В чем актуальность рассказов чехова
В чем актуальность рассказов чехова
Почему актуальны чеховские рассказы?
План:
1. Проблематика небольших произведений А.П. Чехова.
2. Проблемы, поднятые в рассказах А.П. Чехова «Хамелеон» и «Тоска».
3. Вопросы, волнующие человека.
Рассказы Чехова — небольшие по объёму произведения, однако проблемы, поднятые в них, остаются актуальными всегда. Такие вопросы, как человеческие отношения («О любви»), безграмотность, невежество крестьян («Злоумышленник»), замкнутость, неуверенность в себе («Ионыч») и другие насущные проблемы, поднимаются в коротких произведениях писателя.
Обратимся к рассказу «Хамелеон». Чехов, сатирически изображая рядовую ситуацию, высмеивает такие пороки общества, как чинопочитание и подхалимство перед вышестоящими. Надзиратель Очумелов меняет своё мнение, как хамелеон цвет кожи. Сначала герой защищает мастера Хрюкина, которого укусила собака. Но, предположив, что собака может оказаться генеральской, обвиняет самого пострадавшего. Полицейский ищет выгоду, боясь своими действиями причинить вред собственной репутации. Чехов смеётся над трусостью Очумелова. Автора огорчает подобное поведение человека, призванного следить за порядком.
Рассказ «Тоска» повествует о вознице Ионе Потапове, у которого недавно умер сын. Иона пытается поделиться своей бедой с пассажирами. Однако люди не хотят слушать пожилого мужчину. Одни отвечают, что все смертны, другие даже не разговаривают с ним. Отчаявшись, извозчик начинает делиться своей трагедией с лошадью, которая «слушает» удручённого горем старика. Писатель доносит до читателя мысль о том, что нельзя быть равнодушными. Поднимаются проблемы одиночества и безучастного отношения людей к несчастью другого.
Почему чеховское повествование всегда остаётся живым, интересным, злободневным? Скорее всего, потому, что его рассказы освещают темы, близкие читателю. Актуальность рассказов А.П. Чехова заключается в том, что писатель показывает проблемы, постоянно волнующие человеческое общество.
В чем актуальность рассказов чехова
Мы живем в 21-м веке, в веке цифровых и нанотехнологий, в веке скоростей и нехватки времени, в веке развития электроники и ранее недоступных возможностей. Но как бы стремительно в жизнь человека ни врывались им же созданные открытия, вечными всегда останутся простые человеческие чувства, проблемы, эмоции, переживания, все то, что так давно было передано в классической литературе всеми известными и любимыми писателями.
Одним из таких стал для меня Антон Павлович Чехов. (прилож. 1) Я переживал за судьбу Каштанки, сочувствовал Ваньке Жукову, волновался за Белолобого и радовался его счастливому возвращению домой. С моим взрослением расширилось знакомство с творчеством Чехова, читая его рассказы, я стал замечать, что то, что так иронично отражал в своих произведениях писатель, то, от чего он мечтал избавить нас еще более ста лет назад, продолжает существовать в том или ином виде и сегодня. Связь времен через рассказы Чехова — это и стало темой моего проекта.
Перед началом исследования творчества любимого писателя я поставил перед собой цели и задачи, чтобы раскрыть выбранную тему.
— доказать актуальность рассказов А.П.Чехова сегодня;
— объяснить необходимость изучения его творческого наследия для морально-нравственного воспитания молодёжи;
— дать импульс к популяризации творчества А.П.Чехова, юбилей которого будет отмечаться в 2020 году (160 лет со дня рождения)
— определить круг изучаемых рассказов А.П.Чехова по теме исследования;
— проанализировать отобранные рассказы А.П Чехова и выявить, какие жизненно важные проблемы автор поднимает;
— определить своё отношение к утверждаемым автором нравственным ценностям;
— получить позитивный эмоциональный опыт в отношении жизни и общества;
Работая над темой исследовательской работы обращался к различныи интернет-ресурсам, а так же искал подтверждение к своим выводам в высказываниях современников Чехова в книге Н.И.Гитович «А.П.Чехов в воспоминаниях современников».
2. Основные особенности рассказов А.П.Чехова.
— Заглавие простое и краткое.
— Вступление короткое, дающее полную информацию о месте, времени и героях.
— В основе сюжета — случай из жизни.
— Небольшое количество персонажей.
— Отсутствие подробного описания пейзажа и портрета.
— Наличие ключевой детали. (например, вицмундир в рассказе «Смерть чиновника», «говорящие» фамилии — Очумелов из «Хамелеона»).
3. Современники о рассказах Чехова.
Стиль написания, незамысловатый жизненный сюжет, небольшой объем, ирония делают прочтение рассказов Чехова легким. Но стоит только начать анализировать прочитанное, как понимаешь глубочайший смысл, переживания автора и его желание достучаться до своего читателя, чтобы жизненная картинка изменилась в лучшую сторону. Вот как об этом говорили современники и коллеги самого писателя.
«Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу». (И.Бунин) (прилож. 3)
«Чехов – несравненный художник… Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное…». (Л.Толстой) (прилож. 4)
Сам же Антон Павлович в 1888 году писал: «Все, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною положенные, будут целы и невредимы — в этом моя единственная заслуга. »
4. Актуальные проблемы нашего времени, обличенные в рассказах писателя.
Так почему же и сегодня актуальны рассказы этого писателя? Что продолжает притягивать читателя к его произведениям? Дело в том, что Чехов своими рассказами не только обличал пороки современного себе общества, но и намекал на пути избавления от этих недугов. К сожалению, «лечение» затянулось, жадность, казнокрадство, раболепие, страх, пьянство и другие отрицательные черты продолжают существовать и в наше время, поэтому рассказы Чехова не потеряли своей актуальности.
Рассмотрим некоторые примеры и увидим общие черты конца 19-го и начала 21-го веков.
Коррупция, взяточничество. Как часто мы слышим об этих явлениях в наши дни. Как их описывает Антон Павлович? (прилож. 5)
В рассказе «Совет» через диалог своих героев Чехов дает нам понять, что три сотенки, чтоб сдвинулось дело, которое длит ся три года, Порфирий Семёныч не возьмет, «не таковский чтоб. ». И надеемся, что за простой дверью работает честный человек. А в конце небольшого повествования узнаем:
«- Мерси-с. Он уважит. Только вы не триста рублей. С этими паршивыми деньгами и не суйтесь. Для него это нуль, ничтожество. газ. Вы ему тысячу.
Рассказ «Справка»: Помещик Волдырев «вытер шелковым платком лоб и несмело вошел в присутствие…» « Где здесь я могу навести справку. мне нужно тут справиться и взять копию с журнального постановления… Могу ли я здесь… у вас навести справку о своем деле. » Несмело, прося помощи обращается помещик к чиновнику, понимая, что такой вопрос, как получение
справки, процесс долгий. Но сидящий перед ним за столом чиновник делает вид, что не слышит и не видит просящего. Ничего не происходит и после того, как помещик кладет в книгу чиновника рубль, потом еще один и только после третьего «чиновник… как бы нечаянно поднял глаза на Волдырева. Нос его залоснился, покраснел и поморщился улыбкой. – Ах, … что вам угодно?» И вопрос получения справки улажен.
Не так ли в наши дни? Быт казнокрадов и взяточников мы узнаем по телесюжетам криминальной хроники: роскошь, невозможная на честные деньги, пренебрежительное, а иногда и брезгливое отношение к людям не их статуса и возможностей. Все это наблюдал и Чехов, а потом описывал в своих произведениях. Читая рассказ «Ушла», будто просматриваешь один из знакомых сюжетов современной хроники. (прилож.6)
Разрушительной силе денег Чехов уделяет большое внимание в своих рассказах. «Страшно жить на свете, у которого денег много», – говорит персонаж рассказа «Происшествие». Деньги сами по себе не дают человеку ни покоя, ни счастья, они морально разлагают. В рассказе «У знакомых» мы читаем откровенное признание одного из персонажей: «Теперь царит рубль, и если хочешь, чтобы не спихнули с дороги, то распластайся перед рублем и благоговей».
Деньги, чин превращают в «толстых» и важных, глядящих свысока и приводящих в трепет подхалимов, доводящих иногда до смерти от страха перед вышестоящим, как в «Смерти чиновника». Все это встречается, к сожалению, и в наши дни. (прилож. 7)
Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к миру недосягаемых и сейчас некоторые персонажи стараются изобразить из себя не тех, кем являются на самом деле, размещая на страницах в соцсетях недостоверную о себе информацию. Похожее происходило и во времена Чехова. (прилож. 8)
В рассказе «Орден» коллежский регистратор Лев Пустяков просит одолжить у приятеля орден святого Станислава, чтобы достойно смотреться на званом обеде у купца. С орденом он чувствовал себя уверенно, гордо, как будто он его по правде заслужил. Но только до того момента, пока за столом не увидел своего коллегу. Всячески теперь старался Пустяков прикрыть Стаса, чтобы не быть разоблаченным. И вдруг «о, счастье! Пустяков увидал на его груди орден. И то был не Станислав, а целая Анна! Значит, и француз сжульничал! Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился. » «После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден.» И только одна мысль не давала ему теперь покоя, что надо было взять орден получше».
А.П. Чехов считает такое поведение недостойным, низким.
Притворность, фальшивость человека – это показатель его глупости и испорченности. Врать людям, казаться совершенно другим человеком ради хорошего отношения к своей персоне, гордиться этим – подло, и именно поэтому Чехов высмеивает таких людей.
Но не только порицает и обличает такое отношение к людям писатель, но и дает рецепт всеобщего счастья: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…», – читаем мы в «Записных книжках» Чехова.
Пьянство, невежество, жадность, воровство, ложь и многие другие пороки, продолжающие присутствовать в нашей жизни, осуждаются в рассказах Чехова. Но мне хотелось бы сказать о тех моментах, которые «процветают» в молодежной среде. (прилож. 9)
Рассказ «Кривое зеркало», в котором страшненькая жена героя находит кривое зеркало и видит отражение красавицы, не может теперь существовать без любования собой каждую минуту и даже спать ложиться с зеркалом, напомнил мне нынешних красавиц Инстаграмма. Сколько их, выкладывающих бесконечное количество своих фото на обозрение всему миру, приукрашая себя разными программами, лишь бы получить одобрение толпы.
А рассказ «Радость»? (прилож. 10) Разве не о наших современных героях хайпа? За лайк и минуту славы готовы идти они на глупые, безрассудные, а порой и опасные поступки. Так же радуется Митя Кулдаров, что теперь вся Россия узнала из газеты о том, как он пьяный попал под лошадь и просит родителей сохранить газету для потомков, бежит по друзьям и знакомым поделиться своей славой!
5. Ценность рассказов А.П. Чехова в наши дни.
Рассказов у Чехова множество, каждый из них можно обсуждать долго. И несмотря на простоту изложения повествования, кажущуюся легкость, смысл настолько в них глубок, что понимание приходит к читателю по мере взросления. Писатель утверждал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Вот именно этим и ценен второе столетие труд Чехова! Он дает нам возможность увидеть быт и нравы века 19-го, поразмышлять о вечном, найти знакомые черты современности в своих произведениях. И даже уже известные рассказы через некоторый промежуток времени воспринимаются по-новому с учетом нашего жизненного опыта. Каждое поколение прочитывает Чехова по-своему и каждое поколение будто смотрится в зеркало, находя знакомые черты людей и облик России.
6. «Рецепт счастья» от писателя в его афоризмах.
Произведения Чехова, его слова, его фразы, написанные почти полтора века назад, актуальны и сейчас. Яркие, ёмкие по смыслу выражения Антона Павловича призывают менять нашу жизнь.
— В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.
— Нужно по капле выдавливать из себя раба.
— Мы были молодые и глупые. Мы верили в магическое слово «потом». Никогда, никогда это «потом» не наступает.
— Ничто не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
— Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг имеет значение для настоящей и будущей жизни.
— Если вы будете работать для настоящего, то Ваша работа выйдет ничтожной; надо работать имея в виду только будущее.
— Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
— Самое главное в жизни — один раз ее изменить.
— Всё, что мне известно о природе человека, я узнал в процессе познания самого себя.
— Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
— Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего.
— В жизни ничего нет дороже людей!
— Сделаем жизнь лучше! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
— Никогда не рано спросить себя: делом я занимаюсь или пустяками?
— Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
— Берегите в себе человека.
Насколько просты и жизненно важны эти высказывания писателя в наши дни. Своим примером работы врачом и «лекарем» человеческих душ Чехов показал ни одному поколению, что начинать менять мир нужно с себя! А пока это понимание не придет к каждому, рассказы Чехова не потеряют своей актуальности.
Исследовательская работа «Связь времён через рассказы А.П.Чехова» помогла мне
— лучше понять Российскую действительность 80-90-х годов прошлого столетия и как своим творчество Чехов А.П. беззаветно служил своему народу;
— осознать светлую мечту Чехова А.П о новой жизни и надежду на прекрасное будущее, когда в человеке всё будет «прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. «
— сделать вывод о необходимости расширения своего сознания и постоянного самосовершенствования, научиться говорить так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно».
Всё это я буду использовать в своей жизни, на уроках литературы и внеклассном мероприятии, посвященном творчеству Антона Павловича.
2. А.П.Чехов. Собрание сочинений под редакцией М.Еремина. – М.: Правда, 1970.
4. Паперный З.С. Записные книжки Чехова. – М.: Советский писатель, 1976.
Чехов и наше время
Сочинение, представленное на региональный конкурс, посвященный 150-летию со дня рождения
МОУ Великооктябрьская СОШ
Чехов и наше время.
, 1993 года рождения,
обучающаяся 10а класса,
В своих небольших рассказах Чехов ставил большие проблемы современности, актуальные и в наши дни, глубоко исследовал жизненные явления, обнажая причины социального неустройства; Чехов с болью видел, что в условиях реакции русская интеллигенция открыто пошла на разрыв с идеалами прогресса, демократии. В творчестве Чехова есть и юмор, и сатира, но отличает рассказы грустное раздумье о том, как нескладно живут люди, как подчас беднеет их духовная жизнь. Чехов при этом противопоставляет внешнее развитие сюжета внутреннему, протекающему скрытно процессу оскудения личности («Ионыч», «Анна на шее»). В чем же особенность чеховского мира, что позволяет ему оставаться в числе одних из самых читаемых писателей в мире? Думаю, дело тут в удивительной естественности и глубине его произведений, в тонком юморе, в стремлении автора к правдивости, его чуткость к красоте. Но основное, на мой взгляд, достоинство произведений Чехова – это правдивость изображения героев, в которых мы нередко узнаем себя.
Сытое мещанское счастье вызывало у Чехова раздражение, он страдал оттого, что в сонной одури обывательщины уничтожалась красота человеческих отношений. Отсюда тоска писателя по настоящей, духовно значимой жизни, полной труда и творчества. В этом чувстве, пожалуй, весь Чехов с его затаенным страданием, беспощадным обличением пошлости, активной защитой здоровых, деятельных начал человеческой жизни.
Осуждению духовного застоя, убожества обывательской жизни, собственнического счастья посвящена «маленькая трилогия», включающая рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герои этих рассказов отказываются от общественных идеалов, а это влечет за собой и их моральное падение.
На примере Беликова («Человек в футляре») Чехов показывает, что из среды интеллигенции, равнодушной и пассивной, нередко выходили и убежденные защитники мракобесия. По мнению писателя, это закономерно: кто не борется за новое, за справедливость, тот рано или поздно оказывается ревнителем отжившего, косного. В образе Беликова Чехов дал символический тип человека, который сам всего боится и держит в страхе всех окружающих.
Духовным братом Беликова мы воспринимаем героя рассказа «Крыжовник» Николая Ивановича, все жизненные помыслы которого свелись к приобретению усадьбы с крыжовником. Эта усадьба, собственнические интересы стали для него своеобразным футляром, которым он отгородился от окружающего мира. На пути к воплощению своей «глубокой мечты» Николай Иванович растерял все человеческое, «оскотинился», даже внешность его изменилась.
Еще одному аспекту темы духовного оскудения русской интеллигенции посвящен рассказ «О любви». В нем Чехов повествует о разбитом счастье, о том, как погибла тихая, грустная любовь, да и вся жизнь милого, интеллигентного человека, погрязшего а мелких хозяйственных заботах. Алехин духовно гибнет сам и невольно губит жизнь любимой женщины.
Чехов – великий русский мыслитель – реалист, обличитель мира пошлости и мещанства, несравненный художник. Проблемы, поставленные в его произведениях, актуальны и в наши дни. Понять человеческие рассказы легко, но простота эта обманчива. Чеховское мастерство не только опирается на его доверие к читателю, но и предполагает ответный труд человека. Писатель утверждал: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам». Чехов дорог нам тем, что в своем творчестве отразил русскую жизнь конца XIX века – начала XX века. Он дорог нам своей удивительной верой в будущее, своим глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. назвал Чехова «несравненным художником жизни». И это действительно так. И в наши дни Антон Павлович – наиболее читаемый писатель, а пьесы его идут и сегодня на сценах театров мира.
В человеке должно быть все прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли.
И пусть сбудутся эти очень мудрые слова великого писателя!
Актуальность произведений Чехова в современности
Театр русской драмы имени Чингиза Айтматова, к сожалению, не часто радует бишкекского зрителя премьерами новых спектаклей. От силы две, максимум три новых постановки в театральный сезон. А сейчас и вовсе, согласно некоторым изменениям в законодательстве, постановка новых спектаклей, по мнению режиссеров и актеров, может усложниться. Причина тому – обязательное проведение тендеров на постановку новых спектаклей.
Суть изменений такова: в скором времени, чтобы создать на сцене театра новый спектакль, необходимо будет проводить тендер, согласно «Закона о госзакупках». Тендер будет проводиться для привлечения услуг от специалистов (костюмеры, бутафоры и т.д.) и для закупки необходимых материальных средств, для производства спектаклей. По мнению создателей этого закона, такая практика, возможно, улучшит и облегчит создание новых постановок рабочим и актерским коллективом театра. Насколько это будет продуктивно, затрудняются сейчас сказать и режиссеры, и актеры театра. Но то, что это абсолютно не знакомая для них практика, заявляют все служители Мельпомены.
Тем не менее, сейчас в театре полным ходом идут репетиции нового спектакля «50 оттенков Чехова». Спектакль будет включать в себя три произведения Антона Чехова «Предложение», «Медведь» и «Юбилей». В них будут заняты актеры театра, а также молодые выпускники студии актерского мастерства Галины Кетовой.
На сцене театра уже не раз ставился этот спектакль, но именно режиссерская привязка Валерия Крайнова, произведений Чехова к определенным временным отрезкам нашего мира, станет для зрителя новинкой. Кстати, актриса, сыгравшая главные роли в этой театральной трилогии, – Галина Кетова характеризует подготовку и проходящие сейчас репетиции в весьма юмористичной форме:
Премьера спектакля состоится 13 и 14 февраля.
актуальность чеховского наследия
СЕРДЕЧНОЕ ЗАХОЛУСТЬЕ
Чехов совершил настоящий переворот в русской литературе. Если учесть, что литература в его время претендовала на высокий статус «властительницы дум», читательская аудитория уверенно росла, читать было престижно и даже необходимо, а Чехов оказался в авангарде самой читаемой литературы, то роль его трудно переоценить.
Во-первых, он показал высочайший смысловой потенциал короткого жанра – рассказа, даже рассказика, зарисовки. Русская литература всегда была славна своими романами, они составили ее мировую славу. Чехов преодолел обаяние и соблазн «большой книги» – его рассказ не только коротки, они еще и намеренно «мелки» по содержанию. Ежедневность, в которую каждый человек погружен от рождения до смерти, и не может быть чем-то глубоким – это сцепление повторяющихся движений, подобное работе механизма. Но как только эта мелочность становилась предметом изображения, за нею начинала просвечивать бездна: оказывалось, что дело вовсе не в том, в каком пространстве находится человек (в столице или забытом Богом сельце на окраине России), в каком социальном статусе (генерал он или егерь), и даже в каком настроении. Дело в том, что в каждом – без исключения! – сердце русского человека скрывается самое настоящее захолустье – заброшенность, вычеркнутость из настоящей жизни, а наряду с тем и ужас осознанности собственного сердечного захолустья. Если бы человеку было дано жить и радоваться тому, что есть, что вокруг него, и не задумываться ни о каких смыслах – это была бы замечательная история счастливого народа. Но когда каждый подточен изнутри чувством неправильности своего бытия, создается странный, исковерканный мир людей, которые неуверенно движутся изо дня в день, вопросительно и стеснительно поглядывая друг на друга: да что же это, в самом деле, творится? Так короткий рассказ, осколки российской жизни отразили эту жизнь настолько полно и страшно, что впору задуматься о пророчествах писателя.
Во-вторых, Чехов полностью разрушил эмоциональные взаимосвязи внутри своих рассказов. Читателю предлагается пожалеть подлеца, понять взяточника, осудить прекраснодушие, не пожалеть пострадавшего, возненавидеть добродетельного, а в результате читатель останавливается в недоумении: как жить-то теперь? И что стало со всей этой пресловутой «системой ценностей»? Разрыв эмоциональных связей достигнут Чеховым благодаря его глубочайшему постижению правды русского характера: вечного присутствия двух идеалов, друг друга взаимно исключающих: белого («праведного», «высокого») и черного («меркантильного», «эгоистичного»). Но это именно идеалы! И невозможно сказать, что Чехов «призывал к борьбе за светлое будущее». Он показал людей, которые вытравливали из себя «черный» идеал и пытались посвятить жизнь праведности. Однако и эти герои Чехова не однозначны. Это их выбор, их попытка построить свою жизнь таким образом – но и они терпят у Чехова крах. Впрочем, как и те, кто старается самого себя уверить в том, что жить надо согласно «материальной правде»: и им нелегко, и их ждет фиаско. Так есть ли хоть какая-то надежда на счастье? Стоя на берегу Енисея, писатель восклицает: «…какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!» И, разумеется, это было выражение надежды, что когда-то сердечное захолустье русского человека облагородится и превратится в цветущий сад. Надежда – умирает последней.
В-третьих, Чехов собрал в своих рассказах огромную и до сих пор недостаточно оцененную коллекцию типов, ситуаций и способов мышления – это поистине тысячи человеческих драм, мимолетных коллизий, фарсов, разрушенных надежд и несбывшихся мечтаний, странных карьер и удивительных побед, прозрений и затмений – и не было для писателя никаких преград в составлении этой коллекции. Но, разумеется, может возникнуть вопрос – а зачем это нужно? Чего он добился таким коллекционированием? Ответов может быть множество, выберем лишь один. Чехов позволил любому читателю войти в этот осколочный мир с любой страницы, через любую дверь, в любой ситуации – на чтение его рассказика достаточно пары минут. Но завораживающее свойство его манеры повествования таково, что мелкое событие остается в сознании как некое беспокойство. Что-то не так в этом мире – даже если это мир совершенно далек от тебя, твоей собственной судьбы. Через любой маленький эпизод Чехов умел достучаться до нерва сердечного захолустья – того самого нервного центра, что не дает с ним примириться. И вся эта огромная масса персонажей, чьи судьбы раскрываются в нескольких строках, опрокидывается в конкретную читательскую судьбу. Читатель чеховских текстов озадачен – эти смешные зарисовки и маленькие штришки вдруг складываются в полновесную картину беспутной и – увы! – бессмысленной российской жизни. Скука, тоска и горе стерегут читателя за поверхностно смешными историями. И стоит ли тогда вновь и вновь перечитывать эти строки?
Но вот здесь мы и подбираемся к «нешкольному» значению Чехова. Он не сумел найти баланс черного и белого идеалов, он видел невозможность этого баланса. Добро никогда не победит зло, потому что никто не сможет отличить их друг от друга. И хотя это звучит несколько банально, но именно это и было главной заслугой его коллекции: он заглянул во все уголки, он говорил голосами всех сословий, он задумывался над убеждениями всех тогдашних идеологий – и не нашел «лестницы в небо», не нашел способа вырваться из всей этой ежедневной суеты. Это и есть величайшее открытие его гения: какие бы идеи ни побеждали, какие бы счастливые и победные действия ни осуществлялись, сердечное захолустье все равно удержит человека от счастья. Иногда полезно быть реалистом, как бы грустно это ни было.
В этом можно усмотреть великий разрыв Чехова со всей русской реалистической традицией. Ведь литература реализма (Толстой, Достоевский, Лесков, Тургенев, Гончаров) искала идеал, призывала, стремилась возвысить и очистить человека, а в конечном итоге – дать ему силы жить в той среде, что его окружает, жить мечтой о светлом будущем и великих переменах. Чехов же показал, что не в среде дело. Жизнь – создание самого человека. Это он строит адские дороги, ужасные настолько, что проще проехать по бездорожью, он насаждает в школах бессмысленную зубрежку, а в присутственных местах – взяточничество. Это работа сердечного захолустья, которое не дает ничего сделать на совесть, качественно, фундаментально, которое обрекает человека в вечном пребывании во «вчера» и «завтра», лишая его радости сегодня. Чехов увидел обреченность целой страны. Сегодняшнему читателю стоит особенно вдумчиво вчитаться в эти – кажущиеся уже старинными – строки. И за всеми этими «девицами», «чиновниками», «приказчиками», «урядниками», «офицерами» и «генералами» встанет образ нашего Сегодня – печального и растерянного, пытающегося на что-нибудь опереться и беспомощного в этих попытках. С точки зрения Чехова – жизнь неостановима, и никаких тупиков не будет. Но это-то и страшно. Ведь все же тупик – повод остановиться и пойти искать новую дорогу. А если его нет – то так и брести России в грязи, по колдобинам и рытвинам ее Пути.
САМОПРЕОДОЛЕНИЕ: неиссякаемая актуальность чеховского наследия
Антон Павлович Чехов родился и рос в Таганроге, провинциальном городишке в Российской империи. Вряд ли тогдашняя провинциальная жизнь резко отличалась от сегодняшней – непокидающее ощущение «глуши» и «похороненности заживо» станет потом психологической основой характеров многих чеховских персонажей. Все хорошо знают, что был он врачом по специальности – и притом много занимался врачебной практикой. Писательство можно было бы отнести к разряду «приработка»: Чехов написал десятки и даже сотни «мелочишек» в тогдашние развлекательные издания. Но из всех этих осколков постепенно «склеивался» его большой писательский талант. К 1890 году Чехов был известным писателем-комиком, автором «Иванова» и «Предложения», над его рассказами смеялись, его стиль узнавали. Но вместо того, чтобы совершенствоваться в этой «нише», Чехов отправился на Сахалин – это было поистине схождение Орфея в ад, писатель оказался на таком отшибе жизни, что таганрогское прошлое могло показаться золотой порой. Сам факт «сосуществования» одновременно в рамках одного государства всевозможных громких лозунгов о передовой цивилизации и бесконечной заброшенности (во всех смыслах) этих краев мог бы сделать из любого весельчака пессимиста. Но Чехов не был сторонником «сгущения красок». Ему так важно было самой своей жизнью показать возможность прорыва: разве не было путешествие на Сахалин самым настоящим подвигом, смысл которого заключался в самопреодолении? Нужно было заставить себя совершить это путешествие, которое в глазах окружающих было ненужной тратой времени и сил.
Но сейчас, когда прошло столько лет с чеховских времен, жизнь его предстает в совершенно ином свете. Перед нами самый настоящий жизнестроитель, который принял решение двинуться на восток своей страны – как можно было бы принять решение двинуться в глубь собственного «я». Как поражают Чехова люди, с которыми встречается он в Сибири, их рассказы! Где-то здесь дикий совершенно Север – там живут люди, неподвластные никакой империи. Но сибирские жители совсем иные. Это постоянное чувство жизни «на отшибе», причем следствием такого отношения становится режим «временности» всего собственного существования. Чехов стал первооткрывателем этой внутренней настроенности русского человека на «временность», когда не надо ничего делать основательно, с прицелом на другие поколения. Такова разъезжающаяся во все стороны дорога, которую каждый ремонтируют наваливанием мусора. Таковы избушки людей. Все здесь дышит убогостью и невнятностью. Люди пришиблены и печальны.
Стоит ли удивляться тому, что Чехов после этого путешествия обратился к теме «самостоянья человека», способности каждой личности преодолевать «проклятую среду»? Но и обратившись к этой теме, оказался он перед фактом «пришибленности». Его пьесы последовательно исследуют такое состояние. И до самой своей смерти он с огромным вниманием искал людей (типы, персонажи, события), которые сумели противостоять всему этому. «Архиерей», «Невеста», «Студент»… Похоже на своеобразный «каталог». И все же никогда Чехов не навязывал своих открытий. Он не чувствовал собственной «правды» (как чувствовал ее, скажем, Лев Толстой). Он знал, что любое событие, следствие, развитие «вероятны», а не обязательны. Может быть, никто иной как Чехов так ярко показал верность пословицы «не говори гоп пока не перепрыгнешь»: как прихотлив и сложен «сценарий судьбы». Единственное, за что каждый обязан отвечать в каждую минуту своей жизни, это собственная человечность.
Даже не хочется цитировать «каплю» и «раба», которого надо из себя «выдавливать», – слова эти так затерлись частым употреблением, что стали источником шуточек и анекдотцев. Чехов знал, что, когда тебя окружает рутина ежедневности, сражение с ней подобно битве с ветряными мельницами. Большинство предпочитает раствориться в этой каждодневности. Но стоит только взять в руки томик Чехова, прочитать коротенькие рассказы или перечитать пьесы, как немедленно возникает тоскливое ощущение собственной неполноценности: где-то ты предал самого себя. И если возникло такое ощущение, значит, не все потеряно: перечитайте Чехова, загляните в свое сердце и станьте лучше. Не для кого-то или чего-то. Только для себя же самих.