если гололед что делать
Гололёд. Что делать, чтобы не упасть
Наступила зима. За окном падают снежинки, светит солнышко. Как красиво! Но, к сожалению, с наступлением холодов растёт и количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы.
Как передвигаться при гололеде и какую обувь выбрать, чтобы уменьшить вероятность падения?
Когда температура воздуха становится равна 0̊ С, вода превращается в лёд. Снежинка – это тот же лёд. Зимой снежный покров окутывает большие площади поверхности нашей планеты. Когда по снегу перемещаются санки, лыжи, коньки, идёт человек, то из-за возникновения трения выделяется тепло и появляется «водяная плёнка», которая вызывает скольжение.
Гололёд – это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при намерзании переохлажденного дождя и мороси. Корка намёрзшего льда может достигать нескольких сантиметров.
Гололедица – это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.
Во время гололёда пешехода подстерегает опасность поскользнуться и упасть. Чтобы уменьшить вероятность падения, необходимо увеличить силу трения, которая зависит от характеристик соприкасающихся поверхностей. Например, если поверхность подошвы гладкая, то подошва не может цепляться за неровности дороги. Один из способов увеличения силы трения – увеличение неровностей трущихся поверхностей.
Сохранить равновесие также поможет правильное расположение центра тяжести относительно точек опоры. Равновесие легко сохранить, если проекция центра тяжести лежит в площади, ограниченной опорой.
Если же центр тяжести лежит в стороне от точек опоры, то человек теряет равновесие и падает.
То, как уверенно вы себя будете чувствовать в зимнее время, зависит и от правильно подобранной обуви. При покупке можно обратить внимание на следующие рекомендации:
— подошва не должна быть гладкая;
— обувь должна быть малоскользящая (при покупке в магазине попробуйте её силу сцепления на скользком полу).
Проверяем наличие противоскользящего протектора на подошве, это условие позволяет увеличить сцепление с дорогой.
Проверьте мягкость подошвы. Чем она мягче, тем выше сцепление с поверхностью.
Если у Вас уже есть зимняя обувь и существует необходимость увеличить сцепление с дорогой, то помогут противоскользящие накладки на обувь.
В мастерских по ремонту обуви можно приобрести профессиональные противоскользящие накладки. Они выглядят очень эстетично и незаметны при ходьбе, так как вырезаются по слепку подошвы вашей обуви и приклеиваются к поверхности.
Правила поведения при гололёде:
Будьте аккуратны и внимательны, тогда зима принесёт вам лишь положительные эмоции.
Авторы: методисты ГМЦ ДОгМ Белышев А.Ю., Копачева Е.В., Рыжикова О.А., Рябова В.И.
Правила поведения на улице в гололед
Внимание и осторожность – это главные принципы поведения, которых следует неукоснительно придерживаться в гололед. Во время перемещения по скользкой улице не спешите, избегайте резких движений, постоянно смотрите себе под ноги; если нужно осмотреться, не стоит этого делать на ходу – лучше остановиться. Ноги должны быть слегка расслаблены и согнуты в коленях, корпус при этом чуть наклонен вперед. Держать по привычке руки в карманах в гололед опасно: при падении едва ли будет время их вынуть и ухватиться за что-нибудь. Пожилым людям рекомендуется обзавестись тростью с резиновой набойкой.
Свой маршрут по возможности надо проложить подальше от проезжей части. В то же время не желательно идти в непосредственной близости от стен зданий, на кровлях которых нередко образуются сосульки. Пересекая проезжую часть дороги, следует быть предельно внимательным, и, конечно же, правилом перехода на другую сторону улицы исключительно по пешеходному переходу ни в коем случае не пренебрегать. Огромную опасность в гололед представляют ступеньки; но если вам все-таки предстоит спуститься по скользкой лестнице, то ногу необходимо ставить вдоль ступеньки, в случае потери равновесия такая позиция позволяет съехать вниз, настолько аккуратно, насколько это возможно в подобной ситуации в принципе.
Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, на сухую подошву и каблук (наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой), а перед выходом наступите в песок. Можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.
Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны. Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.
Если падения не удалось избежать
Если вы чувствуете, что падение неизбежно, присядьте и наклонитесь в сторону, так как это делают хоккеисты. Неудачное падение на спину чревато травмой позвоночника, а на вытянутые вперед руки – переломом плеча или запястья, поэтому постарайтесь сгруппироваться: прижать локти к бокам, втянуть голову в плечи, напрячь мускулы. Если в момент соприкосновения с землей, вам удастся перекатиться (такой перекат существенно снижает силу удара), то, скорее всего, максимум что вам грозит – это синяк или небольшой ушиб. Такие действия получаются, как правило, у тех, кто занимается спортом, – регулярные тренировки помогают выработать нужную реакцию, сохранить равновесие в экстренной ситуации.
Первую доврачебную помощь можно оказать прямо на месте. Если травмирована конечность, то ее, прежде всего, нужно обездвижить, зафиксировать с помощью шины, на руку сделать поддерживающую повязку; для этого могут быть использованы предметы, которые всегда есть рядом: доска, шарф, косынка. Для того чтобы снять отек, уменьшить болевые ощущения к ушибу или перелому желательно приложить что-нибудь холодное, снег для этого вполне подойдет. Получив травму, не стоит заниматься самолечением, обязательно и безотлагательно обратитесь в больницу.
Памятка автолюбителям: как управлять автомобилем в гололед
Для того, чтобы не стать участником аварии зимой, водителям необходимо быть особенно осторожными.
Главный зимний совет — снизьте в два-три раза интенсивность ваших разгонов, торможений и поворотов, и тогда проблем на скользкой дороге не будет.
Следует быть особенно аккуратным при нажатии на педаль тормоза в гололед. При управлении автомобилем, оснащённым системой АБС, компьютер сообщит вам, что следует разблокировать колёса, если при движении по льду произошла их блокировка. Однако, не следует возлагать большие надежды на электронику, лучше справляться своими силами.
Нажим на педаль должен происходить прерывисто, тогда и автомобилем можно управлять уверенно. Если профессионал, управляя машиной, тормозит прерывисто, этого можно и не заметить. Работать педалью тормоза следует быстро, на грани блокировки колёс, однако не следует чересчур увлекаться этим приёмом. Некоторые водители, которые уже имеют стаж управления автомобилем, отключают АБС в гололедицу. Делать этого всё-таки не следует, можно и ошибиться при торможении.
В гололед принято применять торможение двигателем, не выключая зажигание и передачу. Это следует делать таким образом: а) сбрасываем подачу топлива, не выключая сцепления, б) выжимаем сцепление, включаем низшую передачу, в) снова включаем сцепление.
Двигатель увеличит обороты и скорость автомобиля будет постепенно уменьшаться. При этом можно плавно нажать на педаль тормоза. Такое общее торможение довольно удобно.
При управлении полноприводным автомобилем, торможение обеими способами даёт почти одинаковые результаты. Однако, если тормозить на льду обеими способами одновременно, то скорость автомобиля не особо снизится. Большинство водителей при торможении на льду всё-таки отдают предпочтение торможению двигателем.
Важно: ездить по глубокому снегу необходимо без остановок и переключения передач. Если застрянете в снегу, не допускайте, чтобы колёса длительное время буксовали. Маневрировать на льду возможно, но очень аккуратно, не совершая резких движений. Всякое резкое маневрирование, особенно вне наезженной колеи на дороге, грозит тем, что машину может начать крутить. Возникнет аварийная ситуация, которая в условиях городского движения нередко приводит к серьёзным ДТП. Правило гласит, что на дороге, покрытой наледью, расстояние между автомобилями должно соответствовать скорости автомобиля, умноженной на два. Соблюдайте дистанцию!
Выбирая скорость, не забывайте, что на снегу тормозной путь увеличивается почти втрое.
Возле остановок общественного транспорта и перед светофорами от частых торможений образуются наледи, будьте здесь особенно осторожны.
Следуя этим простым советам, вы сможете обезопасить своё передвижение на автомобиле в гололёд.
Правила поведения при гололедице
Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на деревьях, проводах, при замерзании воды. Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей — скользкой дорогой.
Гололедица – это лед или слой снега, утрамбованный до твердого состояния, который образует скользкую поверхность. Гололедица возникает там, где перед заморозками стояла вода, или там, где вследствие движения транспорта либо большого количества пешеходов выпавший снег уплотняется. Чаще всего это происходит на проезжей части дорог и тротуарах.
Гололед и гололедица являются причинами чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайными они могут быть не только для пешеходов, но и для транспорта.
При гололеде значительно увеличивается количество уличных травм: ушибы, вывихи и переломы. По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2 раза.
Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила:
Обратите внимание на свою обувь: подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе. Модницам рекомендовано отказаться от высоких каблуков.
Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.
Будьте предельно внимательным на проезжей части дороге: не торопитесь, и тем более не бегите.
Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах — это увеличивает вероятность падения.
Помните: особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.
Осторожно, гололед: советы пешеходам
Когда наступают холода, а на дорогах появляется гололёд, количество ушибов, переломов и вывихов резко растет. Чтобы не получить травму в такую погоду, надо соблюдать простые правила.
Как не упасть на скользкой дороге
Перед выходом на улицу убедитесь, что на вас удобная обувь не на высоком каблуке, а подошва не скользит. На каблуки стоит прикрепить металлические набойки или поролон, на подошву — лейкопластырь или изоляционную ленту. Можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой. Людям пожилого возраста или тем, у кого есть заболевания опорно-двигательной системы, стоит захватить трость c резиновым наконечником.
Попробуйте проложить маршрут подальше от проезжей части, но и не слишком близко к зданиям, на крышах которых часто образуются сосульки. На скользкой улице не спешите, избегайте резких движений, постоянно смотрите себе под ноги. Если нужно осмотреться, не делайте этого на ходу, лучше остановитесь. Пересекайте дорогу только по пешеходному переходу. Если вам надо спуститься по скользкой лестнице, ставьте ногу вдоль ступеньки.
Двигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны, корпус чуть наклонен вперед. Под снегом может быть лед, поэтому осторожно наступайте на места, где лежит свежевыпавший снег.
Как не получить травму при падении
Если вы все-таки не смогли удержать равновесие, сразу присядьте, наклонитесь в сторону, как хоккеист. Попробуйте сгруппироваться, выставляя перед собой то, что у вас в руках, — сумку или портфель. Старайтесь не упасть на прямые руки. Лучше испачкать одежду, чем получить серьёзную травму — перелом кисти, травму позвоночника или закрытую черепно-мозговую. В момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара. В таком случае вы отделаетесь только синяками и небольшими ушибами.
Первая помощь при травме
Получив травму, не занимайтесь самолечением, сразу обращайтесь в больницу. Но первую помощь пострадавшему можно оказать прямо на месте. Травмированную конечность нужно обездвижить, зафиксировать с помощью шины, на руку сделать поддерживающую повязку. Для этого подойдет, например, доска, шарф, косынка. Чтобы снять отек, уменьшить боль, к ушибу или перелому надо приложить что-нибудь холодное, можно и снег.
Как вести себя на дороге в гололёд
Во время гололедицы водителям автотранспортных сре дств сл едует быть особенно внимательными и осторожными на дорогах. Очень важно соблюдать дистанцию и скоростной режим, избегать сложных маневров, а также учитывать следующие рекомендации по вождению автомобиля в период гололедицы:
1. Определите, насколько скользкая дорога. Это можно сделать как визуально, так и с помощью торможения или ускорения. Сцепление колес с дорогой можно проверить путем резкого нажатия педали акселератора (педаль газа) либо нажатия несколько раз педали тормоза. Если ведущие колеса уходят в пробуксовку, значит, дорога довольно скользкая, и при движении по ней следует придерживаться постоянной невысокой скорости, что даст вам больше возможностей для безопасного маневрирования и торможения.
2. Выбирайте правильный способ торможения! Не пытайтесь затормозить резко, одним движением! При движении по гололедице есть более подходящие способы остановить автомобиль, например, прерывистое (периодическое нажатие на педаль тормоза и полное ее отпускание) или ступенчатое торможение.
3. Соблюдайте правила безопасности на поворотах. При езде при гололедице повороты особенно опасны, поэтому необходимо:
— двигаться с невысокой скоростью;
— избегать торможения на поворотах;
— при поворотах и съездах с дороги очень плавно поворачивать руль;
— при остановке автомобиля заранее снижать скорость до минимальной, а потом плавно тормозить.
4. Выбирайте правильную технику маневрирования при подъемах и спусках. При преодолении скользких подъемов заблаговременно выберите соответствующую передачу и скорость.
5. При заносе автомобиля:
— поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла вправо – туда же нужно повернуть и руль, и наоборот.
— не нажимайте педаль тормоза – это может привести к тому, что автомобиль потеряет управляемость.
— не отпускайте резко педаль газа – это только усугубит занос. На заднеприводном автомобиле при появлении признаков заноса нужно плавно снизить обороты двигателя. На переднеприводном автомобиле обороты, напротив, лучше увеличить – так сила тяги на управляемых колесах позволит вывести автомобиль из заноса.
Как действовать при неизбежности столкновения:
Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок – накройте его собой.
Как действовать после аварии:
Рекомендации пешеходам:
1. Обратите внимание на свою обувь: выходить на улицу следует в обуви на низком каблуке (или на невысоком широком каблуке) с нескользящей подошвой.
2. Заранее рассчитывайте свой маршрут так, чтобы можно было передвигаться осторожно, не торопясь.
3. При движении наступайте на всю подошву обуви. При этом ноги должны быть расслаблены, руки свободны. Старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах – это увеличивает вероятность падения.
4. Обходите места, покрытые льдом и снегом (небольшой слой снега на льду очень опасен). Если это невозможно, передвигайтесь мелкими шажками, не отрывая ног от земли. Старайтесь обходить наклонные поверхности.
5. Двигаться близко к стенам зданий опасно, так как при падении можно удариться о стену. Снег и лед с крыш тоже, как правило, падает у стен зданий.
6. При переходе дороги даже по регулируемому переходу будьте внимательны и осторожны. Убедитесь, что автомобиль остановился, и только после этого переходите дорогу.
7. При ожидании общественного транспорта на остановке не стойте близко к краю проезжей части. Осуществляя посадку (высадку), обращайте внимание на ступеньки – на них может быть снег или лед.
8. Если вы поскользнулись, и падение неизбежно, постарайтесь сгруппироваться и упасть набок так, чтобы рука не оказалась под туловищем. Во избежание удара головой о землю напрягите мышцы шеи.
9. При получении травмы НЕМЕДЛЕННО обратитесь в травматологический пункт.
Помните, что следование перечисленным выше правилам безопасности поможет вам сохранить свое здоровье и жизнь!