В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской

Теория потребительского поведения: ординалистский и кардиналистский подходы.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные товары и услуги. Предъявляя спрос на те или иные блага, потребитель стремится извлечь от их приобретения наибольшую пользу, т.е. максимизировать совокупную полезность. Однако потребитель наталкивается на ограничения, связанные с величиной дохода, которым он располагает, и уровнем рыночных цен. Эти ограничения заставляют потребителя делать выбор между теми или иными благами.
Потребительский выбор – это выбор максимизирующий совокупную полезность в условиях ограниченности ресурсов (дохода). Таким образом теория потребительского потребления связана с анализом трех проблем: совокупной полезности, дохода и цен.
Рациональное потребительское потребление предполагает, что потребитель максимизирует совокупную полезность в условиях существующего у него бюджетного ограничения. Потребитель находится в состоянии равновесия, если он не может увеличить совокупную полезность, при данной величине своего дохода и существующих ценах, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара.
Предпосылки анализа потребительского поведения:
— множественность видов потребления – каждый потребитель стремится иметь множество разнообразных благ;

— ненасыщаемость – потребитель стремится приобрести большее количество благ;

— транзитивность – постоянство и согласованность вкусов потребителя (если ему безразличен выбор между молоком и кефиром или между кефиром и ряженкой, то ему безразличен и выбор между молоком и ряженкой);

— взаимозаменяемость благ – потребитель готов отказаться от какого-то количества благ одного вида, если ему предложат большее количество благ другого вида;

— убывающая предельная полезность – с увеличением количества потребляемых благ их предельная полезность снижается.

Кардиналистическая теория (количественное число) основана на предположении о возможности измерения степени удовлетворения потребителя тем или иным товаром. Полезность измерима абсолютно (единицы измерения полезности – «утили»). Потребитель находится в равновесии, т.е. он максимизирует совокупную полезность распределяя свой доход таким образом, что последний рубль, израсходованный на приобретение любого товара, приносит равную предельную полезность, т.е. отношение предельной полезности к цене одинаково для всех товаров. Условие потребительского равновесия выражается формулой: В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. image002. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-image002. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка image002., где MU – предельная полезность товаров a,b,c, соответственно; Р – цена товаров a,b,c.

Иными словами, согласно кардиналистической теории условием равновесия потребителя является равенство соотношений предельных полезностей любых благ соотношению их цен.

Ординалистическая теория полезности (порядковое число). Полезность количественно неизмерима и потребитель имеет возможность лишь устанавливать, ранжировать предпочтительность того или иного набора приобретаемых благ. Ординалистическая теория определяет состояние равновесия потребителя на основе кривых безразличия, которые выявляют предпочтительность того или иного набора благ и бюджетной линии, характеризующей возможность потребителя приобрести тот или иной набор благ.
Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя. (объяснить график: х и у– колво товара, убывающая, вогнутая вниз дуга).

В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. image004. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-image004. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка image004.
Любая точка на кривой безразличия (A, B, C, D, E) характеризует набор товаров X и Y, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.
Карта кривых безразличия – множество кривых безразличия, каждая их которых представляет собой различный уровень совокупной полезности.

В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. image005. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-image005. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка image005.
Каждая кривая безразличия представляет разную совокупную полезность. Совместно кривые безразличия характеризуют предпочтения потребителей. Чем дальше кривая безразличия от начала координат, тем больше совокупная полезность приносимая набором товаров.
Бюджетная линия (BL) показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся в его распоряжении доходе и существующих рыночных ценах.

Источник

Кардиналистская и ординалистская трактовки полезности потребителем

В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Рыночный спрос формируется из совокупности решений о покупке отдельных потребителей. В достижении своих предпочтений потребитель всегда ограничен величиной располагаемых средств. Значит, в процессе принятия решения речь идет об оптимизации полезности – о достижении максимально доступной полезности при заданных бюджетных ограничениях.

Результат процесса оптимизации – принятое решение о структуре и количестве приобретаемых по определенным ценам благ называется потребительским выбором.

Проблема измерения полезности – одна из самых сложных в экономической теории. В виду того, что понимание полезности весьма индивидуально, психологично, неустойчиво и относительно, измерить полезность впрямую представлялось экономистам очень сложным. Возможно, ли вообще найти такой показатель? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов.

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Ординалистская (порядковая) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативной кардиналистской (количественной) теории полезности.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор – меньшее удовлетворение, 3-й набор – еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого. [kgl]

В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. 640 1. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской фото. В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской-640 1. картинка В чем главное преимущество ординалистской теории потребительского поведения перед кардиналистской. картинка 640 1.

Тема 7. [gl] Кругооборот и оборот капитала [:]

Источник

Ординалистский подход в потребительском поведении: сущность, преимущества и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:29, контрольная работа

Краткое описание

Ординалистский, или порядковый, подход потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

Содержание

1. Ординалистский подход в потребительском поведении: сущность,
преимущества и недостатки……………………………………………. 3
2. Карта кривых безразличия……………………………………………….5
3. Сущность понятия «благо» и «антиблаго» и возможности их сочетания………………………………………………………………. 6
4. Предельная норма замещения благ в рамках потребительского выбора……………………………………………………………………..9
5. Банки и их функции…………………………………………………. 11
6. Банковская система и её структура……………………………………. 13
7. Особенности банковской системы в РФ: характеристика, отличия в 1990-х и 2000-х гг…………………………………………………………………15
8. Список использованной литературы……………………………………19

Прикрепленные файлы: 1 файл

В противоположность кардиналистскому был выдвинут ординалистский.doc

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Российская академия правосудия»

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

по дисциплине «Экономика»

Студентка 2 курса 212 группы

очной формы обучения

Иванова Анна Андреевна

Янова Елена Алексеевна

Дата представления работы

Ординалистский подход в потребительском поведении: сущность,

преимущества и недостатки.

В противоположность кардиналистскому был выдвинут ординалистский (порядковый) подход, не предполагающий возможности измерения полезности и основанный на простой возможности сравнения и упорядочения потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. Этот подход, требующий от теории поведения потребителя значительно менее жестких допущений, чем количественный подход, выглядел в глазах экономистов и более близким к реальности.

Прежде всего, не следует отождествлять измеримость с наличием некоторой единственной единицы измерения. Так, расстояние может быть с равным успехом измерено в километрах, милях, верстах, саженях или локтях, а вес в килограммах, пудах или фунтах. 1

Фундаментальное свойство количественно измеримых величин можно записать так: количественная измеримость предполагает не только возможность сравнения, например, длины или веса различных объектов наблюдения, но и возможность сравнения разницы, в весе и длине объектов.

Функция порядковой полезности в противоположность количественной позволяет лишь судить о том, какой из наборов благ предпочтительнее, и отнюдь не дает возможности оценивать и сравнивать разницу в полезности наборов (насколько один набор предпочтительнее другого), что, кстати, и делает бессмысленным при ординалистском подходе понятие предельной полезности.

Как видим, по сравнению с кардиналистским ординалистский подход допускает значительно больший произвол в присвоении числовых значений различным полезностям: функция T(U) не обязательно должна быть линейной. Важно лишь, чтобы большим значениям ее аргумента соответствовали большие значения функции.

Таким образом, ординалистский, или порядковый, подход потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. 2 Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах.

1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают — антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида.

2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки, потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо X лучше блага Y, или благо Y лучше X, или оба блага равноценны.

3. Транзитивность предпочтений. Принимая решение о покупке, потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитает благо X благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо X благу Z Действительно, если благо X приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо X приносит больше пользы, чем благо Z Если же индивид полагает, что полезность блага равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением X и Z.

Карта кривых безразличия

Рис.1 карта кривых безразличия

Карта кривых безразличия — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.

На рис.1 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

По определению кривые безразличия не могут пересекаться, так как точка их пересечения представляла бы комбинацию двух благ, имеющую для потребителя в данный момент различную полезность. Но кривые безразличия могут оказаться смещенными к одной из осей координат, что отображает изменение предпочтений индивида с ростом его благосостояния в пользу одного из благ. 3

Сущность понятия «благо» и «антиблаго» и возможности их сочетания

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия. Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол). Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух, музыка или свежие новости). Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением. 4 Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо «яблоко». Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо «пение птиц». Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда и жилище. Без потребления многих других благ человек, в принципе, может обойтись. Зачем же он их будет потреблять? Потому что он получает от их потребления удовольствие. Например, ему нравится есть вкусное мороженое, сидеть в удобном кресле, читать интересную книгу и т. д.

Граница между благами первой необходимости и «просто приятными» благами достаточно условна. Например, потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Но значит ли это, что пирожное нужно считать благом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для здоровья продукты питания. Выделение необходимых благ нам еще пригодится в дальнейшем в ходе изучения экономической теории.

Взаимодополняемыми называются товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только в комплексе друг с другом.

Потребитель часто находится перед выбором: приобрести этот товар или вместо него другой? Воспользоваться услугами одной фирмы или другой? Взаимозаменяемыми благами называются такие товары или услуги, которые удовлетворяют потребности (используются) только за счет друг друга. Взаимозаменяемыми (как и взаимодополняемыми) могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы. Например, в качестве топлива можно использовать уголь или нефть или газ, а вместо металлических деталей можно использовать пластмассовые и т.д.

Предельная норма замещения благ в рамках потребительского выбора

Предельная норма замещения (marginal rate of substitution) (MRS) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя. Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т.е. имеются разные знаки. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

Рис.2 предельная норма замещения

На рис.2 показано, что по мере увеличения потребления товара X на каждую дополнительную единицу (ΔX) (движение от точки К к точке N) количество товара Y, от которого потребитель готов отказаться (ΔY), сокращается, т.е. предельная норма замещения убывает. Таким образом, чем менее дефицитным становится товар X, тем меньшим количеством товара Y мы готовы пожертвовать. 6

Источник

Равновесие потребителя. Кардиналистский и ординалистский подходы

Кардиналистская теория потребительского потребления предполагает, что можно определить точную величину полезности, получаемой при потреблении блага. Количественная измеримость полезности дает возможность как для сравнения различных благ по их полезности, так и для определения разницы между ними. Сторонники теории (К. Менгер, Л. Вальрас) полагали, что полезность измеряется в условных единицах — ютилях (от англ. utility — полезность).

Основополагающее положение этой теории — постулат об убывании предельной полезности благ. Опираясь на этот постулат, можно сформулировать правило равновесия потребителя. Потребительское равновесие — ситуация, когда потребитель, ограниченный данным бюджетом, не может увеличить общую полезность, расходуя меньше средств на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого. Каждый потребитель использует множество разнообразных благ и для каждого из них действует закон убывающей предельной полезности.

Увеличение количества потребляемого товара увеличивает меру насыщения, поэтому каждая дополнительная единица блага приносит всё меньше полезности по сравнению с предыдущей. Предельная полезность обратно пропорциональная объему потребляемых благ.

Ординалистская,или порядковая, теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности, то есть один набор благ хуже или лучше другого.

Согласно ординалистской теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Возможности измерения поддаётся только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация даёт представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не даёт представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Авторы теории Ф. Эджуорт и В. Парето, И. Фишера.

Ординалистская теория базируется на следующих гипотезах:

1. Гипотеза полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия.

2. Гипотезатранзитивности: если потребитель предпочитает A>B, B>C, то A>C

3. Гипотеза ненасыщения: потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству.

4. Гипотезарефлексивности: A

A, при наличии двух одинаковых наборов благ потребитель считает, что любой из них не хуже другого

5. Гипотеза выпуклости (если некоторый набор благ F потребитель признает равнозначным другому набору из этих же благ H, то все наборы, соответствующие линейной комбинации являются для него более предпочтительными)

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)

Источник

Кардиналистский и ординалистский подход в теории потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является обобщение теоретических и методических основ формирования поведения потребителя на потребительском рынке для формирования и реализации эффективной маркетинговой политики предпринимательских структур.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 7
ГЛАВА2. КАРДИНАЛИСТСКИЙ И ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 20
2.1 КАРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 20
2.2. ОРДИНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

рр.DOC

Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом.. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Выделим следующие аксиомы.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.

2. Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.

3. Аксиома о не насыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят анти блага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая и карта безразличия.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения. Иными словами, кривая безразличия изображает альтернативные наборы благ, которые доставляют одинаковый уровень полезности

Рис. 6. Кривая безразличия.

На рис.6 на одной оси отложено число единиц одежды, на другой — число единиц продуктов питания. Соединив точки А, В получим кривую L1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц одежды и продуктов питания, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая L1называется кривой безразличия, которая. указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т. е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 10 единиц продуктов питания и получив 20 единиц одежды при перемещении от набора А к набору В.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.

2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.

3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.

4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения блага на другое благо.

5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от начала координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис7).

На рис. 7 показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых. На рис. 1.2. U4 > U3 > U2 > U1.

Рис. 7. Карта кривых безразличия.

Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

Основным рабочим понятием ординалистской (порядковой) теории полезности считается предельная норма замещения (МRS).

Предельная норма замещения.

Предельная норма замещения ( МRS) показывает, от скольких единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага. Иными словами, это соотношение предельной полезности двух благ.

Предельная норма замещения измеряет желание обменять одно благо на каждую единицу другого, при этом не приобретая и не теряя полезность. Предельная норма замещения представляет собой норму, в соответствии с которой одно благо может быть замещено другим без выигрыша или потери для удовлетворения потребителя.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого, т. е. имеются разные знаки. Поскольку выпуклость кривой безразличия направлена вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

Рис. 8. Уменьшение предельных норм замещения вдоль кривой безразличия

Бюджетное ограничение потребителя.

Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) — это прямая, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при определенных ценах. Для каждой бюджетной линии можно строить кривую безразличия, которая будет иметь точку касания с бюджетной линией.

Равновесие потребителя — точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода.

Если кривая безразличия показывает, что потребитель хотел бы купить, а бюджетная линия — что потребитель может купить, то в своем единстве они могут ответить на вопрос, как обеспечить максимальное удовлетворение от покупки при ограниченном бюджете. Кривые безразличия и бюджетная линия используются для графической интерпретации ситуации, когда потребитель максимизирует полезность, получаемую им от покупки двух разных благ при имеющемся бюджете.

Оптимальный набор потребительских благ должен отвечать двум требованиям:

• находиться на бюджетной линии;

• предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание.

Данные условия и их реализация обеспечивают оптимальный выбор точки на бюджетной линии. Для этого необходимо наложить бюджетную линию на карту кривых безразличия, как это показано на рис. 10.

Рис. 10. Равновесие потребителя.

Потребитель может свободно выбрать любую точку на линии NМ. Точки, расположенные правее и выше М, недоступны, ибо им соответствует доход больший, чем располагает потребитель. Точки, расположенные левее и ниже NМ, не отвечают условию, согласно которому весь доход должен тратиться.

Потребитель выбирает ту точку, в которой он получает наибольшее удовлетворение. Она расположена на кривой безразличия на наиболее высоком уровне из возможных. На рис. 1.5 такой точкой является точка В. В точке В бюджетная линия только касается, а не пересекает кривую безразличия U3. В точке касания норма замещения равна отношению цен РFс Такая точка касания, в которой бюджетная линия лишь соприкасается, но не пересекает линию безразличия, соответствует наивысшему уровню полезности, доступному потребителю. В соответствии с графиком потребитель достигает равновесия там, где наклон бюджетной линии точно равен наклону кривой безразличия. Именно в точке В данные наклоны совпадают. Таким образом, наиболее предпочтительный из доступных для потребителя набор находится в точке В.

Итак, равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. В этой точке норма замещения потребителя точно равна наклону бюджетной линии.

Условие равновесия потребителя можно выразить следующим образом:

ЭДЖУОРТ Фрэнсис Исидро (1845-1926), английский экономист и статистик, представитель математической школы в политической экономии. Окончил Оксфордский университет (1869 г.). Профессор политической экономии в Кингс-колледже в Лондоне (1889-1891 гг.). и Оксфордском университете (1891-1922 гг.). Большое значение в формировании теоретических взглядов Эджуорта имели У. Джевонс и А. Маршалл. Сторонник активного применения математики в экономической науке. Один из первых ввел в экономическую теорию понятие «кривых безразличия», которые, по мнению Эджуорта, иллюстрируют выбор потребителем полезности различных благ. Подчеркивал роль функционального анализа при исследовании зависимостей между отдельными элементами экономической системы, отрицая необходимость анализа причинно-следственных связей между экономическими явлениями.

ФИШЕР Ирвинг (1867-1947), американский экономист и статистик, один из создателей и первый президент (1931-1933) Международного _эконометрического общества. Образование получил в Йельском университете. Там же в 1893-1935 гг. преподавал политическую экономию. Сторонник количественной теории денег. Широкую известность получил благодаря работам по экономико-математическому анализу, теории денежного обращения и кредита, теории индексов. Фишер отрицал неизбежность кризисов при капитализме, в своей модели рыночного равновесия сводил их к колебаниям конъюнктуры, которые, как он полагал, можно элиминировать посредством изменения покупательной силы денег и регулируя их количество в обращении. В своих трактовках процента, прибыли, капитала, стоимости развивал взгляды представителей математической школы буржуазной политической экономии. Некоторые его работы — «Краткое введение в исчисление бесконечно малых», «Покупательная сила денег», «Построение индексов» — переведены на русский язык соответственно в 1922,1925,1928 гг. в Москве.

АЛЛЕН Рой Джордж Дуглас (р. 1906), английский экономист-математик. Работы Аллена — в основном учебные пособия по математической экономии, посвященные систематизации и анализу математических методов, используемых при изучении различных экономических проблем. Аллен в своих теоретических позициях исходил из взглядов американских экономистов и учения Дж. М. Кейнса. Исходным пунктом исследования он считал не производство, а получение дохода. Аллен пытался установить математическую зависимость между доходом, сбережениями и потреблением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *