как узнать откуда пришел клиент на сайт
Блог Дмитрия Дарта
Итак, вы решили узнать, откуда пришли посетители на определённую страницу на сайте.
Что бы было удобно, давайте я расскажу вам это на примере истории. Итак, одним прекрасным вечером я зашёл в метрику и заметил что статья об ошибке в Директе имеет аномально много просмотров:
И сегодня же виден некоторый всплеск посетителей из социальных сетей:
Обычно, посетителей из соцсетей меньше. Может быть на эту страницу пришли как раз из соцсетей? Посмотрим.
На открывшейся странице нужно добавить фильтр. Нас интересуют люди, у которых точка входа эта страница. Конструкция *red-fon* означает что в URL этой страницы есть red-fon в любом месте.
Смотрим. Один человек перешёл из поиска и 7 из соцсети. Всё верно, гипотеза подтвердилась.
На этом можно было бы закончить, но вот любопытно. Может тот человек который зашёл из поиска и кинул ссылку потом в соцсеть? Достоверно узнать это нельзя. Но давайте решим так: если его визит первый, а все посетители из соцсети пришли после него то будем считать что это так.
Идём в раздел посетители. Аналогично выбираем страницу и добавляем ещё условие: посетитель пришёл из Яндекса. Тут данные за несколько дней. Нас интересует сегодня 12 апреля. Посетитель из поиска пришёл в 13:33
Теперь сменим условие. Посмотрим посетителей этой страницы, которые пришли из ВК:
Выглядит всё именно так. Все остальные визиты были после того посетителя из поиска.
Хотите быть в курсе всего нового и важного в Яндекс Директе и Метрике? Подписывайтесь на мою рассылку. Вам придёт серия писем с подробными уроками по настройкам, разбором и советами по повышению эффективности рекламных кампаний.
Знай откуда пришел пользователь
Когда вы открываете свой проект вы начинаете писать о нем везде, в том числе и на хабре.
Сервисы статистики типа Google Analytics дадут вам общую оценку трафика, а именно сколько посетителей пришло с какого ресурса. Можно настроить цели(goals) и отследить регистрации или покупки, но этого часто бывает недостаточно.
А что если вам нужна статистика о том откуда идут более активные пользователи или пользователи которые создали больше всего тем на форуме за какой-то промежуток времени, или сделали больше всего покупок в вашем интернет магазине. Вариантов может быть много и такие данные сервисы аналитики уже дать нет смогут.
Чтобы решить эту проблему, нам нужно просто сохранить данные о ресурсе откуда пользователь пришел при регистрации.
Эти данные можно получить, например, из __utmz кук Google Analytics и записать в какое-то поле в базе.
Значение куки __utmz обычно выглядит примерно так
Этот код разобьет значение куки __utmz на пары и запишет в ассоциативный массив.
Теперь при регистрации пользователя можно получить эти данные и записать вместе с новым пользователем.
Мы взяли utmcsr и utmcct которые хранят хост и урл ссылающейся страницы(страниц может быть больше одной, поэтому записываем раздельно).
Теперь все данные хранятся в базе и любую статистику можно собрать простыми SQL запросами.
Таким вот простым способом можно узнать откуда идет более целевой трафик и куда направлять свои усилия при продвижении.
Что такое кросс-уникальность или откуда пришел клиент, если до звонка он долго гулял по Интернету?
Куда ни пойдешь — кросс-уникальность найдешь
Calltouch любит все новое и полезное. Особенно, если это новое и полезное помогает нашим партнерам экономить время и делает работу с Calltouch еще удобнее.
Мы не откроем Америку, если скажем, что модель поведения покупателей в онлайне и оффлайне не сильно отличается. Интернет-пользователи – это живые люди. Они используют интернет так же, как торговые центры: ходят, выбирают, сравнивают и покупают то, что подходит больше всего. Главное отличие онлайн от оффлайн – больше данных о покупателе у продавца. Откуда пришел, что покупал до этого, с какого сайта ушел и не вернулся и так далее.
В чем проблема
Представим себе, что вы – продавец. У вас может быть несколько связанных друг с другом сайтов, каждый из которых вы отслеживаете в разных кабинетах Calltouch. Сайты взаимодействуют друг с другом, и посетитель со своим номером телефона «бродит» по ним, совершая переходы туда-обратно. Проследить взаимосвязь между разными сайтами нельзя, номер клиента в каждом ЛК определяется, как уникальный. Тем более нельзя выявить, если клиент изначально пришел с рекламной кампании на один ваш сайт, а затем перешел с него на другой и позвонил на номер, указанный на втором сайте.
Эти два фактора ощутимо портят общую статистику. Так как не показывают до конца, какие клиенты в итоге повторные, и откуда именно они пришли. Посмотреть это в разрезе общей картины раньше было нельзя.
Но мы-то знаем, что с Calltouch можно все!
Как было
В каждом вашем личном кабинете собиралась статистика. Она никак не взаимодействовала с другими личными кабинетами и статистикой в них. Как итог: анализ составлялся неполный. Один и тот же посетитель на каждом сайте определялся, как новый. Перед тем, как позвонить, посетитель переходил между несколькими отслеживаемыми в разных ЛК сайтами. У вас не было возможности установить первоначальный источник входа на сайт 1, тем более, если первоначальный переход был с контекстной рекламы – это просто-напросто не отслеживалось. Вы грустили.
Как работает теперь
Теперь вы можете объединять сайты из разных кабинетов Calltouch в одну группу. В результате, вы без проблем определите, какие клиенты действительно пришли в первый раз, а какие уже были на других ваших сайтах, а также откуда именно они пришли прежде, чем «дозреть» до звонка.
Для того, чтобы это работало именно так восхитительно, Calltouch реализовал три опции:
Чем это поможет
Данные личных кабинетов будут связаны между собой, и статистика станет сквозной между разными кабинетами. Вы будете знать, откуда именно начал совершать переходы клиент, и действительно ли его звонок уникальный. Таким образом, статистика будет прозрачной, а аналитика – точной.
Подключить кросс-проектную аналитику и объединить ваши кабинеты можно в несколько кликов. Готовы к крутым переменам? Кликайте!
Как отследить заявки от клиентов с помощью Call tracking и E-mail tracking
Точки контакта пользователей с вашей компанией:
Каждое из этих средств контакта с покупателем можно отследить. Кратко скажем как о каждом виде связи и подробнее остановимся на телефонных звонках и е-мейлах.
Онлайн консультант
Отследить обращение к онлайн консультанту на сайте можно с помощью ЯндексМетрики или Google Analytics, настроив цели. Популярные сервисы: Livetex.ru, webim.ru, jivosite.ru, krible.ru.
Форма обратной связи и Звонок с сайта.
Аналогично онлайн консультанту, отслеживание обращений мониторим с помощью ЯндексМетрики или Google Analytics.
Как отслеживать звонки?
2. Коллтрекинг по промо-кодам.
Для пользователя зашедшего на сайт, генерируется уникальный код. Он показывается в углу страницы. Если клиент звонит по телефону, оператор просит найти и сообщить ему код.Позже код сопоставляется с данным, полученной системой о посетители.
Неудобство в том, что надо каждый раз просить клиента найти код на странице, а он может уже закрыть сайт.Несколько лет назад подобные системы начали появляться, но массовой популярности так и не приобрели. Пример сервиса: http://iftheycall.com
Как продвигать финансовые проекты в интернете?
Спецпроект о цифровых инструментах, которые помогают банкам, стартапам и другим финкомпаниям. Тексты экспертов и ничего лишнего:
Основной плюс коллтрекинга по промо-кодам в том, что он дешев, не надо покупать телефонные номера.
При классическом коллтрекинге у менеджеров на столе лежит дюжина телефонов с наклееным на них названием источника. При звонке понятно, что сейчас звонить клиент, пришедший на сайт с соц.сетей. После разговора менеджер заносит информацию в таблицу источников.Все это не очень удобно, много телефонных линий, много телефонных аппаратов. Нужен контроль за менеджерами, чтобы они не забывали отмечать входящий звонок.
Более продвинутая система, предполагает использование виртуальных телефонных номеров с переадресацией на ваши номера. Такой сервис предлагает Яндекс, услуга Целевой звонок. К сожалению, сервисом могут воспользоваться только компании, чей реальный номер в коде 495, 498, 499, 800, 812, 831, 846 (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и область, Самара и область). При добавлении номера с кодом 800 будет выдан номер с кодом 495. Переадресация звонка идет на 1 или несколько ваших номеров.
Минус статического calltracking в том, что у него недостаточная детализация. Нельзя узнать с точностью до запроса или страницы, откуда пришел пользователь. Много источников делать дорого, так как придется использовать слишком большое количество номеров телефонов. Приходится их группировать.
Еще один минус — список потенциальных источников должен быть нам известен заранее. Все их учесть невозможно, выбираются самые крупные. Для источников, которые мы не отслеживаем будет показан реальный номер компании.
4. Динамический коллтрекинг
При динамическом коллтрекинге на один источник приходится несколько номеров. В зависимости от посещаемости сайта, а именно от количества посетителей, которые могут находиться на ресурсе онлайн одновременно, выделяются несколько телефонных номеров. Они показываются методом ранжирования.Пользователь пришедший с Яндекса по запросу «бетонные блоки» увидит один номер телефона, а клиент секундой позже совершивший переход с Яндекса по запросу «купить бетонные блоки недорого» увидит уже другой номер.
Система собирает все данные по неограниченному количеству источников и дополнительные параметры (поисковый запрос, страница перехода).Сервисы, предлагающие услуги динамического коллтрекинга: calltracking.ru calltouch.ru comagic.ru ringostat.com alloka.ru
К плюсам динамического отслеживания звонков можно отнести высокую детализацию и анализ каждого контакта в отдельности.Есть и минусы. Для сайтов с высокой посещаемостью стоимость решения очень высока. Например, для ресурса с суточной аудиторией 5000 человек понадобится 45-50 телефонных номеров. Для крупных интернет-магазинов с десятками тысяч посетителей, количество номеров выходит за грани разумного.
Еще один минус — недостаточная точность отслеживания источника. Через 12-15 минус сессия сбрасывается, если человек не позвонил на указанный номер, источник уже не будет определен. Если записал в блокнот номер и позвонил через пару часов, то и подавно.Для более точного определения параметров источников, системам коллтрекинга требуется доступ к Яндекс Метрике и Google Analytics. При этом, Гугл все равно не отдает информацию по какому запросу пришел пользователь, если тот залогинен на сервисах Google и работает в следствии этого через протокол https.
Для экономии средств можно использовать комбинированную систему динамического и статического коллтрекинга. У части источников фиксированные номера телефонов, у части подменные.
E-mail tracking
E-mail tracking — это отслеживание писем с сайта. Мы в Магвае разработали свой скрипт, подменяющий е-мейлы. Работает он по принципу стратического коллтрекинга. За каждым рекламным источником закреплен 1 е-мейл.
1. Сначала необходимо выбрать источники, которые интересно отслеживать. Их может быть бесконечно много, но лучше не дробить на слишком мелкие группы.
2. Придумываем е-мейл к каждому источники. Например, пришедшие к нам на сайт с cmsmagazine.ru увидят ящик cms@magwai.ru
3. Вставляем скрипт подмены на сайт, который по рефереру определяет источник и в соответствии с этим показывает на сайте е-мейл.
4. В gmail (на котором работает наша почта) создаем псевдонимы. В нашем случае к ящику info@magwai.ru.
5. Создаем фильтры, чтобы удобнее отслеживать заявки.6. Наблюдаем и подсчитываем.
Что дальше?
Узнав откуда приходят заявки, интересно узнать какие из них станут клиентами. Какой рекламный источник приносит реальные деньги, а какой лишь заявку-пустышки. Конвертация лидов в клиентов требует интеграции с CRM. В большинстве случаев это индивидуальные решения связывающие облачную АТС и е-мейлы с CRM. Простой способ — это занести информацию об источнике вручную. В создаваемой карточке потенциального клиента в CRM делаем метку «raitingruneta», «yandex» и т. п. И отслеживаем, какие из них приведут к заключению договора.
Автор: Александр Ситников, веб-студия Магвай
Месстрекинг: как определять, откуда приходят клиенты, которые пишут в WhatsApp и Telegram?
Как отслеживать источники трафика лидов в мессенджерах? Почему это почти никто не делает и как бизнесу заработать на этих данных?
Здравствуйте, меня зовут Дмитрий Шеверев, я руководитель проекта Leadball. Мы разрабатываем решения, с помощью которых мессенджеры (такие как WhatsApp и Telegram) становятся мощным инструментом продаж и работы с клиентами.
Недавно вышла большая статья про то, какие возможности скрывает WhatsApp для бизнеса. Статья получила хорошие отзывы и мы решили продолжить писать на эту тему, только подробнее и не ограничиваться одним WhatsApp’ом.
Сегодня мы расскажем о том, как определять источники лидов в мессенджерах на примере WhatsApp и Telegram, как мы до этого дошли и почему это не всегда так просто, как кажется.
Для многих компаний мессенджеры уже являются ключевым способом коммуникации с клиентами. Сюда они получают много лидов, но часто сталкиваются с проблемой нехватки данных. Непонятно, откуда пришел тот или иной клиент.
Мессенджеры — очень эффективный канал для лидогенерации. Среди наших клиентов много компаний, которые получают лидов в мессенджеры больше, чем во все другие каналы вместе взятые. А теперь представьте, что анализировать такие лиды невозможно, так как части данных просто нет.
Например, пользователь попал на наш сайт с рекламы (что мы поняли благодаря UTM-метке), после чего кликнул на специальную триггерную ссылку, «провалился» в WhatsApp, отправил лид и начал переписку с оператором. После клика по триггерной ссылке, связь с браузером теряется, так как он оказывается в свернутом состоянии. В результате, мы теряем историю этого лида до момента получения первого сообщения. Непонятно, по какому баннеру он кликнул или какую ключевую фразу ввел, сколько страниц посмотрел на сайте и т.д.
Уже с самого начала развития нашего сервиса, запрос на определение источников трафика для мессенджеров был одним из популярных. Вот примеры таких запросов, которые первые попались под руку:
Похожая задача отслеживания источников телефонных звонков решается с помощью коллтрекинга. Когда клиент звонит, связи с браузером также как и в случае с мессенджерами нет. Коллтрекинг же отчасти создает такую связь.
Интересно, что просто огромное количество компаний предлагают коллтрекинг. Среди этих компаний такие гиганты как Яндекс и Ростелеком. Но другое дело мессенджеры.
В отличии от коллтрекинга, информации об отслеживании лидов в мессенджерах почти нет. И это крайне странно, так как сегодня мессенджеры, на наш взгляд, стали более эффективным каналом для лидогенерации, чем телефон.
Мы наблюдаем за рынком, и у нас складывается впечатление, что вопросом отслеживания источников лидов в мессенджеры почти никто не занимается, несмотря на то, что эти данные могут быть полезны бизнесу. Нам, в свою очередь, не осталось ничего, кроме того, как разработать технологию, которая позволяет отслеживать и анализировать эти источники.
Некоторые компании пытаются решить эту задачу примитивным способом. Вместо фактических обращений клиентов они отслеживают то, что могут отследить, а именно — клики по триггерным ссылкам.
Приведем в пример Яндекс, который добавил такую возможность в конце прошлого года для Яндекс Метрики и громко анонсировал это. Но если внимательно прочитать, становится очевидно, что они отслеживают только клики в браузере. Это совсем другое и этого явно недостаточно. Это только половина данных, и комментарий одного из пользователей это иллюстрирует:
Месстрекинг — это технология, которая позволяет идентифицировать источники лидов из мессенджеров. С помощью него мы можем получать полную картину, по тому, откуда пришел тот или иной клиент.
Эти данные незаменимы при анализе эффективности рекламных кампаний и при построении сквозной аналитики.
Также эти данные можно использовать для квалификации лидов. В зависимости от источника вы можете по-разному обрабатывать лиды, например:
Давайте разберемся, как это работает технически. Для наглядности, сравним эту технологию со старым-добрым коллтрекингом.
Коллтрекинг идентифицирует клиентов с помощью разных телефонных номеров. Грубо говоря, разным посетителям сайта показываются разные номера. В то время как с мессенджерами все проще. Мы передаем параметр с идентификатором, который кодируется в триггерную ссылку. По такому параметру мы и понимаем, какой именно посетитель сайта нам пишет. Другими словами, в большинстве случаев нам не нужно использовать несколько номеров телефонов (аккаунтов мессенджеров) для месстрекинга.
Однако это не все, если идентификатор теряется, мы анализируем время получения лида и местоположение клиента а в некоторых случаях, мы можем использовать разные аккаунты.
Особенность скрытого способа в том, что клиент не видит параметр в тексте сообщения. Идентификатор передается изолированно, и клиенту будет его сложно изменить или удалить. Такой способ подходит для WhatsApp и Telegram. Если мы говорим про WhatsApp, то получать параметр в скрытом виде можно, только если вы используете официальную интеграцию c WhatsApp Business API.
Передача параметра в скрытом виде для определения источника лида — наше ноу-хау. Мы пока что не встречали информацию, что кто-то пользуется этим способом. Однако, в случае с WhatsApp, на данный момент есть небольшие сложности, исправить которые могут дальнейшие обновления Business API.
Открытый способ может использоваться для WhatsApp. Так как именно в нем мы можем установить сообщение, которое будет предлагаться клиенту для отправки. В это сообщение мы и помещаем наш идентификатор. Минус этого способа в том, что клиент может удалить идентификатор из сообщения перед отправкой. В результате информация потеряется, и мы не сможем корректно связать этот лид с посещением на сайте.
Теперь давайте рассмотрим, каким образом мессенджеры могут привлекать лиды. В зависимости от способа, отличается принцип определения источника информации об этих лидах. Также мы мы не во всех случаях можем использовать триггерные ссылки.
Но в первую очередь, вспомним, что такое триггерная ссылка. Если коротко, то это ссылка на мессенджер, в которую мы можем передавать параметры, такие как «Адресат» и «Предустановленное сообщение». Такие ссылки обрабатываются особым образом. Вместо того, чтобы пытаться загрузить страницу по такому адресу, устройство открывает ассоциированное с этой ссылкой приложение (например, WhatsApp или Telegram) и может передавать в него некие параметры.
Используем функционал триггерных ссылок. Как было написано, мы можем передавать идентификатор в открытом или закрытом виде.
Использовать триггерные ссылки на десктопах не всегда эффективно, так как люди не так часто устанавливают сюда мессенджеры — в этом случае обычные триггерные ссылки не будут работать.
Рассмотрим несколько вариантов:
Для рекламы в Facebook и Instagram мы можем делать кнопки с триггерными ссылками на WhatsApp. В ссылку автоматически будут подставляются параметры с идентификаторами лидов в скрытом виде.
Рассмотрим несколько вариантов лидогенерации в WhatsApp в оффлайн и как мы можем тут идентифицировать лиды:
Ну и наконец, когда мы мы получили информацию об источнике лида, мы можем передать эту информацию в стороннюю систему. Что это может быть:
Месстрекинг — это пока еще не отдельный сервис, а составная часть многофункциональной платформы для работы с мессенджерами. Очень хотелось бы узнать мнение читателей:
А еще мы будем рады сотрудничеству с вами, если:
Пишите мне в Telegram по любым вопросам: @dsheverev и не забывайте плюсовать, если статья показалась вам интересной!