к чему стремился ленин
Главные идеи Владимира Ленина
Этот человек изменил ход истории России, стал культовой личностью, революционером мирового масштаба. Идеи Ленина были подхвачены миллионами, его мысли распространяли и возводили в ранг непреложной истины. Сегодня мы можем со стороны оценить правомерность его поступков. Но в начале XX века пропаганда имела огромный вес, был создано поклонение личности вождя, включая установку бюстов, переименование городов, улиц.
Кем был Ленин и чем он прославился?
Владимир Ильич был мозгом социалистической революции. Развитие капитализма в России Ленин не признавал. Благодаря его ораторским талантам, исключительной образованности, способности к коммуникациям и объединению масс, была создана группировка РСДРП, которая пришла к власти, свергнув монарха.
Ленин был идеологом, создателем Устава партии, инициировал образование Красной Армии, взявшей под контроль управление государством. Владимир Ильич обрёл мировую известность, стал одним из немногих лидеров, которым удалось привести к власти рабочих и крестьян.
Основные идеи революционера Владимира Ленина
Главные идеи, которые поддерживал Владимир Ильич, кратко:
Оказались ли его идеи ошибочны?
Идеи Ленина достичь построения социализма любым путём были обречены на провал так как страна не созрела материально для создания единых народных хозяйств. Кроме того, сам пролетариат составлял лишь 10% всего населения страны. Борец за счастье стал главным идеологом уничтожения всей образованной прослойки общества – интеллигенции.
Ленин считал, что крестьянам необходимо образование. Однако сами крестьяне не стремились заниматься обучением, занимались грабежами и разорением гнезд аристократов. Патриархальная страна оказалась не готова к такой резкой смене политического строя. После того, как 90% земель забрали у помещиков, лишь 10% из них продолжали использоваться.
Кроме того, после прихода к власти большевиков, оказалось что армия уничтожена практически полностью или выступает против нового правительства.
Чиновники тоже практически исчезли как класс, а заменить их оказалось некем, ведь подавляющее число населения было безграмотным.
Большой ошибкой Ленина стало насаждение власти силовыми методами. Этот метод, по Ленину, признак революционной ситуации. Вооружённый переворот стал началом беззакония и будущего бушующего пламени, уничтожившего миллионы жизней. Формой правления была выбрана диктатура, что принесло результатом диктатуру личности.
Кроме того, партия перестала быть партией и со временем стала организацией. А значит идеологическая направленность ослабла, люди стали приходить туда как на работы, выполнять определённые обязанности и получать за это деньги. Для дела революции такие обстоятельства не подходят, поэтому на нет сошла сама идея революционного движения.
На сегодняшний день нам не интересны пламя революции, современные политики предпочитают извлекать из прошлого уроки и пользоваться мирными способами урегулирования конфликтов и способами достижения цели.
Но были и плюсы, например Ленин установил тотальное равноправие полов. Задача женщины больше не ограничивалась бытовыми функциями. Прекратились любые формы дискриминации.
О Ленине без мистики и пропаганды
150-летний юбилей вождя мирового пролетариата совпал с одним из самых глубоких кризисов капиталистического строя, борьбе с которым он посвятил свою жизнь.
Если вы ставите себе задачу понять ту или иную историческую личность, то юбилейная статья для этого, вероятно, не самый подходящий жанр. Однако в случае с Владимиром Ульяновым (Лениным), который родился ровно 150 лет назад, 22 апреля 1870 года, наверное, стоит сделать исключение. И не только в силу масштаба содеянного им, или его огромного литературно-публицистического (как-никак 55 томов) и политического наследия. Учтем еще и тот факт, что юбилей Ленина совпал с одним из самых глубоких кризисов капиталистического строя, борьбе с которым он посвятил свою жизнь.
Закончится ли нынешняя история с коронавирусом трансформацией капитализма, или после окончания пандемии все вернется на круги своя, сказать пока невозможно, но в том, что запрос на новый социализм будет расти и дальше, сомневаться не приходится. В этом смысле стоит попытаться проанализировать, что из ленинского наследия актуально и сегодня, а что надо изучать только для того, чтобы ни в коем случае не делать в будущем.
Говорить о Ленине сложно, потому что для многих людей и в нашей стране, и в мире, он все еще, по словам Маяковского, «живее всех живых». Для нас он никак не может стать «просто» историей. Сказать, что отношение к Ленину у разных людей прямо противоположное, значит ничего не сказать. Для одних он все еще икона, для других дьявол во плоти. Из чего следует, что его фигура до сих пор идеализирована. В том смысле, что объективному взгляду на идеи и дела этого человека в абсолютном большинстве случаев места пока нет. Многие современные исследователи, ушибленные советской пропагандой, и поныне ухитряются относиться к нему едва ли не как к личному врагу.
Даже к Сталину, который своей «коллективизацией» (а на деле созданием системы государственного крепостничества) 1929-33 годов и «большим террором» 1936—1939 годов уничтожил миллионы соотечественников, создал государство тотального контроля всех и каждого, такие исследователи относятся гораздо лояльней. На мой взгляд, это объясняется тем, что мотивы Сталина для них гораздо понятней — властолюбие, контроль за ресурсами огромной страны. Мотивы Ленина, если не заниматься фантазированием на эту тему, а досконально изучать источники, им не доступны, а потому выглядят пугающе.
Один из самых распространенных взглядов на Ленина состоит в том, что Сталин стал его прямым продолжением. Причем парадоксальным образом придерживаются его не только «свидетели святого Ульянова» (естественно, со знаком плюс), но и его ненавистники. Забавно, но последние в данном случае находятся строго в рамках сталинского революционного Евангелия — знаменитого «Краткого курса ВКП (б)». Именно Сталин и его пропаганда все советские годы утверждали, что генералиссимус выступал верным учеником Ленина.
Продолжая эту линию, они утверждают, что если бы Ленин не умер в 53 года, а прожил еще лет двадцать, то сделал бы ровным счетом все то, что сделал Сталин, что конечно полная чушь. Хотя бы потому, что это были совершенно разные люди. И по происхождению, и по образованию, а главное, по своей культуре.
Ленин был европейцем и вовсе не ненавидел Россию, как утверждает часть либеральных и патриотических исследователей. Напротив, все передовое, прогрессивное в ней он ценил и поддерживал. Но совершенно точно он ненавидел то, что называл «азиатчиной» и «татарщиной», хотя этнический смысл в эти термины, будучи интернационалистом, он, конечно, никогда не вкладывал. Для него «азиатчина» и «татарщина» — были синонимами коррупции, кумовства, подавления свободы личности, преклонения перед властью и величием государства.
Сталин же был как раз воплощением этой самой «азиатчины», которая долгое время была прикрыта его революционным прошлым, впрочем, далеко не безупречным. Известно, что ряд его однопартийцев, например, один из будущих знаменитых «26 бакинских комиссаров», расстрелянных интервентами в Баку, Степан Шаумян, подозревали Кобу в работе на царскую охранку.
В отличие от Сталина, еще в своих юношеских стихотворениях мечтавшего о «величии славы» и о том, чтобы «стать выше гор высоких», Ленин ставил перед собой совершенно другие задачи и исповедовал другие ценности. Честолюбие, удовлетворение которому и дает власть, Ленину было совершенно чуждо. Происходивший из обеспеченной и уважаемой семьи (как известно, его отец Илья Николаевич сделал блестящую карьеру, умерев в чине действительного статского советника, что соответствовало чину генерал-майора в армии), закончивший экстерном юридический факультет, обладавший ораторским талантом и даром убеждения, Владимир Ульянов легко мог стать успешным адвокатом, но предпочел этому благопристойному и хорошо оплачиваемому занятию рискованную и, как казалось, почти бесперспективную борьбу с огромной империей.
В подтверждение этого тезиса можно вспомнить, что после того, как товарищи Ленина по большевистской партии Григорий Зиновьев и Лев Каменев разгласили планы большевиков по свержению Временного правительства, сразу после успешного октябрьского переворота 1917 Ленин не покарал их за предательство (что с точки зрения не только Сталина, но и всех революционеров того времени считалось, в общем, нормальным), а способствавал назначению и того, и другого на высокие посты в партии и государстве. По мнению Ленина, эти люди просто имели другую политическую точку зрения, не более того.
Однако попытаемся ответить на два ключевых вопроса. Во-первых, чем Ульянов руководствовался в своей деятельности, если карьерные и финансовые соображения были ему чужды? И, во-вторых, достиг ли он того, к чему стремился?
Для начала вспомним из какой среды вышел Ленин. Он был достаточно типичным представителем революционной интеллигенции. Религиозный философ Николай Бердяев в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» писал: «Русские из жалости, сострадания, из невозможности выносить страдание делались атеистами. Они делаются атеистами, потому что не могут принять Творца сотворившего злой, несовершенный, полный страдания мир. Они сами хотят создать лучший мир, в котором не будет таких несправедливостей и страданий… B Ленине это находит своей завершение».
На примере взглядов одного из первых русских интеллигентов, литературного критика Виссариона Белинского, Бердяев показывает эволюцию русской революционной интеллигенции. «Белинский проникается, по его собственным словам, Маратовской любовью к человечеству. Страшный я человек, — пишет Белинский, — когда в мою голову забивается какая-нибудь мистическая нелепость».
«Таков вообще русский человек, — добавляет Бердяев, — в его голову часто забивается какая-нибудь мистическая нелепость». По словам Бердяева, «из сострадания к людям Белинский готов проповедовать тиранство и жестокость. Кровь необходима. Для того, чтобы осчастливить большую часть человечества, можно снести голову хотя бы сотням тысяч. Белинский — предшественник большевистской морали… Белинский признается, что, будь он царем, он был бы тираном во имя справедливости».
Впрочем, Белинский, статьи и письма которого сильно повлияли на сознание передовой российской молодежи того времени, не единственный предшественник Ленина и большевизма.
Однако гораздо меньше известно, что на взгляды Ленина серьезное влияние оказал и «отец анархии» Михаил Бакунин. В послании «Моим итальянским друзьям», Бакунин писал: «Социализм не жесток… Социалисты, правда, не могут, конечно, помешать, чтобы в первые дни революции в порыве гнева, народ не истребил несколько сотен лиц среди наиболее гнусных…» (М.А.Бакунин, Избр. Соч., т.5, с. 200, Пб-М, 1921).
В письме Сергею Нечаеву от 2 июня 1870 года «отец анархии» пророчески предсказывал: «Русская революция будет несомненно ужасной». В этом же письме он обосновывает необходимость тайной организации революционеров, которая разбросает «своих членов мелкими группами по пространству империи» и будет действовать по «единому плану». Эта тайная организация, считал Бакунин, «чиста от всякого корыстолюбия, тщеславия… потому что она безлична, невидима и не доставляет ни одному из лиц, составляющих (революционные) группы,… ни выгоды, ни чести, ни официального признания власти» (М.А.Бакунин, Философия. Социология. Политика., М. 1989, с. 549).
Сама такая революционная организация, по мысли Бакунина, должна была действовать тайно, во главе ее должен стоять ЦК из 3-5 человек, которых не должны были знать по именам даже их соратники.
Тем, кто изучал историю большевизма, это до боли что-то напоминает… Ленин несомненно был знаком с основными аспектами бакунинской концепции революционной борьбы. Дело в том, что Бакунин очень серьезно повлиял на взгляды не только анархистов, но и народовольцев, к которым, как известно, принадлежал старший брат Владимира Ульянова Александр. Не случайно, после прихода большевиков к власти, имя Бакунина вместе с именами других революционных мыслителей — Маркса, Энгельса, Прудона, было выбито на знаменитой стеле в Александровском саду в Москве.
Однако беспощадность русских революционеров, их склонность к глубокой конспирации объясняются не их плохими характерами или детскими проблемами. Зачастую все было как раз с точностью до наоборот. И Бакунин, и Ленин принадлежали к правящему классу, росли в достатке, получили хорошее образование, были любимы в детстве своими родителями. Просто их взгляды сформировались в государстве, в котором тогда не было не только никаких политических и гражданских свобод, но даже любая свобода мысли подавлялась. Например, петрашевцев, виновных только в том, что они обсуждали невинные философские и социальные темы, приговорили к смертной казни, затем «милостиво» замененной каторгой. Понятно, что в конце концов такое общение власти с народом кого-то должно было сильно разозлить…
Но вернемся к Ленину. Отношение многих из тех, кто положительно относится к нему, даже не очень разделяя и понимая его взглядов, определяется часто тем, что он, дескать, ставил цели и добивался их. Но добился ли он того за что боролся?
Например, всю свою жизнь Ленин ненавидел и презирал империю, боролся с ней всеми возможными способами. Несомненно, он поспособствовал тому, чтобы она рухнула. Но в итоге, всего через каких-то пять лет, он с ужасом обнаружил, что империя возрождается под новым советским обличием.
Сразу после заключения в конце 1922 года союзного договора, провозгласившего создание СССР, он пишет: «свобода выхода из союза» (записанная в этот договор), которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ».
Ленин боролся за социализм, но после трех лет гражданской войны тот коммунизм, который он пытался навязать стране и который позднее в советской пропаганде именовался «военным», потерпел полный крах. В оправдание ему можно сказать лишь то, что он довольно быстро осознавал свои ошибки. Пытаться выстроить централизованное производство и распределение продуктов в стране, где имелись десятки миллионов мелких собственников, запретив товарно-денежные отношения, было совершенно убийственной затеей. Однако свой законченный вид система «военного коммунизма» приобрела лишь к 1919 году, а уже в 1920 он ставит вопрос о замене продразверстки (главной составляющей «военного коммунизма») на продналог, а затем, восстанавливая денежное обращение, на денежный налог.
Тогда же вплоть до 1929 года, были прекращены и попытки тащить крестьян в колхозы и коммуны. Началось восстановление народного хозяйства, разрушенного не только войной, но прежде всего коммунистическими экспериментами над ним. Однако это было восстановление на основе капиталистического способа производства. А значит и здесь он не достиг своей цели.
Как-то Маркс воскликнул по поводу наиболее увлекающихся своих адептов: «послушать их, так и я не марксист». Ленин, вероятно, мог бы сказать примерно то же самое про некоторых своих последователей: «послушать их, так и я не ленинец».
Например, лидер современных российских коммунистов Геннадий Зюганов, в своем докладе, посвященном нынешнему ленинскому юбилею, называет Ленина «государственником». Естественно, не приводя никаких цитат вождя в подтверждение этого. Просто потому, что таких цитат не существует. Ленин всегда рассматривал государство в марксистско-анархистской традиции — как аппарат насилия и принуждения.
В одном из наиболее оригинальных своих произведений «Государство и революция» Ленин, характеризуя государство, ссылается на слова Энгельса: «Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором». Это что, государственнический подход?
Однако государство при Ленине не просто возродилось. Он сам заложил в него такие механизмы, которые создали сверхгосударство со сверхподавлением человеческой личности, которую он хотел освободить. Капитализм, загнанный Сталиным после сворачивания НЭПа в 1929 году под бетон «советской» экономики, постепенно пробивался из-под нее как трава сквозь асфальт в виде черного рынка, спекулянтов и цеховиков, чтобы через несколько десятилетий возродиться и застолбить свои права уже официально.
Является ли это успехом ленинского проекта социализма? Очевидно — нет.
Однако многое из теоретического ленинского наследия, что до 2014 года было малопонятно, сегодня вновь актуально. Его яростная критика «социал-шовинистов» («социалисты на словах, шовинисты на деле») сегодня должна быть осознана теми, кто искренне готов бороться против подавления человеческой личности капиталом и государством.
Другой отрывок из «Государства и революции» также звучит сегодня донельзя современно: «Социализм на словах, шовинизм на деле, отличается подлым лакейским приспособлением «вождей социализма» к интересам не только «своей» национальной буржуазии, но именно «своего» государства, ибо большинство так называемых великих держав давно эксплуатирует и порабощает целый ряд мелких и слабых народностей».
Революционная деятельность Ленина В. И
Текст настоящей статьи взят отсюда: ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
(Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°)
В конце августа 1893 В. И. Ленин переехал в Петербург, где вступил в марксистский кружок, членами которого были С.И. Радченко, П.К. Запорожец, Г.М. Кржижановский и др. Легальным прикрытием революционной деятельности В. И. Ленин была работа помощником присяжного поверенного. Непоколебимая вера в победу рабочего класса, обширные знания, глубокое понимание марксизма и умение применить его к разрешению жизненных вопросов, волновавших народные массы, снискали В. И. Ленин уважение петербургских марксистов и сделали В. И. Ленин их признанным руководителем. Он устанавливает связи с передовыми рабочими (И.В. Бабушкиным, В.А. Шелгуновым и др.), руководит рабочими кружками, разъясняет необходимость перехода от кружковой пропаганды марксизма к революционной агитации в широких пролетарских массах.
В ночь с 8(20) на 9(21) декабря 1895 В. И. Ленин вместе с его соратниками по «Союзу борьбы» был арестован и заключен в тюрьму, откуда продолжал руководить «Союзом». В тюрьме В. И. Ленин написал «Проект и объяснение программы социал-демократической партии», ряд статей и листовок, подготавливал материалы к своей книге «Развитие капитализма в России». В феврале 1897 В. И. Ленин был выслан на 3 года в с. Шушенское Минусинского округа Енисейской губернии. За активную революционную работу к ссылке была приговорена и Н.К. Крупская. Как невеста В. И. Ленин она также была направлена в Шушенское, где стала его женой. Здесь В. И. Ленин установил и поддерживал связь с социал-демократами Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Воронежа и др. городов, с группой «Освобождение труда», вел переписку с социал-демократами, находившимися в ссылке на Севере и в Сибири, сплотил вокруг себя ссыльных социал-демократов Минусинского округа. В ссылке В. И. Ленин написал свыше 30 работ, в том числе книгу «Развитие капитализма в России» и брошюру «Задачи русских социал-демократов», которые имели огромное значение для выработки программы, стратегии и тактики партии. В 1898 в Минске состоялся 1-й съезд РСДРП, провозгласивший образование социал-демократической партии в России и издавший «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». С основными положениями «Манифеста» В. И. Ленин солидаризировался. Однако партия фактически еще не была создана. Происходивший без участия В. И. Ленин и др. видных марксистов съезд не смог выработать программу и устав партии, преодолеть разобщенность социал-демократического движения. В. И. Ленин разработал практический план создания марксистской партии в России; важнейшим средством достижения этой цели должна была стать, как считал В. И. Ленин, общерусская нелегальная политическая газета. Борясь за создание пролетарской партии нового типа, непримиримой к оппортунизму, В. И. Ленин выступил против ревизионистов в международной социал-демократии (Э. Бернштейн и др.) и их сторонников в России («экономисты»). В 1899 он составил «Протест российских социал-демократов», направленный против «экономизма». «Протест» был обсужден и подписан 17 ссыльными марксистами.
После окончания ссылки В. И. Ленин 29 января (10 февраля) 1900 выехал из Шушенского. Следуя к новому месту жительства, В. И. Ленин останавливался в Уфе, Москве и др., нелегально посетил Петербург, всюду устанавливая связи с социал-демократами. Поселившись в феврале 1900 в Пскове, В. И. Ленин провел большую работу по организации газеты, в ряде городов создал для нее опорные пункты. В июле 1900 В. И. Ленин выехал за границу, где наладил издание газеты «Искра». В. И. Ленин был непосредственным руководителем газеты. «Искра» сыграла исключительную роль в идейной и организационной подготовке революционной пролетарской партии, в размежевании с оппортунистами. Она стала центром объединения парт. сил, воспитания парт. кадров. Впоследствии В. И. Ленин отмечал, что «весь цвет сознательного пролетариата стал на сторону «Искры»» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 344).
В 1900-05 В. И. Ленин жил в Мюнхене, Лондоне, Женеве. В декабре 1901 В. И. Ленин впервые подписал одну из своих статей, напечатанных в «Искре», псевдонимом Ленин (у него были также псевдонимы: В. Ильин, В. Фрей, Ив. Петров, К. Тулин, Карпов и др.).
В годы реакции 1908-10 В. И. Ленин вел борьбу за сохранение нелегальной большевистской партии против меньшевиков-ликвидаторов, отзовистов, против раскольнических действий троцкистов (см. Троцкизм), против примиренчества к оппортунизму. Он глубоко проанализировал опыт Революции 1905-07. В это же время В. И. Ленин дал отпор наступлению реакции на идеологические основы партии. В труде «Материализм и эмпириокритицизм» (издан в 1909) В. И. Ленин разоблачил изощренные приемы защиты идеализма буржуазными философами, попытки ревизионистов извратить философию марксизма, развил диалектический материализм.
С конца 1910 в России начался новый подъем революционного движения. В декабре 1910 по инициативе В. И. Ленин в Петербурге стала издаваться газета «Звезда», 22 апреля (5 мая) 1912 вышел первый номер ежедневной легальной большевистской рабочей газеты «Правда». Для подготовки кадров партийных работников В. И. Ленин в 1911 организовал партийную школу в Лонжюмо (под Парижем), в которой прочитал 29 лекций. В январе 1912 в Праге под руководством В. И. Ленин состоялась 6-я (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП, изгнавшая меньшевиков-ликвидаторов из РСДРП и определившая задачи партии в обстановке революционного подъема. Чтобы быть ближе к России, В. И. Ленин в июне 1912 переехал в Краков. Оттуда он направляет работу бюро ЦК РСДРП в России, редакции газеты «Правда», руководит деятельностью большевистской фракции 4-й Государственной думы. В декабре 1912 в Кракове и в сентябре 1913 в Поронине под руководством В. И. Ленин состоялись совещания ЦК РСДРП с партийными работниками по важнейшим вопросам революционного движения. Большое внимание В. И. Ленин уделял разработке теории национального вопроса, воспитанию членов партии и широких масс трудящихся в духе пролетарского интернационализма. Он написал программные работы: «Критические заметки по национальному вопросу» (1913), «О праве наций на самоопределение» (1914).
С октября 1905 по 1912 В. И. Ленин был представителем РСДРП в Международном социалистическом бюро 2-го Интернационала. Возглавляя делегацию большевиков, он принимал деятельное участие в работе Штутгартского (1907) и Копенгагенского (1910) международных социалистических конгрессов. В. И. Ленин вел решительную борьбу против оппортунизма в международном рабочем движении, сплачивая левые революционные элементы, много внимания уделял разоблачению милитаризма и разработке тактики большевистской партии по отношению к империалистическим войнам.
В годы 1-й мировой войны 1914-18 партия большевиков во главе с В. И. Ленин высоко подняла знамя пролетарского интернационализма, разоблачила социал-шовинизм лидеров 2-го Интернационала, выдвинула лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую. Война застала В. И. Ленин в Поронине. 26 июля (8 августа) 1914 В. И. Ленин по ложному доносу был арестован австрийскими властями и заключен в тюрьму в г. Новый Тарг. Благодаря содействию польских и австрийских социал-демократов В. И. Ленин был 6(19) августа освобожден из тюрьмы. 23 августа (5 сентября) он выехал в Швейцарию (в Берн); в феврале 1916 переехал в Цюрих, где жил до марта (апреля) 1917. В манифесте ЦК РСДРП «Война и российская социал-демократия», в работах «О национальной гордости великороссов», «Крах II Интернационала», «Социализм и война», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции», «Итоги дискуссии о самоопределении», «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»» и др. В. И. Ленин развил дальше важнейшие положения марксистской теории, разработал стратегию и тактику большевиков в условиях войны. Глубоким обоснованием теории и политики партии по вопросам войны, мира и революции явился труд В. И. Ленин «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). В годы войны В. И. Ленин много работал над вопросами философии (см. «Философские тетради»). Несмотря на трудности военного времени, В. И. Ленин наладил регулярное издание ЦО партии газеты «Социал-демократ», установил связи с партийными организациями России, направлял их работу. На международных социалистических конференциях в Циммервальде [август (сентябрь) 1915] и Кинтале (апрель 1916) В. И. Ленин отстаивал революционно-марксистские принципы, вел борьбу против оппортунизма и центризма (каутскианства). Сплачивая революционные силы в международном рабочем движении, В. И. Ленин закладывал основы для образования 3-го, Коммунистического Интернационала.
В. И. Ленин возглавил борьбу Коммунистической партии и народных масс России за решение задач диктатуры пролетариата, за построение социализма. Под руководством В. И. Ленин партия и правительство создали новый, советский государственный аппарат. Была проведена конфискация помещичьих земель и национализация всей земли, банков, транспорта, крупной промышленности, введена монополия внешней торговли. Создана Красная Армия. Уничтожен национальный гнет. К грандиозной работе по строительству Советского государства, осуществлению коренных социально-экономических преобразований партия привлекла широкие народные массы. В декабре 1917 В. И. Ленин в статье «Как организовать соревнование?» выдвинул идею социалистического соревнования масс как действенного метода строительства социализма. В начале января 1918 В. И. Ленин подготовил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», явившуюся основой первой советской Конституции 1918. Благодаря принципиальности и настойчивости В. И. Ленин, в результате его борьбы против «левых коммунистов» и троцкистов был заключен Брестский мир 1918 с Германией, давший Советской власти необходимую мирную передышку.
С 11 марта 1918 В. И. Ленин жил и работал в Москве, после переезда сюда ЦК партии и Советского правительства из Петрограда.
В труде «Очередные задачи Советской власти», в работе «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности» (1918) и др. В. И. Ленин наметил план создания основ социалистической экономики. В мае 1918 по инициативе и при участии В. И. Ленин разработаны и: приняты декреты по продовольственному вопросу. По предложению В. И. Ленин были созданы продотряды из рабочих, направленные в деревню, чтобы поднять бедноту (см. Комитеты бедноты.) на борьбу с кулачеством, на борьбу за хлеб. Социалистические мероприятия Советской власти встретили ожесточенное сопротивление свергнутых эксплуататорских классов. Они развернули вооруженную борьбу против Советской власти, прибегли к террору. 30 августа 1918 В. И. Ленин был тяжело ранен эсеркой-террористкой Ф.Е. Каплан.
На 10-м съезде РКП(б) (1921) В. И. Ленин подвел итоги профсоюзной дискуссии в партии и выдвинул задачу перехода от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэпу). Съезд одобрил переход к нэпу, обеспечивавшему укрепление союза рабочего класса и крестьянства, создание производственной базы социалистического общества; принял написанную В. И. Ленин резолюцию «О единстве партии». В брошюре «О продовольственном налоге (Значение новой политики и ее условия)» (1921), статье «К четырехлетней годовщине Октябрьской революции» (1921) В. И. Ленин раскрыл сущность новой экономической политики как хозяйственной политики пролетариата в переходный период и охарактеризовал пути ее осуществления.
В речи «Задачи союзов молодежи» на 3-м съезде РКСМ (1920), в наброске и проекте резолюции «О пролетарской культуре» (1920), в статье «О значении воинствующего материализма» (1922) и др. произведениях В. И. Ленин осветил проблемы создания социалистической культуры, задачи идеологической работы партии; большую заботу проявлял В. И. Ленин о развитии науки.
Советское правительство во главе с В. И. Ленин последовательно боролось за сохранение мира, за предотвращение новой мировой войны, стремилось наладить экономию, и дипломатические отношения с др. странами. Вместе с тем советский народ оказывал поддержку революционному и национально-освободительному движениям.
В. И. Ленин последовательно проводил принцип коллективности руководства. Все важнейшие вопросы он ставил на обсуждение регулярно собиравшихся партийных съездов и конференций, пленумов ЦК и Политбюро ЦК партии, Всероссийских съездов Советов, сессий ВЦИК и заседаний Совнаркома. Под руководством В. И. Ленин работали такие видные деятели партии и Советского государства, как В.В. Боровский, Ф.Э. Дзержинский, М.И. Калинин, В. И. ЛенинБ. Красин, Г.М. Кржижановский, В.В. Куйбышев, А.В. Луначарский, Г.К. Орджоникидзе, Г.И. Петровский, Я.М. Свердлов, И.В. Сталин, П.И. Стучка, М.В. Фрунзе, Г.В. Чичерин, С.Г. Шаумян и др.
В. И. Ленин был вождем не только российского, но и международного рабочего и коммунистического движения. В письмах к трудящимся стран Западной Европы, Америки и Азии В. И. Ленин разъяснял сущность и международное значение Октябрьской социалистической революции, важнейшие задачи мирового революционного движения. По инициативе В. И. Ленин в 1919 был создан 3-й, Коммунистический Интернационал. Под руководством В. И. Ленин проходили 1-й, 2-й, 3-й и 4-й конгрессы Коминтерна. Им были написаны проекты многих резолюций и документов конгрессов. В произведениях В. И. Ленин, в первую очередь в труде «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920), разработаны программные основы, стратегия и принципы тактики международного коммунистического движения.
В мае 1923 В. И. Ленин из-за болезни переехал в Горки. В январе 1924 в состоянии его здоровья внезапно наступило резкое ухудшение. 21 января 1924 в 6 час. 50 мин. вечера В. И. Ленин скончался. 23 января гроб с телом В. И. Ленин был перевезен в Москву и установлен в Колонном зале Дома Союзов. В течение пяти дней и ночей народ прощался со своим вождем. 27 января состоялись похороны на Красной площади; гроб с забальзамированным телом В. И. Ленин был помещен в специально построенном Мавзолее (см. Мавзолей В.И. Ленина).
В. И. Ленин существенно дополнил марксистский анализ капитализма постановкой таких проблем, как становление и развитие капиталистического способа производства, в частности в относительно отсталых странах при наличии сильных феодальных пережитков, аграрного отношения в условиях капитализма, а также анализ буржуазных и буржуазно-демократических революций, социальной структуры капиталистического общества, сущности и формы буржуазного государства, исторической миссии и форм классовой борьбы пролетариата. Важное значение имеет вывод В. И. Ленин о том, что сила пролетариата в историческом развитии неизмеримо больше, чем его доля в общей массе населения.
В. И. Ленин всесторонне развил применительно к новой исторической эпохе марксистскую теорию социалистической революции. Он глубоко разработал идею гегемонии пролетариата в революции, необходимости союза рабочего класса с трудовым крестьянством, определил отношение пролетариата к различным слоям крестьянства на разных этапах революции; создал теорию перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, осветил вопрос о соотношении борьбы за демократию и за социализм. Раскрыв механизм действия закона неравномерности развития капитализма в эпоху империализма, В. И. Ленин сделал важнейший, имеющий огромное теоретическое и политическое значение вывод о возможности и неизбежности победы социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой капиталистической стране; этот вывод В. И. Ленин, подтвержденный ходом исторического развития, лег в основу разработки важных проблем мирового революционного процесса, строительства социализма в странах, где победила пролетарская революция. В. И. Ленин развил положения о революционной ситуации, о вооруженном восстании, о возможности при определенных условиях мирного развития революции; обосновал идею о мировой революции как едином процессе, как эпохе, соединяющей борьбу пролетариата и его союзников за социализм с демократическим, в том числе национально-освободительным, движениями.
В. И. Ленин глубоко разработал национальный вопрос, указав на необходимость рассматривать его с позиций классовой борьбы пролетариата, раскрыл тезис о двух тенденциях капитализма в национальном вопросе, обосновал положение о полном равноправии наций, о праве угнетенных, колониальных и зависимых народов на самоопределение и вместе с тем принцип интернационализма рабочего движения и пролетарских организаций, идею совместной борьбы трудящихся всех национальностей во имя социального и национального освобождения, создания добровольного союза народов.
Одним из основных условий построения социализма В. И. Ленин считал осуществление культурной революции: подъем народного просвещения, приобщение широчайших масс к знаниям, культурным ценностям, развитие науки, литературы и искусства, обеспечение глубочайшего переворота в сознании, идеологии и духовной жизни трудящихся, перевоспитание их в духе социализма. В. И. Ленин подчеркивал необходимость использования культуры прошлого, ее прогрессивных, демократических элементов в интересах строительства социалистического общества. Он считал необходимым привлечение к участию в социалистическом строительстве старых, буржуазных специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин выдвигал задачу подготовки многочисленных кадров новой, народной интеллигенции. В статьях о В. И. Ленин Толстом, в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905), а также в письмах М. Горькому, И. Арманд и др. В. И. Ленин обосновал принцип партийности литературы и искусства, рассмотрел их роль в классовой борьбе пролетариата, сформулировал принцип партийного руководства литературой и искусством.
В трудах В. И. Ленин разработаны принципы социалистической внешней политики как важного фактора построения нового общества, развития мирового революционного процесса. Это политика тесного государственного, экономического и военного союза социалистических республик, солидарности с народами, борющимися за социальное и национальное освобождение, мирного сосуществования государств с различным общественным строем, международного сотрудничества, решительного противодействия империалистической агрессии.
В. И. Ленин развил марксистское учение о двух фазах коммунистического общества, о переходе от первой к высшей фазе, о сущности и путях создания материально-технической базы коммунизма, о развитии государственности, о формировании коммунистических общественных отношений, о коммунистическом воспитании трудящихся.
В. И. Ленин создал учение о пролет, партии нового типа как высшей форме революционной организации пролетариата, как авангарде и руководителе рабочего класса в борьбе за диктатуру пролетариата, за построение социализма и коммунизма. Он разработал организационные основы партии, интернациональный принцип ее построения, нормы партийной жизни, указал на необходимость демократического централизма в партии, единства и сознательной железной дисциплины, развития внутрипартийной демократии, активности членов партии и коллективности руководства, непримиримости к оппортунизму, тесной связи партии с массами.
В апреле 1970 Коммунистическая партия Советского Союза, весь советский народ, международное коммунистическое движение, трудящиеся массы, прогрессивные силы всех стран торжественно отметили 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Празднование этой знаменательной даты вылилось в величайшую демонстрацию жизненной силы ленинизма. Идеи Ленина вооружают и вдохновляют коммунистов и всех трудящихся в борьбе за полное торжество коммунизма.
Текст настоящей статьи взят отсюда: ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА
(Электронные книжные полки Вадима Ершова и К°)
сайт:
* Полное собрание сочинений. Издание 5. (1960-1981)представлено на этом же сайте: ***