дяченко vita nostra о чем
Что выберет девушка, от которой зависит судьба Вселенной: разбираем новый роман Марины и Сергея Дяченко
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Давным-давно, в 2007 году, у Марины и Сергея Дяченко вышел роман «Vita Nostra». Я о нем тогда писал для журналов «Если» и «Знамя». И вот сейчас вышло продолжение: «Vita Nostra: Работа над ошибками». Роман, в котором поставлены точки над некоторыми i из первой книги.
Внимание, дальше есть спойлеры!
На первый взгляд всё просто: главная героиня дилогии, Сашка Самохина, заблудилась в трех соснах, и сосны эти — любовь, свобода и страх. Напомню, что Сашка не просто 20-летняя девушка. Она уже и не совсем человек, а слово Великой Речи (некой высшей информационной сущности, проекциями которой оказывается всё то, что мы, люди, считаем реальностью). Причем она не просто слово, не какое-то худосочное прилагательное или местоимение, она — Пароль, то есть такое слово, которое если прозвучит, то создаст новую реальность, новый мир (и, как опасаются ее преподаватели в Институте специальных технологий) попутно уничтожит старый. То есть вселенная сожмется в точку (космологическую сингулярность), из которой потом родится нечто принципиально новое (хотя, может, и примерно то же самое).
Первый роман, собственно, кончается тем, что на третьем курсе, на экзамене, Сашка готова была уже прозвучать, сотворить новый мир, мир любви — но в последний момент испугалась, потому что поняла: любовь неотделима от страха, и сама она, Сашка, неотделима от страха, и значит, новая вселенная тоже будет заражена страхом. То есть экзамен она провалила, и сюжет второго романа в том и заключается, что преподаватели дали ей еще один шанс, дали возможность провести работу над ошибками. Сашка и проводит — хотя и совсем не так, как от нее этого ждали.
В «Работе над ошибками» продолжается главная тема первого романа: как, становясь чем-то бóльшим, нежели человек, остаться человеком. Как сохранить себя, свое самосознание, свою любовь. Причем эта задача не решается простым «даунгрейдом», то есть отказом от всемогущества и бегством в обычную человеческую жизнь. Не прокатит, не позволит ей это Великая Речь в лице своих воплощений: преподавателей института и, главное, Сашкиного куратора Фарита Коженникова. С Великой Речью как с мафией: вход рубль, выход два. Поэтому Сашке ничего другого не остается, как переиграть противника на его же поле, по его же правилам.
Так вот, насчет трех сосен. Всё просто лишь на первый взгляд, а на самом деле соотношение этих базовых понятий, любви, свободы и страха, крайне сложно. Да, совершенная любовь изгоняет страх (о чем писал апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании), но так то совершенная. а обычная человеческая любовь неотделима от страха: мы же боимся за тех, кого любим. Мы же не розовощекие идиоты, мы же понимаем, насколько хрупок мир, насколько он несовершенен, и потому всегда существует вероятность самых разных несчастий. И чем дороже нам человек, тем сильнее мы за него боимся. А чем сильнее боимся, тем беззащитнее перед манипуляциями.
Но с другой стороны, страх убивает любовь, потому что разрушает доверие, без которого любви быть не может. Если доверяешь — значит, сознательно идешь на какие-то риски, то есть преодолеваешь страх.
И как это связано со свободой воли? Если ты делаешь свободный выбор, то ведь тоже рискуешь, поскольку принимаешь на себя ответственность за последствия. Ответственность ведь возникает как раз тогда, когда что-то пошло не так… Рискуешь — значит, ощущаешь страх, который либо преодолеваешь, либо он разрастается и пожирает тебя, лишая и свободы, и любви.
В общем, все Сашкины метания во втором романе, все ее бунты, выходки, глупые поступки и мудрые решения вызваны именно этим: попыткой найти правильное соотношение между любовью, страхом и свободой. Не решив эту задачу, она не сможет прозвучать как Пароль, не сможет создать мир с любовью и свободой, но без страха. И тогда ей останется лишь самоуничтожиться — не как человеку даже, а как части Речи. В кульминационный момент она очень близка к такому метафизическому суициду (и ее можно понять — она же таким образом спасает существующую реальность от распада, совершает, можно сказать, подвиг). Но всё же не сделала последний шаг.
И какие же итоговые выводы? К чему пришла Пароль Самохина? А пришла она к тому, что незачем сразу решать проблему глобально. Достаточно сначала создать некую сферу с любовью, свободой и отсутствием страха, а потом уже постепенно распространять ее, растягивать. Сперва в этой сфере будет она сама, пилот Ярослав, его пожилой отец… а со временем и другие. Вот так она в финале и прозвучала, вот такой новый мир создала. Внутри старого мира.
Остаётся понять, как, вынеся за скобки фантастические декорации, приложить эти выводы к нашей обыденной жизни. На мой взгляд, высказана простая, не слишком оригинальная, но вполне работающая идея: делай что должно, и будь что будет. Или, если угодно, «теория малых дел». Люби по-настоящему, доверяй тому, кого любишь, не позволяй своему страху за любимого возобладать над тобой, не иди на компромиссы со злом из прагматических соображений. Не ущемляй свободы любимых, не ставь во главу угла собственный душевный покой. Старые, проверенные временем истины.
В рецензии на первую книгу дилогии 14 лет назад я писал, что перед нами — метафизический роман, притворяющийся романом воспитания. Потому что в нем все Сашкины перипетии, ее трудное взросление, студенческий быт, любови-моркови — это лишь декорации, а суть — в духовной проблематике, в отношениях между человеческим и сверхчеловеческим. А вот с «Работой над ошибками», похоже, получается наоборот: тут метафизические декорации, но главная идея — вполне посюсторонняя, земная. Свобода-любовь-страх — как нам со всем этим быть? Нам, не словам Великой Речи, а обычным людям? Здесь, в земной жизни?
Правда, от решения этой задачи зависит не только земная жизнь. Но это уже кто как верует.
Кому стоит читать Vita Nostra Марины и Сергея Дяченко?
Одной из самых громких новинок сезона для поклонников фантастики и фэнтези стало продолжение романа Vita Nostra Марины и Сергея Дяченко: «Работа над ошибками». Оригинальная книга по праву считается одним из лучших русскоязычных фантастических произведений XXI века. Роман завоевал множество престижных премий и получил признание не только в наших палестинах, но и на Западе.
Сюжет первой книги рассказывал о молодой девушке Сашке, которая попала на учебу в весьма странный и даже пугающий университет (не совсем по своей воле). Этот роман считается знаковым в творчестве автора, и, несмотря на то, что финал у него оставался открытым, продолжения читатели не ждали. Но оно случилось, и то, как авторы работают с собственной историей много лет спустя, оказалось очень интригующим событием. Возможно, «Vita Nostra» прошла мимо вас в свое время, но теперь настала пора познакомиться с циклом.
Кому стоит читать Vita Nostra
Хотите почитать необычный и тревожный магический реализм.Да, это именно то что вам нужно. «Городское фэнтези», впрочем, тоже можно сказать, но точно «необычное и тревожное». Книгу сравнивают с творчеством Стивена Кинга и называют «нуарным Гарри Поттером» (хотя про аналогии с Гарри Поттерм, пожалуй, скажем отдельно). Если вам не хватает тонкого создания атмосферы легкого упадка России рубежа тысячелетий с большим количеством загадок и тяжестью, повисшей в воздухе — Vita Nostra для вас.
Хотите мистическую историю в российских реалиях.Об этом уже немного было в предыдущем пункте, но книги узнаваемо постсоветские. Если вы устали читать о приключениях героев из других стран или даже миров, и хочется чего-то узнаваемого и родного, как образ общажной кухни в провинциальном городе — вот вам еще один повод попробовать познакомиться с книгой супругов Дяченко.
Хотите почитать про студенческий быт и обучение.Несмотря на необычные условия поступления и, мягко говоря, странные ситуации во время учебы, первый роман во многом посвящен звенящей юности, которая для многих ассоциируется с институтскими годами. Не просто так латинское название взято из студенческого гимна«Гаудеамус».
Интересно, есть ли романы, в которых герой проходит похожий путь, но на разных этапах своей жизни?Хороший вопрос! И мы можем (простите нам некоторую вольность) отнести сюда два романа Vita Nostra. Первый том был историей бунта и преодоления страха, историей любви, которая дает надежду. В нем есть нечто глубоко подростковое, тем более, что на начало главной героине Сашке всего шестнадцать лет. Но вторая часть, написанная авторами немало лет спустя — уже более комплексная вещь. История с обучением продолжается, но настроение романа существенно изменилось. Саша реализовала свои бунтарские идеи, и теперь ей придется ответить на вопрос: стоит ли это того? Подзаголовок «Работа над ошибками» дан роману не просто так.
Хотите прочитать умную отечественную фантастику. В этом смысле у Vita Nostra отличная и совершенно заслуженная репутация. Роман был весьма тепло принят критиками и принес писателям известность за рубежом. Кроме того, что авторы здесь очень изобретательны в средствах художественной выразительности и затрагивают серьезные вопросы.
Хотите книги с необычной и глубокой идеей в основе сюжета. Первый роман Vita Nostra — книга, которую хочется перечитать, когда понимаешь, «в чем было дело». Чтобы подметить все детали и осознать, как именно они вели именно к этому финалу. В каком-то смысле обе части — книги одной идеи, но она настолько глубока и обширна, что не теряет ценности после того, как перестает быть тайной. А возможно даже наоборот.
Любите сложные этические эксперименты.Где проходит граница между «личностью» и «человеком»? Как меняются герои, годами проживая в состоянии почти животного страха? Есть ли цель, которая оправдывает средства? Ответы на эти и многие другие вопросы предстоит найти Сашке. И, в свою очередь, читателям. Надо сказать, ваши ответы вполне могут оказаться разными.
Кому стоит пройти мимо
Хотите русского «Гарри Поттера». Несмотря на то, что это сравнение в разных формах фигурирует довольно часто, эти книги далеки друг от друга. Тема странного учебного заведения и избранного героя — пожалуй, единственное, что их объединяет. Но, если о письме из Хогвартса годами мечтают люди со всего мира, то вряд ли хоть кто-то в здравом уме захочет попасть в Институт Специальных Технологий города Торпы. Просто поверьте нам — это совсем разные истории.
Хотите историю с четкой магической системой, чтобы было понятно, где какой «класс». Снова нет. Ни факультетов (снова прощаемся с «Гарри Поттером»), ни другой возможности толком задаться вопросом «а кем я был бы в этом мире?». Когда становится понятно, чему именно учится Сашка, остается очень много вопросов о том, как именно это работает. И вторая книга здесь не совсем для того, чтобы разложить все это по полочкам.
Не хотите, чтобы главные герои были избранными и особенными.Мы понимаем это желание, но Сашка очень, очень особенная девушка. Это мало помогает ей в жизни, скорее делает ее сложнее. Но, если вы устали от этого паттерна в фэнтези, то должны знать, что «избранность» Сашки — важная сюжетная особенность Vita Nostra.
Плохо переносите тему шантажа и психологического насилия.Вам явно будет не по пути с этими книгами. Здесь Дяченко очень жестоки к героям в этом плане. Каждый из учащихся подвергается сильному давлению и опасности, их регулярно вынуждают делать вещи, выходящие далеко за границы комфорта. У всего этого есть причина, но от наличия причины и цели процесс не становится легче.
Хотите динамичного развития событий.Тоже веская причина не читать Vita Nostra. Здесь много описаний быта, создающего атмосферу, много рассуждений и диалогов. Несмотря на то, что многие читатели характеризуют книги как «затягивающие», события будут развиваться неторопливо, и это стоит иметь в виду.
Что говорят зарубежные критики о романе Vita Nostra
Мрачный и необычный фантастический роман от Марины и Сергея Дяченко.
Vita Nostra — роман супругов Марины и Сергея Дяченко, написанный в 2007 году. Роман рассказывает о девушке Саше, которая попадает в таинственный университет, где студентам приходится пройти жесткую подготовку и столкнуться со сверхъестественным. Книга удостоилась таких наград, как «Роскон», «Звёздный мост» и «Книга года по версии Фантлаба», считается одной из лучших в творчестве авторского дуэта, и недавно она вышла в США. Книг вызвала нешуточный ажиотаж у западных читателей и вошла практически во все топы главных и самых ожидаемых книг ноября 2018.
Мы собрали выдержки из первых западных отзывов на роман Vita nostra.
Хотя книга полностью вписывается в популярный жанр «Школа магов», этот темный, амбициозный и дающий богатую пищу для ума ощущается как глоток свежего воздуха для читателей фэнтези, «наевшихся» западных историй об исполнении желаний.
Очень необычный роман, особенно для западных читателей. Это странный, вдумчивый и мрачный роман, полный психологических перипетий, метафизических вопросов и юмористических приключений подростков, происходящих в мрачной русской школе-интернате.
Я описывал роман Марины и Сергея Дяченко «Шрам» как «фэнтези меча и магии, если бы их написал Федор Достоевский». Не думаю, что слишком преувеличу, если назову эту книгу «Гарри Поттером в исполнении Льва Толстого».
Хотя школа волшебства — знакомый шаблон фэнтези, с Гарри Поттером аналогий мало. Это мрачное и пронзительное фэнтези, переведенное с русского языка, скорее философский трактат о взрослении и природе реальности, чем приключенческая сказка. Читатели, желающие бросить себе вызов и медленно переварить эту глубокую книгу, будут наслаждаться ею безмерно.
Vita Nostra
Перейти к аудиокниге
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 165
Прочитал взахлёб, за три дня. Закончил бы за один, но приходилось отвлекаться на всякие мелочи: спать, ходить на работу. Вот ведь парадокс: книга – заведомо фантастическая, и в то же время мир, в который ты попадаешь, читая её, – потрясает своей реальностью, объёмностью, прыгает со страниц и захватывает тебя с головой. Думаю, что основная заслуга в этом принадлежит тому удачному холсту, на котором авторы писали картину этого мира: студенческая жизнь, прокуренные общаги, скомканные междугородние переговоры в кабинке почтампта, каникулы, начинающиеся и заканчивающиеся плацкартными вагонами. Любого читателя, прошедшего через студенчество или просто среднюю школу, такой фон будет очень эффективно вовлекать, погружать, затягивать в действие. Ну а уж само действие, не отпускающее ни на секунду, это просто какая-то Сила.
Следующая книга в серии, судя по рецензиям (сам ещё не читал – надо же отдышаться!), – не связана сюжетно. А продолжения хочется до дрожи в коленях. Как здорово было бы встретиться с героями ещё раз, по ту сторону последней страницы, ведь кульминация всего сюжета именно там, за пределами написанного, там, куда забрасывает читателя воображение, оттолкнувшись от задней обложки, как от трамплина. Может, так и лучше. Думаю, написать удачное продолжение – всегда на порядок сложнее, ведь перепрыгнуть нужно самих себя. Спасибо авторам за потрясающую книгу!
Прочитал взахлёб, за три дня. Закончил бы за один, но приходилось отвлекаться на всякие мелочи: спать, ходить на работу. Вот ведь парадокс: книга – заведомо фантастическая, и в то же время мир, в который ты попадаешь, читая её, – потрясает своей реальностью, объёмностью, прыгает со страниц и захватывает тебя с головой. Думаю, что основная заслуга в этом принадлежит тому удачному холсту, на котором авторы писали картину этого мира: студенческая жизнь, прокуренные общаги, скомканные междугородние переговоры в кабинке почтампта, каникулы, начинающиеся и заканчивающиеся плацкартными вагонами. Любого читателя, прошедшего через студенчество или просто среднюю школу, такой фон будет очень эффективно вовлекать, погружать, затягивать в действие. Ну а уж само действие, не отпускающее ни на секунду, это просто какая-то Сила.
Следующая книга в серии, судя по рецензиям (сам ещё не читал – надо же отдышаться!), – не связана сюжетно. А продолжения хочется до дрожи в коленях. Как здорово было бы встретиться с героями ещё раз, по ту сторону последней страницы, ведь кульминация всего сюжета именно там, за пределами написанного, там, куда забрасывает читателя воображение, оттолкнувшись от задней обложки, как от трамплина. Может, так и лучше. Думаю, написать удачное продолжение – всегда на порядок сложнее, ведь перепрыгнуть нужно самих себя. Спасибо авторам за потрясающую книгу!
Рецензии на книгу « Vita Nostra » Дяченко, Дяченко
Культовая книга для меня и одна из тех, которые я регулярно перечитываю – раз в несколько лет, открывая новые слои и смыслы раз за разом.
Например, в этот раз мне стало понятно, зачем Сашку отправляли бегать по утрам и почему физкультура была профильным предметом. Потому что в моей жизни появились такие явления, как завершение стресс-реакции и митахондриальная дисфункция)))
И так, очень со многим в тексте: есть вещи, которые как бы понятны, ничего сложного («надо старательно учиться», «физкультура и движение – это хорошо»), но глубинно очевидны они становятся только когда я не просто до понимания-осознания дорастаешь, но каждой клеткой проникаюсь, потому что оно входит внутрь.
А ещё буквально на днях посмотрела выпуск «Орёл и Решка» про Пакистан. И мальчики-школьники, не знающие арабского, вот так же как Саша модули, заучивали там Коран: набором ничего не значащих звуков. Кто-то «чувствовал сердцем», кто-то зубрил просто так, но это же та же Вита Ностра у них, только в реале))) Специально арабскому языку детей не учат, чтобы не начинали переводить на родной и не искажали смыслы.
Вита Носта – прекрасный и очень глубокий роман столь о многом, что каждый раз, заговаривая о нём вслух я давлюсь своими монетами, понимая, что о чём бы я сейчас не сказала, для каждого читателя он будет о своём.
Для кого-то про «очередную магическую школу», но, как по мне, никакой магии. Да, повествование метафорично донельзя, но если перевести с уровня Великой Речи до обычного, так всё в жизни и происходит: если человек идёт по своему пути, то и соблазн соскочить, и преодоления, и страх, и метаморфозы, и стабилизации, и изменения, и утраты попутчиков, и оплакивания прошлого и того, кем ты был – это всё неизбежно. И можно печалиться или радоваться, но у каждого на пути рано или поздно возникает свой Фарит, назначая свою цену. И кто-то станет в процессе частью Речи, а кто-то – будет участником неграмматических отношений, но не менее жестких в своих обязательствах.
Эта книга про «я-должна» и принуждение. И про страхи, и страх тут не только движущая сила и энергия, но вполне себе главный персонаж, с которым вынужденно взаимодействуют студенты – кто во что горазд. И кому-то покажется, что это история про тоталитарную секту, потому что все черты её имеются в наличии. Но, на деле, это рассказ про секту или не про неё, завиит только от того, какими ценностями оперирует читатель))) А если серьезно, какие уж тут обогащения или корысти, или величие, или власть, характерные для секты. Если все они – не люди, а функции. Секта имён предметов и местоимений, каждый со своей частью ответственности и власти.
В любом случае, это книга о взрослении с его непростыми искушениями, выборами, страхами и потерями. История осознания себя (кто я? в чем я? каково моё место?) и своего предназначения, роман о непростом пути к звучанию. А значит о каждом из нас, потому что «прозвучать» – это ли не смысл происходящего)