В чем видят причины супружеских дисгармоний сторонники концепции рационально эмотивного подхода
Рационально-эмотивная терапия Эллиса
Рационально-эмотивная терапия представляет собой вариант когнитивного реконструирования (Ellis A.,1962; 1973). Согласно автору предложенной терапии эмоциональное поведение можно представить в виде мнемоники «АВС» («модель АСП», «концептуальная схема АСП»), объясняющей и иллюстрирующей роль процессов мышления в эмоциональных расстройствах:
Процесс рационально-эмотивной терапии включает в себя:
В рационально-эмотивной терапии используются такие упражнения, как «упражнения по борьбе с чувством стыда», «диалог с самим собой», различные варианты «оспаривания». Оспаривание (обсуждение, опровержение) является основной техникой рационально-эмотивной терапии. Различают «когнитивное оспаривание» — обсуждение и опровержение с помощью специально разработанных вопросов, которые ставят под сомнение необходимость того, что человек считает необходимым; «эмотивное оспаривание», использующее для опровержения «рационально-эмотивные образы» (представление самого плохого варианта развития событий с последующей заменой неадекватного чувства подавленности на адекватное чувство сожаления) (Maultsby M., Ellis A., 1974) и «поведенческое оспаривание», представляющее собой совершение тех действий, которых пациент избегает, с одновременным убеждением самого себя в том, что его неудачная попытка будет выглядеть не так уж и ужасно. Поскольку рационально-эмотивная терапия особое внимание уделяет суждениям пациента, следует более подробно остановиться на ее определении понятия «иррациональное суждение».
Выделяются следующие группы иррациональных суждений:
Помимо этих четырех категорий Эллис составил перечень 12 основных иррациональных идей (отдельные авторы увеличивают число иррациональных суждений до 27 и более).
Двенадцать основных иррациональных идей включают в себя следующие суждения:
Следует иметь ввиду, что необходимо отграничение двенадцати исходных иррациональных убеждений и атрибуций от глубинных догм, обычно являющихся их источником (Ellis A.,1987). Основные иррациональные суждения отражают определенные опасения человека: страх быть отвергнутым («любовная сентиментальность»): «меня должны любить и поддерживать все, кто мне небезразличен, если этого не происходит, то это ужасно, меня никто не любит» или ожидание какой-либо другой опасности — «следует быть настороженным в отношении неопределенных или потенциально опасных событий».
Как правило, в рационально-эмотивной терапии борьба с иррациональными мыслями происходит посредством когнитивного и эмоционального оспаривания. Эллис (Ellis A., 1952) также выделяет дескриптивные когниции, содержащие в себе чистую информацию о реальности, или когниции, включающие в себя информацию о том, что именно данный человек воспринял в окружающем его мире.
Эллис пользуется психоаналитическим термином кларификация, вкладывая в него свой смысл, понимая под этим прояснение, с помощью которого пациент учится распознавать свои иррациональные установки. Задачей кларификации в данном случае является разделение описаний и оценок, пожеланий и предписаний, прояснение тех логических связей, которые формирую причинно-следственные отношения. Суждения в то же время могут являться формами оценки действительности. Если, что-то действительно происходит, то появляются оценочные суждения, представляющие собой оценку события, отражающие отношения к реальности, выраженной в ее обобщенной оценке, как правило, оценочные суждения оказываются тесно связанными с дескриптивными когнициями. Рациональные суждения отличаются от иррациональных, например, рациональное суждение: «Как неудачно»; иррациональное суждение: «Как ужасно! Это просто катастрофа». Люди могут одновременно иметь два вида суждений. Задача психотерапевта помочь пациенту различать рациональные и иррациональные суждения, так как, в конце концов, психотерапевт предложит обсудить и опровергнуть собственные иррациональные суждения и заменить их более разумными оценками.
Выделяют следующие критерии рационального суждения:
В свою очередь, критерии иррациональных суждений выглядят следующим образом:
С целью выявления иррациональных суждений следует обращать внимание пациентов на частоту употребления таких слов, как «следует» и «должен», особенно если они сопровождаются оттенком требования.
Эллис пытается объяснить тот факт, почему люди мыслят иррационально. Он приходит к выводам о том, что иррациональные суждения возникают вследствие:
В рационально-эмотивной терапии большое внимание уделяется домашней работе пациента, которая обычно включает в себя: предписание чтения, слушания (прослушивание сеанса на магнитофоне пациента), письменные задания (листы самопомощи: Что случилось? Что я чувствовал? О чем я думал? письменные очерки и дневники), задания с использованием воображения, предписание наблюдения за мыслями, предписание релаксации, предписание действий — задания, связанные с необходимостью рисковать и упражнения на преодоление стыда. Последовательность работы психотерапевта в случае рационально-эмотивной терапии может соответствовать следующей модели:
Семейно-сексуальные дисгармонии и их причины
Семейно-сексуальные дисгармонии и их причины
Химко Олег Григорьевич, заведующий сексологическим отделением
учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспаенсер»
В клинической картине сексуальных расстройств нарушенные межличностные отношения либо приводят к нарушениям в сексуальной сфере, либо идут параллельно, нарастая и усиливая друг друга. Истоки конфликтов и недовольства друг другом не осознаются, а за истинную причину скорее принимаются следствия наступившего разлада, в том числе неудачи в сексуальной сфере. Так, при отношениях типа «соперничество» сексуальные отклонения от привычного стереотипа могут восприниматься болезненно именно потому, что фрустрируют стереотип мужчины, его потребность в главенствовании. В другом варианте фрустрируется потребность женщины в заботе и опеке или потребности в эмоциональном принятии. Непонимание экспектации партнера, фрустрация его значимых потребностей приводят к отчуждению и вторичному снижению сексуальной удовлетворенности. При этом типе отношений отсутствие соглашения о нормах и формах сексуальной жизни катализирует конфликты. Проблемы, связанные с сексуальными дисгармониями, чаще всего производные. Необходимо начинать лечебную коррекцию лары после тщательного выяснения взаимоотношений супругов. Обучение партнеров новым алгоритмам сексуального поведения должно следовать за осознанием ошибок, совершенных каждым из них по отношению к другому, в том числе в сексуальной сфере. Если этого не произойдет, то эффективность лечебной коррекции будет невысокой. При построении тактики психотерапии пары целесообразно использовать рекомендации В. К. Мягер и Т. М. Мишиной (1976): терапия будет продвигаться от обсуждения внешних проявлений конфликта к пониманию истинных его причин (неадекватность взаимных ожиданий и выполнения супружеских ролей в значимых сферах взаимодействия) и формированию новых установок и моделей реагирования в этих сферах.
Семейно-сексуальные дисгармонии занимают важное место в сексологической практике. Возникновение их остро переживается парой и сопровождается выраженной аффективной реакцией, приводящей к заниженной самооценке, снижению жизненных интересов и пессимистическому взгляду на будущее, а также влияет на качество жизни и климат в семье.
У психически здоровых людей на почве интимно-личностных конфликтов и внутрисемейных сексуальных дисгармоний в силу большой значимости сексуальной сферы часто возникает риск суицидоопасных состояний, поэтому для предотвращения суицидов необходимо раннее выявление и коррекция личностных переживаний Кибрик Н.Д., 1984, 1994; Кочарян Г.С., Кочарян А.С. 1994; Kaslow, N.J., Thompson, М.Р., Brooks, А.Е., Twomey, H.B., 2000).
Понятие гармонии как соответствие, созвучие, согласие является результатом взаимодействия частей, образующих целое. Для создания сексуальной гармонии большое значение имеет способность человека к гармоничным (синтонным) отношениям вообще (Либих С.С.,1982). Можно говорить об идеале общечеловеческих отношений, однако, опыт показывает, что пары в социальном окружении ведут себя иначе, чем при интимно-личностном общении.
Сексуальная гармония пары определятся как психологическая, сексуально-поведенческая и сексуально-физиологическая взаимная адаптация супружеской пары, характеризующаяся уровнем полового влечения и половой активности, которым соответствует половая конституция и темперамент обоих партнеров, что приводит к адекватной оптимальной суммации эротических ощущений и их полному психо-сексуальному удовлетворению (Кибрик Н.Д., Решетняк Ю.А., Дейнега Г.Ф., 1993). Отсутствие вышеперечисленного можно обозначить как сексуальную дисгармонию.
Наряду с характерологической несовместимостью супругов наиболее частой причиной сексуальных дисгармоний являлось несовпадение ценностных ориентаций, отсутствие достаточных представлений о супружеских правах и обязанностях, низкий уровень психогигиенических знаний и нежелание использовать их в повседневной жизни. Учет 5 брачных факторов (Ю.А.Решетняк 1978) (физического, материального, культурного, сексуального и психологического), распределение их по значимости у каждого из супругов позволяет говорить о разнообразии причин возникновения дисгармоний. Сексуальные дисгармонии в МКБ-10 относят к Z70: «консультации, касающиеся сексуальных отношений, поведения и ориентации», однако выявленные при этом сексуальные дисфункции относятся к разделу F50-F59: «поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами» и подразделу F52: «сексуальные расстройства, не обусловленные органическими нарушениями или болезнями», что значительно затрудняет не только оценку состояния партнеров, но и разработку различных методов терапии. Целесообразно выделить синдром сексуальной дисгармонии, включающий в себя обширный спектр несоответствий в сексуальной культуре, поведенческих реакциях, значимых ожиданиях, диапазонах приемлемости партнеров, определяющие гармонию сексуальной жизни партнеров. Выделение понятия сексуальной дисгармонии в самостоятельную рубрику поможет в разработке принципов оказания сексологической помощи супружеским парам.
Не вполне ясно, какие именно факторы предопределяют специфику симптоматики проявлений сексуальных дисгармоничных отношений. Недостаточно изучена осведомлённость людей об особенностях интимных отношений, связь дисгармоний с другими видами сексуальных расстройств, изменений стереотипа жизни пар с сексуальными дисгармониями. Дисгармоничные отношения могут формироваться на каждой стадии интимных отношений и проявляются в определённых психологических и адаптационных реакциях, вплоть до развития невротических расстройств, терапия которых является чрезвычайно актуальной и имеет большое научно-практическое значение, особенно разработка тактики психотерапевтического воздействия, значительно затрудненной в связи с многообразием и специфическими особенностями формирования наблюдаемых дисгармоний.
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
Тема3.1Социально-психологическая сущность брака и семьи
Значение семьи в жизни человека и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Демографическая ситуация в стране. Состояние современной семьи: проблемы и позитивные тенденции. Основные направления социально-демографической политики государства.
Предмет, задачи и структура психологии семьи.
Определение брака и семьи. Развитие брачно–семейных отношений в истории общества. Типологии семьи. Функции современной семьи. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи.
Тема3.2Основные теоретические концепции семьи
Понятие о теории семьи. Взаимосвязь теории и практики в психологии семьи.
Психодинамический подход к семье. Методологические основания: классический психоанализ З. Фрейда, теория объектных отношений современного психоанализа. Зависимость супружеских и детско-родительских отношений от модели родительской семьи. Динамика супружеских отношений.
Трансгенерационный подход к семье. Основные конструкты теории семейных систем М. Боуэна: дифференциации, триангуляция, семейный проективный процесс. Лояльность семейным традициям. Генограмма как метод изучения семейной истории.
Системный подход к семье. Общая теория систем как методологическое основание системного подхода к семье. Семья как целостный организм взаимодействующих подсистем. Характеристика основных параметров семейной структуры. Динамика развития семейной системы.
Бихевиористический подход к семье. Теория социального научения (Б. Скиннер, А. Бандура) как методологическое основание бихевиористического подхода к семье. Поведение членов семьи и его детерминанты. Понятие о здоровой семье. Причины супружеских дисгармоний. Детские поведенческие проблемы.
Рационально–эмотивный подход к семье. Рационально–эмотивная теория А. Эллиса как концептуальное основание для понимания сущности внутрисемейного взаимодействия. Понятие об иррациональных суждениях. Семейные мифы.
Гуманистическая теория семьи. Основные положения. К. Роджерса о природе человека как методологическое основание гуманистической теории семьи. Брак как развивающийся процесс партнерства. Принципы открытого брака. Возможности семьи в создании условий для личностного роста взрослых и детей.
Тема3.3Супружеские отношения
Психологические основы выбора брачного партнера. Закономерности развития эмоциональных отношениях в паре. Межличностная аттракция. Факторы возникновения симпатии в паре. Феномен любви. Теории любви. Психоаналитическая теория любви. Концепция любви Р. Стернберга. Теория любви Э. Фрома. Типологии любви. Любовь как основа построения супружеских отношений. Теории выбора брачного партнера. Брачно-семейные ориентации современной молодежи. Мотивы вступления в брак. Понятие психологической готовности к браку.
Психология гендерных различий. Психология мужчин и женщин в теориях А. Адлера, К. Хорни, К. Юнга. Гендер как социальная категория. Понятия: гендер, гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерная идентичность, маскулинность, феминность, андрогиния. Эволюционный и культуральный подходы к изучению гендерных различий. Проявление гендерных особенностей в семейном взаимодействии.
Функции супружеской подсистемы семьи. Стадии развития супружеских отношений. Типы супружеских отношений. Понятие о стабильности и успешности брака. Определяющая роль активности супругов в стабилизации и развитии эмоциональных отношений в постромантический период. Непсихологические факторы длительного сохранения взаимодействия в паре. Факторы удовлетворенности браком. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление. Виды супружеской совместимости. Супружеские дисгармонии: понятие и виды. Супружеские ссоры и конфликты. Роль коммуникативной компетентности супругов в решении супружеских конфликтов. Диагностика супружеских отношений в семье.
Ненормативные кризисы семьи.
Супружеская неверность как социальная проблема, как ненормативный кризис семьи. Виды супружеских измен. Причины и последствия супружеской неверности. Психология ревности. Влияние измены на развитие супружеских отношений.
Развод как социальное явление, как ненормативный кризис семьи. Мотивы развода. Стадии разводного процесса. Последствия развода для супругов и детей. Мифология развода. Эмоциональное восстановление после развода.
Повторный брак. Закономерности развития семьи повторного брака. Типы повторных браков. Отношения между родителями и детьми в повторном браке.
Тема3.4Детско–родительские отношения в семье
Семья как институт первичной социализации ребенка. Материнство и отцовство как психологические феномены. Родительские установки и их детерминация. Понятие о стиле воспитания. Влияние стиля родительского воспитания на развитие ребенка.
Многодетная семья: особенности структуры и функций. Развитие ребенка в неполной семье. Родительско–детские отношения с приемными детьми. Диагностика детско-родительских отношений в семье.
Шпоры по семейной психологии. 1. Социальнопсихологическая сущность брака и семьи
39.Стили брака. Стадии развития брака в теории К. Витакера (К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта»)
Стили брака. Первый тип брака – результат стремления двух семей, из которых произошли супруги, воспроизвести самих себя, выслав для этого «козла отпущения». Супруги становятся жертвами такой игры. Каждая семья предполагает, что чужой по крови партнер, половинка пары, просто исчезнет, и потомство будет принадлежать их семье.
Второй стиль брака несет в себе то, что я называю контрактом о взаимном усыновлении. Он соглашается быть ее мамой, если она станет его мамой. Это означает, что каждый из них уважает потребность другого в «питании».
Третий стиль брака возникает как развитие проекта взаимной псевдопсихотерапии. Он предполагает, что она – подходящая женщина для него, поскольку он поможет ей справиться с ее проблемами навязчивости. А он – идеальный мужчина для нее, поскольку она победит его склонность к выпивке или нездоровые пристрастия. Так двое ревностных любителей занимаются психотерапией, изображая из себя родителей и пытаясь превратить партнера в ребенка, поддающегося воспитанию.
Четвертый стиль брака – симбиоз, когда бессознательное одного сцепляется с бессознательным другого, причем супруги не замечают этого.
Стадии развития брака в теории К. Витакера
Первая стадия развития брака – «треугольные отношения» с родственниками.
Вторая стадия развития здорового брака – поиск супервизора для наблюдения за процессом двухсторонней психотерапии, идущей между супругами. Это может быть вовлечение друга или знакомого в проблемы пары или же обращение к профессиональной супружеской терапии.
Третья стадия – разрушение скрытого барьера «родители-дети», который существует между супругами.
Если предыдущие стадии пройдены, возникает четвертая стадия, когда пара сознательно стремится к единству.
Пятая стадия заключается в присоединении к своим родным и повторной индивидуации от них.
Шестая стадия, которую я обычно называю отношениями двух целостных личностей между мужем и женой. Любовь, не зависящая от сексуального возбуждения или сексуальной привлекательности.
Седьмая стадия развития – сознательное вовлечение посторонних в треугольник взаимоотношений для совместного принятия решения.
Восьмая стадия – это равные отношения сверстников, столь прочно установившиеся, что супруги могут отодвигаться друг от друга и придвигаться друг к другу, приняв некоторое двухстороннее вето, поскольку они открыли, что он и она не то же самое, что мы.
Девятая стадия предполагает психологический развод и новое заключение брака.
Десятая стадия это рождение первого ребенка и, разумеется, рождение второго.
Последняя стадия брака – создание союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она.
40.Диалектика брака (К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта»)
Основная диалектика – противостояние и синтез таких полюсов, как сопринадлежность и индивидуация. Эта полярность выражается в диалектическом парадоксе: чем больше человек идет путем индивидуации, тем он свободнее соединяется в сотрудничестве, взаимодействии и общей радости с членами своей семьи, родственниками, с коллега ми и сверстниками.
Вторая диалектическая полярность – это полярность разума и интуиции. Легко увидеть, что одни люди интуитивны в большей мере, чем разумны, другие же более разумны, чем интуитивны.
Третья полярность – роль и личность. Жизнь полна ролевой игры. Могу исполнять роль, но при достаточной цельности я – личность и живу своей жизнью.
Четвертая диалектическая полярность включает в себя контроль и импульс. Мы стараемся сохранить это шаткое равновесие контроля и импульса, а диалектика тут прежняя: чем больше человек контролирует, тем больше может удовлетворять свои импульсы; чем сильнее импульсы, тем необходимей контроль.
Пятая полярность – это сферы общественной и личной жизни. Общественная сцена предполагает сознательную манипуляцию ролями, когда человек пытается изменить группу, приписывая какие-либо роли себе и окружающим. На другом полюсе располагаются личные взаимоотношения: близость со своей женой и родителями, близость партнерства.
Шестая пара противоположностей – любовь и ненависть.
Седьмая полярность – полярность безумия и хитрости, иными словами, полярность высокого уровня индивидуации и высокого уровня адаптации. При установившемся балансе усиление одного полюса ведет к усилению другого.
восьмая диалектическая полярность – полярность стабильности и изменения.
41.Причины супружеских дисгармоний в бихевиористической парадигме и пути их устранения
С точки зрения бихевиористов, хорошие семейные отношения – это такие отношения, при которых происходит обмен приятным поведением, а неприятное поведение, которое не пиносит удовольствия – представлено минимально.
Удовлетворенность в браке в большей степени обусловлена отсутствием взаимных фрустраций, нежели обманом и частотой удовольствий, доставляемых друг другу. Как и на поведение вообще (согласно бихевиоризму) так и на супружеское поведение оказывают влияние: с одной стороны стимулы и ситуации, предшествующие (антицедентные) поведению; с другой – стимулы (результаты и последствия), появившиеся после него.
Предшествующие (антицедентные) стимулы могут провоцировать определенное поведение или подавлять его. Например, упреки и претензии со стороны жены за непринесенные продукты, за невыполненные обещания тормозят ласку, внимание со стороны мужа. Весть от мужа о получении зарплаты и покупке путевки подымает настроение жены, она становится более общительной и т.д.
Стимулы, появляющиеся после брака (следствия) оказывают свое влияние на частоту, повторяемость подобного поведения. Они могут выступать как положительное подкрепление, (вознаграждение, подчеркивание приятного), или как отрицательное подкрепление (прекращение неприемлемого поведения, например упреков, брани), или как наказание (упреки, враждебность), или как угасание (отсутствие интереса, предоставление самому себе и др.)
При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие – игнорируются.
При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением.
Супружеская удовлетворенность в значительной степени связана с “поощрительным” поведением партнеров по отношению друг к другу, т.е. удовлетворенность супружеством прямо связана с поведением каждого супруга, удовлетворенность возрастает если это поведение радует другого и укрепляет уверенность в прочности брака.
Бихевиористический подход в супружеской терапии предполагает, что супруги в конфликтных ситуациях недостаточно владеют навыками и умениями социального взаимодействия.
Пути устранения: умение выслушать партнера; правильно и точно понять его; умение ясно и неагрессивно выразить свои одобрения, порицания, требования; исключение оценочных, критикующих, обвиняющих высказываний. Критикующие высказывания могут даже включать в себя характеристики личностных качеств или мотивации партнера; умение говорить о своих чувствах; персонификация высказываний. обучение ясности изложения своих мнений; конкретности в формулировании позиций, требований, претензий; умению выслушать, не перебивая;
42. Генограмма как метод исследования семьи
Генограмма – это система записи взаимоотношений людей в поколениях. Семейная генограмма – это схематическое изображение семейной системы в нескольких (3-4 и более) ее поколениях и она дает возможность наглядно увидеть и проследить закономерности и повторения в данной семейной системе. Генограмма составляется начиная с Вас, как бы с низу вверх, т.е. Вы обозначаете себя в самом низу листа и от этого обозначения рисуете остальные связи – муж/жена и сестры/братья должны оказаться рядом. Внизу только Ваши дети и внуки. На уровень выше старшее поколение – родители, их сестры и братья. Еще выше родители родителей и т.д. И таким образом получается, что у каждого поколения свой уровень, свой этаж.
После того как Вы обозначите все связи, все даты и все события можно будет проследить какие события повторяются из поколения в поколение, какие существуют закономерности в отношениях между родственниками (имеется ввиду эмоциональная составляющая отношений) и т.д.
43. Сущность рационально-эмотивного подхода в объяснении возникновения семейных проблем.
Согласно рационально-эмотивной теории, поведение человека опосредовано взаимодействием мыслей и чувств.
Семейные психотерапевты используют концепцию Эллиса при оказании психологической помощи супружеским парам в кризисных ситуация людям, имеющим проблемы в семье.
Три «внутренних представления» о браке оказывают решающее влияние на оценку своей семейной жизни, ее успешности: *мысли и чувства по поводу собственного брака; *образ идеального брака;
*информация о реально существующих отношениях в семьях друзей, коллег, родителей.
Несоответствие представлений об идеальном супружестве и собственным браком становится стрессом, еще больше разрушающим супружеский союз. И, напротив, идеализированный брак теряет свою привлекательность и не возводится в ранг абсолюта после осознания той роли и места, которое он занимает в обществе. Когда исчезает 44. 44.Типичные ошибка мышления как причина нарушения супружеских отношений.
Тревога возникает вследствие следующих мыслей:
(1) он(а) не должен(а) так поступать, и ужасно, если он(а) продолжает действовать в том же духе,
(2) я не смогу этого выдержать, если ситуация не изменится, и
(3) он(а) ппохой(ая), потому что отказывается измениться. Обычно такое мышление трактуется как ошибочное убеждение. К сожалению, такое мышление только раздражает партнера, который, вероятнее всего, будет продолжать так же поступать и в дальнейшем.
Рационально мыслящий человек признает обоснованность своих ожиданий и пожеланий по отношению к своему партнеру. Но не стоит возводить свои желания в ранг требований, а ожидания превращать в приказы. Выдвинув неправомерные требования к партнеру, позднее человек обязательно начнет испытывать иррациональный гнев. Когда оба партнера в гневе обвиняют друг друга во всевозможных грехах, тревога только усиливается и порочный круг замыкается.
В основе патологии эмоций и многих психопатологических состояний лежат нарушения мыслительных процессов. К ним относятся: преувеличение, упрощение, чрезмерное обобщение, алогичные предположения, ошибочные выводы, абсолютизация. Для описания этих когнитивных ошибок Эллис использует термин «иррациональные верования». Эллис выделил некоторые конкретные иррациональные верования, типичные для нашей культуры, которые, по его мнению, создают много эмоциональных проблем. Например, широко распространено мнение, что человек должен быть любим и понимаем всеми значимыми лицами из своего окружения. Это верование иррационально, потому, что просто невозможно, чтобы все значимые лица одобряли наше поведение, всегда найдется кто-нибудь с другими взглядами. Даже если бы все одобряли нас, нам пришлось бы всё время беспокоиться о том, как сохранить их одобрение. Поэтому верование в необходимости одобрения со стороны всех значимых лиц является непосредственной причиной тревоги.
Большинство иррациональных верований можно отнести к одной из следующих основных категорий:
1. катастрофизация, т.е. преувеличение негативных последствий событий;
2. выражения « следует», «должен», «обязан», которые отражают неадекватно требования к людям или ситуациям;
3. выражения оценки ценности человека, как себя, так и других. Такая оценка предполагает, что одни люди имеют меньшую ценность, чем другие;
4. выражения потребностей, т.е. субъективных условий для счастья или выживания. В состоянии эмоционального дискомфорта у нас появляются нереальные желания. Само по себе желание безвредно, но нарушения возникают из-за того, что наши желания разрастаются до неадекватных требований, которые и являются источником эмоциональных нарушений. Эти требования составляют суть иррациональных верований и распознаются по таким ключевым словам как «следует», «должен», «обязан»
45.Понятие о семейных мифах.
Мешает установлению гармоничных семейных отношений иррациональность мышления, которая проявляется в наличии неких предубеждений и «семейных мифов» у членов семьи. Вот наиболее распространенные из них:
• миф о вечной любви; • миф о волшебной силе любви; • миф о внешней детерминации эмоции;
• миф об абсолютности понятий (категоричность); • миф о «злой судьбе», «злой воле»;
• миф о постоянстве супружеского счастья; • миф о том, что члены семьи досконально знают
ДРУГ друга; • миф о необходимости жертвовать друг для друга; • миф о том, что супруги — это «одно тело и одна душа».
Для реального достижения счастья в семейной жизни, гармонии семейных отношений необходима замена мифологического мышления — на практическое решение актуальных проблем.
Семе́йные ми́фы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому ее члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.
проекция — проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе;
Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей».
расщепление — культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе; Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает ее на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.
46. Сущность человека в теории К. Роджерса как методологическое основание гуманистического подхода к семье
В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.
Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой [Rogers, 1980]. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное развитие людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Роджерс имел глубокое, почти религиозное чувство уважения к природе человека. Он утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Следует заметить, что подобный взгляд на природу человека является лейтмотивом всей теории Роджерса и точно отождествляется с гуманистическим направлением в персонологии.