как понять что репетитор плохой
8 признаков того, что тебе нужно бежать от своего репетитора
У тебя появился репетитор. Вы начали заниматься, а может, уже занимаетесь какое-то время. И вот ты понимаешь, что что-то не так. Но не можешь сформулировать, что конкретно. Ведь именно по этой причине ты и читаешь эту статью, верно? Адукар укажет тебе на 8 признаков того, что тебе нужно бежать от своего репетитора.
Он слишком много говорит на личные темы
Абсолютно нормально, когда репетитор и ученик периодически делятся друг с другом информацией, которая не относится к учёбе напрямую. Но когда репетитор каждый раз рассказывает то про тётю Люду, что опять привезла с дачи овощи, которые некуда деть, то про нотариуса, который всё никак не заверит какой-то злосчастный документ, это уже странно. Репетитор не должен грузить тебя личными заботами. И если ты дословно пересказываешь друзьям историю и про тётю Люду, и про нотариуса, но никак не можешь запомнить формулы сокращённого умножения, которые вы с преподавателем повторяете уже не первый урок, то это повод задуматься.
Плохо владеет материалом
Все мы люди и иногда что-то забываем, где-то оговариваемся и сбиваемся. Но если ты замечаешь, что на занятиях с репетитором это происходит ну уж слишком часто, стоит насторожиться. Когда преподаватель неуверенно отвечает на твои вопросы, цитирует формулировки из учебника вместо того, чтобы объяснить всё своим языком, постоянно допускает ошибки, он, вероятно, сам плохо разбирается в своём предмете.
Когда тебя что-то смущает в занятиях с твоим репетитором, не бойся обсудить это с родителями. Со стороны им может быть проще оценить ситуацию
Выбирая репетитора, мы обращаем внимание на его образование, опыт работы, результаты его учеников. Но даже среди преподавателей с отличными резюме встречаются те, кто не соответствуют указанным характеристикам. И здесь, увы, выход один — расстаться. Репетитор, который сам «плавает» в материале, не сможет в полной мере передать нужные знания ученику.
«Расслабляется» во время занятия
Есть тип преподавателей, которые любят дать ученику какие-либо задания, а потом, попивая чай или кофе, отвлекаться на свои дела, периодически лениво указывая на ошибки. При этом они мало объясняют и вообще делают вид, что ты, глупыш, обязан всё это знать, а им приходится тратить на тебя своё время. Если ты видишь, что преподаватель не очень-то и заинтересован в занятиях с тобой, то это повод сбежать от него как можно быстрее.
Относится к тебе с пренебрежением
Когда тебе говорят неприятные вещи, отчитывают, повышают голос, невозможно спокойно на такое реагировать. Особенно если такое отношение исходит от преподавателя. Среди репетиторов, конечно, нечасто встречаются те, кто так себя ведёт, но всё же исключения могут быть. Если преподаватель то и дело задевает твои чувства (пусть даже он не повышает при этом голос или высказывается шуткой), это серьёзный минус в его пользу.
Не уделяет должного внимания домашней работе
Прогресс в учёбе во многом зависит от того, насколько усердно ты учишься самостоятельно, даже если ты занимаешься на курсах или с репетитором. Преподаватель выполняет очень важную функцию — исправляет твои ошибки. Поэтому отсутствие домашних заданий или их скудный объём, возможно, и радостный момент, но играет точно не в пользу ученика. Ответственный репетитор завалит тебя домашкой и будет, не жалея, тратить своё время на её проверку, чтобы увидеть твой прогресс.
Не придерживается спецификации экзамена
При подготовке к ЦТ не подходят методики, которые учитель использует на уроке. И наоборот. Если вы не решаете тесты и идёте только по правилам из школьной программы, или же преподаватель задаёт тебе темы, которых нет в ЦТ, то толку на централизованном тестировании от таких занятий будет мало. Репетитор должен чётко понимать структуру и особенности экзамена, чтобы научить тебя обходить ловушки и обращать внимание на сложные места.
С ним скучно и не хочется учиться
Преподаватель — это не тот, кто должен петь и плясать, чтобы развеселить учеников. Но когда занятия настолько скучные, что даже та мотивация к учёбе, которая у тебя была, потихоньку испаряется, это уже нехорошо. Конечно, если предмет в целом тебя не очень интересует, то это уже вопрос к твоим родителям: действительно ли тебе нужны эти занятия, если они не приносят ни пользы, ни радости?
А вот если у тебя есть привычка считать ворон во время урока, и при этом ты считаешь занятия скучными, то подобная претензия к репетитору уже не будет оправдана
Нет прогресса
А вот это довольно интересный пункт. Иногда преподаватель может нравиться, даже очень. И преподаёт на уровне, и в общении приятный человек. Но занятия проходят одно за другим, а ты словно топчешься на месте — прогресса нет. Или тебе, наоборот, сложно с преподавателем, а прогресса опять же нет. В общем, обучение не двигается. И установить причину сходу невозможно. Неэффективная методика преподавания? Несостыковка характеров? А может, какие-то проблемы с твоей стороны, вроде невнимательности или витания в облаках? Независимо от причины, отсутствие прогресса должно обеспокоить.
И да, напоследок хотим дать совет: оценивай критично не только преподавателя, но и себя. Насколько ты хороший ученик? Делаешь ли ты домашние задания без проблем, проявляешь ли активность во время занятия? Учись с удовольствием, учись для себя, и ты обязательно найдёшь репетитора, который поможет тебе в этом.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
4 признака плохого репетитора и рекомендации, как найти хорошего
Хороший репетитор поможет сдать экзамены и научит любить свой предмет. Как найти такого — рассказала специалист сервиса по поиску репетиторов Preply.com Юлия Боюн.
1. Слушайте рекомендации
У каждой мамы есть другая знакомая мама или коллега с работы, готовая поделиться своим опытом. Изучите рекомендации, сравните услышанное с реальными достижениями их детей, и только тогда принимайте решение. Помните, что занятие с репетитором, который является школьным учителем ребёнка, часто отражаются на оценках, но не всегда на знаниях.
Для полноты картины изучите предложения незнакомых репетиторов из интернета. На специальных сайтах, например, Репетит-Центр, Birep.ru или Preply.com, можно найти не только перечень услуг одного преподавателя, но и отзывы о его работе, и общий рейтинг доверия к его методике обучения. Если подобные ресурсы не внушают доверия, киньте клич на своей странице в социальных сетях — наверняка соберёте десятки рекомендаций от людей, которым доверяете.
2. Ищите репетитора, умеющего учить
Иностранный язык можно знать, любить и ценить, но совершенно не уметь на нём изъясняться. Выбирая для ребёнка учителя, попросите разрешения присутствовать на первом занятии. Уже в первые полчаса урока вы сможете понять, доходчиво ли репетитор объясняет методы решения или склонения. Ребёнку важно не заучить правила, а вникнуть в их смысл и научиться применять на практике.
Иногда ребенку проще заниматься с молодыми преподавателями. У вчерашнего студента будет куда больше общих тем и взаимопонимания с учеником, чем у 60-летнего научного сотрудника. Он сможет легко находить понятные предметы, а его английский будет куда современней. Ученику должно быть интересно учить новое, особенно если занятия будут проходить летом на каникулах. Лучше всего принимать решение вместе с ребёнком после прохождения пробного урока.
3. Не делайте выводы на основании цены
Мы привыкли к правилу: что дороже, то лучше. Но при выборе репетитора это не всегда работает. Человек может быть самым опытным и талантливым педагогом, но при этом оставаться альтруистом, не желающим завышать свои цены. Тем более, если речь идёт о молодых учителях, которым отсутствие большого стажа не позволяет ставить пугающие прайсы.
С другой стороны, не каждый хороший преподаватель будет работать за три копейки, а значит, обучение будет стоить денег. Но для уверенности, промониторьте в интернете расценки. Это даст уверенность, что вас не обманывают. Если услуги репетитора всё равно вам не по карману, попробуйте договориться о скидках — летом загрузка ниже и есть шанс, что получится сэкономить. Или используйте альтернативные методы — дистанционное обучение по Skype всегда дешевле.
4. Прислушивайтесь к отзывам ребёнка
Репетитор сильно влияет на отношение к предмету. Плохой учитель способен отбить интерес к химии или географии на всю жизнь. И для того, чтобы этого не случилось, обязательно спрашивайте об успехах самого ребёнка.
Несколько признаков плохого репетитора
Репетитор должен уметь заинтересовать ученика предметом, научить мыслить шире предложенных рамок и расположить к выполнению заданий. Это самые главные условия правильного взаимодействия с учеником. Найти хорошего специалиста нелегко, однако абсолютно возможно с помощью нашего чек-листа.
Как найти хорошего репетитора
Который справится с проблемами ученика и не разорит родителей
Я начала работать репетитором еще в 2011 году: как только окончила школу.
Сначала за символическую плату помогала детям соседей и друзьям младшего брата с домашней работой, а когда появилась уверенность в своих силах — стала брать коммерческие заказы от незнакомых людей и готовить школьников к более серьезным испытаниям: ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам и вступительным сочинениям.
В этой статье я расскажу, как выбрать хорошего репетитора и не переплатить: качественное обучение далеко не всегда стоит дорого.
Зачем обычно ищут репетиторов
Часто родители ищут репетитора, отталкиваясь от своих представлений об идеальном учителе. Одним кажется, что лучше выбирать молодых — потому что они быстрее найдут общий язык с ребенком, другие предпочитают преподавателей в возрасте — чтобы во время занятий репетитор точно не отвлекался на обсуждение с ребенком последнего альбома Моргенштерна или успехов в «Фортнайте».
Бывает так, что преподаватель обладает несколькими компетенциями сразу, но обычно все-таки близкими друг к другу. Если репетитор профессионально помогает с поступлением в вуз всеми возможными способами — готовит к ЕГЭ и внутреннему вступительному экзамену, разбирается в перечне олимпиад и знает, как помочь школьнику выбрать подходящее соревнование, это еще не значит, что он справится с второклассником, которому просто лень делать домашку, или поможет освоить правила русского языка ученику с дисграфией.
Расскажу о популярных запросах родителей и репетиторах, которые помогут справиться с такими задачами.
Подготовиться к первому классу. Тесты для будущих первоклассников, в отличие от контрольных работ в школе, проверяют не знания детей, а их готовность к обучению: умеет ли ребенок находить закономерности, хорошо ли развита его память, сможет ли ученик держать себя в руках во время урока и не будет ли бояться отвечать на вопросы «незнакомого» учителя.
Нанимать репетитора для того, чтобы поступить в первый класс, не всегда необходимо: часто дети успевают всему научиться в детском саду или просто наблюдая за тем, как ведут себя в тех или иных ситуациях взрослые. Для того чтобы определиться, нужна ли помощь преподавателя, можно пройти бесплатный тест в интернете — например, в онлайн-школе «Фоксфорд» — или попросить пробный вариант в школе, в которую родители собираются подавать документы.
По результатам теста можно понять, каких именно умений недостает ребенку для того, чтобы успешно учиться в школе: именно их я советую указать в заявке для репетитора или озвучить преподавателю лично.
Лучше всего для решения таких задач подойдут репетиторы, в анкете которых указаны следующие ключевые слова: «педагог-психолог», «учитель начальных классов», «методист в детском саду».
Подготовиться к поступлению в престижную школу. Главное достоинство престижных школ в том, что там учат детей не так, как в обычных районных: причем в каждой школе с высоким рейтингом свой подход к образованию. Для родителей, которые ищут репетитора для подготовки к вступительным, в этом же заключается и основная сложность: преподавателей-универсалов, которые в деталях разбираются в требованиях каждой «особенной» школы, просто не существует.
Лучший вариант репетитора в такой ситуации — преподаватель, который работает в выбранной школе. Но далеко не во всех школах учителя считают этичным готовить учеников к вступительным экзаменам, которые сами составляют, или вовсе заниматься репетиторством.
Если репетитора из педсостава найти не удалось, рекомендую обратить внимание на выпускников школы, которые работают репетиторами, или попросить совета у родителей, чьи дети поступали в школу в прошлом году: люди, которые сами успешно справились с испытаниями, могут посоветовать проверенных преподавателей или методику самостоятельной подготовки.
В некоторых школах для абитуриентов профильных классов есть собственные подготовительные курсы, причем часто их проводят бесплатно: школы так же заинтересованы в талантливых учениках, как родители — в хорошем образовании для своих детей. Уточните, не проводят ли такие занятия в школе, которая вам приглянулась — это поможет сэкономить деньги и время на поиск квалифицированного репетитора.
Подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ. Преимущество государственных экзаменов в их предсказуемости: критерии оценки, пробные задания и перечень тем, которые могут встретиться в тестах, находятся в открытом доступе на сайте Федерального института педагогических измерений и обновляются каждый год. Набить руку на тестовых заданиях тоже можно совершенно бесплатно: например, с помощью сервисов «Яндекс-репетитор» или «Решу ЕГЭ».
Основная сложность — в заданиях с развернутым ответом: у них нет единственно верного решения, и какое количество баллов получит ученик за те или иные формулировки, в конечном итоге определяет конкретный проверяющий.
Лучше всего о том, как именно получить максимальный балл за часть С, знают преподаватели, которые непосредственно участвуют в проверке ЕГЭ: но занятия с ними стоят недешево, а договориться об удобном времени уроков может быть очень непросто.
Альтернативный вариант — репетиторы-студенты, которые сами недавно сдали ЕГЭ на высокий балл: скорее всего, они сами занимались с топовыми преподавателями и могут поделиться методикой подготовки, которая привела к успеху их самих.
В подготовке к ЕГЭ есть и другие тонкости: о том, как найти идеального преподавателя для учеников с разным уровнем подготовки, я уже рассказывала в статье «Сколько стоит подготовиться к ЕГЭ».
Подготовиться к творческому испытанию в вузе. Большинство вузов принимают студентов только по результатам ЕГЭ. Но не все: университеты с особым статусом — МГУ и СПбГУ — и факультеты, которые готовят специалистов с творческой направленностью, например архитекторов или режиссеров, могут проводить дополнительные вступительные испытания.
Подготовиться к олимпиаде. Олимпиада — это альтернативный способ поступить в университет: в зависимости от соревнования и типа диплома призеры могут рассчитывать или на поступление вовсе без экзаменов, или на получение 100 баллов по одному из предметов. Из-за таких преференций на олимпиадах в 11 классе особенно большая конкуренция: добиться хороших результатов без опыта успешных выступлений в прошлом или без занятий с профессионалом будет очень сложно.
В отличие от ЕГЭ задания на олимпиадах не стандартизированы: у каждого соревнования своя специфика, а типы заданий могут меняться год от года. Чтобы ученик получил как можно больше шансов на успех, преподаватель должен не просто хорошо разбираться в своем предмете, а ориентироваться в перечне олимпиад, знать, какое соревнование посоветовать школьнику с теми или иными сильными сторонами, и понимать, какие именно качества абитуриентов проверяют организаторы разных конкурсов.
Обычно такими компетенциями обладают преподаватели престижных школ, выпускники которых часто поступают в вузы по олимпиадам: в первую очередь я рекомендую искать репетитора среди них. Если приходится выбирать преподавателя по анкете на специальном сервисе, обратите внимание на тех, кто специализируется на подготовке к олимпиадам, а не предлагает эту услугу как дополнительную к занятиям по ЕГЭ или ОГЭ: это повысит шансы найти профессионального тренера.
Подтянуть успеваемость. Часто родители бросаются искать репетитора, когда у ребенка проседают оценки по тому или иному предмету. В такой ситуации прежде всего стоит понять макрозадачу, которую нужно решить семье: просто улучшить оценки, чтобы ребенок получил приличный аттестат, или разобраться с проблемой школьника более глубоко, чтобы помимо хороших оценок вернулся интерес к предмету или появилось глубокое его понимание.
Если основная задача — это именно оценки, идеальным репетитором будет школьный учитель с большим стажем, который работает по тем же учебникам и программам, что и основной учитель ребенка.
Другую задачу решить сложнее. Прежде чем искать преподавателя, я рекомендую обсудить с ребенком, из-за чего испортились оценки, если до этого с ними все было в порядке. Возможно, проблема не в предмете, а в отношениях с учителем, а школьнику поможет не репетитор, а откровенный разговор родителей с преподавателем о возникшей ситуации.
Изучить предмет углубленно. Бывает так, что ученику явно не хватает тех знаний и навыков, которым учат на уроках в школе, а у преподавателей просто нет ресурсов на углубленные занятия с сильными учениками. В этой ситуации нужен репетитор, который поможет не потерять заинтересованность в предмете и будет постоянно подстегивать отличника все более сложными заданиями.
Таких репетиторов я рекомендую искать среди учителей престижных школ и специалистов по подготовке к олимпиадам: студенты и преподаватели, которые долгие годы работают по одной и той же программе, с запросами сильных учеников могут не справиться.
Как составить заявку
Определившись с задачей, которую предстоит решать репетитору, важно сформулировать ее как можно более четко и подробно: это повысит шансы найти преподавателя с подходящим опытом.
Показываю на примерах.
Вот еще примеры формулировок для поиска репетитора
Не очень | Ну нормально | Отлично |
---|---|---|
Нужно подтянуть успеваемость второкласснику | Нужен преподаватель с опытом работы в школе, который разбирается в специфике самостоятельных работ для второго класса по программе «Школа России» | Второклассник тщательно выполняет всю домашнюю работу под присмотром родителей, но на самостоятельных и контрольных работах получает плохие оценки: нужен преподаватель, который сможет справиться с этой проблемой |
Нужно заинтересовать историей пятиклассника | У пятиклассника резко ухудшились оценки по истории, нужно подтянуть успеваемость | В пятом классе ребенок стал «забывать» делать домашнее задание по истории и начал получать плохие оценки. Нужно исправить ситуацию |
Нужно подготовить одиннадцатиклассника к олимпиаде по русскому языку | Нужно за две недели подготовить одиннадцатиклассника к отборочному туру «Покори Воробьевы горы» | Хотим, чтобы сын поступал в вуз по олимпиаде, а не по ЕГЭ: нужно сориентировать в графике олимпиад, разобраться, в каких стоит участвовать, пройти заочные этапы и набить руку для очного. До этого в олимпиадах никогда не участвовал |
Где искать репетитора
Все они работают по одному принципу: родители заполняют анкету или созваниваются с представителем сервиса, который помогает сформулировать требования к репетитору, а преподаватели видят список заказов от разных клиентов и выбирают понравившиеся.
У такого способа поиска репетитора много плюсов: чем подробнее будет составлена заявка, тем более релевантные отклики получат родители, а большую часть неподходящих кандидатов отсеет сам сервис. Еще можно указать именно ту цену за занятие, которая по карману семье: в анкетах репетиторы могут указывать одни ставки, но реально соглашаться работать и за меньшие деньги, если есть свободное время, а задача интересная.
Для родителей услуги таких сервисов обычно бесплатны: за подбор учеников платят сами репетиторы. Автоматически на заказ преподавателя не назначают: сервис показывает родителям анкеты кандидатов, предлагает созвониться со всеми, кто понравился, и провести тестовое занятие — если преподаватель не подойдет, можно будет продолжить поиски.
Отзывам на таких сайтах можно доверять: они проходят модерацию или вручную собираются сотрудниками сервиса — например, моим клиентам звонили из компании «Ваш репетитор», чтобы уточнить, были ли они довольны нашими занятиями. Правда, отрицательные отзывы стараются не публиковать: компания сообщает преподавателю о проблемах и надеется, что в будущем он примет меры для того, чтобы конфликтные ситуации не повторялись.
Но бывает и так, что автоматический поиск не приносит желаемых результатов. Тогда можно попробовать найти преподавателя самостоятельно — в этом помогут следующие способы.
Сарафанное радио. Многие талантливые учителя не пользуются специальными сервисами, потому что к ним и так стоит очередь из учеников. Узнать о таких репетиторах можно по рекомендации: поспрашивайте у родителей в классе, друзей или соседей, к кому можно обратиться за помощью в том или ином предмете.
Основное преимущество этого способа — честные отзывы из первых уст и возможность проверить результаты работы преподавателя: например, узнать у выпускников прошлого года, какие баллы за ЕГЭ они в итоге получили. А еще сарафанное радио позволяет найти репетитора в своем районе: это большой плюс для учеников, которые не приглашают учителя домой, а сами ездят к нему на занятия.
Доски объявлений. Репетиторы, которые ищут учеников, публикуют информацию о себе на сайтах объявлений вроде «Авито» или «Юлы» или даже по старинке развешивают бумажные листовки на дверях подъездов, столбах около школ и районных досках объявлений.
На мой взгляд, у такого способа искать репетитора больше минусов, чем плюсов: придется вручную обзванивать каждого преподавателя и проверять его на соответствие своим требованиям. Зато можно сэкономить: учителя, которые не платят комиссию специальному сервису и не следят за конкурентами, часто берут меньше денег за занятия.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
На какие критерии обратить внимание при выборе
Задача — это важный критерий для того, чтобы сформулировать запрос к репетитору и провести первичный отсев. Но чтобы выбрать конкретного специалиста из множества подходящих, я рекомендую смотреть еще на несколько пунктов.
Если сроки поджимают, узнайте заранее, чего именно репетитор планирует достичь за время занятий с ребенком. Это поможет скорректировать собственные ожидания и расставить приоритеты для преподавателя: идеально, если родители сразу могут обозначить сильные и слабые стороны ребенка и помочь репетитору не тратить время на тестирование или объяснение того, что ученик и так знает.
Ждать чудес от кратковременных занятий не стоит. Советую насторожиться, если репетитор обещает за две недели поднять результаты ЕГЭ с 20 до 100 баллов или гарантирует победу на Всероссийской олимпиаде школьников ученику, который никогда прежде в ней не участвовал — скорее всего, он неопытен, а значит, итоговый результат вас разочарует.
Например, школьная учительница литературы с тридцатилетним стажем может даже не представлять себе, как устроено вступительное сочинение на филфак МГУ и по каким критериям его оценивают. Зато первокурсница филфака МГУ имеет как минимум свой опыт успешного прохождения испытания, а еще наверняка успела разобраться в тонкостях подготовки и сравнить экзамен с сочинениями на ЕГЭ, олимпиадах и творческими заданиями в других вузах.
При этом студентке без опыта преподавания может быть сложно оценить уровень знаний ученика и составить для него подходящую программу. Идеально, если получится найти преподавателя со всеми необходимыми компетенциями: например, учителя литературы с опытом работы в школе, выпускники которого регулярно получают высокие баллы за внутреннее сочинение на филфаке МГУ.
В реальности так везет не всегда — в таком случае родителям нужно расставить приоритеты и понять, какие требования к репетитору первоочередные, а какие второстепенные. Если главная проблема подготовки к экзамену — отсутствие дисциплины, лучше обратиться к школьному учителю, а если недостаток знаний о том, как устроен экзамен, — к студентке, у которой еще свежи воспоминания о собственном опыте.
В первую очередь я рекомендую отталкиваться от своих финансовых возможностей: шансы найти хорошего преподавателя более-менее равны в любой ценовой категории. Для ориентира можете воспользоваться таблицей.
Минимальные цены на репетиторов в Москве
Очно в час | Дистанционно в час | В группах в час с ученика | |
---|---|---|---|
Студенты с небольшим опытом | 500—800 Р | 300—600 Р | — |
Школьные учителя | 1000—2000 Р | 800—1500 Р | 500—1000 Р |
Эксперты ЕГЭ | 1500—3000 Р | 1000—2000 Р | 700—1500 Р |
Профессора вузов | 1000—2500 Р | 800—1500 Р | 500—1000 Р |
Как снизить цену занятия
Если преподаватель подходит по всем параметрам, но занятия стоят слишком дорого, можно попросить о скидке. Вот основания, которые помогут репетитору согласиться.
Дистанционные занятия вместо очных. Репетитор не тратит время и деньги на то, чтобы добраться до ученика, поэтому даже со скидкой занятия по интернету будут для него выгоднее, чем личные встречи.
Групповые занятия вместо одиночных. Если репетитор не набирает группы, родители могут сами найти единомышленников и предложить преподавателю новый формат занятий. Скорее всего, репетитор немного увеличит стоимость занятия из-за возросшей нагрузки, но в перерасчете на каждую семью урок все равно выйдет дешевле, чем встречи один на один.
Занятия в удобное для преподавателя время. Если учитель не работает в школе, а занимается только репетиторством, у него могут быть свободные часы по утрам, на которые редко соглашаются клиенты. Для семей, в которых дети учатся во вторую смену или находятся на семейном обучении, это шанс заниматься с учителями по выгодному тарифу.
Какие вопросы задать репетитору
Прежде чем договориться с репетитором о тестовом занятии, я рекомендую подробно поговорить с преподавателем по телефону о том, как он представляет себе процесс обучения вашего ребенка. Вот на какие темы стоит поговорить и как оценить ответы учителя.
Был ли у преподавателя опыт работы с похожей задачей. Идеально — найти преподавателя, который точно знает, как работать с запросом семьи. Но если запрос непопулярный или экзотический для маленького города — например, готовить ученика к олимпиаде только по программе НИУ ВШЭ — такой преподаватель может просто не найтись.
В этом случае я рекомендую уточнить у репетитора, представляет ли он, с какими сложностями придется столкнуться и как он планирует их решать: гораздо лучше, если преподаватель не только опирается на длительный опыт педагогической практики, но и видит все подводные камни, которые связаны с задачей ученика.
Каких результатов достиг репетитор. Не стесняйтесь уточнять результаты работы: хороший преподаватель всегда рад похвастаться успехами подопечных. Но проверить их может быть сложно: не все учителя собирают отзывы у родителей или просят присылать дипломы за победы в олимпиадах и свидетельства о высоких баллах за экзамены.
Если преподаватель готовит к ЕГЭ, спросите, нет ли у него своих актуальных результатов: часто репетиторы проходят добровольное тестирование, чтобы подтвердить свою квалификацию для клиентов. В Москве тестирование проводит Московский центр качества образования, или МЦКО — та же организация, которая отвечает за настоящие ЕГЭ и ОГЭ.
Выбирая преподавателя для подготовки к олимпиадам, отдайте предпочтение тем, чьи ученики побеждали на серьезных конкурсах — Всероссийской олимпиаде школьников или олимпиадах из перечня Министерства науки и высшего образования.
Если преподаватель хвастается дипломами учеников в категории «Многоборье» на «Турнире Ломоносова» или победами в «Русском медвежонке» — скорее всего, он не разбирается в олимпиадах вообще или вводит неопытных родителей в заблуждение: такие награды регулярно получают школьники без всякой дополнительной подготовки, а их наличие не дает никаких бонусов при поступлении.
По какой программе будут проходить занятия. В зависимости от задачи и собственных представлений о предмете репетиторы могут заниматься с учениками как по готовым учебникам, так и по авторским программам: и тот и другой вариант могут принести хорошие результаты. А вот если преподаватель мнется в ответ на вопрос, это плохой знак: скорее всего, курс окажется «рваным», потому что преподаватель будет выдумывать его на ходу.
Как репетитор относится к домашке. У каждого репетитора свой подход к домашнему заданию: кто-то ожидает, что ученик будет много работать самостоятельно, а кто-то предпочитает успевать побольше во время личных встреч. Лучше уточнить это заранее: если ребенок еле-еле делает домашку и в школе, скорее всего, ему не подойдет учитель, который нагрузит его заданиями еще больше.
Зато если у ребенка все в порядке с мотивацией, но в сжатые сроки нужно успеть подготовиться к экзамену или олимпиаде, домашняя работа позволит ему освоить больше материала: лучше выбрать репетитора, который умеет делить информацию.
Как репетитор следит за успеваемостью. Чтобы обучение приносило результат, репетитору нужно отслеживать успехи ученика и вовремя корректировать программу занятий, если что-то идет не так. Я не советую доверять преподавателям, которые обходятся без этого, даже если их программа проверена годами: нет никакой гарантии, что она не даст сбой на конкретном ребенке, который останется без знаний, а родители без денег.
Покажу, как может выглядеть диалог с репетитором на примерах.
Родители: «Наш ребенок на семейном обучении, мы только что вернулись из Таиланда и хотим за неделю подготовиться к промежуточному тестированию. Вы уже работали в таких ситуациях?»
Так себе репетитор: «Нет, но у меня большой стаж работы со школьниками, и я уверен, что справлюсь с любой проблемой».
Репетитор получше: «Нет, но я знаю, какие типы заданий будут на экзамене и с какими трудностями обычно сталкиваются школьники, когда их решают».
Репетитор-отличник: «Да, специализируюсь на подготовке учеников на семейном обучении к тестированиям. Неделя — реальный срок, но заниматься придется каждый день».
Родители: «В вашей анкете указано, что уже пять лет вы готовите школьников к олимпиадам. Скажите, пожалуйста, среди ваших учеников были победители олимпиад, по которым можно поступить в вуз?»
Так себе репетитор: «Нет, но мои ученики регулярно получают дипломы “Турнира Ломоносова” и олимпиады “Музеи. Парки. Усадьбы”, а я сам доходил до городского этапа Всероссийской олимпиады школьников в 10 и 11 классе».
Репетитор получше: «Нет, но были призеры “Покори Воробьевы горы” и “Ломоносова”. Я сам каждый год проверяю школьный этап Всероссийской олимпиады школьников, а поступил в вуз по “Шагу в будущее”».
Репетитор-отличник: «Да, имена моих учеников-победителей можно увидеть на официальных сайтах олимпиад и в списках зачисленных в вузы».
Родители: «Нам нужно подтянуть английский: летом сын поедет в США по программе Work & Travel. По какой программе вы будете заниматься?»
Так себе репетитор: «Ну тут так сразу и не скажешь: надо посмотреть на ученика, поговорить…»
Репетитор получше: «В любом случае ученику понадобится крепкая база, поэтому пользоваться будем учебниками с мировым признанием: в основном оксфордскими и кембриджскими».
Репетитор-отличник: «Все зависит от результатов входного тестирования: учебники подбираю индивидуально в зависимости от уровня владения языком и проблем, которые мы обнаружили. Но основное внимание будем уделять пониманию и тренировке разговорной речи: это то, что понадобится в США в первую очередь».
Родители: «А домашней работы будет много?»
Так себе репетитор: «Это как скажете, мне-то все равно, я и так и так умею работать».
Репетитор получше: «Да, я всегда задаю много домашней работы: сразу предупреждаю родителей, что к моим занятиям придется тщательно готовиться. Зато будет результат!»
Репетитор-отличник: «Все зависит от ученика: некоторым домашняя работа помогает освоить больше, а других только тяготит. Первое время я буду предлагать разные варианты, а потом мы вместе выберем тот формат, который поможет достичь лучших результатов».
Родители: «А как вы проверяете, насколько хорошо мой ребенок все понял? Переживаю, что при вас он будет все делать правильно, а на самостоятельных работах в школе провалится».
Так себе репетитор: «Такого точно не будет: я уже двадцать лет работаю по этой программе со школьниками и еще никто в такую ситуацию не попадал».
Репетитор получше: «Смотрю по ученику: если вижу, что он явно что-то недопонял, обязательно вернемся к предыдущей теме, чтобы не оставлять пробелов».
Репетитор-отличник: «После каждого тематического блока обязательно предусмотрено тестирование: это позволяет вовремя выявить все, что ребенок не понял, прежде чем идти дальше».
Как понять, что репетитора стоит сменить
Родители часто хотят присутствовать на первом занятии репетитора с учеником, чтобы увидеть учителя в деле. Но на мой взгляд, это не очень информативно: обучение — длительный процесс и по одному занятию сложно сделать какие-то выводы о качестве работы преподавателя. А еще на первом занятии многие преподаватели проводят тестирование, чтобы определить уровень знаний ученика и точку старта для последующих занятий — возможность услышать, как преподаватель объясняет материал или реагирует на ошибки, может не представиться.
Но чем дольше репетитор занимается с ребенком, тем больше у родителей возможностей заметить тревожные сигналы. Вот несколько причин, по которым я бы советовала сменить репетитора.
Репетитор не дает обратную связь. Задавать вопросы репетитору об успехах и неудачах ребенка — это нормально. Если преподаватель уходит от ответа или утаивает часть информации это родителей, это повод насторожиться. Возможно, репетитор просто сам не понимает, насколько хорошо ученик усваивает материал, а возможно, пытается скрыть собственные педагогические провалы — в любом случае это свидетельствует о его неопытности и плохой подготовке.
Репетитор отвлекается во время занятий. Ничего страшного, если репетитору пришлось ответить на звонок во время урока: бывает всякое. Но если каждый раз преподаватель значительную часть времени проводит в своих делах — проверяет работы других учеников, переписывается в «Вотсапе» или читает новости, — это признак его безразличия к ученику и занятию. Даже если ребенок в это время занят самостоятельной работой, хороший репетитор будет наблюдать за ходом его размышлений: это не менее важно, чем финальный результат теста.
Узнать о том, что происходит во время занятия, можно у самого ребенка или с помощью небольшой хитрости: если уроки проходят у вас дома, предложите в середине занятия преподавателю чашку чая — репетитору будет приятно, а родители смогут подглядеть за процессом обучения, не превращая его в открытый урок.
Обучение не приносит результата, а репетитор ничего не меняет. Если ученик занимается с репетитором уже достаточно долго, его успехи должны стать заметными. Например, могут улучшиться оценки по предмету в школе, повыситься результаты за пробные тесты, появиться успехи на олимпиадах или просто родители заметят, что ребенок стал больше интересоваться тем или иным предметом за рамками домашнего задания.
Отсутствие видимых результатов — это еще не причина увольнять репетитора, но точно повод обсудить с ним, почему так происходит. А вот если репетитор отмахивается от переживаний родителей и даже не задумывается, что мог бы как-то изменить подход к ребенку, чтобы результаты появились — это уже весомый аргумент для того, чтобы сменить преподавателя.
Если методика работы преподавателя вызывает непонимание или раздражение у родителей или ребенка, лучше не терять время, а как можно раньше начать искать другого специалиста: в комфортной обстановке учиться всегда проще.