В чем вы видите истоки теории раскольникова
Социальные и философские истоки теории Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Вариант 2
«Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений Ф.И. Достоевского. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова.
Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег. Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди – «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других. Материалом для этого служат обычные люди – «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле.
Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу.
Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью. «Бедность не порок, а вот нищета – это порок», — заявляет герой, после неё Раскольников осознаёт всё убожество своей жизни. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании – зацикленности на той самой теории. Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.
Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке (хотя по теории это было абсолютно нормально). В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу.
Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге.
Предлагаем ознакомиться: Как обменять жилье по договору социального найма: Куда нужно обращаться
Кратко мое мнение
Герой одного из самых известных произведений Достоевского Раскольников, убивший старую женщину и её сестру, сделал это по нескольким причинам. Конечно же, ни одна из них не является оправданием главного героя, но зная эти мотивы, мы можем понять то, что было в душе Родиона, как он решился на убийство.
Первой причиной для бедного студента были деньги. Он был беден, и, как любой человек, хотел перестать голодать и плохо жить. Однако, эта причина не являлась главной, ведь была вторая. Родион сочинил теорию, по которой делил людей всего на два типа: обычные, серая масса и гениальные, способные продвинуть человечество вперёд.
Несложно догадаться, что себя он причислял ко второму типу и сравнивал с Наполеоном. Чтобы доказать себе и миру, что это правда, он решается на этот отважный шаг. Он считает старуху злой и беспощадной, потому что она никому не даёт денег, ничего не прощает, а также издевается над своей бедной сестрой. Она не написала завещание на неё, а сделала это, пообещав отдать все свои богатства монастырю.
Предлагаем ознакомиться: Отказ в выплате страхового возмещения по КАСКО причины что делать судебная практика
Перед страшным происшествием, Родион подслушивать разговор людей о непорядочности старухи, что только подтверждает его слова. Вдобавок ко всему, он встречается с Мармеладовым, который рассказывает ему грустную историю о своей дочери, которая из-за их бедности вынуждена заниматься непристойной работой.
Этот рассказ очень тронул Родиона, и ещё больше уверил его в мысли, что нужно действовать. Ему также надоело жить в своей мрачной и страшной комнате, которая всё нагнетала и нагнетала обстановку в его душе. Родион перестал давать уроки, учить и как-то ещё близко и часто контактировать с людьми, закрылся в себе и начал часами, сидя в своей коморке, обдумывать все детали теории.
Будучи уверенным в том, что он «имеет право», Родион совершает это ужасное преступление, но сразу же после из «Наполеона» превращается в человека, который не может выдержать своих дум, страданий и сожалений. Он понял, что в своей теории ошибся, но было уже поздно.
Итак, причиной преступления Родиона является его внутреннее депрессивное состояние, в котором он пребывал достаточно долгое время, а также бедность, желание доказать свою важность этому миру и ненависть к старухе, которая, возможно, и была самодуркой.
Мотивом преступлений всегда является совокупность нескольких факторов, которые накопились в душе человека, а потом вышли наружу. Это и было с Раскольниковым, который вовремя не смог одуматься и остановиться.
В чем заключается теория Раскольникова?
Главный герой в результате длительных раздумий пришел к выводу, что люди делятся на две группы. К первой относятся личности, которые могут делать все, что хотят, не обращая внимания на закон. Ко второй группе он отнес бесправных людей, жизнью которых можно пренебречь. Это основная суть теории Раскольникова, которая актуальна и для современного общества. Многие люди считают себя выше других, нарушая законы и делая все, что вздумается. В пример можно привести мажоров.
Изначально главный герой произведения воспринимал собственную теорию, как шутку, но чем больше он об этом думал, тем реальнее казались предположения. В результате он всех людей вокруг себя делил на категории и оценивал только согласно своим критериям. Психологи уже доказали, что человек может сам себя убедить в разных вещах, думая о них регулярно. Теория Раскольников является проявлением крайнего индивидуализма.
Причины создания теории Раскольникова
Не только любители литературы, но и специалисты в разных сферах тщательно изучали произведение Достоевского, чтобы выделить социальные и философские истоки теории Раскольникова.
Что помешало Раскольникову жить по его теории?
Вся проблема заключается в том, что создавая в своей голове «идеальную картинку» Родион не учел особенностей реальной жизни. Нельзя сделать мир лучше, убивая другого человека, неважно кем он был. Сущность теории Раскольникова понятна, но не было учтено то, что старуха процентщица была только начальным звеном цепочки несправедливости и, удалив его, справиться со всеми мировыми проблемами нельзя. Людей, которые стараются нажиться на бедах других, не правильно назвать корнем проблемы, поскольку они являются лишь следствием.
Смысл и истоки теории Раскольникова
В романе “Преступление и наказание” Достоевский продолжил тему униженных и оскорбленных, соотнеся ее с темой бунта человека, не желающего быть “тварью дрожащей”. В центре произведения история преступления студента Родиона Раскольникова, убившего старуху-ростовщицу. Почему умный, честный молодой человек совершает это преступление?
Раскольников беден, бедна его семья. Он видит жертвенность сестры, готовой идти замуж за нелюбимого, но богатого Лужина, чтобы помочь брату. С состраданием он наблюдает нищенскую трагическую жизнь
Страшная картина социального неравенства заставляет героя искать причины его, размышлять, анализировать. Раскольников пытается найти выход. Но собственная бедность, желание помочь своим ближним – не главные причины совершенного преступления. Сам герой признается: “…
Если б только я зарезал из того, что голоден был… то я бы теперь… счастлив был”.
Раскольников делит всех людей на две категории: одни могут лишь покорно следовать сложившемуся
Раскольников рассматривает его как эксперимент, как моральное испытание. Он понимает, что совершает зло, но он сознательно преступает свою натуру. “Имею ли право?” – этот вопрос волнует Раскольникова больше старухиных денег.
Раскольников считал, что за свои действия он ответствен только перед собой, а суд людей, их мнение для него не важны, но оказалось, что “разомкнутость и разъединенность с человечеством” очень тяжелы и мучительны.
В развенчании идеи сверхчеловека, преступающего нравственные законы, большое значение имеют другие персонажи, особенно “двойники” Раскольникова.
Согласно рассуждениям Лужина, человек должен заботиться о “личном интересе”, и только. “Экономическая” мораль Лужина приводит к мысли, что “людей резать можно”. Это низменный вариант принципа Раскольникова “все дозволено”.
Другим “двойником” Раскольникова является Свидригайлов, аморалист и циник, потерявший различие между добром и злом. В восприятии Свидригайлова идеи Раскольникова выглядят пошлыми и банальными. Презрение к нравственным нормам, распущенность ведут к нравственной опустошенности и в конечном счете к оправданию преступления.
Раскольникову невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, что она “как все”.
Можно сказать, что многие персонажи романа – это овеществленные проекции души Раскольникова: каждый, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, несет в себе частичку его личности. Они все – осколки души героя, которые он не может собрать воедино. И это будет происходить до тех пор, пока Раскольников не вынесет сам себе приговор.
Сюжет “Преступления и наказания” проходит через две кульминации. Первая точка – преступление, вторая – наказание. Раскольников должен пройти оба состояния, чтобы обрести цельность. Путь от преступления к наказанию намеренно затянут.
Каждый из окружающих знает о преступлении Раскольникова. Но ни один не может решить дело наказания. И все длится собственный суд.
Достоевский не показывает нравственного возрождения героя, так как его целью было развенчать идею о праве сильного на преступление, идею “сверхчеловека”.
Related posts:
Истоки и крушение теории Родиона Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание».
Предпосылки теории Раскольникова: социально-исторические, нравственно-психологические и философские. Индивидуалистическая теория Раскольникова и причины ее крушения в романе. Сон Раскольникова. Эгоизм и заповедь «не убий» на сломе эпох общества.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 10.08.2008 |
Размер файла | 23,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
«Истоки и крушение теории Родиона Раскольникова»
(по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Ярдаров Алексей Геннадьевич
ученик 11 класса «Э»
Малинина Татьяна Вячеславовна
2.1 Предпосылки теории Раскольникова
— Нравственно-психологические и философские
2.2 Индивидуалистическая теория Раскольникова.
2.3 Причины крушения теории.
2.4 Сон Раскольникова
Список используемой литературы
Начиная с глубокой древности, люди задумывались над следующей мыслью: «Можно ли ради всеобщей пользы пренебречь жизнями никчемных, по их мнению, людей». Аристотель говорил: «Одни люди по своей природе свободны, другие рабы, и последним быть рабами и полезно, и справедливо». Библия же говорит, что все люди равны перед богом, и ставит самой главной заповедь «Не убий».
К девятнадцатому веку все большее распространение получал тезис Аристотеля, правда, упрощенный и профанируемый. А после того как вышли из печати первые книги Ф.Ницше, идея «сильной личности», «вседозволенности», опять-таки адаптированная, находила все больше почитателей и последователей.
В последующие десятилетия индивидуалистический бунт все больше определял жизнь Европы политическую (мировые и локальные войны), экономическую (кризисы, нищета, экологические проблемы), тоталитарно-психологическую. Поэтому актуальность выбранной темы очевидна.
Выбор темы определил цели и задачи реферата:
— Исследовать основные предпосылки теории Раскольникова.
— Проследить по тексту романа этапы крушения теории.
— Обозначить нравственный идеал Достоевского.
Роман вырос на основе глубоких и печальных раздумий писателя над важнейшими проблемами времени. Ф.М. Достоевского интересуют прежде всего нравственные последствия повсеместного обнищания, рост преступности, народного пьянства, вызванные реформой 1861 года и последующим разгулом капиталистического хищничества.
Ф.И. Евнин убедительно показал, что, рисуя в «Преступлении и наказании» картины жизни капиталистического города, нищеты и бесправия столичных низов, Ф.М. Достоевский во-многом опирался на очерковый материал, разработанный беллетристами-демократами 60-х годов в их очерках и рассказах из жизни столичной бедноты.
Нравственно-психологические и философские предпосылки
Стремление к свободе воли естественно для человека, потому подавление этого стремления уродует личность, а формы протеста против подавления могут быть неожиданны, особенно тогда, когда отключается разум, самоконтроль, и человек теряет привычный свой облик, становясь страшным и для себя, и для других.
Жестокость ломает всех: и носителей ее, и тех, на кого направлена. Она толкает на самоубийства, на убийства в ответ. Жестокость лишает человека нормального облика, делает людей «вислоухими, безобразными неряхами», превращает в «подобие исполинского паука, с человека величиной», в существ, на которых «даже странно смотреть».
Достоевский восстает против зла, воплощенного в человеческих действиях, отчетливо представляя себе, что исследование зла, его истоков возвращает нас к человеческой душе.
Достоевский оспаривает как современные ему философские концепции, так и позиции будущих теоретиков, продолжателей не принимаемых писателем философов. Он достаточно определенно предугадывает дальнейшие повороты их мысли. В частности Достоевский анализирует как примитивные однозначные толкования материалистов относительно человека и его связи с миром, так и следствия из этих толкований. Вероятно, имея в виду знаменитые рассуждения Д.Дидро о чувствах человека как о фортепианных клавишах, по которым «ударяют» внешние воздействия, Достоевский восклицает, что ни в коем случае нельзя проводить такой упрощенной аналогии, поскольку она ни в какой мере не соответствует природе человека, который «именно свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой единственно для того, чтобы самому себе подтвердить. Что все еще люди, а не фортепианные клавиши, на которых хоть и играют сами законы природы собственноручно, но грозят до того доиграться, что уж мимо календаря захотеть ничего нельзя будет». Иначе говоря, дело не в том, какой в данном случае человек, плохой или хороший, он не фортепианная клавиша.
Итак, произошло убийство. Но с этого момента начались страшные страдания Раскольникова, и, что самое удивительное, страдания эти состояли вовсе не в раскаянии в содеянном. Не о жутком поступке сожалеет Раскольников, не скорбит по поводу погибших от его руки, а о том лишь его печали, что он оказался обычным человеком. Признавшись в преступлении, пойдя на каторгу, он проявил слабость, неспособность легко, как и подобает необычному человеку, перешагнуть через убийство.
Трагедия Раскольникова, раскрываемая писателем, пошла по новому кругу: Раскольников приходит в противоречие со своим собственным Я, которое оказалось не соответствующим его теоретическим представлениям о сильной необычной личности. Логика Раскольникова такова: страдая всего лишь от одного убийства, значит я принадлежу к массе, к «человеческому материалу», значит не выдающаяся личность.
Раскольников, страстно желая следовать своей теории, начинает это следование, но срывается и уходит с намеченного самому себе пути: он не в состоянии вести себя так, как, по его теории, должен себя вести великий человек.
Следуя за рассуждениями Раскольникова, мы подошли к главной его мысли: для ума не существует законов нравственности. Эта идея пронизывает все рассуждения Раскольникова: ум человеческий оказывается вне нравственности, а на деятельности ума строится история. Исключительность человеческая оказывается лишь в сфере разума, ума, рациональности.
Достоевский развертывает всю эту логику мысли Раскольникова через логику событий, воплощающих собой эту мысль. Он беспощадно показывает, к чему ведет отождествление человека только с умом, к чему ведет отбрасывание нравственности из области человеческих ценностей, каковы последствия действий ума вне нравственности. Таким образом, ставится великий вопрос: возможна ли истина как основа бытия без добра, истина в сочетании со злом.
Добро как реальная сила не насаждаемо искусственно, оно становится действительностью только в результате внутренних человеческих исканий, как утверждение нравственных начал в душе человека. Это, продолжая мысль В. Соловьева, по своей природе не внешний идеал, а внутренний.
Найденная точка опоры не приносит успокоения Достоевскому. Многое еще требует обоснования. Трагедия, разыгравшаяся с Раскольниковым, не отошла для него в прошлое: осознание угрозы подобной трагедии, воплощенной в других человеческих судьбах и других своих масштабах, не оставляет Достоевского.
Расколотость сознания обернулась разгромленной жизнью, в которой не осталось места разуму. Голая рациональность в итоге привела к безумию и господству зла. Увиденное и пережитое Раскольниковым во сне не исчезло в человеческой жизни с его пробуждением. Именно эта картина безумной жизни предстала перед В.В. Розановым, потрясенным тем разрушением России, которые принесла революция. В «Апокалипсис нашего времени», написанный перед смертью, он включает весь этот сон Раскольникова. Розанов ужаснулся поразительному совпадению этого сна и наступившей реальности. Со страхом мы сейчас осознаем, что очертания этого сна снова начинают явственно проступать в нашей жизни.
Переворачивая последнюю страницу знаменитого романа, актуальность которого с каждым годом только возрастает, так как вновь и вновь наполеоны, солоны, Ликурги воображают, что им все дозволенно.
Исследуя истоки возникновения и крушения теории Родиона Раскольникова, мы пришли к следующим выводам:
— Стремление к свободе воли естественно для человека, потому подавление этого стремления уродует личность.
— Судьбой Раскольникова Достоевский доказывает мысль об абсурдности попыток построить человеческую жизнь по законам чистой рациональности.
— Добро как реальная сила не насаждается искусственно, оно становится действительностью только в результате внутренних исканий, как утверждение внутренних начал в душе человека.
Список используемой литературы:
1.Иванова А.А. «Философские открытия Достоевского», изд-во
2.Белов С.В. «Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание» (комментарии)», Москва, изд-во Просвещение, 1984 год.
3. Ю. Карякин «Самообман Раскольникова», изд-во Художественная литература.
4.Ф.М Достоевский «Преступление и наказание», изд-во Художественная литература, 1972 год.
5. Бердяев Н.А. «О русской философии», изд-во Урал, 1991год.
6. Кирпотин В.Я «Мир Достоевского», изд-во Советский писатель, 1980 год.
7. Касаткин Н.В., Касаткина В.Н. Тайна человека. Своеобразие реализма Достоевского.
Современные Достоевскому философские идеи в сочинениях Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше как будто бы создавали предпосылки для обоснования индивидуалистических теорий, которая оказала влияние на возникновение наиболее кризисных ситуаций в экономике, политике, философии, психологии.
Альберт Эйнштейн, создатель теории относительности писал о творчестве Достоевского: «Это крик боли, тоски, жажды гармонии, это вопрос, обращенный к двадцатому столетию… и не только вопрос, но и предупреждение».
Подобные документы
Описание и особенности образа Родиона Раскольникова, его изменение до и после убийства старухи-ростовщицы. Характеристика и значение первого сна Раскольникова, описанного в самом начале романа. Значение снов для Достоевского и их обоснование в романе.
презентация [1,4 M], добавлен 18.04.2011
Биография. Предпосылки и история создания романа «Преступление и наказание». Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос «Преступления и наказания». Образ Раскольникова в системе других образов романа.
курсовая работа [70,8 K], добавлен 22.04.2007
реферат [46,3 K], добавлен 25.06.2010
Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. «Уголовная» основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание».
контрольная работа [22,9 K], добавлен 20.10.2010
реферат [73,5 K], добавлен 14.11.2008
Изучение романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Исследование человеческой натуры Раскольникова, его взгляда на окружающий мир. Крах теории героя «обыкновенных» и «необыкновенных». Способ изображения убийства в произведении.
реферат [12,6 K], добавлен 13.06.2015
Особая роль сновидения в литературных произведениях. Взаимосвязь сна–бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. Идейно–художественный смысл снов Радиона Раскольникова, посещающих его на протяжении всего романа.
курсовая работа [21,0 K], добавлен 31.05.2009
Теория Раскольникова. Цитаты из романа
Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизу ставшую свидетельницей его преступления. Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею».
Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой.
Суть теории Раскольникова
По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:
Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.
Порфирий Петрович, следователь ведущий дело об ограблении и убийстве старухи-процентщицы резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:
Аркадий Свидригайлов случайно подслушавший Разговор Раскольникова с Соней, называет его теорию «так себе теорией», хотя и частично соглашается с ней:
Поначалу, Раскольников относил себя к «высшим», но не был уверен в этом окончательно. Поэтому, задавая себе вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею?» он искал уверенности в себе, что он высший класс людей (которые имеют право), а не низший (тварь дрожащая).
Причины преступления
Раскольников хоть и был очень бедным человеком, но решился на убийство лишь после того как узнал, что его сестра Дуня собирается выйти замуж из-за денег, за человека которого не любит:
Тем не менее, Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а именно его теория:
Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:
При этом он пытался оправдаться перед самим-собой тем, что жизнь старушонки ничего не стоила:
Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:
Крах теории Раскольникова
Теория Раскольникова провалилась сразу же после того, как он совершил преступление. Главный герой понял, что не может спокойно жить с мыслями о деянии, которое совершил:
Согласно его же теории, «высшие» люди никогда не спрашивают себя, могут ли они сделать что-то, противоречащее принятым нормам общества. Такие личности никогда не сомневаются, они уверены в правоте и необходимости своих действий. Из-за того, что Раскольников сам задавался вопросом, способен он на убийство или нет, он уже не мог считать себя «высшим» человеком в своих собственных глазах:
О том, что Расскольников разуверился в своей избранности говорит и Свидригайлов:
В конце романа сам Раскольников признает, что он не из тех кто «право имеет», но от своей теории не отказывается:
Достоевский о теории Раскольникова
Достоевский сам немного рассказывает о своем отношении к теории Раскольникова в письме у русскому публицисту Михаилу Каткову от 1865 года. В этом письме писатель просит опубликовать свой будущий роман в журнале «Русский вестник», и пересказывает его сюжет. При этом, описывая причины преступления говорит о том, что поддавшись странным «недоконченным» идеям, главный герой решается одним разом покончить с бедностью:
Отношение Достоевского к Раскольнекову видно и в его письме к А. Н. Майкову, в котором выражает беспокойство по поводу своего пасынка Паши:
Д.И. Писарев о теории Раскольникова
Знаменитый критик Д. И. Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» высказал интересный взгляд на теорию Паскольникова. По его мнению, молодой человек создал эту теорию для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе:
В пользу такого взгляда говорит и эпизод со служанкой Настасьей, которая упрекает Раскольникова за то, что тот целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает, хотя раньше занимался репетиторством. Автор явно указывает на то, что Раскольников не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом: