как узнать бюджет школы
За что родители должны платить в школе, а что считается поборами?
Рассказываем, какие платежи в образовательных учреждениях являются добровольными.
– В прошлом году несколько раз сдавали деньги в школу на ремонт и шторы. А в этом ещё первое сентября не наступило, а нам уже «намекают» на новые расходы. Что делать? Могут ли родители отказаться от этих трат? Мы и так каждый год тратим кучу денег на канцтовары и одежду.
Школьное образование в государственных или муниципальных учреждениях, согласно ст. 43 Конституции РФ, должно быть бесплатным. Поэтому от родителей и учеников за образование не должны требовать никаких денег. Однако периодически с родителей собирают средства на краску для стен, шторы, новый линолеум или подарок учителю. Такие сборы могут выставлять как обязательные, что само по себе незаконно.
Что должно быть в школе бесплатным?
Согласно пунктам 3 и 6 ст. 8 закона «Об образовании», органы государственной власти в сфере образования (министерства и департаменты) обязаны обеспечивать государственные гарантии на бесплатное образование.
Так, пункт 5 ст. 9 закона говорит о том, что органы местного самоуправления обязаны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, а также территорий, прилегающих к ним. То есть на ремонт, новые окна, полы, благоустройство спортивной площадки должны выделяться средства из местного бюджета.
Закупать учебники родители также не должны: пункт 1 ст. 18 закона устанавливает, что школьная библиотека должна быть укомплектована печатными и электронными учебными пособиями, а также методичками и другими необходимыми материалами, которые входят в основные образовательные программы. При этом доступ в библиотеку для всех учеников, а также педагогов и научных сотрудников должен быть свободным. Об этом же говорится и в ст. 35 закона. Средства на учебники должны выделяться из бюджетов различного уровня, но не из родительского кармана.
Кроме того, в образовательной организации должна быть организована бесплатная доставка детей до места обучения и обратно до дома (ст. 40 закона). Это касается случаев, когда в населённом пункте или между ними не организовано транспортное сообщение.
Что может быть платным?
Директор школы №47 Владимир Кодачигов пояснил порталу Свойкировский, что образовательные организации также могут оказывать дополнительные платные услуги, например, проведение секций. Для этого школа должна утвердить в департаменте образования тарифы на занятия. Цены на посещение секций необходимо разместить в свободном доступе – на сайте школы или информационном стенде. При этом оплата таких занятий родителями должна происходить официально – с чеками и договорами.
Кроме того, в школах могут действовать фонды поддержки. Внесение средств в них – дело добровольное. При этом на уровне администрации образовательного учреждения устанавливаются цели, на которые планируется потратить средства. В частности, деньги направляют на программы и проекты, связанные с развитием школы, талантов и способностей учеников.
– Классный руководитель может внести в образовательную программу посещение музея или проведение экскурсии, – отметил Владимир Кодачигов. – Конечно, такие мероприятия не бесплатны, средства на них должны собирать родители. Однако для начала родительский комитет должен одобрить план классного руководителя.
Для этого необходимо узаконить процедуру сбора средств: в комитете нужно выбрать председателя и казначея, а также составить протокол. Последний должен подтверждать, что родители согласны с поездкой или экскурсией и добровольно сдают деньги на это мероприятие. Кодачигов подчеркнул, что классный руководитель «ни в коем случае не должен касаться денег руками», он только может подавать идеи и организовывать детей и родителей.
Что делать, если деньги всё-таки требуют сдать?
По словам директора школы, все проблемы для начала нужно решать на уровне администрации образовательного учреждения. Его руководитель может и не знать о конфликте, возникшем в конкретном классе.
Если факт противоправных действий всё же подтвердится, стоит обращаться в департамент образования. Помочь в решении проблемы могут в прокуратуре, которая проверит законность сборов, и в полиции.
1. Конституция РФ гарантирует бесплатное школьное образование в муниципальных и государственных школах. Это значит, что ребёнок из любой семьи может получить знания, которые входят в основные образовательные программы.
2. Закон «Об образовании» закрепляет, что родители не обязаны платить за ремонт школы, содержание территории, охрану здания и обучающихся, а также учебники и транспорт.
3. Школа может обязать детей носить форму. Родители могут купить её как самостоятельно, так и при поддержке регионального бюджета. Правда, закон не обязывает государство (или регион) оплачивать школьную форму.
4. Вместе с тем образовательные организации имеют право оказывать дополнительные платные услуги. Тарифы на них должны быть утверждены в муниципальной администрации и находиться в открытом доступе.
5. Школы могут организовать фонд помощи. Взносы в него должны быть добровольными, а средства идут на развитие школьных программ и помощь для развития талантов учеников.
6. Классные руководители имеют право внести в образовательную программу посещение музеев, экскурсий, театров и т.д. Мероприятия должен согласовать родительский комитет, он же занимается сбором средств с родителей. Но взносы в этом случае также полностью добровольные.
7. При возникновении конфликтной ситуации для начала стоит обратиться к руководству школы. Если проблема не решается, то о ней следует рассказать в департаменте образования. Также помочь в разрешении конфликта могут в прокуратуре и полиции.
Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.
Громады теперь могут контролировать расходы на школы. Объясняем, как это работает
В Украине появились интерактивные школьные бюджеты. На онлайн-платформе можно посмотреть, сколько денег выделяется на учебное заведение и сравнить расходы на школы в разных регионах. Свои.City объясняют, как это работает, на примерах из Донецкой и Луганской областей.
Разработчик инструмента, позволяющего контролировать расходы на учебные заведения, – CASE Україна. Это неприбыльная общественная организация, среди целей которой – сделать для граждан прозрачным механизм траты их налогов. Социологический опрос, проведенный по заказу CASE в мае 2020 года, показал, что 56% украинцев не доверяют государству и считают, что им самим лучше знать, как эффективнее потратить деньги, в том числе и на образование собственных детей.
CASE Украина анонсировала и запустила в открытый доступ бюджеты некоторых украинских школ, но теперь они пошли дальше и создали онлайн-платформу.
Как узнать бюджет школы
Исполнительный директор CASE Україна Дмитрий Боярчук так пояснил необходимость создания интерактивной платформы: «В условиях децентрализации меняется характер финансирования школ – контроль за эффективностью расходов переходит от центральной власти к местным громадам. Однако пока родители не имеют удобных инструментов, которые в упрощенном виде позволили бы отслеживать расходы школы, сравнивать между собой различные учреждения и оценивать их эффективность».
Разработчики собрали полные данные по бюджету 141 школы за 2020 год, и теперь жители громад могут узнать:
Чтобы получить полную информацию о том, как тратятся деньги, выделенные на вашу школу, нужно пройти по ссылке. Из предложенного списка выбрать интересующее учебное заведение (если оно там есть) и активировать ссылку на него. Перед вами откроется окно, в котором следует выбрать кнопку «Запит» и заполнить всплывшую форму. Данные по вашему запросу придут на электронную почту.
Скриншот страницы сайта Интерактивный бюджет школ Свои
Послав запрос, можно узнавать сумму расходов на зарплату работникам школы, расходы на коммунальные услуги и энергоносители, продукты питания, закупку компьютерного оборудования и тому подобное.
В планах разработчиков сделать так, чтобы пользователи интерактивного бюджета школы могли прямо на сайте вести обсуждения и делать свои предложения по распределению средств на развитие школы.
Финансирование образования в 2019 году Минфин
Где на ученика тратят больше
На сайте уже есть данные по всем школам Украины. Правда, не все из них за 2020 год, но можно выбрать 2019-й и 2018-й. Можно проверить, во сколько, например, обходится обучение ребенка в Киеве и Лисичанске. Или сравнить расходы на школы в селах и областных центрах.
Интерфейс раздела «Контролюй видатки своєї школи» прост. Вам предлагается табличка, где нужно выбрать четыре пункта:
Свои.City протестировали работу сервиса. Мы сравнивали общеобразовательную школу из села Парасковиевка (Бахмутский район Донецкой области) и многопрофильный лицей в Лисичанске (Луганская область). Расходы на одного ученика в селе составляют 31 964 грн, а в лицее – 19 947 грн. В школе в Парасковиевке работают 26 педагогов, а в лицее – 35. Учеников 253 в сельской школе и 383 в лицее.
Скриншот страницы сайта Интерактивный бюджет школ Свои
Как добавить данные
Жители любой ОТГ могут подать заявку на бесплатное создание интерактивных бюджетов их школ. Сделать это можно по ссылке.
Интерактивная платформа запущена в рамках проекта Global Communities «Децентрализация приносит прозрачность и эффективность в медицине и образовании». Разработка программного обеспечения и бюджетное консультирование обеспечивает Центр социально-экономических исследований CASE Україна.
Расчет бюджета школы
Привет всем пикабушникам, мне предоставили возможность взглянуть на расчет бюджета школы и его приобретения за последний год. С разрешения владельца, выкладываю здесь
За ранее извиняюсь за качество фото, фотографировал на Asus Zenfone 2
Найдены дубликаты
Лига Педагогов
1.1K поста 4.6K подписчика
Правила сообщества
Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.
3. Оскорблять участников сообщества;
4. Писать не по теме;
Доска шахматная за 8 950?! Из касного дерева чтоли?
Где расчеты по зарплате?
и моники непонятно, завшены, хотя бакс скачет в течении года, проще больше заложить
за что ранее Вы извиняетесь.
Чет я на счет эл учебников, сист блоков\мониторов и мфу не понял. Зачем столько?
По «Алым парусам» можно предположить, что СПб.
Ну и что Вас так удивило, сударь?
Интересно было посмотреть, на что школа тратит.
Охрана атас как дорого обходится. ТС, можешь описать, как она выглядит в реале?
Ещё немножко подозрительно насчет шахмат, какие-то цены запредельные. Или это специальные спортивные шахматы, которые с припиской «Безопасно для детей»?
Уроки 3D моделирования, за одним столом 2 или 3 монитора
в школе, помимо новых 24 системников, херова куча компов старых на балансе с убогими 15-ти дюймовыми мониторами может быть.
+ 32000 рублей в месяц на охрану это много вы считаете?)))) Охранник дядя Вася из этих 32 дай бог 20 получает.
Шахматы 1850 дорого? Или 5900?
Охрана 128 руб/ч вполне реальная цифра.
Это не бюджет, а план ФХД. Суть почти одна и та же, но давайте вещи своими именами называть.
44 выпускника, значит школа человек на 500. Итого в год сколько получается? Лямов 15-20? Вполне адекватная цифра.
На Сахалине не хватает денег, чтобы кормить детей в садах и школах
О том, что в Сахалинской области сложилась совершенно позорная ситуация с детским питанием, Сах.ком уже рассказывал в мае ( https://sakhalin.info/news/207707 ). В школах и садиках не хватает денег, чтобы кормить детей. О полноценном и качественном рационе речь не идет, стоит цель хоть как-то продержаться. К примеру, в селе Покровка Долинского района приходится экономить даже на детях с особенностями здоровья: урезается или завтрак, или обед, потому что и на то, и на другое не хватает.
Депутаты областной думы во время поездки в Корсаковский район осмотрели социальные объекты и в том числе узнали о питании.
— В этом году переходим на самостоятельные хлеба и во всех школах будем готовить сами, — рассказал вице-мэр Григорий Голодников. — Требования ужесточаются, сами будем отвечать за качество. И затрат будет меньше, предпринимателям же нужна прибыль. Ищем штатные единицы внутри. Не будем просить дополнительных ставок, потому что понимаем, что сегодня экономия жесткая. Будем искать собственные резервы.
Если вице-мэр представляет, как все это организовать, то директор корсаковской школы №4 Елена Осотова — нет. Услышав вопрос «Что у вас по питанию?», она несколько секунд молчит. Ну говорите как есть, подбадривает ее Голодников, и директор говорит.
— Мало денег на питание. Мы все хотим вкусно кушать, а заплатить за это десять рублей. С 1 сентября мы сами будем готовить. Я сейчас в некотором ужасе, потому что опять-таки мы все хотим качество. А оно будет тогда, когда специалисты будут, а не таким образом, чтобы у меня одна посудомойка там посуду помыла, потом бегом здесь полы моет и так далее. Ну не хватает мне людей, Григорий Петрович, можете на меня даже не смотреть.
Перевод на самообслуживание — хорошая идея, считает Елена Осотова. Но только если есть кому готовить и есть на что. В теории все гладко: школа готовит сама, отвечает за продукты и блюда, экономит деньги (ведь предприниматель с этого должен еще и выгоду иметь, а школе она не нужна). Но денег все равно не хватит, даже с учетом этой экономии, уверена директор.
— Наша школа работает в две смены. Во вторую смену у нас обучаются одиннадцать классов, и эти дети должны питаться обедом. Если в прошлом году мы их обедом не кормили, мы кормили детей с первой смены завтраком и во второй смене мы тоже кормили завтраком, то теперь по СанПиНам мы обязаны детей второй смены кормить только обедом. А это значит, должно быть первое, второе, третье. Это значит, что тех денег, которые вы выделяете, все равно не хватит. На сегодняшние деньги полноценным обедом детей, которые обучаются во вторую смену, невозможно накормить. Наш предприниматель всегда на самом деле еще и добавлял свои деньги, чтобы приготовить детям более-менее нормальную еду, — открывает секрет Осотова.
Голодников не верит, что предприниматель мог так делать. Он уверен, что с 1 сентября денег будет хватать, несмотря на то, что стоимость школьного питания в области долгое время оставалась неизменной, не индексировалась, а продукты постоянно дорожают.
На питание одного школьника в месяц область дает Корсаковскому району 1,5 тысячи рублей. Корсаковский бюджет добавляет еще 500 рублей. С родителей денег не собирают. Получается 2 тысячи в месяц. Что можно придумать на эти деньги? Кто-нибудь из чиновников смог бы месяц обедать на такую сумму?
— В других районах, где уже перевели школы на новую систему и они стали сами готовить, все равно жалуются, что денег не хватает, — заметили депутаты.
Ответ Григория Голодникова — давайте доживем до 1 сентября, а там посмотрим.
На вопрос, кто будет готовить в школе, вице-мэр отвечает:
— Мы же оптимизируем. По СанПиНу положено, к примеру, девять человек, а мы даем семь ставок. Потому что есть фонд оплаты труда. Директор может, конечно, и девять взять, но они будут получать по пять копеек. Может и замдиректора переименовать в повара, я утрирую. Но понятно, что все должны выполнять свою работу. Хотелось бы, чтобы все было как положено, но время у нас сейчас такое, что приходится ужиматься.
Депутаты пообещали, что будут менять в целом по области сумму, предназначенную на школьное питание. По районам сейчас ездят именно для этого — чтобы собрать данные, выйти на реальную цифру. Только вот, наверное, не все такие смелые, как Елена Осотова. Кто-то вполне может ответить — да все в порядке у нас, нам хватает.
На недавнем пресс-завтраке зампреда областного правительства Владимира Ющука с журналистами и блогерами корреспондент Сах.ком спросила о проблеме со школьным питанием. Владимир Ющук ответил, что ничего не слышал о ней (!), но пообещал разобраться.
Сколько зарабатывают школы
Разбираемся, как школы устроены с точки зрения бизнеса: какие у них доходы и расходы, кто клиенты и почему инвестор-государство вкладывает в них столько денег.
В Дагестане 1446 школ, а в Магадане — 58
В 2018 году в России было 40 498 общеобразовательных школ — это свежие данные Минпросвещения. В этих школах учились 16 013 569 человек, а работали 2 130 446 учителей, то есть на одного учителя приходилось 7 учеников.
В среднем на регион приходится по 476 школ, но если смотреть количество школ не в среднем, а по регионам, меньше всего школ:
В этих пяти регионах количество школ меньше ста. Но есть семь регионов, в которых школ больше тысячи:
При этом нет прямой корреляции между количеством школ и числом учеников. Например, в Дагестане 1146 школ, в каждой из которых в среднем учится по 278 человек, а в Магаданской области 58 школ, в каждой из которых по 287 учеников, — наполняемость почти одинаковая. А в школах Свердловской, Московской областей, Краснодарского края и Севастополя учеников больше — от 485 до 725 человек.
Норма наполняемости классов — в типовом положении об общеобразовательных учреждениях
В законе нет нормы о том, сколько мест должно быть в школе. Раньше действовала норма о наполняемости — не больше 25 человек на класс, но постановление, в котором она прописана, утратило силу. Еще до 2010 года в санпине для школ прописывали количество учеников и наполняемость классов в точных цифрах, а в новом санпине указывают условия.
Старый санпин для школ
Новый санпин
Количество обучающихся не должно превышать вместимости учреждения по проекту.
Вместимость строящихся городских школ должна быть не больше 1000 человек, сельских — 500 человек.
Наполняемость классов — не больше 25 человек.
Вместимость строящихся школ должна быть рассчитана для обучения только в одну смену.
Количество учеников в классе определяется из расчета площади и расстановки мебели: не меньше 2,5 м² на ученика при обычных уроках и не меньше 3,5 м² для групповых и индивидуальных занятий.
Получается, если построить большую школу с кабинетами по 125 квадратных метров, можно будет формировать классы по 40-50 человек — ведь нормы по количеству учеников на класс или учителя нет.
Чем больше детей, тем больше денег получает школа
В России работает система нормативного подушевого финансирования — это значит, что школы получают деньги по количеству учеников. Чем больше человек учится в школе, тем больше ее финансирование.
Нормы в регионах отличаются. Например, в Москве в 2020 году нормы такие:
А, к примеру, в Краснодарском крае на одного ученика городской школы выделяют 26 604 рубля в год. Эти деньги распределяются так:
При этом учитывается, что в сельской местности школы могут не набирать столько учеников, чтобы хватило на нормальную работу. Такие школы называют малокомплектными и финансируют дополнительно: например, в Краснодарском крае такие школы получают по 96 144 рубля в год на ученика. Это в 3,6 раза больше нормы для городской школы.
Сколько стоит построить школу
В среднем строительство школы обходится в 950 млн-1,9 млрд рублей, при этом нет прямой связи между количеством мест в школе и стоимостью строительства.
Объект и госзакупка
Стоимость
Особенности
Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Проектирование и строительство, без ввода в эксплуатацию
Школу нужно спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию
Сложно сказать, 1,9 млрд рублей на строительство школы на 860 мест — это дорого или нет, но, к примеру, на организацию питания в четырнадцати школах Москвы в этом учебном году потратят столько же.
Частные школы тоже получают деньги от государства
Мы попросили директора частной гимназии рассказать, как устроена ее школа, сколько получает денег от государства, как обучает и на что обращают внимание родители при выборе школы.
Рассказывает Лариса Агранович, директор частной гимназии «Эрудит»
Деньги. Аккредитованные частные школы, как и муниципальные, работают по федеральному государственному образовательному стандарту. Учебные планы одинаковые, но частная школа может оказывать дополнительные услуги сверх стандарта.
Об аккредитации школ — статья 92 закона «Об образовании»
Реализация программ в рамках госстандарта частным школам тоже финансируется из бюджета, но только тем, которые аккредитованы государством. Сумма зависит от города: например, наша гимназия находится в Краснодаре и получает по 26 604 рубля на ученика в год. В сумме получается около 10 млн рублей.
Наша гимназия находится в Краснодаре и получает от государства по 26 604 рубля на ученика в год
Всё остальное — кружки, секции, медобслуживание, занятия с логопедом, питание, автобус для учеников, который привозит их в школу и развозит по домам, — оплачивают родители. За одного ученика в месяц родители платят 32 000 рублей.
Программа. В нашей школе все ученики с 1 по 11 класс находятся в школе до 16:00. У начальной школы после уроков идут секции, занятия с логопедом, у средней — секции, кружки, у старшей — подготовка к ЕГЭ.
Родители оплачивают учебу, поэтому частная школа может создавать более комфортные условия: разнообразное питание, классы до двадцати человек в средней школе и до шестнадцати в начальной школе, дополнительные программы.
В муниципальных школах всё то же самое, но предметы изучают целым классом, а мы делим на подгруппы по уровням знаний и по темпу усвоения — так каждый ребенок получает знания в том виде, в котором способен их освоить. При этом группы подвижные: например, есть сильная группа по математике, и, если ребенок чувствует, что не справляется, может перейти в группу обычного уровня, а если наоборот, ученику скучно в обычной, переходит в сильную.
Подготовка к ЕГЭ. В 10-11 классах начинается узкая специализация. Например, ученик хочет поступать на инженера, тогда у него будет больше часов математики, физики и информатики. В государственных школах есть четкий план, условно три часа русского, три часа математики, три часа физики, а мы можем давать больше часов математики и физики, если ученику это нужно для подготовки к ЕГЭ.
Специализация в старших классах позволяет родителям не тратиться на репетиторов. Я так и ставлю задачу учителям: ученики не должны уходить к репетиторам. За счет такой системы наши ученики показывают высокие результаты по ЕГЭ. Например, по русскому языку в 2019 году средний балл по краю — 73,5, а у наших учеников — 88, по профильной математике средний по краю — 58,6, у нас — 64,1.
Родители. Пятнадцать — двадцать лет назад родители приходили на экскурсии по школам, смотрели обстановку, питание, комфортные ли условия, сейчас смотрят на рейтинги по результатам ЕГЭ, педагогов, учебный процесс и выбирают те школы, что дают глубокие, серьезные знания. Мы так и говорим: «Не надейтесь, что здесь учителя будут на извольте-с ставить четверки и пятерки. Будет строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам будет высоким».
Не надейтесь, что здесь учителя на извольте-с ставят четверки и пятерки. У нас строго и жестко, но и уровень знаний по всем предметам высокий
Учителя. Каждый год мы приглашаем молодых преподавателей, чтобы обучать их. Даем минимальную нагрузку, тьюторство, научные проекты, обеспечиваем работой, но они всегда должны присутствовать на уроках того учителя, у которого учатся. Только после внутреннего обучения запускаем в классы как преподавателей.
Костяк у нас из опытных учителей, текучки нет: те, кто начинал работать двадцать лет назад, до сих пор работают. Поэтому и приглашаем новых преподавателей — чтобы омолодить коллектив.
В государственных школах зарплаты у учителей обычно ниже: например, базовая ставка в Краснодаре — 25 581 рубль, в реальности может выходить больше из-за категории педагога, количества часов, классного руководства, но в частных школах всё равно получают больше — 60 000 — 70 000 рублей. При этом многих учителей в государственных школах всё устраивает. Когда я переманивала сильных учителей, делала это в основном за счет высокой зарплаты, но требования у нас соответствующие.
Реклама. Мы не даем рекламу, потому что у нас нет свободных мест сейчас и потому что лучше всего работают рекомендации: родители рассказывают своим друзьям, знакомым о нас, и те потом приходят.
Директор. У нас нет человека, который отдельно занимался бы бизнес-процессами. Все обязанности выполняет директор: ремонт, учебный план, деньги, сотрудники. Директор и учителя, которые открывали школу двадцать лет назад, они же и учредители.
Прибыль. Мы некоммерческая организация, и в нашем уставе прописано, что прибыль мы не извлекаем. У нас расходы равны доходам, и всё, что мы зарабатываем, можем потратить только на уставные цели:
И все частные школы прибыли не извлекают: работают, получают деньги и тратят их на аренду, зарплаты, питание и оборудование.
В 2020 году государство потратит на образование 887 млрд рублей
Государство выделяет деньги на образование — например, в ближайшие три года бюджет такой:
Если посчитать, что в России всего 16 013 569 учеников, на каждого из которых, допустим, выделяют 25 000 рублей в год, получится 400 млрд рублей — это чуть меньше половины годового бюджета на образование. Оставшихся денег хватит на строительство примерно 325 новых школ.
Для сравнения на оборону в 2020 году запланировано потратить 1,894 трлн рублей — это в 2,1 раза больше, чем на образование.
Мы попросили экономиста рассказать, зачем государству тратиться на школы, как от них зависит уровень благосостояния страны и правда ли, что правительству выгодно некачественное образование.
Рассказывает Николай Кульбака, доцент института общественных наук РАНХиГС, кандидат экономических наук
Состояние экономики любой страны — сколько производят, какого качества, за какие деньги — определяется факторами производства. Основных фактора два:
Чтобы всё это работало, нужен высокий уровень образования трудовых ресурсов. Если страна хочет использовать высокие технологии, например искусственный интеллект, ей нужны трудовые ресурсы, которые знают, что это такое, и умеют использовать в работе.
Например, в 1930-е годы СССР покупал за золото заводы и фабрики у Запада под ключ — по ставками, технологиями и оборудованием. Но практически на всех этих заводах производительность была ниже, чем на таких же американских и немецких, хотя станки и технологии были одинаковыми. Уровень образования трудовых ресурсов был ниже, из-за этого падала и производительность.
Если государство хочет, чтобы в стране люди богатели и был экономический рост, ему важно вкладывать деньги в образование трудовых ресурсов. Человека с общим школьным образованием можно принять на государственную службу, взять в армию, он может прочитать законы и выполнять их.
Теоретически государство могло бы подождать, пока люди начнут сами вкладывать деньги в образование, но тут появляется проблема с тем, что денег у людей нет. Поэтому на практике почти во всех странах мира школьный уровень образования оплачивает государство. Да, есть частные школы, но большая часть школ — государственные.
Есть стереотип о том, что проще управлять глупыми людьми, поэтому государство сознательно снижает качество образования — это миф, никакого конспирологического заговора против образования нет. За последние 20-30 лет образование в России не стало хуже, оно просто стало другим.
Еще говорят, что ЕГЭ — это диверсия, но это сказки. Чтобы создать единую систему тестирования для всех школ, нужно ориентироваться на основную массу учеников. Тогда получится дать всем ученикам равные возможности. В СССР, о качестве образования которого ходят легенды, большинство школ давали низкий уровень образования, например в поселках, небольших городах, и дети из этих школ не поступали в столичные вузы. Без репетиторов, дополнительной подготовки и курсов при вузах поступить было нереально.
Система ЕГЭ как раз нужна, чтобы убрать из цепочки репетиторов, курсы при вузах и коррупцию при поступлении. Система рассчитана на некий средний уровень образования, и она хорошо работает на примере средних учеников. ЕГЭ может сбоить на очень умных учениках с нестандартным мышлением, но в среднем работает без сбоев.
Когда ЕГЭ ввели, оно и показало, что уровень образования в стране средний, не плохой и не хороший. В реальности так и есть, это подтверждается международным исследованием PISA — это исследование оценивает уровень подготовки школьников в разных странах.
По этому исследованию в 2015 году Россия среди 72 стран заняла:
А в 2018 году уже среди 78 стран позиции были такими:
В целом российские школьники где-то в середине рейтинга. Есть исследование, которое показывает, что качество образования зависит от одного критерия — финансирования. Чем выше в стране уровень ВВП, тем лучше финансируется образование и выше результаты PISA.
Ситуация такова, что наше государство готово выделять на образование меньше денег, чем другие страны, но больше на силовиков, чиновников — и это не сознательная война против школ, а просто другие интересы.