В чем двойничество сони мармеладовой и раскольникова
Русская литература. 10 класс
Преступление и наказание
Замысел произведения возник задолго до 1866 года. Ф. М. Достоевский писал 9 октября 1859 года к брату Михаилу из Твери: «Я задумал его в каторге, лёжа на нарах, в тяжёлую минуту грусти и саморазложения». Однако создание «исповеди-романа» начнётся не в декабре 1859 года, как обещано в письме, а значительно позже.
Морально надломленный после смерти жены и брата, став фактически банкротом, Ф. М. Достоевский берётся за роман. Теперь писателя волнуют не только проблемы, связанные с прошлым. Он вынужден бесконечно заниматься долгами, ходить по кредиторам, наконец, мучиться от страшной жары, охватившей Петербург в июле 1865 года (всё это отразилось в романе).
В основу сюжета романа положено несколько громких процессов 1865—1866 годов: суд над приказчиком Герасимом Чистовым, убившим двух старух ради ограбления (август 1865 года); дело об убийстве коллежской советницы Анны Дубарасовой (август 1865 года); разбирательство о подделке облигаций профессором А. Т. Неофитовым, который таким образом хотел помочь своей матери (1866 год). Фигуранты этих дел стали своеобразными прототипами Родиона Раскольникова. |
Автор становится свидетелем того, как изменяется российская жизнь после 1861 года, как в обществе растут атеистические и социалистические настроения, становятся популярны идеи нигилизма, как уходят в прошлое традиционные православные ценности. Писатель не может остаться в стороне от этих проблем. В черновиках «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевский под словами «идея романа» записал: «Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе».
Сначала Ф. М. Достоевский работал над романом «Пьяненькие» — о семье чиновника-пьяницы, а в июне 1865 года предложил А. А. Краевскому напечатать его в «Отечественных записках», но редактор отказался, сославшись на отсутствие денег. А деньги писателю были нужны, поэтому он подписывает договор с издателем Ф. Т. Стелловским, обещая до 1 ноября 1866 года новый роман. В случае невыполнения контракта Ф. М. Достоевский терял авторские права на свои произведения. Получив аванс и погасив неотложные долги, писатель едет за границу.
Работа над романом идёт быстро и трудно одновременно, но к сроку, назначенному Ф. Т. Стелловским, успеть невозможно, поэтому писатель вынужден на некоторое время оставить «Преступление и наказание» и за 28 дней продиктовать другой роман — «Игрок». Только после этого работа над «Преступлением и наказанием» была продолжена. К концу ноября 1865 года уже «много готово», но первоначальный вариант был сожжён автором: рассказ от первого лица не смог убедительно раскрыть характеры героев. Идёт переработка произведения — повествование разрастается по объёму, оно теперь ведётся не от лица Раскольникова, углубляется его философия (схема).
В январском номере журнала «Русский вестник» (1866) опубликовано начало романа «Преступление и наказание», а работа над ним продолжится уже в Петербурге в течение всего 1866 года (роман в журнале печатается частями).
Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»
Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.
Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.
Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.
По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.
Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.
В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.
Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.
Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.
Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.
Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.
Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.
Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
► Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:
Двойники Родиона Раскольникова их роль в романе Преступление и наказание
Содержание:
Раскольников и его «двойники» в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского
Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести».
Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.
Характеристика образа Лужина
Один из двойников Раскольникова в романе — Петр Петрович Лужин. Достоевский характеризует этого героя резко отрицательно. Это богатый человек, блестящий делец, приехавший в Петербург в надежде устроить свою карьеру.
«Пробившись из ничтожества», он привык «болезненно любоваться собой», высоко ценил свой ум и способности. Главная же мечта Лужина была о женитьбе. Более всего ему хотелось «возвысить до себя», облагодетельствовать какую-нибудь бедную девушку, непременно красивую и образованную, ибо он знал, что женщинами можно «весьма и весьма много выиграть в Петербурге».
Эти мечты, болезненное самолюбование — все это свидетельствует о душевной неуравновешенности героя, о его цинизме. «Пробившись из ничтожества» с помощью денег, в душе и по характеру он остался прежним. Лужин — деловой человек, который более всего на свете ценит деньги, добытые «трудом и всякими средствами».
Он уважает себя, считает себя умным, прогрессивным человеком, трудящимся на благо всего общества. У Лужина даже есть своя теория, которую он с удовольствием развивает перед Раскольниковым. Эта «теория разумного эгоизма» гласит: «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, «устроенных частных дел». Следовательно, «приобретая единственно и исключительно себе», человек трудится на благо «всеобщего преуспеяния», на благо экономического прогресса.
В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Авдотье Романовне тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию.
Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой тоже доминирует личный интерес человека.
«Наполеонам все дозволено», — безапелляционно утверждает Раскольников. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует и личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства — желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить к какому же типу людей относится он сам: «…тварь ли я дрожащая или право имею?»
Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса. Магометы, Наполеоны, Ликурги — люди будущего, которые «двигают мир и ведут его к цели». Они «разрушают настоящее во имя будущего».
Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Раскольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и «людей можно резать». Как замечает Ю. Карякин, этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину.
Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая «экономический» вариант этой теории. Лужин — «двойник» Раскольникова в жизненно-бытовом плане.
Крайнее же выражение идеи Раскольникова, ее философский контекст мы находим в образе Свидригайлова.
Характеристика образа Свидригайлова
Этот образ в романе очень сложен. Свидригайлов «нигде не однолинеен, не так уж однотонно черен». Именно Свидригайлов восстанавливает доброе имя Дуни Раскольниковой, открыв Марфе Петровне истинное положение вещей. Он помогает осиротевшей семье Мармеладова, организовав похороны Катерины Ивановны и пристроив малолетних детей в «сиротские заведения». Аркадий Иванович помогает и Соне, снабдив ее средствами для поездки в Сибирь.
Это, безусловно, умный человек, проницательный, по-своему тонкий. Он прекрасно разбирается в людях. Так, он сразу же понял, что за человек Лужин, и решил воспрепятствовать браку с ним Авдотьи Романовны.
Как замечает В.Я. Кирпотин, «потенциально Свидригайлов — человек большой совести и большой силы», но все задатки его загублены образом жизни, российскими общественными условиями, отсутствием у этого героя каких-либо идеалов, четких нравственных ориентиров. К тому же от природы Свидригайлов наделен пороком, бороться с которым он не может, да и не желает. Речь идет о склонности героя к разврату. Живет он, подчиняясь лишь зову собственных страстей.
При встрече с Раскольниковым Свидригайлов замечает, что между ними есть «какая-то общая точка», что они — «одного поля ягоды». Кроме того, и сам писатель в известной степени сближает героев, развивая в изображении их один и тот же мотив. Это мотив ребенка, мотив невинности и чистоты. О Раскольникове сказано, что у него «детская улыбка», в первом сне своем он видит себя семилетним мальчиком. Соня, с которой он все больше сближается, напоминает ему ребенка. Детское выражение было и на лице Лизаветы в момент нападения на нее Раскольникова. Свидригайлову же дети являются в кошмарных сновидениях, напоминая о совершенных им злодействах.
И уже в развитии этого мотива обнаруживается разница между героями: если Раскольников эту детскость и чистоту несет в себе (это лучшее в герое), то для Свидригайлова — это поруганная чистота и невинность. Недаром Раскольников чувствует отвращение, разговаривая с Аркадием Ивановичем: ведь Свидригайлов покушается на то, что присутствует в глубине души Родиона.
В дальнейшем различие между ними становится все ощутимее. Преступление Раскольникова символизировало собой протест против несправедливости и жестокости окружающего мира, невыносимых условий жизни.
Безусловно, вторичными мотивами его явились и бедственное положение героя и его семьи, и желание проверить свою теорию. Но, совершив убийство, Раскольников уже не может жить по-прежнему: он «как будто ножницами себя отрезал ото всех», ему не о чем говорить с окружающими. Чувство мучительного отчуждения от людей вдруг охватывает его.
Однако, как отмечает В.Я. Кирпотин, и до и после преступления для Раскольникова значимы понятия добра и зла, в душе его сохранились идеалы.
Так, после совершения убийства герой помогает Мармеладовым. Последние двадцать рублей Раскольников отдает на похороны Семена Захаровича.
Ничего подобного мы не находим в натуре Свидригайлова, который совершенно опустошен, духовно мертв. Большой жизненный опыт, самодостаточность, тонкий ум соседствуют в душе его с цинизмом и безверием. «Оживить» его не может даже любовь к Дуне, лишь на мгновение пробуждающая в душе его порывы благородства и истинно человеческих чувств.
Свидригайлов скучает в жизни, ничто не занимает его ум и сердце, он ни во что не верит. При всем том Аркадий Иванович потакает всем своим желаниям, как хорошим, так и дурным. Погубив совсем юную девочку, он не испытывает никаких угрызений совести. Лишь однажды, в предсмертную ночь, его посещает кошмарное видение в образе загубленной девочки. Причем эта гнусная история, видимо, не единственное злодеяние Свидригайлова. О нем ходит много сплетен и слухов, к которым, впрочем, он равнодушен. Да и сам Аркадий Иванович вряд ли считает все эти истории чем-то из ряда вон выходящим. Для этого человека, похоже, не существует каких-либо моральных границ.
Характерно, что вначале Раскольникову кажется, будто в Свидригайлове «таится какая-то власть над ним», он притягивает Родиона. Но вскоре Родиону становится «тяжело» и «душно» с этим человеком, Раскольников начинает считать его «самым пустейшим и ничтожнейшим злодеем в мире».
Таким образом, по пути зла Свидригайлов идет гораздо далее Раскольникова. И в этом отношении символично даже имя этого персонажа. Имя «Аркадий» происходит от греческого слова «аркадос», что означает «житель Аркадии», буквально — «пастух».
Характерно, что в православной культуре слово это часто употреблялось в значении «пастырь» — то есть руководитель в духовной жизни, учитель, наставник. И в каком-то смысле Свидригайлов — действительно учитель Раскольникова на пути зла, так как в своем цинизме и безверии он во многом «превосходит» Родиона. Свидригайлов постоянно демонстрирует «высшее», «мастерское» владение раскольниковской теорией в виде практических воплощений ее.
Характеристика героини Сони Мармеладовой
Третий «двойник» Раскольникова в романе — это Соня Мармеладова. «Двойничество» ее лишь внешнее. Превратившись в проститутку, она тоже смогла «преступить черту», определенную нравственную границу. Однако мотивом действий Сони явился не эгоизм, не индивидуалистическая теория, не протест против мирового зла. Она жертвует собой, чтобы спасти от голодной смерти малолетних детей Катерины Ивановны.
Если в теории Раскольникова изначально заложен вред для общества, то Соня приносит вред лишь самой себе. Если Родион свободен в своем выборе между добром и злом, то Соня этой свободы лишена. Писарев отмечал, что «Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка»
Соня — натура деятельная, активная, она пытается спасти семью от неминуемой гибели. На жизненном пути ее поддерживают кротость, доброта, вера в Бога. Раскольникова притягивает Соня, потому что он начинает отождествлять ее с собой, считая их жизненные положения похожими. Однако вскоре он замечает, что не понимает се, она кажется ему странной, «юродивой». И эго непонимание обнажает различия между ними.
«Преступление» Сони отлично от преступления Раскольникова, поэтому душа ее жива, наполнена верой, любовью, милосердием, Соня чувствует свое единение с людьми.
Двойники Родиона Раскольникова их роль в романе «Преступление и наказание» имеет огромное значение у поэта. Таким образом, Раскольников имеет в романе духовных «двойников». Назначение их различно. Лужин и Свидригайлов своим внутренним обликом дискредитируют теорию Раскольникова. При всем том Лужин — это примитивное воплощение теории героя, воплощение ее на жизненно-бытовом уровне. Свидригайлов же воплощает идею Раскольникова па глубинном, философском уровне. Образ Свидригайлова как бы обнажает дно пропасти, к которой ведет индивидуалистическая теория героя. Соня — лишь внешний «двойник» героя, ее «двойничество» поверхностно.
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Зеркальное отражение героя
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.
Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.
Двойники Родиона Раскольникова
Единственный друг
По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!
Почтенный жених
В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.
Мрачный Свидригайлов
Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.
Лебезятников Андрей Семёнович
Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.
Мудрый следователь
Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»
Женские двойники героя
Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.
Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.
Роль двойников в романе
Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.