если адвокат не выполняет свою работу качественно что делать
Куда следует направлять жалобу на адвокатов и юристов, недобросовестно выполняющих свою работу?
П редъявление каких претензий можно осуществлять?
Если юридическая услуга не отвечает условиям, прописанным в договоре, то она признается оказанной ненадлежащей образом. Так, к примеру, к числу оказанных ненадлежащим образом юридических услуг относятся: составление документов, в основе которых лежит законодательство, утратившее свою силу, занятие противоречащей интересам представляемого гражданина позиции, неявка на заседания суда и пр. К таким услугам относятся и такие, которые оказаны не в полном объеме. В статье 9 «Кодекса профессиональной этики, принятого 31.01.2003 Первым Всероссийским съездом адвокатов, содержится перечень возможных нарушений для адвокатов. Такими нарушениями являются:
— действия, направленные против законных интересов доверителя, оказание юридической помощи с учетом собственной выгоды, безнравственных интересов или под воздействием внешнего давления;
— принятие поручения по оказанию юридической помощи в большем объеме, чем в состоянии выполнить адвокат;
— занятие по определенному делу позиции, противоположной той, что занимает доверитель, действия, противоречащие его воле (исключение составляют те случаи, при которых защитник-адвокат уверен в самооговоре своего подзащитного;
— разглашение сведений, сообщенных адвокату доверителем, без согласия последнего, с учетом оказания адвокатом помощи юридического характера, а также использование этих сведений в своих личных интересах или же интересах других лиц;
— навязывание помощи лицам и привлечение их в качестве доверителей благодаря использованию личных связей с служащими органов правоохранения и суда;
— заявления о том, что вина доверителя доказана, если последний ее отрицает.
Куда следует жаловаться?
Подача жалобы на действия юриста определяется статусом адвоката, является ли он работником юридической организации или ИП. П. 6 Постановления ВС РФ № 17 от 28.06.2012 г дает понять, что законодательство о защите прав потребителей не распространяется на отношения, касающиеся оказания юридической помощи адвокатами, обладающими соответствующим статусом. Если же юрист, не имеющий статуса адвоката, оказывает некачественную услугу, то гражданин может направить соответствующую жалобу в Роспотребнадзор. Так, к примеру, гражданин может пожаловаться на включение в договор положений, противоречащих закону и ущемляющих права потребителя или же предоставление недостоверной или не в полном объеме информации (статьи 10, 12 и 16 Закона «О защите прав потребителей, ст. 14.8 КоАП РФ).
Если требуется подать жалобу на действия адвоката, то ее следует направить в Совет адвокатской палаты субъекта РФ или же в Квалификационную комиссию адвокатской палаты. После того, как жалоба будет рассмотрена, ее результаты отражаются в соответствующем заключении, определяющем наличие или отсутствие нарушений в действиях адвоката, несоблюдение им норм Кодекса профессиональной этики, неисполнение им своих профессиональных обязанностей (п. 7 ст. 33 ФЗ № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ от 31.05.2002 г). Требование о возврате уплаченных денег по договору следует направлять либо юристу, либо адвокату без такого статуса, т.е. лицу, с которым договор был заключен. В случае отказа в удовлетворении такой претензии, иск следует подавать в суд.
Требования, которые необходимо заявить в суде
Гражданин, основываясь на положения статей 15 и 393 ГК РФ, может потребовать, чтобы адвокат возместил убытки. Предоставление большинства возмездных правовых услуг происходит на основании условий агентского договора, который может быть составлен с учетом применения к нему положений о договоре подряда или бытового подряда, и этому акту заявитель должен уделить особое внимание, поскольку его стоит учитывать при формулировании своих требований. Помимо этого, заявитель может предъявлять требования безвозмездного устранения нарушений в разумный срок, уменьшения установленной стоимости (ст. 723 ГК РФ), а также компенсацию расходов, потраченных на устранение недостатков (ст. 397 ГК РФ), если в договоре предусмотрено право заказчика по их устранению. Стоит отметить, что заявлять требование об устранении таких недостатков можно лишь в том случае, когда оно является исполнимым.
Если юрист не имеет статус адвоката, то основанием для предъявления требований к нему являются статьи 13, 15, 28, 29, 30 Закона РФ «О защите прав потребителей». К таким требованиям относятся:
— безвозмездное устранение недостатков;
— соразмерное уменьшение цены;
— компенсация понесенных расходов, связанных с устранением недостатков услуги;
— возмещение убытков в полном объеме;
— возмещение морального вреда;
— взыскание потребителем штрафа в 50 % размере от сумм, присужденных в его пользу.
Если установленные сроки оказания услуг были нарушены, или же удовлетворение требований, связанных с недостатком услуги, не соответствует установленным срокам, то в этом случае потребитель может потребовать выплаты неустойки (пени), размер которой составляет 3 % от цены оказания услуги. Стоит отметить, что в договоре этот размер уменьшен быть не может.
Какие последствия могут наступить для недобросовестного юриста?
Статья 18 «Кодекса профессиональной этики адвоката» предусматривает привлечение к ответственности дисциплинарного характера за нарушение положений законодательства, касающихся Кодекса этики, адвокатуры и адвокатской деятельности, совершенное либо умышленно, либо по причине грубой неосторожности. Такими мерами дисциплинарной ответственности могут быть: предупреждение, замечание, лишение статуса адвоката. Также адвокаты могут нести ответственность гражданско-правового характера, вызванную исполнением своих обязательств ненадлежащим образом по оказанию юридической услуги.
Юристы, не имеющие статуса адвоката, а также организации, осуществляющие юридическую помощь, в случае ненадлежащего исполнения своих обязательств, несут гражданско-правовую ответственность, и могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 14.8 КоАП РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей».
Актуальность статьи: 08.01.2016 19:53:44
Некачественное оказание юридических услуг
Итак, денежные средства по договору оказания юридических услуг уплачены, а сами услуги не оказаны или оказаны некачественно – что делать? Можно ли вернуть денежные средства? Можно! Но сразу отметим – это будет не так просто, поэтому не тратьте свое время и нервы – обращайтесь к профессионалам.
Содержание статьи:
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав потребителя услуг поможет вернуть деньги оплаченные за некачественно оказанные юридические услуги: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Как вернуть деньги с юридической компании?
В соответствии с нормами действующего законодательства – Вы клиент (потребитель, заказчик), а юридическая фирма или отдельный юрист, адвокат – исполнитель, поэтому отстаивайте свои права, возмещайте понесённые убытки.
В качестве оснований для расторжения договора могут быть:
При наличии хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств – требуйте расторжения договора и возврата понесенных расходов, возмещения убытков, неустойки, штрафа. Безусловно, все действия должны быть совершены в письменной форме с доказательством направления или получения соответствующих претензий. Если претензия не будет удовлетворена, то можно обратиться в суд.
ПОЛЕЗНО: часто помогает решить проблему жалоба на адвоката, составление данного документа лучше поручить нам, подробнее о предложении и возможностях данного способа защиты Ваших прав читайте по ссылке
Как доказать некачественное оказание юридических услуг?
Важно: подписание акта приема-передачи оказанных услуг, с отметкой в нем, что у сторон нет к друг-другу претензий по качеству услуг и их оплате, не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении соответствующих исковых требований. Ведь часто недобросовестные юристы предоставляют акт клиенту еще на стадии заключения соглашения. Будьте внимательны к подписываемым документам, чтобы не оказаться в спорной ситуации.
В качестве доказательств могут быть представлены:
Обратите внимание, что, если юристом не достигнута Ваша цель, к примеру – выиграть судебный процесс, это еще не говорит о том, что услуги оказаны некачественно. В данном случае придется доказать, что именно некомпетентность юриста привела к негативному результату.
Право на отказ от юридических услуг
Как уже указано выше, Вы являетесь потребителем услуг, поэтому согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей имеете право на отказ от оказания услуг до подписания акта их приема-передачи.
Однако по закону Вы должны возместить стороне понесенные им и документально подтвержденные расходы, безусловно, если эти услуги качественные и связаны с заключенным между Вами договором.
Как это сделать? Направить стороне соответствующее уведомление. В данном случае договор считается расторгнутым с момента получения такого уведомления стороной.
Важно: в договоре могут быть прописаны иные условия расторжения, поэтому в первую очередь «отталкиваться» надо от договора, но если условия не соответствуют закону, то их можно признать недействительными, не забудьте об этом когда будете анализировать договор.
Как написать претензию к юридической фирме?
Безусловно, претензия должна быть составлена в письменной форме, с обоснованием причин расторжения и возврата уплаченных денежных средств (в том числе неустойки, штрафа) и приложением соответствующих подтверждающих документов.
Направить ее надо исключительно заказным письмом с описью вложения (уведомление не обязательно, так отследить получение можно на сайте почты России), иначе Вы потом не докажете, что именно Вы направляли.
ПОЛЕЗНО: еще советы о составлении претензии по ссылке, а также смотрите видео
Что делать, если юристы не отвечают на претензию?
В случае если в течение десяти дней с момента получения претензии компания (или отдельный юрист) не ответила на Вашу претензию – направляйте иск в суд. В данном случае считается, что досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
Работает ли закон о защите прав потребителей в споре с юристами?
Конечно! Как мы уже отмечали ранее, юридическая фирма является Исполнителем по договору, а клиент – потребителем. Потому Закон о защите прав потребителей Вам в помощь!
Исключение: заключение договора между юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), потому как ЗоЗПП на них не распространяется. Тут уже коммерческий спор, который подчиняется арбитражному процессу и будет рассматриваться по правилам гражданского кодекса.
Также исключением является спор с адвокатом, адвокатским образованием, поскольку согласно закону регулирующим адвокатские услуги данная деятельность является некоммерческой, а значит не подподает под нормы Закона о защите прав потребителя.
Иск в суд на юридическую фирму
В соответствии с нормами действующего процессуального законодательства, в случае если одной из сторон спора является физическое лицо – иск надо направить в суд общей юрисдикции. Если договор заключен между юридическими лицами или ИП (закон о защите прав потребителей, на которых не распространяется) – в арбитражный суд.
Важно: по спорам о защите прав потребителей государственная пошлина не уплачивается, а само заявление может быть подано по месту нахождения истца. Что касается споров с юристами, которые не подпадают под потребительские пошлина оплачивается в соответствии с размерами пошлины, предусмотренными в НК РФ, по ссылке подробнее
К заявлению (в суд общей юрисдикции) надо приложить:
ПОЛЕЗНО: читайте наше предложение по составлению иска, а также смотрите видео
Помощь адвоката по спорам с юристами
За решением данной, несомненно, достаточно сложной задачи лучше обратитесь именно к нам. Будьте уверены, что в нашем лице Вы найдете исключительно высокопрофессиональных исполнителей, которые оправдают Ваше доверие. Звоните уже сегодня и наш адвокат поможет Вам:
Автор статьи:
© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»
Меня дурит юрист, что делать?
Здравствуйте! Я живу и работаю в Санкт-Петербурге. Несколько лет назад открыл интернет-магазин по продаже мобильной техники и пункт выдачи. Через полтора года один из поставщиков, получив предоплату под расписку, не поставил товар и ушел в отказ. Магазин пришлось закрыть.
Год назад я принял решение по этой расписке подать в суд на поставщика, как на физическое лицо. Обратился к юристу, оплатил его работу.
Зимой был суд, судья занял мою сторону. Со слов юриста, он подавал два отдельных иска: один непосредственно на сумму расписки и второй, включающий все накладные расходы, процент за пользование чужими деньгами и т. д.
После решения суда юрист должен был передать исполнительные листы судебным приставам и проконтролировать наложение ареста или возврат долга.
В конце апреля (когда прошло больше двух месяцев от решения суда) я позвонил юристу, чтобы узнать о ситуации, поскольку к этому времени ни денег, ни каких-либо звонков от приставов не получал.
Валентин (так зовут юриста) сказал, что была подана апелляция и поэтому исковые листы ему вернули на время ее рассмотрения. Еще через месяц сказал, что апелляция ничего не изменила и что возвращает листы приставам.
Дальше всё лето происходила какая-то ерунда. То Валентин говорил, что заболел, то в больнице, то уехал, то еще что-то. Каждый раз обещал, что вот завтра отвезет листы, и пропадал на неделю-две. Потом выходил на связь и ссылался на какие угодно свои проблемы, которые не позволили ему это сделать.
В августе мне это надоело и я попросил передать листы мне, после чего считать его работу оконченной. На это Валентин ответил, что вот завтра точно отвезет и отдаст, но, если нет, готов передать их мне.
После этого снова пропал на две недели.
Звонил ему сегодня: опять заявил, что в больнице и, пока оттуда не выйдет, ничего сделать не может. Сказал, что позвонит в понедельник.
Помогите, пожалуйста, разобраться в этой ситуации: что мне делать, как себя вести и как узнать, был ли на самом деле второй иск и второй лист?
Егор, ситуация странная. С самого начала действия вашего юриста были непоследовательны. Разберем их подробно.
Два иска — избыточно. В описанной вами ситуации лучше было подавать только один иск и сразу просить взыскать сумму основного долга и проценты, так как основание для подачи иска одно — непоставка товара после предоплаты. В итоге был бы лишь один исполнительный лист и одно исполнительное производство. Это сэкономило бы и ваше время, и время суда.
Есть даже такой принцип — принцип процессуальной экономии. Валентин, видимо, решил ему не следовать. Второй иск он мог и не подать.
Исполнительный лист почтой. Про исполнительные листы ваш юрист, кажется, фантазирует. Скорее всего, единственное, что он сделал, — только в августе подал заявление о выдаче листа по делу о возврате предоплаты по расписке. В заявлении Валентин просил суд прислать лист по почте на ваш адрес, иначе он бы вам просто не пришел. Странно, что Валентин говорит, что лист у него. Может, он забыл текст своего заявления.
Приставы и апелляция. Без оригинала исполнительного листа, который у вас на руках, исполнительное производство не возбудить. Кажется, ваш юрист ранее не обращался к приставам.
Исполнительный лист выдается только после вступления в силу решения, а это происходит после истечения срока на подачу апелляционной жалобы. На выдачу листа суду требуется около недели. Даже с учетом работы Почты России маловероятно, что Валентин смог получить лист до поступления в суд апелляционной жалобы, если только должник не просил восстановить срок на ее подачу.
На время апелляции исполнительные листы не возвращаются. Приставы просто приостанавливают производство.
Что вам делать сейчас
Разобраться, был ли второй иск. Первый иск явно был, раз у вас на руках исполнительный лист. Надо понять, был ли второй. Для этого спросите номер дела у Валентина.
Если Валентин уйдет от ответа, поищите дело на сайте того суда, который указан в вашем исполнительном листе. Искать можно не только по номеру дела, но и по наименованию сторон. Если не получится, позвоните в канцелярию суда, они подскажут.
Получить исполнительный лист по второму делу. Если второе дело существует, но лист по нему не выдавался, напишите заявление в суд о его выдаче. В заявлении укажите номер дела и дату вынесения решения по нему.
Проверить, была ли апелляция по основному делу (ради интереса). Номер дела у вас есть — просто позвоните в суд. Там же можете уточнить, сколько раз обращался Валентин за выдачей исполнительного листа.
Направить приставам заявления о возбуждении исполнительных производств. Обращайтесь самостоятельно к приставам по месту жительства должника. Сайт ФССП поможет определить отдел, в который нужно обращаться.
В заявлении укажите ваши данные, данные должника, номер исполнительного листа и решение суда, на основании которого он был выдан, а также сумму задолженности и ваши реквизиты для перечисления денег. К заявлению приложите исполнительный лист и направляйте его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или сдайте в канцелярию. Если дел было два, заявлений будет тоже два.
На сайте приставов по ФИО должника вы можете проверить, какие производства были возбуждены.
Разрывайте отношения с юристом
Валентин вам больше не помощник. Если вы заключали договор, посмотрите, можно ли с него что-то взыскать за некачественное выполнение юридических услуг.
Если по счастливой случайности Валентин адвокат, жалуйтесь на него в адвокатскую палату. Если он просто юрист, вы не сможете его наказать.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
«Деньги взял, а дела не делает»
Возврата гонорара за невыполненную работу доверители требуют от адвокатов достаточно часто. Это, безусловно, правильно: «справедливость требует, чтобы гонорар, полученный поверенным от доверителя в виде аванса за ведение дела, был возвращен ему обратно, если фактического ведения дела в действительности не было, так как гонорар назначается поверенному за труд, затраченный на ведение дела, а не за бездействие, по чьей бы вине последнее ни случилось» (948-й фрагмент Правил адвокатской профессии). Вот только полномочий на решение имущественных споров у адвокатских палат нет (так же, как не было их и у Советов присяжных поверенных); вопросы эти находятся в исключительной компетенции суда, о чем палаты неизменно заявителям и сообщают.
Объективности ради надо указать, что иногда все же вопрос о возврате удается решить силой авторитета адвокатуры. Лет пять назад рассматривалось дисциплинарное дело. Довольно известный адвокат взялся представлять ответчика в наследственном споре. В первой инстанции адвокат заявил о применении исковой давности, и суд в иске отказал. Но в апелляции почему-то от исковой давности отказался, и суд иск удовлетворил. (Вопрос о том, почему суд принял отказ от применения исковой давности и возможно ли такое в принципе, как выходящий за рамки компетенции квалификационной комиссии, остался вне обсуждения. А жаль, вопрос в процессуальном отношении интересный.)
В результате доверитель лишился значительной части имущества. В жалобе он указал на ненадлежащее исполнение адвокатом его обязанностей и требовал возврата гонорара (весьма внушительного). Адвокат вернул гонорар добровольно. Правда, тяжесть проступка была такова, что адвокату грозило лишение статуса…
Конечно, если бы у адвокатского сообщества были полномочия разрешения гонорарных дел, то и денежные вопросы рассматривались быстрее, да и авторитет адвокатуры возрос. Все же адвокатская деятельность имеет специфику, в нюансах и тонкостях которой лучше всего разбираются сами адвокаты. Но пока этого нет, и за взысканием неотработанного гонорара доверители должны, как и раньше, обращаться в суд. Об одном таком процессе «Адвокатская газета» уже рассказывала. Вот аналогичное дело.
Доводы Малянтовича, безусловно, вполне здравы и заслуживают уважения. Любопытны возражения Глаголева о ведении дела только в первой инстанции и об отсутствии оснований для обжалования («неверность сообщенных фактов»).
Действительно, можно представить себе соглашение, составленное таким образом, что адвокат принимает ведение дела только в одной инстанции (как это делается в уголовных процессах, когда заключают отдельное соглашение на предварительное следствие, отдельное – на суд). И контрдовод Малянтовича о том, что если в доверенности упомянуто право обжалования, то на адвокате лежит и эта обязанность, не вполне убедителен. В основе соглашения лежит договор поручения. В доверенности же заключается лишь полномочие, но не поручение; принятием доверенности на ведение дел еще не устанавливаются договорные отношения мандата между поверенным и верителем. Доверенность есть следствие договора поручения, акт, легитимирующий поверенного, свидетельствующий о полномочии стороннему лицу. Вопрос этот хорошо разработан И. Иосилевичем (см. 1-й casus из статьи «Несколько юридических вопросов») на примере конкретного дела.
Но означает ли это, что адвокат действительно имеет право заключать отдельное соглашение на представление интересов доверителя в первой инстанции, отдельное – во второй? Целью процесса является достижение материальной истины, соответствие решения нормам права и действительным обстоятельствам дела. Внешним выражением этой истины является решение, вступившее в законную силу. Следовательно, пока решение не вступило в силу, цель процесса не достигнута. И если соглашение заключено только на часть процесса, то получается, как говорил Владимир Ильич, «нечто формально правильное, а по сути издевательство».
Теперь о «неверности переданных фактов». Знание о фактах мы приобретаем двумя способами: либо собственным наблюдением, либо свидетельством авторитета. Собственным наблюдением знание о фактах, о которых утверждала Захарова, Глаголев не мог приобрести в принципе. Остается свидетельство авторитета. Авторитетом в области правообразующих фактов для адвоката является прежде всего его доверитель; совокупность этих фактов адвокат и доказывает затем в суде.
«Неверность» факта проявляется двояко: либо как его отсутствие, либо как истолкование в противоположном значении. Истолкование факта в пользу своего доверителя – аксиома работы адвоката. Следовательно, утверждения противника о фактах всегда будут неверными для адвоката другой стороны, но не сами по себе. Отсутствие же факта (его «неверность») может признать тот, кто о данном факте утверждал. То есть в данном случае – Захарова. Но известно, что сама она на суде не присутствовала и отказаться от утверждения о фактах не могла. Значит, Глаголев принял на веру истолкование фактов адвокатом ответчика, которое, как мы знаем, всегда противоположно истолкованию истца.
То, что факты, о которых утверждал ответчик, получили поддержку суда, значения для адвоката истца не имеет: до вступления решения в законную силу эти факты остаются сомнительными и могут быть истолкованы апелляционным судом в противоположном смысле. Именно поэтому утверждение Глаголева о том, что он не принимал на себя обязанности обжаловать решение, неверно по существу: до тех пор пока есть возможность «убеждать суд в правоте своего доверителя представлением по делу доказательств, надлежащей группировкой таковых, указанием на соответствующие законы и представлением юридических выводов и соображений», обязанности адвоката не могут считаться исполненными.
Выяснив апелляционные обязанности адвоката, нельзя не упомянуть и о кассации. Обязан ли адвокат кассировать решение? (Речь, конечно, идет о гражданском, а не об уголовном процессе.)
Правосудное решение складывается из двух составляющих: из правильного установления достоверности фактов и из точного применения к ним закона. Поле деятельности обжалующего решение в апелляции адвоката весьма широко, поскольку обжаловать можно практически все: правильность установления фактической стороны дела; истинность событий; выводы суда из рассмотренных обстоятельств дела; их доказанность. Совершенно иная ситуация в кассации, исключительным предметом деятельности которой является лишь проверка правильности применения закона. Вот что высказал Санкт-Петербургский совет: «Составление кассационной жалобы представляется несравненно более трудной и ответственной работой именно потому, что ни представление новых доводов, ни представление новых доказательств при кассационном производстве не допускается, между тем как при апелляционном – все недосказанное, недостаточно выясненное или требующее новых доказательств может быть восполнено впоследствии, при производстве дела в апелляционном суде. Изучение и уяснение фактической стороны дела, его существа, представляющие главную задачу апелляционного производства, не требуют такого напряжения умственной деятельности, как изучение стороны юридической и правильная постановка кассационных вопросов».
Но если факты обжаловать нельзя, то и кассационные поводы найти не только трудно, но подчас едва ли возможно. Отсюда правило: «Если нет поводов к кассации, то присяжный поверенный и не должен принимать на себя составление таковой» (270-й фрагмент Правил профессии, а также 416-й, 417-й, 611-й). Поэтому кассационное производство целесообразно оговаривать отдельным соглашением под условием «при наличии кассационных поводов».