Аюрведические товары что это значит
Аюрведическая косметика: что это такое и как она работает?
Аюрведа – в переводе с индийского санскрита означает «Учение о продлении жизни человека». В ведической литературе впервые были указаны целебные свойства растений, принципы борьбы с недугами. Аюрведическая наука с древних и средневековых времён оказала большое влияние на медицину Европы и арабских стран. В Индии в 17 веке хирурги познали аюрведическую науку, обучающую ринопластике. С конца 18 века и до начала 20 века индийское учение о болезнях перестало существовать, её место заняла европейская медицина.
Российские учёные заинтересовались индийской философией о «продлении жизни» с помощью трав и косметики только к 90–м годам прошлого столетия. Современные медицинские практики изучают каноны аюрведы под предводительством CCRAS. Создано сто пятьдесят исследовательских центров, университетов, где пройдя пять лет обучения, абитуриенты отправляются в Индию для прохождения практики.
В чём заключается учение аюрведы? Главный пункт «закона о жизни» гласит: «Нарушение гармонии человека с природой ведёт к появлению заболеваний и недомоганий». Аюрведическая косметика основана на использовании натуральных растительных ингредиентах, которые борются с зашлакованностью организма, ускоряют выведение токсических веществ из кожи, внутренних органов, глаз, костей и мышц.
Как действует аюрведическая косметика на организм
Результат использования натуральной косметики из Индии – отличное самочувствие, замедление процессов увядания кожи. В аюрведических препаратах содержатся эфирные масла, которые успокаивают центральную нервную систему, тонизируют кожу, разглаживают морщины. К основным ингредиентам относятся травы, минеральные вещества, примеси благородных металлов. Растения выращиваются в естественных условиях, не подвергаются обработке химикатами, собираются вручную. Наличие в современных косметических препаратах консервантов, парабенов, синтетических отдушек отодвигает её на задний план. В 21 веке 70% женщин используют для продления молодости косметику аюрведы.
Что определяет качество натуральной аюрведической косметики
Живая косметика из Индии имеет свои отличительные особенности.
Натуральность
Любые косметические продукты не содержат в своём составе животных белков, синтетических масел, глицерин, пропиленгликоль. В качестве основы используются растительное масло.
Отсутствие сульфатов
В аюрведические продукты входят натуральные пенообразователи – кокосовый лауреат, мыльный орех. Если на обратной стороне упаковки в списке присутствуют препараты сульфата и соды, перед покупателем «подделка».
Нерадивые компании любят добавлять в шампуни, пилинги и скрабы химические вещества, обильно образующие пену. После мытья таким шампунем волосы становятся ломкими, тускнеют, а лицо, обработанное скрабом с сульфатами после соприкосновения с водой «стягивает», сушит, появляется раздражение, покраснение и зуд.
Отсутствие парабенов
В промышленные косметические средства производители добавляют консерванты и парабены для увеличения срока годности препарата. Натуральная косметика не содержит вредных ингредиентов. В индийских растениях уже присутствуют вещества, угнетающие рост болезнетворной микрофлоры.
Ароматизаторы
Для приятного запаха в обычную косметику добавляются отдушки, синтетические эфирные ингредиенты. В аюрведе не допустимо использовать искусственные запахи, так как аромат воздействует на тонкие тела человека, программирует организм на выздоровление. Создатели индийской косметики применяют для её отдушки натуральные эфиры, каждый из которых действует на кожу человека специфическим образом. Одну группу масел можно использовать только перед сном: эфиры расслабляют организм, расслабляют мышцы. Другая группа эфиров предназначена для утреннего использования: тонизируют кожу, наполняют организм бодростью. Третья группа масел используется в обеденное время: позволяет сконцентрироваться на текущих делах.
Цвет косметического продукта
В аюрведической косметике отсутствуют искусственные химические красители.
Комплекс растительных компонентов
Любой косметический препарат по аюрведе имеет в составе фитокомплекс из ста пятидесяти целебных трав. На Западе производители используют только семьдесят растительных сочетаний. В 21 веке с помощью новых технологий усовершенствовалась «доставка живительных молекул» растений в гиподерму – первый слой кожи, вследствие чего эффект от применения препаратов проявляется быстро и долго сохраняется.
Аюрведическая косметика борется за возвращение молодости организму, подчёркивает естественную красоту, замедляет увядание кожи. Препараты не вызывают привыкание, не содержат гормоны. Рецепты для производства косметических средств по уходу за кожей созданы по древним индийским писаниям.
Как создают аюрведическую косметику: главные принципы
Индийские косметические препараты воздействуют не только на физическую оболочку человека, но и тонкие тела. Гармония с природой – главный принцип аюрведистики. Индийское учение гласит: «Если энергетические каналы человека зашлакованы, бесполезно лечить тело и физическую оболочку».
Составляющие компоненты собираются по основным правилам, которые нарушать нельзя:
Обработка лекарственных трав по аюрведе
Чтобы косметика приносила эффект, травы собираются в определённое время, мужчиной или женщиной, которые перед работой долгое время постятся, посещают храм. Плантации с лекарственными травами находятся за городом, вдали от загазованных улиц.
Перед тем, как сорвать растение, работник просит прощения у природы за это, разговаривает травой, объясняет, для чего она будет сорвана. Таким способом лекарственные травы сохраняют энергетический потенциал, взаимосвязь с космосом.
Растения обрабатываются четырьмя способами:
Самым сильным по действию считается свежевыжатый сок из растения. Выжимки экстракта обладают мощной энергией космоса
Виды натуральной индийской косметики
Аюрведический крем
Крема на основе целебных компонентов работают по разным принципам: одни восстанавливают и питают кожу, другие – лечат дерматологические заболевания, устраняют визуальные дефекты кожных покровов. Крема аюрведы успешно борются с аллергическими высыпаниями, угрями, псориазом. В составе косметических средств присутствуют компоненты, обладающие противозудным эффектом. После применения крема кожные покровы приобретают здоровый блеск, мягкость и шелковистость.
Масла аюрведы
Индийские растения содержат в себе полезные эфиры, способные за короткий срок благотворно воздействовать на кожу, волосы, ногти. В составе масел содержатся витамины, питательные и увлажняющие вещества, полезные для сухой кожи лица и головы. Эфиры активно борются с послеродовыми растяжками, себореей, расслоением ногтевой пластины, осечёнными кончиками волос. Аюрведическая индийская практика предполагает использование эфирных масел в процедуре массажа. После нескольких посещений массажного кабинета кожа избавляется от зашлакованности, разравнивается, приобретает свежий вид.
Уход за волосами
Неблагоприятные факторы внешней среды отрицательно сказываются на волосах. Локоны становятся ломкими, хрупкими, тусклыми. Промышленная косметика для волос не справляется с проблемами, наличие в ней консервантов и других вредных химических соединений лишь на некоторое время даёт положительный результат, а в некоторых случаях, усугубляет положение. Аюрведические шампуни растительного происхождения гипоаллергенны, подходят для всех типов волос. После применения волосы обретают новую жизнь: усиливается блеск, происходит активизация роста волос, структура волоса утолщается, осечённые кончики «запаиваются».
Гигиена зубов и дёсен
Применение аюрведических зубных паст, порошков и зубных палочек для чистки зубов благотворно влияет на состояние зубной эмали. Натуральные ингредиенты косметических средств для гигиены полости рта безопасны для детей любого возраста. Пасты обладают бактерицидным действием, успокаивают слизистые оболочки дёсен, укрепляют зубы, борются с пародонтозом. После применения косметических средств дыхание становится свежим, изо рта приятно пахнет.
Целебная сила аюрведических масел
Масло зрелого миндаля
Масло добывают холодной прессовкой семян миндаля. Эфир бывает сладким и горьким. Горький миндаль содержит ядовитое вещество цианистый водород, поэтому после холодного отжима оно подвергается ректификации. Масло схоже с сиропом, имеет песочный оттенок, сладкий запах с долей терпкости.
Из масла миндаля производят промышленные крема, моющие средства, туалетную воду. Применяют в качестве самостоятельного препарата для массажей, дополнительного компонента в масках, кремах для чувствительной и сухой кожи лица. Обладает увлажняющим эффектом. В лечебных целях применяется при запорах в качестве слабительного средства.
Масло из лепестков роз
Для производства розового масла используются два вида цветов: Rosa centifolia и Rosa damascena. Эфир из лепестков роз обладает противовоспалительным, жаропонижающим действием. Применяется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, головных болях. Добавляется в косметические средства для отдушки, как самостоятельное средство против повышенной потливости ног. Розовое масло успокаивает нервную систему, снимает усталость после длительного физического напряжения.
Кунжутное масло
Масло тёмно-шоколадного цвета с приятным запахом добывают после холодного отжима кунжутных семян. Кунжутное масло применяется как увлажняющее средство для увядающей кожи, для защиты лица и тела от ультрафиолетового излучения. Входит в состав косметики по уходу за тонкими ослабленными волосами. Перед применением рекомендуется разогреть эфирное масло до температуры 300С (во время массажа).
Масло из шиповника
Содержит жирные кислоты «Омега – 3, 6, 9». Кислота регулирует выработку холестерина в организме, обладает противоопухолевым действием. Рекомендуется применять женщинам во время беременности для укрепления хрящевых тканей плода. В составе масла шиповника находятся производные витамина группы «А», увлажняющие кожные покровы. Рекомендуется применять женщинам после сорока лет при пигментации неясной этиологии, увядающей коже, дерматитах, кожных заболеваниях (псориаз, экзема), после долгого пребывания на солнце.
Аюрведа для чайников. 5 правил, которые продлевают жизнь и укрепляют здоровье
Чтобы мы имели крепкий иммунитет, пища должна быть не только полезной, но и хорошо усваиваться. С точки зрения аюрведы существует множество факторов, от которых зависит, сколько витаминов из еды мы получим. О всех тонкостях нам рассказала аюрведический диетолог Анна Лебедева, основатель проекта «Этика вкуса».
Что такое аюрведа?
Аюрведа — это древняя наука, которой уже более пяти тысяч лет. Ее основы были прописаны в самхитах (священных текстах индуизма), написанных на санскрите, не все из которых даже переведены на английский язык. Аюрведа рассматривает человека как единое целое, представляющее собой связь физического тела и ума. Она очень близка к природе, и так как пища — это наша основная связь с внешним миром, то в аюрведе очень хорошо разработана диетология, объясняющая, как пища может стать лекарством. Аюрведа показывает причины болезни: в отличие от традиционной медицины, данная наука различает шесть стадий болезней, и с ее помощью можно не только лечить заболевания, но и предупреждать их. Учитывание законов природы позволит пище хорошо усваиваться, а нам получать энергию, здоровье и иммунитет.
Конечно, пять тысяч лет назад экология и образ жизни человека были совершенно другими. Но уникальность аюрведы в том, что она не дает четкие инструкции, но описывает принципы, конституцию человека, первоэлементы природы, природу продуктов, климаты, местности. Эти принципы помогают улучшить качество жизни и на физическом, и на психическом уровнях. Они работают везде, вне зависимости от страны, города, времени.
Аюрведические манускрипты
Баланс первоэлементов по аюрведе
Согласно аюрведе, существует пять основных первоэлементов, которые в разных пропорциях находятся во всём — в продуктах, природе и человеке — это земля, вода, огонь, воздух, эфир. Одни продукты, например, яблоки, имеют более сухую природу — в них больше воздуха и эфира, а в авокадо с тяжелой, маслянистой природой — земли и воды. Есть эти первоэлементы и в каждом человеке, и от их баланса напрямую зависит наше здоровье.
Каждый человек имеет свою индивидуальную конституцию, в которой проявлены наиболее ярко три доши:
Вата доши — это люди худые, сухие, беспокойные, творческие, быстрые, коммуникабельные, легкие на подъем, иногда тревожные и беспокойные. У них много воздуха и эфира в теле.
Питта доши — яркие, темпераментные, лидеры, решительные, целеустремленные, иногда гневливые и вспыльчивые, с блестящей кожей и хорошими волосами. У них много огня и воды.
Капха доши — полные, тяжелые, добрые, любвеобильные, сострадательные, иногда нерешительные, ленивые. У них много земли и воды.
Вата, питта и капха доши
Интересно, что доши могут меняться в течение жизни: в детстве больше капхи – это возраст воды и земли, когда ребенок набирает структуру тела. Поэтому дети любят сладости, макароны – все то, что формирует их строение, поэтому совершенно необязательно запрещать детям сладкое – можно оставить сладкий вкус в виде натуральных сухофруктов, топинамбура и т.д. А еще в детстве можно употреблять больше молочных продуктов, в зрелом возрасте – меньше, а совсем свести к минимуму в старости, когда уже нет достаточной силы пищеварения.
Для каждой доши есть и свой режим питания. Вате следует питаться чаще, четыре раза в день небольшими порциями. Капха может легко остаться без завтрака или без ужина, им рекомендуется поститься один раз в неделю. Питта обычно питается три раза в день, но бОльшими порциями, чем вата.
Как сочетать ингредиенты по аюрведе
Аюрведа учит гармонизировать каждое блюдо и продукт с точки зрения превоэлементов. Например, брюссельская капуста, самая яркая из крестоцветных, имеет сухую и легкую природу, в ней много воздуха и эфира. Поэтому она может вызывать вздутия. Ее хорошо балансировать с помощью ингредиентов, в которых больше воды и земли — со сливочными соусами или с ризотто.
Также с помощью продуктов человек может гармонизировать себя. Например, тучным людям нужно употреблять больше подсушивающих и легких продуктов, тех же крестоцветных. Людям же худым и сухим лучше, наоборот, ограничить потребление брюссельской капусты, это может вызвать избыточный воздух и дисгармонию.
Существует шесть основных вкусов: сладкий, горький, соленый, острый, вяжущий, кислый. Каждый из них также связан с первоэлементами — горький состоит из эфира и воздуха, острый – из воздуха и огня, кислый – это огонь и земля, сладкий – вода и земля, соленый – вода и огонь. То есть вкус может оказывать непосредственное воздействие на наши первоэлементы в организме, и мы можем с их помощью находить баланс. Также аюрведа описывает 20 основных качеств продуктов: тяжелая, легкая, водянистая, жидкая и т.д.
Тепловое воздействие. Существуют продукты, специи, травы охлаждающие и согревающие. Например, два похожих цитрусовых — лайм и лимон, по своим действиям они совершенно разные: лайм будет охлаждать, а лимон согревать. Поэтому лайм лучше употреблять летом, а лимон — зимой. Кстати, людям с огненной природой, у которых при дисбалансе огня могут быть проблемы с ЖКТ, гастриты, повышенная кислотность, лучше всегда лимон заменять на лайм.
Эффект после переваривания. Пища может менять свои свойства в процессе переваривания. Например, банан и молоко — оба эти продукта имеют сладкий вкус, но если съесть молоко с бананом, то в процессе переваривания мы получим брожение, так как банан в кишечнике приобретает кислый вкус и молоко от него будет закисать. И вместо усвоения и получения полезных веществ, мы получим накопление токсинов.
Молоко вообще очень сложный продукт, его называют «лунным», так как употреблять его лучше утром или вечером — в другое время оно усваивается тяжелее. Молоко нужно пить только в теплом виде и со специями, куркумой, шафраном, кардамоном, которые способствуют лучшему перевариванию и снижению количества слизи. В свежие несладкие йогурты также рекомендуется добавлять свежую зелень и специи, кориандр, мускатный орех. Сыр тоже тяжелый для усвоения продукт — особенно его не рекомендуется сочетать с пасленовыми и бобовыми.
Молоко по аюрведе всегда употребляется со специями
Время употребления продуктов. Важно и то, когда и в какое время нужно есть тот ли иной продукт. Например, фрукты рекомендуется есть до обеда — в первой половине дня они лучше усваиваются, а во второй половине могут способствовать подбраживанию. Это связано с энергией солнца. Также фрукты не стоит есть после основного приема пищи, так как они быстрее перевариваются, и вместе со свежими овощами — для переваривания фруктов и овощей нужны разные ферменты. А вот сухофрукты и приготовленные фрукты (чатни, соусы) имеют другую природу, поэтому их можно добавлять в блюда с овощами.
Внимание к особенностям сезона
Аюрведа описывает шесть сезонов, а не четыре – это ранняя зима и поздняя зима, весна, лето, сезон дождей, осень. Каждый сезон имеет свои климатические особенности и рекомендации по употреблению продуктов и образу жизни. Согласно аюрведе, мы накапливаем иммунитет с августа по январь, а с января по июль расходуем его. Это касается не только питания, но и спорта, закаливания – так как с января по июль человек живет на «остаточном» иммунитете, поэтому рекомендуется активные занятия спортом и закаливания начинать с августа, а весной поддерживать приобретенную форму в более легком режиме на регулярной основе.
Весной, когда все тает, начинается сезон простудных и аллергических заболеваний — это «выходят» наши накопления за зиму. Человеку нужно уравновестить себя ровно противополжными качествами, то есть добавить подсушивающие продукты с горькими, вяжущими, острыми вкусами. Если человек и сам такой конституции, где много воды и земли, то ему не только весной, но и в другие времена года нужно обратить на это внимание. Если тучный человек будет весной есть молочные продукты, которые являются утяжеляющими, водянистыми, то потом не нужно удивляться, что у него отеки, ожирение, атеросклероз, депрессивное настроение, ленность и апатия.
Также весной важно избегать переедания и не употреблять тяжело перевариваемую пищу, холодную, жирную, кислую и сладкую. А вот немного острого, горького, сухого, вяжущего вкуса не повредит. Весной хорошо вводить в рацион свежие травы, ягоды, мед — они имеют подсушивающие и детоксицирующие свойства.
Летом накапливается жар, земля высушивается, поэтому не рекомендуются вкусы острые как чили перец, кислые, пряные, перченые, очень жирные, жареные.
Осенью хорошие вкусы — горький (полынь, куркума), сладкий и вяжущий. В рацион хорошо включать имбирный чай, специи, фенхель. Теплая вода и напитки улучшают пищеварение. Не нужно большое количество холодных и сухих продуктов.
Зимой мало разнообразной пищи, поэтому специи очень важны. Больше масла гхи (топленое масло) в рационе, чтобы согреваться. Важны зерновые, бобовые, но важно также не переедать. Теплые согревающие продукты в рационе. Полные люди и склонные к накоплению слизи, впадают в депрессию. Физические нагрузки помогают не накапливать слизь.
Во все сезоны продукты рекомендуется употреблять спелые, сезонные, которые не везли долго издалека.
По аюрведе любой продукт имеет собственную энергию
Разнообразие текстур, цветов и вкусов в блюде
Аюрведа не рекомендует есть безвкусную еду – она должна радовать глаз и вызывать эмоции. Контраст различных текстур, встречающихся в одном блюде – хрустящей, твердой, плотной, жидкой – дает определенное позитивное воздействие и от этого лучше вырабатываются ферменты. В западной кулинарии чаще всего встречаются сладкий, кислый и соленый вкусы, и часто не хватает горьковатого, вяжущего и острого. Такое сочетание может развивать в людях жадность, гедонизм и постоянно растущее недовольство.
Очень часто вкусы, которые мы предпочитаем, связаны с качествами нашего характера и нашим физическим самочувствием. Если человек хочет скорректировать характер и эмоции, то можно это сделать с помощью еды. Например, если мы слишком ленимся, то лучше есть меньше сладкого. А слишком темпераментным людям надо употреблять меньше острого.
Идеальное блюдо по аюрведе содержит все шесть вкусов, максимум текстур и цветов
У пищи должна быть правильная энергия
Необходимо заменять некоторые традиционные приправы, обладающие негативными свойствами, на более здоровые. Если человек культивирует энергию благости в своей жизни, то он будет здоров без лекарств. Если он живет невежественным образом жизни и питается невежественной пищей, то у него всегда будут проблемы на физическом и психическом уровне.
Всем известные лук и чеснок, которые являются ингредиентами множества блюд во всех кухнях мира, вводят в дисгармонию работу головного мозга и ухудшают концентрацию. По этой же причине эти продукты запрещено употреблять американским летчикам за сутки до полета. Аюрведа рекомендует использовать лук и чеснок в терапии при заболеваниях, в остальное время лучше использовать более здоровые альтернативы, например, асафетиду и др.
У каждого вида пищи есть энергия, от которой зависит, что мы получим из пищи:
Пища в благости. Даёт силу и жизненную энергию, здоровый иммунитет, делает счастливым и продлевает жизнь
Пища в невежестве. Притупляет, придаёт лень, ослабляет здоровье
Продукты в страсти. Все со словом «слишком»
Аюрведа рекомендует употреблять продукты преимущественно в энергии благости и исключать невежественную пищу, что со временем приведет к улучшению здоровья на физическом и психологическом уровне, и как следствие, улучшению качества жизни.
Как два врача и сетевой продавец породили российский рынок аюрведических товаров
Йоге чуждо лишнее умствование. Надо просто добавить к слову «аюрведа» еще одно, не важно, какое, и у вас обязательно получится название интернет‑магазина: ayurvedadom.com, ayurveda‑life.ru, ayur‑fresh.ru, ayurveda‑apteka. ru, ayuryoga.ru и так далее. У каждого из них в ассортименте, скорее всего, будет косметика из Индии, средства гигиены, кое‑что из еды и приправ, нехитрый набор украшений и аюрведические препараты из трав. Точнее БАДы, которые большинство сайтов без лишней скромности называют лекарствами. На самом деле это обилие предложения возникло сравнительно недавно, а два самых крупных игрока, «Аюрведамаркет» и «Аюрведа‑Шоп», не просто удачнее других воспользовались имеющимся спросом, но и фактически сами его создали.
Казалось, профессиональное будущее Олега Аплевича предопределено и никакой «Аюрведы‑Шоп» там не просматривается. Студент лечебного факультета Третьего меда, из семьи врачей – оставалось только выбрать специализацию. Но в судьбу молодого человека вмешалась Индия. Кто‑то обращается к йоге в поисках здоровья, для кого‑то это «спорт», где не нужно много двигаться, кому‑то просто любопытно. У Аплевича было иначе: он искал в йоге душевное равновесие. В религии тоже искал – но религия предлагала просто верить, говорит он, а йога объясняла и доказывала: юноше естественно‑научной направленности такое больше подходило. Это неспециалисты думают, что йога может быть для тебя чем‑то ограниченным – только гимнастикой или только лечебной системой. На самом деле йога едина. Ничего удивительного, что постепенно она стала пробираться и в сферу профессиональных интересов Аплевича. Как может студент‑медик, воспитанный в духе доказательной медицины, перейти к загадочным и смутным, на взгляд со стороны, йоговским системам? Тут важна постепенность.
В институте Аплевич изучал связь нервной, эндокринной и иммунной систем. А после окончания вуза, укрепившись в идее, что «все болезни – от головы», некоторое время занимался психотерапевтическим консультированием. «Я помогал людям, испытывающим фрустрацию в связи с тем, что жизнь нарушила их планы, сломала сложившуюся в голове систему. Фактически лечил обманутые ожидания, – объясняет Аплевич. – И конечно, использовал при этом элементы йоги».
Поработал Олег Аплевич и тренером в йоговском центре. А вот бизнесом поначалу занялся в совсем другой сфере. Дело в том, что он не только совершенствовался в медицине и занимался йогой. Он еще и пел, причем музыку предпочитал сугубо классическую. Так родилась идея – выступления исполнителей классической музыки на корпоративах. Олег и его компаньоны начали с самого приятного – переговоров с музыкантами. Те в большинстве своем легко соглашались. Новоявленные предприниматели разработали красивый сайт и стали ждать заказов. «Мы совершили типичную ошибку начинающих, нарушив основной маркетинговый принцип: сначала надо выяснить спрос на услугу, а уже потом думать о его удовлетворении», – рассказывает Аплевич. Классика на корпоративных вечеринках востребована была слабо, а наступивший кризис 2008 года свел интерес к нулю.
Вскоре знакомый позвал Аплевича в новый проект: продавать товары для занятий йогой. Позвал, а сам вскоре из проекта вышел, притом что для занятий йогой как гимнастикой, по сути, ничего и не нужно – ну разве что коврик. Но в те годы начала быстро развиваться известная в России сеть школ «Йога‑Практика». Аплевич считает, что именно она во многом создала рынок различных приспособлений, облегчающих занятия йогой. Вот, скажем, ниша деревянных «кирпичей» – это простое, на первый взгляд, изделие используют самыми разными способами, например, для облегчения занятий тем, кто еще не так гибок и с трудом делает глубокие наклоны до пола. «Намучился я с подмосковными столярами, прежде чем добился, чтобы они делали все как надо, – вздыхает Аплевич. – Тут ведь качество обработки очень важно и стабильность». Йоговские коврики он покупал у поставщиков из Китая – по текстильной части конкурентов в России не нашлось. Обороты были мизерные, товары Аплевич порой развозил сам. В одну из таких поездок заказчица – владелица салона аюрведы на Арбате – подала идею: «А аюрведические препараты ты почему не продаешь?»
ШОП ЕЩЕ КУПИТЬ
Для тех, кто внутри этой сферы, йога подразумевает аюрведу, а аюрведа – йогу. Расширение деятельности показалось Олегу Аплевичу абсолютно логичным. Рос его бизнес исключительно исподволь, понемногу: сам товары из Индии он не возил, работал с оптовиками. Банковских кредитов не брал, развиваясь за счет прибыли. Зато сделал акцент на отладку технологий и маркетинг. Ayurveda‑Shop позиционируется как федеральная сеть товаров для йоги, индийской косметики и препаратов: «У нас 90 пунктов самовывоза в городах России», – сообщает сайт компании. Так ли важно, что магазинов под брендом Ayurveda‑Shop всего четыре – в Москве, Петербурге, Александрове и Альметьевске, причем питерский магазин хоть и называется Ayurveda‑Shop, Аплевичу не принадлежит. «Это не франшиза, наше партнерство по‑другому устроено», – говорит предприниматель. Остальные пункты самовывоза – это так называемые PickPoint одноименной российской компании, появившейся на рынке семь лет назад. На сайте Ayurveda‑Shop клиенту отвечают на все вопросы, отправка заказа происходит довольно быстро, а аюрведические товары все же не те лекарства, которые бывают нужны неожиданно и срочно, так что тратиться на представительства незачем.
Был, правда, еще один собственный магазин в Воронеже, вспоминает Аплевич. Но средний чек там был крайне низок, 80–100 рублей против тысячи в Москве, а население не демонстрировало тонкого понимания аюрведы: «Некоторые заходили, долго осматривались и, наконец, спрашивали: «Водка, что‑то спиртосодержащее есть?» Выручка ООО «Варна Плюс» (юридическое лицо Ayurveda‑Shop) в 2015 году составила, по данным СПАРК‑Интерфакс, 60 млн рублей. Аплевич говорит, что цифра соответствовала действительности, но в следующем году обороты упали из‑за кризиса. Сейчас компания получает примерно сотню заказов в день на среднюю сумму 2 тысячи рублей. В штате полтора десятка сотрудников: они занимаются обработкой и упаковкой заказов, общением с клиентами, маркетингом. Средняя маржинальность товаров Ayurveda‑Shop составляет, по словам Аплевича, 40%, и предприниматель, вместо того чтобы тратиться на маркетинг, довольно щедро делится прибылью с клиентами, предлагая целую россыпь скидок в зависимости от объема, сроков, степени «постоянства» и тому подобного. Бывают у него и хитрые 30‑процентные скидки на товары, у которых срок годности по российским нормам подходит к концу, а по индийским – еще далек от завершения. С годами сложился ассортимент. Сейчас 50% выручки приходится на индийскую косметику и только 20% – на средства аюрведы в узком смысле. А главным продавцом таких «БАДов по форме и лекарств по содержанию» на рынке называют другой магазин – ayurvedamarket.ru.
ВСЕ ОТТЕНКИ ТРИФАЛЫ
Станислав Ларин, владелец 50% «Аюрведамаркета», пришел в эту сферу из сетевого маркетинга. 15 лет назад одним из проектов его компании «Бинамаркет» стала «интернетизация» питерского проекта «Аюрведа Плюс». Этой компании, считает Ларин, мы обязаны тем, что аюрведический рынок в России вообще появился: «Там собрался сильнейший экспертно‑медицинский совет, который отбирал в Индии аюрведическую продукцию, соответствовавшую требованиям российского Минздрава. На базе Государственной химико‑фармацевтической академии Санкт‑Петербурга они создали курсы аюрведы для российских врачей, компания издавала журнал, открывала региональные представительства».
Ларин видел потенциал электронной коммерции, к тому же сам был не чужд йоге и решил принять участие в формировании рынка аюрведы. «Эти препараты в России тогда были очень мало известны, – рассказывает Ларин. – Количество поисковых запросов по слову «аюрведа» на «Яндексе» составляло всего 400 в месяц [сейчас – около 90 тысяч. – Vademecum] ». «Мы устраивали лекции и семинары, работали со специалистами, центрами, а в дальнейшем – с посольством Индии, создали несколько информационно‑образова‑тельных проектов», – рассказывает Ларин. Ему, как и Олегу Аплевичу из Ayurveda‑Shop, бессмысленно задавать вопрос, сколько вложено в проект: «Судьба вовлекла нас в этот процесс, и мы делали все, что могли», – отвечает он. Способствовало популяризации создание при Институте Восточной медицины РУДН кафедры аюрведы. Ее возглавил врач Борис Рагозин, еще одни участник проекта Ayurvedamarket (у него 25%). Рагозин по образованию врач, но «еще на втором курсе осознал, что медицина, которой нас учат, лечит симптомы, а не саму болезнь», позже уехал в Индию, проучился там 12 лет и вернулся применять знания в России. «Кафедра была создана на средства спонсора, богатого индуса по фамилии Сингх, – рассказывает Рагозин. – Я до этого вел в РУДН семинары по аюрведе, потому мне и предложили руководство».
Продвижение принесло свои плоды: постепенно повсюду стали открываться магазины и магазин‑чики, торгующие аюрведическими препаратами и прочей «Индией». Выручка первопроходца Ayurvedamartket сейчас превышает 60 млн рублей в год, говорит Ларин, причем на препараты аюрведы приходится больше 50%. В штате компании около 20 человек. Устроена она даже более «лаконично», чем Ayurveda‑Shop: склад, офис и магазин есть только в Москве. «Сейчас, когда так развита доставка транспортными компаниями в пункты самовывоза или до дверей квартиры, необходимости открывать повсюду собственные точки нет никакой», – считает директор Ayurvedamarket.
К рынку аюрведы нельзя подходить с обычными мерками, уверяет Ларин. Аюрведа – это и особый режим дня, и йога, и питание, и вообще образ жизни. В каком‑то смысле лечебным средством оказывается все, что продается в аюрведическом магазине. Индийские специи, без которых невозможно правильное питание. Хна – с точки зрения аюрведы не только краска, но и лекарство. Кокосовое и многие другие масла, без которых трудно себе представить многие процедуры. Масла есть в любом центре, имеющем отношение к аюрведе, а установить, каким образом они туда попали – напрямую от оптовиков, через магазины или в чемодане туриста, – невозможно в принципе, утверждают продавцы.
Если говорить о препаратах аюрведы в самом узком смысле, объем рынка, по оценке Ларина, может составлять 400–500 млн рублей в год. Аплевич считает, что рынок даже меньше. Оборот аюрведы в широком смысле больше на порядки. Все препараты продаются в России как БАДы, притом что в Индии являются лекарственными средствами. Продавцы уверены, что иначе и быть не может: регистрация в России индийских препаратов как полноценной фармацевтики при существующих объемах продаж не имеет никакого коммерческого смысла. Есть исключения – например, зарегистрированная в России в качестве лекарств линия препаратов Himalaya Drug Company, включающая известные Лив.52, Цистон и другие. Но исключение только подтверждает правило, говорит Ларин: эти лекарства продаются у нас еще с советских времен. РЛС называет Лив.52 препаратом из группы гепатопротекторов.
Wikipedia в своей объективной, но не лишенной коварства манере сообщает, что это «средство, позиционируемое производителем в качестве лечебно‑профилактического для применения при гепатитах…» С доказательствами эффективности у аюрведы пока те же проблемы, что у любой традиционной медицинской системы. В сентябре прошлого года на сайте US National Library of Medicine была опубликована работа «Клинические исследования в аюрведе: анализ реестра клинических исследований в Индии». Авторы изучили отчеты о 208 КИ аюрведических препаратов, проведенных с 2010 по 2015 год, и оценили их качество. Дела обстоят плохо, но небезнадежно. Две трети исследований были рандомизированными, 36% – двойными слепыми или просто слепыми. Однако далеко не все они были опубликованы, а к качеству испытаний у авторов работы есть много претензий.
В мире многие называют аюрведу псевдонаукой. Другие – например, автор исследования «Смесь науки и духовности в аюрведических традициях лечения» Рам Манохар из университета «Амрита», – предпочитают термин «протонаука». То есть вещь, в которой рациональное естественно‑научное зерно вроде бы есть, но в чем конкретно оно состоит, пока никто толком не понял.