В чем величие многонациональной российской культуры
Многонациональная культура России
Урок 34. Обществознание 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Многонациональная культура России»
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, в котором проживает более 190 народов. Они говорят на двухстах семидесяти семи языках и диалектах. Большинство из них сложились как этнические общности на территории нашей страны и сыграли огромную роль в формировании российской государственности.
Среди народов России есть многочисленные и малочисленные, даже такие, которые насчитывают несколько тысяч или даже сотен человек.
Пожалуй, ни в одной другой стране мира культура не испытывала такого разнообразного влияния от многочисленных народов и этнических групп.
А что такое культура? В широком смысле – это, прежде всего, всё то, что создано человеком. А в узком смысле – это традиции народа, поэзия и литература, фольклор, кухня и многое другое. Богатство национальных культур – это достояние всей страны.
Культура каждого народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего язык, фольклор (сказки, песни, танцы), обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, предметы быта и так далее.
Учёные-лингвисты насчитывают в нашей стране примерно двести семьдесят языков и диалектов. Ими на равных учтены и такой язык, как русский, которым владеют более девяноста семи процентов населения нашей страны, и язык негидальцев – маленького народа (менее шестисот человек), живущего на реке Амур.
Визитной карточкой культуры любого народа является национальный костюм. Уникальны и интересны не только покрой, но и цвета костюма, вид головного убора и орнаментальные вышивки на одежде.
«По одёжке встречают, по уму провожают». Эта народная мудрость знакома каждому из вас. Но в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже.
Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены. Так складывалось первое мнение о человеке.
Этнографы давно доказали, что одежда, кроме своего главного предназначения, – предохранять человека от воздействия внешней среды – напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле.
И хотя в повседневной жизни на улицах наших сёл и городов человека в таком костюме встретить практически невозможно, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески по-прежнему хранятся во многих семьях и, конечно, в многочисленных музеях нашей страны.
А представить себе народные танцы без национальных костюмов практически невозможно. Трудно определить, сколько народных танцев и плясок бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. У каждой национальности есть свои народные танцы со своими неповторимыми особенностями и манерой исполнения. В наши дни народные танцы можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий.
Выдающийся танцор Махмуд Эсамбаев, имевший в своём репертуаре танцы разных народов мира, отмечал: «Для меня узнать народ – значит узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, – подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далёком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
Многонациональная культура народов России проявляется также в различных народных промыслах и ремёслах.
Возьмём, к примеру, европейскую часть нашей страны. Сколько здесь уникальных народных промыслов! Это и федоскинская лаковая миниатюра, и жостовская роспись, и абрамцево-кудринская резьба по дереву, и хотьковская резьба по кости, и богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву и множество других.
Огромное количество уникальных народных промыслов и ремёсел существует на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов.
Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья – нанайцев, ульчей, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из неё различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды.
Широко известно в нашей стране и мире искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Например, дагестанское село Кубачи является одним из крупных центров производства кованых и чеканных изделий из меди и латуни. Это разнообразные литые бронзовые котлы, латунные чеканные кувшины и сосуды, декоративные подносы, различные чаши и кубки.
Но наряду с традиционными ремёслами, творческая энергия нашего народа создаёт и новые, которые тоже обогащают культуру нашей страны.
Например, придуманная уральской художницей Верой Леонтьевой технология филигранной бересты. Эта технология позволяет создать из простой берёзовой коры настоящие произведения искусства.
Конечно же, в культуру России входят не только народные сказания, обряды, ремёсла, но и произведения писателей и поэтов – Александра Пушкина, Льва Толстого, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Владимира Набокова, Бориса Пастернака; композиторов и музыкантов – Мстислава Ростроповича, Сергея Прокофьева, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича; художников – Казимира Малевича, Марка Шагала, Ивана Айвазовского, Исаака Левитана, Ивана Шишкина и представителей других творческих профессий, творческий путь которых связан с нашей страной.
Неотъемлемой частью культуры любой страны являются памятники архитектуры, которые являются своеобразными национальными символами. Например, для французов – это Лувр и Эйфелева башня в Париже, для итальянцев – римский Колизей и Пизанская башня, для американцев – Белый дом в Вашингтоне и статуя Свободы в Нью-Йорке.
В России, в том числе и благодаря многонациональной культуре, было построено такое огромное количество ярких, уникальных памятников архитектуры, что выбрать из них самые лучшие достаточно сложно.
Россия богата памятниками архитектуры, отразившими вехи её многовековой истории. Собор Василия Блаженного, Мамаев курган и монумент «Родина-мать», Кирилло-Белозерский монастырь, Нижегородский кремль, Кёнигсбергский кафедральный собор, цитадель Нарын-кала, башня Сююмбике, мечеть Кул-Шариф, Иволгинский дацан и множество других памятников истории и архитектуры, которые находятся в различных уголках нашей страны, являются национальным достоянием для всех жителей нашей страны.
Филолог Дмитрий Лихачёв отмечал: «Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают, напоминают… Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».
Естественно, что сохранить культуру народов России в современном обществе крайне сложно, однако многие жители нашей страны прикладывают все усилия, чтобы сберечь свои исконные традиции и «лицо» своего народа.
Согласитесь, что, бывая за границей, мы с уважением относимся к народам, сохранившим своё национальное искусство, промыслы, ремёсла, национальную самобытность, но знаем ли мы и ценим ли национальную культуру народов своей страны?
Согласитесь, очень важно для взаимопонимания и взаимоуважения наших народов знать, что дорого и свято для каждого народа, что кощунственно, а порой неприемлемо и даже оскорбительно в силу их национальных традиций, нравственных ценностей, религии, национального воспитания и этики.
В 2016 году в нашей стране прошёл «Большой этнографический диктант». Участниками акции стали почти девяносто тысяч человек, которые смогли проверить себя на знание культуры, обычаев и традиций, кухни и жизненного уклада народов, проживающих в нашей стране.
После написания диктанта многие с удивлением узнали, что табасаранский язык внесён в Книгу рекордов Гиннесса, потому что в нём около сорока шести различных падежей.
Что чукчи, вопреки распространённому мнению, живут не в чумах, а в ярангах. В переводе с чукотского языка слово «яранга» означает «дом». На строительство каждой яранги может уйти до пятидесяти оленьих шкур. Такой вот чукотский домик может выдержать мороз до минус пятидесяти градусов.
Для многих стало открытием, что в якутский эпос олонхо, рассказывающий о том, как появились люди на земле, входят песни, содержащие тридцать шесть тысяч стихотворных строк, а это почти в два раза больше, чем в знаменитом на весь мир произведении древнегреческого поэта Гомера «Илиада».
Средняя оценка за диктант составила пятьдесят шесть баллов из ста возможных. Итоги диктанта продемонстрировали, что вопросам изучения истории и культуры народов России необходимо уделять повышенное внимание.
Кстати, вы и сами можете оценить свои знания о культуре народов нашей страны, написав данный диктант. Найти его можно в Интернете. Интересно, сколько баллов вы наберёте.
Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, чтобы всё наше культурное богатство не было замкнуто в пределах одного народа. Живя бок о бок, представители разных народов привносят в общество свою культуру, обычаи, взгляды на жизнь, обогащая тем самым культуры друг друга.
Ярким примером творческого союза народов нашей страны служит прекрасная песня, посвящённая солдатам Великой Отечественной войны, – «Журавли».
Автором слов песни является дагестанский поэт, аварец по национальности, Расул Гамзатов. На русский язык их перевёл русский поэт Николай Гребнев. Положил на музыку композитор, еврей по национальности, Ян Френкель.
Ещё одним ярким примером взаимообогащения культур народов, проживающих в нашей стране, является «Памятник русской учительнице», который находится в столице Дагестана, Махачкале. Это символ признательности народов Дагестана многим русским учителям, приезжавшим сюда в разные годы, чтобы учить детей.
В наши дни сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к культурной самобытности многонационального народа России является одной из главных задач государства и современного общества.
Презентация по истории на тему «Величие многонациональной российской культуры»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Величие многонациональной российской культуры Основы духовно-нравственной культуры народов России Учитель: Декопова Людмила Петровна ГКОУ ЛО «Назийский центр социально-трудовой адаптации и профориентации»
Цель урока: определить основные источники духовно-нравственной культуры народов России.
Остатки античного города Пантикапей в Керчи
Культура России всегда находила признание, высокую оценку во всем мире. Свой вклад в становление великой российской культуры внесли представители разных народов. Наравне с русскими в ее создании участвовали татары и осетины, кабардинцы и мордва, якуты и чеченцы, евреи и калмыки и многие, многие другие народы. В каждом народе можно найти имена тех, кто оставил свой след в культуре России.
Ответь на вопросы *Кто изображен на портрете художника О. А. Кипренского? *Чем прославился этот человек не только в России, но и во всем мире? *Назови известные тебе произведения.
Ответь на вопросы *Кто изображен на портрете неизвестного художника 18-го века? *А.С. Пушкин писал о нем: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Приведи аргументы в подтверждение данной точки зрения.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
И.Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван»
Галина Сергеевна Уланова «Уланова — это огромно, это душа искусства, сама поэзия, сама музыка».
Многонациональная культура укрепляет дружбу и добрососедство. Она учит уважать и понимать друг друга независимо от национальности и вероисповедания. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных национальных культур были основой исторического развития России.
Приведите примеры взаимопомощи между людьми, между народами
О жизни Андрея Рублёва известно немного. Он жил в XIV-XVвв., был монахом, изучал иконописное искусство в школе Феофана Грека. Искусствоведы отмечают, что цвета для своих работ Рублёв брал из окружающей природы, красоту которой он глубоко чувствовал. В голубом цвете икон можно увидеть глубину неба Руси, белый цвет напоминает белоствольные берёзы, золотистая охра – осеннюю листву, а в тёмно-зелёном цвете угадываются сумерки хвойного леса… Иконописец Андрей Рублев
Икона «Троица» Андрея Рублева «К старцу Аврааму пришли три прекрасных юноши-ангелы, и он угощал их в саду под сенью дуба. Старец догадывался, что в юношах явились три лица Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Андрей Рублёв отбросил из сюжета картины всё второстепенное, сосредоточил внимание на образах Троицы. В центре – стол-трапеза с жертвенной чашей. Ангел, который расположен в центре, символизирует сына Божиего Иисуса Христа. Его рука простирается над чашей в знак того, что он готов принести себя в жертву за всё человечество. Сюжет «Троицы» спокоен, не имеет действия и движений, требует сосредоточенности, внимания и долгого созерцания.
Продолжи предложение *Культуру России создавали… Подумай и дай ответ *Что такое икона? Для чего она предназначена? *Кого считают самым известным в России иконописцем? *Какие цвета использовал в своих работах Андрей Рублев? *Что означает на его иконах белый цвет? Голубой? Золотистый? Темно-зеленый? Кого символизирует ангел, изображенный в центре на иконе «Троица»?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-852909
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Культура многонациональной России
Россия — многонациональна страна
Эта черта явно обозначилась еще в XVI веке, когда завершилось объединение разрозненных княжеств в одно государство со столицей в Москве. Поволжье и Приуралье привели в состав России множество населяющих их народов: татар, удмуртов, коми, башкир, и других. Позже владения русского царя расширились как в восточном, так и в западном, и южном направлениях, благодаря чему среди народов, населяющих государство Российское, появились коренные жители Сибири и Дальнего Востока, а также украинцы, поляки, финны, балтийские народы, народы Кавказа, Средней Азии и Казахстана.
Особенностью многонациональной России всегда был тот факт, что народы, входившие в состав страны, сохраняли свою национальную идентичность при активном культурном и социальном взаимодействии с русским этносом. Именно это впоследствии определило богатство и разнообразие культуры России, в которую свой вклад внес каждый народ. По данным последней переписи населения, которая была в 2010 году, в России проживает порядка 150 разных народов. Можно представить себе, насколько многогранными в таком случае являются российский фольклор и культурные традиции!
Искусство фольклора российских народов
Фольклор народов России — разноязыкое и многосложное явление, которое представлено произведениями народного творчества: танцевальными, песенными, сказительными. Они передаются от одного поколения другому, по мере взросления народа видоизменяются, преображаются, приобретая особую выразительность. Разумеется, на черты народного фольклора оказывают влияние и творчество русского народа, и многонациональных соседей.
В творчестве каждого народа нашли отражение его быт, трудовые и социальные отношения, природно-климатические условия, а также религиозные особенности. Ведь национальная идентичность характеризовалась не только сохранением языка и культуры, но и религии, благодаря чему к многонациональности России добавилась еще и многоконфессиональность.
Народный фольклор органично сочетает в себе различные жанры и манеры исполнения. Песни, танцы, сказки и легенды — у всего этого есть непременный визуальный образ, тесно связанный с представлением о национальном костюме, который часто помогает зрительно идентифицировать национальную принадлежность исполнителя, создает объемное, полное восприятие.
Самобытность и традиции народного костюма в истории России
Образцом народного русского костюма для нас традиционно считается женский сарафан и кокошник и мужская рубаха-косоворотка. Но при ближайшем рассмотрении хорошо заметными становятся региональные особенности костюма, его отличия, точно также, как у песенного и танцевального фольклора существуют отличительные черты в зависимости от того, о жителях каких областей России мы говорим — северные и южные районы, центральные регионы. И это только если рассматривать русский национальный этнос.
А если говорить о представителях иных этнических и национальных групп, то очевидными становятся их уникальные культурные признаки. Так например, среди народов Сибири и Дальнего Востока отслеживаются схожие традиции изготовления и внешнего вида народных костюмов. Эвенки, буряты, якуты, хакасы, тем не менее, сохраняют самобытность, столь ценную для ученых-этнографов. Финно-угорские, карельские народы также сохранили обычаи пошива национального костюма. Это же можно сказать о народах, населяющих государства современного ближнего зарубежья России — грузины, армяне, украинцы, белорусы, казахи, таджики и многие другие. Примечательно, что чем больше межнационального взаимодействия мы отмечаем в истории этих народов, регионов и стран, тем больше схожих черт мы видим в культуре, фольклоре и традициях. Это можно объяснить как практическими целями, когда перенимание тех или иных обычаев и порядков происходит на бытовом уровне, так и наличием единых политических и экономических задач и стремлением решать их конструктивно и сообща.
Сохранение национальных традиций народов России
Каждый народ, проживающий на территории Российского государства, сам по себе представляет собой ценный вклад в золотой многонациональный фонд нашей страны. Важно сохранять аутентичные черты, уникальность и традиции даже самых малочисленных национальных групп. Во многом эта миссия ложится на плечи историков, которые занимаются изучением народной культуры, фольклора и костюма, а также этнографов, которые тесно взаимодействуют с музеями народного быта, национального костюма, с народными музыкальными и танцевальными ансамблями, чтобы не просто сохранить бесценное наследие народа, но и познакомить с ним наших современников, передать культурные традиции следующим поколениям.
«Величие многонациональной культуры»
Презентация к уроку «Величие многонациональной культуры»
Просмотр содержимого документа
«»Величие многонациональной культуры»»
Величие многонациональной культуры
Раздел 1. В мире культуры
Величие многонациональной российской культуры.
Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма. Мировую славу этому художнику принесла его работа «Последний день Помпеи»
Репин Илья Ефимович
Русский художник-живописец. Сын солдата, в юности работал иконописцем. Занимался в Рисовальной школе под руководством И. Н. Крамского, продолжил обучение в Петербургской Академии художеств
Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств
легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались – ей подражали.
26 декабря 1909 года в городе Санкт-Петербурге. Ее отец Сергей Уланов был известным в РСФСР балетным режиссером
Станиславский Константин Сергеевич
российский театральный режиссёр
Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Русский и советский скульптор. Википедия
Умер:9 декабря 1971 г. (97 лет), Москва
В браке с: Маргарита Конёнкова
Степан Дмитриевич Эрьзя
Российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов. Википедия
Лихачев Дмитрий Сергеевич
Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН. Председатель правления Советского фонда культуры. Википедия
Родился:28 ноября 1906 г., Российская улица, Российская Империя (Россия)
Умер:30 сентября 1999 г. (92 года), Санкт-Петербург
Чем известен:автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры; пропагандист нравственности и духовности
Он родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно
Советский и российский поэт, публицист и политический деятель. Народный поэт Дагестанской АССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и Сталинской премии третьей степени. Член ВКП с 1944 года. Википедия
Умер:3 ноября 2003 г. (80 лет), Москва
Родители: Гамзат Цадаса
Еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской. Писал также на иврите и русском языке. Википедия
Родился:2 марта 1859 г.
Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Википедия
Родился:Великое княжество Московское
Умер:17 октября 1428 г., Москва
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в XV веке, самое знаменитое из его произведений и одна из двух приписываемых его кисти работ, чьё авторство, как считают учёные, достоверно принадлежит ему. Является одной из самых прославленных русских икон