если начальник повышает голос на подчиненного что делать
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Что делать по закону, если руководитель оскорбляет и унижает?
Большинство совершеннолетних граждан страны связаны трудовыми отношениями. Это значит, что ежедневно они вступают в коммуникации с начальниками, подчиненными, коллегами.
Проводя существенную часть жизни на работе, человек хотел бы рассчитывать на комфортную обстановку. Но часто хорошие отношения с коллегами и руководством становятся недостижимыми, некоторые начальники нарушают нормы деловой этики, позволяют себе повышать голос на сотрудников, откровенно хамить. Существуют ли законные способы справиться с этой проблемой?
Причины повышения тона
Существуют разные причины некорректного поведения, начальник может быть невоспитанным человеком или его крики могут быть выражением желания заставить человека уволиться по собственному желанию. Человек, устраиваясь на работу, надеется встретить компетентного руководителя, способного помочь ему организовать работу. Нередко все ожидания оказываются тщетными, сотрудник встречает агрессию, крики, иногда прямые оскорбления. Не все знают, имеет ли право директор кричать на сотрудника.
Бывают ситуации, когда такие действия имеют под собой основания. Руководитель хотел бы избавиться от подчиненного. Словесная агрессия становится методом добиться самостоятельного принятия решения об увольнении, так как хотелось бы избежать судебных преследований в случае необоснованного увольнения по инициативе администрации. Психологическое давление часто приводит именно к этим последствиям.
Но оно может быть квалифицировано как принуждение к увольнению и стать поводом для обращения сотрудника в трудовую инспекцию. В заявлении необходимо указать:
Увольнение в периоды кризисов не всегда станет целесообразным решением. Возможно, некорректное поведение не является принуждением к увольнению, это просто проявление несдержанного характера, плохого воспитания. Такие действия могут не становиться причиной для самостоятельного увольнения, но будут поводом для привлечения к административной ответственности.
Поэтому сначала надо выяснить истинную причину хамства, вызвав руководителя на откровенный разговор. Если основанием стало то, что начальника не устраивают профессиональные качества сотрудника, необходимо совместно выработать способы исправить ситуацию. Полученные оскорбления стоит обсудить и просить больше не реагировать таким образом. Часто, если профессиональные проблемы устранены, некорректное поведение прекращается вместе с ним. Но иногда это не решает проблему, унижения и оскорбления продолжаются.
Если оскорбления стали постоянной практикой
Существует вероятность, что ситуацию можно перевести в мирную плоскость, исчерпав конфликт. Если переговоры не помогли, необходимо обратится к защите закона. Хамство является прямым посягательством на права человека, указанные в Конституции. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности. Оскорбление является прямым унижением чести и достоинства.
Иногда ситуацию можно разрешить обращение к вышестоящему руководству, через голову непосредственного. Иногда это решает проблему. При отсутствии такого руководителя или его реакции, необходимо рассмотреть возможность обращения в одну из следующих инстанций:
После обращения будет проведена проверка достоверности указанных им фактов и если они подтвердятся, то будет рассмотрен вопрос о привлечении виновной стороны к ответственности. Суд не проводит проверку, он рассматривает исковое заявление, но ему нужно предоставить веские аргументы для того, чтобы решение было вынесено в пользу истца.
Как доказать факт оскорбления
Но для того, чтобы проверка завершилась успешно, вместе с заявлением нужно предоставить доказательства противоправного поведения руководителя, наличие оскорблений, выраженных в неприличной форме или содержащих в себе угрозу жизни и здоровью. Ими могут стать:
Составляя заявления, нужно указывать не только информацию о компании и о себе, но и предоставить органам, которые будут проводить проверку, контактные данные руководителя.
Ответственность по закону
Целью лица, заявившегося в указанные инстанции, становится и прекращение конфликта, и привлечение обидчика к ответственности. Необходимо помнить, что за унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, начальник за оскорбление сотрудника может быть привлечен к административной ответственности.
Уже сложилась успешная практика привлечения начальников ответственности за оскорбление подчиненного. Случаи пока единичны, но они подтверждают, что закон полностью стоит на стороне гражданина, вынужденного терпеть оскорбление и хамство на работе.
Заключение
Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность. Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.
Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.
Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.
«Позвольте, я вас покритикую»: как распознать и остановить хамство на рабочем месте
Позвольте, я вас покритикую
Мир меняется и может показаться, что сегодня мы живем и работаем в мире гиперчувствительных людей, которые готовы смертельно обидеться на любое резонное замечание — документ был оформлен неподобающим образом или не соблюдены сроки подачи заявки. Далеко не все корпоративные споры могут быть проявлением хамства, потому что хамство не равно критике. Когда сотруднику сложносочиненно указывают на то, что он не профессионал, это хамство? Порой это даже может быть не засчитано за легкое оскорбление. У каждого человека есть право на мнение, но не каждый обладает достаточным запасом психоэмоциональной энергии и терпения, чтобы высказывать его вежливо («позвольте, я вас покритикую»). И иногда вам могут сказать прямо в лоб: «Ты непрофессионал» и быть на 100% правым. Если ремарка, которую вы слышите, можно определить как критику, под которой есть фактическая основа — то ее запретить нельзя, ваш собеседник имеет на это право. Можно лишь попросить критиковать в более вежливой манере.
С хамством все значительно проще. Спецназ перед тем, как штурмовать помещение, применяет светошумовая гранату. Задача гранаты — вывести из равновесия все системы чувств находящегося там противника: он должен ослепнуть, оглохнуть и потеряться в пространстве. И хамство в корпоративном пространстве — та же самая граната, которая не ранит, но дезориентирует.
Надо ли отвечать на хамство?
Нередкая ситуация на корпоративном совещании. Вы слышите в свой адрес фразу: «Вы идиот, ничего не понимаете в этом, вы вообще никто. Как вы могли вообще это произнести/сделать/подумать!». Надо ли на это отвечать, учитывая, что вы находитесь в корпоративном поле, где присутствуют ваши коллеги и, возможно, даже начальство?
Есть несколько вариантов ответа.
Вспомним японскую притчу. Однажды старый учитель — мастер меча сидел и пил чай, а рядом выполнял работу по дому его ученик. И вдруг в дом ворвался самурай, который хотел вызвать на поединок мастера меча, оскорбляя его, но и не нападая первым — в Японии были достаточно жесткие правила, запрещающие поднимать меч на человека равного, если нет формального повода для боя. Самурай продолжал говорить нелицеприятные слова, а мастер меча — пить чай. Когда самурай истощил запас ругательств и ушел, потому как поводов достать меч не было, потрясенный ученик спросил у учителя, почему тот промолчал? На что мастер ответил: «Скажи мне, если к тебе приходит человек и приносит дар, который тебе не нужен, и ты его не берешь, кому останется дар?». Ученик ответил: «Тому, кто дарил».
В этом правиле важно то, как вы будете молчать. Молчание с осознанием свой уверенности и силы «звучит» и воспринимается иначе, чем молчание, проистекающее от слабости. Представьте себе, что к вам подбежала маленькая собачка «не более наперстка» и начинает гавкать на уровне стопы. Наверное, вы не будете обращаться на нее внимания и она не затронет ваше чувство собственного достоинства.
Но если вы промолчите с позиций слабого, то вы признаете, что оскорбляющий вас хам — ровня или старше, потому что имеет право вас оскорблять.
Мы все забываем прекрасную фразу: «Прекратите со мной так разговаривать» и ее более вежливый вариант: «Я прошу вас в присутствии всех прекратить разговаривать со мной в таком неуважительном тоне».
Хамы нападают только в том случае, когда считают битву заранее выигранной
Первое, что можно сделать, — это попросить помощи. Прийти к руководителю и попросить остановить хамство в ваш адрес, потому что он — ваш руководитель. Мы постоянно решаем за других и ничего не просим. Но мы забываем, что человеку (в данном случае вашему начальнику) будет приятно проявлять свою силу и великодушие, и это нужно использовать, чтобы остановить корпоративного хама.
Кроме того, никто не обязан думать за вас, «прочитывать» ваши чувства и реакции. Ваш начальник, может даже не замечать, что ситуация вышла из-под контроля, или полагать, что для вас это норма. Пока не прозвучала просьба о помощи, проблема остается в области догадок.
В-третьих, тестирование своего окружения на поведение в кризисной ситуации — это то, что должен делать любой разумный человек в фоновом режиме. Если вам отказывают в необходимой помощи, это повод задуматься, нужен ли вам такой начальник и такая работа. Можно сравнить тестирование окружения с прогулкой по тропинке через болото: если палка, которой вы прощупываете почву для следующего шага, ушла под воду — понятно, что туда наступать не стоит. Точно так же в корпоративном мире — вы получаете знание, к кому и с какими вопросами вы можете обратиться. Знание, на кого можно положиться, а на кого нельзя, стоит золота.
Хамство со стороны начальства
Хамство — это самый доступный способ утвердиться на фоне другого человека. Поэтому, если вам хамит в присутствии всех ваш руководитель, то нет другого способа с этим справиться, кроме как поменять руководителя. В российской корпоративной культуре абсолютно бесполезно и бесперспективно вступать в перебранку с человеком, который изначально назначен «командиром».
Если вы считаете, что действия вашего начальника нанесли вам моральный ущерб, вы можете подать заявление в этический комитет (при его наличии) и положить заявление об увольнении на стол. Или — отправить заявление вышестоящему руководству о неподобающем поведении вашего начальника, и опять же положить заявление об увольнении на стол. К сожалению, других методов защиты от этого нет.
Что если вам регулярно хамит начальник, но при этом продолжает платить хорошие (по вашему мнению) деньги? В рамках российской системы сдержек и противовесов деньги уравновешивают хамство. Было бы слишком хорошо, если бы и зарплата была прекрасной, и начальник — идеалом, списанным с книг по менеджменту, но чаще всегда все бывает не так. Поэтому, если система равновесная, то делать ничего не надо. А если она неравновесная, тогда заявление об увольнении и жалоба руководству не должны вас стеснять вообще.
Хотя на моей практике я еще ни разу не видел, чтобы человеку, которого унижают, платили по достоинству. Подобная ситуация допустима только в некоем начале корпоративной игры, когда вам дали условные 100 рублей, а потом начинают проверять на прочность и стрессоустойчивость. Если подобное происходит уже на регулярной основе, то тогда вы можете оказаться в позиции человека, который не имеет ни премий, ни выходных.
Если вы оказались втянуты в эти корпоративные телодвижения, то надо решить для себя вопросы:
1) Каковы ваши личные ощущения?
2) Каков смысл ведущейся корпоративной борьбы?
3) Что надо лично вам? Вы создаете добавленную стоимость или вам скучно и вы хотите позаниматься мелкой возней под столом?
Слишком активное самоутверждение на рабочем месте — это еще и сигнал того, что в коллективе компании потеряна главная цель любой совместной деятельности — создавать добавленную стоимость.
Элемент большой игры
Хамство также может быть элементом большой игры внутри коллектива — «человеческой стаи». Когда бодрый и зубастый сотрудник постоянно борется за свой статус, то у его начальника может возникнуть вопрос: «Он очень резвый и борзый. Может ли он претендовать на мое место?» Такое поведение всегда вызывает больше опасения, чем желания восхищаться. Начальник будет даже рад, если в этой борьбе подчиненный чуть оступится. Ему выгодно истощить моральные ресурсы потенциального соперника. И он не будет его защищать по той же самой причине. Он руководствуется очень простым мотивом: чтобы любое корпоративное трение начало влиять по-настоящему на качество работы и на создание добавленной стоимости, должна разгореться настоящая травля. Поэтому любой начальник готов допустить несущественные «разборки» и мелкие конфликты, которые не ведут к уменьшению производительности труда: ему выгодно, если борзый сотрудник об кого-то «обломает зубы»: поплачет, покричит, поистерит. Он утратит часть морально-волевого стержня временно и перестанет быть конкурентом.
Что делать с хамом дальше?
Вопрос дальнейших взаимоотношений — это вопрос культурных кодов. И в культурном коде, в котором я проживал свои юношеские годы, были слова, в ответ на которые ты должен был броситься в драку и бить. Обычно эти слова произносили те, кто сильнее тебя, и дальше у тебя не оставалось выбора, как быть избитым.
Но мы находимся в корпоративном мире, где всегда можно сказать вашему обидчику: «Василий Петрович, я вас поздравляю, это последний раз, когда мы с вами разговаривали. Мы будем общаться с вами по электронной почте и только через руководство в копии. До свидания». Все. Вы не обязаны продолжать с этим человеком общение. Он может прокричать в ответ, что вы истерик, но если у вас совместный проект — за его эмоциональной эскападой стоит просто непонимание, что делать дальше.
Если же после этого случая к вам приходит ваш руководитель и просит объяснить, то ответ очень простой: «Этот человек сказал мне такие и такие слова. Я не считают возможным работать с ним, пока он не принесет публичные извинения. Возможно, вы выступите в этом вопросе медиатором». Допустим, руководитель говорит: «Я тебе приказываю». Но он не может вам приказывать работать с быдлом.
И это главный вопрос: зачем работать с токсичными людьми? Потому что жизнь сложнее копирки? Если вы работаете в средней компании на проходном месте, вы найдете себе работу на среднем проходном месте где угодно. А если вы работаете в выдающейся структуре, гордитесь своими титулами, но не умеете справляться с такими ситуациями, то возникает резонный вопрос: как вы туда попали?
4 способа, как себя вести, если начальник придирается по мелочам без причины
Есть ситуации, когда человек искренне любит свою работу, но совершенно устает от постоянных упреков своего начальника. А ужиться с ним сложно, особенно если начальник — самодур. Если постоянно придираться к каждой мелочи, любого человека это рано или поздно выведет, и тогда ему уже точно не захочется утром идти на работу. И чтобы не допустить очередной встречи с обидчиком, единственное желание – не выходить из дома, забившись в дальний угол.
И тут есть лишь два пути. Самый простой – сменить работу, более сложный — все-таки разумно подойти к вопросу и постараться наладить отношения с вышестоящим руководством.
Общая информация
По мнению примерно половины работников нашей страны, начальство – самодуры. По крайней мере, об этом говорят социологические опросы. И вопрос о том, как быть в такой ситуации, нужно ли соблюдать субординацию, волнует многих. Ведь очень часто людям нравится своя работа и зарплата, а иногда просто нет выбора, ибо других подобных должностей и условий нет в регионе. Убрать с должности начальника – мечта многих, но к сожалению, осуществить ее практически невозможно. В связи с этим необходимо искать методы, как уживаться с таким начальством, и научится терпеть его характер.
Причины ругани
Что делать, если начальник орет и унижает? Сначала выяснить причину такого поведения.
Представьте: приходит человек на работу, а его тут же «на ковер» вызывает руководитель. И начинает полоскать. В выражениях не стесняется. Сотрудник знает, что его руководитель в дурном общении с подчиненными не замечен. Скорее всего, виной такого поведения со стороны начальника является кое-чья ошибка. Чья — догадаться нетрудно. Да и руководитель доходчиво объяснит сотруднику, за что ругает его.
Стоит ли бежать жаловаться на такого руководителя? Какой смысл в этом, если сотрудник сам допустил промах по работе?!
Еще одна ситуация: устроилась девушка на работу секретарем. Юридически она подчинялась только начальнику организации. Фактически — ему, его заместителю и главному бухгалтеру.
Главбух была совершенно неадекватной женщиной. Могла унизить любого сотрудника просто так, ради спортивного интереса. Молодой секретарше доставалось больше всех. В итоге девушка написала заявление на увольнение.
Что делать в такой ситуации? Терпеть и поступать, как эта секретарша, или обращаться за защитой? С начальниками-самодурами надо бороться и ставить их на место. Каким образом? Об этом позже.
Если же у руководителя дурное настроение, а подчиненный попал под руку, тогда как себя вести? Пререкаться не стоит, терпеть тоже. Люди настроения обладают одним свойством: они склонны «прощупывать» слабые места своих сотрудников. И если такой руководитель выяснил, что подчиненный — человек мягкий, то так и будет срывать на нем свое дурное настроение. Мириться с этим или изменить стиль поведения с начальством — решать подчиненному.
Варианты
Множество психологов сходятся на этот счет в одном: существует несколько вариантов, как ужиться с таким человеком. Первый – это выработать в себе терпение. Человек должен смиренно, не принимая близко к сердцу, выслушивать все необоснованные и часто унизительные придирки в свою сторону. Несмотря на то что этот вариант кажется очень странным и подходить он может лишь очень терпеливой личности, большинство работников в нашей стране именно так себя и ведут. И может, все было бы хорошо, ведь соблюдать субординацию — это правильно. Но с точки зрения психологии подобное развитие событий может значительно отразиться на здоровье сотрудника. Стресс будет накапливаться, а психологическое и физическое здоровье приходить в упадок.
В связи с этим психологи рекомендуют не просто терпеть, но и заботиться о своем здоровье. Важно проводить психологическую и эмоциональную разгрузку. Не стоит снимать стресс алкоголем. Но если у сотрудника нет сил терпеть и покорность явно не его конек, то лучше найти другой способ.
Типы руководителей
Для того чтобы понять, какую выбрать позицию в борьбе с начальником, необходимо определить, к какому он относится типу. Существуют следующие типы начальников:
Выбор действий
Естественно, если каждую секунду к сотруднику придирается его начальство по всевозможным мелочам, самый легкий способ – начать поиск нового места трудоустройства. Этот метод идеально подойдет людям, в чьем характере нет склонности бороться за свои права, и тем, кто привык искать легкие решения проблем.
По теории вероятности, начальник-самодур останется в прошлом, а новое руководство будет значительно благосклоннее. Но если же это не так, то есть смысл выстроить грамотную стратегию действий. Первым делом нужно понять, по какому поводу он кричит чаще всего, а также определить, какие его придирки имеют почву, а какие нет. Проводя анализ, не стоит односторонне смотреть на вопрос, есть вероятность, что руководитель вполне оправданно возмущается по поводу некачественного выполнения сотрудником его прямых обязательств.
Косвенные приемы воздействия на начальника или начальницу
Начальник-истеричка
Чтобы наладить отношения с руководством, в первую очередь нужно понять, к какому типу личности относится его характер. По статистике, истерики случаются в 99% ситуаций у женщин. Если они находятся в состоянии перманентного напряжения, очень вероятно, что сорвут злость на подчиненных, сохранив при этом приветливость с вышестоящим руководством и незнакомцами. Если это истерия, то стоит действовать по типу бронепоезда. Не реагируйте, сохраняйте спокойствие. Все ответы должны быть контролированными, без повышения голоса и проявления взаимных эмоций. Если придирки нелепы, стоит аргументировать свое мнение.
А в ситуации, когда начальство пытается обвинить подчиненных в собственных ошибках, лучше всего наглядно показать ему, кто виновен на самом деле. Также можно заручиться поддержкой коллег или руководства свыше. В данной ситуации это не стоит воспринимать как предательство или ябедничество, ведь действия со стороны постоянно унижаемого сотрудника будут вполне оправданы.
Все о защите
Постоянные ссоры негативным образом сказываются на работе всего персонала: согласитесь, не очень приятно работать, когда все вокруг застыли в ожидании очередного скандала. Как действовать:
Если босс вызывает вас в кабинет для личного разговора, ведите себя уверенно и спокойно. Не орите, не устраивайте скандал.
Говорите, как обычно и всегда пользуйтесь аргументами, если спорите с начальником. Никогда не делайте это прилюдно.
ВНИМАНИЕ! Бывают случаи, когда агрессивность на самом деле помогает. Достаточно один раз нормально объяснить директору, что вы не желаете терпеть его произвол, и отношение меняется на глазах. Главное, не перебарщивайте — вы же не желаете заполучить репутацию скандалиста.
Сотрудник может самостоятельно или с помощью адвоката защищать права любыми законными методами, в том числе:
Обращение в подобные органы оправдано, если не учитываются интересы работника или происходит дискриминация по какому-либо признаку.
Как найти общий язык
Если человеку приходится общаться с самодуром, то изначально необходимо вести себя правильно. Нужно показать, что у подчиненного достаточно гордости, и вариант, что он станет козлом отпущения, полностью отсутствует. Конечно, задача кажется сложной, но если ее выполнить, то есть большая вероятность, что в будущем уже не придется сталкиваться с придирками. Кроме того, человек должен внушить себе мысль, что он ничуть не хуже своего начальника-самодура. Также психологи рекомендуют задействовать фантазию, например, представить начальника в розовой пушистой кофте или с мусорным ведром на голове. Это позволит сознанию не воспринимать всерьез его удары по самооценке.
Как доказать факт оскорбления
Одно из ключевых обстоятельств при написании обращения — это доказательственная база. Для доказательства оскорбления и унижения сотруднику необходимо представить:
При наличии факта письменного оскорбления следует приложить эти письма, записки. Как правило, оскорбления сопровождаются произнесением слов, унижающих честь и достоинство лица. Неоднократные сопровождающие унижения нужно записать на диктофон или указать в заявлении свидетелей.
В заявлении необходимо указать данные обратившегося, контактные данные для связи, описание конфликтной ситуации, доказательства оскорбления и унижения, контактные данные начальника.
Рекомендуем также прочитать статьи:
Порядок и сроки рассмотрения заявления в прокуратуре.
Как написать и подать заявление в полицию.
Если начальник производства постоянно придирается
Просто придирающееся руководство на первый взгляд выглядит более безобидно, чем истеричный тип или самодуры. Но дело в том, что постоянными замечаниями можно вывести даже самого спокойного и уравновешенного человека. Придирающееся начальство будет тщательно контролировать каждый шаг своих подчиненных, отчитывая их даже за полуминутное опоздание.
Часто такие люди контролируют также время обеда и звонят в выходной день, не имея на это веских оснований или серьезных поводов. Также есть шанс, что он будет искать недочеты в работе, которая выполнена идеально. И вместо заслуженной премии сотрудник получит выговор.
Причины придирок по мелочам
Не забывайте, что ваш работодатель — обычный человек, он может кого-то невзлюбить. Возможно, вы просто ассоциируетесь у руководителя с неприятным моментом в его жизни. В такой ситуации поможет разумный подход: сядьте с ним за стол переговоров и разузнайте, почему он так относится к вам.
Уточните, что вы действительно обожаете свою работу и не заинтересованы в том, чтобы покидать свое место.
Главное — говорите спокойно и медленно, без повышения голоса. Может быть, после этой дискуссии директор сменит гнев на милость.
Обратите внимание на свой характер и поведение. Если работодатель придирается только к вам, значит, вы разрешаете ему делать это. Возможно, сформировавшийся имидж ухудшает положение.
ВНИМАНИЕ! Вы регулярно избегаете проблемных ситуаций, молчите, когда вам говорят грубости? Краснеете, стоит руководителю немного повысить голос? Тогда, не спрашивайте себя, почему начальник выбрал вас в роли козла отпущения.
Слабых и неуверенных в себе работников видно сразу: их несложно запугать и заставить сделать то, что не входит в их список дел. И они никогда не противоречат, потому что внутри считают себя хуже всех. Жить с подобной проблемой довольно сложно.
Бывают также руководители самодуры и садисты, которым хорошо, когда окружающие расстраиваются и ничего не могут изменить. Выхватив власть, такие граждане часто злоупотребляют ею. Вполне вероятно, что начальник наслаждается, изматывая вас постоянными придирками по поводу и без. Жаль, но с этой чертой характера трудно бороться, но все, же можно.
Как воспитать начальника
Не стоит раболепствовать перед придирой и истеричным начальником производства. Стоит уточнить, какие именно нюансы не устраивают руководителя, вызвать его на диалог, где он должен не только объяснить, в чем он видит недочеты, но и предложить пути решения возникшей проблемы.
А касательно звонков в выходные дни, то можно просто не поднимать трубку. Это время отдыха, и у начальства нет прав обвинять вас в том, что вы не были на связи. Стоит также серьезней отнестись к рабочему графику, не допускать опозданий или затягиваний обеденного времени. Это приведет к тому, что начальнику просто надоест искать поводы обвинить вас, и он переключится на другого сотрудника.
Как поставить на место зарвавшегося руководителя?
Во время разговора не давайте вытирать об себя ноги, покажите внутренний стержень и уверенность. Не поддавайтесь на провокации. Если во время беседы начальник нападает на вас и вовлекает в перепалку, представьте себя под защитой стеклянного купола. Вы внутри, а начальник – снаружи. Его грубые и агрессивные выпады отражаются от стеклянной поверхности, не касаясь вас.
Вывод
Приручение начальства — дело нелегкое, но это на самом деле не выход из положения. Если начальник — самодур, что делать с этим — известно. Нужно просто наладить взаимоотношения между вами. Не стоит пресмыкаться или прогибаться под надоедливое руководство. Наоборот, для таких людей важны те сотрудники, что проявляют достоинство и могут доказать свою ценность. Если отгородиться от постоянных придирок, можно спокойно работать.
А вот глобально перевоспитывать этого человека – задача для его родных. Во время налаживания отношений очень важно дать понять человеку, что вы не только готовы, но и хотите сотрудничать с ним. Именно ваше стремление уладить конфликт позволит продолжить трудовую деятельность без проблем. Распознав психотип начальника и решив эту ситуацию, можно сделать свою жизнь лучше и избавится от обид и проблем на работе.
На сахар и соль
В народе существует немало заговоров от придирок начальства, в основе которых лежит использование соли либо сахара. Пара наиболее действенных и популярных ритуала приведена ниже:
На соль
Проводится обряд в день Чистого четверга. Потребуется немного мелкой соли и маленькое блюдце без рисунка. Необходимо поставить блюдце на стол и насыпать на него ровно 7 щепоток соли и шепотом произнести:
«Ангел Божий, хранитель мой и от бед избавитель. Развей мысли обо мне злые, мысли худые. Открой начальнику моему, рабу Божьему (назвать имя) глаза слепые, невидящие. Пусть позабудет злость и обиды, слова громкие да крикливые. Прошу от него защиты! Аминь!»
На следующий день следует рассыпать соль у порога при входе на работу, у кабинета начальника и своего рабочего места. Через некоторое время заговоренная соль обязательно окажет благотворное действие на руководство.
На сахар
Данный для начальства заговор отлично помогает расположить к себе руководителя и вызвать доверие. Потребуется взять немного сахара и незаметно рассыпать у порога начальства, предварительно заговорив с помощью следующих магических слов:
«Сахар сладость приносящий, сделай так, чтоб и я начальнику своему был приятен. И не было у него желания на меня покричать! Аминь»
Во время прочтения заговора полезно назвать свое имя и имя начальника, чтобы магическое воздействие подействовало сразу на обоих. И возникла крепкая связь, мешающая начальнику кричать на конкретного человека.
Проводить оба заговора от злого начальника следует на растущую либо полную луну по пятницам и воскресеньям. Именно в это время сила магии особенно мощная и обязательно окажет благотворное воздействие на характер начальника, и изменит его отношение и ежедневное поведение.
Жалоба на работодателя в инспекцию по труду
Заявление о правонарушениях со стороны начальства пишется в свободной форме. Но, как и любые другие обращения, здесь присутствуют свои особенности. Не допускается подача жалобы в устной форме, так как инспекторы попросту не смогут зафиксировать такие показания.
Как составить жалобу на начальника, если тот унижает и орет:
В процессе составления жалобы не используйте эмоциональные формы речи. Описывайте ситуацию с точки зрения конкретных нарушений. После проверки по факту обращения инспекция выносит свой вердикт.
Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.
Полезная информация по уголовным делам
Имеет ли право работодатель орать на подчиненных?
Переход компаний в частные руки приводит к изменению корпоративной этики и общих стандартов. Если раньше существовали так называемые профкомы, то сейчас их число значительно сократилось. Особенно это касается компаний, находящихся в руках ИП или реорганизованных в ООО. Но это совсем не означает, что трудящиеся там люди обязаны терпеть начальников-тиранов и выслушивать унижение своего достоинства.
Прежде чем подавать жалобу на руководителя, который орет на подчиненных, следует разобраться в природе конфликта:
3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01
-консультанту в онлайн чате снизу справа
Горячая линия 8 (регионы РФ) 8 (Москва и МО)
Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут
Бесплатная консультация адвоката по уголовным делам Цены на услуги адвоката по уголовным делам
В случае, если вина босса будет доказана, ему грозит ответственность в соответствии с КоАП, а также Трудовым или Уголовным кодексом.
Обращение в прокуратуру
В каких случаях сотрудник может обратиться с жалобой на поведение руководства в прокуратуру? При условии того, что оскорбления регулярны, их цель — издевательство над сотрудником, его моральный прессинг.
Что нужно для того, чтобы принять столь жесткие меры в отношении начальника? Во-первых, написать заявление. А в нем указываем дату, место преступления, пишем слова, которые говорил руководитель в адрес подчиненных.
Срок рассмотрения заявления — один месяц. Прокурор будет опрашивать свидетелей, нужно быть готовым к этому. Не обойдется и без опроса потерпевшего. Помним, что дача заведомо ложных показаний привлечет к уголовной ответственности самого пострадавшего.
После того как прокуратура проведет разбирательство, дело отправится на рассмотрение в суд.
Стиль поведения сотрудника
Что делать, если начальник орет и унижает? Как себя вести?
Как уже говорилось, начать с причины. Сами виноваты, «накосячили» в работе? Придется потерпеть такое отношение.
Если руководитель-самодур, ему вежливо, но твердо объясняют, что такое отношение с его стороны терпеть не будут. Можно даже выйти из кабинета, если начальник продолжает бесноваться. Не помогло? Грозите жалобой в трудовую инспекцию. Это поможет охладить его ретивость.
Руководитель решил сорвать на подчиненном свое плохое настроение? Пора научиться отвечать. Хамить и кричать в ответ не стоит. Но сказать что-то в стиле: «Иван Иванович, я не позволю так с собой обращаться. Поговорим, когда придете в себя.»
Начинает грозить увольнением, но вы уверены, что поводов для этого нет? Опять грозите жалобой в трудовую инспекцию. Если сотрудник ценный, а начальник, хоть и является человеком с переменчивым настроением, — адекватный, он сменит стиль поведения.