В чем видели основное богатство народов представители классической политэкономической школы
Политическая экономия — наука о богатстве народов
Меркантилисты.Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки — политической экономии. В центре ее внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем его интересов стала первая школа, возникшая в политической экономии, — меркантилизм (XVI—XVIII вв.). В 1615 г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.
Целью исследований меркантилистов (А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей) были поиски источников буржуазного богатства, объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом пристального внимания — движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилисты не были пассивными наблюдателями, они пытались активно воздействовать на экономическую жизнь с помощью абсолютистского государства. Торговая буржуазия стремилась выдать свою точку зрения за национальный общегосударственный интерес. Протекционистская политика стала выражением временного союза дворянства и торговой буржуазии.
В своем развитии меркантилизм прошел два этапа. Ранние меркантилисты, сторонники денежного баланса, выступали против вывоза золота и серебра из страны. Поздние меркантилисты, сторонники системы торгового баланса, допускали вывоз драгоценных металлов, если в целом в торговле достигается положительное сальдо. Они выступали за промышленную переработку сырья и использование выгод транзитной торговли. Их взгляды уже отражают интересы не только купеческого, но и промышленного капитала.
Однако они не замечали всей глубины противоречивого развития капитализма и судили об этом процессе главным образом по внешнему его проявлению в сфере обращения. К тому же и это проявление они понимали односторонне. Литература меркантилизма носила главным образом эмпирический, практический характер.
Классическая политическая экономия — философия рыночного хозяйства.Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти(1623—1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646—1714) во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем самым сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства. Во Франции ведущей отраслью оставалось земледелие. Поэтому представители французской классической политической экономии — физиократы(Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель. Ее основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: классом земельных собственников, производительным (к которому он относил земледельцев) и непроизводительным классом (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).
Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание адекватной материально-технической базы капитализма. Классики политической экономии пытаются открыть источник капиталистического богатства уже в сфере производства.
Адам Смит (1723—1790) выяснил условия производства и накопления богатства. В основе его концепции лежит идея «неуравнительного равенства». Каждый человек уникален, он обладает данными от природы (или благоприобретенными) способностями. Эти различия индивидов становятся общественно значимыми благодаря обмену и торговой деятельности. Их односторонность и ограниченность превращаются в их достоинство, так как специализация повышает производительность труда. Обмен, минимизируя издержки, заставляет людей становиться «глубокими специалистами в узкой области». Индивиды становятся полноправными членами общества, необходимыми друг другу благодаря своей специализации. Обмен, в результате, играет двоякую роль: «подключает» отдельных людей к цивилизации и развивает их потребности, способствуя всестороннему развитию личности.
В своем главном экономическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит придавал решающее значение разделению труда как основному фактору повышения производительной силы. Мануфактурный труд, отмечал он, дробит единый процесс труда на мельчайшие операции, значительно упрощая их. В этом заключается общественный прогресс, соединяющий специфичное и всеобщее, труд отдельного работника и труд вообще. Именно труд вообще, существующий в рамках общественного разделения труда, А. Смит провозглашает источником материального богатства при капитализме. Стремясь не только проникнуть в сущность капиталистического производства, но и описать внешние формы его проявления, он дал четыре определения стоимости, что породило многочисленные противоречия, которые попытался преодолеть Давид Рикардо (1772—1823).
В центре внимания Рикардо находится уже не сфера производства, а сфера распределения, что отражается и на определении предмета политической экономии. Он открыто формулирует экономическую противоположность классов буржуазного общества — капиталистов и пролетариата, что позволило некоторым из его учеников — социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У. Томпсон и др.) — сделать революционные выводы.
Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он попытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Однако полностью выдержать монистический принцип ему не удалось. Отчасти это произошло потому, что он дал двойственный принцип определения стоимости (трудом и редкостью), отчасти потому, что он некритически заимствовал понятия из обыденной жизни («цена труда» и т. п.), отчасти из-за того, что он пытался прямо и непосредственно свести сложные категории капиталистической действительности к определению стоимости трудом. В результате возникали противоречия, которые ни сам Рикардо, ни его ученики так и не смогли разрешить. На смену монистической концепции Д. Рикардо приходит плюралистическая концепция факторов производства, фактически похоронившая трудовую теорию стоимости.
К такому же результату пришли и противники школы Рикардо (Т. Р. Мальтус, С. Бейли, Н. У. Сениор, Ж. Б. Сей). Уже Т. Р. Мальтус осуществил переход от закона стоимости к теории спроса и предложения. С. Бейли прямо отождествил стоимость с меновым отношением, а Н. У. Сениор пытался найти основания меновых отношений в психологических ощущениях человека (теория воздержания). Попытку примирить различные течения экономической мысли предпринял Джон Стюарт Милль (1806—1873). Однако в центре его исследований оказалась не теория стоимости как таковая, а теория спроса и предложения. Фактически его интересовала не стоимость как основа цены, а различные факторы, влияющие на нее, и механизм ценообразования в целом.
Завершая краткую характеристику политической экономии богатства, отметим особый вклад Жана Шарля Леонара Симонда де Сисмонди (1773—1842). Для Сисмонди важно уже не столько абсолютное увеличение капиталистического богатства, сколько его относительный рост — рост, соотнесенный с динамикой населения, размерами его потребления. Свободная конкуренция способствует, по его мнению, не только развитию буржуазного индивидуализма, чувства личной свободы, ответственности и инициативы, она заражает общество утилитаризмом.
Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически-утопический варианты социализма предлагают свои рецепты решения конфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой. Неудивительно поэтому, что для большинства таких теорий характерны элементы романтизма и утопизма (С. де Сисмонди, П. Ж. Прудон и др.).
От политической экономии богатства к политической экономии труда. Попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции пролетариата была впервые предпринята социалистами-кардианцами (Т. Годскин, У. Томпсон и др.) и более последовательно — К. Марксом и Ф. Энгельсом (учение о двойственном характере труда, теория прибавочной стоимости).
Карл Маркс(1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895) первоначально разделяли идеи революционного романтизма. Движение от романтического дуализма к историческому монизму началось у Маркса с критики государства и права. Лишь постепенно К. Маркс и Ф. Энгельс переходят от критики буржуазной и мелкобуржуазной идеологии к критике «гражданского общества», порождавшего эту идеологию.
Успеху исследований К. Маркса в немаловажной степени способствовала совершенная им революция в методе исследования. Используя достижения немецкой классической философии, К. Маркс впервые успешно применил метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений. Это позволило ему не только дать критику предшествовавшей политической экономии, но и поставить перед собой задачу рассмотреть систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиций рабочего класса.
К. Маркс и Ф. Энгельс не ограничивались исследованием капитализма. На протяжении всей жизни они изучали докапиталистические способы производства, высказали ряд интересных мыслей о будущей коммунистической формации и тем самым заложили основы политической экономии в широком смысле слова. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.
Важную роль в дальнейшем развитии ортодоксальной марксистской политической экономии сыграли исследования Владимира Ильича Ленина (1870—1924). Центральное место в работах В. И. Ленина 90-х гг. занимает теория товарного производства. Это связано с анализом теоретических концепций экономистов — либеральных народников по вопросу о роли рынка в развитии капитализма. Ленинский анализ имел большое значение для исследования становления рыночной экономики на периферии капиталистического мира. В. И. Ленин показал, что политическая экономия изучает не только наиболее развитые страны, но и переходные отношения от одного способа к другому и даже различные варианты (модели) такого перехода.
Обобщая обширную экономическую литературу и опираясь прежде всего на работы Дж. А. Гобсона, Р. Гильфердинга и Н. И. Бухарина, В. И. Ленин охарактеризовал основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его перерастания в государственно-монополистический капитализм. Ленинская теория империализма хотя и преувеличивала степень кризиса капиталистической экономики, однако помогла более глубоко осмыслить всемирное хозяйство как предмет экономической теории, дала ключ к исследованию различных аспектов интернационализации хозяйственной жизни как органических составных частей, как взаимосвязанных сторон единого целого.
Ленинские работы были направлены и на конкретизацию представлений К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунистической формации, однако попытка реализовать эти идеи в крестьянской России не увенчалась успехом и привела к искажению первоначального марксизма.
Освоение марксизма в СССР в 20-е гг. вылилось в серию дискуссий по узловым проблемам экономической теории (о предмете политэкономии, об азиатском способе производства, о двойственном характере труда, о законе — регуляторе социалистической экономики и т. д.). По мере становления и укрепления культа личности «большие дискуссии» прекращаются. Им на смену приходит слепое подчинение авторитету. Происходит искусственное сужение источников марксизма вследствие отрыва от лучших достижений западной экономической мысли и репрессий против отечественных «немарксистов». Самоизоляция сталинизированного марксизма прикрывалась тезисом о нарастающей вульгаризации немарксистской политической экономии. Неудивительно, что в этих условиях на первый план выдвигались идеологические аспекты политэкономии в ущерб всем остальным. По мере углубления экономических противоречий происходило «закрытие» остроактуальных тем и сужение их эмпирической, статистической базы, что вело в конечном итоге к вырождению практической функции политической экономии и упадку ее научного авторитета.
Тесты для проверки остаточных знаний по микроэкономике
Тесты для проверки остаточных знаний по микроэкономике
Тема 1 Введение в экономическую теорию
Экономическая наука изучает:
а) экономические (производственные) отношения;
Объектом исследования в экономике является поведение человека:
Какие положения, имеют отношение к предмету экономической теории:
а) экономическое благо;
г) эффективное использование ресурсов.
Экономический закон отражает:
г) устойчивые, повторяющиеся, объективные, функциональные связи и взаимозависимость в экономических явлениях.
Экономические категории представляют собой:
а) обобщения, раскрывающие суть экономического явления;
г) научные абстракции, выражающие объективно существующие экономические отношения
На стадии перехода к постиндустриальному обществу находятся:
а) развитые в экономическом отношении страны;
Экономика пригодна для изучения:
б) всех экономических систем;
Какой тип экономических систем, свойственен для стран с развитой рыночной экономикой:
Для рыночной экономики свойственно:
а) ограниченное вмешательство государства;
б) абсолютное государственное регулирование;
в) полное невмешательство государства в экономику;
в) смешанное воздействие.
Для смешанной экономической системы характерно преобладание:
а) общественной собственности;
б) смешанной формы собственности;
в) частной собственности;
г) многообразие форм и типов собственности.
Макроэкономика изучает экономику на уровне:
а) национального хозяйства;
г) мирового хозяйства.
Микроэкономика изучает экономику на уровне:
а) отдельного субъекта;
г) иностранных государств.
Что не относится к экономическому благу:
а) ужин в ресторане;
Что является общественным благом:
а) проезд в трамвае;
б) уличное освещение;
в) охрана правопорядка;
г) отдых в аквапарке.
К вторичным потребностям человека относятся потребности в:
Закон возвышающихся потребностей является:
а) законом общественного прогресса;
б) законом, характеризующим появление новых потребностей и изменения их структуры;
в) законом, характеризующим появление материальных потребностей;
г) законом, характеризующим появление духовных потребностей;
Общенаучным методом исследования экономической науки является:
а) научная абстракция;
б) математические модели;
в) статистические данные;
г) нормативный анализ.
Методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических категорий и законов называется:
г) классическая политэкономия
Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:
в) ограниченность ресурсов;
Предметом исследования меркантилистов явилась сфера:
Термин «экономика» впервые ввели в оборот:
б) Ксенофонт и Аристотель;
Основополагающими принципами функционирования плановой экономики являются:
а) разделение труда и специализация производства;
б) составление и изменение макроэкономических пропорций;
в) высокий уровень обобществления производства и наличие единого экономического центра;
г) свобода предпринимательства.
Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они:
а) создаются людьми и используются в практической деятельности;
б) устанавливаются государством;
в) действуют независимо от воли и сознания людей;
г) применяются в экономической деятельности.
В смешанной экономике государство при проведении своей экономической политики должно:
а) ограничивать прибыль частному капиталу;
б) поддерживать конкуренцию с частным бизнесом;
в) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;
г) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра.
Принцип, когда из явления А вытекает явление В, которое является следствием С называется»
а) принцип «при прочих равных условиях»;
б) принцип единства исторического и логического;
в) принцип рациональности;
г) принцип причинно-следственных связей.
Одна из экономических школ источником богатства считала торговлю:
в) классическая школа;
Предметом исследования физиократов явилась сфера:
Какая из функций экономической науки позволяет углублять наши познания в области сложных экономических явлений и процессов:
Кто является основоположником марксистской методологии:
Какими основными постулатами неоклассическая теория отличается от кейнсианской доктрины:
а) спрос порождает предложение;
б) предложение вызывает адекватный ему спрос;
в) постоянное присутствие государства в экономике;
г) рыночная система не требует государственного вмешательства.
Кто не является представителем институциональной школы:
В чем видели основное богатство народов представители классической политэкономической школы:
а) производство материальных благ;
б) накопление денег;
в) продажа природных ресурсов;
г) владение информацией.
Экономическую систему Швеции можно отнести к типу экономики:
а) командно – административной;
Непосредственно к процессу приватизации относится:
б) смешанное предпринимательство;
Целью приватизации не является:
а) совершенствование структуры общественного производства;
б) улучшение благосостояния народа;
в) формирование слоя частных собственников;
г) повышение эффективности общественного производства.
Собственность как экономическая категория, выражает:
а) отношение хозяйственного использования собственности;
б) сложившиеся на деле имущественные связи, закреплённые в правовых нормах и законах;
в) отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения факторов и результатов производства;
г) пользование, владение и распоряжение.
Накопленные человеком знания, умения и навыки относятся к собственности:
Исторически первой возникла форма собственности:
Государство, коллектив, отдельные граждане являются … собственности:
Единичная форма собственности:
а) предприятие, капитал которого представлен пакетом акций;
б) предприятие, созданное на долевой основе;
в) предприятие, принадлежащее единственному собственнику и использующее наемный труд;
г) предприятие, на котором трудится хозяин и члены его семьи.
Формы частной собственности:
К объектам собственности относят:
а) движимое и недвижимое имущество;
б) муниципальные органы власти;
в) интеллектуальная собственность;
г) солнечная энергия.
Тема 3. Экономические формы рыночного хозяйства
В натуральном хозяйстве отсутствует фаза:
Товарное хозяйство – это хозяйство:
а) в котором применяются совершенные машины и оборудование;
б) в котором продукты и услуги производятся для продажи;
в) с большим объемом производимых продуктов;
г) в котором продукты и услуги производятся для личного потребления.
Тема 5. Конкуренция и монополия
а) первое предприятие использует более трудоемкую технологию;
б) первое предприятие использует более капиталоемкую технологию;
в) технология производства на двух предприятиях одинакова;
г) второе предприятие использует менее трудоемкую технологию.
Технический прогресс приводит к:
а) смещению изоквант к началу координат;
б) смещению изокост к началу координат;
в) переходу на более высокие изокванты;
г) переходу на более высокие изокосты.
Замещение одного ресурса другим происходит:
а) при движении по изокванте;
б) при движении по линии роста;
в) при движении по изокосте;
г) в точке касания изокосты и изокванты.
Оптимальная комбинация ресурсов находится в точке:
а) пересечения изокванты и изокосты;
б) касания изокванты и изокосты;
в) касания двух соседних изоквант;
г) пересечения изокванты с осями координат.
Существующая зависимость между значениями среднего и предельного продуктов труда указывает на то, что в точке пересечения кривых этих продуктов:
а) средний продукт достигает своего максимума;
б) средний продукт достигает своего минимума;
в) предельный продукт достигает своего максимума;
г) предельный продукт достигает своего минимума
Нормальная прибыль – это»
а) доход, который удерживает предпринимателя в «деле»
б) средняя по отрасли величина прибыли
в) прибыль, достаточная для простого воспроизводства
г) прибыль, достаточная для расширенного воспроизводства
д) бухгалтерская прибыль.
Тесты для проверки остаточных знаний по микроэкономике
Тема 1 Введение в экономическую теорию
Экономическая наука изучает:
а) экономические (производственные) отношения;
Объектом исследования в экономике является поведение человека:
Какие положения, имеют отношение к предмету экономической теории:
а) экономическое благо;
г) эффективное использование ресурсов.
Экономический закон отражает:
г) устойчивые, повторяющиеся, объективные, функциональные связи и взаимозависимость в экономических явлениях.
Экономические категории представляют собой:
а) обобщения, раскрывающие суть экономического явления;
г) научные абстракции, выражающие объективно существующие экономические отношения
На стадии перехода к постиндустриальному обществу находятся:
а) развитые в экономическом отношении страны;
Экономика пригодна для изучения:
б) всех экономических систем;
Какой тип экономических систем, свойственен для стран с развитой рыночной экономикой:
Для рыночной экономики свойственно:
а) ограниченное вмешательство государства;
б) абсолютное государственное регулирование;
в) полное невмешательство государства в экономику;
в) смешанное воздействие.
Для смешанной экономической системы характерно преобладание:
а) общественной собственности;
б) смешанной формы собственности;
в) частной собственности;
г) многообразие форм и типов собственности.
Макроэкономика изучает экономику на уровне:
а) национального хозяйства;
г) мирового хозяйства.
Микроэкономика изучает экономику на уровне:
а) отдельного субъекта;
г) иностранных государств.
Что не относится к экономическому благу:
а) ужин в ресторане;
Что является общественным благом:
а) проезд в трамвае;
б) уличное освещение;
в) охрана правопорядка;
г) отдых в аквапарке.
К вторичным потребностям человека относятся потребности в:
Закон возвышающихся потребностей является:
а) законом общественного прогресса;
б) законом, характеризующим появление новых потребностей и изменения их структуры;
в) законом, характеризующим появление материальных потребностей;
г) законом, характеризующим появление духовных потребностей;
Общенаучным методом исследования экономической науки является:
а) научная абстракция;
б) математические модели;
в) статистические данные;
г) нормативный анализ.
Методологический принцип, основанный на использовании предельных величин для исследования экономических категорий и законов называется:
г) классическая политэкономия
Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:
в) ограниченность ресурсов;
Предметом исследования меркантилистов явилась сфера:
Термин «экономика» впервые ввели в оборот:
б) Ксенофонт и Аристотель;
Основополагающими принципами функционирования плановой экономики являются:
а) разделение труда и специализация производства;
б) составление и изменение макроэкономических пропорций;
в) высокий уровень обобществления производства и наличие единого экономического центра;
г) свобода предпринимательства.
Общность экономических законов и законов природы состоит в том, что они:
а) создаются людьми и используются в практической деятельности;
б) устанавливаются государством;
в) действуют независимо от воли и сознания людей;
г) применяются в экономической деятельности.
В смешанной экономике государство при проведении своей экономической политики должно:
а) ограничивать прибыль частному капиталу;
б) поддерживать конкуренцию с частным бизнесом;
в) брать на себя лишь то, что не способен осуществить частный бизнес;
г) управлять предприятиями частного бизнеса из единого центра.
Принцип, когда из явления А вытекает явление В, которое является следствием С называется»
а) принцип «при прочих равных условиях»;
б) принцип единства исторического и логического;
в) принцип рациональности;
г) принцип причинно-следственных связей.
Одна из экономических школ источником богатства считала торговлю:
в) классическая школа;
Предметом исследования физиократов явилась сфера:
Какая из функций экономической науки позволяет углублять наши познания в области сложных экономических явлений и процессов:
Кто является основоположником марксистской методологии:
Какими основными постулатами неоклассическая теория отличается от кейнсианской доктрины:
а) спрос порождает предложение;
б) предложение вызывает адекватный ему спрос;
в) постоянное присутствие государства в экономике;
г) рыночная система не требует государственного вмешательства.
Кто не является представителем институциональной школы:
В чем видели основное богатство народов представители классической политэкономической школы:
а) производство материальных благ;
б) накопление денег;
в) продажа природных ресурсов;
г) владение информацией.
Экономическую систему Швеции можно отнести к типу экономики:
а) командно – административной;
Непосредственно к процессу приватизации относится:
б) смешанное предпринимательство;
Целью приватизации не является:
а) совершенствование структуры общественного производства;
б) улучшение благосостояния народа;
в) формирование слоя частных собственников;
г) повышение эффективности общественного производства.
Собственность как экономическая категория, выражает:
а) отношение хозяйственного использования собственности;
б) сложившиеся на деле имущественные связи, закреплённые в правовых нормах и законах;
в) отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения факторов и результатов производства;
г) пользование, владение и распоряжение.
Накопленные человеком знания, умения и навыки относятся к собственности:
Исторически первой возникла форма собственности:
Государство, коллектив, отдельные граждане являются … собственности:
Единичная форма собственности:
а) предприятие, капитал которого представлен пакетом акций;
б) предприятие, созданное на долевой основе;
в) предприятие, принадлежащее единственному собственнику и использующее наемный труд;
г) предприятие, на котором трудится хозяин и члены его семьи.
Формы частной собственности:
К объектам собственности относят: