как объяснить ребенку что такое честь и достоинство
Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?
Классный час на тему «Что такое честь и достоинство?
Цель: Способствовать усвоению учащимися того, что честь и достоинство не только личное, но и общественное достояние, поскольку уважающий себя человек, признанный как ценность общества, обладает большей созидательной, культурообразующей силой, чем человек лишенный достоинства.
— Научить детей бережному отношению к общечеловеческим ценностям, особенно к главной ценности человека – достоинству, способствовать формированию правовой культуры, гражданской позиции и толерантного поведения;
— Воспитание достоинства и самодостаточности;
Развитие навыков социально ориентированного, достойного поведения, навыков работы в группе, умения высказывать своё мнение, не нарушая прав других.
Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену.
Коль совесть добрую имеешь,
Покой и мир в душе хранишь,
Знай, зерна доброты ты сеешь,
И честь свою не осквернишь.
1.Вступительное слово учителя.
В нашей жизни есть тонкие и нежные, сильные и мужественные. Несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек часто встречает красоту и подлость, радость и горе, любовь и предательство. Можно по-разному определить цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
— Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь, и из чего она складывается?
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
-Какое место в иерархии ценностей, по-вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
Шекспир писал: Моя честь-это моя жизнь: обе растут из одного корня.
-А как вы можете охарактеризовать понятие «достоинство»?
Достоинство-совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе.
Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своим именем.
3. Объясните значение выражений
1 Честь семьи (доброе имя)
2.Сражаться за честь (отстаивать человеческое достоинство)
3. Честное имя (незапятнанное)
4. Человек чести (гражданское достоинство)
5. Дело чести (дело, которое обязательно необходимо сделать)
6. Честь мундира, белого халата (репутация военного человека, врача).
7. Если вы с честью выходите из затруднительного положения, то это означает, что вы поступаете мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, находите достойный выход из трудного положения.
8. Если вы с честью выполняете порученное вам дело, то это означает, что вы делаете его очень хорошо, добросовестно, ваша работа достойна похвалы.
9. Судом чести называется разбирательство чьей-либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей.
10. Если вы говорите, что пора или надо и честь знать, то это означает, что ваш визит в какое-то место подошёл к концу и вам следует уходить.
11. Если вы вежливо обращаетесь к кому-то, что-то предлагая или кого-то представляя, то вы говорите имею честь предложить, имею честь представить и т. д.
12. Если кто-то живёт по чести, по совести, то это означает, что этот человек поступает в соответствии с представлениями о чести.
13. Честью называют целомудрие, непорочность, девственность.
Беречь свою девичью честь.
14. Честью называют почёт, уважение.
Большая честь. | Воздать, оказать честь кому-либо. | Честь и слава героям! | Честь и хвала тебе!
15. Если вы говорите, что честь сделать что-то принадлежит (доверена) кому-либо или чему-либо, то это означает, что они получили почётное право это сделать.
16. Если вы говорите, что вы сочтёте (почтёте) за честь что-то сделать, то это означает, что предстоящее вам дело принимается вами с благодарностью, что вы с радостью возьмётесь за него.
17. Если вы говорите о ком-либо или о чём-либо невелика честь, то это означает, что вы считаете этого человека или объект не достойным уважения, не стоящим усилий, внимания и т. п.
18. Если вы говорите (слишком) много чести кому-либо, значит, вы считаете, что этот человек не достоин, не заслуживает чего-либо.
19. Если военный человек отдаёт честь, то это означает, что он приветствует кого-либо по-военному, приложив руку к головному убору.
20. Если вы говорите о ком-либо, что он оказался в чести́ у кого-либо, то это означает, что этот человек кем-то особо отмечен, облагодетельствован, получил преимущества по сравнению с другими.
21. Фраза Была бы честь предложена означает выражение безразличия к чьему-либо отказу что-то сделать.
22. Если о вас говорят, что какой-то поступок делает вам честь, то это означает, что он характеризует вас с хорошей стороны.
Саша вообще очень принципиальный человек. — Это делает ему честь.
Так что же такое честь для каждого из нас?
Просмотр видеоролика, для того, чтобы сформулировать определение понятия ЧЕСТЬ.
Учащиеся с помощью учителя приходят к мнению, что
Честь основана на объективной оценке личности, определяющей отношение общества к гражданину.
Порой человек в погоне за внешним престижем совершает бесчестные поступки, теряя свое достоинство
5.Тест (высвечивается на экране).(Слайд4)
Вы должны выразить свое отношение к каждому суждению, содержащемуся в тесте. Ответьте «да», если вы согласны с утверждением, и «нет», если не согласны.
1. Честь и достоинство – слова, которые сегодня ничего не значат.
2. Честь – это ответственность за свое поведение.
3. Не стоит оказывать слишком много услуг другим, потому что немногие оценивают эти услуги по достоинству.
4. Достоинство – это порядочность, мужество, умение постоять за себя.
5. Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, чтобы его оценили по достоинству.
6. Человек чести уважает себя и заслуживает уважение других людей.
7. Достоинство – это чувство превосходства над другими.
8. Человек не должен настойчиво защищать свои убеждения, когда многие имеют противоположное мнение.
9. Человек чести не боится доказать свою правду, а если не прав, то признает это.
10. Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда имеется сильный соблазн поступить иначе.
-Честь и совесть! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
И честь, и совесть, и достоинство должны быть в каждом из нас. Именно сейчас надо научиться уважать не свое собственное достоинство, но и человеческое достоинство окружающих нас: родных, близких, старших, друзей, одноклассников. И для каждого из нас очень важно сохранить свою честь и достоинство незапятнанной, независимо от условий.
Итак, мы подходим к самому главному. Человек с незапятнанной совестью достоин уважения, достоин называться человеком. А кто не может, не имеет морального права называться человеком?
Пусть эти советы в вашу душу. Пусть они учат вас быть людьми с честью и совестью. К какому выводу мы можем подойти, осмыслив истины, примеряя к себе.
Желаю вам, чтобы вы из любых жизненных ситуаций выходили достойно, произнося с гордостью:
В романе Ч. Айтматова «Плаха» есть такие слова: «Человек – сам судья и сам творец каждого дня нашего» (высвечивается на экране). Вот и мы с вами должны анализировать каждый прожитый день: что сделано не так, что мы осудим, а что одобрим.
Памятка-алгоритм ученикам для работы по составлению синквейна:
Одно существительное – ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Три глагола, раскрывающих действие понятия.
Фраза на тему – короткое предложение, где отражается авторское отношение к понятию.
Одно слово, в котором автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?
В сегодняшнее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное понятие о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка представляют постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и совершенства.
Подготовительная беседа
Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в подневольности от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать неплохие поступки – значит, делать добро.
Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения фантастических событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему проблема: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, свершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»
Объяснение понятия «честь»
После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчишки подрались.
После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчишку, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное касательство со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.
В войне со злом человек сохраняет свою честь.
Объяснение понятия «достоинство»
Понятия совершенства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может находить себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать беспорочно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое происходит непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.
Разговор с подростком
Совершенство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.
Достойные люд в литературе
Примеров честных и достойных поступков в литературе много.
Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчишка не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет почтение к себе со стороны своего друга и самоуважение.
Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, поддержка слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.
Притча о Чести
Вихрь, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видали вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они произнесли, где их можно найти:
Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся наверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда товарищи спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно отозвалась:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником раз, не встретится со мной уже никогда.
Честь и достоинство: примеры из истории
Ранее честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люд порой прибегали к методам, опасным для их жизни.
Период Великой Отечественной войны узко связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Отечеству, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если соединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.
Поделитесь с друзьями:
Этическая беседа на тему: «ЧЕСТЬ»
Цель: Помочь детям осмыслить истинное значение понятия «честь».
В народе говорят: Живи по чести – будут и почести.,Всякому своя честь дорога.,Жизнь – Родине, честь – никому.
Как бы вы объяснили своему младшему брату, что такое честь, из чего она складывается?
Б Мандевиль сказал: «Честь есть нечто иное, как хорошее мнение о нас других людей.
Какое место в иерархии ценностей, по вашему, занимает честь? Почему вы так считаете?
Что значит человек без чести? Какое моральное качество у него отсутствует?
Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек.?
Можно ли заслужить честь? Потерять ее? От чего это зависит?
Честь дороже жизни – говорил Шиллер.
Моя честь – это моя жизнь, обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец.
Человек, обладающий честью. Бережет ее, дрожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но. Прежде всего он уважает себя.
Честь – главное качество человеческой души, тот кто утратил ее, кто не хочет воспитывать ее в себе, превращается в жестокого человека.,не имеющего не чувств, не мыслей.
Послушайте отрывок из воспоминаний:
Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Выдаются карточки на хлеб.
поднял карточку и став в очередь получил по ней хлеб. Он окрыленный шел домой. С радостью рассказал об этом маме. С нетерпением ждал похвалы.
Но услышал от мамы: «Лучше бы ты умер.»
Не жестоко ли обошлась с мальчиком мама?
Мама просто сгорала от стыда за своего сына, за его не достойное поведение.
Русская пословица гласит: « В ком стыд, в том и совесть»
Составьте Кодекс человеческой порядочности. Какие качества лежат в его основе.
Вместе с детьми составляем Кодекс чести. Зачитываем.
Как объяснить ребенку, что такое честь и достоинство?
Содержание статьи:
В настоящее время нечасто можно встретить детей, имеющих полное представление о чести и достоинстве. Понятия эти достаточно сложные для понимания, поэтому с ними ребенка знакомят постепенно: сначала говорят о честности, беседуют о добре и зле, а затем подводят к пониманию чести и достоинства.
Подготовительная беседа
Сначала анализируют поступки известных персонажей: распределяют их на группы в зависимости от того, больше добрых или злых поступков он совершил. Затем переходят к объяснению того, что совершать хорошие поступки – значит, делать добро.
Зло всегда проигрывает, отрицательные персонажи наказываются. После обсуждения сказочных событий, переходят к реальности. Тут важно навести ребенка на размышления, задав ему вопрос: «Какую награду в реальной жизни может получить человек, совершивший хороший поступок? Как его могут наказать за проступок?»
Объяснение понятия «честь»
После беседы можно рассмотреть ситуацию: мальчики подрались.
После этого возвращаются к вопросу: какая награда ждет мальчика, ведь он совершил добрый поступок. Делают вывод, что в качестве награды выступает уважительное отношение со стороны окружающих. Неправильные действия вызывают осуждение и порицание.
В борьбе со злом человек сохраняет свою честь.
Объяснение понятия «достоинство»
Понятия достоинства и чести очень тесно связаны: человек, поступающий по чести, может считать себя достойным, и наоборот, человек с чувством собственного достоинства сможет поступать честно и правильно. Основное отличие в том, что честь – это воспитанное чувство, которое совершается непроизвольно, а достоинство – это осознанный выбор.
Разговор с подростком
Достоинство и честь подростков проявляются в поведении и отношении не только к окружающим, но и себе.
Достойные люди в литературе
Примеров честных и достойных поступков в литературе много.
Можно посмотреть мультфильм «Золотая антилопа», где мальчик не выдает местонахождения антилопы даже под страхом смерти. Так он сохраняет уважение к себе со стороны своего друга и самоуважение.
Всем героям присущи такие качества, как умение держать слово, помощь слабым, верность Родине. После обсуждения произведений можно рассказать притчу.
Притча о Чести
Ветер, Огонь, Вода и Честь были хорошими друзьями. Всюду их видели вместе, но однажды заставила их нужда разойтись в разные стороны. Чтобы не потеряться, они сказали, где их можно найти:
Ветер: «Я буду, где шелестит листва».
Огонь: «Меня вы найдете по дыму, направляющемуся вверх».
Вода: «А на мое присутствие укажет камыш».
Честь молчала. Тогда друзья спросили:
— Как тебя можно будет найти?
Честь грустно ответила:
— Вы можете сходиться и расходиться, а я – нет. Тот, кто не захотел быть моим спутником однажды, не встретится со мной уже никогда.
Честь и достоинство: примеры из истории
Раньше честь занимала важное место в обществе. Чтобы сохранить честь люди порой прибегали к методам, опасным для их жизни.
Период Великой Отечественной войны тесно связан с проявлением как чести и мужества, так и предательства, бесчестья. Люди, отдавая долг Родине, бились до последнего. При этом понимали, что выжить можно только, если объединятся все. Много историй о блокадном Ленинграде, отрезанным от остальных городов фашистами.
Урок «Честь и достоинство»
Сиротюк Елена Юрьевна,
преподаватель педагогических дисциплин,
г. Белебей, Республика Башкортостан
ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО
— познакомить с понятиями рыцарская, дворянская, воинская, гражданская честь.
— раскрыть понятия “честь” и “достоинство” как высокие моральные качества человека; подвести к пониманию проявления данных качеств;
— побудить детей к анализу собственных поступков;
— обсудить, как воспитывать в себе честь, развивать достоинство.
разработка презентации “Достоинство и честь”, аудиозаписи произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», литературные герои, газета «Белебеевские известия» № 24, 2014г, журнал «1000 советов» № 2, 2014г, фото известных общественных деятелей, учебник “Основы светской этики”
Добро пожаловать на урок Основ Религиозных Культур и Светской Этики!
Целеполагание и мотивация. Актуализация знаний.
— Перед вами весы нравственности. На их чашах – добрые и злые дела литературных персонажей. Попробуем вспомнить известных нам литературных персонажей и разместить их на весах. Те, у кого добрых дел больше, попадут на чашу с добрыми делами, а те, у кого больше злых, плохих поступков, окажутся на другой чаше.
– Вы легко определили поступки известных героев – добрые и злые. А что такое добро? А зло? (ответы детей)
– Как называются правила, объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми? (Мораль.)
– Что такое долг? (Обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний.)
– А если человек вовремя не отдал долг, какие чувства он испытывает перед тем человеком, у которого взял в долг? (Чувство стыда.)
– А что ещё он чувствует? (Чувство вины, угрызения совести.)
– Уважают ли такого человека окружающие? Почему? (Не уважают, потому что он поступил некрасиво, несправедливо, нечестно, подвёл людей, которые ему поверили.)
III . Постановка проблемы.
— Работа с пословицами (на доске)
Береги платье снову, а честь смолоду.
Наша честь с утра до вечера.
Честь окрыляет, бесчестье гнетет.
— Какое слово встречается во всех пословицах? (честь)
— А каким меня воспринимают окружающие? Каково моё положение среди людей? Ценят ли они меня как личность?
— На эти и подобные вопросы позволяют ответить такие важные нравственные характеристики человека, как честь и достоинство.
— Известный русский писателей и мыслителей Фёдор Михайлович Достоевский говорил: “Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего”
— О каких нравственных понятиях мы сегодня будем говорить на уроке? (Честь и Достоинство)
Тема урока: Честь и Достоинство (тема на доске)
— У понятия «честь» можно выделить несколько составляющих (разгадывают ребусы)
Сегодня на уроке мы рассмотрим рыцарскую, воинскую, гражданскую честь.
Основная часть. И.Н.М
— Как вы понимаете слово «честь»? (ответы детей)
— Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.
— Что такое достоинство? (ответы детей)
— Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.
— Что значит “безнравственный поступок”?
— Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.
“ Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: “Лучше бы ты умер”.”
— Почему мама так ответила?
— Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?
Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.
Совершим путешествие в историческое прошлое.
— Кто такой рыцарь? (ответы детей, показ фото)
Ры́царь — средневековый дворянский почётный титул в Европе. (работа со словарём Ожегова)
Определение рыцарских добродетелей
Кодекс чести рыцарства. (зачитывают дети)
Благородство в Служении
Смелость в исполнении правил
Уважение ко всем достойным людям
Презрение к подлецам
Учтивость ко всем женщинам
ВЫВОД: Рыцарская честь состояла в храбрости, преданности, благородстве, защите невиновных, смелости. (наглядность на доске)
— Кто такой воин? (ответы детей, показ фото)
Воин — тот, кто сражается с врагом, солдат, боец. (работа со словарём Ожегова)
Важнейшие критерии понимания воинской чести (зачитывают дети)
личное достоинство офицера, которое подразумевает уважение к себе, сознание своих человеческих прав, подобающее поведение
Внутреннее чувство благородства. Благородство состоит в способности жертвовать личными интересами в пользу других, великодушии, неспособности унижат ься и унижать окружающих.
Русский офицер всегда и во всем обязан был представлять собой образец честности и порядочности.
Здоровое чувство честолюбия. Честолюбие в воинской среде проявляется в стремлении к уважению, почету, почестям, наградам и славе. «
Неприкосновенность личности офицера.
ВЫВОД: Воинская честь состоит в благородстве, честности, честолюбии, преданности, верности и исполнении долга. (наглядность на доске)
— Какой ритуал существует в военной службе? (Отдание чести.)
— 15 февраля мы отмечали День памяти воинов – интернационалистов, 23 февраля – день Защитников Отечества.
Афганская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)
Война продолжалась 9 лет, 1 месяц и 19 дней. В ней приняли участие 620 тысяч человек. Из них 14 453 россиянина убиты или пропали без вести, 2 386 умерли от ран, 4 000 погибли на полях сражений, стали жертвами катастроф и аварий 1739 человек. В эпицентре военных событий оказались 1350 женщин.
За заслуги в Афганской войне награждены 200 000 бойцов.
15 февраля 1989 года завершился вывод советских войск из Афганистана. Этот день стал Днем памяти воинов-интернационалистов.
Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Афганистане – Сергей Виноградов, Валерий Фогель, Алик Силибаев, Фидаил Галлиуллин, капитан Ибрагим Тутаев.
Первый печальный «груз 200» был доставлен в Белебей в 1981 году. Сергей Виноградов был смертельно ранен в бою.
«Мы посадили в военном городке ели, – писал Сережа в письме к маме. – Они такие же, как в нашем лесу за городом… Знаешь, мама, кругом знойная пустыня, а саженцы принялись. В свободное от службы время я их поливаю…»
Чеченская война (справка из газеты «Белебеевские известия» № 24 от 15.02.2014г.)
Наши земляки- белебеевцы, приютовцы, погибшие в Чечне – Афанасьев Роман, Ахмадиев Разим, Багаутдинов Ринат, Денисов Эдуард, Нафиков Баян, Назаров Ильшат, Султанов Ринат, Шивкин Александр, Щипакин Виктор.
В Белеебеевском районе почти 700 воинов – интернационалистов, из них 190 – «афганцев», создано общество «Боевое братство».
(просмотр видеоклипа «Синева» группы «Голубые береты»)
— Кто такой гражданин? (ответы детей, показ фото)
Право на честь, достоинство, деловую репутацию является абсолютным субъективным неимущественным правом. Это право, в случае его нарушения, защищается от любого лица, которое его нарушает. И оно прописано в «Гражданском кодексе Российской Федерации». Свое право на защиту чести мы можем отстаивать в суде.
ВЫВОД: Гражданская честь включает в себя совесть, уважение к родному народу, честность, уважение к людям. (наглядность на доске)
— В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. (просмотр мультфильма)
— Как вы оцениваете его поступок? (ответы детей)
— В феврале 2014 года наша страна проводила Олимпиаду в Сочи.(беседа, обмен мнениями).
Биография И. Зарипова ( журнал « 100 советов» № 2, 2014г. )
— Скажите, изменился ли смысл чести на протяжении всего времени развития человечества? (ответы)
— Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? (ответы)
— Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно? (ответы детей)
Подведение итогов урока
В завершение урока притча:
“ Как-то раз мудреца спросили, почему человеку даны два глаза, в то время как у него есть один рот и нос. Мудрец ответил, что левым глазом человек должен видеть собственные недостатки и пути их устранения, а правым глазом – достоинства другого человека, с тем, чтобы оказывать ему всяческое уважение.”
— Как вы думаете, почему человек должен видеть одним глазом собственные недостатки и исправлять их, а другим видеть достоинства другого человека? (ответы детей)