как журналисты узнают о событиях
Как не сойти с ума журналисту и блогеру в поисках достоверной информации в интернете?
Допустим, вы готовите материал о значимых событиях Рунета в 2014 году, подводите итоги уходящего года. Это прекрасно, если вы сам «из тусовки», весь год следили за новостями, можете вспомнить штук 10-15 ярких тем и даже быстро расставить ссылки на источники. Но если нужно восстановить более детальную картину и подойти к вопросу основательнее, будет уже сложнее, придётся пройтись по интернетам, восстановить последовательность, что происходило в течение года, что прогнозируется на 2015 год и так далее. И обязательно проверить информацию.
А теперь, допустим, у вас под рукой есть огромная data base с десятками фильтров по событиям, персонам, годам и пр. И в базе десятки фильтров: выгружаете, отмечаете нужное, получаете, например, это:
Если информации мало, можно дополнить материал, например, несбывшимися прогнозами, чтобы показать общую картину 2014 года: что планировали, какие темы были актуальны, какие ожидания не оправдались.
Инновационные цифровые решения для фарммаркетинга:
Если этого мало, можно продолжить делать выгрузки, например, по Миру или Штатам или, наоборот, регионам России – как угодно.
Причём, работа строится на информации, которая уже подкреплена ссылками на источники, проверена и перепроверена несколько раз. А это ещё минус пару часов работы хорошего, честного журналиста.
Скрин-шоты выше были сняты с data base платформы «Обещания ру». Здесь редакция почти за 3 года накопила очень масштабные массивы всевозможной информации и по запросу готова предоставлять такие базы в пользование журналистам и блогерам.
Мы имеем дело суниверсальным инструментом для блогеров, журналистов, контент-менеджеров, которые работают с информацией из интернета и претендуют на профессиональный подход к делу. Это десятки баз данных с множеством фильтров, которые здорово выручат, если нужно срочно подготовить материал, нет времени на поиск и перепроверку данных, но при этом нельзя использовать непроверенную информацию.
На самой платформе работа с контентом организована в полуавтоматическом режиме. Редактору любого текста приходят напоминания на середине срока, за месяц и за неделю до окончания обещания или прогноза. На этих этапах происходит «сверка» обещания и реальности через мониторинг открытых источников в интернете, через отправку официальных запросов, через прямой запрос информации у персоны/организации. Довольно часто помогают наиболее активные читатели или те, кого обещание непосредственно касается. Обратная связь с пользователями есть. Не слишком сильная, но есть. Однажды, например, проводился конкурс в соцсетях на «закрытие» тех или иных обещаний. С призами за количество обещаний и качество пруфов. Вполне жизнеспособный вариант, сработало неплохо.
Для контроля публичных заявлений также работает дополнительный сервис, который сообщает фигуранту в Твиттере, что его обещание опубликовано, или о том, что у обещания изменился статус. То есть можно оперативно среагировать. И мотивированно изменить срок выполнения.
Как упрощает жизнь журналиста или блогера такая база
Например, вот несколько универсальных идей публикаций, которые можно быстро и качественно готовить на основе таких data base и которые пойдут «нарасхват» как раз в декабре 2014 и январе 2015.
Проблема информации в интернете – это проблема «стены ВКонтакте»
Поиск достоверной информации для качественного контента–та ещё нетривиальная задача. Значительная часть новостей в интернете появляется и тут же заваливается тоннами новых, более актуальных статей, видео, картинок. Новость о том, какого цвета были ногти у Бритни Спирс на вечеринке в Лас-Вегасе, может стоять выше, чем новость о поисках вакцины от Эболы. Сплетни о курсе доллара–выше, чем результаты какого-нибудь масштабного экономического исследования. Тонны информации каждый день «сливаются» в небытие. Тонны спорных или неудобных кому-то статей редактируются или просто удаляются.
Вывод: контролировать потоки информации в интернете просто нереально. А если нужно проанализировать информацию на заданную тему в ретроспективе, то пользоваться традиционными методами становится всё неудобнее. Возможно, описанные выше подходы работы снимут часть головной боли журналистов и блогеров на почве таких неудержимых информационных потоков.
PR
АГЕНТСТВО
Неоспоримый факт: новость является краеугольным камнем всей журналисткой деятельности. В сущности, главная роль журналиста в том и заключается, чтобы оперативно и объективно донести до людей какую-то важную (или не очень) информацию. Однако чтобы передать новость другим, для начала ее нужно узнать. А как и где? На эти вопросы отвечают эксперты «Медиастанции».
Вадим Горжанкин, журналист, ген. директор PR-агентства «Красное Слово»
Наряду с традиционными источниками новостей, такими как ленты информационных агентств, посещение мероприятий, новостные агрегаторы и пресс-службы различных организаций, с каждым днем мы все больше прибегаем к социальным сетям как источнику известий. Как правило, это facebook и Вконтакте. Надо отметить, что появление того или иного фото в Instagram тоже нередко становится прекрасной основой для громкой новости. Требуется лишь найти дополнительную информацию к интересной фотографии. Сегодня в социальных сетях очень много эксклюзивных новостей, надо только уметь их видеть и дорабатывать, поскольку соцсети, как правило, сообщают о том или ином свершившемся факте без многих подробностей.
Светлана Рагимова, редактор приложения «Информационные технологии» в газете «КоммерсантЪ»
Вопреки распространенному мнению далеко не все журналисты пишут новости. Многие издания выходят так редко, что им не имеет смысла гнаться за первенством в публикации новой информации. Новость живет в сегодняшнем мире с его бешеным темпом максимум один день. Еженедельнику сложно в этой ситуации тягаться с ежедневкой или сайтом.
Нужно также иметь в виду, что разные издания по-разному определяют, что считать новостью. Например, для кого-то прошедшая конференция будет достойна внимания и публикации, для кого-то и сделка на миллион долларов – не сделка.
Если рассматривать классическую бизнес-прессу, то информация для создания полноценных новостных заметок может приходить из двух типов источников: официальных и неофициальных. В первом случае это пресс-релизы, мероприятия для журналистов или так называемые эксклюзивы (или «сливы»). Во всех случаях компания, создавшая инфоповод, через своих представителей сама рассказывает журналистам (или эксклюзивно единственному журналисту) о происшедшем событии.
Неофициальный канал информации – это инсайдер в компании или лицо, «близкое к участникам сделки или события», часто анонимное. Это может быть, например, действующий или бывший сотрудник компании, аудитор, финансовый или бизнес-консультант, клиент, партнер или даже жена акционера. Контакты с инсайдерами нарабатываются годами, и это один из главных активов, который есть у профессионального новостника.
Есть и вторичные новости, так называемые перепечатки. Информацию для них берут из самых разных источников: информационных агентств, иностранной прессы, других СМИ. Но это уже больше не про новости и их освещение, это про рерайтинг, создание дополнительного контента (комментариев участников события, внешних аналитиков, экспертов рынка), про художественный перевод. Искусством доставлять публике новости владеют сегодня редкие издания.
Антон Кривенюк, руководитель проекта, редактор портала «Сухум – Москва»
Проект, которым я сейчас занимаюсь, ориентирован в основном на Абхазию и Южный Кавказ, и у нас есть два основных источника новостей. Новости региональные, российские и международные мы берем в «Яндекс Новостях», а также конкретно у нескольких изданий, ориентированных на интересующую нас региональную тематику. Но учитывая то, что у нас есть четкая региональная специфика, и поскольку мы сами не производим новостной контент, часть материала для новостей мы добываем через источники информации регионов Северного Кавказа, Грузии, Армении, Турции.
Есть некоторое количество источников, которые не слишком хорошо известны в широком информационном поле, но которые при этом служат хорошими поставщиками информации довольно узкого характера о процессах, протекающих в конкретных регионах. У нас есть список таких источников по Северном Кавказу, странам Южного Кавказа и т. д. Это помогает получать новости, которых нет у конкурентов. При этом замечу, что мы не новостное издание. Мы публикуем только собственный контент, но не новостного плана. Поэтому новости для нас – вещь вполне второстепенная, хотя и важная, потому что создает устойчивый трафик.
Иван Гидаспов, главный редактор интернет-журнала о ретейле WZOR
Один из важнейших источников новостей, которые в перспективе могут стать текстами, – это ленты крупнейших российских и зарубежных информационных агентств. Из российских отмечу «Интерфакс», РИА «Новости», ТАСС. Желательно, чтобы у издания была подписка хотя бы на эти агентства. Дальше все зависит от специализации СМИ, если ресурс пишет об экономике, то надо подписаться на Reuters, Bloomberg, AP, если о науке или культуре – нужна подписка на соответствующую прессу. Подписка платная, поэтому если бюджет издания ограничен, существует вариант – изучить все, что сообщают агрегаторы новостей (lenta.ru, newsru.com), задача которых – составить для своего читателя максимально подробную картину дня.
Второй источник – ведущие российские СМИ. Чтение газет помогает сформировать уже существующую информационную картину дня, узнать эксклюзивные новости и найти в уже вышедших заметках новостные поводы для очередных публикаций. Необходимо составить список изданий и агентств, которые вы будете отслеживать ежедневно.
Третий источник – «подружиться» с представителями пресс-служб компаний вашего сегмента рынка и подписаться на пресс-релизы. Кроме того, надо просматривать новости корпоративных сайтов и читать корпоративные блоги. Порой именно там можно найти новости, которые по каким-то причинам не появились в ведущих СМИ, но могут быть интересны вашему изданию. Очень правильно и полезно подписаться на блоги, которые ведут топ-менеджеры компаний.
Четвертый источник: новостные агрегаторы двух главных интернет-поисковиков – google.news и Яндекс-новости. Здесь можно «пробить» все, что касается вашей темы через поиск, с помощью ключевых слов.
Пятый источник: мониторинг блогосферы. Опять же, удобно вести его с помощью сервиса «Яндекс блоги». Примерно такой же поиск есть и в Google. При этом самые популярные блоги желательно читать отдельно и внимательно.
Ирина Черкасова, модератор крупнейшего в Живом Журнале сообщества «Один мой день», преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики
Если дело касается работы и мне нужна актуальная новость, к примеру, для клиентского паблика или группы, то ищу ее на профильных порталах или в соответствующих разделах СМИ. Фактор ньюсджекинга – продвижение бренда с помощью текущих новостей – в моей работе никто не отменял. Важно успеть дать и обсудить новость первым. Раньше, когда мониторинга СМИ в моей жизни было гораздо больше, спасали подписки на новости на страницах СМИ или RSS. Сейчас я пользуюсь подписками только чтобы читать отраслевые СМИ. Ну и вечерняя подписка на Meduza (куда без нее) подводит для меня информационный итог дня.
Если я захожу в сеть с мобильника в метро, то взгляд сам цепляется за новости про Собянина, без этого в метро в Сеть не выйти. Теперь я знаю о нашем мэре гораздо больше. Но не то чтобы это было добровольно.
Откуда журналисты берут информацию
Эту статью можно было назвать по-другому – «Журналиста ноги больше не кормят», потому что речь идет именно об этом: как сегодняшние журналисты добывают нужную информацию. Прошли те далекие времена, когда репортеры носились, сломя голову, по всему городу в поисках материалов. Теперь все стало гораздо проще и удобнее.
Этой теме посвятил свое исследование израильских СМИ профессор социологии Цви Райх c факультета масс-медиа университета им. Бен-Гуриона, чтобы выяснить и разобрать те пути, которыми собранная информация попадает в бумажные и электронные СМИ.
Исследование профессора Райха опубликовано в журнале New Media and Society и стало резульататом интервью с двумястами журналистами, начиная с 2001 года, чтобы выяснить, как с течением лет менялась техника их работы. Там же опубликованы 2000 образцов новостей и статей, написанных с помощью собранной информации.
По словам Райха, драматические перемены начались на границе нового тысячелетия. С начала 2000-х полностью сменилась журналистская техника добывания информации, необходимой для подготовки новостных сообщений или статей. Телефон, который почти полтора века звонил без остановки, будучи главным инструментом для журналистской братии всего мира, замолк, уступив место новым изобретениям – e-mail и WhatsApp.
Как показало исследование профессора Райха, за первые восемнадцать лет нового тысячелетия сильно уменьшилось значение телефонных разговоров и фронтальных интервью (лицом к лицу), уже не говоря об экономии времени, уходившего раньше на освещение событий, которые полагалось видеть собственными глазами. Что уж тут говорить о таком анахронизме, как обычная почта, факс или «бипер».
Как уже было сказано, их место быстро заняли e-mail и WhatsApp, что сразу укрепило положение и статус пресс-секретарей и специалистов по общественным связям, которые весьма эффективными способами пытаются буквально «засунуть в рот» журналисту свои слова, посылаемые в течения дня чуть ли не погонными метрами. Благодаря этой технике, «погонщики» заняли сегодня лидирующее положение, прекрасно понимая, насколько зависят от них журналисты.
С другой стороны, утверждает Райх, новые методы, разработанные в эпоху пост-смартфона, могут уменьшить объем ошибок или неточностей, вызванных недопониманием, как, например, путаницу в именах и датах. Кроме того, e-mail и WhatsApp минимизируют возможность того, что источник информации откажется от своих слов после публикации. «Поэтому – сказал Райх – не стоит идеализировать роль телефона, которая становится все менее и менее значительной».
Лучше всего о том, насколько «порвалась связь времен», говорят слова Цви Райха, которые всего двадцать лет назад показались бы слишком очевидными, чтобы об этом говорить: «Журналист должен лично и непосредственно видеть то, о чем пишет. Верно, что незачем тащиться на все события в далекие места или те, куда почти невозможно добраться, но очень важно выйти из редакции и прибыть на место. Это позволяет самому полностью оценить обстановку и задать вопросы, которых источник информации не ожидает».
Но при всем своем пессимизме в отношении эффективности телефона профессор Райх согласен, что хоронить его рано: в прошлом через телефон проходило до 60 процентов всей информации, нужной журналистам, но и сегодня хватает тех, кто пользуется телефоном, чтобы записать экспресс-интервью, распечатать текст и сдать его в редакцию. К этому можно добавить, что радиожурналисты всего мира, по большей части, все еще полагаются на телефон.
Отсюда понятно сокращении числа фронтальных интервью, в которых нередко нет необходимости, если на все вопросы можно быстро получить ответы с помощью e-mail и WhatsApp. Та же причина привела к тому, что журналисты в немалой степени обленились, поскольку новая техника и технология позволяют им оставаться в редакции, а то и сидеть дома.
По данным Цви Райха, число фронтальных интервью, ставших основой для получения информации, составляет сегодня всего 4 процента. Хотя и 15 лет назад выезд на место, как необходимый инструмент журналиста в его рабочем арсенале, не превышал 9 процентов от всего инструментария. Сегодня эта цифра уменьшилась до 6,5 процентов.
Вопреки ожиданиям, социальные сети еще не стали доминирующим источником добывания информации (всего 2 процента), оставаясь, в основном, источником идей, а, главное, способом саморекламы и популяризации своих статей.
«Сегодня журналист намного меньше работает ногами и это нехорошо», закончил профессор Цви Райх. Хотя ему могут возразить, что журналист – не футболист, поэтому будет лучше, если прежде всего журналисты будут работать головой.
Как журналисты добывают информацию
Журналистская информация имеет характерные особенности. Во-первых, это, как правило, новость. Главное для журналиста – поиск нового во всех сферах общественной жизни – в политике, экономике, науке, культуре, спорте. Во-вторых, журналистская информация должна быть оригинальной. Как же происходит поиск и обработка информации в журналистике?
Автор американского учебника по написанию новостей Мелвин Менчер выделяет три уровня информации – официальный, спонтанный и расследовательский. Если сравнивать поиск информации с добычей полезных ископаемых, то официальным уровнем можно считать то, что находится на поверхности, спонтанным – то, что лежит неглубоко под землей, а расследовательским – те залежи, ради которых нужно спускаться глубоко под землю.
Информация, которая находится на поверхности, – это пресс-релизы и всевозможные постановочные мероприятия (пресс-конференции, митинги, церемонии). Особенность информации официального уровня состоит в том, что она если не полностью, то в значительной степени подготовлена специалистами по связям с общественностью соответствующих структур, а потому полагаться на эту информацию нельзя. Даже если она не содержит прямой лжи, то часть правды, которая была бы неприятной для выступающего, утаивается всегда, и составить правильное представление о чем-либо только на основе официальной информации невозможно. Впрочем, журналистам некоторых специализаций приходится иметь дело в основном с информацией официального уровня. Это, например, корреспонденты президентского пула, правительственного, парламентские корреспонденты.
Информация спонтанного уровня – это события, происходящие сами по себе, жизнь такая, какая она есть. К этому уровню информации относятся всевозможные эксперименты из серии «проверено на себе», например журналист пытается что-то продать, купить или получить кредит. Или после заявления чиновника о том, что отремонтированы дома всех пострадавших от стихийного бедствия, журналист едет в этот населенный пункт и проверяет, действительно ли дома отремонтированы и как отремонтированы. Информация спонтанного уровня может дополнять информацию официального уровня, когда журналист выясняет, как в действительности обстоят дела в данной сфере. Иногда официальный уровень информации превращается в спонтанный, например, когда на пресс-конференции выведенный из себя ньюсмейкер начинает говорить то, что он сказать не планировал.
Информация расследовательского уровня – это сведения о причинах происходящего, причем те, которые кто-то пытается скрыть. Например, журналист, выяснивший, что дома пострадавших от стихийного бедствия не отремонтированы, начинает выяснять, куда исчезли деньги, выделенные из бюджета для этого ремонта. Или журналист, узнавший о том, что опасный преступник был задержан и тут же отпущен из-под стражи, пытается узнать, кто и почему принял это решение. Информация расследовательского уровня встречается в СМИ сравнительно редко. Во-первых, это связано со сложностью ее получения. Во-вторых, расследования требуют очень большого времени по сравнению со сбором информации официального и даже спонтанного уровня, поэтому далеко не каждое издание может себе позволить заниматься расследовательской журналистикой по экономическим причинам. Ведь если статьи на основе информации первых двух уровней журналист может писать ежедневно или в крайнем случае еженедельно, то на расследование у него может уйти до нескольких месяцев. Соответственно такая статья обойдется редакции в 10–30 раз дороже, чем обычный материал.
В журналистике существует три способа получения информации – наблюдение, работа с источниками и анализ уже имеющихся сведений.
Наблюдение бывает внешним или включенным. В первом случае журналист не участвует в событии, во втором – участвует. Например, когда журналист наблюдает за происходящим на митинге, это внешнее наблюдение, когда же отправляется в экспедицию в качестве участника – включенное.
Наблюдение также бывает открытым или скрытым. В первом случае журналист сообщает о своей профессиональной принадлежности, и окружающим известно, что этот человек – журналист. Во втором окружающие этого не знают. Данную разновидность наблюдения иногда называют «метод маски» или «метод смены профессии», когда журналист, как правило, для разоблачения чьих-либо злоупотреблений вступает в контакт с этими людьми в каком-то ином качестве, например под видом фермера пытается продать урожай на рынке, под видом гастарбайтера – найти работу на столичной стройке, под видом предпринимателя – получить лицензию на занятие определенным видом бизнеса.
Источники подразделяются на документальные и персонифицированные. Под документальными источниками имеются в виду не только официальные документы органов власти, а все материальные носители информации – фотографии, видеоматериалы. Персонифицированные источники – это люди, которые располагают интересующей журналиста информацией. Они разделяются на свидетелей события, которые наблюдали происходящее сами, и тех, кто узнал о случившемся со слов других. Во втором случае чем больше звеньев прошла информация, прежде чем ее сообщили журналисту, тем вероятнее искажения, обусловленные «эффектом испорченного телефона», когда каждый услышавший и затем пересказывающий сообщение незаметно для себя упускает часть деталей и, напротив, добавляет несуществующие подробности.
Формула написания идеальной новости
– Когда это произошло?
– Кто стал участником этого события?
– Как это происходило?
– Почему это произошло?
– Что означает данное событие?
Если вы найдете ответы на все эти вопросы, значит, вы написали новость. Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. Первая строка вашего материала должна «продавать» данную новость слушателю. Вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняющие данную новость. И, наконец, последняя строка завершает новость. Можно сделать какой-либо вывод и (или) сказать о последствиях данного события.
Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени, которым вы располагаете, а все, что не войдет, «оставить за скобками».
Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы, о чем идет речь, даже если бы никогда не слышали о данной новости раньше? Прочитайте ее еще раз, не читая два последних предложения. Все равно все понятно? Если ответом на оба эти вопроса было «Да», то, возможно, вы написали хорошо.
Работа с заголовками
Заголовок – одна из важнейших составляющих любого материала. Интересный, броский заголовок обеспечивает 90% успеха любой публикации. Если внимание читателей привлечь при помощи заголовка не удалось, статья, скорее всего, окажется непрочитанной. Особенно это касается интернет-изданий, в которых читатели ориентируются только по названиям и не видят полных текстов до тех пор, пока не откроют соответствующую статью. Поэтому неудачный заголовок может обесценить все усилия, затраченные на написание хорошего материала. И поэтому на выбор заголовка зачастую уходит не меньше времени, чем на написание самой статьи.
Функций у заголовка две – информативная и контактная. Он должен сообщить читателю, о чем статья, и побудить его эту статью прочесть. Поэтому заголовок часто сравнивают с вывеской и витринами магазина. Как вывеска и витрины – это обещание, что в магазине можно найти такой-то товар, так заголовок – это обещание, что в статье будет определенная информация. Поэтому требования к заголовку в общем виде таковы: быть достаточно привлекательным, чтобы заинтересовать читателей, но не дезориентировать их, обещая то, чего на самом деле в статье нет. Обман вызывает раздражение, и человек рано или поздно перестанет читать издание, которое обещает в заголовках ту информацию, которая в статьях отсутствует.
По форме заголовки подразделяются на номинативные и предикативные. Номинативный заголовок представляет собой неполное предложение, как правило, фразу из двух существительных или существительного и прилагательного. Например, «Год престижа» («Коммерсантъ», 22 сентября 2005 г.), «Фарш несогласных» («Коммерсантъ», 16 апреля 2007 г.), «В шкуре звезды» («Новые Известия», 28 декабря 2007 г.). Номинативный заголовок обычно содержит оценку новости и сопровождается подзаголовком – распространенным предложением, излагающим ее суть. Вот пример заголовка с подзаголовком: «Дед Мороз и красный нос (заголовок). Актеры с ужасом и смехом вспоминают пьяные театральные утренники 1 января (подзаголовок)» («Новые Известия», 28 декабря 2007 г.).
При написания заголовка к статье нужно придерживаться некоторых правил, которыми не следует пренебрегать. Давайте рассмотрим их:
Заголовок статьи должен быть связан по содержанию с текстом. Заголовок должен отражать суть статьи, не приуменьшая и не преувеличивая факторов описанных в ней. Важно оправдать ожидание читателя.
Не нужно писать слишком длинные названия статей. Заголовок должен быть кратким и емким. Старайтесь писать заголовки статей объемом не более 70 знаков, включая пробелы и знаки препинания.
Требования к заголовку таковы. Заголовок должен:
• быть ясным высказыванием;
• заключать в себе основную идею текста;
• не противоречить содержанию материала;
• быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным;
• возбуждать интерес читателя.
К плохим заголовкам также относят «нулевые», «двойные» и комментарийные. «Нулевой» заголовок что-то подразумевает, но что именно – для читателей остается загадкой. Подобное происходит, когда в качестве заголовков используют банальные крылатые фразы, пословицы, поговорки, лозунги, а также непонятные широкому кругу читателей термины.
«Двойной» заголовок – это высказывание, в котором объединены сразу два аспекта темы. В результате он оказывается длинным по форме и запутанным по содержанию. В таких случаях рекомендуется либо отказаться в заголовке от одного из аспектов, либо из одной статьи сделать две, каждую со своим заголовком.
Комментарийные заголовки являются неудачными при использовании их в информационных статьях. У читателей может сложиться впечатление, что им навязывают чье-то мнение и готовят к восприятию изложенной в статье информации под определенным углом. Издание, в котором преобладают комментарийные заголовки, воспринимается как партийное или корпоративное, то есть занимающееся не информированием своих читателей, а пропагандой или рекламой.
Кроме того, в заголовках нежелательно употреблять сложные синтаксические конструкции и удалять друг от друга связанные между собой слова, например определение и определяемое слово. Также не рекомендуется употреблять в заголовке многозначные и неизвестные широкой публике слова, так как в этом случае название статьи могут понять неправильно.
К использованию цитат в качестве заголовков также следует подходить крайне осторожно. Только в интервью и портретах подобные заголовки однозначно считаются уместными. Во всех остальных случаях следует иметь в виду, что фраза, сказанная персонажем статьи, практически всегда отразит смысл материала гораздо хуже, чем это мог бы сделать сам журналист. И цитатный заголовок будет свидетельствовать лишь о том, что автор материала или редактор не потрудились придумать собственный и просто взяли показавшуюся им наиболее яркой фразу персонажа.
Не употребляйте сокращений слов при написании заголовка статьи. Особенно это касается малоизвестных и используемых в узких кругах сокращения слов. В редких случаях употребляйте только те сокращения, которые известны и используются большинством пользователей. Пример: «соц. сеть» – употребив данное сокращение в интернете, большинство пользователей сразу поймут, что речь идет о социальной сети.
Придумывание заголовков – особая разновидность журналистской работы. Как правило, автору для своего текста придумать хороший заголовок достаточно сложно. Мешает «перегруженность» информацией, когда не удается дистанцироваться от собственной статьи, взглянуть на нее со стороны, выделить наиболее яркие моменты, которые могли бы быть затем отражены в заголовке. Поэтому на практике журналисты обычно сдают статьи с «рабочими» названиями, а окончательные заголовки придумывают редакторы либо специальные сотрудники, обладающие навыками «сквозного чтения». Иногда задание придумать заголовок к какому-нибудь тексту получает вся редакция, и подобный мозговой штурм, как показывает практика, приносит результаты.
С правилами написания и оформления заголовков мы разобрались. Давайте теперь поговорим о том, как написать красивый заголовок, который бы заинтересовывал читателя. Часто их называют цепляющие заголовки. Есть некоторые способы построения заголовка статьи, которые используются уже долгие годы и прекрасно работают.
Вопросительный заголовок. Данный вид заголовка наиболее распространенный и в тоже время эффективный. Вопрос в названии статьи говорит о том, что данная статья решает определенную проблему. Вопрос в заголовке указывает, что в статье кроется ответ на него и ее нужно прочесть.
Также вопросительный заголовок вызывает интерес и любопытство у читателя, побуждая искать на него ответ в статье. Пример заголовка: «Как придумать заголовок статьи», «Зачем нужен заголовок».
Заголовок с числами. Числовые заголовки также довольно распространены. Наиболее эффективными из них являются с указанием числа шагов, проделав которые можно решить проблему. Пример заголовка: «Как написать красивый заголовок всего за 5 шагов?».
Использование чисел в заголовках количеством шагов не ограничено. Также можно указывать количество способов решения проблемы. Это понравится читателям, так как можно всегда выбрать альтернативу. Пример заголовка: «10 лучших способов написать заголовок».
При любой формулировке числа в заголовке имеют притягательный эффект. Но при указании пошаговой стратегии решения проблемы, статья становится подобием инструкции. Тоже самое можно сказать и о вопросительных заголовках. И именно статьи, написанные с таким заголовком и стилистикой, пользуются наибольшей популярностью.
Негативный заголовок. Давайте сразу рассмотрим пример, чтобы Вы понимали о чем идет речь. Пример заголовка: «Как не совершать ошибки при написании заголовка?», «10 критических ошибок при написании заголовка».
В данных заголовках присутствует фактор страха. В названии озвучивается какая-то проблема, с которой читатель может столкнуться и сразу же дается понять, что ее решение находится в статье. Ни у кого из нас нет желания сталкиваться с проблемами, мы стараемся их избежать. Именно поэтому, заголовки, которые говорят, что могут в этом помочь пользуются большой популярностью.
Лучше всего писать заголовок в настоящем времени. Это может создать ощущение сиюминутности и с большой вероятностью побудит читателя ознакомиться со статьей полностью.
В заголовке можно рассказать историю успеха, свою или чужую не имеет значения, это одинаково может быть эффективным. Более того, хорошим решением будет использование заголовка от первого лица. Пример заголовка: «Моя проверенная методика написания заголовков».
Также может быть эффективным использования слова «секрет». Оно может создать небольшую интригу у читателя, пробудить у него любопытство и интерес. Пример заголовка: «Секреты написания эффективных заголовков».
Секреты написания подзаголовка (лида)
Лид – первый абзац текста, который резюмирует весь материал. После заголовков это первое, что видит читатель.
1. Лид должен интриговать. Выносите самые парадоксальные и интересные вещи из всего материала.
2. Лид должен сообщать главное. Главная мысль, главная идея, главные герои.
3. Лид должен быть не больше 5 предложений. Он может состоять из одного предложения или представлять собой мини-рассказ.
4. Лид должен быть ясным и понятным. Глядя на него, читатель должен задаться единственным вопросом: хочу ли я прочесть эту статью?
5. Важно также, чтобы он не был перегружен ненужными сведениями: излишние подробности, точные звания – словом, все, что может подождать до второго абзаца, а то и дольше.
6. Лид должен быть самодостаточным. Его смысл не должен зависеть от того, что идет после него. Другими словами, если мы уберем лид из текста, целостность материала от этого не пострадает.
7. Не стоит начинать лид с придаточного предложения. Лид стоит делать более динамичным, а придаточные предложения его «тормозят». Также не рекомендуется начинать с числительных. Лид не должен состоять только лишь из цитаты, но может содержать в себе слова героев, если они имеют какую-либо смысловую нагрузку.
8. В лиде закладывается главная мысль или идея произведения. Но это не значит, что он должен быть в виде сухой новостной заметки, – можно вынести в лид характерную идею концепции материала.
9. Содержание лида зависит от жанра произведения. В новостных материалах лидом является «верхушка» пирамиды (что, где, когда, как). В аналитике лид содержит главную мысль, гипотезу, проблему и намек на ее решение. В интервью лид может содержать интригующую информацию о герое. В репортаже это может быть либо предыстория, либо какой-то интересный момент из самого репортажа, даже часть диалога.
10. В лиде может указываться автор материала и издание, для которого он написан. Это создает эффект эксклюзивности. Обычно в конце лида делают приписку типа «Корреспондент такой-то газеты побеседовал с таким-то героем» или «Читайте репортаж нашего корреспондента».