в монастырской школе, и его юношеские годы прошли в бенедиктинском аббатстве Мурбах в Эльзасе, где вероятно, он принял монашеский постриг. В 778 году Симперт после смерти епископа Тоццоса был поставлен на кафедру в Аугсбург, где около 30 лет управлял жизнью Церкви.
С 789 года он считался епископом и в Ноубурге-Штефельзее, который в 802 году присоединился к Аугсбургу. В период между 801 и 807 годами Симперт основал в регионе большой швабско-баварский диоцез. Время его епископского правления было временем неспокойным: в немецких землях велись войны, в ходе которых пострадали многие монастыри и церкви. Святой Симперт многое делал для восстановления поврежденных и строительства новых храмов. Ему приписывают основание знаменитого в Баварии монастыря Бенедиктбоерн.
Святого Симперта изображают часто с посохом, а рядом с ним – волка, держащего в пасти ребенка. Святой почитается как спаситель исчезнувших или украденных маленьких детей. Весьма популярно и сказание о том, как однажды волк, утащивший ребенка, по молитвам святому Симперту возвратил мальчика невредимым его родителям.
В этом сказании, относящемся к 1230 году, приор Адилберт повествует о том, как оставшийся без присмотра малыш отошел далеко от дома, и волк утащил его в лес. Мать пропавшего ребенка очень почитала святого Симперта. Она, рыдая, стала молиться святому, прося его заступиться и вызволить из беды ребенка. Спустя какое-то время неожиданно появился волк, несущий в пасти малыша, целого и невредимого. Благодарная мать взяла ребенка на руки и понесла его в Аугсбург, где рассказала его жителям, как ей в горе помог по ее молитвам святой Симперт. А еще она заказала у аугсбургских художников-мастеров небольшой восковой барельеф, на котором был изображен волк, держащий в пасти ее дитя. Этот барельеф долгое время находился рядом с гробницей святого Симперта, которого с ХV века стали изображать с волком.
Гробница святого Симперта была в сентябре 1977 года вскрыта. В медном реликварии были обнаружены его мощи и текст жития святого, датированный 1492 годом. Симперт был причислен к лику святых в 1468 году папой Римским Николаем V.
Имя святого Симперта увековечено в названии древней крипты собора Девы Марии (Мариендом). Считается, что начало его строительства в Аугсбурге относится к 807 году, и предпринято оно по благословению Симперта. В 930 году собор был заново перестроен святым Ульрихом. В последующие столетия собор несколько раз достраивался и перестраивался. В Западной Европе этот собор известен тем, что в нем сохранились самые ранние в мире – второй половины XI века – цветные витражи, изображающие библейских пророков. К собору Девы Марии ныне как раз и примыкает Музей диоцеза Аугсбурга, одним из ценнейших экспонатов которого являются большие двустворчатые бронзовые двери (XI в.), через которые некогда входили жители Аугсбурга в свой главный собор.
Святой Ульрих, епископ Аугсбурга
Родился он в благородной и знатной семье в Аугсбурге. Образование Ульрих получил в 900–908 годах в монастырской школе Санкт-Галлена. Дальнейшее обучение продолжил под руководством аугсбургского епископа Адальперо (877–909). Потом отправился в Рим, где его как священника хотели оставить при папе Римском Сергии III, но, узнав о смерти епископа Адальперо, Ульрих возвратился на родину. Жил в родительском поместье. После смерти в 923 году епископа Хилтина на епископскую кафедру был возведен Ульрих – ему было тогда 33 года. Жития рассказывают об Ульрихе как о строгом, но добром пастыре Его праведную жизнь современники считали образцом для подражания. Он восстановил в своей епархии канонические порядки, исправил нестроения, построил несколько церквей, устроил в городе церковную школу. Император Оттон I пригласил его участвовать в управлении государством, и святой Ульрих играл важную роль в политике императорского двора Оттонов.
Святой Ульрих |
Битва на реке Лех между мадьярами и войском короля Оттона произошла 10 августа 955 года. Мадьяры надеялись на легкую победу и думали, разгромив Оттонову дружину, вновь осадить Аугсбург: они считали, что в городе хранится казна Баварии.
День накануне сражения, 9 августа, был объявлен днем поста и молитв. На следующее утро, в день памяти святого Лаврентия, воины Оттона простили друг другу обиды и прегрешения и торжественно поклялись в нерушимой верности своим предводителям. Сам же Оттон дал обет угоднику Лаврентию, если по его заступничеству будет одержана победа, учредить в его честь епископство в Мерзебурге. О победе молился и епископ Ульрих, получивший ночью от явившейся ему в сонном видении святой Афры предсказание о победе. И действительно, враг, превосходивший численностью, но не стойкостью духа и военной дисциплиной, был разбит, а Аугсбург избавлен от угрозы быть захваченным, поруганным и разграбленным язычниками.
Святого Ульриха часто изображают с епископским посохом и рыбой в руке – в память легенды о чуде превращения куска мяса в рыбу. Есть две версии этой легенды. Согласно одной, некие недоброжелатели как-то подсунули в пятницу епископу Ульриху мясо, но оно чудесным образом превратилось в рыбу. Вторая повествует о некоем недолюбливавшем епископа Ульриха императорском гонце, которого однажды епископ одарил куском мяса. Посланник решил воспользовался этим, чтобы оклеветать святого: мол, вот епископ Ульрих вкушает мясо в пятницу. Это, мыслил клеветник, должно было навлечь гнев короля Оттона на епископа. Однако стоило только лукавому и неблагодарному посланнику развернуть при всех дар святого Ульриха, как мясо чудесным образом стало рыбой.
Одно из преданий рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, святой Ульрих пеплом начертил на земле крест, окропил его святой водой, потом лег на это место и с пением литании отошел ко Господу. Погребал святого епископ Вольфганг Регенсбургский.
Известно, что уже через несколько лет после кончины епископа Ульриха его житие было написано близким другом святого, Шгерхардом, который придал многим событиям из жизни святого легендарный характер.
Слава о святости епископа Ульриха и о чудесах, происходивших на его могиле, была столь велика и распространилась так быстро, что в 993 году в Риме он был причислен Римским папой Иоанном XV к лику святых – это был первый официальный акт Римских пап о канонизации. День памяти святого Ульриха, епископа Аугсбургского, отмечается 4 июля.
Мощи святого Ульриха, находившиеся рядом с гробницей святой Афры, были обнаружены и перезахоронены после восстановления церкви и пожара 1183 года.
В сокровищнице базилики святых Ульриха и Афры несколько столетий хранились принадлежащие святому Ульриху риза, нательный крест, привезенный им из Рима в 954 году, и серебряный бокал. Сегодня они экспонируются в Музее диоцеза Аугсбурга, в хранилище которого имеется и гравюра на дереве (1500), на которой изображены (в сопровождении коротких пояснительных текстов) более 200 ныне утраченных реликвий и христианских святынь, имевшихся некогда в базилике святых Ульриха и Афры.
У главного входа в базилику помещен список самых известных ее посетителей, среди которых были германский король и император Священной Римской империи германской нации Оттон I (965), германский король и император Генрих IV (1071), германский король и император Фридрих I Барбаросса (1181), австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1777), папа Римский Пий VI (1782), король Баварии Людовик III (1914) и многие другие, в числе которых и видные политические деятели послевоенной Германии.
Православное присутствие в Аугсбурге
Святая Афра является во сне святому Ульриху накануне сражения на реке Лех |
Базилика святых Ульриха и Афры в последние годы стала известна и своей богатой коллекцией православных икон. В ее расположенной недалеко от главного алтаря капелле святого Варфоломея находится ныне небольшой музей православных икон («Ort der Ikonen»), в собрании которого находится свыше 30 русских икон XVII–XIX веков. Здесь часто можно видеть наших соотечественников.
В Аугсбурге одна из самых многочисленных русскоязычных общин Баварии. По статистическим данным, здесь проживает свыше 20 000 русскоязычных жителей. В подавляющем большинстве это эмигранты последней волны – с начала 90-х годов ХХ века. Из них 85% приехали по линии немецкой эмиграции, а остальные – по линии еврейской эмиграции.
Многие из русскоязычных жителей Аугсбурга являются членами православного прихода РПЦЗ. Верующие собираются на богослужения в храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», расположенный на улице Доminikanergasse, 5. Сюда из Мюнхена приезжает протоиерей Николай Артемов.
Приход стал складываться в 30-е годы прошлого века. Из апрельского номера газеты «Нойе Аугсбургер Цайтунг» за 1936 год можно узнать, что в Аугсбург из Берлина приезжал окормлять верующих протоиерей Иоанн Соколов. Пасхальные богослужения совершались тогда в арендованной часовне «Гольдшмид-Капелле». Официально приход был зарегистрирован в 1938–1939 годах. Накануне Второй мировой войны в приходе насчитывалось около 200 человек, в числе которых много «русских иностранных рабочих», прибывших в город из Франции и Бельгии.
К концу войны число православных прихожан несколько увеличилось; кроме русских, членами православной общины были румыны, сербы, украинцы, латыши и эстонцы. Были и беженцы, жившие в лагере Хаунштеттен. Осенью 1945 года на улице Герсбюльштрассе, 204 открылась домовая церковь; правда, службы в ней совершались в основном в зимнее время. В этом же году в церковно-приходской совет входил один из потомков графа Мусина-Пушкина (имя его неизвестно), впоследствии переехавший в Америку.
В 1946 году прихожане владели небольшой типографией, где малыми тиражами печаталась разные церковные издания. Указом митрополита Анастасия (Грибановского) в 1947 году в Аугсбурге образуется благочиние всей земли Швабия. Начиная с 1956 года, когда решением городских властей было снесено здание, в котором находилась домовая церковь, приход был занят поиском помещений, где можно было бы совершать богослужения. Чаще всего они проходили в евангелической церкви святого Макса.
В настоящее время в дни больших церковных праздников храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» посещают около 200 прихожан. Одним из крупных событий последнего времени явилось пребывание в городе в ноябре 2008 года мощей святых преподобномучениц – великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Многие православные верующие Аугсбурга и прибывающие сюда паломники открывают для себя здесь удивительный мир христианской святости, связанный с его великими подвижниками, просиявшими на немецкой земле в первое тысячелетие существования неразделенной Церкви.