багаутдинов ришат диасович биография
Багаутдинов Ришат Диасович
Багаутдинов Ришат Диасович — председатель Совета директоров ОАО «СК «Волжское пароходство», ООО «В. Ф. Танкер», ООО «ВодоходЪ» и ОАО «Окская судоверфь». Один из основателей Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), объединивший ключевые для европейской части России пароходства — Волжское, Северо-Западное и «В. Ф. Танкер», а также Окскую судоверфь, Невский судостроительно-судоремонтный завод, ряд других судоходных и судоремонтных активов. Сегодня в холдинге работает более 14 тыс. человек, количество флота составляет 450 единиц.
После вхождения VBTH в состав международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding) возглавил судоходную и судостроительную деятельность в управляющей компании T.A. Management. Начал масштабную программу реновации флота холдинга, предусматривающую до 2015 года строительство 60 судов по пяти различным проектам. Принимал участие в создании проекта современного танкера RST27, самого большого российского нефтеналивного судна речного плавания, и сухогруза нового поколения RSD44, габаритная высота которого позволяет проходить под мостами Санкт-Петербурга и Ростова без их разводки.
Председатель Совета саморегулируемой организации «Ассоциация судоходных компаний» (АСК). При участии компаний — членов АСК был, в частности, разработан федеральный закон 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», признанный участниками рынка как действенный механизм стратегического развития отрасли.
Биография
Ришат Багаутдинов родился 19 января 1966 года в городе Уфа Башкирской АССР.
В 1988 году окончил Уфимский авиационный институт по специальности «измерительная техника».
В 1991 году начал трудовую деятельность на Ново-Уфимском нефтеперерабатывающем заводе начальником отдела по внешнеэкономическим связям.
В 2001 году вошел в состав Совета директоров ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство»».
С 2003 по 2006 год — генеральный директор ОАО «Волго-Балтийская компания».
С 2007 года — генеральный директор ЗАО «Инфотек — Балтика М».
С 2006 по 2009 год — советник генерального директора ОАО «Волго-Балтийская компания».
С 2009 года — директор по судостроительной и судоходной деятельности ООО «Управление транспортными активами».
Глава круизной компании «ВодоходЪ» о первой премиальной экспедиции по Енисею в сердце Сибири
Один из лидеров круизного рынка России, туроператор «ВодоходЪ», в 2020 году запускает экспедицию по Енисею, новый и уникальный формат круиза для российского рынка. Ришат Багаутдинов, генеральный директор компании, прошел экспедиционный маршрут и поделился подробностями.
Генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Диасович Багаутдинов
Генеральный директор ООО «ВодоходЪ» Ришат Диасович Багаутдинов
Ришат Диасович, как и когда возникла идея отправить теплоход «Максим Горький» на Енисей?
Как вы составляли маршрут?
По крупицам начали собирать информацию. Перед нами стояла задача исследовать все основные центры притяжения, которые существуют в Красноярском крае. Протяженность маршрута — более двух тысяч километров, поэтому было очень сложно найти человека, который бы знал все в подробностях обо всех интересующих нас точках. Пришлось самим погружаться в вопрос, изучать географию, историю края, общаться с людьми, которые хорошо владеют локальной информацией.
Какие возникали сложности при проработке экскурсионного маршрута?
После того как мы проанализировали маршрут, выяснилось, что не во всех местах, где можно было бы организовать интересную стоянку, есть причальная инфраструктура. По этой причине мы решили оборудовать теплоход специальными лодками типа «Зодиак» для высадки туристов в примечательных местах. Вторая сложность заключается в том, что на Енисее лед вскрывается позже, чем на реках европейской территории России, поэтому нам пришлось адаптировать расписание круизов под график ледохода и под работу Богучанской ГЭС. В-третьих, непростые судоходные условия, высокая скоростью течения (до 18 километров в час) и наличие порогов. Ну и наконец, местами связь доступна только через спутник.
После такой детальной работы над маршрутом вы, наверное, захотели пройти его сами?
Да, в начале сентября мы вшестером отправились проверять маршрут. У нас были план, программа, расписанная по минутам, но также были белые пятна по ходу следования, места, которые нужно было изучить для туризма. Енисей — протяженная река, иногда расстояние между точками на маршруте получалось очень большое, и нам надо было найти промежуточные стоянки. Так, например, на маршруте появился Верхнеимбатск.
Ришат, расскажите подробнее о вашем путешествии.
Путешествие получилось очень разнообразное, неординарное, полное контрастов, неожиданных находок и впечатлений. То, что мы увидели, невозможно описать двумя словами. Огромные просторы тайги, мощь реки, удивительные люди, различные этносы, староверы, сибирские казаки, старинные обряды, национальная кухня, рыбалка, общение с природой и, конечно же, великая история со всеми ее светлыми и трагическими моментами. Я думаю, что по информативной насыщенности и многообразию на сегодняшний день не существует ни одного аналогичного тура, а некоторые доказанные исторические факты для многих могут стать просто сенсацией.
В Бахте мы встречались с героями фильма «Счастливые люди» (цикл документальных фильмов о трудах и днях охотников и их семей из поселка Бахта в течение целого года.— Ред.). Несмотря на то что места там суровые и условия для жизни непростые, ведь люди надолго уходят на промыслы в тайгу, оторванности от мира я в них не почувствовал.
Заезжали к староверам. Было ощущение, что попали в прошлое, где нет телевизоров, телефонов, больниц, а деньги и политика никого не интересуют.
Как я уже говорил, практически случайно открыли замечательную стоянку в Верхнеимбатске — решили причалить, размять ноги после длинного перехода. Во время прогулки по деревне местный глава посоветовал нам посетить этнобазу. Мы были удивлены увиденным, и из этого неожиданного визита получилась первоклассная экскурсия для наших туристов. Но это сюрприз.
В Туруханске познакомились с местным краеведом-коллекционером, и больше нас поразило не его собрание экспонатов, а то, с каким увлечением он рассказывал о своем крае и людях.
В Ермаково, где прервалось строительство заключенными ГУЛАГа самой северной железной дороги, все еще можно увидеть свидетельства тяжелых репрессий — тепловоз, заброшенную колею, сторожевые вышки, разрушенный лагерь. На стареньком вездеходе через болота мы отправились в чащу, чтобы посмотреть на остатки бараков лагеря для заключенных. На половине пути вездеход сломался, и мы пробирались через лес пешком. Из-за того что все заросло деревьями, сложно было представить полную картину лагеря, но было впечатление, что люди куда-то торопились, побросали все и ушли.
Потом мы пришли в Игарку — первый город за Полярным кругом. Енисей протекает с юга на север практически по меридиану, и очень интересно наблюдать, как великолепие тайги сменяют суровые северные ландшафты. В Игарке находится музей вечной мерзлоты, а некоторым его экспонатам более 50 тысяч лет!
То есть маршрут пересекает Полярный круг?
Да, в этом месте Енисей образует петли, и получается, что Полярный круг теплоход пересекает целых три раза. Существует определенный обряд посвящения в полярники: раньше человека обвязывали канатом, окунали в Енисей, затем давали выпить полстакана соленой воды и полстакана водки. С нами поступили более гуманно и просто облили из шланга холодной енисейской водой, но все остальное мы выполнили согласно традиции.
Наше путешествие завершилось в Дудинке. За полтора дня, что мы там находились, познакомились с представителями всех пяти этносов, населяющих Таймыро-Долганский автономный округ,— от некоторых народностей осталось всего 200 человек. Побывали в их чумах, где нас ознакомили с обрядами и традициями, угостили местной кухней.
Нужно ли неподготовленному путешественнику как-то специально готовиться к этому путешествию?
Не стоит забывать, что это экспедиция со всеми присущими ей особенностями. Во-первых, придется много ходить — нужна не только специальная трекинговая обувь, но и хорошая физическая форма. Во-вторых, надо быть готовым и к условиям тайги. Конечно, мы будем обеспечивать туристов специальными защитными костюмами и репеллентами от насекомых, а на борту будет работать медицинский кабинет, оснащенный всем необходимым с учетом специфики региона. Выход на берег и вход на теплоход будет осуществляться только через специальную чистую зону. В-третьих, необходимо настроиться на digital detox («цифровой детокс» — период времени, когда человек сознательно отказывается от использования цифровых устройств и средств связи с целью снятия стресса, погружения в реальное общение, творчество и работу.— Ред.) — на большей части маршрута не будет интернета и далеко не везде есть мобильная связь. В-четвертых, в программе будет рыбалка, и мы предвидим, что будет сложно вовремя вернуть туристов на борт теплохода, чтобы не сдвинулось расписание. К слову, я еще в Бахте спросил у местного парня, какие виды рыб там водятся, чтобы знать, какую брать блесну. Но он ответил, что енисейской рыбе все равно, какая приманка, она большая, агрессивная и клюет на все подряд!
Ришат, как вы считаете, маршрут будет интересен для туристов?
Да, если туристы хотят увидеть не парадную, а настоящую сибирскую Россию, удивительную дикую природу и сибиряков. В отличие от рейсов Москва—Санкт-Петербург, где вся инфраструктура уже адаптирована под туризм, в Сибири все по-другому. По этому маршруту хорошо организованных туристических групп практически нет. Мы же обеспечим гостей привычным комфортом, но при этом проведем их действительно заповедными тропами и покажем уникальные вещи. Знаете, на протяжении всего пути меня не покидало ощущение, что каждый день мы из одного мира попадали в другой. Картинка меняется, как в калейдоскопе: мы выходили из Красноярска — было +25°C, пришли в Дудинку — стало +5°C, а когда улетали, уже пошел дождь со снегом. Еще ни разу за десять дней путешествия я не получал столько впечатлений и исторических знаний.
Так зачем же все-таки туристам туда ехать?
Чтобы увидеть то, чего в жизни никогда не видели. Чтобы испытать трепет от прикосновения к тайнам Сибири. Чтобы потом еще много раз во сне проходить этот маршрут по Енисею.
Какой вкус у Сибири, у этой экспедиции? Что первый раз попробовали и что больше всего понравилось?
Рыба, конечно! Там огромный ассортимент великолепной, вкусной, необычной рыбы. Нам удалось отведать многое: нельма, муксун, окунь, енисейская уха на костре. Лично мне больше всего понравился тугунок — маленькая рыбка, которую засаливают либо коптят.
Знакомство с местной гастрономией началось на ужине в Красноярске, где нас угощали сугудаем, а я впервые узнал, что папоротник может быть не только съедобным, но и вкусным. Еще я никогда не видел такого множества наливок — 15–20 разновидностей: на орехах, шишках, ягодах, на всем, чем богата тайга. Варенье из сосновых шишек оказалось очень необычным и вкусным.
Какое вы можете дать напутствие будущим туристам?
ОГРН 1047796094697, ООО «ВодоходЪ», 125040, город Москва, Скаковая улица, дом 17 строение 1, этаж 4 ком. 22
Багаутдинов, Ришат Диасович
Из Википедии — свободной энциклопедии
Багаутдинов, Ришат Диасович | |
---|---|
Дата рождения | 19 января 1966 ( 1966-01-19 ) (55 лет) |
Место рождения | Уфа |
Гражданство | Россия |
Род деятельности | председатель Совета директоров ОАО «СК «Волжское пароходство» |
Ришат Диасович Багаутдинов (род. 19 января 1966 года, Уфа) — председатель Совета директоров ОАО СК «Волжское пароходство», ООО «В. Ф. Танкер», ООО «ВодоходЪ» и ОАО «Окская судоверфь». Один из основателей Volgo-Balt Transport Holding (VBTH), объединивший ключевые для европейской части России пароходства — Волжское, Северо-Западное и «В. Ф. Танкер», а также Окскую судоверфь, Невский судостроительно-судоремонтный завод, ряд других судоходных и судоремонтных активов. Сегодня в холдинге работает более 14 тысяч человек, количество флота составляет 450 единиц.
После вхождения VBTH в состав международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding), возглавил судоходную и судостроительную деятельность в управляющей компании T.A. Management. Начал масштабную программу реновации флота холдинга, предусматривающую до 2015 года строительство 60 судов по пяти различным проектам. Принимал участие в создании проекта современного танкера RST27, самого большого российского нефтеналивного судна речного плавания, и сухогруза нового поколения RSD44, габаритная высота которого позволяет проходить под мостами Санкт-Петербурга и Ростова без их разводки.
Заместитель председателя совета Российской палаты судоходства. В настоящий момент в состав Палаты входят 83 организации морского и речного транспорта, из них 55 судоходных компании, совокупный дедвейт оперируемого ими флота превышает 20 млн тонн.
Основными целями Российской палаты судоходства являются защита и продвижение интересов организаций-членов как на национальном, так и на международном уровне, а также улучшение имиджа российского судоходства в целом, содействие развитию и обновлению морского и речного флота. Важнейшее направление работы — создание в России благоприятных условий для судоходного бизнеса при неукоснительном соблюдении требований безопасности мореплавания и судоходства.
Ришат Багаутдинов: «Здесь, в Сибири, даже понятие времени совсем другое
«На «Горьком» в первую очередь продаются «люксы»
— Это наш порт приписки. Место, где «Максим Горький» зарегистрирован.
— Красноярск всегда славился своим региональным патриотизмом, иногда довольно радикальным. Не думали над сменой места приписки, чтобы стать на Енисее в большей степени «своими»?
— Давайте тогда о спросе, который обсуждается больше всего. Сколько рейсов запланировано в навигацию-2020 и как они продаются?
— Наш первый рейс по Енисею – короткий, Красноярск-Енисейск-Галанино-Красноярск. Потом мы начинаем ходить до Дудинки (всего запланировано 8 рейсов Красноярск-Дудинка и обратно), потом, по окончании длинных рейсов, планируем сделать полудлинный рейс — с заходом до Ворогово, до Канготово, и три рейса Красноярск-Енисей-Галанино-Красноярск в октябре.
Динамикой продаж мы, честно говоря, сами были в хорошем смысле очень удивлены. Первый рейс, до Галанино, мы выставили на продажу достаточно поздно, потому что до последнего момента не знали, когда пойдем. И весь теплоход, точнее, все места, предназначенные для продажи, были полностью выкуплены.
— Сколько это мест? С учетом того, что часть кают, как я понимаю, зарезервирована под что-то другое.
— Полная вместимость теплохода 98 человек. На первый рейс в продажу было пущено 64 и продали их мы, как я уже сказал, с ходу. Часть кают мы действительно забронировали под свои собственные нужды. Это первый рейс, мы собрали своих менеджеров, в том числе я иду, например, чтобы посмотреть, как работает персонал, чтобы оттачивать какие-то шероховатости. При этом, когда я говорю про 98 человек — это вместимость именно пассажирской зоны. А мы постоянно возим с собой еще краеведов (2-3 человека), плюс менеджмент самого теплохода, кто-то от нашей компании постоянно в рейсе присутствует и так далее.
— Как продаются остальные рейсы?
— Достаточно хорошо продаются билеты на длинные рейсы Красноярск-Дудинка. На следующий рейс, который запланирован на 22 июля, уже продано 71 место, и эта цифра растёт.
— 71 человек — это сколько процентов от того количества мест, которые вы планировали продать?
— Примерно 70%. Когда мы принимали решение об инвестициях в такую глобальную реконструкцию теплохода, когда считали финансовую модель, было решено, что коэффициент загрузки судна в среднем за навигации будет как раз порядка 70%. Некоторые рейсы пойдут загруженные на 100%, некоторые — 50-60%, но в среднем по навигации мы ориентируемся на 70% и если достигнем этого показателя, то сумеем обслужить и наши кредитные обязательства, и покрыть все текущие расходы.
— На некоторых рынках часто встречается тенденция, когда более дорогие продукты продаются намного лучше тех, которые стоят дешевле. Как продаются каюты разного уровня комфорта на «Горьком»?
— У нас именно так. Если говорить о длинных рейсах, то на «Горьком» в первую очередь продаются как раз «люксы». Но это общее правило для премиального сегмента. И, видя спрос на это, мы сейчас уже практически построили абсолютно новый пятизвездный теплоход «Мустай Карим», на котором в эту навигацию (несмотря на то, что он не выполнил ещё ни одного рейса), почти все каюты «люкс» уже проданы.
— «Мустай Карим» вы построили для Волги. А не планируете ли вы в таком случае, видя большой спрос на сегмент премиум, например, на следующую навигацию на «Горьком» переделать часть кают под люкс»?
— Мы думаем об этом. Но сначала мы хотим походить этот сезон. Мы постоянно опрашиваем наших клиентов, проводим анкетирования. Походим, посмотрим, сделаем определенные выводы. Мы понимаем, что в межнавигационный период нам в любом случае придется что-то переделывать, адаптировать, под реальный спрос клиентов. Потому что для нас ведь проект «Максим Горький» — это тоже шаг в новый, «люксовый» сегмент.
— Вопрос, который обсуждается в Красноярске с того самого момента, когда вы объявили цену на круизы: кто эти люди, которые готовы заплатить 400-600 тысяч рублей, или даже миллион, за поездку по Сибири?
— Хороший вопрос. Приведу один небольшой пример. Не секрет, что достаточно много россиян ездят на европейские курорты сроком на 2 недели. Так вот: стоимость проживания за эти 2 недели в пятизвездном хорошем отеле в Греции или в Италии будет стоить дороже, чем наш тур. Наша поездка в Дудинку – это 12 дней, включая экскурсионную программу, сделанную «под ключ», где с клиента не требуют доплатить за то или за это, трёхразовое питание с включёнными алкогольными напитками, и так далее. Но при этом, когда вы приехали в полноценный пятизвездный отель в Европе, да, там вас облизывают, кормят, но у вас постоянно одна и та же картинка: вы тупо лежите на пляже. Понятно, что эти люди — не совсем наша целевая аудитория. Наша — это люди, которые занимают более активную жизненную позицию, которые любят путешествовать, любят приключения.
— Условный московский менеджер, который раньше ездил на сафари в Африку, а теперь поменял его на Енисей?
— В том числе. Когда я в своём окружении рассказывал о наших новых сибирских круизах, меня удивила реакция двух человек. Один из них, довольно, скажем так, небедный, сказал, что рад этому и что он давно хочет со своими тремя сыновьями поехать и показать им нашу страну, насколько она велика, и что на фоне того, что у нас есть, все западные курорты — это скучно. Причём, это не от безвыходности и закрытия границ, этот разговор у нас был ещё до пандемии, в ноябре прошлого года. И еще один человек, примерно в таком же духе сказал, что в России очень много мест, которые достойны внимания намного больше тех, которые считаются местами притяжения в Европе. Поверьте: очень многие обеспеченные россияне поворачиваются в сторону российских путешествий.
— Насколько, когда вы говорите «россияне», это преимущественно Москва и Питер? Есть мнение, что сибиряки не будут покупать круиз по Енисею за такие деньги.
— Структура, когда 95% продаж — это Москва и Питер, вас устраивает?
— Нет, конечно, мы естественно будем расширять охват нашей целевой аудитории. Хотя мы всё равно должны отдавать себе отчёт в том, что в двух столицах наших потенциальных клиентов намного больше, чем в Сибири.
— У вас динамическое ценообразование? Если вы понимаете, что у вас через 2 дня выход очередного рейса, а билеты не распроданы, вы снижаете их стоимость?
Кстати, могу сказать, что с июня мы начали активно продавать круизы уже 2021-го года. Причём, это касается и Енисея: у нас уже есть брони на следующий год. Например, много интереса и заявок от иностранных компаний.
— Несмотря даже на то, что это для вас первый сезон эксплуатации «пятёрок»?
— Да, всё верно. В нашем флоте у нас есть «четвёрки». Есть «Ростропович» — это «четверка+». Но именно «пятёрки» две – «Максим Горький» и «Мустай Карим», который мы очень ждём. Поэтому вы можете с гордостью говорить, что первый полноценный пятизвездный круизный продукт речной на Енисее появился раньше, чем на Волге. «Мустай Карим» в первый рейс пойдет 6 августа, а вы – уже завтра.
— Сильно ли будут отличаться суда по комфорту, учитывая, что «Карим» абсолютно новое судно, а «Горький» нет?
— «Максим Горький» 1974 года постройки, это считается очень свежим по речным меркам. Теплоход работает максимум 5 месяцев в году, в пресной воде, поэтому если проводить аналогии с морскими судами, то в «морском эквиваленте» ему лет 15-20.
— Поговорим о каналах продаж. Премиальная аудитория – «дорогая» и сложная, где и как вы её ищете? В Красноярске мы видели много довольно агрессивного таргета в соцсетях, но, казалось бы, зачем он, если всё пока превратилось всего в 2 проданных тура? Может быть, такие продукты проще продавать face to face, рассказывая, как вы говорите, просто друзьям и знакомым?
«В Сибири вообще всё другое и с этим приходится считаться»
— Говоря о продукте: что вы, собственно, продаёте? Привычный для красноярца маршрут в Дудинку и обратно начинался в момент, когда его нога ступала на борт теплохода и заканчивалась в момент, когда он выходил с него.
— Чем ваша работа на Волге, ваше планирование продуктов там, отличаются от того, что вы делаете на Енисее? Условно, топ-3 ключевых различия?
— Здесь вообще всё другое. Основное различие — это не круиз, а реальная экспедиция, потому что 2/3 пути от Красноярска до Дудинки никакого транспортного сообщения, кроме как по воде и на вертолете, нет. Что не скажешь про европейскую часть — там всё-таки инфраструктура довольно развита. Еще на Волге другая немного аудитория — это люди, которые просто любят отдыхать на воде. Там некоторые умудряются по два раза за навигацию сходить в круиз. Каждый день судно заходит в какой-то город, много экскурсий, времени находиться в каюте практически нет, поэтому в центральной части России у нас больше туристическо — экскурсионные круизы. Здесь все совершенно по-другому.
— Если мы берем сравнимый уровень комфорта, то ценник у Волги отличается?
— У нас на Волге те же самые три категории: 3, 4, 5 звезд. Если сравнивать с аналогичным пятизвездным продуктом там, то здесь подороже, но из-за того, что очень дорогая наземная программа, в том числе полет на плато Путорана. У нас даже есть 2 цены круиза на Енисее: включая полет на плато и не включая. При этом четырехчасовой полет на Ми-8 стоит 800 тысяч рублей и неважно, сколько людей на нем полетит, мы все равно заплатим за него 800 тысяч.
— Сколько процентов из тех, кто купил себе билеты на первый длинный рейс, купили их с полетом?
— У нас всего за все рейсы всей навигации всего 5-7 проданных туров без вертолетного облета. В первом рейсе 2 человека не полетят. Но, обратите внимание, не потому, что это столько стоит, а потому, что люди, например, боятся полётов на вертолете или есть какие-то ещё причины.
— Что было самым сложным при создании продукта в Сибири?
— То есть даже возможность заработать денег на туристах им не интересна?
— Все трудности, о которых вы рассказали — это всё трудности в создании продукта. А какие были бытовые? Например, девушка-бариста, которая делала нам кофе (беседа происходит на борту «Максима Горького» за сутки до первого рейса – прим. ред.), из Нижнего. Вы привезли персонал, потому что не нашли его здесь?
— В значительной степени да. Понимая то, какой сервис мы оказываем на Волге, и какой должны оказывать здесь. Теплохода такого уровня на Енисее не было, во-первых. Во-вторых, в нашем бизнесе есть своя специфика. Мы могли, наверное, найти в Красноярске хороших официантов, но, кроме того, что это должны быть хорошие официанты, это должны быть люди, которые с мая и до конца октября уходят из дома и практически не выходят на берег. Не каждый работник ресторана способен 6 месяцев проводить в замкнутом пространстве. И мы не можем себе позволить ситуацию, когда хороший повар без опыта в судоходстве вдруг уйдет через месяц или два, а мы экстренно в разгар навигации будем искать ему замену.
— Это сейчас так, потому что первый тестовый год?
— Капитан судна откуда?
«Если «Горький» раскрутится, к нему легче пристраивать и другие теплоходы»
— А как в «Водоходе» вообще появилась идея с Енисеем? Кто-то просто однажды на совещании сказал «Давайте расширяться. Тааак, какую бы нам реку взять? О, а давайте Енисей!»?
— Примерно так и было. Мы постоянно думаем о развитии компании, и одним из вопросов всегда стоит расширение географии. Мы рассматривали 3 направления — Енисей, Лена и Байкал. Быстрее всего срослось с Енисеем.
— Лена и Байкал до сих пор рассматриваются?
— Конечно. Лена – тоже круизы, а вот на Байкале это будет уже не совсем круизное судно, а такая комбинированная схема. Скорее всего, это будет бурятская сторона, будем выбирать 2-3 «точки притяжения» и запускать скоростные суда.
— Это уже 21-й год?
— Сложно говорить. Как правило, когда запускаешь новый продукт, на его раскрутку и PR уходит до полутора лет. Эта навигация была довольно сильно скорректирована из-за пандемии. Но, повторюсь, что сейчас мы видим по 21-му году уже очень высокий интерес иностранного туриста и к «Мустаю Кариму», и к «Максиму Горькому». Что касается отдельно Енисея, мы ведь сюда умышленно заходим именно пятизвездным продуктом. Потому что если «Горький» раскрутится, к нему легче пристраивать и другие теплоходы – трехзвездочные и так далее. Мы уверены, что так и будет.