В чем был конфликт философов просветителей и просвещенных монархов
Презентация по Всеобщей истории на тему: «Философы и монархи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Домашнее задание Параграф 9 прочитать, стр. 48 «Мои исторические исследования» письменно
Философы и монархи
План урока 1. Просвещённый абсолютизм 2. Власть народа 3. Время реформ 4. Швеция 5. Испания и Португалия 6. Итальянские государства
1. Просвещённый абсолютизм К середине XVIII в. монархи во многих странах осознали необходимость реформ: Непрочная власть, опирающаяся на дворянство и церковь Перестройка системы управления Улучшение армии и вооружения Недовольства со стороны привилегированного сословия
1. Просвещённый абсолютизм Опираясь на представления об общественном договоре и благе народа, можно было заставить все сословия подчиниться воле монарха, ввести всеобщее налогообложение. Управление страной можно организовать рационально, сила разума позволит государям решить насущные проблемы. Государи призывают на помощь философов.
1. Просвещённый абсолютизм Просветители, полагавшие, что преобразования должен проводить «просвещённый монарх», «философ на троне», с готовностью откликнулись. Их назначали на государственные должности, к ним обращались за советом. Программы преобразований стали широко обсуждаться в правительственных кругах, получать поддержку общественного мнения. Использование абсолютными монархами идей Просвещения получило название просвещённого абсолютизма.
Просвещенный абсолютизм – это…
Просвещенный абсолютизм – это политика, соединявшая представления о неограниченной власти монарха с идеями Просвещения.
1. Просвещённый абсолютизм XVIII в. отличается от предыдущих: Страны Европы ощущали себя частью единой системы Стремились соответствовать единым, наиболее успешным образцам Заимствовали опыт соседей Ревниво присматривались к соперникам Появились общие для всех критерии прогресса и процветания
2. Власть народа Отныне монархи считают себя правителями не только по воле божьей, сколько в силу общественного договора, государи начали подчеркивать, что они в равной мере стоят над всеми подданными. Никто в их глазах не обладает особыми привилегиями, законы и налоги должны быть едины для всех.
2. Власть народа Чего добилось третье сословие в политике? (стр. 47)
3. Время реформ Основной инициатор преобразований в XVIII в. – государство. Оно укрепляет свои позиции: 1. проводит реформы 2. решает проблему голода 3. борется с болезнями 4. налаживает систему образования
3. Время реформ Короли не помышляли делиться с народом своими полномочиями, наоборот, происходило безмерное усиление государственной власти, в том числе и под предлогом народа.
3. Время реформ Результаты реформ: Многие гос-ва добились большей эффективности в управлении Власть государей растет Улучшается положение крестьян Суд стал более справедливым Третье сословие становится более образованным
3. Время реформ Результаты реформ: Многие гос-ва добились большей эффективности в управлении Власть государей растет Улучшается положение крестьян Суд стал более справедливым Третье сословие становится более образованным Стал виден предел до которого могли дойти реформы: Сохранялись власть сеньоров и сословная структура общества Осталась значительная роль церкви
4. Швеция 5. Испания и Португалия 6. Итальянские государства 1 ряд – читает подпункт «Швеция» на стр. 48 и выписывает основные реформы 2 ряд – читает подпункт «Испания и Португалия» на стр. 48-49 и выписывает основные реформы 3 ряд – читает подпункт «Итальянские государства» на стр. 49 и выписывает основные реформы
Страна Реформы Швеция Испания Португалия Италия
Страна Реформы Швеция Установлен парламентский режим«Эра свобод» Послегос.переворота в 1772 г. чиновники должны были отчитываться перед монархом, а не перед парламентом Свобода печати Испания Португалия Италия
Страна Реформы Швеция Установлен парламентский режим«Эра свобод» Послегос.переворота в 1772 г. чиновники должны были отчитываться перед монархом, а не перед парламентом Свобода печати Испания Ликвидация автономии провинций Отмирают внутренние таможни и представительные органы, кортесы Поощрение предпринимательства дворян Реформа армии Улучшение управления колониями Португалия Италия
Страна Реформы Швеция Установлен парламентский режим«Эра свобод» Послегос.переворота в 1772 г. чиновники должны были отчитываться перед монархом, а не перед парламентом Свобода печати Испания Ликвидация автономии провинций Отмирают внутренние таможни и представительные органы, кортесы Поощрение предпринимательства дворян Реформа армии Улучшение управления колониями Португалия Подавлениенепокорства дворян Церковь бралась под контроль Развитие науки, образования, торговли Италия
Страна Реформы Швеция Установлен парламентский режим«Эра свобод» Послегос.переворота в 1772 г. чиновники должны были отчитываться перед монархом, а не перед парламентом Свобода печати Испания Ликвидация автономии провинций Отмирают внутренние таможни и представительные органы, кортесы Поощрение предпринимательства дворян Реформа армии Улучшение управления колониями Португалия Подавлениенепокорства дворян Церковь бралась под контроль Развитие науки, образования, торговли Италия Упразднение трибунала инквизиции Отмена пыток и смертнойказни Выделение для продажи и аренды герцогскихземель крестьянам
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1388674
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Просвещённый абсолютизм: политика монархов Европы
Просвещённый абсолютизм — это политика, проводимая европейскими правителями во второй половине XVIII века. Она была направлена на разрушение феодальных отношений и освобождала дорогу зарождающемуся капиталистическому строю. Мысль о «просвещённом монархе» принадлежала французским просветителям Вольтеру, Монтескье, Дидро, Руссо, которые сформулировали теорию просвещенного абсолютизма, основанную на новых разумных началах.
Основы эпохи просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм преобразовывал общественную жизнь государств.
Монархи с помощью советников, опираясь на учения французских философов, модернизировали системы управления страной, что сопровождалось формированием основ буржуазного общества.
Основные признаки этой политики:
Цели реформ
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790) воплотили в себе два направления, характерные для эпохи реформирования.
Фридрих был консерватором и лишь освещал новыми философскими идеями и понятиями прежнюю политику своей династии. Иосиф II относился к революционерам и попытался реформировать государственный строй Австрии, сообразуясь с философией Просветителей.
Правление Екатерины II
В России эпоха просвещённого абсолютизма связана с годами царствования Екатерины II Великой. Екатерина состояла в переписке с Вольтером и взяла лучшее из идей просветителей. Она инициировала созыв Уложенной комиссии по систематизации законов.
Созданный Екатериной II «Наказ» заимствовал идеи просветителей, приспосабливал их к российским условиям и способствовал укреплению абсолютистского государства путём создания социальной поддержки со стороны дворянского класса.
Крестьянство, составлявшее 90% населения России, не получило облегчения своего положения. Реформы частично были популистскими и служили укреплению образа императрицы как просвещённой царственной особы, заботящейся о благе своего народа. Преобразования в период царствования Екатерины II:
Нужно заметить, что кардинальное изменение устоев общества не могло пройти легко.
Эпоха просвещённого абсолютизма в России во время царствования Екатерины II не произвела полного реформирования государства, а только заложила основы будущих изменений.
Как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей
Как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей (например, Фридриха II, Екатерины II) с известными просветителями? Можно ли сказать, что этот стиль переносился на обращение монархов с их подданными?
Моя точка зрения заключается в том, что образ «просвещённого монарха» создавался исключительно в произведениях философов-просветителей (Монтескьё, Вольтера, Руссо), был скорее плодом их мечтаний, очень часто оторванным от реальности. В действительности идеального «просвещённого монарха», каким они себе его представляли, просто не существовало. Политика Екатерины ІІ, и Фридриха ІІ, и Иосифа ІІ имели много отклонений от замыслов просветителей. Однако это все же не уменьшает их заслуг и достижений.
Если судить исключительно по переписке, то стиль общения «просвещённых монархов» был открытый, дружественный и даже иногда просящий. Правители общались с философами как равный с равным, не допускали надменности или какого-нибудь презрения. Однако такой подход не работал в обращении монархов со своими подданными, особенно с крестьянским сословием, которое традиционно занимало низшую ступеньку в социальной пирамиде тех времен. Поскольку деление людей на сословия не было отменено ни в одном государстве Европы, то можно с уверенностью говорить о том, что идеи Просвещения принципиально не повлияли на отношения «просвещённых монархов» к низшим слоям населения.
Свежие записи
Нуклеиновые кислоты — функции РНК и ДНК
Глицерин — применение, побочные эффекты и свойства
Просветители против просвещения
Просветители против просвещения
Несколько десятилетий, пусть непоследовательно и лукаво, императорская власть России делала ставку на просвещение. Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо — многолетние «союзники» Екатерины II. Задача, мы говорили, простая и ясная: просветить страну без «дурных последствий» этого самого просвещения.
Еще в первые месяцы французской революции царица умно одергивает нелюбимого сына и наследника Павла: тот, узнав о трудном положении, в которое попал Людовик XVI, говорит, что он на месте французского короля разметал бы чернь пушками; мать резко возражает сыну, что «только чудовище может так думать», ибо пушками ничего нельзя исправить.
Вполне разумный, просвещенный взгляд.
До поры до времени…
Но — страх, уже проявившийся в осуждении Радищева и других мерах против «заразы».
И вот, на старости лет, царица в определенном смысле начинает войну против… самой себя! То, что разрешалось, поощрялось, одобрялось в течение десятилетий, теперь заподозрено и осуждено; решается вопрос: какая из двух цариц сильнее — молодая или нынешняя? Кто кого одолеет — прежние книги, журналы, переводы, переписка с философами — или страх перед якобинцами?
Николай Иванович Новиков не был революционером наподобие Радищева и вовсе не мечтал о коренном перевороте, свержении существующего строя; однако он незыблемо верил в пользу просвещения и к тому же был привержен, с годами все более, к масонским, религиозно-мистическим взглядам; не сомневался, что просвещать ближних требует религиозный, нравственный долг. В начале царствования Екатерины II он издавал несколько журналов, где остро, талантливо потешался над невеждами, жестокими и отсталыми помещиками, над поверхностными подражателями французской моде. Может быть, именно оттого, что он не имел «задней мысли» — опрокинуть трон, — Новиков был особенно смел, выискивая и высмеивая противников повсюду.
Однажды он обрушился на журнал «Всякая всячина»: это было довольно опасно хотя бы потому, что все знали о личном участии императрицы в подготовке материалов этого издания. Разумеется, имя Екатерины II не стояло на обложке, но именно это позволило Новикову пуститься в рассуждения о непоследовательности, противоречивости, глупости некоторых статей «Всякой всячины»; вдобавок Новиков отмечал, что госпожа «Всякая всячина», как видно, плохо владеет русским языком, ибо слишком уж часто ставит глаголы в конце фразы (намек на родной немецкий язык тайной издательницы журнала). Пожалуй, ни один подданный русских царей никогда не позволял себе подобных печатных дерзостей против самодержавного монарха. Предшественники Екатерины II быстро расправились бы с «безумцем», но царица как бы не обратила внимания; в ту пору находила более выгодным поощрять просветителей-смельчаков… Но пришли 1790-е годы. К этому времени Николай Новиков уже успел внести огромный вклад в культуру: одна треть всех русских книг, изданных в царствование Екатерины II, была выпущена в свет именно его типографией и издательством: переводные романы, стихи, огромное число документов по отечественной историй, книги по науке, путешествия… Позже Александр Герцен заметит: «Новиков был одной из тех личностей в истории, которые творят чудеса на сцене, по необходимости погруженной во тьму, — одним из тех проводников тайных идей, чей подвиг становится известным лишь в минуту торжества этих идей».
1790-е годы: наступает злой час для Новикова. Вполне возможно, что Екатерина вспомнила старые обиды; с другой стороны, ее пугали тайные масонские связи просветителя; по тогдашним настроениям — «у страха глаза велики» — очень легко было приравнять их к якобинским. Несколько раз царица намекала московскому генерал-губернатору Прозоровскому о необходимости заняться Новиковым; губернатор отвечал, что готов исполнить любой приказ, императрица же сердилась и сетовала на нерадивых подданных, которые «без приказу ничего сделать не могут»: все еще хотелось сохранить старинную просветительскую репутацию и ликвидировать знаменитого издателя как бы чужими руками.
Однако ровно через четыре дня после того, как в Петербурге панически начали искать мифического отравителя Бассевиля, Екатерина II все же решилась и подписала приказ об аресте Новикова и его друзей. Он обвинялся в «тайных сборищах», издании «непозволительных книг». Доказательств, строго говоря, не было никаких, потому что Новиков ничего не скрывал; и все тот же Прозоровский, арестовав просветителя, вскоре пожаловался: «Один с Новиковым не слажу; человек он натуры острой, догадливый, характера смелого и дерзкого». Тогда арестованного перевели в Петербург и с пристрастием допрашивали еще несколько месяцев.
За издание тех книг, которые сама Екатерина спокойно читала несколько лет назад, за «тайные собрания», которые никто не запрещал, — а на самом деле только потому, что в Париже революция и Петербург трепещет — за все это Николая Новикова, снова повторим — просветителя, отнюдь не революционера (между прочим, не нажившего никаких капиталов в результате своей бескорыстной деятельности), приговаривают к заточению в крепости на 15 лет.
Один из друзей просветителя, Михаил Багрянский, которого даже не привлекли к следствию, выразил желание разделить заключение с осужденным. Желание удовлетворили; однако даже присутствие друга не спасло потрясенного Новикова, который в камере постепенно начал терять рассудок…
Друзей Новикова, московских просветителей, также приговорили к разным наказаниям. Один из них пытался перерезать себе горло; другого — знаменитого правдолюбца Ивана Владимировича Лопухина — вызывают на допросы к генерал-губернатору.
«Мы, — пишет Лопухин, — со лбу на лоб с кн. Прозоровским беседовали, по крайней мере, часов с двадцать… Долго помнил я все мои ответы, так что мог бы записать их почти от слова до слова; но я настолько устал от упражнения в оригинальном их сочинении, что очень много дней после того приняться за перо была самая тяжкая для меня работа. Заключение же вытекло из такого сильного во мне впечатления, что я никогда не мог его забыть; писав его, я подлинно плакал, обливался, можно сказать, слезами, и точно от причин, в нем изображенных».
Говорили, будто, прочитав откровенные, возвышенные ответы Лопухина, прослезилась и сама царица.
Екатерина II решает не связываться со столь знатным родом — Ивана Владимировича приговаривают к ссылке в деревню, под надзор, он возражает, так как должен находиться возле престарелого отца. В конце концов его оставляют во второй столице…
Очень своеобразным способом защитился другой подозреваемый, Максим Невзоров: когда его по возвращении из-за границы схватили и предъявили приказ Екатерины об аресте, Невзоров прикинулся, что не верит: столь мудрая, просвещенная императрица не может издавать жестоких указов! Ему предъявляют царскую подпись, он отвечает, что — можно подделать. Его привозят к Шешковскому, который всегда занимается тайным сыском, и спрашивают — узнает ли того, кто допрашивает? Невзоров отвечает, что можно загримироваться, прикинуться. Ему говорят, что поведут к императрице, — он стоит на своем, что можно переодеть, обмануть…
Екатерине доложили о столь странной манере защиты, она засмеялась и велела без всякого суда отправить Невзорова в деревню.
Можно считать, что подозреваемый ловко намекнул на противоречия «ранней» и «поздней» Екатерины, и сумел таким образом спастись…
Одновременно разыгрывалась другая шумная история.
Популярный драматург Яков Княжнин еще в 1789 году, накануне французской революции, написал трагедию «Вадим Новгородский». Действие ее происходит в середине IX века в древнем Новгороде. Город не хочет терять своей вольности, и князю Рюрику пытается дать отпор пламенный республиканец Вадим. В конце концов благородный, просвещенный монарх Рюрик берет верх и уничтожает Вадима; но перед тем свободолюбцы произносят (согласно желанию Княжнина) несколько острых монологов против деспотизма и самовластия; вопрошают: «Какой герой в венце с пути не совратится? Кто не был из царей в порфире развращен?»
По ранжиру прежнего, сравнительно мягкого екатерининского правления — в пьесе не было ничего особенно крамольного: побеждает все же просвещенный монарх (такой, как Екатерина II), а республиканец, хоть и благороден, но — повержен. Случалось, в прежние годы полиция несколько раз спрашивала царицу, не запретить ли то или иное издание, где обличается деспотизм; царица, тогда общавшаяся с Дидро и Вольтером, отвечала, что не принимает подобных упреков на свой счет, ибо деспотом не является («вы называете меня матерью Отечества!»), а раз так- никакие запреты не нужны.
Именно подобными соображениями, вероятно, руководствовался Княжнин, когда готовил свою пьесу для печати. Сам драматург не дожил до ее публикации — умер в начале 1791 года, но рукопись была напечатана в 1793-м, с разрешения собеседницы Дидро.
Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, возглавлявшая Академию наук, к якобинцам относилась совершенно отрицательно, поступок Радищева не одобряла: она пыталась изо всех сил «адаптироваться» к екатерининскому правлению и даже немало преуспела на этом пути, получая высокие должности, награды, но при всем желании никак не могла слиться с раболепной придворной массой, утратить гордость и независимость. Поэтому княгиня (мы опираемся на ее знаменитые «Записки») была весьма удивлена и рассержена той «головомойкой», которую царица вдруг устроила ей за «Вадима».
«— Чем я вам не угодила, что вы распространяете высказывания, опасные для меня и моей власти?
— Я, государыня?! Нет, вы не можете так думать!
— Знайте, — сказала императрица, — что я прикажу сжечь эту трагедию рукой палача.
По ее лицу я как будто прочла, что последняя фраза чужда ее уму и сердцу и кем-то ей подсказана.
— Ваше величество, для меня не имеет значения, будет ли, не будет она сожжена палачом. Не мне за это краснеть. Но, ради бога, прежде чем вы совершите этот акт, столь мало согласующийся с вашими словами и делами, прочтите пьесу, и вы найдете в ней развязку, которую и вы сами, и все приверженцы монархического правления могли бы только пожелать. Кроме того, вспомните, ваше величество, что, защищая эту пьесу, я не являюсь ни автором оной, ни лицом, извлекающим пользу из ее публикации.
Эти слова были произнесены столь решительно, что тем разговор и окончился…
Через день утром я поехала с докладом к государыне, твердо решив, что, если она не предложит мне, как всегда, пойти с ней в бриллиантовую комнату, — не стану больше ездить на утренние приемы и без промедления подам прошение об отставке.
Господин Самойлов, выходя от императрицы, сказал мне на ухо:
— Ее величество сейчас выйдет. Будьте спокойны: кажется, она на вас не сердится.
Я ответила ему, не понижая голоса, чтобы меня слышали находившиеся в комнате:
— Мне нечего волноваться, потому что не в чем себя упрекнуть, и было бы досадно за государыню, если бы она плохо думала обо мне; но, во всяком случае, несправедливости для меня уже не новость.
Императрица действительно скоро появилась и, дав присутствующим руку для поцелуя, сказала мне:
— Не хотите ли, княгиня, пойти со мной?»
Конфликт был формально улажен, но ненадолго; пьеса не «прощена»; оказывается, обстоятельства к 1793 году стали таковы, что дерзкие речи «нельзя терпеть», хотя бы герой-республиканец и терпел поражение. В результате вынесено решение — злополучную книжку сжечь. Приговор приведен в исполнение, но, как это было и с книгой Радищева, тут же стали распространяться немногие сохранившиеся экземпляры, а с них делались рукописные копии. Обиженная Дашкова вышла в отставку, навсегда покинула столицу и уехала в свое имение.
Выходило, что царица и двор сражались не только с революцией, но и с просвещением: ни Дашкова, ни Новиков к якобинцам не близки.
Тут-то наступил час «призвать к ответу» и прежних великих французских друзей Екатерины.
Читайте также
РОССИЙСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ
РОССИЙСКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева. Как-то императрице в руки попалась книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Написал ее русский дворянин Александр Николаевич Радищев. Возможно, Екатерина надеялась развлечься путевыми
ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ За одно только лето 1952 года Гумилев сменил шесть специальностей: был чертежником, монтером, строительным десятником, скульптором (!), грузчиком на каменном карьере и даже актером, точнее, актрисой. В Камышлаге тогда сидел известный оперный тенор Николай
Духовные наставники и просветители
Духовные наставники и просветители Как всегда, Русская Православная Церковь в 16 веке играла большую роль в духовном воспитании и просвещении масс. Идея «Москва – Третий Рим» находила все новых сторонников. Особое значение имел идеал «Святой Руси», сформулированный к
Учебные заведения и просветители
Учебные заведения и просветители СЛАВЯ?НО-ГРЕ?КО-ЛАТИ?НСКАЯ АКАДЕ?МИЯ первое высшее учебное заведение в Москве.Открыта в 1687 г. в Заиконоспасском монастыре под названием Эллино-греческая академия (название Славяно-греко-латинская получила в 1775 г.). Возникла на основе
ГЛАВА ВТОРАЯ. Французские просветители. Заблуждения Руссо
ГЛАВА ВТОРАЯ. Французские просветители. Заблуждения Руссо Можно сказать, что история французских революций началась с упадка Франции после блестящего правления кардинала Ришелье Арман Жан дю Плеси (1585-1642 гг.). Ришелье был прекрасный философ жизни, хороший организатор и
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Запад против востока. Западники против славян. Славянофилы против западников Давно существует ошибочное мнение, что противостояние славянофилов и западников возникло в России в 30-40-х годах 19-го века и это спор интеллектуалов, интеллигентов по поводу оценки
Мифические мудрецы-просветители
Мифические мудрецы-просветители Это был высокий, молодой, белокурый человек с военной осанкой. Он самоуверенно оглядел аудиторию, медленно разложил перед собой листки записей, повернулся в сторону только что выступавшего историка и сказал с большой
Духовные наставники и просветители 14–17 вв
Духовные наставники и просветители 14–17 вв ПЕТР (? – 21.12.1325/1326 гг.) – митрополит Киевский и всея Руси в 1308–1325/1326 гг., православный святой.Как сообщает Житие митрополита Петра, родом он был с Волыни. Его мирское имя не известно. В 12 лет он ушел в монастырь, а много лет спустя
Писатели, просветители, вольнолумцы
Писатели, просветители, вольнолумцы ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (08.11.1711 – 04.04.1765 гг.) – выдающийся русский ученый и поэт, академик Петербургской академии наук.М. В. Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куроостровской волости Архангельской губернии в семье помора. В
Философы и просветители
Философы и просветители Лао-цзы Дмитрий Зубов Он родился в деревне «Искривленная доброта» уезда «Горький» в местечке «Жестокое». Пробыв в чреве матери 81 год, он вышел из ее бедра уже древним стариком. Лао-цзы… Имя его можно перевести как «Старый учитель» или «Вечный
IV. «Просветители», народники и «ученики»
IV. «Просветители», народники и «ученики» Мы можем теперь подвести итоги нашим параллелям. Попытаемся охарактеризовать вкратце отношения каждого из указанных в заголовке течений общественной мысли друг к другу.Просветитель верит в данное общественное развитие, ибо не
§ 3. Век просвещения
§ 3. Век просвещения Теперь мы обратимся к социологической и философской социалистической литературе, из которой тоже коснемся лишь нескольких сочинений, оказавших наибольшее влияние на развитие идей хилиастического социализма.«Завещание» Жана Мелье выделяются изо