Базаров что за произведение
Базаров (Отцы и дети)
Базаров («Отцы и дети» И. С. Тургенева) – центральный персонаж романа. Он является представителем поколения «детей», который отстаивает принципы нигилизма, предполагающего отрицание общепринятых норм.
Характер
Базаров – человек гордый, надменный и самоуверенный. Он уверен в своем превосходстве над аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.
В отношении к окружающим людям Базаров вел себя развязно и небрежно. Главный герой не владел ни каплей робости, он был смел и самонадеян.
Характер и взгляды Базарова во многом стали следствием его биографии. Евгений является сыном простого лекаря и дворянки, что говорит о промежуточном положении главного героя: он не считает себя дворянином, но и не является простым мужиком.
Базаров не признавал дворянских принципов, не любил посещать мероприятия и «церемонии», не любил красиво разговаривать и никогда не танцевал. Это говорит о том, что герой не признавал праздного образа жизни.
Евгений Васильевич – сильный и трудолюбивый человек. Он не привык сидеть на месте, постоянно занимается каким-то делом. Всего в жизни Базаров достиг собственными усилиями.
Нигилизм
Рассмотрение характеристики Евгения Базарова невозможно без рассмотрения его нигилистических взглядов на жизнь. Главный герой отрицает все общепринятые явления: любовь, природу, искусство.
Природа, по мнению главного героя романа, является мастерской, в которой трудится человек-работник. Искусство, как отмечает Базаров, в отличие от науки, не приносит никакой пользы человечеству.
Дружбу Базаров воспринимает как простое товарищество. Женщин главный герой называет «бабами», а любовь объясняет только физиологическим влечением людей друг к другу.
Базаров признает лишь ценность науки, поэтому связывает свою жизнь с естественными науками, в частности с медициной. Главный герой хочет быть полезным обществу.
Евгений Базаров презирает дворянство и вступает с его представителем Павлом Петровичем Кирсановым в конфликт. Базаров уверен, что подобные Кирсанову аристократы уже давно мертвы и тащат Россию вниз.
Разоблачение нигилизма
В романе «Отцы и дети» показаны внутренние изменения Евгения Васильевича Базарова. Холодный человек, который не любит рассуждать о своих чувствах даже с самим собой, стал понимать, что его теория не прошла проверку жизнью. Отрицая любовь, Базаров влюбился, понял, что он романтик. И признание этого факта говорит о том, что Базаров признает поражение нигилизма. Пытаясь жить в соответствии с принципами нигилизма, Базаров постепенно понимает, что жизнь сложна, чтобы его убеждения были правдой. Перед смертью Базаров понимает, что он не гигант, коим себя считал, потому что умирает глупо и нелепо. Ему важно проститься с Одинцовой, любовь к которой он уже признал.
Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности и характера
Евгений Базаров. Художник Д. Боровский |
Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» Тургенева. Базаров является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.
В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности героя.
Смотрите:
— Все статьи о Евгении Базарове
— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Краткая характеристика Евгения Базарова
Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.
Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.
Базаров — яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.
Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности и характера
«Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. » (глава IV)
Возраст Базарова — около 30 лет. Он старше Аркадия, которому 23 года, и примерно одного возраста с Одинцовой, которой 28 лет:
«. мы оба уже не первой молодости, особенно я. » (глава XXVI)
«. на что мне моя молодость? Живу я один, бобылем. » (глава XXIII)
О внешности Базарова известно следующее:
«. человеку высокого роста, в длинном балахоне с кистями. » (глава II)
«Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам. » (глава XVI)
«Не правда ли, какое у него славное лицо. » (глава XIV)
«Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. » (глава II)
«. в энергической по-прежнему, но осунувшейся фигуре. » (глава XXV)
Евгений Базаров — сын простого лекаря и потомственной дворянки:
«Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что то грубое, почти дерзкое. » (глава VI)
«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. » (глава X)
Вероятно, Базаров не является дворянином. Не известно, унаследовал ли он дворянство от отца или все же является разночинцем. До сих пор нет единого мнения о дворянстве героя (см. подробнее Происхождение Базарова):
«Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать. » (глава XX)
«. я ведь плебей, homo novus – не из столбовых, не то, что моя благоверная. » (отец Базарова о себе, глава XXI)
Сам Евгений Базаров, судя по всему, не относит себя к числу дворян, хотя по линии матери он — потомственный дворянин:
«Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки.» (Базаров — Аркадию, глава XXVI)
Евгений является бедным, но гордым человеком:
«Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. » (глава XXVI)
Он учится на доктора:
«Он в будущем году хочет держать на доктора. » (глава III)
«А! он по медицинскому факультету. » (глава III)
Евгений Базаров занимается естественными науками:
«Главный предмет его – естественные науки. Да он все знает. » (глава III)
«. он принялся за своих лягушек, за инфузории, за химические составы и все возился с ними. » (глава XXII)
«И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!» (глава XXVII)
Евгений Базаров — умный мужчина:
«Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек. » (глава IV)
Евгений Базаров в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Евгений Васильевич Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. Молодой (около 30-ти лет) лекарь-студент, «разночинец» (интеллигенты «разного чина и звания»), нигилист, отрицающий авторитеты и традиционные порядки.
Роль в сюжете
Евгений базаров является центральным персонажем романа «Отцы и дети»: он присутствует в большинстве сцен произведения, и именно его смертью заканчивается основное повествование.
В начале романа Базаров прибывает в поместье Кирсановых вместе со своим другом Аркадием Кирсановым. Здесь он знакомится с дядей Аркадия, Павлом Петровичем, и между ними сразу возникает неприязнь: Базаров относится к нигилистам не признающим авторитетов, и отрицающим традиции и устои, а Павел Петрович — представитель традиционного дворянства. Оба мужчины уверенны в себе и готовы отстаивать свое мнение. Между ними регулярно возникают яростные споры. Именно в этих спорах наиболее ярко выражено различия во взглядах на жизнь двух поколений — «отцов» и «детей».
Также в романе присутствует любовная линия Базарва и Одинцовой: нигилист, высмеивающий всяческое проявление чувств, влюбляется в молодую вдову Анну Одинцову, с которой познакомился на балу. Любовь к ней коренным образом меняет выраженность нигилизма у Евгения — он «уверовал» в любовь. Чем больше герой влюбляется в Анну Сергеевну, тем больше романтизма он в себе обнаруживает и тем сильнее злится на свою слабость. Девушка также симпатизирует ему, но их отношение не складываются, так как спокойствие для нее дороже любви.
Аркадий восхищающийся своим другом-нигилистом также влюбляется в Одинцову, и на фоне ревности к Базарову, выходит из-под его влияния. В итоге бывшие друзья расстаются на всегда.
Базаров возвращается в родительский дом. Здесь он работает лекарем, и однажды, при вскрытие трупа, заражается тифом. Он смертельно заболевает и вскоре умирает. Перед этим он посылает за Анной и прощается с нею.
Цитатная характеристика Базарова:
Происхождение
Евгений Базаров родился в российской глубинки в семье полкового лекаря Василия Ивановича Базарова и потомственной (столбовой) дворянки Арины Власьевны:
Сам Евгений не является дворянином, так как дворянство только по отцовской линии. Есть вероятность, что он мог получить дворянство благодаря службе отца, но в романе подчеркивается, что он «разночинец», то есть интеллигент не принадлежащий к дворянству, и сам себя не относит к простым людям:
При этом Базаров гордится своим простым происхождением:
Дворянских черт нет и в его поведении:
Он уверен, что может на равных общаться с простыми мужиками, хотя, на самом деле, мужики воспринимали его барином, «чем-то вроде шута горохового»:
А вот слуги помещиков воспринимали его своим:
Образование
Базаров пошёл по стопам отца и 3 года учился в Петербурге, изучал естественные науки и хотел в будущем году держать экзамен на доктора:
Примечательно, что в отличии от своего друга Аркадия он не мог учиться в престижном Санкт-Петербургском университете, так как на тот момент в нем не было медицинского факультета. Вероятно Базаров обучался в Медико-хирургичесой академии, для разночинного люда. Отсюда и возникает пренебрежительное отношение Павла Петровича к «этому лекаришке».
Он смеется над современной медициной, хотя и учится на врача:
Отец Базарова, опытный лекарь, признает профессионализм сына:
Судя по всему, Базаров подготовлен не только теоретически, но и практически. После дуэли с Павлом Петровичем он искусно бинтует ногу раненного противника:
Он постоянно упражняет. Даже находясь в гостях у Кирсановых, Базаров продолжал работать: экспериментировал с лягушками, инфузориями, возился с химическими составами.
Внешность
Евгений Базаров относительно молод — ему около 30 лет. Известно, что он был высокого роста:
Походка «твердая и стремительно смелая»:
Лицо его, длинное, худое, с высоким лбом, омрачала некоторая резкость и холодность больших зеленоватых глаз. Когда Базаров оживлялся, его лицо часто преображалось улыбкой. В спокойном состоянии оно выражало самоуверенность и ум.
Волосы — длинные и густые:
Особенно обращали на себя внимание его висячие бакенбарды песочного цвета:
К своей одежде относился с некоторым пренебрежением, но носил её гордо, с достоинством. Запоминающейся деталью его одежды был длинный балахон с кистями, а основной гардероб состоял из простых, но опрятных вещей.
Характер
Базаров умен, самолюбив, высокомерен, и эгоистичен. Не отличается вежливостью, очень часто ведёт себя слишком вызывающе, не уважает старших. Даже с родителями, которые безмерно любят его, общается холодно, и мало думает об их чувствах: 22 июня он вспоминает, что сегодня обещал навестить родителей, но, хотя три года не видел их, отправляется «поразвлечься» в город. Лишь после того как его навещает приказчик (помощник, поверенный) отца, Евгений ненадолго едет в родительский дом.
Он со всеми ведет себя по-простому и не любит церемоний:
Проявление чувств также несвойственно Базарову:
Евгений называет себя бедным, но гордым человеком:
Он ко всему относится критически и старается обо всем иметь свое мнение:
У него очень высокое мнение о самом себе:
Самолюбие Базарова отмечают и братья Кирсановы, но Павел Петрович считает его «шарлатаном», а более мягкий Николай Петрович все же признает его ум:
Самомнение и высокомерность Базарова, в сочетании с резкостью суждений и честностью, иногда пугают даже Аркадия искренне восхищающегося им:
Даже находясь при смерти, и признавая свою безмерное самомнение, он не теряет гордости:
Прямолинейность Базарова — одно из качеств, которые привлекли Одинцову:
При этом он совсем не вспыльчив, и даже хладнокровен:
Главный антагонист Базарова, Павел Петрович Кирсанов, считал его «гордецом, нахалом, циником, плебеем»:
Убеждения
По своим убеждениям Базаров относится к нигилистам (Нигили́зм — философия, которая ставит под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры или фундаментальные понятия, такие как знание, существование и смысл жизни), отрицавшим взгляды «отцов»:
Он решительно отрицает общественное устройство, пустословие, народолюбие, а также искусство, литературу и любовь. Базаров не признает духовного начала ни в природе, ни в человеке. Большую роль в этом сыграли естественные науки. Он думает, что если больного человека можно вылечить лекарствами, то таким же образом можно излечить и больное общество.
Базаров гордится тем, что сам себя воспитывает, и считает что так должен поступать каждый:
Он не воспринимает серьёзные чувства, ценность любви для него заключается только в физическом её проявлении:
Не верит Базаров и в брак, считая его пережитком прошлого:
При этом он неуважительно, пренебрежительно называет женщин «бабами», в частности так он называет Одинцову:
Он считает, что красивые женщины не должны быть умными:
Базаров не признает искусство, считая, что химик приносит в 20 раз больше пользы, чем поэт:
Он не признает всего возвышенного. Так, услышав как его друг произносит высокопарные слова, Базаров высказывает мнение о том, что говорить красиво — неприлично:
При этом Базаров не признает и науку, в классическом ее понимании:
Также он считает, что все люди похожи друг на друга словно «деревья в лесу», и следовательно, нет смысла изучать каждого человека в отдельности:
По мнению Базарова, нравственные болезни человека происходят от «безобразного состояния общества»:
Прототип
Персонаж Базарова не имеет определенного прототипа. Скорее, его можно считать собирательным образом из многих представителей людей новых взглядов. Так, в «Формулярном списке действующих лиц новой повести», под рубрикой «Евгений Базаров» сам Тургенев отмечал:
Также в образе Базарова прослеживаются черты многих других молодых критиков и публицистов середины XIX века. К примеру, фраза «На бой, на бой, за честь России», приписанная Базаровым Пушкину, была позаимствованна у писателя-разночинца Николая Успенского:
Тем не менее, по словам Тургенева, основным же прототипом главного героя стал провинциальный молодой врач, в котором писатель заметил зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время:
Евгений Базаров
История персонажа
Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого — врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.
Образ Евгения Базарова
Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.
История создания
Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной — колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.
Иван Тургенев
Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:
«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».
Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.
Евгений Базаров
В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:
«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает. Знает довольно много — энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект — антипод Рудина — ибо без всякого энтузиазма и веры. Независимая душа и гордец первой руки».
Биография
Время действия романа «Отцы и дети» — годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения — люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.
Евгений Базаров
Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.
Евгений Базаров в гостях у Кирсановых
Павел Кирсанов — гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.
Павел Кирсанов и Николай Кирсанов
Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, — персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.
Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие — главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.
Анна Одинцова
Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.
После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.
Аркадий Кирсанов
Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд — штрих, завершающий трагическую судьбу героя.
Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.
Внешность Евгения Базарова
Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство Рафаэля не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.
Образ и экранизации
В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название — «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.
Виктор Авдюшко в роли Евгения Базарова
Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером Авдотьей Смирновой, которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил Александр Устюгов. С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.
Интересные факты
Цитаты
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? — подхватил Базаров. — Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например. А что касается до времени — отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».