В чем вы видите преимущества применения эксперимента в биологических исследованиях
Экспериментальный метод в биологии
В практической микробиологии используют для диагностики инфекционных болезней, выделения и идентификации чистой к-ры возбудителя, индикации и идентификации экзотоксинов. Кроме того, его широко применяют в экспериментальной микробиологии и иммунологии, а также для контроля иммунопрепаратов.
Экспериментальный метод обладает высокой чувствительностью. В случаях выделения чистой к-ры и установления иммунолических сдвигов у животного экспериментальный метод высоко специфичен и может быть использован на ранних этапах болезни. Недостатками экспериментального метода являются трудоемкость, дороговизна, продолжительность исследования, опасность лабораторного заражения. Поэтому его используют в тех случаях, если другие методы неэффективны и если имеются необходимые условия для содержания лабораторных животных.
Применение экспериментального метода в биологии связывают с именем Уильяма Гарвея, который использовал его в своих исследованиях при изучении кровообращения. Но широко применяться в биологии он начал лишь с начала XIX в., прежде всего при изучении физиологических процессов. Экспериментальный метод позволяет изучать то или иное явление жизни с помощью опыта. Большой вклад в утверждение экспериментального метода в биологии внес Г.Мендель, который, изучая наследственность и изменчивость организмов, впервые использовал эксперимент не только для получения данных об изучаемых явлениях, но и для проверки гипотезы, формулируемой на основании получаемых результатов. Работа Г Менделя стала классическим образцом методологии экспериментальной науки.
В XX в. экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможным благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф и др.) и использованию методов физики и химии в биологии.
В настоящее время в биологическом эксперименте широко используют различные виды микроскопии, включая и электронную с техникой ультратонких срезов, биохимические методы, разнообразные способы культивирования и прижизненного наблюдения культур клеток, тканей и органов, метод меченых атомов, рентгеноструктурный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографию и т.д. Не случайно во второй половине XX в. в биологии развилось целое направление — создание новейших приборов и разработка методов исследования.
В биологических исследованиях все шире применяют моделирование, которое считают высшей формой эксперимента. Так, ведутся активные работы по компьютерному моделированию важнейших биологических процессов, основных направлений эволюции, развития экосистем или даже всей биосферы (например, в случае глобальных климатических или техногенных изменений).
Экспериментальный метод в сочетании с системно-структурным подходом коренным образом преобразил биологию, расширил ее познавательные возможности и открыл новые пути для использования биологических знаний во всех сферах человеческой деятельности.
Доклад по биологии «Роль биологического эксперимента в обучении биологии»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Уважаемые участники конференции, коллеги, присутствующие! Разрешите представить вашему вниманию доклад на тему: «Роль биологического эксперимента в обучении биологии»
Данная тема выбрана в связи с ее актуальностью и значимостью. Биологический эксперимент является неотъемлемой частью изучения биологии в школе. Цель и тематика эксперимента определяется основной дидактической целью. Это может быть экспериментальная проверка формул, методик, биологических закономерностей, свойств. В ходе эксперимента существующие закономерности подтверждаются либо опровергаются.
Также эксперимент может проводиться с целью ознакомления с методиками его проведения, установления свойств, прослеживания динамических процессов, протекания реакций и взаимопревращений веществ. При помощи экспериментального метода можно установить количественные и качественные характеристики исследуемого объекта, изучить его свойства. Некоторые эксперименты могут проходить с целью наблюдения, без вмешательства в ход естественных процессов [1].
Одним из основных способов обучения школьников и студентов фундаментальной естественнонаучной модели мышления является организация эксперимента в ходе урочной и внеурочной деятельности, и последовательное решение фактологических задач, которые обуславливают тот тренд развития, который позволяет добиться от школьников желаемого результата, усвоения основных понятий [3].
Первоначальные фундаментальные знания усваиваются детьми в определенной, приспособленной к их пониманию системе, в которой отдельные положения логически связаны одно с другим, вытекают одно из другого. При сознательном усвоении естественнонаучных знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, проводят дедуктивные рассуждения.
Объект исследования – биологический эксперимент и его место в организации урочной и внеурочной деятельности по биологии.
Предмет исследования – роль биологического эксперимента в освоении физиологических знаний.
Цель исследования – изучить особенности организации урочной и внеурочной деятельности по биологии с использованием экспериментальных методов работы для составления дальнейших методических разработок по различным темам.
1. Изучить особенности организации внеурочной деятельности в школе
2. Рассмотреть особенности и принципы организации урочной деятельности в школе
3. Определить особенности и значимость биологического эксперимента в изучении школьного курса биологии
4. Разработать методические рекомендации и план изучения темы, направленной на освоение физиологических знаний
5. Составить план-конспект организации экспериментальной деятельности детей по освоению основных физиологических понятий и закономерностей.
В результате анализа литературных источников, нами были выделены следующие теоретические положения:
1. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования [4] внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
2. Задачи внеурочной деятельности:
— выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
— создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
— формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
— развитие опыта творческой деятельности;
— создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
— развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
— расширение рамок общения ребенка с социумом; коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности.
— работа с одаренными детьми [6; 7].
3. Специфика внеурочной деятельности проявляется в различиях между результатом и эффектом этой деятельности. Результатом внеурочной деятельности является непосредственно итог участия школьника в деятельности. А эффектом можно считать последствия результата, то к чему привела эта деятельность. В связи с этим выделяют три уровня достигнутых воспитательных результатов [2]:
4. Под экспериментом подразумевают метод познания, позволяющий в искусственно контролируемых условиях воссоздать и воспроизвести явления окружающей реальности. Отличается от наблюдения тем, что подразумевает необходимость применения активных действий, проведения определенных манипуляций с исследуемым объектом. Проведению любого эксперимента всегда предшествует изучение теории. Затем, на основании полученных теоретических знаний, школьник уже имеет возможность осмыслить и продумать интересующие его вопросы, образуется определенный спектр интересов, которые позволяет четко выделить интересующие вопросы, осмыслить проблематику исследования.
5. На основании накопленного теоретического опыта, студент может не просто четко видеть проблему исследования, но и выделять конкретную тему, разрабатывать цели, которых он хочет достичь путем проведения эксперимента. Например, эксперимент может быть направлен на изучение свойств и характеристик определенных объектов, исследование изменений, которые будут происходить при активном воздействии на объект. После того, как выделена цель и представляются примерные ожидаемые результаты после проведения эксперимента, можно приступать к выделению конкретных задач, которые необходимо решит для того, чтобы достичь поставленной цели [1].
6. После этого проводится тщательный анализ имеющей литературы, изучаются научные статьи, публикации, материалы исследований различных авторов. На основании этого делается литературный обзор, в котором кратко отражена суть проделанной работы по данной тематике, сформулированы выводы, описаны примерные результаты, полученные различными авторами, прослежена эволюция мысли человека. На основании такого обобщенного исследовательского опыта, делается вывод о том, насколько изучена данная тематика, что в ней остается неясным и не до конца изученным. Это дает возможность выделить наименее изученную область, и планировать дальнейший эксперимент в соответствии с этой областью.
7. Для дальнейшего проведения эксперимента необходимо выдвинуть гипотезу исследования, которая и будет лежать в основе эксперимента. Все проводимые опыты, действия, будут направлены на опровержение или доказательство данной гипотезы. Затем производится подбор методов исследования, определяются конкретные методики, которые будут применяться для достижения поставленной цели. После того, как методики подобраны, тщательно проанализированы, определена сфера их применения, целесообразность использования в данном конкретном эксперименте, можно приступать непосредственно к планированию самого эксперимента [16].
8. Нужно четко определить тему, цель и задачи. В соответствии с этим важно еще раз проверить правильность выдвинутой гипотезы, поскольку именно от нее будет исходить дальнейший план. Затем производится планирование действий: определяются основные этапы эксперимента, конкретные действия, которые необходимо совершить над объектом для того, чтобы получить ожидаемые результаты. Важно четко продумать, какой объект будет использоваться в эксперименте, а также продумать предмет исследования. Подробно расписывается ход проведения эксперимента, указывается четкая последовательность действий, при необходимости – разрабатывается алгоритм.
9. После того, как получен примерный план, по которому будет вестись работа, нужно заранее определиться с используемыми материалами и реактивами, а также определить их количество, подготовить заранее. Необходимо оборудовать и подготовить рабочее место, и только после этого можно приступать к выполнению эксперимента.
10. Выполняя эксперимент, необходимо строго придерживаться разработанного плана, применять подобранные методики, соблюдать точность, и быть внимательным. После того, как эксперимент будет выполнен, обязательно нужно зафиксировать полученные результаты. Целесообразно проводить эксперимент в трехкратной повторности, только так можно получить статистически достоверные данные и убедиться в том, что полученные результаты являются закономерностью, а не случайностью или ошибкой [17].
11. После выполнения эксперимента и фиксации результатов, проводится уборка рабочего места. Затем наступает этап обработки полученных данных и их научная интерпретация. При этом проводится статистическая обработка данных, формулируются выводы, общие закономерности. Это дает нам основание подтвердить, либо опровергнуть выдвинутую гипотезу. Для того чтобы правильно интерпретировать результат, целесообразно обратиться к обзору литературы и сравнить полученные данные с уже имеющимися результатами подобных исследований. Обязательно должны присутствовать как сходные, так и различные черты, которым рекомендуется найти объяснение.
12. Результаты обобщаются и оформляются в виде отчета о проделанной работе, в котором указывается время, дата, база проведенного эксперимента, подробно описывается цель и поставленные задачи. После этого прописывается ход эксперимента, которые позволит, при необходимости воспроизвести его и получить аналогичные результаты. Затем приводятся полученные результаты, расписывается ход и способ их обработки, представляются выводы и заключения.
13. Это дает нам возможность оценить, насколько рационально были выбраны методы исследования и продуман ход эксперимента. Полученные результаты позволят нам определить новизну полученных данных, определить личные вклад исследователя в изучение выбранной темы. Обязательно определяется практическая и теоретическая значимость проделанной работы и сфера применения полученных результатов, без чего эксперимент становится бессмысленным.
Сознательное усвоение учащимися теоретических знаний и дальнейшая их проверка экспериментальным путем развивает научное мышление учащихся и способствует более полному и глубокому усвоению изучаемой дисциплины. Овладение мыслительными операциями в свою очередь помогает учащимся успешнее усваивать новые знания [3].
На базе экспериментального исследования, проведенного в ходе занятия, формируется определенный образ мышления, позволяющий в дальнейшей жизни переводить все возникающие трудности и проблемы в задачи и осуществлять их решение. При этом очень важно, чтобы еще со школьного возраста учитель донес до учеников тот факт, что нерешаемых задач не бывает. Наоборот, для любой задачи существует несколько способов решения, но нам необходимо выбрать именно тот, который является наиболее рациональным [5].
Как утверждает Ж. Пиаже, лабораторные эксперименты наиболее точно соотносятся в мышлении школьника с топографическими показателями окружающей среды. Основой мышления человека является логико-интуитивный понятийный аппарат, формирующийся в течение жизни посредством приобретения собственного личностного опыта через личностную самореализацию умений. Мышление человека осуществляется с помощью конкретных мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации [4].
Эксперименты широко применяются при проведении урочной и внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной деятельности является развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально-культурного опыта в свободное от учебы время.
Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии
Рубрика: 1. Общая педагогика
Статья просмотрена: 107371 раз
Библиографическое описание:
Кабакова, Д. В. Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы биологии / Д. В. Кабакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/366/ (дата обращения: 28.12.2021).
Факты – это воздух ученого.
К концу ХХ века место биологии в системе наук изменилось, как и отношения биологии с практикой. Биология становится лидером естествознания. Это выражается в укреплении связи биологии с точными и гуманитарными науками, развитии комплексных и междисциплинарных исследований, взаимосвязи с глобальными проблемами современности.
Эти изменения не могли не отразиться на методологии биологической науки. Современные ее установки предполагают, в частности, установление диалектического единства ранее противопоставлявшихся друг другу методологических подходов, как то: «единство описательно-классифицирующего и объяснительно-номотетического подходов; единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания, включающим его формализацию, математизацию и аксиоматизацию» [8, с.11].
В современном биологическом исследовании роль методов как инструментов познания состоит, с традиционной стороны, в «усилении естественных познавательных способностей человека, а так же в их расширении и продолжении», с другой, синергетической – в «коммуникативной функции», посредничестве между субъектом и объектом исследования [1, с.18].
Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого человеческим ухом диапазона; гистолог наблюдает с помощью микроскопа зафиксированный и окрашенный срез ткани, а, скажем, для молекулярного биолога наблюдением может быть фиксация изменения концентрации фермента в пробирке.
Важно понимать, что научное наблюдение, в отличие от обыденного, есть не простое, но целенаправленное изучение объектов или явлений: оно ведется для решения поставленной задачи, и внимание наблюдателя не должно рассеиваться. Например, если стоит задача изучить сезонные миграции птиц, мы будем замечать сроки их появления в местах гнездования, а не что-либо иное. Таким образом, наблюдение — это выделение из действительности определенной части, иначе говоря, аспекта, и включение этой части в изучаемую систему.
В наблюдении важна не только точность, аккуратность и активность наблюдателя, но и его непредвзятость, его знания и опыт, правильный выбор технических средств. Постановка задачи предполагает также наличие плана наблюдений, т.е. их планомерность.
Эксперимент представляет собой воссоздание выделенного аспекта действительности в специально создаваемых и контролируемых условиях, что обеспечивает критерий воспроизводимости, то есть позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Например, можно выращивать клетки при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост будет наибыстрейшим.
Будучи более сложным, чем наблюдение, этот метод обладает рядом важных особенностей. Эксперимент предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект. Кроме того, исследователь при желании имеет возможность устранять затрудняющие процесс факторы. Исследуемый биологический объект можно изолировать от каких-либо влияний окружающее среды, создать искусственные (в том числе экстремальные) условия его изучения, вмешиваться в течение процессов.
Все это позволяет изучить биологический объект глубже, чем посредством наблюдения, выявить его скрытые свойства, стороны, связи. Экспериментальный метод неоднократно использовался в ходе развития биологической науки. Так, считается, что еще В. Койтер (1534-1576) внедрил в эмбриологию основы методологии экспериментального исследования, систематически изучая развитие эмбриона курицы, а Р. Я. Камерариус (1665-1721) привнес экспериментальный метод в область ботаники [4, с.33].
Основы теории эксперимента заложил английский философ Френсис Бэкон (1561–1626), видя в нем «одну из основ познания природы» [4, с.34]. Он предложил схему элиминативной индукции, т.е. очищения прафеномена от затемняющих его черт других феноменов. Прафеномен Бэкона достигается путем обобщения (дифференциального обобщения) и является теоретическим конструктом, применяемым для объяснения свойств феноменов (подведение под закон). Другое понимание индукции было выдвинуто Гете: у него прафеномен не исключал все частные феномены, а наоборот, суммировал их свойства таким образом, что данный природный феномен становился основой понимания целого ряда других феноменов [3, с.172]. Хотя эксперимент применялся в классической биологии, он еще не рассматривался в качестве ведущего метода и стал завоевывать позиции в основных биологических науках лишь в прошлом столетии. Современная теория эксперимента обычно следует традиции Бэкона.
Полный цикл экспериментального исследования состоит из нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования, плана, базируется на предустановках, т.е. исходных положениях. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен. Кроме того, эксперимент требует определенной квалификации проводящих его исследователей.
На втором этапе выбираются конкретные приемы и средства технического воплощения и контроля. В последние полвека в биологии широко используются методы математического планирования и проведения экспериментов. Результаты проведенного опыта затем интерпретируются, что дает возможность истолковать их. Таким образом, замысел, план проведения и интерпретация результатов эксперимента в гораздо большей степени зависят от теории, чем поиски и интерпретации данных наблюдения.
Методологически все разнообразие возможных экспериментов классифицируется по познавательной цели, объекту познания и используемым средствам. Согласно этому, в гносеологии выделяется шесть видов эксперимента: поисковый, контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный и количественный [4, с.48]. Высшей формой эксперимента является моделирование изучаемых процессов.
Итак, в результате наблюдения и эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках, свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты, полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть интерпретированы и проверены новыми наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными фактами.
Таким образом, наблюдение и эксперимент являются первоисточниками всех научных данных. Однако «увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом» [6, с.225].
Собрав фактический материал, необходимо, прежде всего, описать его. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Под эмпирическим описанием понимается «фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении» [4, 68]. Это означает, что описывать результат наблюдения можно и в числовом выражении, формулами, а также наглядным образом – с помощью рисунков, схем. Факт, полученный в результате наблюдения, может быть многозначным, так как зависит от многих привходящих обстоятельств и несет на себе отпечаток наблюдателя, места и времени события. Поэтому, строго говоря, только из наличия факта еще не следует его истинность. Иными словами, факты нуждаются в интерпретации.
Описание и есть результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на наблюдении.
Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное значение для ее развития. Она открыла пути к систематизации животных и растительных организмов, показав все их разнообразие. Кроме того, эта деятельность значительно расширила сведения о формах и внутреннем устройстве живых организмов. И, наконец, следствием работы описательного периода является начало развития биологической теории – понятийно-категориального аппарата, принципов методологии, а также первые попытки объяснения сущности и выявления основополагающих характеристик жизни.
Позже описательный метод лег в основу сравнительного и исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей. Находя закономерности, общие для разных явлений, имея в своем распоряжении соответствующие описания, биолог может сравнить размеры раковин моллюсков одного биологического вида в наши дни и при Ламарке, поведение лося в Сибири и на Аляске, рост культуры клеток при низкой и высокой температуре и так далее. Поэтому сравнительный метод получил распространение еще в XVIII веке. На его принципах была основана систематика и сделано одно из крупнейших обобщений – создана клеточная теория.
Сравнительный метод, хорошо показавший себя в решении проблем эволюционизма, впоследствии перерос в исторический. Но он не потерял своего значения и сейчас. Исторический метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функций. С введением этого метода в биологии произошли качественные изменения: из чисто описательной науки она стала трансформироваться в науку объясняющую. Сегодня «исторический подход служит наиболее общим принципом, объединяющим в себе все другие принципы и подходы теоретической биологии» [7, с.4].
Тем не менее, нужно отметить, что «нынешние сложности в развитии биологии связаны именно с трудностями компактного описания того громадного материала, который легко накапливается в результате наблюдений» [2, с.45].
Научные утверждения должны быть доступны для проверки и воспроизведения, т.е. содержать «принципиальную возможность опровержения» [5, 154]. Для этого описание научного исследования должно быть полным и однозначным. В биологии это требование соблюдается особенно тщательно: ограниченность существования биологических объектов во времени и пространстве, их высокая адаптивность, то есть способность к изменчивости под влиянием внешних условий, превращает даже простое описание эксперимента в логически стройную последовательность.
На основе обработки первичной информации, полученной путем целенаправленных наблюдений, а также экспериментов возникают научные факты – как правило, это достоверные и объективные данные, относящиеся к той или иной конкретной проблеме, установление которых требует применения теоретических положений.
При накоплении эмпирических знаний традиционная биология пользуется, по большей части, методом наблюдения, для функционально-химической биологии, напротив, характерно использование эксперимента как основного эмпирического метода. Эволюционная же биология использует исторический и сравнительный методы, которые базируются на описании. Единая теоретическая биология сможет естественно и успешно развиваться в том случае, если будет направляться мировоззренческими и гносеологическими принципами, которые станут играть роль «методологических регулятивов», обеспечивая взаимодействие различных наук и предотвращая абсолютизацию того или иного из путей и методов познания.
Комплексное использование различных методов позволяет наиболее полно познать явления и объекты природы. Происходящее в настоящее время сближение биологии с химией, физикой, математикой и кибернетикой, использование их методов для решения биологических задач оказались весьма плодотворными. Это выдвигает на первый план экспериментальный метод, хотя наблюдение и описание никогда не потеряют своей актуальности для биологического исследования.
Аршинов В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М.: Ин-т философии РАН, 1999. – 203 с.
Воронов Л. Н. Введение в теоретическую биологию. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2008. – 70 с.
Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. – 320 с.
Концепции современного естествознания. Под ред. Л. А. Михайлова. – СПб.: Питер, 2008. – 336 с.
Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М.: Приор, 2001. – 428 С.
Фролов И. Т. Очерки методологии биологического исследования: система методов биологии. – М.: ЛКИ, 2007. – 288 с.
Хлебосолов В. Е. Актуальные проблемы теоретической биологии. // Экология, эволюция и систематика животных: Сб. научн. трудов каф. зоологии РГУ. – Рязань, 2006. – С. 3-21.
Ярилин А. А. «Золушка» становится принцессой, или Место биологии в иерархии наук. // «Экология и жизнь» №12, 2008. – С. 4-11.
Похожие статьи
Методика организации фенологических наблюдений при.
Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное.
Эмпирические законы | Статья в журнале «Молодой ученый»
наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, экспериментальный метод, сравнительный метод, биологическая.
История развития проблемы исследовательского метода.
Библиографическое описание: Воронова В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом
Впоследствии описывают эти объекты по плану, притом учитель только задает вопросы, на которые учащиеся отвечают, опираясь на свои наблюдения.
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.
Библиографическое описание: Кошелева О. А. Наблюдение как ведущий метод познания
В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение.
Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.
Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях.
Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
5 страница — заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента).
10. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии.
Исследование наличия микроорганизмов на руках человека
Суть метода исследования с помощью микроскопа заключается в детальном изучении объекта при многократном увеличении его изображения.
Большая иллюстрированная Энциклопедия живой природы, Москва, «Махаон», 2011г.
Биология. Год публикации. 2017.
Метод экспериментирования, как средство познавательного.
Библиографическое описание: Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного
Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др.
Исследовательская проектная деятельность будущих педагогов.
Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности
Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности — с
выполнения которого применяются различные современные методы науки, в том числе и лабораторный эксперимент.
Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на.
Методы оценки токсичности, альтернативные классическим тестам на экспериментальных животных, а именно, модели с использованием
Библиографическое описание: Романова М. А., Додонова А. Ш. Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на культуре.
Похожие статьи
Методика организации фенологических наблюдений при.
Наблюдение, описание и эксперимент как основные методы. Поэтому биологические наблюдения всегда сопровождаются описанием изучаемого объекта. Работа по описанию живой природы, проведенная в XVI–XVII вв. в биологии, имела огромное.
Эмпирические законы | Статья в журнале «Молодой ученый»
наблюдение, биология, эксперимент, описание, результат наблюдения, экспериментальный метод, сравнительный метод, биологическая.
История развития проблемы исследовательского метода.
Библиографическое описание: Воронова В. В. История развития проблемы исследовательского метода в школьном биологическом
Впоследствии описывают эти объекты по плану, притом учитель только задает вопросы, на которые учащиеся отвечают, опираясь на свои наблюдения.
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками.
Библиографическое описание: Кошелева О. А. Наблюдение как ведущий метод познания
В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение.
Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.
Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях.
Делал записи в дневнике наблюдений. Предположите, как выглядели результаты опыта.
5 страница — заключение (какие результаты подтверждают основную идею эксперимента).
10. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии.
Исследование наличия микроорганизмов на руках человека
Суть метода исследования с помощью микроскопа заключается в детальном изучении объекта при многократном увеличении его изображения.
Большая иллюстрированная Энциклопедия живой природы, Москва, «Махаон», 2011г.
Биология. Год публикации. 2017.
Метод экспериментирования, как средство познавательного.
Библиографическое описание: Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного
Интересны детям и биологические эксперименты: «От семян к растениям», «Что любят растения», «Где прячутся детки», «Секрет сосновой шишки» и др.
Исследовательская проектная деятельность будущих педагогов.
Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности
Исследовательский метод проектов экспериментальной направленности — с
выполнения которого применяются различные современные методы науки, в том числе и лабораторный эксперимент.
Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на.
Методы оценки токсичности, альтернативные классическим тестам на экспериментальных животных, а именно, модели с использованием
Библиографическое описание: Романова М. А., Додонова А. Ш. Изучение цитотоксичности биологически активных соединений на культуре.