В чем видел державин назначение человека

Концепция человека в творчестве Державина

E. H. Боровская

Ум и сердце человечье
Были гением моим.
«Признание»

В литературной жизни XIX века Державин занимал противоречивую позицию. Он, конечно, классицист, одописец, наследник Ломоносова. Но в то же время он наследник и Сумарокова, любит сочинять песни.

Для Державина было характерно тяготение к простоте и естественности в творчестве. В его поэзии много автобиографического, лично пережитого. Державин умел прислушиваться к внутренним процессам душевной жизни. С ним начинают входить в поэзию картины русской жизни, русской природы, русские люди. Но в истории русской литературы прежде всего Державин остался крупнейшим представителем высокой, гражданственной поэзии классицизма.

Никому из своих подражателей он не хотел передавать музы, искренне думая, что наследником его будет В. А. Жуковский — поэт совершенно другой формации, который уже прослыл романтиком: «Тебе в наследие, Жуковский! Я ветху лиру отдаю».

Но вот прошел лицейский экзамен и, «в гроб сходя», Державин «благословил» лиру юноши Пушкина, самого естественного своего преемника.

Человек традиционно стоит в центре литературного произведения. В соотношении с человеком находятся «не только изображение социальной деятельности, быта, но также природы, исторической изменяемости мира и т. д. В тесном контакте с тем, как изображается человек, находятся и все художественные средства, применяемые писателем».

Если говорить о концепции человека в творчестве Державина, то новаторство писателя заключалось в том, что он обратился к изображению человека, взятого в его отношении не только к государственному долгу, но и к самому себе.

Как считает А. В. Западов, «появление в стихах самого поэта с его мыслями, делами, заботами, с его друзьями, домашними, с его врагами — знаменовало большой шаг в развитии русской реалистической поэзии».

Не только себя — и самих монархов Державин сумел изобразить по-новому, как бы напоминая им об их естественной, человеческой природе.

Цари! — Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья, —
Но вы, как я, подобно страстны
И так же смертны, как и я.
«Властителям и судьям»

Он изображал их, как и себя, в той же стилистической манере живописной конкретности, материальности, на фоне ярко воссозданной обстановки и быта. Отсюда — бытовые детали, которые отнюдь не унижают, а напротив, возвеличивают монарха и не требуют риторики от поэта:

Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
«Фелица»

В стихах Державина — это было его принципиальным успехом, его творческим достижением — появляются фигуры конкретных людей. Их поведение описывает поэт, к нам обращает свои упреки и назидания.

Портреты людей, представленные в его стихах, соблюдают сходство с оригиналом. Причем помимо портрета мы видим указания на имя и должность, факты биографии, увлечения, персональное отношение автора к своему герою.

Державин зорко следит за жизненными путями своих героев и отмечает их движение. Сначала он думал о Екатерине одно — и написал «Фелицу», потом изменил свое мнение и стал критиковать поступки императрицы, о чем подробно рассказал в «Записках».

Внимание к конкретному человеку было шагом к новым формам типического в русской поэзии, ведь, создавая конкретный портрет, поэт именно через него пришел к созданию типического образа:

Таков, Фелица, я развратен!
Но на меня весь свет похож.
«Фелица»

Можно утверждать, что к изображению типического поэт шел несколькими путями, в том числе создавая портрет социальный, например российского вельможи («Читалагайские оды», «К Фелице», «Вельможа»), часто используя для этого сатиру («Вельможа»), причем, как указывает А. В. Западов, представленная в виде монолога ода звучит именно от лица Гаврилы Романовича Державина, а не мастера-поэта вообще (еще один вариант представления личностного начала в поэзии). Типическое создается за счет обобщения отличительных черт российских вельмож: «Это не Потемкин или Зубов, но и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, Репнин, и многие, многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворите у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и, конечно же, как писатель, а потом зарисовал в своей оде». «Державин в своих стихах описывает именно данного человека, со всеми особенностями его личной биографии и душевных качеств, которые поэт заметил или о которых хотел сказать. Пожалуй, не осознавая великого значения того, что он делает, Державин с помощью этих индивидуальных черт шел к созданию типического образа царедворца, русского вельможи XVIII века, — фигуры ему хорошо известной и памятной».

Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? — Он там. — Где там? — Не знаем.

Лишь мысль к тебе взнестись дерзает.
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,

Как им к тебе лишь возвышаться. — позволяют человеку соотнести себя с Богом. Причем этого нельзя достичь простым воображением, поскольку человеческий ум перед божественными масштабами оказывается несовершенным. Этого нельзя добиться простым сравнением. Если, «миры умножа миллионом», в сравнении с Богом можно получить хотя бы незначительный результат, то безмерно малый человек всегда будет «ничто» в этом сопоставлении. Познание человека возможно только через открытие им в себе божественной сущности, ощущение себя маленькой клеточкой мироздания, а следовательно, понимания в себе силы, дающей возможность признать жизнь как творческую сферу для реализации души, мысли, познания:

Ничто! — Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь.
. Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь, — конечно, есть и ты!

Отталкиваясь от своей собственной сущности, прилагая к себе теорию бесконечного, соотнеся себя с другими явлениями божественной природы, человек проявляется как масштабная, содержательная структура. И сущность человека откроется во всей полноте, если соединить различные точки зрения на его природу.

Несомненной заслугой Державина является то, что он показал человека в единстве идеального и реального. Именно таким является его человек, с одной стороны, отражающий Бога, «как солнце в малой капле вод». С другой — он дух, творящий разум, жаждущий познания, героическая воля, правящая миром («царь», «бог»), поэтому и показывать человека необходимо наиболее полно, отражая и всю конкретно-чувственную сферу человека и весь спектр его соприкосновений с окружающим миром.

Державин соединяет элементы, до этого скрупулезно и тщательно разграниченные эпохой классицизма.

Таких синтезированных антитез, как «царь — раб», «червь — Бог», относящихся к человеку и являющихся его составляющими, у поэта множество: «герой — тлен», «сияние людское — ничтожество мирское» и т. д. Соединение несоединимого создает неповторимость человека среди других явлений мироздания. Вот почему подвижный державинский глаз, наблюдая человеческое многообразие, ищет для него (человека) функциональную неповторимость:

Функциональное назначение человека обнаруживается в том, что он является одним из гармонизирующих, связывающих, следовательно, необходимых элементов. Человек открывается перед нами уже не как «ничто», но как «частичка целой вселенной», т. е. часть неопределимо многого, бесконечного. Бессилие человека перед законами мироздания, осознание собственной невозможности корректировать эти законы или влиять на них становятся причинами, с одной стороны, космической трагедии, которую ощущает человек: ведь он — божественное чудо этого мира, с другой стороны, приводят к изображению Державиным человека как соединения великого и ничтожного. Человек, который не может повлиять на космические, божественные законы этого мира, прилагает усилия, чтобы исправить мир земной, влиять на социальное устройство. Просвещенная монархия — социальный идеал поэта в данных исторических условиях. Он причисляет себя к гражданам, выбравшим правильный путь — служить просвещенному абсолютизму.

Отечественное литературоведение никогда не отрицало значения результатов творческого поиска Державина для дальнейшего развития литературы, при этом признавалось, что ведущие открытия совершены поэтом в области изображения человека благодаря в первую очередь собственной личностной незаурядности.

Л-ра: Русский язык и литература в учебных заведениях. – 2003. – № 4. – С. 19-21.

Источник

В чем видел державин назначение человека

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Гаврила Романович Державин в русской литературе первым вслух заговорил о своем поэтическом бессмертии. Посмертную славу автор ставит в зависимости от выбора героев, которых он воспевал:
Превознесу тебя, прославлю,
Тобой бессмертен буду сам! (о Фелице – Екатерине II, «Видение мурзы»)

Та же героиня (Фелица) должна «вознести с собой» в «храм славы» «скудельный образ» поэта («Мой истукан»). Но в других произведениях Державин мог пафосно провозгласить:
Врагов моих червь кости сгложет,
А я Пиит и не умру.

Целиком теме поэтического бессмертия посвящены два державинских подражания римскому поэту Квинту Горацию Флакку: «Лебедь» и «Памятник». Из них наибольшую известность имеет второе.
Так!- весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

В понятие державинского бессмертия входит память народа о его славном творческом пути. Ведь поэзия стихотворца имела общественное назначение.
Причину своего поэтического бессмертия Гораций объясняет лаконично и скромно: он первый переложил на итальянский лад греческие напевы. Объяснение Державина просторнее и относится уже не только к чисто поэтическим заслугам, хотя и к ним тоже:
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

В«Памятнике» Державин дает высокую оценку не просто поэзии как отвлеченному виду литературы, а своей поэзии, своему творчеству, отмечая ее большую гражданственную роль.
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Державин верит, что его поэтические труды не пропадут втуне, его стихи, написанные с любовью к людям, не останутся непонятыми («Так. — весь я не умру; но часть меня большая…).

Своей основной заслугой Державин считает, что “о добродетелях” с царями говорил, и “в сердечной простоте беседовал о Боге”, и “истину царям с улыбкой говорил”.

Поэт утверждает великую роль поэзии в демократизации общества. Поэт не просто усладитель слуха, а борец за свободу и независимость, гуманизм и правду жизни. Муза поэтов — это труженица, которая послушна лишь высшему божеству, служит лишь самым высоким идеалам и помыслам.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай

Говоря о поэзии, Державин подчеркивает ее истинное предназначение:
Сей дар богов лишь к чести
И к поученью их путей
Быть должен обращен, не к лести
И темной похвале людей. («Видение мурзы»)

-Так наставляет Фелица «мурзу»-стихотворца.

Источник

Что нового в сравнении с Ломоносовым внес в поэзию Державин? Назначение человека на Земле

Для од Гавриила Романовича Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалеб­ные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от тра­диций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сю­жетному стихотворению. Если одам Ломоносова свойственна условность, и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя к определенной идее, то в произведениях Державина сильнее выражено лирическое начало, расширен тематический диапазон. В его одах часто встречаются пейзажные и портретные зарисовки, описания исторических событий. Державин пе­рестает описывать отдельные свойства человеческой натуры, его поэзия ско­рее тяготеет к портретному изображению.

Среди героических од Державина следует отметить «На взятие Измаи­ла», «На взятие Варшавы», «На переход Альпийских гор». Любимые герои Державина — Суворов и Румянцев. Поэт дает исторические портреты вы­дающихся полководцев без тени абстрактности, что было свойственно Ломоносову. Но одическая поэзия Державина также насыщена пейзаж­ными зарисовками и портретными описаниями исторических лиц. Для его творчества характерна особая автобиографичность, чего также не было у Ломоносова, синтез стилей, разнообразие стиха.

Разные поэты видят по-разному назначение человека на Земле. Напри­мер, Михаил Васильевич Ломоносов видел назначение человека в стремле­нии постичь разумом тайны природы, утверждать способность разума к творческому преобразованию мира. Материал с сайта //iEssay.ru

Гавриил Романович Державин видел назначение человека на Земле в стремлении к равенству, справедливости, прекращению войн. Это мнение подтверждает активная деятельность Державина в дружеском кружке, ку­да входили не менее знаменитые, в это время, представители искусства. Все участники этого кружка болели за угнетенный народ, жаждали спра­ведливости, боролись за нее в жизни и в литературе.

Источник

Что нового в сравнении с Ломоносовым внес в поэзию Державин? Назначение человека на Земле

Для од Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетному стихотворению. Если одам Ломоносова свойственна условность, и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя к определенной идее, то в произведениях Державина сильнее выражено лирическое начало, расширен тематический диапазон.

Среди героических од Державина следует отметить “На взятие Измаила”, “На взятие Варшавы”, “На переход Альпийских гор”. Любимые герои Державина – Суворов и Румянцев. Поэт дает исторические портреты выдающихся полководцев без тени абстрактности, что было свойственно Ломоносову.

Но одическая поэзия Державина также насыщена пейзажными зарисовками и портретными

Разные поэты видят по-разному назначение человека на Земле.

Например, Михаил Васильевич Ломоносов видел назначение человека в стремлении постичь разумом тайны природы, утверждать способность разума к творческому преобразованию мира.

Гавриил Роман (бессмертное произведение)ович Державин видел назначение человека на Земле в стремлении к равенству, справедливости, прекращению войн. Это мнение подтверждает активная деятельность Державина в дружеском кружке, куда входили не менее знаменитые, в это время, представители искусства. Все участники этого кружка болели за угнетенный народ, жаждали справедливости, боролись за нее в жизни и в литературе.

Related posts:

Источник

Высшее мастерство поэта-трибуна и гражданина (1 вариант)

Школьное сочинение

Гаврила Романович Державин — великий русский поэт конца XVIII столетия, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определили В. Г. Белинский: «С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед». Историческая заслуга поэта — введение им в поэзию «обыкновенного поэтического слова». Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, «тем самым. ввел в поэзию русский разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка».

Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде «Фелица» Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде — не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал — оды и сатиры. Это соединение — явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.

В оде «Вельможа» Державин зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, которое прослеживается лишь в некоторых произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. В стихотворении «Властителям и судьям» равнодушие и корыстолюбие власть имущих не оставляют равнодушным поэта, л он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед судом Божьим. В «Памятнике» Державина — мысль о праве их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт напоминает, что он первым дерзнул отказаться от торжественного высокопарного стиля од.

Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью. Этим Державин прояснил очень важную для дальнейшего развития передовой русской литературы идею личной ответственности поэта за свои суждения, идею искренности и правдивости своей идеологической пропаганды. Предшественники Державина — Кантемир, Ломоносов, Сумароков — были тоже вполне правдивы и искренни, проповедуя свои идеи. Но они думали, что для читателя важно не мнение поэта, а общечеловеческая доказательность его произведений, что их устами говорит само государство или сама истина — и ценность этих высоких идей перевешивала вопрос о личном авторитете человека-поэта.

Державин писал не так, как его предшественники. Он учил и судил людей именно как человек-поэт, стал авторитетом нового идейного характера. Державин — монархист. Он бережет свой свободный авторитет гражданина и чувствует, что самодержавие ухудшает его:

Страха связанным цепями

И рожденным под жезлом,

Можно ль орлими крылами

К солнцу нам парить умом?

А когда б и возлетали, Чувствуем ярмо свое…

Раб и похвалить не может,

Он лишь может только льстить.

В 1796 году Державин в оде «Афинейскому князю» воспел А. Г. Орлова, находившегося в опале, и в начале своей оды подчеркнул значение независимости и правдивости похвал и осуждений в творчестве поэта и в своем творчестве.

В своих похвалах Державин был искренен и хотел, чтобы читатели верили его искренности. «Фелицу» — Екатерину — он воспевал восторженно, она ему казалась такой издали. При более близком знакомстве с Екатериной и ее политикой обаяние царицы померкло, и Державин не смог больше писать о ней в таком хвалебном тоне, как раньше: он не видел, за что ее хвалить. Сам поэт так писал об этом: «. не будучи возбужден каким-либо патриотическим славным подвигом, не мог он воспламенить своего духа, чтоб поддерживать свой высокий идеал, когда вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями». Поэт говорил, что не мог уже ничего «написать горячим, чистым сердцем» в похвалу Екатерины. И наоборот, разойдясь во взглядах с Александром I, Державин стал воспевать его как красивого и обаятельного юношу в обычной жизни, но не как государственного деятеля.

Образ Державина — это образ гражданина с твердыми взглядами, что привлекало к нему симпатии радикально настроенной молодежи, вследствие чего «благонамеренные» слуги правительства видели в нем бунтовщика. Ему приписывали многие вольнодумные стихотворения, автором которых он не являлся.

Влияние Державина на русскую литературу, подхваченное демократическими литературными течениями, было огромным. Его творчество тяготело к реализму и гражданской литературе, а его гражданскую поэзию высоко ценили и декабристы, и писатели их круга; им нравился образ Державина — поэта-правдолюбца, учителя общественной свободной морали. Рылеев, например, так писал о Державине-патриоте:

Он выше всех на свете благ

Общественное благо ставил

И в огненных своих стихах

Святую добродетель славил.

И был в родной своей стране

Органом истины священной.

Везде певец народных благ.

И зла непримиримый враг.

А. С. Пушкин также относился с огромным уважением к державинским стихотворениям, и именно на фоне понимания великой роли этого поэта в истории русской литературы утверждал свое собственное место народного поэта. А известный литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что «в лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *