В чем главная особенность исследовательского подхода в образовании
В чем главная особенность исследовательского подхода в образовании
Образовательный процесс как объект педагогического исследования и проектирования интегрирует (объединяет) целевой, содержательный и технологический компоненты, а также педагогическую деятельность преподавателей и учебную деятельность обучающихся. В свою очередь, каждый его компонент как совокупность взаимосвязанных элементов также выступает в качестве сложной интегральной системы. Например, в целях обучения интегрируются компетенции, знания, умения и навыки, задачи воспитания и развития личности обучающегося; в содержании обучения – учебные элементы и различные виды деятельности обучающихся; в технологии образовательного процесса – различные методы, средства и формы обучения.
Одним из перспективных интеграционных процессов в системе образование является соединение учебной и исследовательской деятельности учащихся.
Актуальность проблемы интеграции учебной и исследовательской деятельности, направленной на развитие творческого потенциала учащихся обусловлена тем, что необходимо: подготовить обучающихся к решению проблем в их жизнедеятельности в настоящем и будущем времени; реализовать требования образовательных стандартов нового поколения, обеспечить в учебно-воспитательном процессе не только формирование знаний, умений, но и развитие личности.
Необходимо отметить, что методология и методика организации учебной деятельности учащихся в педагогике разработаны достаточно хорошо. То же самое можно сказать относительно научно-исследовательской деятельности ученых (гносеология).
Исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, который способствует развитию личности. М.Ф. Шкляр отмечает: «Научное исследование – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов» [4, с. 56].
Учебное исследование учащегося, так же, как и исследование, проводимое ученым, неизбежно включает следующие элементы:
– выделение и постановку проблемы, выбор темы исследования;
– определение целей и задач исследования;
– выявление и систематизация подходов к решению проблемы; выбор методов исследования;
– разработка методики проведения исследования.
– поиск и предложение возможных вариантов решения; выбор гипотезы;
– сбор материала путем изучения литературы, наблюдений, эксперимента (при необходимости), применения других методов;
– анализ и обобщение полученных данных;
– подготовку и защиту итогового продукта (доклад, отчет, проект и др.).
Что касается интеграции учебной и исследовательской деятельности учащихся, то эта проблема пока находится на стадии разработки. В педагогике эти виды деятельности чаще всего рассматриваются отдельно. Задача состоит в том, чтобы учебную и исследовательскую деятельность совместить (интегрировать), определить цели, содержание и методы организации учебно-исследовательской деятельности.
Исследовательский подход к обучению направлен на развитие у учащихся умений и навыков научного поиска, на формирование и развитие творческих способностей (креативности). Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления человека к самостоятельному изучению окружающего мира. При исследовательском обучении учебный процесс осуществляется на основе самостоятельного поиска учащимся новых познавательных ориентиров. Это позволяет добиться того, что обучение предполагает не только усвоение новой информации, но и организацию творческой деятельности учащихся. В психологическом плане учебно-познавательная деятельность обучающегося при определенных условиях приближается к исследовательской деятельности ученого. Разница в том, что учащийся в процессе обучения добывает знания, являющиеся новыми субъективно (для него), а ученый добывает новые знания путем исследований в соответствующей отрасли науки (для общества).
Учебно-исследовательскую деятельность можно определить как совместную творческую работу преподавателя и учащихся по поиску неизвестного, в процессе которой осуществляется трансляция культурных ценностей. Результатом учебно-исследовательской деятельности является формирование системы знаний, умений, а также развитие личности каждого учащегося.
Что касается целей интеграции учебно-исследовательской деятельности, то во главу угла ставится задача развития творческого потенциала личности учащихся. Прежние требования к их компетенциям в соответствии с ФГОС и образовательными программами становятся компонентом творческого потенциала личности. В этой связи возникает задача определения структуры творческого потенциала личности.
Творчество как вид деятельности и творческий потенциал как совокупность свойств личности связаны со всей ее психологической структурой: направленностью (мотивационной сферой), опытом (компетентностью), особенностями процессов восприятия, памяти и мышления (познавательной сферой), индивидуально-психологическими особенностями человека и другими свойствами личности.
Творческий потенциал личности в психологии рассматривается в узком и широком смыслах. В узком смысле – это творческие способности, и прежде всего способность к воображению и креативному мышлению, в широком смысле – это еще и особенности личности, способствующие реализации творческих способностей: мотивы, некоторые эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности. В данной работе мы будем придерживаться второму смыслу рассматриваемого понятия.
Под творческими способностями понимают характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.
С точки зрения В.Д. Шадрикова [5]. одаренность выступает как интегральное проявление способностей в конкретной деятельности. Особое внимание он уделяет понятию «духовные способности», считая их интегральным проявлением интеллекта и духовности личности.
Одаренность и талант многие авторы считают синонимами. Одаренность (талант) – это предельная сосредоточенность, собранность, целеустремленность, умноженное на громадное трудолюбие, высокая работоспособность, устойчивая мотивация, профессиональная компетентность. Талант – это склонность к бесконечному труду, способность к полной самоотдаче; высокая концентрация внимания.
Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность. Познавательная потребность ребенка находит выражение в форме поисковой исследовательской активности, направленно на обнаружение нового.
В ФГОС высшего и среднего профессионального образования предписано, что выпускники должны владеть способностью к самообразованию, к научно-исследовательской работе в своей области профессиональной деятельности, к творческой самореализации. Однако образовательная практика показывает, что вследствие использования репродуктивных методов обучения молодые специалисты часто не владеют знаниями, умениями и способностями, необходимыми для научно-исследовательской деятельности.
Учитывая эти и другие факторы, можно сделать вывод о том, что учебно-исследовательская деятельность должна стать одним из основных видов деятельности учащихся. Отсюда возникает задача их специального обучения научно-исследовательской деятельности, а затем органически интегрировать ее в образовательный процесс. Для решения этой задачи разработана и реализуется учебная программа курса «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» [1]. В учебной программе предусмотрено изучение таких тем, как: методология исследования; структура и этапы исследования; методы исследования; обоснование актуальности избранной темы, определение исходных научных позиций; содержание и логика исследовательской работы; обработка и оформление результатов исследование. Разумеется, при построении и реализации данного курса нужно учесть особенности будущей профессии студентов (направления подготовки).
Одна из таких программ, предназначенных для обучения студентов педагогического вуза, приведена в книге А.С. Обухова.[2]. Программа рассчитана на 100 часов учебной работы, из них 72 ч. – аудиторных занятий. Она включает пять разделов: 1) феноменология исследовательской деятельности; 2) психологические основы исследовательского подхода к обучению; 3) психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся; 4) формы и методы организации исследовательской деятельности учащихся; 5) методы развития исследовательских способностей.
Актуальной становится проблема обучения школьников старшего возраста исследовательской деятельности. В этой связи возникает задача построения учебной программы по основам организации исследовательской деятельности. Для обучения учащихся методологии учебно-исследовательской деятельности и исследовательским действиям необходимо организовать специальные занятия. А.И. Савенковым [3] разработана и экспериментально апробирована программа специального тренинга по развитию исследовательских способностей учащихся.
Содержание образования должно отвечать задачам развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащегося. В традиционной системе обучения в качестве содержания образования выступает учебная информация, подлежащая усвоению, а также способы действий по применению усвоенных знаний. При исследовательском подходе в основу содержания обучения закладываются не только знания и умения, но и серия проблемных задач, в процессе решения которых у учащихся развиваются творческие способности.
Предметом творческой деятельности учащегося (содержанием обучения) выступает та или иная область науки, искусства или практики, к которой он проявляет интерес и склонности. Как правило, при обучении учащихся к какому-либо виду художественной деятельности (искусства) используются соответствующие учебные программы и пособия. При изучении основ наук в общеобразовательной школе или в профессиональном образовательном учреждении творческий компонент содержания обучения должны составлять учебные и научные проблемы, а также ориентировочная основа деятельности по их решению.
Следующей задачей является разработка и внедрение технологии обучения, предусматривающей вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. Организовать такую деятельность при изучении каждой дисциплины не реально и не нужно. На мой взгляд, предметом исследования должна стать та или иная сторона будущей профессиональной деятельности обучающихся или теоретические основы технологии и организации производства. Например, для студентов, обучающихся по педагогической специальности, предметом исследования становится тот или иной компонент педагогического процесса (цели, содержание, технологии и т.д.). Кроме того, выбор темы исследования зависит и от научного интереса учащегося. Формы организации учебно-исследовательской деятельности студентов могут быть их участие в научно-исследовательской работе, проводимой преподавателями на кафедре, самостоятельная исследовательская работа, научные кружки, семинары, конференции, экспедиции, и т.д.
В отечественной педагогике разработано множество методов вовлечения учащихся в поисковую деятельность. Сюда относятся: методы проблемного и развивающего обучения, эвристические методы решения проблем, технологии игрового и контекстного обучения, научные методы (методы самой науки), проектное обучение и др. Задача состоит в том, чтобы учителя школ и преподаватели профессиональных учебных заведений освоили эти методы и использовали в своей педагогической деятельности. В этом плане велика роль методических советов и предметно-цикловых комиссий учебных заведений, методических конференций и семинаров, научно-методическая работа преподавателей, их самообразование, подготовка и защита диссертаций.
Для организации исследовательского обучения учащихся в школе целесообразно создать классы-лаборатории по учебным предметам. Такие классы созданы и используются во многих школах, профессиональных лицеях и колледжах России. Современный колледж или вуз трудно представить без лабораторий по естественнонаучным, обще профессиональным и специальным дисциплинам. Организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся оказывается очень эффективной в условиях, когда решение образовательных задач осуществляется преимущественно путем создания специальной развивающей среды, в которой учащийся находил бы стимулы для самообучения и развития. Отсюда и основные требования, выступавшие в качестве ориентиров: опираться на собственный опыт учащегося, обучать в действии, побуждать его к наблюдению и экспериментированию, чередовать индивидуальную и коллективную работу, направленную на решение учебных проблем.
Заслуживает внимания преподавателей в русле рассматриваемой проблемы разработка и внедрение интегративной технологии обучения, т.е. такой технологии, которая бы обладала большинством признаков и характеристик различных технологий. Исходя из такого понимания сущности интегративной технологии обучения, можно предположить, что ей должны быть присущи следующие свойства (признаки):
Интегративность. Как было отмечено выше, образовательный процесс в целом и его компоненты (цели, содержание, методы и др.) обладают интегративностью.
Модульность, которая выступает важнейшей характеристикой рассматриваемой технологии обучения.
Проблемность. Реализация методов проблемного обучения предполагает выдвижение проблемных вопросов и задач, создание проблемных ситуаций, организацию поисковой деятельности обучающихся по их решению.
Личностно-ориентированный подход, предполагающий организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами и способностями студентов с учетом требований социума к профессиональному, интеллектуальному и нравственному уровню развития личности будущего специалиста; осознание самоценности каждой личности, ее уникальности; ориентация на развитие и саморазвитие личностных свойств студента.
Профессиональная направленность обучения. Содержание всех дисциплин, кроме гуманитарных, должно быть увязано с профессиональной деятельностью специалистов (или с ее ориентировочной основой – представлением о предмете, целях и задачах, средствах и т.д.).
Активность и самостоятельность учащихся. Обучающий выступает как подлинно активный субъект учебно-познавательной деятельности, в которой происходит обучение методам добывания знаний (а не только знаниям), т.е. методологии научно-познавательной деятельности.
Системность. Системность рассматриваемой технологии обучения связана с системным характером образовательного процесса, начиная со студента или преподавателя как сложной системы соматических, психологических, социальных, мировоззренческих и других свойств. Содержание обучения представляет собой сложную систему гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, обще профессиональных и специальных дисциплин. В свою очередь, содержание каждой дисциплины включает множество учебных элементов, структурированных по определенной системе.
Сочетание индивидуальной и коллективной форм учебной деятельности. Она должна быть направлена на решение учебных задач и проблем, вытекающих из содержания изучаемой дисциплины.
Возможность доступа к различным источникам информации: электронным библиотекам, базам данных, виртуальным лабораторным практикумам и др.
Исследовательская деятельность учащихся в школе не обязательно должна быть связана с той или иной дисциплиной. Ребятам будет интересным познание окружающего мира, например, изучение истории родного края, окружающей природы, лесов, водных ресурсов, полезных ископаемых и других вопросов. Перед учащимися могут быть поставлены и задачи познания окружающего их пространства: географических условий (рельефа, почвы, водоемов), климатических условий в разное время года, растительного и животного мира. Разумеется, эти вопросы могут быть раскрыты при изучении соответствующих учебных предметов. В данном случае речь идет о том, чтобы они самостоятельно познавали окружающий мир. Учащихся могут интересовать и вопросы экономики родного края, уровень жизни населения, состояние здоровья людей, проблемы экологии и многое другое.
Познание окружающей среды и уровня жизни населения предполагает также изучение состояния дорог, жилых зданий, хозяйственных строений, орудий труда, средств передвижения, качества пищи, одежды, обуви и других материальных ценностей. Кроме того, предметом исследования могут быть и духовные ценности: уровень образования и культуры, различных слоев населения, особенности различных религий, творчество писателей и деятелей искусства. Сюда же относятся: биография известных людей, специалистов, изучение генеалогии своей семьи, традиций, обрядов, праздников, определение значения образования для подрастающего поколения, семьи, труда в жизни человека: изучение причин преступности и девиантных проявлений в поведении современной молодежи.
Для развития личности учащихся, кроме научно-исследовательской деятельности, необходимо организовать экскурсии в музеи (не только посмотреть экспозиции, но и изучать их; например, интересоваться творческой биографией художника), в деревню (для городских школьников) или в город (для сельчан). В этом плане полезно организовать множество других мероприятий: художественную самостоятельность, литературные вечера, спортивные соревнования, диспуты и многое другое. Идея о том, чтобы учащиеся занимались не только учебой, но и другими делами. Чем разнообразнее совместная деятельность учащихся (учебная, учебно-исследовательская, организаторская, коммуникативная, игровая и др.), тем интереснее школьная или студенческая жизнь и выше творческая активность учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность школьников или студентов должна быть организована на системной основе. В масштабе школы должна быть разработана одна или несколько исследовательских программ, включающих методологию и методику исследования, фамилии конкретных исполнителей и руководителя, сроки исполнения и т.д.
Для диагностики уровня развития творческих способностей учащихся при изучении различных учебных предметов, на мой взгляд, необходимо разработать и предложить для выполнения творческие задания, соответствующие содержанию изучаемого предмета; например, нестандартные задачи по математике, физике, химии и другим предметам, творческие проекты с использованием знаний по нескольким предметам (интегрированные задания), творческие практические задания на конструирование и изготовление, творческие работы, связанные с садоводством, с аграрным хозяйством и многое другое. В принципе любая работа может содержать творческий элемент (новая задача, новый подход или метод, новый продукт). При выдаче таких творческих заданий необходимо учесть индивидуально-психологические и возрастные особенности учащихся, их интересы и склонности; т.е. нужен индивидуальный подход.
При этом критерием оценки креативности личности являются новизна и оригинальность продукта творческой деятельности учащегося (рисунок, стихотворение, способ решения нестандартной задачи, доклад, статья, проект, изготовленная вещь, принятое решение по той или иной проблеме, отчет по учебно-исследовательской работе и т.д.). Для повышения объективности оценки уровня креативности личности на основе этого критерия целесообразно использовать метод экспертных оценок [6].
Таким образом, учебно-исследовательская деятельность учащихся является эффективной образовательной технологией, направленной на развитие творческих способностей учащихся, на повышение эффективности и качества образования.
Новая технология обучения, направленная на воспитание и развитие личности студента, на формирование профессиональной и гуманитарной компетентности будущих специалистов, предъявляет к преподавателям новые требования. Если раньше преподаватель выступал в роли передатчика учебной информации и контролера ее усвоения студентами, то теперь он – проектировщик технологии обучения, призванный разрабатывать и определять цели, содержание, методы, средства и формы организации образовательного процесса. Он как организатор учебно-познавательной деятельности студентов (менеджер) выполняет функции ее планирования, организации, контроля и мотивации.
Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов
Статья просмотрена: 3079 раз
Библиографическое описание:
Дубровина, Е. А. Исследовательское обучение как средство формирования информационной компетентности студентов / Е. А. Дубровина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 322-326. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1393/ (дата обращения: 29.12.2021).
Одной из задач современного образовательного процесса является подготовка специалиста, востребованного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией.
Для современного общества явно недостаточно только усвоения определенной суммы знаний по различным дисциплинам. Развитие у студентов самостоятельности и способности к самоорганизации, коммуникабельности и толерантности, формирование исследовательских умений и навыков – основная цель образования. Ведь именно исследовательские умения и навыки необходимы современному специалисту, чтобы эффективно работать в быстро меняющемся мире.
Уровень подготовленности специалиста к научно-исследовательской деятельности зависит от того, как сформированы у него исследовательские умения. Без систематического, непрерывного формирования исследовательских умений и навыков всех студентов невозможно выполнение требований, заявленных Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Профессиональное учебное заведение должно обеспечить подготовку специалистов, которые смогут адаптироваться к условиям и требованиям рынка труда, использовать новые технические разработки, применять свои творческие способности, исследовательские умения и навыки. Эти умения не возникают сами собой – их необходимо формировать и развивать в ходе выполнения специально подобранных заданий и тренингов.
Важность и необходимость развития исследовательского подхода в обучении рассматривали Н.Г. Алексеев, А.С. Обухов, А.И. Савенков, Т.А. Файн, И.Д. Чечель и другие. Предложенная ими методика позволяет использовать исследовательский подход в обучении и организовать исследовательскую деятельность студентов.
Ситуация складывается таким образом, что к специалистам любой области предъявляются все более жесткие требования по умению работать на персональном компьютере, практическому использованию информационных технологий. Целый ряд исследований сегодня показывает, что готовность специалиста во многом определяется умением использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Особую значимость сегодня приобретает исследовательское обучение, которое выступает фактором саморазвития, самоопределения студента, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление специалиста. Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский, творческий характер и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации познавательной деятельности.
В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [1, с. 2].
В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У студентов, таким образом, формируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих продуктивно решать познавательные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром и даже шире – как стиле жизни. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментальное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска [2, с. 16-17].
Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:
· во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
· в организации учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
· в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
· в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
· в изменении характера взаимоотношений «преподаватель – студент – коллектив студентов» в сторону сотрудничества.
Главная задача современного образования смещается с трансляции знаний на развитие у студентов потребностей и способностей эти знания добывать;
— студент не просто потребляет информацию, а сам порождает знание;
— сочетание продуктивных и репродуктивных методов обучения. Далеко не всё, что следует освоить студенту, он должен открывать в ходе самостоятельного исследования. А потому использование исследовательских методов обучения должно сочетаться с применением методов репродуктивных.
Образовательная программа, выстроенная в соответствии с идеей исследовательского обучения, состоит из трех компонентов, а, следовательно, включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
— Тренинг. Специальные занятия по приобретению студентами специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
— Исследовательская практика. Проведение студентами самостоятельных исследований и выполнение ими творческих проектов.
— Мониторинг. Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.)
В ходе тренинга развития исследовательских способностей студенты должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска [2, с 19].
А.И. Савенков считает, что под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее: умение видеть проблемы; умение использовать технику формулировки вопросов; умение формулировать исследовательские гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения и навыки наблюдения; умения и навыки проведения эксперимента; умения делать выводы; умения и навыки работы с текстом; навык конспектирования; умения доказывать и защищать свои идеи.
Вполне вероятно, что представленный список не полон. Но можно утверждать, тем не менее, что его основные позиции отражают суть описываемых явлений, а возможные дополнения к нему носят лишь частный характер.
Важно понимать, что в современном мире исследовательские умения и навыки необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни. Подготовка студента к исследовательской деятельности, обучение его исследовательским умениям и навыкам становится важнейшей задачей современного образования [1, с 4].
Подготовка специалиста, способного мыслить творчески, самостоятельно применять решения в трудных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве – приоритетное направление в современном образовании. Именно поэтому, ремесло преподавателя заключается в умении выбрать для себя оптимальный набор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих эффективность учебного процесса, исходя из его целей и задач. Стоит отметить, что использования только традиционных методов не может полностью обеспечить формирование исследовательских умений и навыков студентов. Целесообразно обращаться к таким приемам и методам, как технологии коллективного способа обучения, игры (интеллектуально-познавательные, развивающие, деловые, ролевые), исследования, работа с источниками, диспуты, выполнение развивающих комплексных заданий и лабораторно-практических работ. Преподаватель не должен быть только источником знания, он должен стать организатором процесса обучения, главная цель которого – формирование у студентов исследовательских умений и навыков.
Центральное место в процессе формирования необходимых компетенций занимают дисциплины по изучения информационных технологий. Однако не стоит забывать, что ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать у студентов присущие им качества, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения студент может лишь с помощью грамотного, творчески работающего преподавателя. Следовательно, задачей преподавателя на уроках информатики является формирование у студентов информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер.
При использовании традиционной методики преподавания вся нагрузка ложится на преподавателя, нагрузка студентов минимальна в плане учебной деятельности. Преподаватель при такой методике преподавания играет роль “Умельца”, то есть он передает предмет, который он знает, не давая возможность студентам самим формировать навыки поисковой, исследовательской и других деятельностей на учебных занятиях. Другими словами, студенты приходят на уроки, чтобы получить весь готовый материал, не прилагая усилий на его поиск, обработку. Они при такой методике проведения занятий затрудняются в будущем времени искать, добывать какие – то знания самостоятельно, затрудняются самостоятельно делать выводы, доказывать свою точку зрения, другими словами, “не умеют работать” с информацией.
Такой методики преподавания дисциплины недостаточно для более качественного усвоения материала. Приходится искать новую методику преподавания.
Известные специалисты в области теории обучения М.Н. Скаткин и И. Я. Лернер, выделяли пять основных, общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. Эти методы авторы делили на две более крупные группы: «репродуктивную» (первый и второй методы) и «продуктивную» (четвертый и пятый методы). К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской, творческой деятельности. Проблемное изложение – промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска [3 с. 67].
Проблемное обучение является одним из основных методов, который использует преподаватель информатики и информационных технологий для формирования исследовательских умений и навыков у студентов.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления.
Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоразумения, с противоречия.
Сама проблема идет впереди знаний студентов, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации.
По степени проблемности различают три основных уровня проблемных ситуаций:
· проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему и находи ее решение;
· проблемная ситуация, при которой преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно со студентами;
· творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формулировании проблемы и поиска ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских работ и научных работ [4 с. 57].
Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:
· преподаватель подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
· сталкивает противоречия практической деятельности;
· излагает различные точки зрения на одну и ту же проблему;
· побуждает студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
· ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
· определяет проблемные теоретические и практические задания;
· ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения [5 с. 35].
Проблемное обучение – более трудная деятельность для преподавателя и студентов, чем работа с готовыми заданиями, материалами. Но если эта система, система проблемного обучения, выстроена, то она окупит себя многократно.
Имеются результаты работы исследований психологов, где детей обучали разными методами: методами с готовыми материалами, заданиями, с одной стороны, и методами проблемного обучения – с другой.
· На начальном этапе усвоение знаний, умений и навыков происходит быстрее, если даются готовые задания и готовые приемы работы с ними;
· На последующих этапах, когда приходится решать новые задачи и от учащегося требуется умение переноса знаний, умений и навыков, то преимущество переходит на ту сторону, где детей обучали с помощью технологии проблемного обучения.
Приведем некоторое описание проблемных ситуаций при изучении отдельных тем курса информатики:
Тема “Заполнение электронной таблицы данными и формулами”
После темы “Понятие электронной таблицы. Типы ячеек электронной таблицы” студенты знают адресацию ячеек “пересечение имени столбца и номера строки”. Предлагается задача по формированию отчета о ценах на купленную мебель
Обязательное требование при решении задачи – формулу в столбце С обязательно копировать!